Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет

Цель урока : показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.

Оборудование урока : запись Второй сонаты Бетховена.

Методические приемы : комментированное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока.

I. Слово учителя

Рассказ «Гранатовый браслет» , написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества - любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь - это талант сродни музыкальному. (Возможно прослушивание музыкального отрывка.) В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

II. Прототипы рассказа

Учитель читает следующий отрывок из воспоминаний Л. Любимова:
«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называл себя и подчеркивал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...
Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывал по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».
Л. Любимов. На чужбине, 1963

III. Аналитическая беседа сопоставительного характера

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?
- Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?
- Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?
- Есть ли связь между гранатовым браслетом, который дарит герой рассказа Вере Шеиной, и «рубиновым браслетом» из позднего стихотворения Куприна «Навсегда»?
- Сопоставьте понимание любви в произведениях Куприна и Бунина (на материале купринской «Олеси «Поединка», «Гранатового браслета» и бунинских рассказов «Солнечный удар» и «Чистый понедельник»). Что сближает и чем резко отличаются эти два писателя-ровесника в других компонентах творчества - обработке жизненного материала, степени метафоричности прозы, «сюжетостроении», характере конфликтов?

IV. Беседа по рассказу «Гранатовый браслет»

- Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?
(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе - она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная», с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа ХХ «Но равнодушною княгиней, / Но неприступною богиней / Роскошной, царственной Невы») - тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности а в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой генералом Аносовым, другом их отца.)

- Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
(Куприн «собирает всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

- Какие подарки получила Вера? В чем их значение?
(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)

- Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
(Подарок Желткова - «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь! - это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть, - фамильную драгоценность.)

- Каково символическое звучание этой детали?
(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, - нитку красных бус.)

- Как развивается тема любви в рассказе?
(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».
Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда - короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» - говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

- Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую традиционную для русской литературы тему развивает Куприн?
(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство - ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь.)

- Какое значение имеет изображение героя после его смерти?
(Мертвый Желтков приобретает глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев - Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

- Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто не доступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка.
Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

V. Заключительное слово учителя

Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.
Подумаем над словами Куприна из письма к Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».
Звучит мелодия Второй сонаты Бетховена.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по рассказу А. И. Куприна.

Темы сочинений:
1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
2. «...что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»)

Дополнительный материал (работа над сочинением)

1. Этапы работы над сочинением

Учащиеся в процессе обсуждения называют восемь этапов подготовки к сочинению:

1) обдумывание темы сочинения;
2) определение основной идеи сочинения;
3) определение жанра сочинения;
4) подбор материала (цитат, высказываний и др.);
5) составление плана сочинения;
б) обдумывание вступления к основной части;
7) составление подробного плана основной части;
8) анализ заключения.

(«Я выбрала первую тему. Главное слово в ней, на которое я должна опереться в своей работе над сочинением, - «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения - А. И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли».
«Я выбрал вторую тему: «... что это было: любовь или сумасшествие»? Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение-рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие» в зависимости от того, что буду доказывать».)

3. Формулировка идеи сочинения.

(«Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шеиной - это любовь, а не сумасшествие».
«Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».
«Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова».
«Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере - это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение».
«Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».)

4. Обсуждение учениками выбранного материала для обоснования основной идеи сочинения.

Несколько учащихся зачитывают эпиграфы, выписанные из текста произведения цитаты, которые будут использовать для доказательства идеи сочинения, и пытаются обосновать свой выбор.
«В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова Шекспира:
Нам говорит согласье струн в квартете,
Что одинокий путь подобен смерти.

Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова».
(Эпиграф - строки из стихотворения Тютчева:
Любовь, любовь, - гласит преданье,
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее

Тем неизбежней и вернее,

Оно изноет наконец».

«Мне показалось, - говорил князь, - что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек». А. И. Куприн

«Мне понравились слова Омара Хайяма:
Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая - любовь.
Но еще не любовь - соловьиные стоны,
Не стонать, от любви умирая, - любовь!
Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».)

5. Составление плана сочинения.

