Грузия кахетия монастырский комплекс давид гареджи карта. Монастырь Давид Гареджи — как добраться

Ну зато добрые люди сообщили, что такси стоит 1 лари с человека, так что мы знаем цену. Пройдя чуток вперед нашли стоянку но увы машина лишь одна, а пассажиров на один больше. Что же делать? Ехать всем, мне не жалко подвинуться, а что людям ехать надо -понимаем. Мы и сами сегодня ехали, потому что водитель согласился нас взять.
Дорога короткая, всего полчаса, но проходит она по живописному горному серпантину. Вокруг зеленые пейзажи, голубое небо. Очень красиво.


Водитель говорит слово – алазанская долина. А я и не ассоциировала это словосочетание с природой, запомнилось оно именно другим))). Значит, тут есть места, которые напомнят мне о юности.
Заодно спрашиваем, нет ли недорогого жилья, ведь предупреждали, что тут дорогой туристический город. Таксист обещает доставить нас в хорошее место с видом и не обманывает. Прямо рядом с церковью есть дом. Когда я увидела балкон, то поняла, что место подходит. Да и цена оказалась примелемой. 40 лари. Так дешево было только в Губе.

Хозяйка сразу попросила заплатить, чтобы отдать откат таксисту 10. Не верится конечно, наверное, хотела показать, что берет немного. Но место хорошее, сразу угостили вином, виноградом и чаем с кизиловым вареньем. Есть кухня и инетовский комп. Настоящий хоумстей. А уж вид с балкона это что-то. Перед глазами открывается великолепная долина с крепостной стеной. Чудо как хорошо, особенно в погожий летний день.
Долго думаем о планах, и в итоге решаем, что надо просто пройтись по городу поглядеть, что и как.
На улицах много туристов. Отчего-то не как в Азербайджане. Недооценен он, хорошо что побывали в такое время хорошее, пока там нет толп, хотя объективно надо было больше времени на него выделять и смотреть внимательнее.
На улице светит солнце, красивая церковь рядом, и растет везде виноград. Как говорят его запах тут в воздухе, и мне удалось пару раз это ощутить. От церкви открывается великолепная панорама, с других мест кстати тоже. Мои любимые оттенки зеленого, бескрайние просторы. Очень супер.





Видно, что место туристическое. И уже появляются собаки, хотя раньше в основном встречались котики. На деревьях растет хурма, идет местами рекострукция. Скоро тут будут открыты новые отели. Что ж, такая судьба постигает многие туристические города. Тем не менее окружение приятное, мощеные улочки, веселые балкончики, надписи на грузинском. Есть и камазы, в которых сидят по 5 человек на переднем сидении.





Туристов много говорящих на разных языках, но чаще всего мне слышался украинский. Видимо не зря в Тбилиси дешево летают летаки аэросвита.
Нашли еще одну церквушку. Конечно, как всегда в таких местах стоит товарищ с банкой, куда предлагает за вход положить денег. А где билет? – говорим ушлые мы. Нет билета – клади деньги. Нет, нет, моя твоя не понимать. Вид снова шикарный. Такие зеленые поля вокруг. Великолепно. Можно еще бинокль арендовать. Но это от лукавого.

Пора кушать. Хозяйка посоветовала ресторан Никола. Там будто бы самые лучшие хинкакли. Всего 60 копеек и вуаля. Оказалось и правда вкусно. Правда тут продолжает работать гибкая система откатов. Хозяйка попросила сказать, что мы от нее.
Пока тема вина не раскрыта, мы продолжаем скучать по любимой Ивановке. Здесь в стране вин отчего-то ценник негуманный. Так что за приезд выпили домашнего. Конечно, оно лучше, чем тот кошмар в Шеки, но хуже чем Ивановка. Снова она вспомнилась. Собаки почувствовали, что им я не откажу и выпросили по кусочку хинкалей. Улучшу карму еще чуток. Хотелось выптть вина дома с панорамой и релаксом, но в магазинах ценник тоже от 5 евро. Не гуманно.
Будем пить чай.

Обещали супер ночную подсветку, но в некоторых местах она каких-то люминисцентных цветов, не аутентично.
Зато аутентично смотрятся зеленые урны через каждые 5 метров. Тем не менее городишко симпатичный. А особенно в такую погоду. Встреченные украинцы отчего-то назначили нам свидание в 23-30. Почему именно в такое время? Отказываемся. Надо провести день отдыха. Время тут кстати на час меньше Азербайджанского, так что спать можно дольше, гулять больше – все хорошо. Мне все пока продолжает нравиться. Если бы не воспоминания об официантке из Кахи, было бы вообще чудесно. Но думаю этот долговязый хрен еще долго будет в моей памяти. Правда вспоминать его буду не с раздражением, а с улыбкой. Столько смеха подарил нам. А я всегда знала, что алкоголь укорачивает жизнь, а смех увеличивает, то на то и выйдет в этой винной стране. Так что спасибо за помощь в нивелировании последствий божественного напитка.

Дома узнаем, что и как нам делать. Кажется, лучший выбор - это в начале поехать в Давид Гареджа, затем в монастырь Нино, переночевать тут. Ибо тут точно знаем, что и как, есть все необходимое, приятный очень дом, и цена хорошая. Так что сделаем радичлоку, а затем на следующий день осуществим наш марш бросок в Батуми.
Тем более в качестве бонуса – приветливая хозяйка, говорящая на шикарном русском, отсутствие других гостей и котики.

Утро как всегда началось рано. Быстрый завтрак, наслаждение панорамным видом и подготовка к поездке в монастырь. Вано отвозит нас на автостанцию, где мы видим набитую маршрутку. Тут странная система. Приходишь рано или поздно, мест все равно уже нет, потому что все все заказали. Мы решили все-таки попробовать и заказать на завтра на Тбилиси 3 места. Мест нету, но нам пообещали еще одну маршрутку. Получилось неплохо. Мне в соседки досталась почтенная бабушка с курицей, которую она заботливо поила водой. Это соседство лучше чем невнятные иноземцы.


