До свидания, зонтик. Оратория Аурелии

На самом деле, Джеймс Тьерре (James Thiérrée, родился 2 мая 1974) очень не любит, когда упоминают о том, что он — внук великого комика. "У всех есть родители, бабушки и дедушки, и мы что-то берем от каждого из них. Но в моем случае, это всегда Чаплин, Чаплин, Чаплин», - огорчается Джеймс.
Но он не только имеет очевидное внешнее сходство с дедом — у него такая же, как у Чаплина, грива вьющихся (сейчас уже "соль с перцем") волос и глаза мягкого, сине-серого оттенка, к тому же, Джеймс унаследовал его талант виртуозно владеть своим телом.

Raoul par James Thierrée. Photo C. Calais.


Джеймс Тьерре - акробат, мим, артист, режиссер, скрипач и танцовщик.


Джеймс и Чарли: кудри и цвет глаз перешли по наследству))

И Чарли Чаплин был не только превосходным актером, мимом, акробатом и режиссером собственных фильмов, он еще писал музыку к ним, самостоятельно научился играть на скрипке и фортепьяно.

Ч. Чаплин (справа, со скрипкой - вдруг, кто не узнает актера без усиков и подведенных глаз)

Джеймс Тьерре в фильме "Сам по себе"

Ну а двигался Чаплин настолько точно, что сам Вацлав Нижинский сказал ему , что тот - прирожденный танцор.

Тьерре говорил в интервью: "Я вижу, что все постоянно сравнивают нас, но это никогда не влияло на меня. Моя профессия - это мой выбор. В противном случае, я бы никогда не стал ею заниматься. Я постоянно чувствую, что должен проявить себя".

фото Richard Haughton

А стоял ли перед Джеймсом выбор профессии?

Уже в возрасте четырех лет, Джеймс Тьерре, вместе со своей трехлетней сестрой Аурелией, гастролировал с родителями, изображая в шоу чемоданчик на ножках. Их отец Жан-Батист Тьерре и мать Виктория Чаплин в конце 1970-х годов основали свой цирк Le Cirque Invisible , сильно отличающийся от классического — с его неприменными опилками и дрессированными животными.

Жан-Батист Тьерри и Виктория Чаплин

«Моя мать, Виктория, имеет очень романтическую историю. Ей было восемнадцать, она жила с моими бабушкой и дедушкой, Чарли и Уной, в Веве, недалеко от Лозанны и брала уроки танцев. Мой дед (Чарли Чаплин) планировал снять в ее новом фильме The Freak .

Чарли Чаплин и Виктория готовятся к съемкам фильма The Freak.

Поэтому ее фотография была опубликована в журнале, наряду с интервью, в котором процитировали ее слова, что она хотела бы стать цирковым клоуном.

Мой отец (французский актер, снимавшийся в фильмах у Алена Рене и Федерико Феллини) увидел статью и написал ей, сказав, что он собирается создать новый вид цирка.

Жан-Батист Тьерри

Моя мать ответила ему. Он отправился в Лозанну, и они встретились тайно, потому что она знала, что Чарли и Уна были бы против него. Тогда она и мой отец сбежали. Моя мать, которая была примерно того же возраста, что и Уна, когда она вышла замуж за Чарли, была очень красивая, с огромными серо-голубыми глазами и светлой кожей. Ей пятьдесят пять и она до сих пор выглядит также. А Freak так никогда и не сняли".
Детей Виктории и Жана-Батиста обучали домашние преподаватели, но когда Джеймсу исполнилось двенадцать он отправился в Париж в американскую школу, где совершенствовал свой английский язык. "Большинство детей в школе были детьми дипломатов, - рассказывал он, - Я был сыном клоуна. Вы знаете, какими порочными могут быть дети. Мы были аутсайдерами, изгоями. Путешествия постоянно с места на место приучило нас к нестабильности. Но нечто постоянное у нас было: мы смотрели на наших родителей в работе".
Помимо этого, Джеймс стажировался в качестве актера в великолепном Piccolo Teatro di Milano , учился в Гарвардской театральной школе и в Национальной Консерватории драматического искусства в Париже.


