Православный воин. Путь русского воина

МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа№2»

Пронский район Рязанская область

Святые воины-

Святой Руси.

Подготовила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Никитина Светлана Сергеевна

Цель урока: Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.

Задачи урока:

    познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

    помочь учащимся объяснить понятие «справедливая война»;

    познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

    способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

    способствовать формированию умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    способствовать овладению навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Ключевые понятия урока: защита Родины, справедливая война, несправедливая война .

Оборудование : компьютер, проектор, экран, горошины (по количеству учащихся класса).

Ход урока.

I . Самоопределение к деятельности.

Закройте глазки и протяните ладошку. Учитель кладёт каждому ученику в ладонь горошину.

Что это такое?

На что похожи эти горошины? (Ответы учащихся).

А ещё горошины похожи на нашу планету Земля.

Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась. Учащиеся кладут горошину в выбранное ими место.

II . Актуализация знаний. III . Постановка учебной задачи.

Мы любим своих родных, свой дом, любим свой двор и улицу, на которой живем. И даже когда человек уже вырос и уехал куда-то далеко из своих родных мест, он всегда вспоминает свой дом, поддерживает связь со своими родными. И всегда возвращается домой, потому что здесь его всегда помнят и ждут. Здесь его Родина. . Без корней веточка не может зеленеть и плодоносить. Так и человек не может жить без Родины и приносить настоящую пользу обществу. Родина это наши корни, наши традиции, наша семья, наши родные и близкие.

- Подберите к слову «родина» синонимы. Ответы учащихся.

Родина, Отчизна, Отечество, Россия.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие определяется так: «Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения, то есть страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо - и защищать.

Если обидели тебя - можно стерпеть. Христос говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую. Ведь зло злом победить нельзя. Можно простить свою обиду. Есть ведь и другие слова Христа: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным .

Если обижают твою мать или сестру, просто кого-то слабого - долг каждого человека встать на защиту.

Из истории мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков.

Как вы думаете, влияет ли война на человека?

Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога

Послушайте письмо, которое нашли в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:

Послушай, Бог .

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Учитель Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры? ____________________

Дети Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.

Кто сформулирует тему нашего урока.

Тема нашего урока «Святые воины -святой Руси»

. IV . Построение проекта открытия нового знания.

Из 650 лет Российской Государственности (начиная с поля Куликова), 300 лет чистого времени из жизни русского народа ушло на войны. Причем все войны были оборонительные. Мы никогда не нападали, только защищали свое и обороняли. Самым главным призванием для мужчины была защита Родины, земли и своего рода. Мальчик, рожденный в русской семье, это будущий воин, его воспитывали истинным защитником.

Вопрос : Можно ли быть защитником Родины, не любя свою Родину?

Нет.

Велико наше Отечество - Русская земля. Но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Россию, немало тяжёлых бедствий пережила она. Защищая свою Родину, русский человек защищал при этом свою православную веру. Потому вся нечисть, которая шла войной на Россию, всегда стремилась уничтожить в русских людях православную веру, православный дух.

Силу духа русскому человеку выстоять в борьбе с врагом давала православная вера. Вот почему среди русских святых так много воинов:.

Эстафету славы святого воинства Руси, которую начал Александр Невский, продолжилась его правнуком святым благоверным Димитрием Донским.

Дети В XIV веке Русь находилась под монголо-татарским игом. Выплачивала дань золотоордынским ханам, стонала от пожаров и разорений. В это тяжёлое время на московский престол взошёл внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Пользуясь малолетством Дмитрия, князь Суздальский захватил себе великое княжение, но три года спустя одиннадцатилетний Дмитрий сам возглавил московское войско и возвратил себе отцовский титул. С детства духовным наставником Дмитрия был митрополит Московский Алексей. Он учил мальчика быть твёрдым, ковал из него воина, готовил его не для книг, а для меча. учил митрополит Алексей юного Дмитрия родину свою любить и сражаться за неё. Поэтому науку Дмитрию пришлось постигать битвами, а не рукописанием; жизнь познать на окровавленной земле; людей – в воинском стане. Воинскую науку Дмитрий ставил превыше всех наук: век был такой, надо было ковать мечи. Поэтому князь Московский закупал оружие в разных странах на Западе и Востоке. Собирал на московской земле лучших мастеров: оружейников, строителей. Именно при правлении князя Дмитрия Ивановича Москва впервые стала каменной, хорошо укреплённой крепостными стенами, валами, рвами, сторожевыми башнями. От всех своих родственников, духовного наставника митрополита Алексея Дмитрий перенял ненависть к тяжкому ордынскому бремени. Он понял и принял на себя великое обязательство: скинуть с плеч народа ярмо Орды. С детских лет впитал Дмитрий гнев и обиду за Русь, за пролитую кровь единородных братьев.

