Фразеологизм к слову колокол. Почему мы так говорим? Звон в ушах и литье колокол

Лить колокола в прямом смысле значит «отливать» эти самые колокола из металла. Значение фразеологизма "колокола лить" - значит врать, выдумывать, распускать слухи и небылицы. Какая же связь между этими явлениями? Оказалось, связь есть, но совсем не прямая и идет она от древней традиции, придуманной с незапамятных времен самими литейщиками колоколов.
Дело в том, что литье колоколов очень кропотливое дело, результат которого зависит от множества факторов. И как всегда в подобных случаях, когда невозможно предусмотреть и предугадать все, в силу вступали суеверия, различные обряды, заклинания, поверья.
Так вот, мастера-профессионалы колокольных дел задолго перед тем, как отливать очередной важный колокол, выдумывали разные небылицы и распространяли их по всей округе. Если небылица попадала в точку и её принимали на веру, то это был верный знак к тому, что отливка колокола пройдет успешно и звон у него будут такой, что будет распространяться по всей округе, как удачно придуманная для этого колокола небылица. Вот такая вот взаимосвязь.

Отсюда, кстати, вытекает и смысл глагола «заливать» - то есть, врать, привирать, брехать, говорить неправду. «Даты, заливаешь, брат!». В обычае распускать слухи и выдумки, когда льют колокол, видны отзвуки старинных, доисторических верований человека, у которого в числе защитных мер от злых сил была и такая, как отвлечение их внимания, обман. Распускаемый слух как раз и имел целью отвлечь внимание недоброжелателей от колокола и занять их чем-то другим. Хозяева колокольных заводов очень верили в силу подобных действий. Н.И. Оловянишников (а нужно иметь в виду, что Оловянишниковы имели колокольный завод) сообщает, что "остроумные изобретатели таких слухов получали хороший гонорар за свои сочинения". Если колокол получался удачный, то следовало опровержение слуха: мол, это на таком-то заводе колокол слили, очень звонкий получился. Если же была неудача, в выдумке не признавались, и тогда слух, как пишет Оловянишников, "переходил в легенду".
Выражение "колокола льют" было очень распространено в XIX веке. В.И. Даль приводит пословицу: "Колокола отливают, так вести распускают", он же отмечает, что появилась и другая, более краткая, форма этого выражения: "Лить колокола - сочинять и распускать вздорные вести".

После революции из старой формулы выбросили слово "колокола", и профессор Д.Н. Ушаков в первом советском "Толковом словаре русского языка" (1935-1940 гг.) зафиксировал новый облик старого выражения: "Заливать, аю, аешь, несов. - хвастливо врать, присочинять (простореч., шутл.). "Это ты, брат, заливаешь". В синонимическом ряду слов - врать, лгать, брехать, выдумывать, рассказывать басни, фантазировать, травить, раскидывать чернуху, пускать парашу, заправлять арапа, загибать, заливать - все эти слова говорят вроде бы об одном, но каждое по-разному: "брехать" - не то, что "фантазировать", и "загибать" - не то, что "заливать". В слове "заливать" и сейчас еще сохраняется оттенок его старинного прототипа. "Заливать" - это значит рассказывать некую многосложную историю, в которой выдумка так переплетена с правдой или так на нее похожа, что самый недоверчивый скептик будет долго пребывать в сомнении: то ли верить, то ли нет.

ЛИТЬ КОЛОКОЛА (УСТАР.ИЛИ НЕОДОБР.)