Красавчик Джеймс несколько раз снялся в кино.
Вот, некоторые интересные проекты, в которых он был замечен:

В возрасте пятнадцати лет Тьерри сыграл Ариэля у Питера Гринуэя в красивейшем фильме «Книги Просперо», где ему пригодились его акробатические навыки


В фильме «Ватель» - исполнил маленькую роль герцога де Лонгвиля,


За фильм Twice upon a Time 2006 года был номинирован на премию Сезар, как самый многообещающий актер.
- в фильме режиссера цыганского происхождения Тони Гатлифа "Сам по себе" (Korkoro , 2009) Тьерри сыграл цыгана по имени Талош. Роль получилась очень яркой, поскольку, Талош имеет разум ребенка и смотрит на мир наивными глазами. Очень красивый фильм, но сюжет, рассказывающий о судьбе цыган в оккупированной фашистами Франции, не подразумевает легкого просмотра. Кстати, недавно выяснилось, что Чаплин тоже имел цыганские корни, так что, можно сказать: Джеймса в этот фильм позвала кровь))

Но известен Джеймс другим.

В 1998 году Тьерри основал свою собственную театральную кампанию La Compagnie Du Hanneton , на сцене которой поставил несколько спектаклей, получивших прекрасные отзывы критиков и принесшие ему четыре премии Мольера. Стиль этих шоу - смесь пантомимы и акробатики.

- La Symphonie дю Hanneton

- La Veillée des Abysses, 2003

- Au Revoir Parapluie, 2007 (его, кстати, привозили в Москву)

- Raoul, 2009 (костюмы к этому спектаклю и многим другим, поставленным La Compagnie Du Hanneton создавала мать Джеймса Виктория)

Премьеру новой постановки Tabac Rouge ждут летом 2013 года

Ну и для тех, кого заинтересовало творчество этого актера, есть прекрасная новость - вы сможете увидеть его спектакль "Рауль" на сцене театра Моссовета (г. Москва) в рамках XI Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова 2013 г! Даты спектаклей: 19, 20, 21, 23, 24, 25 мая.

На самом деле, Джеймс Тьерре (James Thierree, родился 2 мая 1974) очень не любит, когда упоминают о том, что он — внук великого комика. "У всех есть родители, бабушки и дедушки, и мы что-то берем от каждого из них. Но в моем случае, это всегда Чаплин, Чаплин, Чаплин», - огорчается Джеймс.
Но он не только имеет очевидное внешнее сходство с дедом — у него такая же, как у Чаплина, грива вьющихся (сейчас уже "соль с перцем") волос и глаза мягкого, сине-серого оттенка, к тому же, Джеймс унаследовал его талант виртуозно владеть своим телом.

Raoul par James Thierree. Photo C. Calais.

Джеймс Тьерре - акробат, мим, артист, режиссер, скрипач и танцовщик.

Джеймс и Чарли: кудри и цвет глаз перешли по наследству))

И Чарли Чаплин был не только превосходным актером, мимом, акробатом и режиссером собственных фильмов, он еще писал музыку к ним, самостоятельно научился играть на скрипке и фортепьяно.

Ч. Чаплин (справа, со скрипкой - вдруг, кто не узнает актера без усиков и подведенных глаз)

Джеймс Тьерре в фильме "Сам по себе"

Ну а двигался Чаплин настолько точно, что сам Вацлав Нижинский , что тот - прирожденный танцор.
Вот, к примеру, маленький отрывок из фильма "Новые времена", где Чаплин катается на роликах около пропасти.

Тьерре говорил в интервью: "Я вижу, что все постоянно сравнивают нас, но это никогда не влияло на меня. Моя профессия - это мой выбор. В противном случае, я бы никогда не стал ею заниматься. Я постоянно чувствую, что должен проявить себя".

фото Richard Haughton

А стоял ли перед Джеймсом выбор профессии?

Уже в возрасте четырех лет, Джеймс Тьерре, вместе со своей трехлетней сестрой Аурелией, гастролировал с родителями, изображая в шоу чемоданчик на ножках. Их отец Жан-Батист Тьерре и мать Виктория Чаплин в конце 1970-х годов основали свой цирк Le Cirque Invisible , сильно отличающийся от классического — с его неприменными опилками и дрессированными животными.