Трудное это было время, но настал час, когда по словам летописца русские люди похоронили свой страх перед татарами, воспряли духом. Перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к преподобному Сергию в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. преподобный Сергий благословил князя Димитрия и предсказал ему победу над врагами:

(Колокольный звон)

Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием.

Появление среди русского воинства двух всадников в черных монашеских одеяниях, идущих по благословению самого Сергия на брань, чтобы пострадать за веру и обрести вечное спасение, неизбежно должно было произвести на ратников огромное впечатление, послужить им примером, стать залогом справедливости битвы.

Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).

Если про Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и хана Мамая известно немало, то информация о воинах-схимниках минимальна Среди разных героев встречаются такие, которые, появившись один раз, навечно входили в историю своего Отечества. К ним относится легендарные воины-монахи, герои сражения на Куликовском поле.

Время донесло до нас об этом герое самые скупые сведения, которые иногда больше похожие на легендарные.

Это были два родных брата, подвизавшиеся под руководством Сергия против врагов невидимых, два инока-боярина: Александр-Пересвет, бывший боярин брянский, и Андрей-Ослябя, бывший боярин Любецкий.

Их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех свежи в памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил себе в свои полки великий князь у Преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох ранее хранился в краеведческом музее г. Рязани.

Был Великий князь Дмитрий не только смелым, но и мудрым, сильным полководцем. Отличное место выбрал он для решительного сражения: Куликово поле

Вышли русские полки на Куликово поле раньше Мамая. Уже вечером они приняли боевой порядок и так, в строю, простояли всю ночь. Это оказалось очень важно, так как утром опустился на Куликово поле такой густой туман, что ничего не было видно даже вблизи. И эта тьма стояла до середины дня... Это Всемилостливая Богородица, ставшая Домом Руси, решила укрыть своих воинов плотным туманом, как плотным покрывалом, от смертного боя. И воины чувствовали Её присутствие и молились ей.

И было это в субботу, 8 октября, в день Рождения Богородицы. И стояла Она над полем битвы и помогала русским воинам выстоять.

В те далёкие времена было принято перед сражением устраивать поединок двух самых сильных и смелых воинов от каждого войска.

Бой начался поединком двух воинов. С татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, страшной наружности и звали его Челубей Тамир Мурза. навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках. Татарин заметно превосходил в силе, а русские воины в вере. На всём скаку налетели они друг на друга, сшиблись с налёту копьями. Устояли кони, а воины рухнули наземь, оба мёртвые. Своею смертью предсказали они, что битва будет трудная и кровопролитная.

Так инок Александр Пересвет совершил свой исторический подвиг во имя земли Русской, чтобы навечно стать в ее истории героем-витязем

И рухнула тут тишина зловещая. Затрубили ратные трубы, и слились голоса в единый голос, и послышался великий стук от сабель и сбивающихся коней, и прозвенел клич русский: "За Русь Святую!"

Во время сражения Сергий Радонежский и вся Троицкая лавра молились в церкви. Духовными очами святой видел все поле битвы и поминал по имени всех раненых и убитых.

А Сергий в те часы уединился

Перед Святою Троицей молился

Казалось, он следит духовным зреньем

За ходом величайшего сраженья

Храм наполняли свет и тишина,

Порою старец прерывал молитвы,

Погибших называл он имена

И тех, кто ранен был на поле битвы

. Увидел Дмитрий, что в передовом полку только молодые воины стоят, неопытные. Снял он свои княжеские одежды, отдал их своему боярину Бренку, сам достал доспехи простого ратника (воина) и встал в строй: "

Татары первыми двинулись в атаку. Они рассеяли сторожевой и передовой полки и напали на основные силы – большой полк, стали обходить его слева. Но в этот решающий момент из дубравы ударил засадный полк и татары-ордынцы обратились в бегство.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Несколько дней хоронили русские погибших. Самого князя Дмитрия с трудом нашли среди убитых – раненого, но живого. После Куликовского сражения стали называть его Дмитрием Донским.