Какой-то страшный комар укусил меня в глаз, и я стала похожа на девушу с фингалом). Любят меня комары-убийцы. В маршрутку мы как-то влезли. По дороге переживали, а будут ли сидячие места, на что Маша справедливо заметила – а что разве мы когда то ездили сидя?
Но места нам достались неожиданно. Надо доехать до Сагарежо за 5 лари, а оттуда на такси в сам монастырь.

В маршрутке мне очень понравилось. Иногда бывает такое чувство, что происхожит нечто новое и светлое. Ты едешь, за окном мелькают новые пейзажи, города, люди, играет разная музыка, а ты сидишь и смотришь в окно. Меняется окражающий мир, и вместе с ним меняешься и ты. В такой момент иногда появляется ошущение чего-то настоящего. Путь, движение, дорога – нам путникам это должно быть понятно. Поэтому из маршрутки мне не хотелось выходить, ехала бы и я ехала. Так бывает не всегда, но для меня это ощущение очень дорого. В такие моменты понимаешь, что не жалеешь о том, какова твоя жизнь. Ведь даже в этом простом моменте есть столько всего личного и глубокого, о котором и не подумаешь, что можно задуматься и осознать в простой маршрутке. Понимаешь, что ты живой, а это ценно.
По слухам стоить должно 30 лари. Но таксисты не дураки- предлагают и 40 и 50 и как-то не очень понимают по русски. Переодически переходят на английский, который заканчивается вопросом – ду ю спик инглиш. Дальше они не знают. Мы решили использовать метод «ход ферзем» – просто брать и идти вперед, кто-то нас подхватит. К счастью это сработало, ибо дорога в монастырь была очень безлюдной, безмашинной и главное длинной. Договорились на 30 лари. А с вами будут еще две девушки – не страшно это? Нет, не страшно, мы привыкли в тесноте.

Наконец мы уместились и тронулись. Конечно странная была машина – девушки без зубов с татушками и париками, громкий шансон, который не вписывался в окружающий ландшафт. И самое главное скорость – он ехал километров 10 в час наверное. В момент когда казалось, что медленнее ехать нельзя, оказывалось что еще можно).
Зато какой пейзаж – красота, разноцветные холмы, веселенькие коровы, удивительное небо. Очень живописно. Эти немного километров нам удалось проехать за больше часа. Мы уже не верили, что доедем, но все таки доехали. По дороге водитель разбавлял какой-то порошок в фанте. Правда надо отдать им должное шансон меняли иногда на девичьи хиты – типа Максим и старых 80х. Но природа волшебная. Еще приятно порадовало приближение к Азербайджанской границе. Все-таки теперь это моя любимая страна).

И вот мы в монастыре – у нас 2 часа времени. В самом монастыре красиво, в скалах вырезаны кельи, очень красивый вид. Но нам надо в начале подняться на гору, граничащую с Азербайджаном. Подъем крутоват и местами тяжел. Жарко же. Но сверху вид вообще потрясающий. Бакусел прислал мне смс о том, что приветствует меня в Азербайджане. Какая ностальгия. Рядом летают орлы, люди говорят что так близко не пролетают обычно, а нам повезло. С горы видны погранзаставы, горы, равнины, озера. А в самих скалах сохранились фрески.






Жара не перебивает этого восторга от увиденного. Наконец мы добрались до пограничных будок. Первый погранец грузин на нас не обратил внимания, а второй азерский оказался так любезен, предложил поесть, оценил мой азерский словарный запас и вообще – встретили родственную душу.

Спускаться было сложновато, но мы и с этим справились. Маша как знатный любитель высоты ждала нас внизу, так что еще один кусочек Азербайджана увидели только мы с Олей.



Теперь немного времени на осмотр самого монастыря. Выглядит все интересно, а на фоне ясного неба вообще красота. Даже не верится, что иногда тут есть снег,





Была у нас одна надежда, что водиле захочется быстрее довезти нас до места, чтобы спокойно покутить на заработанные с девочками, но не оправдалась. Ехали так же медленно. Конечно, девушка одна предложила, что если нам надо, то отвезет до Сигнахи или Тбилиси. Страшно представить сколько бы мы ехали. Он экономил бензин видимо, съезжал с горы по законам физики.

И вот мы снова на трассе. Монастырь очень понравился. Такое удивительно сочетание природы, погоды, красок и скальной архитектуры. Ну и ностальгия.
Теперь надо попасть в монастырь Святой Нино.
Если искупаться там в источнике, то не будешь год болеть. Подходит. На родине вина – это важно.
Маршруток нет, таксисты предлагают негуманные цены, нашлась еще пара из Эстонии. И вдруг появлся водитель. Типа подвезу.
А сколько стоит?
Ну дом на них все ранво не построишь? Так что как думаете?
Ну мы жумаем по 5.
Хорошо.
Пара эстонцев похоже еще не привыкла к кавказскому транспорту, как же мы влезем в машину впятером. Да нет вообще никаких проблем).
Разговорились с водителем, тут как-то народ разговорчивый. Много очень говорят в режиме монолога. С дядечкой мы обсудили планы, он посоветовал человека, кто поселит нас в Кобулети недорого. Недорого нам подходит. Предложил заодно отвезти нас до монастыря, мы то планировали пешком идти 3 км. Но отвезет и хорошо.

Телефон товраища в Кобулети у меня тоже есть. Заодно хотел подогнать нам вина – мол, сколько привезти вам литров. Я типа за обедом три выпиваю. Ну мы же девочки)).
Красное тут, все говорят, повышает давление. Надеюсь, у меня пониженное.
В монастыре уже все закрывалось. Но мы успели и в церквушку, и в источник, до которого надо идти 800 метро вниз. Большая часть уже сделана в виде ступеней, а часть осталась аутентично-грязевой. Там можно набрать вкусной воды и окунуться. Рубашку можно купить а можно взять и оставить бесплатно. Мы с Машей решили все же не болеть весь год, поэтому окунулись. Вода не такая уж и холодная, но и не парное молоко. 3 раза с головой – главное быстро!


