Гумбольдт Вильгельм: биография и труды. Вильгельм фон Гумбольдт

ГУМБОЛЬДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН (Humboldt, Wilhelm von) (1767–1835), немецкий философ, филолог, искусствовед, правовед и государственный деятель.

Родился 22 июня 1767 в Потсдаме в прусской дворянской семье. В 1787 поступил в университет Франкфурта-на-Одере, где изучал право; в 1788 слушал лекции по филологии и истории в Гёттингенском университете. С 1794 по 1797 жил в Йене, где познакомился с Шиллером и Гёте. Провел четыре года в Париже, изучая французскую культуру. Путешествовал по Испании и баскским провинциям. В это время началось его серьезное увлечение языками и культурами различных народов, данные о которых он в дальнейшем черпал, среди прочего, и из материалов своего младшего брата Александра, путешественника и естествоиспытателя. В августе 1801 Гумбольдт возвращается в Берлин.

С 1801 по 1819 занимал различные должности на государственной службе в Пруссии, в том числе должность полномочного посланника в Ватикане, Вене, Лондоне, Праге, Париже, а затем и министра по делам вероисповеданий и просвещения. Находясь на этом посту, Гумбольдт осуществил реформу высшего и среднего образования в Пруссии. В 1809 основал Берлинский университет, носящий ныне имя братьев Гумбольдтов.

В 1819 Гумбольдт оставил государственную службу, чтобы целиком посвятить себя науке; жил и работал в своем родовом поместье Тегель (ныне район Берлина), периодически выступая с докладами в Берлинской академии. Одиннадцать лет спустя вновь вошел в состав Государственного совета. Умер Гумбольдт в Тегеле 8 апреля 1835.

Гумбольдт считается основоположником философии языка, а во многом и европейской традиции теретического языкознания. В основе разработанной им лингвофилософской системы лежат кантианские идеи, хотя она и не содержит прямых заимствований, а скорее отражает общую атмосферу духовных исканий в Германии на рубеже 18 и 19 вв. (см. ГУМБОЛЬДТИАНСТВО) Его главной работой в этой области считается написанное в 1830–1835 сочинение О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества (Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts ) – вступительная часть к оставшемуся незаконченым трехтомному труду О языке Кави на острове Ява (Über die Kawi-Sprache auf der Insel Jawa ), посмертно опубликованному в 1836–1859 (рус. пер. 1859). В этой работе, в частности, вводится понятие внутренней формы языка. Среди других лингвистических работ Гумбольдта – О мышлении и речи (Über Denken und Sprechen , 1795), О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития (Über das vergleichende Sprachstudium in Beziehung auf die verschiedenen Epochen der Sprachentwicklung , 1820), О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие (Über den Einfluss des verschiedenen Charakters der Sprachen auf Literatur und Geistesbildung , 1821), О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей (Über das Entstehen der grammatischen Formen und ihren Einfluss auf die Ideenentwicklung , 1822), О буквенном письме и его связи со сторением языка (Über die Buchstabenschrift und ihren Zusammenhang mit dem Sprachbau , 1824).

Перу Гумбольдта принадлежат также работы по конкретным лингвистическим категориям, в частности неоконченное исследование О двойственном числе (Über den Dualis , 1827). В этом и других исследованиях Гумбольдтом были заложены принципы сопоставительного изучения грамматики и лингвистической типологии. К идеям Гумбольдта восходят также некоторые положения современной этнолингвистики и лингвистического функционализма. Многие высказывания Гумбольдта, и прежде всего его знаменитый тезис «Язык должен изучаться не как продукт деятельности (Ergon), а как деятельность (Energeia)», относятся ныне к числу наиболее часто цитируемых в лингвистической литературе.

Помимо лингвофилософских и лингвистических исследований, круг интересов Гумбольдта охватывал литературоведение, классическую филологию, теорию искусства, а также государственное право – ср., например, его первую научную работу Идеи к опыту определения границ деятельности государства (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen , 1792).

По инициативе Гумбольдта была основана первая в Европе кафедра сравнительного языкознания, которую возглавил 27-летний Ф.Бопп, один из основоположников сравнительно-исторического языкознания. Другой последователь Гумбольдта – Г.Штейнталь, стал основоположником психологического направления в языкознании. Гумбольдт оказал влияние на К.Фосслера – главу «эстетической школы», косвенно воздействовал на развитие языкознания в Америке (ср., в первую очередь, работы Ф.Боаса и его ученика Э.Сепира). Определенную степень зависимости своей лингвистической теории от идей Гумбольдта признавал Н.Хомский . В России лингвофилософские воззрения Гумбольдта оказали влияние, в первую очередь, на представителей Харьковской лингвистической школы (А.А.Потебня, Д.Н.Овсянико-Куликовский, 1853–1920 и др.), а также на феноменологическую концепцию

Отец Александр Георг фон Гумбольдт [d] Мать Мария-Елизавета фон Гумбольдт [d] Дети Габриэла фон Бюлов [d] и Аделаида фон Хедеман [d] Образование
  • Alma Mater Viadrina [d]
  • Гёттингенский университет

Фридрих Вильгельм Кристиан Карл Фердинанд фон Гу́мбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand von Humboldt ; 22 июня (1767-06-22 ) - 8 апреля , дворец Тегель , Берлин) - немецкий филолог , философ , языковед , государственный деятель, дипломат . Старший брат учёного Александра фон Гумбольдта .