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.

Ни когда еще русское воинство не знало такой победы.

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами

В память о погибших на том самом месте, откуда выступало русское войско на битву с татарами, был заложен храм в честь Всех святых – небесных покровителей русских ратников, павших во время битвы. Так появилась одна из самых древних московских церквей – церковь Всех святых на Кулишках.

Каждый год в один из осенних субботних дней князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным.

«Димитровская суббота» – так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской». С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие.

Деяния на благо Родины Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Пересвета и других Святых заступников Руси, с точки зрения современного человека выглядят даже больше, чем просто подвиг отдельно взятого человека. Это были по-настоящему великие люди, настоящие патриоты, отмеченные перстом Божьим. Никто из ныне живущих не вправе забывать о том, кому мы обязаны тем, что имеем сегодня.

Читайте, впитывайте в себя мудрость веков и гордитесь тем, что вы являетесь продолжателями тех великих дел, которые были когда-то заложены в основание нашей Русской государственности.

Почему эти люди стали святыми? (Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество).

- Кто такие святые? (признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере).

- Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к Богу).

-Что делали полководцы после окончания сражения? (Благодарили Бога за помощь).

В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев

VII . Рефлексия.

А теперь ещё раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А вот мир, в котором мы живём, сохранить ещё труднее. Нужно жить в согласии с другими людьми и с собой. Будьте добрее, внимательнее друг к другу и тогда станет в мире меньше зла, насилия.



В этот день:

Родился Сидор Ковпак

Родился Сидор Ковпак

7 июня 1887 года родился Сидор Артемович КОВПАК, дважды Герой Советского Союза.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Один из организаторов партизанского движения на Украине — командир Путивльского партизанского отряда, а затем — соединения партизанских отрядов Сумской области.

В 1941—1942 годах соединением Ковпака были осуществлены рейды в тылу врага по Сумской, Курской, Орловской и Брянской областям, в 1942—1943 годах — рейд из брянских лесов на Правобережную Украину по Гомельской, Пинской, Волынской, Ровенской, Житомирской и Киевской областям; в 1943 году — Карпатский рейд. Сумское партизанское соединение под командованием Ковпака прошло с боями по тылам немецко-фашистских войск более 10 тысяч километров, разгромило гарнизоны противника в 39 населённых пунктах. Рейды Ковпака сыграли большую роль в развёртывании партизанского движения против немецких оккупантов.

31 августа 1942 года был лично принят Сталиным и Ворошиловым в Москве, где вместе с другими партизанскими командирами участвовал в совещании. Партизанскому соединению Ковпака была поставлена задача совершить рейд за Днепр с целью расширения партизанской борьбы на Правобережную Украину. К выходу в Карпатский рейд соединение насчитывало около 2000 партизан. На вооружении было 130 пулемётов, 380 автоматов, 9 орудий, 30 миномётов, 30 противотанковых ружей, винтовки и другое оружие.

В апреле 1943 года С. А. Ковпаку было присвоено воинское звание «генерал-майор».

В январе 1944 года Сумское партизанское соединение было переименовано в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию имени С. А. Ковпака под командованием П. П. Вершигоры.

Антарктида для всех

Антарктида для всех

7 июня 1950 года Советское правительство выступило с меморандумом о шестом континенте

В нем разоблачалось стремление США рассматривать проблемы освоения Антарктиды в узком кругу западных государств.
В меморандуме говорилось о непризнании никаких решений в отношении Антарктиды, принятых без участия СССР, и упоминался приоритет русских открытий в этом регионе. Только через девять лет Советский Союз добьется заключения Международного договора об использовании Антарктики в мирных целях и о свободе научных исследований на шестом континенте.

7 июня 1990 года был запущен процесс развала системы коллективной безопасности соцсодружества

Начало распада Варшавского договора

7 июня 1990 года был запущен процесс развала системы коллективной безопасности соцсодружества

На встрече в Москве представители 7 государств Варшавского договора, приняли решение пересмотреть его характер и функции, превратив военную организацию в политическую в целях подачи миролюбивого примера странам НАТО.

Венгрия заявила о своём намерении выйти из Договора до конца 1991 года. Это стало началом распада коллективной системы безопасности, противостоявшей НАТО, поскольку североатлантический альянс плевать хотел на миролюбивые примеры.