врать, распускать небылицы,сплетни; пустословить. Выражение связывают с обычаем распускать невероятные небылицы и выдумывать слухи во время отливки церковных колоколов. Считалось, что чем невероятнее будет слух и чем больше людей ему поверит, тем звонче будет новый колокол.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛИТЬ КОЛОКОЛА (УСТАР.ИЛИ НЕОДОБР.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОЛОКОЛА в Большом энциклопедическом словаре:
    (нем. Glocken итал. campane), ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Набор специальных труб-цилиндров, свободно подвешенных в раме. Применяются в оркестре для имитации …
  • КОЛОКОЛА
    ударный музыкальный инструмент. Набор из 12-18 труб-цилиндров (латунных, никелированных или стальных хромированных), свободно подвешенных в металлической или деревянной раме-стойке. Имеет …
  • КОЛОКОЛА
    В церковном предании, приписывающем введение при христианском богослужении металлических К. Павлину, епископу испанскому (353 — 431), рассказывается очень поэтическая легенда …
  • КОЛОКОЛА в Современном энциклопедическом словаре:
  • КОЛОКОЛА
    ударный самозвучащий музыкальный инструмент симфонического оркестра: набор специальных труб-цилиндров хроматического строя, свободно подвешенных в раме. Применяется для имитации колокольного …
  • ЛИТЬ в Энциклопедическом словаре:
    2, лью, льешь; лил, лила, лило; лей; литый (лит, лита, лито); несов., что. Изготовлять что-н. из расплавленного, размягченного материала. Л. …
  • КОЛОКОЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (нем. Glocken, итал. саmраnе), ударный самозвучащий муз. инстр-т. Набор спец. труб-цилиндров, свободно подвешенных в раме. Применяются в оркестре для имитации …
  • КОЛОКОЛА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? В церковном предании, приписывающем введение при христианском богослужении металлических К. Павлину, епископу испанскому (353 ? 431), рассказывается очень поэтическая …
  • ЛИТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ли"ть, лью", льём, льёшь, льёте, льёт, лью"т, ли"л, лила", ли"ло, ли"ли, ле"й, ле"йте, лью"щий, лью"щая, лью"щее, лью"щие, лью"щего, лью"щей, лью"щего, …
  • ЛИТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ЛИТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ЛИТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    обливать, крапать, накрапывать, покрапывать, кропить, окроплять, струить, точить, брызгать, плескать, прыскать, обдавать, окачивать. Вода бьет ключом, фонтаном. Точить слезы. Собаки …
  • ЛИТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: …
  • ЛИТЬ
  • КОЛОКОЛА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ЛИТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
  • ЛИТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    лить, лью, льёт; прош. лил, лила, …
  • ЛИТЬ в Орфографическом словаре:
    лить, лью, льёт; прош. лил, лил`а, …
  • ЛИТЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    1 ! заставлять течь, литься Л. воду из лейки. Л. слезы (горюя, плакать). Лампа льет свет. лить 1 3! Colloq …
  • УСТАР. в Словаре Даля:
    (abbreviation) устаревшее слово или …
  • ЛИТЬ в Словаре Даля:
    ливать; моск. линуть, костр. ленуть что, выпускать из сосуда жидкость, выбрасывать жидкую струю, поток. Лей вино в стакан, наливай; они …
  • КОЛОКОЛА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (нем. Glocken, итал. campane), ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Набор специальных труб-цилиндров, свободно подвешенных в раме. Применяются в оркестре для имитации …
  • ЛИТЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    лью, льёшь; д. н. (устар.) лия, пов. лей, прош. лил, лила, лило, несов. 1. что. Заставлять (жидкость) Течь, литься. Лить …
  • ЛИТЬ
    несов. перех. и неперех. 1) а) перех. Заставлять течь, литься что-л. жидкое. б) Проливать, разливать. в) Наливать, вливать. 2) перех. …
  • КОЛОКОЛА в Толковом словаре Ефремовой:
    колокола мн. Оркестровый ударный музыкальный инструмент, представляющий собою набор металлических трубок, подвешенных к металлической или деревянной …
  • ЛИТЬ
    несов. перех. и неперех. 1. перех. Заставлять течь, литься что-либо жидкое. отт. Проливать, разливать. отт. Наливать, вливать. 2. перех. Изготовлять …
  • КОЛОКОЛА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. Оркестровый ударный музыкальный инструмент, представляющий собою набор металлических трубок, подвешенных к металлической или деревянной …
  • ЛИТЬ
    I несов. перех. и неперех. 1. перех. Заставлять течь, литься что-либо жидкое. отт. Проливать, разливать. отт. Наливать, вливать. 2. неперех. …
  • КОЛОКОЛА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. Оркестровый ударный музыкальный инструмент, представляющий собою набор металлических трубок, подвешенных к металлической или деревянной …
  • УАР (ШМАРИН)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Уар (Шмарин) (1880 - 1938), епископ Липецкий, священномученик. Память 10 сентября и …
  • КОЛОКОЛЬНЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Колокольня, пристроенное к храму, или стоящее рядом сооружение, в котором повешены колокол или колокола, …
  • ГЕРЦЕН в Литературной энциклопедии:
    Александр Иванович — замечательный публицист и один из самых талантливых мемуаристов мировой лит-ры, выдающийся политический деятель, основатель русского вольного …
  • ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Иванович (псевдоним - Искандер) , русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого …
  • ВЬЕТНАМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Vièt-Nam). I.Общие сведения В. расположен в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Территория В. узкой полосой шириной до 600 км на …
  • ШАМАНИЗМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    самая грубая языческая религия, некогда имевшая чрезвычайно широкое распространение. Теперь Ш. придерживаются немногие сибирские инородцы; у других шаманские верования удерживались, …
  • СИФОНОФОРЫ
  • ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Все металлы, способные плавиться, как, напр., золото, серебро, олово, свинец, цинк и т. п., могут быть употребляемы для отливок. Но …
  • КУПОРОСНОЕ МАСЛО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КОЛОКОЛЬНЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - пристроенное к церкви, или стоящее отдельно от нее, но по близости с ней, сооружение, в котором повешены колокол или …
  • ЗВОН КОЛОКОЛЬНЫЙ, ЦЕРКОВНЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется: 1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения времени его …
  • ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КАРЬЕРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Род занятий, профессия. К. ученого. Артистическая к. 2. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном …
  • ЧЁРТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. черти, -ей, м. 1. В религии и народных поверьях: злой дух, олицетворяющее зло сверхъестественное существо в человеческом …
  • РУКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, вин. руку, мн. руки, рук, рукам, ж. 1. Одна из двух верхних конечностей человека от плеча до кончиков …
  • ТЫ в Энциклопедическом словаре:
    , тебя, тебе, тебя, тобой (-ю), о тебе; мест. личн. 2л.ед.ч.1. Служит для обозначения лица, собеседника, преимущ. близкого. Простое, сердечное …
  • РОЖОН в Энциклопедическом словаре:
    , -жна, м. (стар.). То же, что кол (в 1 знач.). С рожном идти на кого-н. (вооружившись колом). 4- На …
  • СОБАКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Домашнее животное сем. псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки. Дворовая с. Охотничья с. Сторожевая с. С собаками …