План - это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично. Ученики читают составленные планы сочинений и комментируют их.
1. Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре.
2. Основная часть. Я назвал ее так: (Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»:
а) генерал Аносов о любви;
б) обретенные чувства;
в) любовь и письма Желткова;
г) бездушные люди;
д) последнее письмо;
е) соната номер два.
3. Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

«Свое сочинение я буду писать по такому плану:
1. Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов».
2. Основная часть: Что это было: любовь или сумасшествие?» Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере - это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере.
Основная часть состоит из пунктов.
а) глубина чувств Желткова;
б) последнее письмо Желткова;
в) отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.
3. Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

6. Выбор вступления.

Вступление - первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.
Учитель и ученики перечисляют и характеризуют виды вступлений.

1. Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания).
2. Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).
3. Биографическое (важные сведения из биографии писателя).
4. Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).
5. Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

(1. «Листая, отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара - Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.
«Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».
Какая красивая сказка... - подумал я. - А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка - Желтков и Солнце - Вера».
Я считаю, что это лирическое вступление.

2. «Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз».
Это вступление лирическое.

3. «Любовь - излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков - в романе «Мастер и Маргарита». У Тютчева есть прекрасные строки о любви:
Любовь, любовь, - гласит преданье, -
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец.

Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн».
Это вступление сравнительное.)
При обсуждении учащиеся выявляют достоинства и недостатки прочитанных вступлений. Например, в последнем вступлении, по их мнению, следует определить, какая любовь описывается в каждом из названных произведений.

7. Обдумывание вариантов заключения.

Ученики отвечают на вопрос о том, о чем необходимо писать в конце сочинения, и читают свои варианты заключений.
1. «В заключение можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и его произведении, высказать свое мнение по поводу прочитанного рассказа».
2. «Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».
3. «Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна».

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» звучит лейтмотивом и красной нитью проходит через весь рассказ. По сути, это главная мысль, то, ради чего он и был создан. А. И. Куприн отразил в нем свои творческие искания, переживания, стремления. Само по себе произведение достаточно непростое, так как здесь задействовано самое высшее чувство - то, человек. Сам писатель в своем творчестве считал самым удачным именно «Гранатовый браслет». Анализ произведения (любовь здесь выступает главным связующим звеном) позволяет глубже понять мотивы поступков героев, найти объяснение их действиям. Знакомство с рассказом приносит читателю немалое

Как уже было сказано выше, любовь в произведении Куприна «Гранатовый браслет» занимает центральную позицию. В данной статье мы рассмотрим образы главных героев, особенности их внутреннего мира. Какая любовь в произведении «Гранатовый браслет» - настоящая и подлинная или придуманная и иллюзорная?

Мировоззрение автора

Сам А. И. Куприн считал, что любовь приходит к человеку не иначе, как в образе красоты. Известно, что прекрасное тесно связано с трагедией, у нее драматическая сущность. Любовь нельзя измерить ничем на свете, невозможно подчинить своей воле или избавиться от нее. Писатель видел в этом чувстве надвигающееся наваждение, способное поглотить все на своем пути.

Этот образ у него во многом разрушителен, связан с глубокими личностными переживаниями и переосмыслениями. Ничто так не привлекает к себе внимание, как тема любви в произведении «Гранатовый браслет». Сочинение по прочитанному материалу приходилось писать каждому школьнику. И не всякому удавалось понять, какая мистическая сила заставляет бедного Желткова слагать длинные письма своей возлюбленной, что руководило его сознанием в те непростые минуты.

Сущность любви

Это главный вопрос, который раскрывается на протяжении всего рассказа. А. И. Куприн полагал, что испытать настоящее чувство проникновенной любви к женщине можно только один раз. Способность пронести эту сердечную привязанность через годы - необходимость, а не осознанный выбор.

Человек, по его мнению, совершенно не управляет своим эмоциональным состоянием, а потому не в силах ничего изменить. Чувство в понимании писателя - это всегда трагедия, страдание, которому нет конца, потому оно длится вечно. Любовь в произведении «Гранатовый браслет» выглядит жестокой, изматывающей личность и в конечном итоге приводит к смерти.