Последний начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил Варшавского договора генерал армии Владимир Лобов рассказал:
- Никаких объективных причин для роспуска военной организации Варшавского договора не было. Как известно, Варшавский договор был подписан в 1955 году в ответ на создание шестью годами раньше военного блока НАТО, который сразу же проявил сврою агрессивную антисоветскую направленность. Н икто даже не обещал тогдашнему президенту СССР Горбачеву в ответ на роспуск Варшавского договора демонтировать НАТО. Тот в состоянии непонятной эйфории сам убедил себя в том, что «холодная» война закончилась, и США стали для нас чуть ли не родным братом.

Строго говоря, решение о ликвидации военной организации Варшавского договора было окончательно принято в феврале 1991 года на последнеме заседании Политического Консультативного Комитета, которое проходило в московской гостинице "Октябрьская". Присутствовали все главы государств. Горбачев только приехал из США - и сразу на заседание, по сути дела, без подготовки. Председательствовал в тот день венгерский руководитель. Он встал и сказал: мол, у нас в повестке дня три вопроса, но давайте все обсуждать не будем, а возьмем только один - о ликвидации военной организации Варшавского договора. Присутствующие закивали головами. Только румынский лидер возразил: мол, это несвоевременно. Подошла очередь высказаться Горбачеву. Он прямо с места начал говорить не о Варшавском договоре, а о визите в США. После этого заседание быстренько закруглилось. Председательствующий предложил поручить подготовку и подписание соответствующих документов министрам иностранных дел и обороны. К 31 марта 1991 года все было закончено.

Космический центр M. B. Хруничева

7 июня 1993 года бразован Государственный космический научно-производственный центр имени M. B. Хруничева


Фактически эта эскадрилья стала первой в СССР официально признанной пилотажной группой на реактивных истребителях. Летчики эскадрильи летали на самолётах МиГ-21 и МиГ-23. За полтора десятка лет они провели свыше 800 показов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой:

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых. Сегодня мы предлагаем вспомнить русских святых воинов и их великие свершения:

1. Благоверный князь Довмонт Псковский

Святой князь Довмонт (в крещении Тимофей) происходил из литовского княжеского рода и был младшим современником святого благоверного князя Александра Невского.

В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, князь был вынужден бежать из Литвы с дружиной и с 300 литовскими семьями во Псков.

Псковская земля стала его второй родиной, здесь он принял крещение и уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В течение 33 лет князь Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святому много пришлось повоевать за свободу Пскова с различными западными неприятелями. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками, а свою последнюю победу одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.

2. Святой благоверный князь Александр Невский

Эта личность столь известна в русской истории, что не будем излишне подробно останавливаться на его известных победах. Напомним только, что в 1240 году князь одержал победу над шведами на Неве, за что и получил своё летописное прозвище, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей.

Позже князь Александр перешёл от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы и уничтожив большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом так, что тот запросил мира. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его».

Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога, а в своей княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.

Перед своей смертью (предположительно, был отравлен в Орде), князь принял монашество с именем Алексей.

3. Праведный Феодор Ушаков

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии.

Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления.

Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта.

Родной дядя Адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов.

Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.

4. Праведный Иоанн Русский

Потомственный казак Иоанн родился в семье благочестивых родителей на землях Войска Запорожского в Русском царстве около 1690 года.

Достигнув зрелости, Иоанн был рекрутирован вместе со многими другими казаками в армию Петра Великого, который в те годы (1710-1713 годы) вёл борьбу с Турцией за выход к Чёрному морю.

О его воинских подвигах сведений не сохранилось, но можно сказать, что он был честным солдатом и защищал своё отечество до того момента, когда во время Прутского похода Петра I, вероятнее всего, это произошло в битве за Азов, вместе с другими солдатами не был взят в плен союзниками татарами.

После пленения Иоанн был переправлен в Константинополь и продан в рабство аге (воинское звание) турецкой кавалерии из города Ургюп, что он воспринял, как волю Божию.

Иоанн твёрдо отказался от перехода в ислам, за что поначалу был подвергаем издевательствам со стороны своего хозяина. Несмотря на это, он честно и усердно выполнял порученную работу, понимая её как свой христианский долг, за что его шельмовали уже другие рабы аги.