Жан-Батист Тьерре и Виктория Чаплин

«Моя мать, Виктория, имеет очень романтическую историю. Ей было восемнадцать, она жила с моими бабушкой и дедушкой, Чарли и Уной, в Веве, недалеко от Лозанны и брала уроки танцев. Мой дед (Чарли Чаплин) планировал снять в ее новом фильме The Freak .

Чарли Чаплин и Виктория готовятся к съемкам фильма The Freak.

Виктория Чаплин

Мой отец (французский актер, снимавшийся в фильмах у Алена Рене и Федерико Феллини) увидел статью и написал ей, сказав, что он собирается создать новый вид цирка.

Жан-Батист Тьерре

Моя мать ответила ему. Он отправился в Лозанну, и они встретились тайно, потому что она знала, что Чарли и Уна были бы против него. Тогда она и мой отец сбежали. Моя мать, которая была примерно того же возраста, что и Уна, когда она вышла замуж за Чарли, была очень красивая, с огромными серо-голубыми глазами и светлой кожей. Ей пятьдесят пять и она до сих пор выглядит также. А Freak так никогда и не сняли".

Детей Виктории и Жана-Батиста обучали домашние преподаватели, но когда Джеймсу исполнилось двенадцать он отправился в Париж в американскую школу, где совершенствовал свой английский язык. "Большинство детей в школе были детьми дипломатов, - рассказывал он, - Я был сыном клоуна. Вы знаете, какими порочными могут быть дети. Мы были аутсайдерами, изгоями. Путешествия постоянно с места на место приучило нас к нестабильности. Но нечто постоянное у нас было: мы смотрели на наших родителей в работе".

Помимо этого, Джеймс стажировался в качестве актера в великолепном Piccolo Teatro di Milano , учился в Гарвардской театральной школе и в Национальной Консерватории драматического искусства в Париже.


Красавчик Джеймс несколько раз снялся в кино.
Вот некоторые интересные проекты, в которых он был замечен:

В возрасте пятнадцати лет Тьерре сыграл Ариэля у Питера Гринуэя в красивейшем фильме «Книги Просперо», где ему пригодились его акробатические навыки


В фильме «Ватель» - исполнил маленькую роль герцога де Лонгвиля,


За фильм Twice upon a Time 2006 года был номинирован на премию Сезар, как самый многообещающий актер.

В фильме режиссера цыганского происхождения Тони Гатлифа "Сам по себе" (Korkoro , 2009) Тьерре сыграл цыгана по имени Талош. Роль получилась очень яркой, поскольку, Талош имеет разум ребенка и смотрит на мир наивными глазами. Очень красивый фильм, но сюжет, рассказывающий о судьбе цыган в оккупированной фашистами Франции, не подразумевает легкого просмотра. Кстати, недавно выяснилось, что Чаплин тоже имел цыганские корни, так что, можно сказать: Джеймса в этот фильм позвала кровь))

Но известен Джеймс не этим, а вот этим:

В 1998 году Тьерре основал свою собственную театральную кампанию La Compagnie Du Hanneton , на сцене которой поставил несколько спектаклей, получивших прекрасные отзывы критиков и принесшие ему четыре премии Мольера. Стиль этих шоу - смесь пантомимы и акробатики.

- La Symphonie дю Hanneton

- La Veillee des Abysses, 2003

- Au Revoir Parapluie, 2007 (его, кстати, привозили в Москву)

- Raoul, 2009 (костюмы к этому спектаклю и многим другим, поставленным La Compagnie Du Hanneton создавала мать Джеймса Виктория)

Премьеру новой постановки Tabac Rouge ждут летом 2013 года

Эту сцену придумал сам Тьерре. Стричь бороду, вместо зеркала используя маятник часов - прости, Джеймс, очень по-чаплински!

Ну и для тех, кого заинтересовало творчество этого актера, есть прекрасная новость - вы сможете увидеть его спектакль "Рауль" на сцене театра Моссовета (г. Москва) в рамках XI Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова 2013 г! Даты спектаклей: 19, 20, 21, 23, 24, 25 мая.
Очевидцы рассказывают, что вживую его спектакли производят грандиозное впечатление. Так что, ждем.