Образ главной героини

Вера Николаевна Шеина была замужем за очень состоятельным человеком. Правда, в последнее время их финансовое положение несколько пошатнулось, и потому она старалась поддерживать супруга, как могла. Героиня никогда не задавала себе вопрос, любила ли она этого человека на самом деле. Ее чувство постепенно перешло в спокойную привязанность, в которой было место заботе и нежности, но не страсти и удивлению.

Обыденность и привычка

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» затрагивает такие важные вопросы: ради чего стоит жить на земле, каким должно быть подлинное чувство? Отношения с супругом давно превратились в привычку, и это обстоятельство мешало ей чувствовать себя полностью счастливой и удовлетворенной. Ее душа давно просила какого-то обновления, однако героиня мало слушала голос сердца. Возможно, молодая женщина считала себя не вправе рассуждать о возвышенной и чистой любви, потому как была замужем и, по обыкновению, должна была почитать супруга и во всем соглашаться с ним.

Личность Г.С.Ж.

У этого персонажа нет в рассказе собственного имени. Куприн наделяет его только одной фамилией - господин Желтков - и называет инициалы. Возможно, это сделано намеренно, чтобы показать загадочность этого странного человека и в то же время обезличить его. Он тайный поклонник Веры Николаевны, который вот уже более семи лет пишет ей любовные письма. В день именин возлюбленной Желтков через посыльного преподнес своей даме сердца золотой браслет, отливающий гранатовым цветом. Этот подарок был сделан от всей души, от невозможности больше молчать о своем чувстве, которое разрослось в груди сокрушительным пламенем и заслонило все собою.

Любовь или душевная болезнь?

Желтков вел неприметную жизнь простого клерка. Кроме болезненной привязанности к жене князя Шеина, у него не было никаких других интересов. Ни театр, ни музыка, ни искусство, ни политика не волновали его. Он всю свою жизнь, ее цель и смысл видел только в том, чтобы любить и превозносить одну-единственную женщину. Все больше углубляясь в собственные страдания, он перестает замечать мир вокруг. При этом Желтков называет свое чувство возвышенным даром небес, лучшим, что у него было в жизни. Любовь переживается им как величайшее благо и в то же время как непоправимое горе, от которого нет исхода, избавления.

Благоговейное служение даме сердца, рабская преданность ей принижают его самого как личность. На самом деле господин Г.С.Ж. не ценит себя, не видит перспектив для дальнейшего развития. Он жив только собственными переживаниями о сладостном упоительном чувстве.

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» показана в виде изматывающей болезненной привязанности, которая заставляет страдать, разрушает человека, и в конечном итоге приводит к самоубийству. Нельзя назвать Желткова благополучным и психически здоровым. Да, он постиг тайну любви, но вместе с тем столкнулся с сокрушительной горечью и непоправимой трагедией. Он не смог найти выход только потому, что возвеличил собственное чувство к княгине Вере Николаевне до такой степени, что перестал ценить и уважать собственную личность.

Господин Г.С.Ж. ведет скромное неприметное существование. Он ревностно следит за жизнью своей возлюбленной, однако сам не предпринимает никаких попыток, чтобы сблизиться с ней или хотя бы познакомиться. Даже когда Вера Николаевна была еще незамужней барышней, Желтков почему-то не счел нужным и необходимым представиться ей. Должно быть, персонаж считал себя настолько недостойным взаимного чувства, что заранее отказался от каких бы то ни было действий. Он предпочел страдать втихомолку и упиваться своим одиночеством.

Его поступки нелогичны и непоследовательны. При этом Г.С.Ж. утверждает, что любит эту женщину, а на самом деле не знает, какая она настоящая - ее характер, привычки, взгляды на жизнь. Герой лелеет мысль о том, что может любить без оглядки, а в действительности все время напряженно ждет ответа, знаков внимания. Любовь в произведении Куприна «Гранатовый браслет» очень напоминает сладкую иллюзию, в которой человек живет годами.

Чувство сожаления

Это то ощущение, с которым остается Вера Николаевна после самоубийства своего загадочного поклонника. Она чувствует себя отчасти виноватой в его смерти. Ей кажется, что настоящая мимо нее. Данное чувство возникло потому, что сам Желтков, уходя из жизни, как будто перекладывает на нее весь груз ответственности за все, что он переживал долгие годы в одиночестве. Вряд ли можно назвать такой подход правильным с его стороны.

