Время и вечность в учении святых отцов о воплощении бога-слова. VII

Существует точка зрения, согласно которой, время и вечность противоположны друг другу и никакая связь между ними не может быть установлена, время есть отрицание вечности. Но, может быть, время включается в вечность и с ней связано?

С точки зрения материализма, вечность - это "бесконечность времени существования материального мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи и ее атрибутов, материальным единством мира"Философский энциклопедический словарь. - С. 87. . Вечность присуща лишь материи в целом, каждая конкретная материальная система имеет начало и конец во времени, является преходящей. В противоположность этому, теология и идеализм трактуют вечность как атрибут бога или абсолютного духа.

Мысль о связи времени с вечностью и мгновением высказывалась многими философами. Мгновенность и вечность - фундамент, основа времени. О соотнесении категории "время" с категорией "вечность" писал еще Платон в "Тимее": "Когда Отец усмотрел, что порожденное им, это изваяние вечных богов, движется и живет, он возрадовался и в ликовании замыслил еще более уподобить творение образу… Он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности… Тому, что вечно пребывает неподвижным, не пристало становиться со временем старше или моложе… Нет, все это - виды времени, подражающего вечности и бегущего по кругу согласно закону числа"Цит. по: Голованова И.А. Цит. соч. - С. 59. .

Таким образом, по Платону, во-первых, время не противопоставляется вечности, время есть ее "подобие"; во-вторых, время является творением и было не всегда; в-третьих, вечен только "образ", "подобие", т.е. время не вечно и в отличие от неподвижной вечности время движется по закону числа.

Своеобразно трактуются понятия времени и вечности в христианской традиции. Так, Дионисий Ареопагит писал: "Вечности присущи изначальность и неизменность, и вообще - вечность - это предел бытия. Временем же в нем называется то, что подлежит рождению и истлению, изменению и перемене… Бога же мы будем славословить и как Вечность, и как Время, и как Причину любой вечности и любого времени"Цит. по: там же. - С. 60. . Таким образом, если Бог - в вечности, то эта вечность отлична от вечности, соотнесенной со временем, различаются вечность бога и вечность мира.

Вечность и мгновение - это временные характеристики бытия. Это два отделенных друг от друга полюса, единство которых и образует время. Глубокая связь между временем и вечностью была осознана в философии ХХ века. Мне очень близка точка зрения Н. Бердяева, считавшего, что "время не есть замкнутый круг, в который ничто не может проникнуть из вечной действительности, а есть нечто размыкающееся… С другой стороны, эта точка зрения предполагает, что и самое время есть что-то внедренное в глубину вечности", время есть "какой-то внутренний период, какая-то внутренняя эпоха самой вечности"Бердяев Н.А. Время и вечность. - С. 402, 403. . Разрыв между вечным и временным Н. Бердяев определил как "величайшее заблуждение сознания"Там же. - С. .

Прошло более двух с половиной тысяч лет с той поры, как было положено начало научным размышлениям человека о времени. Тем не менее интерес к проблеме времени не только не снижается, но растет и углубляется как со стороны философов и физиков, так и биологов, геологов, историков и др.

Так, например, И. М. Савельева и А. В. Полетаев в своей монографии «История и время. В поисках утраченного» пишут: «Одной из главных тем философии времени является сакраментальный вопрос “что есть время?”, который, несомненно, можно отнести к числу “основных вопросов философии”. Для нашего анализа, однако, существен несколько иной вопрос, а именно как выглядит время. Речь идет об образе времени, складывающемся в сознании, и о тех качествах, которыми наделяется этот образ» . По поводу сказанного заметим, что вопрос «что такое время?», помимо важности его постановки, стал сакраментальным еще и по той причине, что одни философы упорно и настойчиво вели поиск ответа на него, а другие (нередко и выдающиеся мыслители) объявляли его умонепостигаемым феноменом. Вместе с тем вопрос «что есть время?», а не иной – «как выглядит время?», на наш взгляд, является наиболее существенным не только для анализа, проводимого философами, но и для представителей всех сфер науки и практики, включая, естественно, и историков. В этой связи попытаемся обосновать высказанный тезис в данной работе.

Указанные авторы, имея в виду под двумя образами времени вечность и время, далее подчеркивают: «Анализируя взгляды крупнейших философов на проблему времени, прежде всего, обращаешь внимание на то, что почти все они говорили о двух типах, точнее, образах времени. Подобные представления, несмотря на некоторые различия в способах описания, остаются практически неизменными вот уже два с половиной тысячелетия европейской истории. От античности и до поздней современности (или постмодернизма, существующего если не в социальной жизни, то, безусловно, в социальной мысли) подавляющее большинство философов, говоря о времени, мыслит категориями поразительно устойчивой структуры. Этот факт, как нам кажется, достаточно уникален и представляет самостоятельную тему для размышлений» .

Упомянутый факт, действительно, имеет место, однако по понятным причинам авторы не объясняют причину того, почему подавляющее большинство философов, говоря о времени, мыслит категориями поразительно устойчивой структуры. А все дело, по нашему мнению, в том, что природа (или причина) времени, которая не допускает наличия двух образов времени, не была им известна. О справедливости сказанного нами косвенно свидетельствует уже то обстоятельство, что, начиная от мыслителей древности и заканчивая философами современности, вечность и время или четко различали (как это делали, например, Платон, Августин, Боэций и Фома Аквинский), или в чем-то отождествляли (как это делают современные философы).

Как известно, в европейской культуре четкое различение двух образов времени, которые обозначаются терминами «вечность» и «время», впервые введено Платоном, хотя он сам при этом ссылался на «древних и священных философов» как на своих предшественников. Начиная с тех давних пор многие выдающиеся мыслители и философские школы предлагали им свое оригинальное толкование. Наконец, в современной философской литературе и справочных изданиях утвердилось мнение, согласно которому вечность – бесконечное время, время, не имеющее ни начала, ни конца. Однако если рассматривать проблему соотношения вечности и времени с точки зрения разработанной нами функциональной концепции времени, адекватно отражающей объективно-реальное время, вечность – не бесконечное время.

Дело в том, что, согласно функциональной концепции, объективно-реальное время образуется в результате последовательной смены конкретных, конечных материальных объектов, процессов (каждый объект – процесс). Объективно-реальное, функциональное время образуют все без исключения материальные процессы, начиная от микропроцессов и заканчивая процессами расширения и сжатия Вселенной как целого, если она пульсирует, и теория «горячей Вселенной» адекватно отражает существующие в природе реальности.

Причем функциональное время образуется не всяким, не любым движением, а качественными изменениями, являющимися причиной становления, то есть возникновения и исчезновения материальных объектов, процессов как таковых. Точнее было бы сказать, что лишь конкретные, конечные материальные процессы образуют свои собственные времена, в которых и существуют с момента своего возникновения и до воплощения их материального содержания в другие, последующие процессы, объекты. Свои собственные времена образуют физические, химические, биологические, исторические и любые другие реально существующие процессы.

В связи с тем, что последовательно сменяющиеся состояния материальных процессов, пока существуют как таковые, образуют только настоящее время, при течении объективно-реального, функционального времени происходит последовательная смена одних промежутков настоящего времени другими, последующими промежутками настоящего времени. Иными словами, объективно-реальное, функциональное время, образуемое конкретными, конечными процессами и их состояниями, течет не от прошлого через настоящее к будущему, а от настоящего к последующему настоящему. Сказанное относится и к функциональному историческому времени.

Функциональное историческое время образуется последовательно сменяющимися конкретными историческими процессами. Единицами функционального исторического времени являются временные промежутки, периоды, образуемые последовательно сменяющимися состояниями конкретного исторического процесса, а не дни, годы или столетия, представляющие собой единицы постулированного, условного исторического времени, придуманного человеком.

Физическое время образуется в результате изменений, последовательно происходящих в материальных объектах, процессах, а историческое – в результате последовательно сменяющихся событий, являющихся результатом деятельности людей, пользующихся орудиями труда и войны.