Сочетая в себе разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в Пруссии , основал в 1809 году университет в Берлине, был другом Гёте и Шиллера .

Идеи Гумбольдта как историка и философа

Вильгельм Гумбольдт стремился конкретизировать и развивать философское учение Канта на материале общественной истории, но по ряду вопросов он отклонялся в сторону объективного идеализма. Гумбольдт считал, что история как наука в некотором смысле может совпадать с эстетикой, и выработал свою теорию исторического познания. Согласно ей, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая не может быть понята с причинной точки зрения. Проявляет себя эта духовная сила через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов, вытекающие из природной необходимости или из потребности. Таким образом, историческая жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого. На этих идеях Гумбольдта коренится понимание термина «Духовная культура », выработанного в дальнейшем в культурологии. Гумбольдт понимал под духовной культурой религиозно-нравственные представления, которые приводят к совершенствованию личности человека и, вместе с тем, - к улучшению общественной жизни. По его собственному признанию, образцом, вдохновившим знаменитую гумбольдтовскую теорию «формирования человека» («Bildung»), стала практика сократического диалога, практиковавшаяся на филологическом семинаре

(67 лет) Отец Александр Георг фон Гумбольдт [d] Мать Мария-Елизавета фон Гумбольдт [d]

Вильгельм фон Гу́мбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand Freiherr von Humboldt ; 22 июня (1767-06-22 ) - 8 апреля , дворец Тегель , Берлин) - немецкий филолог , философ , языковед , государственный деятель, дипломат . Старший брат учёного Александра фон Гумбольдта .

Сочетая в себе разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в Пруссии , основал в 1809 году университет в Берлине, был другом Гёте и Шиллера .

Идеи Гумбольдта как историка и философа

Вильгельм Гумбольдт стремился конкретизировать и развивать философское учение Канта на материале общественной истории, но по ряду вопросов он отклонялся в сторону объективного идеализма. Гумбольдт считал, что история как наука в некотором смысле может совпадать с эстетикой, и выработал свою теорию исторического познания. Согласно ей, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая не может быть понята с причинной точки зрения. Проявляет себя эта духовная сила через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов, вытекающие из природной необходимости или из потребности. Таким образом, историческая жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого. На этих идеях Гумбольдта коренится понимание термина «Духовная культура », выработанного в дальнейшем в культурологии. Гумбольдт понимал под духовной культурой религиозно-нравственные представления, которые приводят к совершенствованию личности человека и, вместе с тем, - к улучшению общественной жизни. По его собственному признанию, образцом, вдохновившим знаменитую гумбольдтовскую теорию «формирования человека» («Bildung») стала практика сократического диалога, практиковавшаяся на филологическом семинаре Фридриха Августа Вольфа .

Политические идеи Гумбольдта

Одновременно со Шлейермахером , Гумбольдт сформулировал учение об индивидуальности. Он говорил: «Всякая человеческая индивидуальность есть коренящаяся в явлении идея. В некоторых случаях это до того ярко бросается в глаза, точно идея лишь затем приняла форму индивида, чтобы в ней совершить своё откровение». Гумбольдт считал, что в индивидуальности кроется тайна всякого существования и первым выразил мысль о необходимости разнообразия. Вильгельм писал свои работы о деятельности государства в конце XVIII столетия, когда государственное начало было очень сильно. Государство, по Гумбольдту, должно ограничиваться исключительно установлением внешней и внутренней безопасности. Любое содействие благосостоянию граждан со стороны государства невозможно без вмешательства его во все отрасли человеческой жизни. А подобное вмешательство, как полагал Гумбольдт, ограничит личную свободу, и помешает своеобразному развитию индивидуума. Высшую цель, которая должна определять границы деятельности государства, Вильгельм видел в универсальном развитии индивидуальности.