Вот такой показана любовь в произведении «Гранатовый браслет». Сочинение, которое ученикам предлагается написать в школе, позволяет выявить их собственное мнение по поводу душевных страданий главного героя.

Вместо заключения

Данный рассказ представляет собой культурную и психологическую ценность. Ведь он затрагивает интересы личности, раскрывает ее внутренний мир, глубинные переживания.


Любовь-одно из величайших чувств, дарованных человеку. Это настоящий талант, и он сродни музыкальному. Так писал о нем знаменитый русский писатели А. Куприн, создавший ряд произведений, в которых воспел чистую, идеальную, возвышенную любовь. В этих произведениях писатель показал любовь разного характера, но суть ее одна– она безгранична. Особенно ярко это можно рассмотреть на примере двух произведений- «Олеся» и «Гранатовый браслет».

В повести «Олеся», написанной А.И.Куприным в 1898 году, показана всепоглощающая любовь Олеси, девушки из глухой деревушки, к барину Ивану Тимофеевичу.

Во время охоты Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, внучкой ведьмы Мануйлихи. Девушка завораживает его своей красотой, восхищает гордостью и самоуверенностью. А Иван Тимофеевич привлекает Олесю своей добротой и интеллигентностью. Главные герои влюбляются друг в друга, целиком отдаваясь своему чувству. Однако очень по-разному они проявляют себя в нем. Олеся ради своей любви готова на все, но именно это делает ее беззащитной, приводит к гибели. Зная, что эта любовь принесет ей много горя и страданий, несмотря на то, что она нагадала несчастье и плохой конец именно для неё самой, Олеся не противится своим чувствам, подчиняясь велению сердца. Что же касается Ивана Тимофеевича, то это человек с «холодным и ленивым» сердцем, не способный на глубокую и искреннюю любовь в силу своей испорченности светским обществом. Он не может стать выше социальных предрассудков, не представляя Олесю, «одетой в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев, исторгнутой из этой очаровательной рамки старого леса". Иван Тимофеевич хотя и добрый человек, но очень слабый. Узнав о решении возлюбленной пойти ради него в церковь, он не предпринял абсолютно ничего, чтобы ее остановить, хотя ужасные последствия для Олеси были очевидны:"Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…". Так, избитая деревенскими жителями, закиданная камнями Олеся, несмотря на сильную любовь и привязанность, приняла самое верное решение, которое ранило ее саму, но в то же время отгораживало ее возлюбленного от дальнейших неудобств: она покинула дом вместе с бабушкой, покинула Ивана Тимофеевича навсегда. Невольно возникает вопрос. Любил ли Иван Тимофеевич Олесю? Да, любил, однако совсем не так, как она его. В сравнении с любовью Олеси чувство Ивана Тимофеевича к ней скорее похоже на мимолетное влечение.

Именно поэтому для него оно осталось лишь воспоминанием, случаем из жизни, а для неё-болью в душе и разбитым сердцем.

Такую возвышенную, чистую любовь мы можем увидеть и на страницах «Гранатового браслета», написанного Куприным в 1907 году. Это история безответной, но невероятной силы любви. Главная героиня Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Василий Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, однако между ними нет любви, скорее тёплые дружеские отношения. Их спокойную жизнь нарушают лишь анонимные послания для Веры от ее поклонника, некоего Г.С.Ж.

