История создания комедии недоросль презентация. Презентация урока литературы по сатирической комедии "Недоросль" Д.И

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»

Род, жанр, творческий метод Вторая половина 18 в. – время расцвета театрального классицизма в России. Именно комедийный жанр становится самым важным и распространенным в сценическом и драматическом искусстве. Лучшие комедии этого времени являются частью общественно-литературной жизни, связаны с сатирой и часто имеют политическую направленность. «недоросль» создавался еще в рамках правил классицизма: деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в их изображении, правило трех единств в композиции, «говорящие имена». Однако в комедии просматриваются и реалистические черты: достоверность образов, изображение дворянского быта и социальных отношений.

Тематика В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые волновали писателя. Это проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Комедия представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие.

Идея Защищая свою жестокость, преступления и самодурство, Простакова говорит:»Разве я не властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон:»Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?» Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»

Впоследствии историк В.О. Ключевский верно сказал: «Все дело в последних словах госпожи Простаковой; в них весь смысл драмы и вся драма в них же… Она хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие». В ее лице определенная часть дворян отказывается исполнять законы своей страны, свой долг и обязанности. О какой-то дворянской чести, личном достоинстве, вере и верности, взаимном уважении, служении государственным интересам тут и говорить не приходится.

«Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?»

Итак, идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.

Характер конфликта Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении крепостным, освободив его от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума – лица наиболее близкого автору. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, бесправие крестьян.

И.А.Дмитриевский (актер) Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему мировоззрению – носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой.

Простаковы и их сын Митрофанушка

Отрицательные герои С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа Простакова, ее муж и сын Митрофан, злобный и жадный брат Простаковой Тарас Скотинин. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и все время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.

Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы является госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным героям, но и ее ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу.

С утра до вечера эта женщина сражается, давит на всех, угнетает, приказывает, хитрит, лжет, ругается, грабит, бьет, унять ее не могут даже богатый и влиятельный Стародум, государственный чиновник Правдин и офицер Милон с воинской командой. В основе этого живого, сильного, вполне народного характера – чудовищное самодурство, наглость, жадность к материальным жизненным благам.

Второстепенные персонажи На сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж Простаковой, и брат ее Тарас Скотинин, больше всего на свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» – любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием.

Сюжет и композиция В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 – начала 80-х годов 18в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения всем поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.

«Недоросль» – комедия в пяти действиях. События разворячиваются в имении Простаковых. Значительная часть драматического действия в «Недоросле» посвящена решению проблемы воспитания. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в 4-м действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых.

Художественное своеобразие Увлекательный, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения, индивидуализированная разговорная речь персонажей, злая сатира на русское дворянство, насмешки над плодами французского просвещения – все это было ново и привлекательно. Фонвизин показал это темное царство как оплот тяжелого самодурства, повседневной бытовой бестолковости, безнравственности и бескультурья. Отдельные слова и фразы комедии стали крылатыми. Так уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду.


ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ

(1745–1792)


Денис Иванович Фонвизин родился 3(14) апреля 1745 года в Москве, в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в XVIII писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин недаром о нем сказал: «Он из перерусских русский».

1759–1762 – гимназия при Московском университете

«Острые слова мои, - вспоминает Фонвизин, - носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкой; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным».



1782г. – комедия «Недоросль»

Сатирик превосходный

Невежество казнил в комедии народной

А.С.Пушкин «Послание к цензору »

Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту веселую пьесу. Не сразу нашла она путь на сцену. Но когда была поставлена, в сентябре 1782 года, по словам очевидцев, успех был полный, «публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену». Знаменитый князь Потемкин, говорят, сказал тогда: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».


Особенности драмы как рода литературы

Основа драмы – действие;

речь героя – главное средство создания образа;

отсутствие развёрнутого повествовательно-описательного изображения;

важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.);


  • Изображение повседневной жизни, людских пороков
  • Герои – люди низкого сословия; каждый из них – носитель одной черты, одного порока; чёткое деление на положительных и отрицательных героев
  • Говорящие фамилии
  • Одна идея

Основные правила классической комедии

  • Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт)
  • Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)
  • Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки)
  • Установка на разговорный язык
  • Счастливый конец

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Гнездилова О.Н. Меркулова Т.Н. учитель русского языка и литературы,

Где и когда состоялась премьера пьесы «Недоросль»?

Чем может быть интересна комедия «Недоросль» современному читателю? - Почему до сих пор входит в репертуар российских театров?