И еще. В комментариях мне написала ollia_lukoye , что в программе 11-го Чеховского фестиваля так же выступит ещё одна представительница династии Чаплиных - Аурелия Тьере-Чаплин, дочь Виктории Чаплин и сестра Джеймса.

Спектакль называется "Шепот стен", идея и режиссура - Виктории Чаплин. 3, 4 и 5 июня в театре им. Пушкина на Тверском бульваре".

Джеймс Тьерре в фотосессии Паоло Роверси

Ниже вы можете посмотреть спектакли целиком он-лайн, есть в них что-то магическое - начинаешь смотреть и не можешь оторваться.

Полное или частичное цитирование статей моего блога разрешается только при наличии ссылки на

Концепция и постановка - ВИКТОРИЯ ТЬЕРЕ-ЧАПЛИН

Исполнители - АУРЕЛИЯ ТЬЕРЕ, Джейми Мартинес, Антонен Морель

Главный режиссер - Франсуа Юбер

Декорации - ВИКТОРИЯ ТЬЕРЕ-ЧАПЛИН

Костюмы: Вероник Гран, Жак Пердигес, Моника Шварцль и ВИКТОРИЯ ТЬЕРЕ-ЧАПЛИН

Хореография - ВИКТОРИЯ ТЬЕРЕ-ЧАПЛИН и Армандо Сантен

Звук - Самюэль Монтойа-Перес

Зав. постановочной частью - Антуан Джанфоркаро

Костюмер - Софи Беллен

Реквизитор - Брайан Серветник

Администратор гастролей - Дидье Бендель

Продюсеры: Театр де Каруж - Ателье де Женев / Театры города Люксембург / Театр-цирк Эльбефа / Ла Курсив - Государственный театр Ла-Рошель / Гранд-театр Прованса (Экс-ан-Прованс) / Государственный театр города Сенар / Театр Архипелага (Перпиньян) и Центр сценического искусства <<Эль Каналь>> (Сальт - Херона) - Трансграничный каталанский театр (ECT - SCT) / Театр города Кан / Администрация города Сан-Квинтин (Пикардия) / Ля Рив Гош - танцевальная сцена / Театр Вильфранш (69) / Авансцена - Коломб / Crying Out Loud - Лондон

Продолжительность - 1час 20 минут без антракта

Для лиц старше 12 лет

Компания «Маленькие часы» представит на Платоновском фестивале спектакль "Шепот стен" в постановке Виктории Тьере-Чаплин . Одну из ролей в нем исполнит Аурелия Тьере . В этом спектакле героине удается бежать из заточения. Она взбирается по фасадам заброшенных зданий, заглядывает в пустые квартиры, становится заложницей "шепота стен", которые погружают ее в чужие истории, доносят до нее обрывки чужих жизней.

Сопровождать Аурелию в ее путешествии будут еще два исполнителя. Все трое они очень человечны. Но она окажется рядом с другими "существами", то подозрительными, то чудесными...

К нашему удовольствию, по ходу спектакля персонажи будут перемещаться в этих удивительных и непредсказуемых мирах-историях, ставших визитной карточкой Виктории Тьере-Чаплин.

«В семье Чаплиных-Тьере настолько сильные гены, внешнее и творческое сходство, что эта блестящая семья, воспитанная на бурлеске, всегда создает особенные, трогательные, удивительные и отстраненные творения. Теперь черед спектакля “Шепот стен”, погружающего нас в странный, трепетный и поэтический внутренний мир персонажа. Это существо, в чьем взгляде читаются изумление и наивность, заставляет оживать предметы, заставляет разговаривать стены, превращает картон в чудовища… Благодаря ей стены обретают историю. Аурелия с помощью остроумных декораций и анонимных помощников раскрывает нам тайны стен, делает она это очень изящно. <…> Аурелия снова дарит нам спектакль, где соседствуют бурлеск, цирковое мастерство и танец. Это гармоничное действо, где сочетаются душевная чистота, свежесть и креативность».