Все дела на сегодня выполнены, возвращаемся наверх и еще одного разговорчивого встречаем. И говорит, и говорит….
Все-таки пока мне люди гнравятся гораздо меньше, чем в Азербайджане. Мол, видимо туризм немного подпортил ситуацию. Там как-то все честнее, искреннее, открытее. Тут тоже хорошо, но не так. Ну и важный показатель для меня смех. Если в Азере мы смеялись 24 часа в сутки, то здесь стали смеяться реже. Да и слово «да» здесь говорят реже, в основном ара-ара.
Дорога до Сигнахи заняла полчаса. Красивый вид на поселок открывается с трассы, да и на всю алазанскую долину.

У входа в город нас встречает наш друг сегодняшний. А как вы будете звонить моему другу в Батуми, если нет симкарты?
Ну смс пошлю. Нет, вот тебе симкарта – на ней есть деньги.
Неудобно, но он настаивал. Ну что же, может и пригодится. Вернее, точно пригодится).
Заодно нас пригласили поужинать, но мы антисоциальны. Поэтому идем кушать сами. Снова вчерашнее место Никола и наши знакомые собаки. Прибавился новый друг волосатый.
Хинкали вкусные и сегодня, да и домашнее вино сегодня как-то приятнее на вкус.Наслаждаемся ужином после тяжелого дня. Позже оказалось, что это и правда самые вкусные хинкали за всю Грузию.

Одна тут проблема с вином – тема его не раскрыта. Ивановка в Азербайджане была проще ближе и доступнее. А тут в магазине только дорогое по 10 лари, не будем тогда ничего дегустировать. Но тут все складывается как всегда удачно, и наш разговорчивый собеседник из монастыря. Снова встречается нам на пути.
Где купить вино? – о, я вам покажу.
Хромой волосатый пес идет за нами. А чувак все болтает о том, как он любит людей. При этом пинает волосатого и прогоняет его. Не понравилась мне это. Он ведь мой дост!


Заскучали по Азербайджану. И странно, - думали, что начинаем с самой неинтересной страны, а вот как все повернулось.
Вино предлагают 5 за литр белого и 10 за литр красного. Выдвинули Олю на вытягивание спички. Итог – красное. Ну и хорошо)
А дома Вано подогнал еще домашнего белого. Прямо лед был, постепенно оттаивающий. Шикарно пахло вино и замечательно вливалось.
Завтра мы покидаем этот городок. Он, конечно, туристичсекий, но все равно приятный и симпатичный. Столько зелени и такой вид на город с дороги. А еще в городе много скульптур необычных. С женихами тут тяжеловато оказалось, нами интересовались ремонтные рабочие и люди из камаза, где на переднем сидении умещалось человек 5.
Места в маршрутке забронированы, стирка сделана. Можно ехать с чистой совестью. Семья мне понравилась, Вано вообще великолепен. Мы, правда, немного попутались, когда нам звонил товарищ с симкартой, кто из нас Катя, кто Маша, но с честью справились с этой ситуацией.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Давид-Гареджийский монастырь (დავითგარეჯის მონასტრ ი ) - это большой комплекс монастырей, пещерных и не очень, разбросанных на участке в пару десятков километров вдоль грузинской границы. Часть монастырей попала на территорию Азербайджана и называется там Keşiş Dağ . Сейчас в Грузии это как бы "достопримечательность №1", где-то на уровне Уплисцихе и Вардзии . Сейчас неподалеку от монастыря появился гестхауз с рестораном, что заметно усовершенствовало это место.

Гареджийские монастыри расположены относительно недалеко от Тбилиси , поэтому все западные путеводители советуют посетить их в первую очередь. В Грузии эти места тоже в большом почёте, и паломничество в Гареджи одно время приравнивалось к паломничеству в Иерусалим. Сюда действительно стоит заглянуть, и даже не столько из-за самих монастырей, сколько из-за общей атмосферы Гареджийской пустыни. Я бы даже посоветовал придти сюда ногами из Сагареджо, это примерно 45 километров, дневной пеший переход. Некоторые ночуют здесь в палатке - ради воздуха пустыни и утренних пейзажей.

История

Гареджийский монастырь - один из тех, что были основаны ассирийскими отцами в VI веке . Святой Давид пришел в Иберию вместе с Иоанном Зедазенийским и поселился на горе Зедазени, где был основан первый в Грузии монастырь . Когда монахи разошлись с горы в разные стороны, он выбрал Тбилиси и поселился около города на горе Мтацминда , где до сих пор существует его пещера и храм. Однако, вскоре случился конфликт с тбилисскими зороастрийцами, и Давид решил переселиться в совсем дикую местность. Он решил пойти дальше всех прочих двенадцати монахов в смысле аскетизма и переселился сразу в Гареджийскую пустыню, самое трудное для жизни место во всей Грузии.

Вместе со своим учеником Лукианом он поселился в пещере, где питался корешками и молоком диких оленей. Согласно житию Святого Давида , возле пещеры был обнаружен дракон, которого Давид изгнал. Путь, которым уходил дракон, вроде бы виден ещё сегодня с вершины хребта над пещерой Давида. На всех иконах Давида изображают с этим убегающим драконом. Историю с драконом принято понимать как мифологию, но это может быть просто преувеличение: известно, что в Гареджийской пустыне обитает Гигантская гадюка, известная ещё как гюрза. Эта зверюга может иметь длину до двух метров, но есть ещё бледная вероятность, что в прошлом существовал вид гигантской гюрзы, ныне вымерший. Одну такую упоминает Тит Ливий в своей истории Рима. Гареджийский дракон может быть вполне себе историчной гюрзой.

Со временем у Давида появились последователи, которые выезали себе пещеры в песчанниковых скалах возле пещеры Давида или в стороне. Так, Святой Додо основал пещерный компекс Додо-Рка, а в 10 киломерах от пещеры Давида появился монастырь Натлисмцебели (Иоанна Крестителя).

Впоследствии монастырь несколько раз страдал от вражеских нашествий. В 1625 году шах Аббас истребил всех монахов и монастырь пришел в запустение.

О монастыре случайно вспомнили в брежневскую эпоху. Его посетила Медея Мизвришвили, главная по Кахетии в то время. В Удабно тогда жили азербайджанцы, и с ним произошел этнический конфликт вплоть до стрельбы по самой Мизвришвили. Медея нажаловалась Шеварнадзе и против азербайджанцев были приняты меры. Именно тогда их выселили из Удабно и переместили в посёлок сванов, которые и живут там по сей день.