Таким образом, не только в природе, но и в обществе каждый процесс образует свое собственное время. Именно в этой связи мы вправе называть время, образуемое историческими процессами, историческим. Следует также иметь в виду, что, в отличие от физического времени, в понятие исторического времени вкладывается социальный смысл. Самим процессам, образующим социальное, историческое время, безразлично, живут люди в этом обществе богато или бедно, сражаются или занимаются мирным трудом, являются высоко- или малообразованными, здоровыми или больными. Все это волнует лишь самих людей, членов данного общества, и все это только в их сознании. И если сами социальные процессы управляются объективными законами, то восприятие их субъективно. Разные члены общества трактуют по-разному результаты социальных процессов в зависимости от места, занимаемого ими в этом обществе. Вместе с тем как физическое (и любое другое) время, так и историческое, по причине своей несубстанциональности, собственными свойствами не обладает, а лишь специфически отражает свойства образующего его процесса.

Функциональное время, по причине своей несубстанциональности, принципиально необратимо. Оно не повернется вспять и при обратном протекании процесса (если бы это было возможно).

В связи со сказанным выше более предпочтительной нам представляется точка зрения Августина Блаженного, который более полутора тысячи лет назад указывал на «бесконечное различие между временем и вечностью» .

И, по нашему мнению, между временем и вечностью существует бесконечное различие, ибо время, имеющее статус реальности, физическое значение, образуют, а потому во времени существуют лишь конкретные, конечные материальные объекты; объективно-реальное, но несубстанциональное функциональное время (другого времени, на наш взгляд, в природе нет), прежде чем существовать, должно возникнуть, иметь начало отсчета.

Несотворимая и неуничтожимая, вечно существующая глобальная Вселенная не возникает и не исчезает как таковая (Вселенной безразлично, какие в ней происходят изменения, процессы – независимо от них она всегда остается Вселенной), а потому своего собственного, единого времени не образует. Семантика же слова «вечность» означает лишь то, что несотворимая и неуничтожимая Вселенная, в отличие от материальных объектов, ее составляющих, существует постоянно, всегда. Иными словами, Вселенная в целом существует постоянно, вечно по причине своей несотворимости и неуничтожимости, а не потому, что существует в бесконечном времени.

Рациональное зерно содержится в другом высказывании Августина: «Все прошедшее слагается из будущего и все будущее зависит от прошедшего, всегда сущего, для которого нет ни прошедшего, ни будущего, что мы называем вечностью» . Действительно, все прошедшее когда-то было настоящим, и будущее реализуется, может реализоваться лишь в настоящем, но не в некотором едином мировом настоящем, не в вечности, а в настоящем времени, образуемом конкретными, конечными материальными объектами. По нашему мнению, здесь исключительно важно иметь в виду, что материальные процессы не являются функцией времени, как принято считать в науке. В реальной действительности, наоборот, само время является функцией образующих его процессов – физических, биологических, геологических, исторических и любых других.

Имея в виду время и вечность, Августин писал, что «они несравнимы... что длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не проходит, но пребывает как настоящее во всей полноте, время как настоящее в полноте своей пребывать не может» .

Здесь Августин однозначно указывает на то, что в вечности нет течения времени, и с ним нельзя не согласиться. Другое дело, что продолжительность объективно-реального, функционального времени образуется не из преемственной последовательности различных мгновений, а из последовательно сменяющихся промежутков, периодов времени, образуемых последовательно сменяющимися состояниями конкретных, конечных материальных процессов, которые могут длиться от миллиардных долей секунды до миллиардов лет, но не бесконечно. И эти процессы образуют собственные настоящие времена, а не единое настоящее время материи в целом, глобальной Вселенной.

В вечности, действительно, «ничто не проходит», поскольку вечность – не безначальное и бесконечное время, образуемое миром в целом. Другое дело, что в вечно существующем мире возникают и исчезают конкретные конечные вещи, явления и процессы, образующие собственные настоящие временные длительности, в которых и существуют. Вечность не является особой субстанцией – единственной субстанциональной реальностью является сама материя, а потому все изменения, образующие время, происходят в вечно движущейся материи, а не в вечности, означающей лишь постоянное существование материи, обусловленное ее несотворимостью и неуничтожимостью. И лишь в этом смысле можно вести речь о том, что в мире, в природе всегда существует настоящее время, а к несотворимому и неуничтожимому, существующему вечно миру понятие времени, а следовательно и понятие видов времени, неприменимо. Иными словами, понятие времени, точнее, настоящего времени применимо лишь к конкретным, конечным материальным объектам, процессам, составляющим мир, а понятие вечности – к несотворимому неуничтожимому миру в целом.

Вечность мира не следует понимать в духе того, будто бы мир бесконечно стар в некотором едином течении времени. В этой связи нельзя не согласиться с тем, что вечность мира «следует понимать, прежде всего, в том смысле, что несотворимая, неуничтожимая материя будет иметь бесконечное существование, безотносительно к тому, каков бы ни был временной ритм изменений ее конкретных форм» .

Однако мы не можем согласиться с тем, что «вечность – бесконечное время» . Материя вечна и бесконечна в своем существовании не потому, что пребывает в бесконечном, вечном времени, а в связи с тем, что несотворима и неуничтожима, тогда как все ее конкретные конечные формы образуют свои собственные временные длительности, в которых и существуют. Именно благодаря их многообразию и сменяемости обеспечивается вечность самой материи, самого мира в целом.

Как уже было сказано, вечный мир единого времени не образует, поэтому понятие времени к нему неприменимо, следовательно, к вечности неприменимы и такие временные характеристики, как длительность и последовательность. Они применимы лишь ко времени, образуемому конкретными, конечными материальными объектами, составляющими мир.

Между тем Я. Ф. Аскин пишет: «Неправильно противопоставлять вечность как что-то неподвижное, как неподвижную длительность, течению времени. Неподвижной длительности не может быть... ибо по самой сущности длительность создается движением материи (но не материи как таковой, а материального содержания ее конкретных, конечных форм! – Т. Л. ), она не может быть неподвижной. Вечности присущи оба основных атрибута времени: и длительность, и последовательность» .

Неправомерность точки зрения, согласно которой длительность и последовательность – атрибуты вечности, очевидна уже ввиду отсутствия единого мирового времени. Ведь материя не может иметь длительности существования в несуществующем времени. Неподвижной временной длительности действительно не может быть. Собственные временные длительности образуют все без исключения конкретные формы существования материи, но не материя как таковая. И не только по причине своей несотворимости и неуничтожимости, но еще и потому, что материя существует только в своих конкретных формах.

Вечность мира – не бесконечное время не потому, что материя неподвижна, а в связи с тем, что она как таковая неизменна и стабильна, материи в целом не присуще становление.

В связи со сказанным выше и понятие длительности применимо лишь к конкретным, конечным формам материи, а не к вечности. Понятие «вечность», как было уже подчеркнуто, означает не подвижную длительность, не бесконечное время, а несотворимость и неуничтожимость материи, ее постоянное существование в ее конкретных конечных формах, которые только (а не материя как таковая) и образуют свои собственные временные длительности.

С нашей точки зрения, к материи как таковой, к глобальной Вселенной неприменимо и понятие последовательности. Если даже Вселенная в целом пульсирует – свое собственное время образуют и во времени существуют лишь периоды ее расширения и сжатия, но не сама несотворимая и неуничтожимая Вселенная. Только циклы пульсирующей Вселенной могут образовывать время, имеющее точку отсчета с момента Большого взрыва и момента начала сжатия, но не Вселенная как таковая.

Вечность мира – это вечность материи, неизменной стороны материи как субстанциональной реальности; материя несменяема и неизменна при многообразии и сменяемости ее проявлений, вечность связана с субстанцией, а время – с субстанциональной сферой, то есть с изменяющейся стороной субстанции. Субстанциональная сфера находится в постоянном движении, изменении, тогда как субстанция неизменна, стабильна. С одной стороны, движение, изменения – причина становления, а потому причина образования времени, с другой – движение, изменения обусловливают неизменность, сохраняемость, стабильность материи как единственной субстанциональной реальности.

Таким образом, понятие «вечность» применимо к тому, что сохраняется, неизменно, стабильно, то есть к материи как таковой, а понятие «время» – только к тому, что возникает и исчезает, имеет преходящий характер.

И хотя между временем и вечностью существует бесконечное различие, вечность и время представляют собой единство – единство противоположностей: сохранения и изменения, стабильности и нестабильности, – и это единство данных противоречивых сторон материи выражено в ее движении.