Устарели ли эти высказывания? Высказывания и афоризмы Стародума. Глупому сыну не в помощь богатство. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. В большом свете водятся премелкие души. Начинаются чины – перестаёт искренность. Невежда без души – зверь. Золотой болван – всё болван. Наличные деньги- не наличные достоинства. - Что вы можете сказать об этих высказываниях?

Лексическая работа. Л.: гражданин, недоросль. Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Что значит быть истинным гражданином? - Любить Родину, трудиться на её благо, быть честным, справедливым, умным, подчинять свои интересы общественным.

Недоросль – 1. В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. Глуповатый юноша – недоучка. В каком значении Фонвизин употребляет это слово? Недоросль - лодырь, бездельник.

Следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин? 1 группа. Особенности комедии как драматического произведения. 2 группа. О чём заботилась Простакова, (Д.1,явл.4, д.2,явл.6) воспитывая сына? 3 группа. Митрофан на уроке. (Д.3, явл.7) - Чему учился Митрофан на уроке? 4 группа. Каков итог воспитания? (Д.5, явл. посл.) 5 группа. Следует ли считать, что комедия «Недоросль» написана по правилам классицизма.

О чём заботилась Простакова, воспитывая Митрофанушку?

Митрофан на уроке. НЕДОР_2

Антиподы Митрофана. (слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."

Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....

Викторина-презентация по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

В презентации в виде викторины представлен материал, основанный на знании содержания комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума", известных афоризмов Грибоедова. Викторина может проводиться...

Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."

Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...


Денис Иванович Фонвизин Родился 3(14) апреля 1745 года в Москве, в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в XVIII писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин недаром о нем сказал: «Он из перерусских русский».


С 1755 г. учился в дворянской гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами. В 1962 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург. Впоследствии был дипломатом, сотрудничал с вельможами Екатерины II, с воспитателем наследника графом Н.И. Паниным. Служа при дворе, внимательно наблюдая за действиями правительства, Фонвизин вместе с Паниным вынашивал планы ограничения власти монархов, создания новых законов, поэтому был не в чести у Екатерины II.


Портрет Д.И.Фонвизина Неизвестный художник по оригиналу Ж. Карафа гг. Вторая половина XIX в. Холст, масло.


Фонвизин Д. Бригадир: Комедия в пяти действиях В 1769 г. Фонвизин создает первую оригинальную русскую сатирическую комедию «Бригадир», в которой высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражание всему французскому.


Д.И. Фонвизин читает "Бригадира" в салоне цесаревича Павла Петровича. С гравюры П. Бореля


Фонвизин был человеком живым, светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актером Иваном Дмитриевским, хотя актеры были, по понятиям того времени, чем-то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире, женился на дочери купца, несмотря на явное неодобрение родных.


Портрет Д. И. Фонвизина Литография из альбома "Портретная галерея русских деятелей" (Т. 2. СПб.,1869). Всей душой Фонвизин любил родину и свой народ. Девизом его жизни были слова: Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек.




«Недоросль» Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту веселую пьесу. Не сразу нашла она путь на сцену. Но когда была поставлена, в сентябре 1782 года, по словам очевидцев, успех был полный, «публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену». Знаменитый князь Потемкин, говорят, сказал тогда: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».





Д.И. Фонвизин – крупнейший русский драматург XVIII века, создатель русской социальной комедии, образцы которой после «Недоросля» представляют «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. С именем Фонвизина связано также формирование русской художественной прозы. Велико было воздействие самой личности Фонвизина на его современников, деятелей передовой культуры XIX века. Высоко оценил его А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», когда, говоря о театре, сказал: Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы…

Слайд 2

Цельисследования: ознакомиться с жизнью и творчеством Д. И. Фонвизина и с его комедией «Недоросль» Задачи: 1. Изучить биографию Д. И. Фонвизина; 2.Познакомиться с историей возникновения комедии «Недоросль»; 3.Дать характеристику героям данной комедии; 4.Узнать значение и современное звучание комедии. Практическая значимость работы: материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» в 9 классе.