По инициативе Мизвришвили была проложена асфальтовая дорога до монастыря, которая сохранилась до сего дня. Тогда же возвели несколько домиков и протянули электричество.

Что там есть

Сейчас в Гареджийской пустыне находится около 9 комплексов различной степени сохранности. Обойти их все - дело многих дней. Выделяются четыре основные группы:

Лавра Давида

Монастырь Тетри-Удабно

Пещеры Додо-Рка

Монастырь Саберееби далеко на востоке.

Ну и ещё есть комплекс Бертубани, километрах в шести от Лавры Давида, но на Азербайджанской стороне.

Обойти все пещеры трудно, однако, существует некий "малый круг", который обычно и посещают туристы. К этому "кругу" относится Лавра Давида и мнастырь Тетри-Удабно. Эту территорию можно обойти за 2 часа, или за 3, если медленно.

Машины обычно останавливаются на парковке перед лаврой. Ниже еще какие-то здания - это все советские постройки 1970-х годов, эпохи Медеи Мизвришвили. Чуть дальше за парковкой - храмовый магазин, продающий иконы, открытки и один очень важный тавар - монастырское вино из хашмийского Саперави. Это действительно очень хорошее сухое красное вино, которое я советую обязательно брать. Его можно воспринимать как эталон хорошего Саперави . Стоит 10 лари. В Тбилиси встречается, но гораздо дороже.

Сначала логично зайти в лавру. Это самое красивое в архитектурном плане место. Здесь можно увидеть башенки, жилые помещения, пещерки, и обошедшую весь интернет скалу с пещерами. Часть комплекса является действующим монастырем и заходить туда не полагается. В нижнем дворе можно найти небольшой Преображенский храм. Вэтом храме, правее алтаря, находится могила Святого Давида. Когда-то здесь хранился камень, принесённый Давидом из Иерусалима, но сейчас он находится в Тбилиси, в Патриархии.

Все остальное - это длинная тропа, делающая петлю по горе. Она начинается сразу за магазином, поднимается вверх по склону и с нее удобно фотографировать Лавру. Пройдя по тропе примерно 600 метров вверх, вы попадаете на вершину хребта и перед вами открывается вид на азербайджанскую равнину. Граница проходит примерно по вершине хребта. Или ниже. Там не очень понятно. Горы вдалеке на горизонте - это уже Армения, область Тавуш .

Тут очень многое зависит от везения. В солнечную безветренную погоду тут очень хорошо. В серые туманные дни уже не так весело.

Чуть справа будет небольшой храм, а влево тянется тропа, которая тянется на 850 метров на юг до другого храма. Ближе к этому второму храму находится монастырь тетри-Удабно. Он выпилен в скале под тропой, как бы фасадом к Азербайджану. С тропы туда есть спуски. Проще дойти до дальнего храма и спуститься вниз по тропе за храмом. Там низом проложена еще одна тропа, которая ведёт мимо пещер. Пещеры все разные - одни совсем небольшие, другие - побольше и с фресками.

Пещеры Тетри-Удабно



трапезная тайная вечеря
троица нечто

Эти фрески интересны, хотя сохранились плохо. Лица на них соскоблили ещё случайные мусульмане, после чего в советское время на них царапали свои имена некоторые туристы или военнослужащие соседней военной базы. Иногда расписывались совсеми данными:

Храм, который стоит над пещерами - это важный ориентир. От него начинается не только спуск к пещерам, но и обратная тропа вниз к Лавре.

Многие люди не находят в себе сил и воли, чтобы подняться на вершину хребта. Очень зря. Они теряют львиную долю всех визуальных ощущений.


Монастырь Натлисмцебели тличется от Лавры во всех отношениях. Сюда не ходят автобусы и дорога проходима только для хорошего внедорожника. Туристов здесь практически нет. Это настоящий действующий монастырь, где каждый шаг надо согласовывать.

Чтобы попасть сюда надо, не доезжая 5 километров до Лавры, свернуть у указателя направо и проехать еще километра 4. Если вы на машине, то ее придется оставить неподалеку от ворот и идти в монастырь ногами. Этот монастырь состоит в первую очередь из пещер в скалах (куда обычно не пускают), пещерного Храма Иоанна Крестителя и каменной башни над скалами. К башне есть тропа, а вход в неё ведет через небольшую пещеру. В башне внутри темно и жиут летучие мыши. Там же около башни есть ход вниз, к монастырским пещерам, но им не всем разрешается пользоваться.

Если пройти по тропе влево от монастыря, там будет несколько водосборников и небольшая пещера, где несколько десятилетий назад жил монах Серапион. Сейчас он похоронен в главном храме, а его пещера считается весьма почитаемым местом.

Монастырь Саберееби

Саберееби - это пещерный комплекс к востоку от Лавры Давида. Туда можно пройти или проехать от посёлка Удабно, но придётся одолеть 15 километров грунтовки. С возвращением через Бадиаури получится 50 километров оффроуда с пещерами в середине маршрута. Это очень недурно и для неспешного трёхдневного треккинга. Летом это физически тяжело, зато весной очень даже неплохо.

Ресторан "Оазис-Клаб"

С некоторых пор на маршруте Тбилиси-Гареджи появилось пищевое заведение "Оазис-Клаб". Его придумали поляки и разместили в поселке Удабно, недалеко от монастыря, так что всем хорошо видно это заведение по левой стороне дороги. Цены здесь примерно средние по стране и разве что на лари выше. Обстановка аскетичная, зато есть столики под открытым небом с видом на степи, сказочный степной воздух и прочее прекрасное. Здесь даже можно оставаться с ночевкой, чтобы провести несколько вечерних часов на краю степи. Здесь же катают на лошадях. С появлением "Оазиса" Кахетия обогатилась еще одним нетривиальным рестораном, за что полякам честь и слава.