В этой связи мы не можем согласиться с Я. Ф. Аскиным, который, подразумевая под вечностью бесконечное время, пишет: «Рассматривая вечность как такое течение времени, которое не имеет начала и не придет к концу, мы тем самым характеризуем вечностью прошлое и будущее. По отношению к первому вечность выступает как отсутствие начала существования мира, по отношению ко второму – как отсутствие конца мира, его гибели. Но этими двумя моментами понятие вечности не может быть исчерпано. Имеется еще один, и притом центральный, вид времени – настоящее. И вечность прежде всего проявляется в том, что всегда имеется реальное настоящее материального мира, наличное бытие» .

Однако, если иметь в виду, во-первых, что Вселенная в целом не образует единого времени, уже неправомерно вести речь о видах времени применительно к несуществующему времени. Во-вторых, рассмотрение вечности как безначального и бесконечного течения времени означает не что иное, как признание объективности некоторого единого вселенского времени, отсутствие которого доказано. В-третьих, как было сказано выше, в реальной действительности нет времени без начала и конца, так как объективно-реальное, функциональное время образуют и поэтому во времени существуют лишь конкретные, конечные материальные вещи, явления и процессы. В-четвертых, все без исключения конкретные материальные объекты и их последовательно сменяющиеся состояния образуют только промежутки, периоды настоящего времени, которые имеют физический смысл, физическое значение. Прошлое и будущее статуса реальности не имеют, не могут иметь. В-пятых, по указанным выше причинам глобальная Вселенная была, есть и будет всегда Вселенной, так как она несотворима и неуничтожима, а не потому, что она существует во времени, не имеющем ни начала, ни конца.

Все сказанное выше должно внести достаточно ясности в то, что бесконечность ошибочно считается многими исследователями свойством времени. Так, например, Я. Ф. Аскин пишет: «Бесконечность как свойство времени выступает, прежде всего, бесконечной длительностью существования материи. Это временное свойство имеет важнейшее мировоззренческое значение. Проблема бесконечной или конечной длительности существования материи есть, в сущности, вопрос о том, была или не была материя порождена или она существовала постоянно, а также вопрос о возможности или невозможности будущей гибели материального мира» .

В этой связи заметим, что бесконечность не может являться свойством времени, поскольку время образуют и поэтому во времени существуют лишь конкретные, конечные материальные объекты. Бесконечная длительность существования материи (точнее было бы сказать – постоянное существование материи, поскольку время образуют конкретные формы материи, а не материя как таковая) обусловливает вечность существования материи, а не бесконечную длительность ее существования в бесконечном времени.

Вопрос о том, была или не была материя порождена, или она существовала постоянно, а также вопрос о возможности или невозможности гибели материального мира является проблемой не бесконечной или конечной длительности существования материи, а вечной или конечной длительности ее существования. Дело в том, что несотворимая и неуничтожимая Вселенная существует постоянно, вечно, а не в бесконечном времени. Как уже было сказано, несотворимая и неуничтожимая Вселенная в отличие от конкретных материальных объектов, ее составляющих, собственного времени не образует, а потому понятие времени (следовательно, и понятие бесконечности времени) к ней не применимо. Следует согласиться с тем, что признание первого, начального момента применительно к движущейся материи ведет к отказу от причинности и от принципа сохранения материи и движения, но не с тем, что положение о бесконечности времени является выводом из фундаментальных принципов современного естествознания, имеющих опытное происхождение. И это несмотря на то, что действительно «органическая связь времени с движущейся материей давно уже перестала быть содержанием лишь философских воззрений, она воплотилась в плоть и кровь естествознания, в таких его достижениях, как теория относительности, геохронология, учение о “биологических часах”» .

Все дело в том, что время связано не с несотворимой и неуничтожимой материей как таковой, а с конкретными, конечными формами ее существования, которые только и являются, могут являться объектом изучения естественных наук: физики, геологии, биологии и т. д.

Не обусловлено существование Вселенной в бесконечном времени и причинностью (ни самой по себе, ни вместе с законами сохранения), несмотря на то, что она действительно представляет собой связующую нить, объединяющую различные, последовательные состояния в развитии материи, генетическое отношение порождения одного явления другим, имеющее существенный временной характер. Дело в том, что последовательно сменяются не состояния материи как таковой, а конкретных, конечных материальных объектов и сами объекты, которые только и образуют свои собственные времена.

«Таким образом, – пишет Я. Ф. Аскин, – бесконечность существования мира, его вечность состоят в постоянном движении, изменении, развитии материи. В свете этого вывода лишается основы противопоставление категорий “вечности” и “времени”, характерное для идеалистической философии и теологии. Рассматривая время как нечто связанное с изменениями, философы-идеалисты и теологи понимают вечность не как бесконечное время, а как вневременность. Это связано с рассмотрением ими вечности как атрибута, принадлежащего чему-то неизменному, потому, что длится без изменений, что лишено последовательности. Тем самым вечность рассматривается как отделенное от материального мира и противопоставленное ему состояние» .

В связи с этим заметим, что мир, действительно, существует вечно, постоянно, всегда, поскольку он несотворим и неуничтожим, но не в бесконечном времени – именно по причине своей несотворимости и неуничтожимости (а не потому, что он неподвижен). Материальный мир находится в постоянном движении и изменении, однако эти изменения являются причиной становления, возникновения и исчезновения, а потому причиной образования конкретными материальными объектами собственного (но не единого мирового) времени.

Речь здесь идет не о противопоставлении категорий «вечности» и «времени», а о единстве двух противоположностей, которое выражено в вечном движении.

«Структурной единицей течения времени, – утверждает Я. Ф. Ас-кин, – выступает “момент времени”. Бесконечность времени означает бесконечность моментов времени. Поскольку мы говорим об этой последней, мы берем моменты времени в некотором отношении как элементы, одинаковые в смысле принадлежности их всех ко времени как к определенной форме бытия материи. С другой стороны, момент времени не является некоей самостоятельной субстанцией, а представляет собой форму бытия совокупности событий, состояний движущейся материи, причем специфика каждого из временных моментов есть выражение качественно различного характера этих совокупностей» .

По нашему мнению, структурной единицей течения времени может выступать «момент времени» лишь при условии, что под ним подразумевается промежуток, период времени, образуемого последовательно сменяющимися состояниями материальных объектов, самими объектами. Однако бесконечность моментов времени не может означать, по известным уже причинам, бесконечность единого мирового времени.

Вопреки всему сказанному выше в философском энциклопедическом словаре сказано: «Вечность, бесконечность времени существования материального мира обусловлена несотворимостью и неуничтожимостью материи и ее атрибутов, материальным единством мира. Вечность присуща лишь материи в целом; каждая конкретная материальная система имеет начало и конец во времени, является преходящей» .

В этой связи заметим, во-первых, что вечность, по указанным уже причинам, не является бесконечным временем.

Во-вторых, несотворимостью и неуничтожимостью материи и ее атрибутов обусловлена вечность мира в целом, но не бесконечность времени, поскольку бесконечного времени в природе не существует, ибо объективно-реальное, функциональное время образуют, как уже было сказано, лишь конкретные конечные формы бытия материи.

В-третьих, вечность присуща не только материи в целом, но и материальному содержанию каждой конкретной системы, так как оно субстанционально, не возникает и не исчезает как таковое, а, только изменяясь, воплощается в другие системы. В природе имеет место многообразие и сменяемость проявлений материи, но не возникновение и исчезновение материи как таковой или материального содержания ее конкретных форм как таковых.

В-четвертых, следует иметь в виду, что каждая конкретная материальная система имеет начало и конец не в некотором едином мировом времени, а в ею же образуемом времени. Несубстанциональное время, прежде чем существовать, должно возникнуть, а возникает оно лишь с конкретными системами. Началом отсчета их собственного времени являются моменты их возникновения как таковых, заканчивается же собственное настоящее время этих систем в момент их исчезновения как таковых в результате воплощения их материального содержания в другие системы.

В-пятых, преходящей является данная конкретная материальная система как таковая, а не ее материальное содержание. Заканчивается, исчезает навсегда, безвозвратно время данной системы, поскольку оно несубстанционально, а ее субстанциональное материальное содержание воплощается в новые, последующие системы, которые начинают образовывать свое собственное настоящее время.

В связи со сказанным выше мы не можем согласиться и со следующим утверждением: «Вечность как бесконечность времени существования материи имеет количественные и качественные аспекты. В количественном отношении вечность включает в себя актуальную бесконечность последовательно сменяющих друг друга временных интервалов бытия материальных систем (столетий, тысячелетий и т. д.). В качественном отношении вечность включает в себя бесконечную последовательность качественных изменений материи, смену ее состояний, форм и законов движения, неограниченное многообразие пространственно-временных структур в различных материальных системах» .

