Что для мцыри значит быть счастливым. Сочинения

“Мцыри” - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Мцыри - человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди - монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о “мучительном недуге” пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, “могучий дух”, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...

Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх “грозящей бездны на краю”, и жажду, и “страданье голода”, и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет... Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа - единственный друг и брат.
На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел - в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу.
Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.
В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

В чем Мцыри видит счастье? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как проходила его жизнь.

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.

С этих скупых строк начинается история Мцыри, история жизни пленного кавказского мальчика, воспитанного в монастыре. Казалось бы, судьба его складывается относительно удачно: он оправился от тяжелой болезни и вырос под защитой полюбившего его старика-монаха. Мцыри выучился чужой речи, принял чужую веру и уже готовится к постригу - не самая лучшая, но и не худшая, если учитывать войну на Кавказе, участь. И все же, задумаемся, чего лишен Мцыри? Он лишен всего, кажущегося обычному человеку само собой разумеющимся: любви и ласки матери, воспитания отцом, общения с братьями и сестрами, со сверстниками. Лишь в мечтах Мцыри может услышать песни сестер, перенестись в свой родной аул. Рассказы стариков о подвигах, пробуждающие смелость, тихие часы возле домашнего крыльца «при свете лунных вечеров», - все эти простые, но такие необходимые для души радости недоступны Мцыри. Недаром перед смертью он в отчаянии восклицает, что на несколько минут там, где он играл в ребячестве, он бы променял всю вечность… Холодные стены монастыря и похоронный звон колокола, прогоняющий даже те редкие минуты счастливых воспоминаний, доступных Мцыри, - вот и все, что сопровождает детство героя. Мцыри лишен детства.

Счастье и трагедия Мцыри сливаются воедино в тот миг, когда он решается вернуть себе все утраченное. Его побег из монастыря - это отчаянная попытка обрести все ранее утраченное, одновременно отравленная пониманием неизбежной неудачи. Огромный мир с его красотами и соблазнами открывается перед Мцыри. Торжествующая природа Кавказа, шепчущие о земных наслаждениях листья деревьев и голоса птиц, прекрасная и загадочная девушка… Все это могло бы составить счастье Мцыри, но сам он видит его в другом. Возвращение на родину, хотя бы и для того, чтобы «тлеть в земле родной» - это и только это по-настоящему манит Мцыри. И в то же время он знает: на родине его давно никто не ждет, мертвы его близкие и разрушен отчий дом. На несколько кратких секунд Мцыри видит счастье в упоении битвой, победив в страшном поединке барса. Но и здесь память о родине не оставляет его: «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов».

Получается, что для Мцыри счастье невозможно: оно было разрушено еще в младенчестве, и в этом мире герой не сможет добиться желаемого. Не может он обрести счастья и в тишине монастыря, как это сделал его прототип, пленный горец, прижившийся в монастырских стенах, провевший там всю жизнь и рассказавший об этом поэту. «Пламенная страсть» к свободе не находит своего удовлетворения и уничтожает Мцыри, уже вкусившего вольной жизни и не могущего вернуться в плен. И все же Мцыри можно назвать по-своему счастливым, ведь одну тюрьму, тюрьму духовную, он все же преодолел и умирает внутренне свободным. Перед его взором - Кавказ, куда стремится его неукротимый дух, по смерти получивший свободу и успокоение.

“Мцыри” - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.

Мцыри - человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди - монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.

Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о “мучительном недуге” пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, “могучий дух”, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных.

А у себя не находил

Не только милых душ - могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была 6 печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев...

Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх “грозящей бездны на краю”, и жажду, и “страданье голода”, и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет... Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа - единственный друг и брат.

На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел - в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу.

Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.