Ресторан "Оазис-Клаб"

Координаты: 41°30"2"N 45°22"41"E

Давидо-Гареджийский монастырь (Грузия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грузию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Грузия - страна с давней и богатой историей, свидетельства событий которой сохранились в изобилии: это и прекрасные храмы, и древние крепости, и старинные города и, конечно, монастыри. Великое множество святых мест, часть из которых появились еще в период раннего Средневековья привлекают паломников со всех концов света. Один из самых почитаемых в Грузии монастырских комплексов носит имя Святого Давида Гареджа и простирается на многие километры. Здесь сосредоточена масса монастырей, чей возраст варьируется между 6 и 14 столетиями. Невозможно передать того великого смысла, который хранит в себе Давидо-Гареджийский комплекс.

Давид Гареджа расположен в юго-восточной части Грузии, на самой границе с Азербайджаном, некоторая его часть находится на спорных территориях между двумя странами. Словом, именно здесь пролегает часть государственной границы. Грузия, по понятным причинам, хотела бы видеть эти территории в составе своего государства, и даже предлагает территориальный обмен, но Азербайджан подобные предложения отвергает. Вообще, Давидо-Гареджийский монастырский комплекс простирается более чем на 25 км на Гареджийском кряже. Кряж этот представляет из себя огромное пустынное плато в практически пустынной местности, так что неудивительно, что эти дикие и тяжелые для жизни места были избраны средневековыми монахами для подвига.

Лавра Святого Давида

Особым почитанием пользуется монастырь, носящий почетное название Лавры - это Лавра Святого Давида. Древняя святая обитель представляет из себя выдолбленные прямо в скале кельи монахов. Глядя на плотную каменную породу, непременно приходят мысли какого же труда насельникам стоило «вгрызться» в эти скалы, и что достичь подобного невозможно исключительно человеческим трудом. Если бы мы обладали крыльями подобно птицам, то смогли бы разглядеть, что Лавра образует собой большой крест.

В Лавре Святого Давида, в храме Преображения Господня покоятся мощи самого святого Давида Гареджийского. Согласно некоторым сведениям, которые, однако, так и не нашли материального подтверждения, здесь же последний земной приют нашел и ученик святого Давида - святой Додо, но место его захоронения не обнаружено.

На территории монастыря расположен источник, и это единственное место откуда бьет вода, а кроме него на многие и многие километры вокруг никакой влаги вовсе нет. Но внимательный путешественник сможет разглядеть борозды, проделанные в скалах. Когда шел дождь, то вода стекала по этим бороздам и скапливалась в специальный резервуар. Таким образом братия спасалась от жажды.

Другие обители

Как уже упоминалось выше, один из учеников святого Давида - святой Додо - прославился многими деяниями. Он основал монастырь, который сегодня носит имя Додос-Рка. Другой последователь святого Давида - Лукиан - основал обитель Натлисмцемели. После турецкого нашествия многое было уничтожено. Но все же в период 11-12 веков здесь возникают монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Часть из них сегодня находится на территории другого государства - Азербайджана.

Не раз святые обители этих мест страдали от нашествий турок и персов, много раз захватчики вырезали братию и насельников монастыря, но всякий раз трудом людей и помощью Бога Давидо-Гареджийский монастырский комплекс восставал из пепла.

Не раз святые обители этих мест страдали от нашествий турок и персов, много раз захватчики вырезали братию и насельников монастыря, но всякий раз трудом людей и помощью Бога Давидо-Гареджийский комплекс восставал из пепла.

Сегодня Давидо-Гареджийский монастырский комплекс - это действующая обитель, имеющая большое почитание не только в Грузии, но и во всем Православном мире. В многочисленных храмах, трапезных, ризницах и других постройках монастырей можно видеть древние фрески, изображающие святого Георгия Строителя, царицу Тамару, сцены из Писания.

Координаты

Адрес: Рустави-Джандари-Давид-Гареджи, Грузия (60 км от Тбилиси). Как добраться: из Тбилиси до Гардабани или Рустави, а дальше на такси.

Удивительное сочетание природного ландшафта и органически дополняющего его средневекового зодчества, где в необъятных просторах затерялись высеченные в скалах кельи и храмы, хозяйственные помещения и сложнейшая система орошения садов. Это монастырский комплекс Давид Гареджи, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси.

С первого знакомства он поражает своей красотой и величественностью. Здесь есть возможность реально прикоснуться к подвижническому подвигу первых христиан, чьими трудами был поднят из небытия и обустроен этот пустынный уголок страны. Попадая сюда, в полной мере можно ощутить, что значит быть песчинкой в вечной Ойкумене. Комплекс, протянувшийся на 25 километров вдоль склонов хребта Гареджи и состоящий из отдельных монастырей, долгое время считался одним из крупнейших культурно-религиозных центров Закавказья. Само слово Гареджи переводится двояко - это и "уединенное место, удобное для иноческих подвигов", и название острова в Персидском заливе, означающее "вне" или "самый внешний остров". Оба эти значения довольно точно описывают Давид Гареджи - внешний, отдаленный от центра Грузии и почти необитаемый ныне уголок страны, в котором все еще чувствуется сила и воля живших здесь некогда сподвижников.
История этого, некогда обширного и славного, а ныне только начинающего возрождаться монастырского комплекса началась, однако, не на территории Грузии…

Отцы-основатели Давид Гареджи. VI век. В середине VI века в далекой Антиохии жил хороший и добрый человек по имени Иоанн. С детства воспитываемый в христианской традиции, он решил стать монахом и настолько преуспел в своем христианском рвении, что вокруг него стали собираться люди, нуждавшиеся в духовном водительстве. Иоанн, будучи по натуре, очевидно, человеком, сторонящимся публичной жизни, несколько раз пытался уйти от мира и вести спокойную жизнь монаха-отшельника. Но это ему было не суждено - ученики, страждущие и просто желающие прикоснуться к благодати люди приходили и приходили к нему. В конце концов, Небеса решили пойти на уступку своему избраннику. Иоанну явилась во сне Дева Мария, которая поручила ему отправиться в страну Иберию, где молодой Церкви нужно было оказать посильную духовную помощь. Вот и хорошо, подумал, наверное, Иоанн. И от Антиохии, где покоя нет, далеко, и с пользой для дела. И он, с великой, как мы понимаем, радостью, отправляется в это путешествие, прихватив с собой 12 из своих многочисленных учеников.