Слайд 3

Фонвизин Денис Иванович (1744 - 1792), драматург, прозаик.Родился 14 апреля в Москве в богатой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование. В 1755 - 60 учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года - на философском факультете университета В 1769 Фонвизин стал секретарем руководителя Коллегии иностранных дел - Н.Панина, воспитателя наследника престола. Их сближали оппозиционное отношение к правительству Екатерины II, убежденность, что России нужны "фундаментальные законы". В 1777 - 78 совершил поездку за границу, во Францию и Германию, о чем позже написал в "Записках первого путешественника", сыгравших важнейшую роль в становлении русской прозы. В обстановке реакции, наступившей после подавления Пугачевского бунта, Фонвизин создал самое значительное свое произведение - комедию "Недоросль" (1781). В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество, которые, по мнению Фонвизина, могут быть преодолены реформами в духе Просвещения. В марте 1782, после отстранения Панина от дел, подал в отставку, решив полностью отдаться литературному творчеству. В 1783 публикует ряд сатирических сочинений: "Опыт российского сословника", "Челобитная российской Миневре от российских писателей", "Повествование мнимого глухого и немого". В 1784 - 85 Фонвизин побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина", нарисовав образ идеального просвещенного вельможи. Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (не была закончена, но и в незаконченном виде являет собой замечательный образец русской прозы). 1 декабря 1972 Фонвизин скончался в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.1 Фонвизин Денис Иванович (1744-1792г.)

Слайд 4

Комедия Фонвизина - это пьеса о недоросле, о его чудовищном воспитании, превращающем подростка в жестокое и ленивое существо. Слово «недоросль» до комедии Фонвизина не несло отрицательной семантики. Недорослями называли подростков, не достигших пятнадцати лет, т. е. возраста, опреде­ленного Петром I для вступления в службу. В 1736 г. срок пребывания в «недорослях» был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянской отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введенное при Петре I обязательное обучение. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. Митрофанушка учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять.

Слайд 5

История создания комедии

Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену. Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков.» А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса. Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

Слайд 6

Действующиелица Простаков. Госпожа Простакова - жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено. Митрофан - сын их, недоросль. Довольно безразличный ко всем вокруг и к тому же расхлябанный мальчик, внешне очень любит мать, но только притворяется из-за её властности. В финале его отправляют в армию, и он показывает, что на самом деле думает о матери («Да отвяжись, матушка, как навязалась…»). Еремеевна, мама (то есть кормилица) Митрофанова. Правдин. Стародум - дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье. Софья - племянницаСтародума. Милон - возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение. Господин Скотинин - брат госпожи Простаковой. Кутейкин - семинарист. Цыфиркин - отставнойсержант. Вральман - учитель. Тришка - портной-самоучка. СлугаПростакова.

Слайд 7

Простаковы

Г-жа Простокова ПРОСТОКОВ

Слайд 8

Скотинин

  • Слайд 9

    Митрофанушка

  • Слайд 10

    Второстепенные герои

    софья стародум

    Слайд 11

    правдин милон

    Слайд 12

    кутейкин цифиркин

    Слайд 13

    еремеевна вральман

    Слайд 14

    Значение комедии

    Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы - непреходяще: Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»

    Слайд 15

    Факты

    Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину. Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.

    Слайд 16

    Современное звучание комедии

  • Слайд 17

    Список литературы

    1. Фонвизин, Д.И. Недоросль. / Д.И. Фонвизин – [Электронный ресурс]. – http://ilibrary.ru/text/1098/p. 5/index.html 2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. / В.Г. Белинский – М.: Просвещение, 1954. – 647 с. 3. Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Фонвизин-драматург. / В.Н. Всеволодский-Гернгросс – М.: Просвещние, 1960. – 141 с. 4. Глухов, В.И. Становление реализма в русской литературе XVIII – начала XIX в. / В.И. Глухов – Волгоград: Наука, 1976. – 167 с. 5. Гуковский, Г.А. Очерки русской литературы XVIII в. / Г.А. Гуковский – Л.: Книга, 1938. – 318 с. 6. Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII в. / Г.А. Гуковский – [Электронный ресурс]. – http://obuk.ru/science/39261-gukovskijj-g.a.-russkaja-literatura.html 7. Ключевский, В.О. Литературные портреты. / В.О. Ключевский – М.: Просвещение, 1991. – 256 с. 8. Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII в. / О.Б. Лебедева – [Электронный ресурс]. – http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/fonv.html#4 9. Лебедева, О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. / О.Б. Лебедева – Томск: Наука, 1996. – 327 с. – ISBN 978–5–98916–018–1 10. Макогоненко, Г.П. От Фонвизина до Пушкина. / Г.П. Макогоненко – [Электронный ресурс]. – http://www.repetitor.org/materials/fonvizin1.html 11. Орлов, П.А. История русской литературы XVIII века. / П.А. Орлов – [Электронный ресурс]. – http://www.twirpx.com/file/71847/ 12. Пигарев, К.В. Творчество Фонвизина. / К.В. Пигарев – [Электронный ресурс]. – http://www.repetitor.org/materials/fonvizin2.html 13. Сахаров, В.И.Д.И. Фонвизин. Сатиры смелый властелин. / В.И. Сахаров – [Электронный ресурс]. – http://archives.narod.ru/Fonvizin.htm

    Посмотреть все слайды