В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

Пост, который будет интересен моей маме, наверное, не будет интересен всем остальным, хотя, тут есть что обсудить☺

Есть у нас в семье древняя история о том, как Маша (это я) писала сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Мцыри», называлось оно «Счастье в понимании Мцыри». Я написала откровенную чушь, но среди этой чуши, была одна фраза, над которой смеялись все, а я считала ее тогда гениальной: «Счастье - это понятие растяжимое» и не важно, что авторство принадлежало не мне. Ну так вот, мам, я перечитала «Мцыри» и написала новое сочинение:)

Поскольку это сочинение не художественное и я не жду, что меня будут оценивать, попробую написать коротко и по делу.

Счастье в понимании Мцыри – это свободная жизнь во всех ее проявлениях. До тех счастливых трех дней, он не жил, существовал. А можно ли назвать жизнью бесцельное существование? Ведь таким оно и было, для мальчика, которого в детстве забрали в плен. В монастыре он был послушником, не монахом, то есть его жизнь это существование в заточении. У него не было ничего, что он мог бы назвать своим, да и себя он не знал. Он грустил о родине, которую не помнил, о матери и отце, которых не знал, он мечтал любви, которой никогда не познал! И вот три дня вожделенной свободы, чтобы не случилось в эти три дня, что бы он не увидел, не пережил – счастье! Даже смертельная схватка с могучим барсом потому, что он свободен!

Но мне интересно еще и другое. Лермонтов написал это произведение незадолго до своей смерти, как бы предчувствуя ее, эпиграф выбрал тоже непростой: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» из «Первой книги Царств» Библии. Смысл ее в том, что человек не познав всю жизнь в ее многообразии скоро умрет. Писал ли Лермонтов о себе, мы уже вряд ли узнаем, жалел ли он, что многое в жизни не успел познать – тоже… но то, что эпиграф, отражая основную мысль поэмы, делает произведение актуальным на все времена – бесспорно.
Ведь жизнь складывается из череды событий, которые как спектр цветов раскрывают разные ее грани.

Но я почему-то не помню, чтобы нам это рассказывали тогда, в школе. Если бы я сейчас сидела на том уроке, на первой парте, я бы хотела услышать не размышления о том, что такое счастье в понимании Мцыри, а вопросы, которые натолкнули бы меня на мысль о том, что же такое счастье в моем понимании. Может быть тогда, я бы не так боялась рисковать, ошибаться, иногда поступать безрассудно и не бояться поражений, ведь Мцыри не побоялся убежать в неизвестность ради того, чтобы испытать чувства, которые до того были ему неведомы. Может быть тогда я бы намного раньше поняла, что без боли, разочарований, а главное, ошибок нельзя узнать о том, на что ты способен. И, наконец, только так и можно найти свое счастье, испытав боль, разочарования, что-то потеряв, обретая тем самым себя.

К сожалению, об этом я узнала намного позже:)
Все, сочинение написала, гештальт закрыла, так сказать:))))

Для тех, кто дочитал до этого места. А что для вас счастье? О чем бы Вы написали?))

    Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов. Мне очень нравится его поэма “Мцыри” за необыкновенную мелодичность и напевность...

    Поэма «Мцыри» (1839), также выросшая из раннего творчества поэта, была закончена после «Демона». Это обстоятельство приобретает особое значение, так как дает представление о логике художественного развития Лермонтова. Проблематика «Мцыри» связана с центральными...

    Он очень любил свободу и стремился к ней. Его совсем маленьким привезли в монастырь: Он был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Мцыри, привыкший к свободе, постепенно привыкает к своему плену. Он «.....

    Каждый писатель настойчиво ищет в окружающей жизни того героя, который стал бы его идеалом, воплотив лучшие черты передовых людей своего времени; Каких же героев могла породить мрачная действительность 30-х годов XIX века, эпоха "голубых мундиров"?...

  1. Новое!

    «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» с точки зрения жанра сходны - это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму, вторая - реалистическую историческую поэму. Поэтому они различаются и по предмету изображения, и по композиционно-стилистическим...

  2. Новое!

    Произведения Лермонтова, с которыми он вступил в литературу,- «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовская казначейша» - задумывались, а некоторые и писались еще при жизни Пушкина (в 1836-1837...