Виктория Тьере - Чаплин

В 1970 году Виктория Чаплин познакомилась с актером и режиссером Жаном-Батистом Тьере, мечтавшим об альтернативном цирке и создавшим свой «Cirque Bonjour». В 1971 году «Cirque Bonjour» был приглашен к участию в Авиньонском фестивале, а затем начал свои первые гастроли по Франции. В турне цирк поехал уже вместе с Викторией.

Виктория и Жан-Батист Тьере вместе приходят к совершенно особому, своему собственному пониманию цирка. В результате они создают «Воображаемый цирк» - на его сцене выступают только они сами и их дети, Аурелия и Джеймс. С «Воображаемым цирком», а позже с «Невидимым цирком» семья объездила весь мир. В 2003 году Виктория Тьере - Чаплин и ее дочь Аурелия создали спектакль «Оратория Аурелии».

Аурелия Тьере с самого детства на сцене. Она постоянно играет в спектаклях своих родителей Виктории и Жан-Батиста: «Воображаемом цирке» и «Невидимом цирке». Аурелии Тьере довелось работать и с такими кинорежиссерами, как Милош Форман, Колин Серро, Жак Барратье.

В течение долгого времени Аурелия гастролировала по миру с легендарной лондонской труппой «The Tiger Lillies» с постановкой The Tiger Lillies Circus, также она работала в Берлине в кабаре и берлинском мюзик-холле.

Начиная с 2003 года, Аурелия Тьере играет в поставленном ее матерью, Викторией Тьере-Чаплин, спектакле «Оратория Аурелии», который был уже сыгран на мировых театральных сценах более сотни раз.

Джейми Мартинес

Мартинес родился в столице Пуэрто-Рико Сан-Хуане, а рос он в городе Колумбия (штат Южная Каролина, США). Здесь он обучался актерскому мастерству у Энн Броди и Наоми Калверт. Он продолжил свое обучение в Школе искусств Северной Каролины, а затем в нью-йоркской театральной труппе American Dance Machine. В 1985 Джейми Мартинес стал одним из основателей театральной компании Parsons Dance Company, после чего еще 15 лет Дэвид Парсонс создавал для него роли.

Мартинес провел более 400 мастер-классов, многие из которых прошли под эгидой знаменитой Julliard School.

Он является лауреатом премии York Dance and Performance Bessie Award.

Антонен Морель

С 1986 Антонин работает в сотрудничестве с Жеромом Савари, в разное время играл в спектаклях Жозефа Буглиона, компании Circatomic, Филиппа Декуфле.

Его первое сольное выступление состоялось в 2005 году в постановке «Cazino à l’Européen», отрывки из которой он показывал в Comédie Club Жамеля Деббуза.

В кино Морель играл вместе с Жанной Лабрюн, Мейвин Ле Беско и Марком Каро.

Он написал музыку для Олимпийских игр 1992 года в Альбервиле, музыку к фильму Уильяма Кляйна «Le Geste sport», много музыкальных тем для передачи «Глаз циклона» на Canal +. В 1997 году он принял участие в записи альбома Алена Башунга «Fantaisie militaire» и написал музыкальный отрывок для воссоздания парижского кабаре Crazy Horse Saloon Филиппом Декуфле.

В 1994 году Антонен основал труппу «Клоуны без границ».

Компания «Маленькие часы» была основана в 1986 году Фредериком Бесси. В 2000 году к нему присоединился Фредерик Руссо, в 2009 году Кэролайн Джуд, а в 2011 году Соня Да Круз и Клеманс Друа.

Компания задумывалась как своеобразный «дом», где художники разных жанров (режиссеры, хореографы, кукловоды...) могли бы претворить в жизнь свои проекты самого высокого уровня благодаря художественной, технической и финансовой поддержке.

Компания гордится сотрудничеством с такими артистами, как Виктория Тьере-Чаплин и Аурелия Тьере, Люк Бонди, Бартабас, Кристиан Люпа, Арпад Шиллинг и другие.

Компания «Маленькие часы» является партнером крупных культурных организаций и проектов по всему миру, таких как Театр Види-Лозанн, Культурный центр Бобиньи; Театр де ля Вилль в Париже, Королевский театр в Намюр, Международный театральный фестиваль имени Чехова и многие другие.