Именно им, кстати, и суждено было во главе с Иоанном стать знаменитыми "Тринадцатью ассирийскими отцами ", которым Грузия обязана распространением монашества. Но речь сейчас не об этом. Одним из этих двенадцати учеников был некий Давид - кто, откуда, чем занимался до тог, как стал учеником Иоанна, история умалчивает.

Прибыв в Иберию, Иоанн поселился недалеко от Мцхеты, а учеников отправил в разные уголки Грузии, проповедовать Благую Весть. С этого момента, можно сказать, и начинается история Давид Гареджи, так как начинается самостоятельный духовный путь Давида - основателя этого достославного монастыря. Итак, при "распределении на работу" Давиду достался Тбилиси, где он и обосновался на горе Мтацминда, откуда спускался раз в неделю в город - читать проповедь и учить людей Евангелию. Но спокойно жить и работать Давиду не дали. Нашлись господа-огнепоклонники, которые пожелали выжить талантливого проповедника-христианина со своей территории. Они подговорили некую монахиню оклеветать Давида. Монахиня на тот момент уже имела большие проблемы - ждала ребенка от кузнеца - так что терять ей, видимо, особо было нечего. Состоялся суд, на котором Давид явил чудо - заставил ребенка в утробе матушки говорить и назвать имя настоящего отца. Святой отец был оправдан, монахиня-злодейка родила вместо ребенка камень, а вот огнепоклонники все же добились своего - Давиду пришлось оставить город. Он недолго жил на левом берегу Куры, а потом, вместе со своим учеником Лукианом, и вовсе отправился куда глаза глядят.
В своих блужданиях учитель и ученик забрели в отдаленный уголок страны - Гареджи. Кругом бескрайние холмы и степи - пустынные, дикие, как просторы далекого Марса. Каменные кручи, похожие то ли на застывшие морские валы, то ли на невиданного размера каменные останцы, заброшенные сюда Господом Богом с немыслимой высоты... И жара, жара, жара… Усталые, изнуренные путники, после долгих мучений, нашли в расщелине скалы немного скопившейся дождевой воды и остановились в этом месте на отдых. А потом и вообще решили поселиться в этом уголке. Лучшее, как известно, враг хорошего, а с Божией помощью везде прожить можно, чего же более желать? Для монашеского подвига это пустынное и малопригодное для жизни место вполне подходило.
А дальше было много всего: Лукиан, которого надо было успокаивать и вразумлять, ибо ученик иногда падал духом в борьбе с ежедневными трудностями; лани, которые в голодную годину сами пришли к монахам и позволили им доить себя и пить парное ланье молоко (а вы что подумали?); варвары, которые после чудесного исцеления обратились в христианство, и все новые ученики, которые Божиим промыслом попадали в этот заброшенный уголок и оставались здесь навсегда. Был даже дракон, которого Давид уговорил убраться подальше. Правда, дракону не повезло, сбежать он не успел. Явился Ангел и испепелил его дотла. В этом месте, по преданию, до сих пор не растет трава. Давид жутко расстроился, даже стал укорять Ангела, мол, разве так можно, я вот со зверюгой договаривался-договаривался, почти договорился, а ты, раз - и огнем… Нехорошо как-то получилось... Но Ангел быстренько успокоил Святого, указав ему, что Небесам-де виднее (дракон, как доносила разведка, впоследствии безобразничать намеревался), а ему, Святому Давиду, лучше успокоиться и вернуться к исполнению своих непосредственных обязанностей. Что Давид и сделал. Кстати, место, на котором пал бесславной смертью лукавый и неблагодарный дракон, до сих пор можно увидеть. Только вот находится оно на Азербайджанской стороне и близко подойти к нему не позволят пограничники. Но полюбоваться издалека на него можно. И что удивительно, место это оставляет после себя странное ощущение. Представьте себе не очень длинный, но глубокий и извилистый каньон, который пересекает совершенно ровную степь. Темный рваный обугленный шрам на мягкой бархатистой шкуре. На ощупь он, наверное, был бы шершавым и колючим, каким-то чужим, как если водить пальцами по теплой замше и вдруг наткнуться на края разрыва, опаленные огнем, скукоженные и грубые. Там как будто застывает время - нет вчера, сегодня или завтра, а есть только что-то легендарное, существовавшее вне времени и пространства…
Но мы отвлеклись. Маленькая община потихоньку разрасталась. Рядом с Давидом и Лукианом селились все новые и новые монахи. Жизнь нарождающегося монастыря била ключом. Особенно известным и почитаемым это место стало после того, как Давид, вернувшийся из паломничества в Иерусалим, принес в Гареджи камень из Вечного Города. Предание гласит, что с той поры пустынь обрела треть иерусалимской благодати. (Считалось, что троекратное посещение Давид Гареджи приравнивается к паломничеству в Иерусалим). Монахи, отправившиеся с Давидом в Святую Землю, рассказывали, что их учитель настолько проникся величием Святого Града, что не посчитал себя достойным ступить на землю, по которой ходил Христос. Он остался вне города, благословив Небеса за возможность созерцать его издали. А возвращаясь домой, взял с собой простой камень с того места, где стоял. В память о Святой Земле. Однако вера и смирение Давида были столь велики, что Небеса наделили простой придорожный камень чудодейственными свойствами - приходившие к нему с верой исцелялись от разных недугов. Вот и стекался народ со всей Грузии в Гареджи - излечиться от болезней, поклониться великому сподвижнику веры да своими глазами увидеть, как живут и трудятся благочестивые монахи.

Давид Гареджи в VI - VIII веках. Проходило время, община росла. В том же VI веке уже ученики Давида, Додо и Лукиан, основали неподалеку еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели.
Конечно, эти монастыри были далеко не столь величественными и обширными, какими нам рисует их воображение, а представляли собой всего лишь маленькие кельи, вырубленные в скалах. Однако начало было положено, и уже новые и новые поколения монахов-пустынников перестраивали и обновляли эти старые скальные комплексы. Но кое-что от первых сподвижников все же сохранилось и до наших дней. Так, и сейчас можно посетить кельи и могилы самих Давида и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальницу Додо в его монастыре (VI в.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули (წამებული - мученик, VI-VII вв.), усыпальницы в Бертубани (ბერთუბანი - местность монахов, VI и X вв.), келью и стелу в Натлисмцемели (VI-VII вв.), а также несколько малых комплексов, наиболее значительными из которых являются Тетри Удабно (თეთრი უდაბნო - белая пустыня), с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI-VIII веков. И, конечно же, особого внимания заслуживает удивительная система водоснабжения, которая существует в Давид Гареджи со времен его основания. Это высеченные в скалах желоба и резервуары для сбора воды, некоторые из которых действуют и по сей день.