Поскольку вечность не является временем, бесконечным временем, она не может иметь каких-либо временных характеристик. Вечность не может включать в себя актуальную бесконечность последовательно сменяющих друг друга временных интервалов бытия материальных систем (столетий, тысячелетий и т. д.), так как, во-первых, эти интервалы не образуют единого мирового безначального и бесконечного времени; во-вторых, столетия и тысячелетия являются единицами условного, реально не существующего времени и поэтому, при строгом подходе, не имеют какого-либо отношения не только к вечности, но и к объективно-реальному, функциональному времени.

Таким образом, из всего сказанного выше вытекает, что вечность не является, не может являться бесконечным временем. Следовательно, в связи со сказанным выше исторические процессы происходят не в вечности, а в ими же образуемом времени. Исторический процесс представляет собой последовательную смену исторических событий, вместе с которыми начинается и заканчивается образуемое ими время.

В этой связи как философов и историков, так и представителей всех других сфер науки и практики должны интересовать, прежде всего, сущность и свойства объективно-реального, функционального времени, а не образы реально не существующего постулированного, придуманного человеком времени. Использование, например, историками в своих исследованиях понятия функционального исторического времени, на наш взгляд, позволит им не только создавать более объективную историю, но и лучше прогнозировать будущее.

Савельева, И. М., Полетаев, А. В. История и время. В поисках утраченного. – М., 1997. – С. 73.

Савельева, И. М., Полетаев, А. В. Указ. соч. – С. 73.

Антология мировой философии. – Т. 1. – Ч. 2. – М., 1969. – С. 586.

Антология мировой философии. – Т. 4. – М., 1969. – С. 586.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С. 80.

1. ВВЕДЕНИЕ

Что такое время? Этот вопрос задавали и задают себе люди, наверное, с тех пор, как они научились рассуждать об отвлеченных понятиях своего бытия. Человеческие цивилизации можно классифицировать по их отношению к понятию времени. Существовало, да и сейчас существует, разное отношение к этому фундаментальному понятию. Само время делят на разные категории

: время космическое, время историческое, время психологическое и т.д. До открытия Эйнштейном теории относительности человечество представляло время как некую абсолютную константу, обладающую рядом характеристик, а именно: 1).бесконечностью, т.е. отсутствием начала и конца (время представляется в виде прямой, не имеющей начала и конца); 2).направленностью, т.е. движением всегда в одну и ту же сторону и, как следствие этого, 3).необратимостью (то, что прошло, уже невозможно вернуть или изменить); 4).однородностью, т.е. равенством его частей самим себе в разных условиях. Что ж, современная физика всерьез поколебала привычные представления о времени. Однако мы находим принципиально иное отношение ко времени в Священном Писании и у христианских философов, строящих свои рассуждения на его основе. Еще Василий Великий раскрывает библейское представление о времени как о тварной субстанции.

В этом реферате рассматривается представление о времени, предложенное христианским богословом и философом, одним из ярчайших представителей средневековья, жившем в конце пятого – начале шестого веков, Блаженным Августином. Получив прекрасное образование, Августин Аврелий был прекрасно знаком с античной философией и, в частности, с работами Аристотеля. Именно аристотелевские мотивы в представлении времени во многом легли в основу рассуждений Августина. Но, как настоящий христианин, Августин творчески переработал античный взгляд на время. Рассуждениям о времени посвящена одиннадцатая глава-книга одного из шедевров Августиновской мысли – книги «Исповедь». Правда слово «рассуждение» - не самое точное выражение жанра, который представляет Августин в данном произведении. Скорее это можно было бы назвать незримым диалогом, потому что на протяжении всей книги автор мистически ведет беседу с Богом. Одиннадцатая глава-книга посвящена поиску ответа у Бога о природе времени, поэтому она построена в форме вопрошания Его. Даже когда Августин излагает свои мысли о предмете рассуждений, он постоянно сверяет их с тем, что говорит ему Бог.

2. ВЕЧНОСТЬ

Как и многих до него Августина интересует вопрос познания Бога. Познать Его можно лишь настолько, насколько Он Сам открывает нам Себя. Познавать Бога можно через Его Творение. Эту мысль исповедовали многие поколения верующих людей. Огромное собрание откровений Бога о Нем Самом и об окружающем нас мире содержится в Священном Писании. Именно к нему и обращается бл.Августин. И, как многие до него, он задает вопрос прямо с первых слов Писания. Что значит «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1.1)? «Дай мне услышать и понять,- пишет Августин, - каким образом Ты сотворил в начале небо и землю». Здесь он размышляет о соотношении временного и вечного. Какие категории можно отнести к Богу? Так как в Писании говорится, что Бог творит мир своим Словом, то Августин задается вопросом: так же звучали слова творения, как и прозвучали во время крещения Иисуса: «Это Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3.17). Рассуждая об этом, Августин говорит, что эти последние слова прозвучали во времени, один слог за другим. Прозвучали, и наступило после них молчание. Но, то Слово, которым творил Бог мир, было другим. Рассуждая так, мы вынуждены применять глагольные формы, указывающие на время. Но подчеркнутое слово было можно трактовать в прошедшем времени только нам, живущим во времени, потому что для нас творение мира состоялось когда-то в прошлом. На самом же деле, так как здесь идет речь уже не просто о слове, а о Боге-Слове, пребывающем с Богом, которое «извечно произносится, и через него все извечно произнесено», мы не можем говорить в прошедшем времени. «То, что было произнесено,- далее продолжает Августин,- не исчезает, чтобы произнести все, не надо говорить одно вслед за другим: все извечно и одновременно. Иначе существовало бы время и изменяемость – не настоящая вечность и не настоящее бессмертие». Таким образом, Августин подходит к объяснению вечности, в которой пребывает Бог, не как бесконечного времени, а как его отсутствии. В Х главе одиннадцатой главы-книги Августин отвечает на вопрос: «Что делал Бог до того, как создал небо и землю?», задаваемый, по выражению автора, «обветшавшими разумом». Сущность вопроса касается самой Сущности Бога, потому что факт совершения того, чего не было раньше, ставит под сомнение Абсолютность Божьего бытия. «Если в Божественной субстанции родилось то, чего в ней не было раньше, то субстанция эта по справедливости не может быть названа вечной». Вечность и время несравнимы, отвечает на это бл.Августин. Пусть тот, кто задает такой вопрос, говорит Августин, «увидит, что длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте; время как настоящее в полноте своей пребывать не может». «Недвижная пребывающая вечность,- далее продолжает Августин,- не знающая ни прошедшего, ни будущего, указывает времени быть прошедшим и будущим». Итак, отвечая на поставленный вопрос, Августин четко и недвусмысленно говорит, что не было времени, когда Бог бы не творил мир, ибо само время сотворено Богом. «Все годы Бога одновременны и недвижны: они стоят; приходящие не вытесняют идущих, ибо они не проходят», «сегодняшний день Бога – это вечность, поэтому вечен как сам Господь».
Определив, что такое вечность и что время сотворено Богом, Августин задается вопросом: «что же такое время?».

3. ВРЕМЯ

«Что же такое время? Кто смог бы объяснить это просто и кратко?», пишет Августин. Мы говорим о времени постоянно, мы измеряем его, мы знаем, что существует время прошлое, настоящее и будущее. Прошлое время – это то, что уже прошло, а будущее – это то, что еще не наступило. Но то, что прошло, уже не существует, рассуждает Августин, а то, что в будущем – еще не существует. Реально только то, что существует в настоящем. Но если бы настоящее не уходило бы в прошлое, то оно бы стало вечностью, чего быть не может. Тем не менее, мы измеряем время. Какое время мы можем измерить? Оказывается, что мы можем измерять время прошлое и время будущее, а время настоящее мы измерить не можем. Время прошлое мы можем измерить, потому что оно уже прошло и мы знаем сколько оно длилось, а время будущее мы можем измерить предположительно, в качестве нашего ожидания. Настоящее же мы измерить не можем, потому что оно не имеет длительности. Настоящее – это неуловимая грань между будущим и прошлым. Августин доказывает это убедительным примером. Он задает вопрос: может ли быть некий выделенный промежуток времени, например в сто лет, в настоящем? Нет, говорит он, настоящим может быть лишь один из ста. А может этот один год быть весь в настоящем? Нет, сейчас может длиться только один месяц из двенадцати. А из всего месяца может длиться лишь один день. И так до бесконечности дробя текущий промежуток времени, Августин приходит к выводу, что настоящее – это бесконечно малое мгновение, не имеющее длительности.