Для мужа княгини Веры история с письмами - лишь предмет насмешек, для брата Веры в этом чудится нечто опасное, угрожающее чести семьи. Мужчины этого круга в принципе не способны на любовь, для них это что-то непонятное и ненужное в этом мире, где так редко встречается такая любовь, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". И только господин Желтков, который и является тем самым тайным поклонником Веры Николаевны, оказывается способным любить по-настоящему, любить так, как об этом мечтают. Встретив однажды Веру, он влюбился в неё настолько сильно, насколько это возможно. Однако он понимал, что их разный социальным статус не позволит им быть вместе, но это Желткову и не было нужно. Он был счастлив просто любить, жить для и во имя любимой. В знак своего чувства Желтков

дарит Шеиной самое дорогое, что у него было-гранатовый браслет матери. Что примечательно, он даже поменял браслет на украшении ради того, чтобы рука его возлюбленной была первой, которая к нему прикоснется. Его чувства не были болезнью души, ведь он ничего не требовал взамен. Они были настолько сильны, что Желтков решил добровольно уйти, покинуть этот мир, лишь бы не мешать и не доставлять неудобств своей любимой. Даже в своём предсмертном письме он пишет о своей бесконечной любви, благодарит за неё Веру: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя твое". Его голос звучит и в музыке, которую, по его завещанию, слушает княгиня Вера: "Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки". Именно тогда к Вере приходит осознание того, что это была та самая настоящая любовь, такая чистая и нежная, и она прошла мимо неё.

Произведения Куприна- гимн такому великому и бесконечному чувству любовь. Автор так мастерски описывает нам ее, такую искреннюю, преданную, бескорыстную. Любовь, о которой мечтает каждый, ради которой можно совершить все, что угодно. Любовь настоящую, которую так редко можно встретить, почувствовать и пронести сквозь время, препятствия и трудности жизни. Каждое произведение Куприна несёт в себе очень важную мысль: именно во имя такой любви и стоит жить. Это великий талант, который делает счастливым того, кто им обладает.

Куприн в своих произведениях показывает нам настоящую любовь, где нет ни грамма корысти, и, которая не жаждет никакой награды. А любовь в рассказе «Гранатовый браслет» описывается всепоглощающей, это не просто увлечение, а великое чувство на всю жизнь.

В рассказе мы видим настоящую любовь одного бедного чиновника Желткова к замужней Вере Шеин, как он счастлив просто любить, ничего не требуя взамен. И как мы видим, ему совершенно было не важно, что он ей не нужен. И как доказательство своей безграничной любви, он дарит Вере Николаевне гранатовый браслет, единственную ценную вещь, которая досталась ему в наследство от мамы.

Родные Веры, недовольные вмешательством в их личную жизнь, просят Желткова оставить её в покое и не писать письма, до которых ей всё равно нет дела. Но разве же можно отнять любовь?

Единственной радостью и смыслом в жизни Желткова была любовь к Вере. У него не было, каких либо целей в жизни, его ничего больше не интересовало.

В итоге он решает покончить с собой и выполняет волю Веры, оставив её. Любовь Желткова так и останется безответной…

Поздно поймёт она, что это была настоящая любовь, та, о которой многим приходиться только мечтать, прошла мимо неё. Позже, глядя на мёртвого Желткова, Вера будет сравнивать его с величайшими людьми.

Рассказ «Гранатовый браслет» красочно показывает нам все мучения и нежные чувства, которые противопоставлены бездуховности в этом мире, где влюблённый готов на всё ради любимой.

Человек, который сумел так трепетно полюбить, присутствует какое-то особое понятие жизни. И пусть Желтков был всего лишь обычным человеком, он оказался выше всех установленных норм и стандартов.

Куприн изображает любовь, как недостижимою тайну, а для такой любви не существует сомнений. «Гранатовый браслет» очень интересное и в тоже время грустное произведение, в котором Куприн старался нас научить ценить в жизни что-либо своевременно…

Благодаря его произведениям мы оказываемся в мире, где перед нами предстают бескорыстные и добрые люди. Любовь - это страсть, это мощное и настоящее чувство, показывающая лучшие качества души. Но кроме всего этого, любовь - это правдивость и искренность в отношениях.

Вариант 2

Любовь - это слово вызывает совершенно разнообразные эмоции. Оно может нести, как позитивный настрой, так и негативный. Куприн был уникальным автором, который мог в своих произведениях сочетать несколько направлений любви. Одним из таких рассказов стал «Гранатовый браслет».