Вступительное примечание:
В настоящей статье из-за ограниченности публикации в 5000 знаков рассмотрение вытекающих из фразеологизма «лить колокола» выражений «лить пушки», «пушкарь» и «лить пули» намеренно опущено. Акцент статьи сделан на корнях возникновения традиции колокольных дела мастеров Москвы.

Иногда, просматривая любимые киношедевры обращаешь внимание на какую-нибудь мелочь, которая потом приводит к неожиданному результату. С этим я столкнулся и при просмотре кинокомедии «Женитьба Бальзаминова».

В знаменитом фильме по пьесе А.Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» перед появлением на заборе Бальзаминова в одежде башмачника прозвучала странная на первый взгляд фраза Домны Белотеловой (в исполнении Нонны Мордюковой). На новость о появлении в округе шайке разбойников она заявила:

«Может быть, это колокол льют».

Казалось бы, какая связь между шайкой разбойников и литьем колоколов?

Но странной фраза выглядит только потому, что в фильме опущена предшествующая фраза свахи:

«Красавина. Мало ли разговору, да всему верить-то нельзя. Иногда колокол льют, так нарочно пустую молву пускают, чтоб звончее был».

Что за обычай упомянул А.Н. Островский в своей пьесе?

Мониторинг Интернета дал такой результат: действительно была у колокольных дел мастеров Москвы (заметьте, не Руси, а именно Москвы!) такая традиция распускать нелепые слухи перед отливкой колоколов, дабы они «звончее» были. Но с появлением газет традиция эта постепенно сошла на нет, а вот ее отголоски остались. Возник фразеологизм «лить колокола», означающий «врать, распускать сплетни, слухи и небылицы», позднее «ужавшийся» до «заливать».

В основном вся имеющаяся в Интернете информация об этом фразеологизме сводится к пересказу в том или ином виде Н.П. Гилярова-Платонова, Н.П. Милюкова Н.П., И.М. Морица, В.И. Даля, В.А. Гиляровского.

Я процитирую только одного из них – А.П. Милюкова, жившего в 1830-е годы в Москве по соседству с заводами, отливающими колокола:

«Наша сторона была для всей Москвы источником самых эксцентрических сплетен и вымыслов. У колокольных заводчиков испокон века установилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо распустить в народ какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее и сладкогласнее будет отливаемый в это время колокол. От этого-то и сложилась известная поговорка колокола льют, когда дело идет о каком-нибудь нелепом слухе».

Информация других авторов ничем по сути не отличается. Та же констатация факта традиционного распространения слухов перед отливкой колоколов и появления вследствие этой традиции фразеологизма «лить колокола – распускать слухи и небылицы».

Но до сих пор НИГДЕ и НИКЕМ не даны разъяснения о появлении самой традиции. По крайней мере, мониторинг Интернета дал отрицательный результат. А ведь традиция не могла появиться на пустом месте. Что же подвигло колокольных дел мастеров на принятие таких решений, чего они добивались, распространяя слухи?

Может быть сами изготовители колоколов объясняли когда-нибудь историю возникновения столь странной традиции. Но в книге потомственного литейщика колоколов из Ярославля Н.И. Оловянишникова «История колоколов» упоминается только факт такого московского обычая, да еще описание пары опять-таки московских слухов из «Коллекции «отлитых» историй».