На сцене комод. Из одного ящика высовывается рука, из другого - нога. Рука достает туфлю, обувает ногу, потом другую. Другая рука из другого ящика достает бокал, свечу, подносит огонь, из третьего ящика, кажется, уже третья рука извлекает маленькое черное платье, шляпку. Все это происходит неспешно, обстоятельно и идет под взволнованный монолог мужского голоса по телефону, умоляющего взять трубку, выслушать, понять…

Женщина высвобождается из комода уже одетой: красные туфли, черное платье. За ней тянется красный шарф, обращается в гамак, качели, она раскачивается на них, поднимаясь все выше над сценой. Красные бархатные драпировки по бокам сцены - фон, рамка. В этом кабаре на двоих (он вскоре появится, лопоухий, пластичный) - от номера к номеру разворачивается история мужчины и женщины: он ищет ее, она - себя.

Один из потрясающих изобретательной простотой номеров: зимний сон о чудовище: белый тюль, силуэты магических существ, снег. С истинно галльским острым юмором выстроен «диалог» красных драпировок: большой и маленькой; черно-белое танго мужчины и женщины, слитых в одном костюме; сцена оживших кукол, набрасывающихся на героиню.

«Оратория Аурелии» Аурелии Тьере и «До свидания, зонтик!» Джеймса Тьере - спектакли внуков Чарли Чаплина. И хотя они не желают комментировать это родство, о чем в контракте отдельный абзац, и хотя они давно полагают себя самодостаточными («При чем тут дедушка?!»), кровь, как писал классик, - великое дело.

Эта она, красная ртуть великого Чарли, учит извлекать смех из воздуха, буквально из ничего, из необязательного сочетания элементов, превращает набор трюков в гамму чувств, дает гибкость, разнообразие дарований и обаяние. Кроме того, Джеймс и Аурелия - дети Жан-Батиста Тьере и Виктории Чаплин, артистической пары, создавшей один из самых тонких и трогательных цирковых коллективов, спектакль которого в числе первых показанный на Чеховском фестивале, называется «Невидимый цирк», и они начали учиться цирковому искусству с четырех лет.

Но если родители обращаются к самому неизменному в публике - детской страсти к чудесам, их дети, унаследовав всю палитру цирковых умений, апеллируют к сознанию взрослых. Спектакли брата и сестры действительно созданы наследниками Чаплина, но наследниками, живущими в совершенно другом мире, жестком, тронутом тщетой и полым трагизмом постмодернизма.

«Прощай, зонтик» Джеймса Тьере - цепь метаморфоз, скрепленных лишь двойственной личностью фантазера, свободное движение циркового театра как игры образов.

Лестница, вооруженная косами по бокам, преображается в зловещую колесницу, огромная кисть из канатов и гигантский эскалаторный крюк становятся иероглифами, описывающими реальность. В призрачном поле золотистых веников героя окружают гейши и дриады, пожирает саранча, его голову с запыленными мозгами чинит безумный механик. Замечательный ход - герой разговаривает с миром скандально-драматическим голосом скрипки. Красный зонтик, мечта о ясности, недостижим.

«Что-то похожее мы видели в детстве», - говорили мне после спектакля некоторые зрители. По-моему, это аберрация, искажение памяти. Хоть «Цирк на сцене» был специальным направлением в искусстве советских времен, и на эстраду в ту эпоху выходили виртуозы: жонглеры, фокусники, акробаты, дрессировщики маленьких животных, нынешние спектакли являют совсем иное.

Новый французский цирк - а именно его представляет отдельная программа Чеховского фестиваля - совсем иное. Здесь используют все традиционные умения - от акробатики до хореографии, и все новейшие - видео, компьютерную графику, современную механику. Главное в нем не набор отдельных номеров, а история, притча, рассказанная языком жеста и образа, в сущности, поэтическая трактовка существования. Ведь поэзия в цирке почти всегда философия жизни. Видимо, именно поэтому, когда новое направление стало набирать силу, французские цирки из департамента сельского хозяйства были переданы министерству культуры.