Со временем, однако, незлобие, трудолюбие и готовность святого помочь каждому расположили к нему сердце его господина и всех, кто его только знал. Ага даже предложил ему свободу, но Иоанн отказался покидать его, объяснив это промыслом Божьим.

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Тайн, так что со временем приобрёл от Бога дар чудотворения.

Однажды, когда его господин совершал хадж в Мекку, Иоанн, находясь в Ургюпе, передал ему от жены блюдо с пловом. Когда ага вернулся из путешествия, то привёз домашнее блюдо с собой. Этот случай так поразил местных жителей, что Иоанна Русского стали почитать как святого все жители тех мест, в том числе и мусульмане.

После смерти святого почитание его только укрепилось, на его могиле стали совершаться чудеса, а в 1962 году Церковь причислила Иоанна Русского к лику православных святых.

5. Мученик Меркурий Смоленский

Святой был родом из Моравии и происходил из семьи тамошних князей. В юности он прибыл в Смоленск, где поступил на службу в княжескую дружину.

Воин Меркурий нёс охрану на городских стенах и вёл строгую подвижническую жизнь, посвящая много времени посту и молитве.

В 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск татарские войска, по преданию, остановились в 25 верстах от города, на Долгомостье. В тот же вечер молившемуся в храме Меркурию явилась Божья Матерь и повелела ему выступить против татар: «Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Меркурий послушался веления Пресвятой Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силой. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено смолянами в Успенском соборе города. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых. Сегодня мы предлагаем вспомнить русских святых воинов и их великие свершения:

1. Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

Все мы знаем, что именно мудрому князю Владимиру мы обязаны как нашей верой, так и нашей великой культурой.

В молодости князь Владимир был язычником и часто поступал жестоко и неблагородно. Но, познав истинную веру, он прошёл через глубокие внутренние изменения, стал регулярно молиться, много благотворить, строить храмы и основывать княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению страны в Православие святой князь сумел заключить союз с Византией — самым сильным и культурным государством его времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому и на воинской стезе: князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

Кроме того, святой Владимир сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью.

За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

2. Преподобный Илия Муромец

Святой жил в XII веке. Он происходил он из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве странников.

Обретя здравие он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов.

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, вероятнее всего, в конце 80-х годов XII века.

В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря своим покровителем.

3. Благоверный великий князь Дмитрий Донской

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны — освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига.

Великий князь Московский перешёл от междуусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества. Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси.

Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря.

В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище «Донской».

4. Преподобный Александр Пересвет

Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве.

Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать.

Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника.

Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.

5. Преподобный Андрей Ослябя

Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах.

Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть.

До пострижения в монахи - Андрей Ослябя был знатным боярином и профессиональным военным. Предположительно, он даже командовал московской тысячей в Пьянском побоище.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Страница 2 из 2

Январь.

01 - прп. Илия Муромец Печерский чудотворец.

09 - блгв. кн. Всеволод Псковский

16 - мч. Гордий (во время гонений объявил себя христианином и после мучений был обезглавлен).

21 - 20 воинов, 7 отроков и мучч. Иулиан, Василиса и иже с ними.

22 - мч. Полиевкт воин (в ревности по вере Христовой разбил идолов и после мучений был обезглавлен).

25 - мч. Мертий воин (пострадал при Диоклетиане в Африке).

26 - муч. Стратоника (темничный страж, пострадал при Ликинии в 315 г.; после истязаний был утоплен в Дунае).

Февраль.

04 - прмч. Анастасий Персянин (воин, который при виде чудес от Св. Креста Господня, принесенного в Персию, крестился и принял монашество; после мучений удавлен персами-язычниками).

08 - блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии; 7 воинов и мчч. Анания пресвитер и Петр (за осмеяние языческих богов и исповедание веры после жестоких мучений были утоплены в море в Финикии при Диоклетиане).

12 - муч. Феофила (греческий воевода исповедовал себя христианином в плену у агарян; обезглавлен в 784 г.),
прп. Зинона (бывший воин, поселился в горе близ Антиохии, где провел 40 лет).

13 - свв. Кир и Иоанн (был воином, потом принял монашество, пришел в Аравию к св. Киру и с ним помогал больным и распространял веру Христову; после мучений были обезглавлены).

16 - блгв. кн. Романа Угличского.