Возможно в двух шагах от разгадки истории этого обычая стоял филолог В.Н. Вакуров, который еще в 1980 году писал:

«У древних славян существовала такая примета: если у кого звенит в правом ухе, то о нем говорят друзья, если в левом – враги. Считалось, что если начать говорить о ком-либо, то у него зазвенит в ухе. Эта мнимая связь между речью и звоном нашла отражение в образовании выражения «лить колокола» (Из Настольного календаря 1982 года).

Но конкретного объяснения этой мнимой связи В.Н.Вакуров так и не привел.

А если развить эту тему, то можно докопаться до истины! Ведь именно эта примета о звоне в ушах все и объясняет.

На Руси существовало поверье, что за правым плечом человека стоит его ангел-хранитель, а вот бесёнок всегда таится за левым. С этим связана и суеверная привычка сплевывать всегда через левое плечо. Поэтому, когда у человек звенело в левом ухе, считалось, что бесёнок ябедничает своему начальству на этого человека.

И это было также предзнаменованием дурных вестей или событий, поскольку суеверная молва также приписывает этому персонажу стремление всячески напакостить человеку.

Литью колокола предшествовала многомесячная работа по изготовлению формы. При заливке формы расплавленным металлом все имело значение – и температура расплавленного металла, и его состав, и скорость охлаждения отливки. Любые непредвиденные ситуации при этом могли привести к ухудшению звучания колокола или к его полному браку, что воспринималось суеверными мастерами как «сглаз», и потому родилась у литейщиков столь необычная традиция - распускать нелепейшие слухи и сплетни.

Это было своего рода оберегом - пока бесёнок, падкий до сенсаций, спешил к своему начальству с соответствующим докладом, литейщики спокойно занимались своим делом. Отсутствующий бесёнок не мог выведать у них секретный состав колокольного металла и тем более напакостить в сложнейшей операции - заливки колокольной формы расплавленным металлом.

Я не могу понять, почему указанные выше корифеи, знатоки русской словесности не смогли заметить столь очевидную связь между распространенным на Руси поверьем (звон в ушах) и традицией изготовителей колоколов распространять слухи и небылицы.

Также не могу понять, почему В.Н. Вакуров не развил свою попытку докопаться до истины и ограничился только упоминанием «мнимой связи между речью и звоном».

Может быть были еще какие-нибудь исследования столь необычной традиции литейщиков?

Ответа на это вопрос нет - тщательный мониторинг Интернета на наличие этой информации в открытом доступе дал отрицательный результат.

Соответственно, на дату публикации статьи (20 апреля 2016 года) изложенная мной версия истории возникновения обычая роспуска слухов и небылиц перед отливкой колокола является ПИОНЕРНОЙ, достойной знака копирайта ©.

Рецензии

Статьи похожего содержания, также содержащие цитаты из Островского и ссылки на Милюкова, с удивлением нахожу на сайтах:
http://esperanto-plus.ru/fraz/k/kolokola.htm
http://www.mybells.ru/statyi.php3?st=zvon

"... у кого звенит в правом ухе, то о нем говорят друзья, если в левом – враги..."
Мне всегда интересно, откуда берутся эти сведения? Ну почему бы филологу Вакурову не подтвердить свое утверждение источником: записано по словам бабушек из таких-то деревень; либо взято из такой-то былины или писания такого-то монаха-грамотея. Я, к примеру, читал и такую, тоже голословную, версию: "Звенит в правом ухе? Если вы одиноки, то встретите свою любовь. Если женаты или замужем, то ждите прибавления в семействе, например, рождения ребенка.
Звон же в левом ухе сулит беды и неприятности..."
Побродив по интернету, выяснил - источником являются записанные кем-то народные приметы (умиляет вывод филолога о том, что приметы сии зафиксированы у "древних славян" - он что, изучал поверья антов или склавинов?)
Что касается правого-левого, то ученые давно установили, что у индоевропейцев правое ассоциировалось со всем хорошим (справедливостью, светом), а левое - со всем плохим (зловещим, темным), поэтому русские поверья в данном случае - отражение языческих представлений индоевропейской общности. Однако для расшифровки понятия "лить колокола" фактор правого или левого уха не имеет никакого значения. Когда колокол отливали, он не звенел.

Инфа по приведенным ссылка знакома. Также внимательно читал книгу Оловянишникова.
У него в ней описаны и другие поверья. Так например, на любой стадии изготовления, перевозки и установки колокола категорически не допускались не православные люди и снохачи (по нынешним понятиям - приверженцы инцеста).
Вполне возможно, что Вакуров и указывал источники полученной им информации. Они просто не оцифрованы и не выложены в Инет. Ведь когда писал Вакуров, тогда Интернетом и не пахло
С уважением,