Получается удивительная вещь: времени прошлого и будущего, как мы уже говорили, не существует, а настоящее бесконечно мало, т.е. практически равно нулю, а это значит, что времени в это мгновение не существует также.
Как же мы говорим о прошлом, которого не существует? И как мы говорим о будущем? Разве можем мы правдиво говорить о несуществующем? Значит, прошлое и будущее где-то все-таки существуют? Рассуждая таким образом, Августин приходит к мысли о том, что прошлое существует только как настоящее в нашей памяти. Да и будущее, о котором мы имеем смелость говорить, тоже существует как настоящее в нашем уме, как обдумывание того, что, по нашему мнению, должно произойти.
«Совершенно ясно теперь одно,- говорит Августин,- ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего… есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – это непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание».

Как же мы все-таки измеряем время? Ведь прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеет длительности. И, тем не менее, мы измеряем время, как утверждает Августин, именно в настоящем, пока оно идет, пока мы его чувствуем. Пока оно движется из будущего через настоящее в прошлое. Августин опровергает мнение, что время – это движение тел. Что движение может совершаться лишь во времени, Августин согласен, но не наоборот. Он кропотливо с разных сторон пытается разрешить вопрос о том, как мы измеряем время. Как мы можем сравнивать длительности и говорить: этот промежуток времени длиннее другого. Мы не можем измерить звук пока он длится, ибо он еще не закончился, но когда он закончился, его уже нет. Как же мы его измеряем? Мы это делаем, приходит к выводу Августин, в нашей душе. Так же, как он утверждал, что время существует лишь в нашей душе, так и измерять время мы можем только в ней же. «Внимание, существующее в настоящем, переправляет будущее в прошлое; уменьшается будущее – растет прошлое; исчезает совсем будущее – и все становится прошлым». Только в душе существуют три времени. «Она и ждет, и внимает, и помнит: то, чего она ждет, проходит через то, чему она внимает, и уходит туда, о чем она вспоминает».

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, блаженный Августин утверждает:
1). Время сотворено Богом.
2). Бог пребывает в вечности, которая есть отсутствие времени.
3). Прошедшего и будущего, как таковых, не существует, а настоящее не имеет длительности.
4). Три времени существуют только в нашей душе: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – это непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание
5). Измеряем время мы также только в нашей душе.
Таким образом, используя взгляды Августина на природу времени и вечности, мы можем говорить, что время это, выражаясь математическим языком, не прямая, а луч, имеющий начало. Если же учесть, что в Писании сказано о конце времен, то можно будет более точно сказать, что это отрезок. Так как Бог существует в вечности, то все времена находятся пред Его взором, и Он созерцает их все сразу. В нем есть вся полнота того, что было, есть и будет. Верующие люди непосредственно могут встретиться с Богом в настоящем, которое только истинно и существует, т.к. соприкасается с вечностью. Оно и есть окно в вечность. И в этом соприкосновении с Богом и вечностью люди могут изменять время.


ЛИТЕРАТУРА

1. Аврелий Августин. «Исповедь». Издательство «Азбука», СПб, 1999
2. Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. – Санкт-Петербург, 1994
3. Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. II. Средневековье. – Санкт-Петербург, 1994

Догматическое богословие (Кастальский-Бороздин) Архимандрит Алипий

VII. Время и вечность

VII. Время и вечность

Повествование о творении мира в Библии начинается словами: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). «Начало», о котором здесь идет речь, есть первое мгновение, в которое возникает мир духовный и вещественный. Это мгновение полагает начало времени Вселенной, но само по себе мгновение неуловимо для мысли. Время предполагает некоторую длительность, или процесс, в котором можно выделить прошлое, настоящее и будущее. Но в мгновении нет временной длительности, оно неделимо, поэтому мгновение - вне времени. По мысли святителя Василия Великого, «как начало пути еще не путь и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время и даже не самомалейшая часть времени» . Это - грань между вечностью и временем. Мгновение есть «прорыв в вечность», потому что настоящее без изменения, без длительности и являет собой присутствие вечности .

Таким образом, действие Божественной воли в творении мира было мгновенным и вневременным.

Первоначальное мгновение, о котором говорит 1-й стих книги Бытия, - это точка, в которой соприкасается вечная Божественная воля с тварным миром. Отныне мир возникает и изменяется, его изменение порождает время. «Время от создания неба и земли исчисляется», - говорит преподобный Максим Исповедник . И без мира нет времени, так как в вечности длительности и последовательности. «Ибо что такое время, - спрашивает Блаженный Августин, - как не разные преемственные и последовательные перемены, которым с безусловной необходимостью подвергаемся все мы и весь мир?» Если бы не было этих перемен, то есть если бы не было тварей, в которых они происходят, не было бы и самого времени. Времени до происхождения тварей, вообще, не было, явилось же оно только с тварями, поэтому правильнее говорить, что Бог сотворил мир не во времени, а вместе с временем. На вопрос, что делал Бог до творения мира, Блаженный Августин отвечал: «Не стану отвечать так, как отвечал… один хитрец, что Бог готовил вечные муки тем, кто дерзает испытывать глубины непостижимых тайн», - а затем продолжал: «Так как Бог - Творец и времени, то ошибочно допускать, что было какое-то время до творения. Прежде сотворения неба и земли не было времени, а в таком случае неразумно ставить вопрос: что делал тогда (до творения) Бог? Без времени немыслимо и «тогда» . Времени предшествует не время, но «недлящаяся высота присносущной вечности».

Время, в котором мы живем, имеет начало и конец. В жизни мира настанет мгновение, когда времени уже не будет (Откр. 10, 6). Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или, лучше сказать, тогда будет один невечерний день». После Второго Пришествия тварь приобщится к вечности, но сама тварность мира предполагает бесконечный, хотя и вневременный процесс совершенствования твари в восхождении ее к Богу. Поэтому вечность тварного мира после его преображения, по словам преподобного Максима Исповедника, есть вечность тварная, имевшая начало. Она есть как бы неподвижное время или вечнодлящееся мгновение. Святитель Дионисий Ареопагит говорит, что один Бог может быть назван вечным, вечность же твари есть вечность, представляющая собой нечто среднее между временем и вечностью .

Вечность входит в условия нашего времени. Не случайно святые отцы избегают резко противопоставлять время и вечность. То и другое имело начало, поэтому время и вечность в определенном смысле соразмерны. Время можно рассматривать как последовательность мгновений, каждое из которых причастно вечности. Вечность - это остановившееся время, а время - это движущаяся вечность. По словам святителя Григория Богослова, когда мы сводим в единство начало и конец времени, то приходим к вечности .

Приобщение к вечности мы можем пережить в молитве. Когда, забыв все вещественное, человек предстоит в молитве Богу, то время для него как бы не существует.

Также, причащаясь Божественной Евхаристии, мы соединяемся с Христом Воскресшим, каждый в свою меру, приобщаемся к Царству Его славы и входим в вечность.

Если в Библии сказано, что для Бога тысяча лет - как день вчерашний (Пс. 89, 5), то отсюда отнюдь не следует, что две тысячи лет для Господа - два дня. Бог, как уже говорилось, выше условий пространства и времени. Он вечен и Его вечность превосходит и тварную вечность, и подвижное время Вселенной. Святитель Дионисий Ареопагит пишет, что Бог «начальствует предвечно, ибо предшествует вечности и ее превосходит, и Царство Его - Царство всех веков» .

Из книги Догматическое богословие автора Лосский Владимир Николаевич

(8) ТВОРЕНИЕ: ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ "В начале было Слово" , - пишет святой Иоанн Богослов, а Библия утверждает: "В начале Бог сотворил небо и землю" . Ориген отождествляет эти два текста: "Бог, - говорит он, - все сотворил в Своем Слове, значит Он сотворил всю вечность в Самом Себе".