17 - блгв. кн. Георгий Всеволодович Владимирский (погиб в битве с Батыем; угодил Богу построением и украшением храмов, распространением веры среди язычников своей области и щедрой милостыней людям).

20 - вмч. Феодора Тирона.

21 - вмч. Феодор Стратилат (воевода, который распространял веру Христову среди граждан своего города, после великих мучений был обезглавлен).

24 - блгв. кн. Всеволода Псковского.

27 - блгв. кн. Михаил Черниговский и боярин его Феодор (перенесение мощей).

Март.

02 - вмч. Феодор Тирон (т. е. воин-новобранец; во время гонений принял христианство и сжег языческий храм; после великих мучений был сржжен на костре).

05 - блгв. кн. Ярослава Мудрого.

07 - мч. Маврикий-военначальник и 70 его воинов (за исповедание Христа после мучений были утоплены в болоте).

08 - прп. Александр (сначала был воином, затем принял монашество, основал 9 монастырей и первый установил в них чин «неусыпающих»).

12 - прп. Тита воина, чудотворца Печерского.

16 - мчч. Евтропий и Клеоник, братья (воины, друзья вмч. Феодора Тирона; пострадали за обращение многих язычников и твердое исповедание веры) и Василиска (племянник муч. Феодора Тирона).

17 - блгв. кн. Даниил Московский, блгв. кн. Василий Ростовский (в битве с Батыем был взят в плен; убит за отказ изменить святой вере), блгв. вел. кн. Георгий Владимирский, блгв. кн. Вячеслав Чешский.

18 - обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских.

19 - свв. 42 мчч. (военачальники; за исповедование веры Христовой в плену у магометан после мучений были обезглавлены и брошены в реку, Амморийских ).

22 - 40 мчч. Севастийских.

27 - блгв. вел. кн. Ростислав-Михаил Киевский, Смоленский.

31 - мчч. Трофим и Евкарпий (были воинами и сыщиками против христиан, но потом сами уверовали в Спасителя и были сожжены в Никомидии).

Апрель.

05 - сщмч. Никон (воин-язычник; после крещения принял монашество, подвизался в пустыне, был поставлен в епископа; обратил в христианство своих бывших товарищей воинов; скончался мученически).

10 - мч. Бояна, кн. Болгарского.

20 - мучч. 200 воинов (обращены заключенным в темницу св. диаконом Руфином; обезглавлены в 310 г.).

24 - мучч. Прокеса и Мартиниана (стражи Мамертийской тюрьмы в Риме во время пребывания там св. апп. Петра и Павла; видя чудеса, вместе с заключенными уверовали во Христа; были подвергнуты мучениям и обезглавлены).

28 - мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его; блгв. кн. Мстислав (Феодор) Киевский (сын Владимира Мономаха).

Май.

02 - мчч. Христофор, Феона и Антонин (воины, которые при виде мучений вмч. Георгия Победоносца уверовали во Христа и после мучений были сожжены).

04 - мчч. Феодор, Сократ и Дионисий (мч. Феодор за веру Христову был распят на кресте; после трехдневных мучений скончался; при виде его мучений уверовали и приняли мученическую кончину воины Сократ и Дионисий, бывший языческий жрец Диоскор и мать св. Феодора Филлипия).

06 - вмч. Георгий Победоносец и мчч. Анатолий и Протолеон (воины уверовавшие во Христа при виде мучений вмч. Георгия).

07 - мч. Савва Стратилат и 70 воинов его (утешал в темнице христиан, затем и сам объявил себя христианином, за что после мучений был утоплен в реке; видя мучения уверовали и были обезглавлены и 70 его воинов);

мчч. Пасикрат и Валентин (воины, родом славяне; пострадали за исповедание Христа).

15 - блгвв. кнн. Бориса и Глеба (перенесение мощей).

17 - 40 воинов с сщмч. Сильваном епископом Газским (были обезглавлены за веру Христову).

19 - мучч. Варвара, Вакха, Каллимаха и Дионисия (пострадали при Юлиане Отступнике в 362 г.).

20 - мч. Акакий сотник (после мучений был обезглавлен за веру Христову).

23 - мч. Исихий Антиохийский (воин при дворе Диоклетиана, за исповедание веры был утоплен с жерновом на шее).