Автор всегда трепетно относился к такому явлению, как любовь, а в своем рассказе он ее превознес, можно сказать, боготворил, что сделало его произведение настолько волшебным. Главный герой - чиновник Желтков - был безумно влюблен в одну даму по имени Вера, правда открыться ей смог целиком только в конце своего жизненного пути. Вера сначала не знала, как реагировать, потому что ей приходили письма с признаниями в любви, а ее семья смеялась и издевалась над этим. Один только дедушка Веры предположил, что слова, написанные в письмах, могут оказаться не пустыми, тогда внучка пропускает мимо себя любовь, о которой мечтают все девушки на свете.

Любовь показана как светлое, чистое чувство, а объект обожания чиновника Желткова предстает перед нами образцом женского идеала. Наш герой готов завидовать абсолютно всему, что окружает и прикасается к Вере. Он завидует деревьям, которых она могла коснуться, проходя мимо, людям, с которыми она разговаривает по дороге. Поэтому, когда к нему пришло осознание безвыходности его любви и жизни, он решает преподнести любимой женщине подарок, с помощью которого, хоть и не самостоятельно, он сможет прикоснуться к ней. Этот браслет был самым дорогим предметом, который имел наш бедный герой.

Любовь на расстоянии очень тяжело ему давалась, но он лелеял ее в своем сердце долгое время. На прощание, перед смертью, он написал ей последнее письмо, в котором сообщил, что уходит из жизни по велению Бога, а ее благословляет и желает дальнейшего счастья. Но можно понять, что Вера, поздно осознавшая свой шанс, уже не сможет спокойно и счастливо жить, возможно, это была единственная настоящая и искренняя любовь, которая ждала ее в жизни, и она ее упустила.

В этом рассказе Куприна любовь несет трагический оттенок, потому что она так и осталась не раскрывшимся цветком в жизни двух людей. Сначала она была безответна очень долгое время, но когда она начала пускать ростки во второе сердце, первое, уже изнеможенное от ожидания, перестало биться.

Произведение «Гранатовый браслет» можно воспринимать не только, как «оду» любви, но и как молитву о любви. Желтков в своем письме использовал выражение «да святится имя Твое», что является отсылкой к писаниям Божьим. Он обожествлял свою избранницу, что, к сожалению, все равно не смогло привести его жизнь к радостному концу. Но он не страдал, он любил, и это чувство было даром, потому что далеко не каждому дано испытать столь сильное чувство хоть раз в жизни, за что наш герой остался благодарен своей избраннице. Она подарила ему, хоть и безответную, но истинную любовь!

Сочинение Любовь в произведении Куприна Гранатовый браслет

За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл. Среди всех этих произведений можно выделить очень мало количество, которые описывают на столько сильное чувство любви, как произведение Куприна «Гранатовый браслет».

Главный герой чиновник Желтков, как он сам описывает свое чувство, имеет счастье испытать самую настоящую безграничную любовь. Его чувство такое сильное, что местами его можно принять за нездорового, душевно больного человека. Особенность чувства желткова заключается в том, что этот человек ни в коем случае не желает тревожить предмет своей безграничной любви и страсти. Он не требует взамен этой сверхчеловеческой любви абсолютно ничего. Ему даже и в голову не приходит возможность остудить, успокоить свое сердце одной лишь встречей с Верой. Это не только говорит о железной силе воли человека, но и о безграничной любви этой личности. Именно любовь не позволяет ему хоть на миг быть удостоенным внимания предмета любви.

В письме Желтков называет свою любовь божьим даром и выражает свою благодарность Господу за возможность испытать такое чувство. Конечно и читателю и другим героям произведения прекрасно известно, что любовь Желткова не принесло ему, кроме горьких страданий и мучений, ничего иного. Но только человек, переживший все это и прочувствовавший такое сильное чувство любви в праве судить или же понимать героя.Желтков не в силах ничего поделать со своей любовью. Он знает о невозможности дальнейшего своего сосуществования с этим чувством любви. Именно поэтому самым лучшим выходом для него становится самоубийство. Перед этим поступком он в письме уверяет всех, что прожил счастливую жизнь.