Новаторства преподобного Иллариона. IX век . Новый этап в истории Гареджи начинается в середине IX века, и связан он с именем преподобного Иллариона Грузина.

Он провел семь лет в Святой Земле и Иорданской пустыни, а по возвращении в Давид Гареджи решил привнести сюда новаторский опыт - он заменяет традиции пустынничества и аскетизма на новые принципы организации монашеского уклада жизни. Не остаются в стороне и «старые стены». Иларион расширил церковь VI века в честь Преображения Господня в Лавре, а также обновил и украсил могилу Давида, что способствовало еще большему утверждению его почитания. Монастырский комплекс сильно разросся, пополнилось церковное имущество, увеличилось число монахов, на востоке и западе от монастыря были основаны новые обители, в том числе и женский монастырь. К периоду Иллариона относятся и высеченные в скале, в верхней части южного крыла лавры, помещения, включающие малую церковь и трапезную, которые, по преданию, были местом обитания самого Иллариона. Священной реликвией становится и единственный в этой местности источник "слезы Давида"", у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники.

Пустынь и цари. XI - XIII век . Не оставалась в стороне от Давид Гареджи и светская власть. Со времен царствования Баграта IV (1027-1072) монастырь находился под неусыпным вниманием и покровительством правителей единого Грузинского царства. Нашествия турок-сельджуков («великая туретчина», ок. 1080), однако, затормозили этот процесс, но не надолго. В царствование Давида IV Строителя (1089-1125), после присоединения к Грузинскому царству Эрети и Кахети (1104) и победы над турками, Давид Гареджи окончательно перешел в царское владение. Об этом свидетельствуют письменные источники и целая галерея фресковых изображений грузинских правителей в росписях церквей и монастырей. (В Натлисмцемели, (последнее 10-летие XII в.) - Баграт IV, Давид IV, Димитрий I, Георгий III, царица Тамара, Давид Сослани и отрок Георгий Лаши; в главном храме Бертубани, (начало XIII в.) - царица Тамара, Георгий Лаша; в главной церкви Колагири, (конец XII в.) - многочисленный ряд представителей высшего духовенства и светской власти с обширными надписями; в церкви Благовещения в монастыре Тетри Удабно, (конец XIII в.) - Димитрий II Самопожертвователь, епископ Иоанн). Но, что самое интересное, такое пристальное внимание к монашеской жизни со стороны власть имущих не сильно сказалось на вольном духе живущих в Давид Гереджи монашествующих. Об этом свидетельствует хотя бы фреска из монастыря Тетри Удабно, где древний мастер, используя язык средневековой иконографической символики, недвусмысленно дает понять, что власть светская и власть церковная, хоть обе и от Бога, должны быть разделены. При этом власть светская должна быть в некоем духовном подчинении у власти церковной, коей, в свою очередь негоже оглядываться слишком часто на светских правителей.

Давид Гареджи в XII - XVIII веках . На рубеже XII-XIII веков комплекс Давид Гареджи насчитывает уже 12 монастырей. Его даже начинают называть «Двунадесятница Гареджийская». Это расцвет. Давид Гареджи становится важнейшим духовным и культурно-просветительским центром. Жизнь здесь била ключом. Как говорит «Православная энциклопедия»: в этот период в Давид Гареджи «были построены крупные храмы, небольшие часовни, здания жилого и подсобного назначений, связанные между собой системами коридоров, переходов (тоннелей) и лестниц и создававшие единый ансамбль. Интерьеры церквей и трапезных были украшены фресками. Законченный вид приняли гидротехнические сооружения. Археологические материалы XII-XIII вв. подтверждают наличие в монастырях высокоразвитого керамического производства и кузнечного дела».
В дальнейшем история Давид Гареджи повторяет историю своей страны. Периоды процветания сменяются периодами разрухи и запустения. Монастырь пережил нашествие монголов под предводительством Берке-хана в 1265 г., период возрождения в 1-й половине XIV в., в царствование Георгия V Блистательного (1314-1346), неоднократные нашествия Тамерлана в конце XIV в. В 1424 г. Александр I Великий передал комплекс Давид Гареджи Грузинской Патриархии (Мцхетскому патриаршему престолу). А после очередного распада страны на отдельные царства и княжества забота о монастырях переходит к царям Кахети. К этому периоду относится предпринятое царем кахов Александром II (1574-1605) строительство в верхнем дворике лавры высокой башни - удивительного и интереснейшего образца грузинского зодчества. В 1616 г. войско персидского шаха Аббаса I разорило монастыри и истребило монашескую братию. В последствии мощи святых мучеников того периода были перенесены в усыпальницу монастыря Удабно, известную ныне под названием Моцамети (მოწამეთა - мучеников). Но проходит время и монастырь, как птица Феникс, вновь возрождается из пепла. Период царствования Теймураза I (1606-1648) и Арчила II (1664-1675) вновь становится временем расцвета и подъема.

Сколько стоит? Бесплатно
Координаты:
41.44735, 45.37639

Где? Юго-восток Грузии на границе с Азербайджаном

Расстояние: Тбилиси-Давид Гареджи (через Сагареджо) 90 км , Сигнаги-Давид Гареджи 110 км

Сколько времени нужно? Оптимально 2-3 часа на территории Давид Гареджи, плюс 3 часа на дорогу туда-обратно на авто.

Итого минимум 5 часов. У нас поездка Сигнахи Давид Гареджи Тбилиси заняла 6 часов на легковушке. На маршрутках или стопом выделяйте целый день.

Инфраструктура. Есть туалет за 0.5 лари . Кафе нет, воду купить или набрать негде. Есть магазин при монастыре, где продают вино.

Как добраться в Давид Гареджи?

На карте отмечены основные точки. Красные значки — пункт назначения.