26 - мч. Лаодикий (страж темничный; уверовал при виде мучений мц. Гликерии, был усечен мечом);

мч.Александр Римский (воин при Максимиане; был предан жестоким мучениям и обезглавлен на 18 году жизни).

27 - мч. Исидор воин (обезглавлен за веру Христову).

28 - прп. Пахомий Великий (воин-язычник, после крещения подвизался в египетской пустыни, основал несколько монастырей).

30 - мчч. Солохон, Памфамир и Памфалон (воины, отказавшиеся принести жертву идолам при Максимиане; умучены).

Июнь.

01 - блгв. вел. кн. Димития Донского.

02 - мчч. Александр и Астерий воины (обезглавлены за веру Христову); блгв. кн. Довмонта (Тимофея) Псковского.

03 - блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев.

06 - муч. Мелетия Стратилата и с ним 1218 воинов с женами и детьми (казнены за разрушение языческих храмов).

09 - мч. Дидим воин (усечен мечем).

13 - мч. Ермий (был воином, уже стариком за исповедование веры был обезглавлен).

18 - блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского (перенесение мощей), блгв. кн. Феодора Новгородского.

21 - вмч. Феодора Стратилата , прп. Ефрема патр. Антиохийского, бывшего воина (+ 545 г.).

23 - Александр воин (вместе с мц. Антониной после истязаний был брошен в яму с огнем и засыпан землей).

25 - прп. Петр Афонский (был военачальником, попал в плен, освободился и принял монашество; 54 года подвизался на Афоне в тесной пещере; тело его было покрыто густыми волосами и борода доставала до земли).

27 - блгв. кн. Мстислав-Георгий Храбрый Новгородский.

28 - блгв. кн. Лазаря Сербского (заботился о христианском просвещении народа; во время войны с турками получил 16 ран и был взят в плен, усечен мечом в 1389 г.).

29 - прп. Тихон Луховский, Костромской.

30 - мчч. Мануила, Савела и Исмаила. (362). (Из персидского знатного рода, были на военной службе, к Юлиану отступнику были отправлены на переговоры, а он, узнав, что они христиане, предал их на мучения)

Июль.

01 - мч. Леонтий военачальник (во время суда за веру Христову исцелил судью от болезни; судьи Ипатий и Феодул тоже уверовали и вмете приняли мученический венец), мучч. Феодула и Леонтия (воин Феодул (был обезглавлен) уверовал видя чудесное исцеление трибуна Ипатия посланного, чтобы схватить военначальника Леонтия(был распят).

04 - мчч. 20-ти воинов.

14 - прп. Петр (был военачальником, попал в плен, по освобождении 34 года подвизался монахом).

16 - блгвв. кнн. Василий и Константин Ярославские (в 1267 г. погиб в битве с татарами).

17 - блгв. кн.Андрея Боголюбского.

20 - прп. Фома Малеин (был воином, п принятии монашества подвизался на горе Малее).

21 - вмч. Прокопий (был послан в Египет преследовать христиан, но после явления в небе креста и гласа свыше уверовал во Христа; претерпел великие мучения и был обезглавлен).

22 - муч. Александра (прибыл с Юлианом Отступником в Египет, чтобы расправиться с пустынниками; видя мучения и неуязвимость прп. отцов, уверовал и присоединился к ним).

27 - мч. Иуст (римский воин, за нежелание отречься от Христа был мучим и сожжен).

28 - равноап. вел. кн. Владимира.

Август.

01 - блгв. кн. Романа Рязанского (замучен в Орде в 1270 г.).

05 - прав. воина Феодора Непобедимого.

06 - блгвв. кн. Бориса и Глеба

12 - мч. Иоанн воин (укрывал и утешал христиан, а потом и сам претерпел мучения, скончался мирно).

13 - праведный Евдоким (военачальник угодивший Богу своей благочестивой жизнью и заботой о бедных, вдовах и сиротах).

16 - прп. Далмат (был воином, затем принял монашество, защишал православную веру на 3 Вселенском соборе).

17 - 7 отроков иже во Ефесе.

18 - мч. Евсигний (60 лет служил воином, обличал язычников, обезглавлен 110 лет от роду.

20 - мч. Марин воин (пострадал в Кесарии палестинской); прав. Стефан 1, король Венгрии.

24 - прп. Феодор князь Острожский, муч. Максима (воин-комит, сожжен при Диоклетиане).

25 - мч. Аникита (военачальник, обличал царя язычника, был сожжен в раскаленной печи).