10 класс, 11 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по книге Божественная комедия Данте Алигьери

    Произведение «Божественная комедия» сделала Данте Алигьери всемирно известным писателем. Кажется, что любой литературный шедевр способен затронуть самые загадочные уголки наших душ

  • Женские образы в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Раскрывая читателю историю жизни Юрия Живаго, Пастернак уделяет значительное внимание любовной сюжетной линии, в связи с чем в романе важны женские образы, отличающиеся неоднозначностью.

  • Анализ главы Любани произведения Путешествие из петербурга в Москву

    Любани – 4 глава легендарного произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. По мнению большинства читателей, является одной из самых известных частей данной повести. Причиной возникновения подобных

  • Сочинение по картине Мавриной Кот ученый (описание)

    Художница Т.А. Маврина сделала целый цикл картин под названием "Кот Учёный". В своих произведениях она изображала кота не привычно ярким. Таким приёмом Т.А. Маврина подчёркивала особенность животного.

  • Анализ произведения Платонова На заре туманной юности

    Произведение представляет собой описание жизни обыкновенной русской девушки, сумевшей преодолеть все невзгоды и тяготы, выпавшие на ее долю, и остаться добрым, сердечным, не озлобившимся человеком.

Данные об авторе

Климов Сергей Александрович

Место работы, должность:

Билярская средняя общеобразовательная школа, учитель русского языка и литературы

Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Воспитывающая: воспитать любовь к художественному слову; побудить ответственность за выражение человеческих чувств, самосовершенствование. Развивающая: развить творческие возможности учащихся, культуру диалогического общения в ходе обсуждения рассказа, развить умения выделять главное, обобщать и делать выводы. Обучающая: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.

Тип урока:

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

1. «Поурочные разработки по литературе ХХ века; 11 класс, 1 полугодие.- 4-е изд., перераб. И доп.-М.; ВАКО, 2005.

Используемая методическая литература:

1. Л.Любимов « На чужбине»; М.;1963.

2. Чалмаев В.А., Зинин С.А. «Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. Ч.1.- 2-е изд., испр. И доп.-М.: «ТИД «Русское слово- РС», 2003.

3. Рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Используемое оборудование:

запись Второй сонаты Бетховена, графопроектор, портрет А.И.Куприна.

Краткое описание:

Закрепление материала по творчеству Куприна

Ход урока:

- оргмомент.

1) Слово учителя:

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества- любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского,героя «Поединка», о том, что любовь- это талант сродни музыкальному. В основе произведения лежит реальный факт- история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова.

2) Прототипы рассказа:

Зачитывание отрывка из воспоминаний Л.Любимова:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось- Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе, в одном письме он сообщил, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом моя мать перестала их даже читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желткову. Но Желтый, как и Желтков, жил на шестом этаже. Он ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Отец больше молчаливо время объяснения. Он рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его ничего не известно».

3) Аналитическая беседа сопоставительного характера:

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?

Какие социальные преграды отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?

Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

4) Беседа по рассказу «Гранатовый браслет».

-Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе- она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению. Она чувствующий, деликатный, самоотверженный человек. Она нежно любит свою младшую сестру, с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца).

(Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна»).

-Какие подарки получила Вера? В чем их значение?

(Она получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплете… любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры).

-Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?

(Подарок Желткова- «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо- красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!»- это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть, - фамильную драгоценность).

-Каково символическое звучание этой детали?

(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной любви).

- Как развивается тема любви в рассказе?

(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры- человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Но окончание истории пророческое: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».

Далее тема любви приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, где любовь- браки людей по расчету. Разговор о любви выводит на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую не способны мужчины»).

(Куприн развивает тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встает над мелочной суетой жизни. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, смыслом его жизни. Уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения).

-Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

(Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность». Лицо умершего напоминает Верепосмертные маски «великих страдальцев- Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев)

-Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

( Финал проникнут чувством светлой грусти. Желтков умирает, но пробуждается Вера, ей открывается любовь. В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веру, через музыку ее душа соединяется с душой Желткова).

5) Заключительное слово учителя:

Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивает это. Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».

Звучит мелодия Второй сонаты Бетховена .

-подведение итогов урока (активные учащиеся получают оценки в дневник и в журнал).

-Домашнее задание:

Подготовиться к написанию сочинения по творчеству А.И.Куприна.