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

2.2.3. Вечность Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени, оно означает, что Бог не зависит от условий времени, как формы изменчивого бытия. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобные к Богу неприложимы, поскольку все связанные с

Из книги Кузница автора Эскрива Хосемария

ВЕЧНОСТЬ 987. Сын Божий не боится ни жизни, ни смерти, потому, что основание духовной его жизни – это чувство богосыновства: Господь – мой Отец, – думает он, – и Он – Творец всего благого, всяческого Добра.Но разве мы с тобой вправду поступаем, как сыны Божии?988. Я очень

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Избранное: Величие и нищета метафизики автора Маритен Жак

Время и вечность 26. С соображениями, на которых мы остановили свое внимание в предыдущей главе и которые касались субъекта, или существующего, основания, удерживающего или осуществляющего существование, связана проблема или, вернее, самая возвышенная и глубокая тайна,

Из книги Господь автора Гвардини Романо

Часть Седьмая Апокалипсис: время и вечность

Из книги Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада автора Богуцкий Константин

XI. Время и вечность А) Противопоставление30) Движение мира осуществляется в жизни Вечности, и в этой Вечности есть место мира. Он никогда не остановится и никогда не разрушится, ибо непрерывность жизни окружает и защищает его, как земляной вал. Мир наделяет жизнью все, что в

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

Из книги Догматическое богословие автора (Кастальский-Бороздин) Архимандрит Алипий

В. ВЕЧНОСТЬ Ограниченность и изменчивость всего тварного порождают категории пространства и времени. Время - условие бытия мира и человека. Даже Ангелы, будучи бессмертны, по началу своего происхождения все же ограничены во времени, как сотворенные «в начале», т. е. на

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

VII. Время и вечность Повествование о творении мира в Библии начинается словами: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). «Начало», о котором здесь идет речь, есть первое мгновение, в которое возникает мир духовный и вещественный. Это мгновение полагает начало времени

Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж

2.3.3.1. Вечность Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Для Бога время не существует так, как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как «прежде»,

Из книги Варнашрама-дхарма. Совершенное общественное устройство. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Вечность Вечность, это не протяженность времени, а его поддерживающая сила.С течением времени все в этом мире уничтожается, поэтому из-за разрушающего влияния времени этот мир не может быть вечным. Но у времени есть и поддерживающая сила, которая называется вечностью.

Из книги Православно-догматическое Богословие. Том I автора Булгаков Макарий

6. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. 7. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. 8. Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не

Из книги Богословие творения автора Коллектив авторов

5. Вечность. Когда говорится, что Бог вечен (?????? - aeternus), это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени.В Священном Писании это качество -а) многократно усвояет Себе сам Бог: живу Я вовек (Втор. 32:40); Я тот же, Я первый и

Из книги автора

5. «О вечность, время без времени… начало без конца…» Всегда трудно соединить в уме время и вечность, особенно если время и вечность определяются в отношении друг друга взаимным отрицанием. Поэтому представляется целесообразным снова обратиться к предлагаемой отцами

1)Время и вечность

Википедия: Вечность- философское понятие, имеющее несколько определений:
1. Оно означает свойство и состояние существа или вещества, безусловно не подлежащего времени, то есть не имеющего ни начала, ни продолжения, ни конца во времени, но содержащего за раз, в одном нераздельном акте, всю полноту своего бытия; такова вечность существа абсолютного.

  1. Под вечностью подразумевается также бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени; такова принимаемая во многих философских системах вечность мирa, которая иногда (напр.у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же космогонического и исторического содержания.

Состояние — отвлечённое понятие, обозначающее множество устойчивых значений переменных параметров объекта. Состояние характеризуется тем, что описывает переменные свойства объекта. Состояние устойчиво до тех пор, пока над объектом не будет произведено действие; если над объектом будет произведено некоторое действие, его состояние может измениться. Вечность- это такое состояние какой-то сущности, когда эта сущность не меняется, когда существует вне времени. Там и в том, где есть вечность, времени нет. Как возник Бог и когда- есть неправильный вопрос, так как если бы до существования Бога и вне Его что-то существовало прежде, то оно было бы не подвластно Богу и не зависело от Бога., а это противоречит понятию Бог.

Любое состояние материального мира и его составляющих определяется заданной программой их существования и относится как к физическим предметам так и ко всему живому на земле: дереву или электрону, человеку или растению, бактерии или слону. Когда мы говорим о физических законах, об элементарных частицах, о законах природы, то их существование определяется заложенной кем-то программой существования. Кому под силу такое творчество в мире? «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Матфей 19:26).

Только в программе может быть заложена вечность для человека и для каждой вещи в нашей вселенной. Так об этом говорит Библия: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать » (Еккл. 3:1,2). Адам и Ева имели вечное тело и вечную жизнь в раю, но утратили всё это при грехопадении. Сейчас можно часто прочитать и услышать от специалистов о возможности вечной жизни на земле посредством открытий в медицине о продлении жизни человека. Однако, человеку недоступно менять программу времени его жизни, а поэтому все их потуги являются тщетными.

Во всём существующем нет вечности, но только в Боге и в том, кому и чему Бог даст вечность (неизменность сущности). Всё существующее меняется, за исключением сущности Бога и верующих в Него. Вселенная также меняется, а поэтому не принадлежит вечности. Время есть отражение изменчивости материального и определяется выбранном людьми эталоном времени. Рассмотрим понятие: что такое время и может ли быть время настоящим?

Википедия: «Настоящее-часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, и даже годы. В этом смысле настоящее противопоставлено прошлому (множество событий, которые уже произошли) и будущему (множество событий, которые ещё не произошли), и расположено между ними. Момент времени- точка на временной оси».

Однако, если говорится о нескольких событиях на линии времени, а не об одной точке (моменте) на линии, то они уже отличаются по времени друг от друга. При определённых нами допущениях сложения моментов (мгновений) времени в часы, дни, годы и так далее, получается картина только прошедшего и, как заданное человеком, будущее в совокупности без всякого настоящего. Если события происходят в данный момент, то как мы должны это понимать, связывая со временем? Разве момент (миг) имеет время? Конечно, здесь википедия говорит нам что-то непонятное, неразумное. Каждый миг (момент) есть переход прошедшего времени в будущее без всякого раздела по времени.

Время есть принятый эталон чего-либо существующего материально в его количественном и качественном изменении для сравнения с другим материально существующим в изменениях для сравнения совместно. Так сутки есть полный оборот земли вокруг своей оси с изменением дня на ночь, что служит эталоном времени. Время, также как длина, широта и высота сущностью не являются, но они характеризуют совместно материальное в 4-х мерном пространстве, как явление человеку изменений сущности материального. Время есть отражение изменчивости материального в сознании людей.

Начало вселенной- это момент возникновения материального от нуля всего несуществующего прежде материально, когда ещё не существовало пространства и не было времени, но существовало ДУХОВНОЕ (нематериальное). Назвать начало отсчёта времени точкой расчёта нельзя, так как ТОЧКА понимается как бесконечно малая величина, стремящаяся к НУЛЮ. Однако ноль есть временное ничто, как безвременный переход при этом одного состояния в другое. Для понятия сущности это есть изменение её без времени, что противоречит нашему пониманию слова ВРЕМЯ. Учёные говорят, что до Большого взрыва (БВ) время было отрицательным, а поэтому невозможно вести математические расчёты существования материи до БВ. Однако, до НУЛЯ всегда что-то должно быть, а верующие уже знают из своей духовной практики, что это есть существование духовного.

Время не связано с бесконечностью всего существующего, но только с тем, что внутри бесконечности, которая принадлежит Богу и заключается в Нём. Бесконечность определяется Богом и устанавливается Богом индивидуально для всего существующего. Время объясняет только изменения материального. Время не материально, но объясняет материальное существование в его изменениях. Время существует только тогда, когда есть изменения материальных объектов. Время есть понятие относительное при изменении (движении) одного объекта относительно другого. Так тела Адама и Евы не изменялись (не подвергались старению), а поэтому существовали вне времени. Адам и Ева менялись, менялось их сознание и внутри их тел происходили процессы пищеварения, возникали чувства и ощущения, но тела их не менялись, оставаясь неизменными, не менялись они не только внешне, но и внутренне, а поэтому и не старели.