Ехать от Сагареджо до Давид Гареджи по белой дороге через Удабно.

Такси из Тбилиси, 46$

Если искать такси на улицах Тбилиси, то озвучивают цену от 150 лари (56$ / 3750р ) и выше.

Выгоднее заказывать в интернете на этом сайте (лучше заранее, но можно и за пару часов до поездки). У них такси из Тбилиси в Давид Гареджи с учетом ожидания стоит от 46$ (цена за машину за проезд туда-обратно , бензин входит в стоимость).

Если путешествуете компанией, то такси получается выгоднее, чем маршрутки или аренда авто.

Экскурсия из Тбилиси , 25-120€

  • с человека. Проводится по Четвергам , старт 9.00 у метро Авлабари в Тбилиси, длится 9 часов.
  • за экскурсию — индивидуальная экскурсия в Давид Гареджи, длится 9 часов. Репортажная фотосессия в подарок

Экскурсия на месте, 15$

Можно приехать в Давид Гареджи самостоятельно и взять гида на месте. Нужно звонить по телефону.

Придет человек и проведет экскурсию, 2ч, 40 лари (15$ / 990р). Такая табличка на дереве висит:

Экскурсионная маршрутка, 25 лари

В сезон (с мая по середину октября) ходит экскурсионная маршрутка из Тбилиси за 25 лари с человека (10$ ).

Лучше звоните и уточняйте расписание: 551 951 447

Инфа про маршрутку из сети:

Обычная маршрутка

Прямых маршруток в Давид Гареджи нет. Едем с пересадками + стопом/такси.

С метро Самгори в Тбилиси ходят маршрутки до Сагареджо (40-50 минут, 3 лари ).

По будням из Сагареджо есть одна маршрутка в день до села Удабно (в 15 км от Давид-Гареджи), расписания не знаю.

Проще в Сагареджо на автовокзале найти такси до Давид гареджийского монастыря, по цене около 50 лари (19$ / 1250 р) туда-обратно с учетом ожидания.

Автостоп

Из Сагареджо можно уехать автостопом, но лучше делать это после 12.00 .

До 11-12 утра трафик в сторону Давид Гареджи нулевой, после обеда едут микроавтобусы с экскурсиями и машины с туристами, можно пробовать вписаться к ним.

Автостопщики, которых мы подбирали, сказали, что из семи машин за два часа остановились три, причем только мы ехали в ДГ, две другие подвезли их на 2-3 км.

На авто

Выбирайте путь через Сагареджо , не через Рустави. Навигатор ведет через Рустави, но там дорога совсем плохая.

Мы ездили на легковушке, арендовали на . В сухую погоду проехать можно, но путешествие удовольствия не доставляет.

До Сагареджо хорошая трасса. После поворота на Давид Гареджи ехать около 50 км. Дорога ухудшается с каждым км.

Сначала нормальный асфальт, кое-где ямы, но терпимо. Через 25 км за соленым озером асфальт заканчивается, начинается раздолбанная гравийка.

В целом последние 25 км до Давид Гареджи ехать на трясущейся машине по камням и грунтовой дороге со скоростью 30 км/час .

Мы ехали в солнечный день по сухой дороге. Пылища, камни летят. Окна пришлось закрыть.


После поворота на ДГ дорога такая
Потом такая
Еще 25 км вот такая

По времени получился такой расклад:

1 час — от Сигнаги до Сагареджо

1 час 20 минут — от Сагареджо до Давид Гареджи

1 час 40 минут — быстрый пеший круг по хребту. Там можно и 3 часа гулять, если есть свободное время.

1 час 30 минут — от Давид Гареджи до Тбилиси (в обратную сторону доехали быстрее)

Итого: 5 часов 30 минут

Что посмотреть в Давид Гареджи?

Если поедете в Давид Гареджи без экскурсии и гида, почитайте историю как минимум в википедии. Информационных стендов, как возле других мест в Грузии, там нет.

Давид Гареджи — целый комплекс монастырей в Гареджийской пустыне, самые знаменитые и посещаемые монастыри: Лавра Давида (начало 6 века) и Монастырь Тетри-Удабно (кельи и фрески).

Все идут по направлению красных стрелок, мы шли по зеленым

Ставим машину на стоянке и идем на гору по «малому кругу». Круговой маршрут на 2-3 часа есть на карте в maps.me

Обычно все идут против часовой стрелки. Группа из 30 грузинских школьников и 10 немцев дружно отправилась по стандартному маршруту.

Мы пошли по часовой, были на тропе одни.

Фото Давид Гареджи


Машина осталась на парковке, идем вверх
Поднимаемся

За 30 минут поднялись к храму на вершине хребта и встретили там пограничников.

Разворачиваемся? Нет, парни с автоматами рекомендуют сходить на другую сторону хребта. С разрешения военных идем смотреть кельи монастыря Тетри-Удабно.

Граница проходит ровненько по Гареджийскому кряжу. С другой стороны горы около 100 пещер с росписями и фресками, ну и вид на Азербайджан.


Лавра Давида остается внизу
Бежим в Азербайджан
Снизу равнины Азербайджана
Кельи с азербайджанской стороны

Когда лучше ехать в Давид Гареджи?

Май-июнь , когда все зеленое, гигантский клевер на склонах растет, нет адской жары — идеально. Мы были в июне. В ветреный день при +30С я даже радовалась, что надела куртку — настолько холодным был ветер.

В апреле хорошо в солнечную погоду. Главное, чтобы без дождей.

В июле-августе трава выгорает, голые склоны смотрятся по-другому.

По Давид Гареджи придется ходить пешком и взбираться на гору . Летом это самое теплое место в Грузии. В +40С кайфа не будет никакого. В разгар лета ехать либо рано утром , либо после 17.00 , когда жара спадает.

Если вы хотите увидеть один пещерный город в Грузии, все равно какой, то в жару лучше поезжайте в (возле Гори).

Зимой в Давид Гареджи тоже красиво. Пейзажи лунные, но из-за качества дороги бывают проблемы с попаданием.

В дождь и снег смысла ехать в Давид Гареджи нет.


Соленое озеро по дороге
Цветные холмы в июне
Давид Гареджи летом