И все-таки спектакли брата и сестры Тьере не всечеловечны, как «Невидимый цирк» их родителей; часто кажется, что мастерство окружает пустоту; в их конструкции нет ядра, центра, того, что исчерпывается старомодным понятием «душа». Маленький человек Чарли Чаплина брел по дорогам одиночества, вызывая смех и сострадание; работы его потомков (ведь родились они в эпоху тотальной визуализации) являют прежде всего красивую до самоценности картинку, рожденную не столько опытом духа, сколько практикой современных превращений.

17 мая в отеле «Марриотт» состоялась пресс-конференция, главным лицом которой стал генеральный директор фестиваля Валерий Шадрин.

Чеховский фестиваль проводится раз в два года, и в этом году отмечает 20-летие со дня своего рождения. За эти годы фестиваль завоевал репутацию самого уважаемого и масштабного форума в России. И не только в России. О международном уважении свидетельствует состав присутствующих на пресс-конференции гостей - послы Израиля, Канады и Франции, представители посольств Германии, США, Тайваня, Великобритании. Прежде, чем дать слово гостям, Валерий Шадрин объяснил журналистам из чего и как формируется программа, заглянул в прошлое фестиваля, вспомнил «первых ласточек», упомянул всех мастеров, все коллективы, которые первыми откликнулись на его инициативу. «Программа рождается в контактах, из нашего общего желания - сохранить театр и культуру. До сих пор актуален девиз итальянского режиссера Джорджо Стрелера „Театр для людей“. Поэтому мы собрали программу, которая будет интересна и истинным театралам, и широкому кругу зрителей. Зрелищность привлекает публику. А мы зависим от публики. Ведь есть не только творческая, но и экономическая сторона вопроса. Одну треть средств мы получаем от Министерства культуры, одну треть - от правительства Москвы, а остальное - это наша выручка».

Кстати, афиша фестиваля, практически, полностью известна, билеты на многие спектакли уже поступили в продажу.

По словам Валерия Шадрина, Чеховский фестиваль отдает предпочтение новым экспериментальным постановкам, доминирующим в современном театральном искусстве. В основе большинства спектаклей - цирковые элементы и современные танцы. Публика увидит спектакли Жозефа Наджа, Эмманюэля Демарси-Мота, ЛИН Хвай-мина и новые работы Роберта Лепажа, Мэтью Боурна и др.

Спектакль «Рауль», открывающий фестиваль, поставил Джеймс Тьере (внук Чарли Чаплина). Критики говорят о нем, как об изобретателе потустороннего театрального мира, физического и животного. Он - мим, акробат, клоун, танцовщик, фокусник, скрипач. Всем театральным навыкам Джеймс обязан родителям, которые ввели его в собственные спектакли «Воображаемы цирк» и «Невидимый цирк». Поставив свой первый спектакль «Симфония майского жука», Джеймс стал знаменитостью.

Про новый спектакль «Рауль» на пресс-конференции Джеймс Тьере сказал всего несколько слов: «Я не люблю объяснять свои спектакли. Театр все объясняет сам. Рад, что „Рауль“ открывает фестиваль. Мой спектакль - это праздник, воспевающий театр как вечное искусство. В Москве я уже был. Роман с российским зрителем начался со спектакля „До свидания, зонтик“, вот тогда я понял, какая у вас восприимчивая публика. Нигде в мире такой публики нет. Спасибо вам». В афише фестиваля есть еще один член семьи Чаплиных - внучка Аурелия Тьере, которая представит спектакль «Шепот стен» в постановке свой матери Виктории Тьере-Чаплин, дочки великого комика. И если Рауль, то есть Джеймс будет летать над сценой, играть на скрипке, встречаться с рыбами, насекомыми и слонами, то мир, построенный его сестрой, совсем далек от реальности и не вписывается в рамки ни одного театрального жанра. Она - маг и кукловод, создающий пространство из оживающих декораций.

Фестиваль продлится до 14 июля. Программа условно разделена на три части: мировая серия, программа московских театров «Памяти Петра Наумовича Фоменко» и региональная - «Спектакли ХI МТФ им. Чехова и международные проекты Чеховского фестиваля в городах России и Риге».

Подробности читайте в рубрике «культура сегодня» (экран и сцена).