Настоящего в своей действительности нет. Настоящим может быть только мгновение, стремящееся к нулевой отметки времени. Вне этого мгновения есть прошедшее, застывшее во времени, и будущее, которое ещё не наступило. Настоящее есть нулевое время состояния перехода прошедшего в будущее. Каждый миг настоящего, как такового по времени, есть уже прошлое, а поэтому настоящее просто не существует, оно не имеет времени. Прошедшее и будущее не имеют в себе временного раздела и в настоящем ничего не происходит, ничего не меняется, так его просто не сущеcтвует. Однако, вечность всегда есть настоящее, но только в Боге, в Его сущности, а также в сущности Его детей- верующих и любящих Бога.

Однако, человек под настоящим стал называть определённый им отрезок времени прошедшего до будущего, которое ещё не произошло. Так мы говорим: в настоящее время сегодня, в настоящее время в последние этих 10 лет, подразумевая окончание настоящего сегодня, завтра или этого столетия, обозначая при этом прошедшее время окончанием формирования мысли в нашей голове, которое становится мгновением. Каждый миг настоящего в действительности есть уже прошлое. Прошлое есть застывшее состояние во времени в нашей памяти, так как изменений в нём не происходит, а будущего ещё время не коснулось, так как оно просто не существует. Однако, при воспоминание о нём, человек может искажать и изменять его сущность по своим ему угодным желаниям.

Время не связано с бесконечностью всего существующего, но только с тем, что внутри бесконечности, которая принадлежит Богу. Время и пространство принадлежат только материальному в нашем материальном мире, определённым Богом для человека. Бесконечность определяется Богом и в Нём заключается. Время есть понятие относительное, оно объясняет только действительность изменений материального, являясь как бы принадлежностью к изменениям материального, но всё это не относится к духовному.

Время не материально, но объясняет материальное существование. Время существует только тогда, когда есть изменения материальных объектов. Время есть понятие относительное при изменении (движении) одного объекта относительно другого. Так тела Адама и Евы не изменялись (не подвергались старению), а поэтому существовали вне времени. Адам и Ева менялись, менялось их сознание и внутри их тел происходили процессы пищеварения, возникали чувства и ощущения, но тела их не менялись, оставаясь неизменными, не менялись они не только внешне, но и внутренне, а поэтому и не старели.

Это совершил Бог своей программой жизни для них. Бог заложил в них вечную жизнь в раю при творении для их души, духа и тела. Душа и дух их менялись при жизни в раю в следствии их труда и мышления, общения между собой, наблюдения за природой и за животными и др., но тело их не старело (не изменялось ни в чём), а значит и не могло быть измерено временем, то- есть времени для тела не существовало. Согласно Библии в вечной жизни для людей также времени не будет. (Откровение 10:6)

Изменений у тех кто с Богом будет в Его вечности, а это есть верующие люди, уже не будет и не только телесно, но и духовно. И это понятно также из того, что когда мы будем с Богом, то дух наш человеческий будет полностью заполнен Духом Божьим, а поэтому духовно мы уже изменяться не будем, а если нет изменений, то и времени нет.

Утверждение людей о жизни во времени для человека оказалось ложным для времени до первого периода, до совершения греха, но стало таковым после совершения греха. Когда верующий человек обретёт после воскресения новое тело, то оно будет тоже нетленным (1Кор.15:52), а значит будет находиться вне времени, не будет подвергаться старению и болезням. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4).

Можно ли существовать вне времени и пространства? Вот что об этом говорит одно открытие физиков. «Израильские физики Эли Мегидиш и Хагай Айзенберг из Иерусалимского еврейского университета в результате уникальных исследований доказали, что между парой фотонов возможно создать квантовую связь, не зависящую от времени и пространства. Это значит, что можно связать две частицы, находящиеся не только сколь угодно далеко друг от друга, но даже не существующие одновременно. В сфере практического применения это открытие может произвести революцию в сфере современных коммуникаций. Результаты своего открытия физики-теоретики Эли Мегидиш и Хагай Айзенберг из Иерусалимского еврейского университета описали в совместной научной работе «Запутанность между фотонами, не существующими одновременно», опубликованной в академическом журнале Американской ассоциации содействия развитию наук Science и в одном из самых престижных журналов в области физики Physical Review Letters, издаваемом Американским физическим обществом.»

После воскресения неверующие будут существовать во времени, так как будет подвержен их дух изменениям, то-есть изменению их сущности, путём сжигания совестью в себе духа искушения и неверия в Бога, что обозначено в Библии «озером огненным». Бог любит всех людей, а поэтому любовь Его есть прощающая любовь Сколько продлится по времени ад для неверующих нам неизвестно, но думаю, что это не вечно и согласен с теми кто, считают это ошибкой при древнем изложении и переводе Священных Писаний. Так в стихе 20:10 книги «Откровение» вместо слов ВЕЧНОСТЬ сказано: «веки веков», а это уже связано со временем, а это уже не вечность!

Итак, установлением вечности для всего существующего является Бог- творец всего существующего. Только Бог может давать вечность всему живому и неживому по своему усмотрению, избранию и решению.

2)Бердяев и его понятие времени и вечности

Н. А. Бердяев http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/04.html Болезнь времени. Изменение и вечность. Парадокс времени. Его двойной смысл.

Проблема времени есть основная проблема человеческого существования. Для философии проблема времени ставится совершенно иначе, чем для философии математической и натуралистической. Для неё проблема времени есть проблема человеческой судьбы.

Вырабатываемые математической философией понятия бесконечности, потенциальной и актуальной, понятия инфинитного и т. д. имеют лишь косвенное значение для философии человеческого существования. Судьба человеческого существования осуществляется во времени и стоит под знаком времени. Ошибочно наивно-реалистическое понимание времени как формы, в которую вставлено человеческое существование и которой определяются изменения. В действительности не изменение есть продукт времени, а время есть продукт изменения. Время есть потому, что есть активность, творчество, переход от небытия к бытию, но эта активность и творчество разорванные, не целостные, не в вечности. Время есть результат изменения происходящего в реальностях, в существах, в существованиях.

Неверно, что изменение в реальностях обусловлено временем. Поэтому время преодолимо. Нельзя сказать, что все вещи во времени. Это наивный взгляд. Время есть лишь состояние вещей. Иное состояние вещей приведет к угасанию времени. Двойственность времени, его двойственный смысл для человеческого существования связан с тем, что время есть результат творчества нового, не бывшего и вместе с тем оно есть продукт разрыва, утери целостности, забота и страх. Одинаково можно было бы сказать, что время субъективно и объективно.

Время имеет онтологическое значение, через него раскрывается Смысл (Онтология- это учение о бытии). Так думает христианство, и этим обосновывает динамизм истории. Так думает и динамический эволюционизм. Одни думают, что изменение призрачно и суетно, что онтологически-реально лишь неизменное и бездвижное. Другие думают, что изменение реально, что через творчество и активность осуществляется новизна, нарастает смысл бытия. Подлинная философия человеческого существования может держаться лишь второй точки зрения.

Время распадается на прошлое, настоящее и будущее. Но прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее распадается на прошлое и будущее и неуловимо. Время есть как бы распавшаяся вечность, и в этой распавшейся вечности неуловима ни одна из распавшихся частей, ни прошлое, ни настоящее, ни будущее. Человеческая судьба осуществляется в этой распавшейся вечности, в этой страшной реальности времени и вместе с тем призрачности прошлого, настоящего и будущего. Потому так превратна человеческая судьба.

Вся прошлая история нашей жизни, вся прошлая история человечества входит в наше настоящее и лишь в этом качестве существует. В этом основной парадокс времени: моя судьба осуществляется во времени, разбитом на прошлое и будущее, время есть реализация судьбы, и вместе с тем прошлое и будущее, без которых нет реализации моей судьбы, существуют лишь в моем настоящем. Есть два прошлых: прошлое, которое было и которое исчезло, и прошлое, которое и сейчас для нас есть как составная часть нашего настоящего.

Воспоминание не есть сохранение или восстановление нашего прошлого, но всегда новое, всегда преображенное прошлое. Воспоминание имеет творческий характер. Парадокс времени в том, что, в сущности, прошлого в прошлом никогда не было, в прошлом существовало лишь настоящее, иное настоящее, прошлое же существует лишь в настоящем. Прошлое и настоящее имеют совершенно разное существование. Настоящее в прошлом по-иному существовало, чем существует прошлое в настоящем. К прошлому, к умершему и к умершим возможно двоякое отношение — или отношение консервативное, охраняющее прошлое и возвращающееся к нему, верное традиции, или активное и преображающее отношение к прошлому, вводящее прошлое в будущее и вечность, воскрешающее умершее и умерших.