26 - муч. Ипполита (начальник тюремной стражи; пострадал при Декии в 258 г. влачимый дикими конями).

Сентябрь.

01 - мч. Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников.

02 - муч. Мемнона Сотника (пострадал при Диоклетиане; после жестоких истязаний сожжен).

12 - перен. мощей блгв. кн. Александра Невского, обрет. мощей блгв. кн. Даниила Московского.

14 - прав. Иисуса Навина.

16 - муч. Зинона воина (при Диоклетиане после мучений обезглавлен).

18 - убиение блгв. кн. Глеба, мучч. Иувентина и Максима (римские воины-щитоносцы пострадали при Юлиане Отступнике).

19 - муч. Ромила (военначальник Траяна; обезглавлен).

20 - прпп. Александра Пересвета и Андрея Ослябы.

26 - сщмч. Корнилий сотник.

28 - вмч. Никита (воин; после мучений был брошен в огонь, тело его осталось невредимо и было погребено христианами).

Октябрь.

02 - блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского; блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских.

03 - вмч. Евстафий (римский полководец; после великих мучений вместе с женой и сыновьями был брошен в раскаленного медного быка, тела их остались невредимы).

мчч. Князь Михаил и боярин его Феодор. Прп. и блгв. кн. Олега Брянского. Блгв. кн.-мч. Иоанна Путивльского.

07 - св. Владислава, царя Сербского.

11 - блгв. кн. Вячеслава Чешского.

10 - мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных.

15 - прав. Воина Феодора Непобедимого.

17 - блгв. кн. Владимир Новгородский, св. Стефан (воевода сербского деспота).

22 - прп. Петра Галатийского (в царствование Феофила (9в.) был воином-комитом; закончил жизнь в обители св. Фоки в Константинополе); мч. Еввентий (Иувентин) и Максима воинов (361-363)

23 - мч. Феотекн (знатный воин, пострадал при Максимиане).

25 - св. Мартин Милостивый (был воином; приняв монашество стал епископом Турским; угодил Богу милосердием к бедным; прозорливец и чудотворец). мчч. Прова, Тараха , Андроника

26 - прп. Никита исповедник (был воеводой, затем принял монашество; много пострадал за почитание икон).

29 - мч. Лонгин сотник.

Ноябрь.

01 - мч. Уар (после мучений был повешен на дереве).

02 - вмч. Артемий (военачальник, который смело обличал царя Юлиана за отступничество; после мучений был обезглавлен).

04 - семи отроков иже во Ефесе, муч. Ираклия воина (обезглавлен в 3 в.).

08 - вмч. Димитрий Солунский.

09 - блгв. кн. Андрея Смоленского (перенесение мощей в 1540 г.).

15 - Афония воина (персидский воин уверовавший при виде вышедших невредимыми из кипящего котла святых; обезглавлен).

16 - мучч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия и других (сожжены при Диоклетиане).

17 - прп. Иоанникий Великий (24 года был воином; приняв монашество выучился грамоте и подвизался в пустыне).

20 - Мелитинских мучеников.

24 - мч. Мина (был воином, затем подвизался в пустыни; после мучений был обезглавлен).

мч. Виктор (воин, после мучений обезглавлен).

27 - блгв. царя Иустиниана (греческий импертор (+565 г.).

30 - мч. Гоброн (Михаил) и с ним 133 воина (усечены мечом в Кахетии ).

Декабрь.

03 - мч. Дасия (284-305): был молодым воином, его должны были принести в жертву яз. богу Кроносу, он потратил время перед этим на проповедь христианства и обличение язычества

04 - блгв. кн. Ярополка - Петра Изяславовича.

05 - блгв. кн. Михаил Тверской (убит в орде); кн. Ярополка-Петра.

праведный Михаил воин (болгарин, с детства отличался благочестием).

06 - блгв. кн. Александр Невский.

07 - мч. Порфирий полководец и 200 воинов (уверовали при виде мучений вмч. Екатерины), мч. Меркурий Смоленский (угодил Богу постом и молитвой; убит в битве с татарами), вмуч. Меркурия Кесарийского и муч. Меркурия Смоленского.

26 - мч. Евстратий - из 5 мучеников Евстратий был военачальником (во время гонений объявили себя христианами)

31 - мчч. Севастиана и дружины его.