Только второе творческое отношение походит на то настоящее, которое было в прошлом, первое же консервативное отношение походит на нынешнее настоящее, живущее в прошлом. Проблема отношения настоящего и прошлого имеет двоякое выражение. Как сделать бывшее, греховное, злое, мучительное бывшее не бывшим и как сделать дорогое нам, прекрасное, доброе бывшее, что умерло и перестало существовать, продолжающим существовать. Тут отношение к прошлому сплетено с отношением к будущему. Мы хотим увековечить дорогое нам и прекрасное настоящее, мы страшимся, когда оно от нас уходит, печалимся его умиранию. Мы, наоборот, хотим исчезновения мучительного для нас и уродливого настоящего. Родное, дорогое нам, ценное настоящее должно было бы быть вечным, для него не должно было бы наступать то будущее, которое делало бы его прошлым. Будущее и делает настоящее прошлым, в этом смертоносная связь прошлого и будущего. Время есть болезнь, болезнь к смерти. И есть смертельная печаль в этой болезни, болезни времени. Течение времени безнадежно печально. Печален взгляд человека на уходящее время.

В чем болезнь и смертельная печаль времени? В невозможности пережить полноту и радость настоящего как достижения вечности, в невозможности в этом моменте настоящего, самом даже полноценном и радостном, освободиться от отравы прошлого и будущего, от печали о прошлом и от страха будущего. Радость мгновения не переживается, как полнота вечности, в ней есть отравленность стремительно мчащимся временем. Мгновение, как часть уходящего времени, несет в себе всю разорванность, всю мучительность времени, вечное разделение на прошлое и будущее. И лишь мгновение, как приобщение к вечности, имеет иное качество. Есть глубокая меланхолия в мысли о том, что все непрочно, все преходяще. Мысль о прошлом и мысль о будущем меланхоличны. Нельзя думать о будущем без меланхолии и даже без ужаса. Эта меланхолия и этот ужас проходят не в рефлексии о будущем, а исключительно в творческой активности настоящего, когда будущее открывается не как фатум и не как детерминация. Мы осуществляем свою судьбу, реализуем полноту личности во времени и мы ненавидим время, как разрыв и смерть.

Память есть глубочайшее онтологическое начало в человеке, которым связывается и держится единство личности. Но в падшем мире человек не мог бы существовать, если бы не было забвения, потери памяти в отношении к многому. Память обо всем, о прошлом и будущем разрушила бы человека, он не выдержал бы этой памяти. И забвение приходит, как освобождение и облегчение. Человек постоянно хочет забыться, забыть о прошлом и будущем. Это ему плохо удается, удаются лишь короткие мгновения, но самая потребность в забвении свидетельствует о смертельной болезни времени. Есть люди прошлого, люди будущего, люди вечного. Большинство людей живет в тех или иных разорванных частях времени, и лишь немногие прорываются к вечности, т. е. преодолевают болезнь времени. Пророки обращены к будущему, но они прозревают его только потому, что они в духе преодолевают время, судят о времени из вечности.

В духе меняется измерение времени, время угасает и наступает вечность. Очень распространено заблуждение, в силу которого прошлое принимается за вечное. В действительности в прошлом было вечное, была частичная приобщённость к вечности, и это вечное входит в настоящее и в будущее. Но в прошлом, в настоящем прошлом было много тленного, преходящего, дурного, гораздо больше, чем вечного. Оно может исчезнуть в преображенном воспоминании.

3)Вечность. Понятие в Библии и православии

Вот что говорит С. С. Глаголев, профессор Московской духовной академии.

Обыкновенно различают два понимания вечности: а) под нею разумеют бесконечно- продолжающееся время, бесконечную сумму моментов, из которых слагалось, слагается и будет слагаться прошедшее, настоящее и будущее. Говорят: мир вечен, разумея, что он всегда существовал и будет существовать, причем процесс существования заключается в постоянных изменениях в нем происходящих, которые измеряются временем.

б) под вечностью понимают нечто противоположное времени, то, что не допускает в себе никаких изменений и в чём поэтому нет ни прошедшего, ни будущего. Истинное бытие, говорят, не мыслимо существующим во времени. Процесс существования во времени заключается в том, что предмет или существо непрестанно переходят от одной формы бытия к другой. Каждый отдельный момент имеет своим содержанием никогда не осуществимое стремление принять устойчивую форму. Таким образом то, что живет во времени, характеризуется лишь стремлением к действительному существованию, к действительному бытию, но оно лишь бывает, а не есть действительно. Понятия бытия и вечности оказываются совпадающими, и ясно, что предикаты действительно существующего и вечного должны быть прилагаемы к одному Богу.

Азбука веры. Православная библиотека Справочник и Библейский словарь Нюстрема. (Слова: Вечный, вечность – имеют различное значение).

Вечный, вечность. Эти слова обозначают безначальное и бесконечное, т.е. то, что стоит над понятием о времени. Так выражаются о Боге; уже в Быт;21.33 сказано, что Авраам в Вирсавии призвал имя Господа Бога Вечного (евр. Ель-олам); срав. Пс;89.3,;103:31, Ис;41.4,;57.15, 1Тим;1.17,;6.16.

Далее, эти слова употребляются для обозначения того, что имеет начало по времени, но не имеет конца. Так должно понимать изречение в Еккл;12.5, где говорится о человеке, который, умирая, отходит в вечный дом свой», о вечной славе, которая ожидает верующих после кратковременного страдания (2Кор;4.17), и вообще о вечной жизни, которая даруется через Христа (Ин;3.16, Мф;25.46), о вечном царстве, вечном наследии, вечном искуплении (2Пет;1.11, Евр;9.12,;15); с другой стороны, также о вечном огне и мучении (Мф;25.41,;46), о вечном суде (Евр;6.2) и о вечной погибели (2Фес;1.9).

Нужно заметить, что эти слова употребляются то в широком, то в более узком значении, что выясняется из смысла контекста. Например, говорится о завете «навсегда между Богом, людьми и животными (Быт;9.12), или о том, что земля не поколеблется (Пс;103.5, срав. Лк;1.33с 1Кор;15.24). Как еврейское слово «олам», так и греческое «айон» обозначают нередко ограниченный период времени, т.е. имеющий начало и конец. Поэтому написано о вечности, т.е. периодах времении или веках, напр., в 1Тим;1.17 «царь веков», или в Евр;1.2 «веки», или в Мф;12.32, где говорится об этом веке, противополагая его будущему и т.д.

Итак, слово «вечный» обозначает иногда «продолжительный»: так, напр., говорится, что города Восора сделаются вечно пустыми (Иер;49.13), также, что Иисус Навин обратил Гай в вечные развалины (Нав;8.28), хотя Гай впоследствии отстроился (1Езд;2.28); или, что Анхус надеялся иметь Давида слугою «вовек» (1Цар;27.12). Приведенные примеры нельзя толковать в смысле бесконечности. По Втор;15.17, раб, который на седьмой год своей службы не хотел уходить от своего господина и стать свободным, оставался рабом «навек» после прикалывания его уха к косяку двери; в данном месте слово «навек» означает на всю жизнь.

В Библии «Карла 12-го» (перевод, сделанный в его царствование) к Втор;15.17 относится следующее примечание: «Здесь видно, что еврейское слово «олам» не всегда обозначает бесконечность, но иногда – продолжительное время, напр., дни жизни человека, или время существования какого-нибудь правления; поэтому, когда Бог повелел исполнять левитские постановления «леолам» (во-век), то из этого не следует, что они никогда не упразднятся, ибо «леолам» в этом месте обозначает: во все время существования еврейского правления, до тех пор, пока не придет Мессия. (Срав. слово «айон» в Ин;8.35 и слово «олам» и Иер;17.4, Иез;16.60 и далее.)

Слово «олам» употребляется не только в значении неопределенного периода времени в выше приведенных примерах, а также в существовании земли и луны (Еккл;1.4, Пс;77.69,;88.38), но также иногда о давно прошедшем времени, Притч;8.23, Ис;61.4 («олам» по-русски переведено «древние»), Иер;5.15 и т.д. В таком же смысле употребляется и греческое слово «айон», напр., Лк;1.70, Ин;9.32, Деян;3.21, «Царем веков» называется Бог в 1Тим;1.17, как владычествующий над сменяющими друг друга периодами времени и над тем, что происходит в их продолжении».