Реформа образования

Сочинения Вильгельма фон Гумбольдта

  • Ideen zu einem Versuch, die Gränzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen () (рус. пер. : О пределах государственной деятельности. - Челябинск : Социум, 2009. - 287 с. - ISBN 978-5-91603-025-9)
  • «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие» (1821)
  • «О задачах историка» (1821)
  • «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (1830-1835).
  • Socrates and Plato on the Divine (orig. Sokrates und Platon über die Gottheit ). 1787-1790
  • Humboldt. On the Limits of State Action, first seen in 1792. Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen , page ii. Published by E. Trewendt, 1851 (German)
  • Über den Geschlechtsunterschied . 1794
  • Über männliche und weibliche Form . 1795
  • Outline of a Comparative Anthropology (orig. Plan einer vergleichenden Anthropologie ). 1797.
  • The Eighteenth Century (orig. Das achtzehnte Jahrhundert ). 1797.
  • Ästhetische Versuche I. - Über Goethe’s Hermann und Dorothea . 1799.
  • Latium und Hellas (1806)
  • Geschichte des Verfalls und Untergangs der griechischen Freistaaten . 1807-1808.
  • Pindars «Olympische Oden»
  • Aischylos" «Agamemnon» . Translation from Greek, 1816.
  • Über das vergleichende Sprachstudium in Beziehung auf die verschiedenen Epochen der Sprachentwicklung . 1820.
  • Über die Aufgabe des Geschichtsschreibers. 1821.
  • Researches into the Early Inhabitants of Spain with the help of the Basque language (orig. Prüfung der Untersuchungen über die Urbewohner Hispaniens vermittelst der vaskischen Sprache ). 1821.
  • Über die Entstehung der grammatischen Formen und ihren Einfluss auf die Ideenentwicklung. 1822.
  • Upon Writing and its Relation to Speech (orig. Über die Buchstabenschrift und ihren Zusammenhang mit dem Sprachbau ). 1824.
  • «О двойственном числе» (Über den Dualis ). 1827.
  • On the languages of the South Seas (orig. Über die Sprache der Südseeinseln ). 1828.
  • On Schiller and the Path of Spiritual Development (orig. Über Schiller und den Gang seiner Geistesentwicklung ). 1830.
  • Rezension von Goethes Zweitem römischem Aufenthalt . 1830.
  • The Heterogeneity of Language and its Influence on the Intellectual Development of Mankind (orig. Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaus und seinen Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts ). 1836. New edition: On Language. On the Diversity of Human Language Construction and Its Influence on the Mental Development of the Human Species, Cambridge University Press, 2nd rev. edition, 1999.
  • Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - 400 с.
  • Вильгельм фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. - 452 с.
  • Hegel, 1827. On The Episode of the Mahabharata Known by the Name Bhagavad-Gita by Wilhelm Von Humboldt .
  • Joxe Azurmendi, Humboldt. Hizkuntza eta pentsamendua , UEU, 2007. ISBN 978-84-8438-099-3 .
  • Elsina Stubb, Wilhelm Von Humboldt’s Philosophy of Language, Its Sources and Influence , Edwin Mellen Press, 2002
  • John Roberts, German Liberalism and Wilhelm Von Humboldt: A Reassessment , Mosaic Press, 2002
  • David Sorkin, Wilhelm Von Humboldt: The Theory and Practice of Self-Formation (Bildung), 1791-1810 in: Journal of the History of Ideas, Vol. 44, No. 1 (Jan. - Mar., 1983), pp. 55-73
  • Trabant (Jürgen), Humboldt ou le sens du langage, Mardaga, 1995.
  • Trabant (Jürgen), « Sprachsinn: le sens du langage, de la linguistique et de la philosophie du langage » in La pensée dans la langue. Humboldt et après, P.U.V., 1995.
  • Trabant (Jürgen), « Du génie aux gènes des langues » in Et le génie des langues ? Essais et savoirs P.U.V., 2000
  • Trabant (Jürgen), Traditions de Humboldt, Éditions de la Maison des Sciences de l"homme, Paris, 1999.
  • Trabant, (Jürgen), « Quand l"Europe oublie Herder: Humboldt et les langues », Revue Germanique Internationale, 2003, 20, 153-165 (mise à jour avril 2005)
  • Underhill, James W. « Humboldt, Worldview and Language », Edinburgh, Edinburgh University Press, 2009.
  • Underhill, James W. "Ethnolinguistics and Cultural Concepts: truth, love, hate & war", Cambridge, Cambridge University Press, 2012.

Память

В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Вильгельма Гумбольдта ISBN 5-7838-1085-1 .

  • Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. - М., 1987.
  • Философская энциклопедия в 5-ти томах. - М.: «БСЭ», 1960-1970.
  • Описательная психология. Вильгельм Дильтей. - СПб.: «Альтейя», 1996.
  • К. Н. Леонтьев. Избранное. - М.: «Московский рабочий», 1993.
  • Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) - немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, иностранный почетный член Петербургской АН (1832). Брат естествоиспытателя, географа и путешественника Александра Гумбольдта. Родился 22 июня 1767 в Потсдаме.

    В. Гумбольд осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 Берлинский университет (ныне университет имени. Гумбольдта). Один из виднейших представителей немецкого гуманизма; друг Иоганна Гете и Иоганна Шиллера. Видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель, определяющую и границы деятельности государства.

    Подлинная радость идет от активности мозга и напряжения тела; эти две вещи всегда идут рука об руку.

    Гумбольдт Вильгельм

    Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе, как «формирующем органе мысли» и о «внутренней форме» языка как выражении индивидуального миросозерцания народа.

    Изучал в 1787-89 право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801-10 прусский резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Деятельность Вильгельма Гумбольдта ознаменовалась введением методов Песталоцци в начальной школе, изъятием её из ведения церкви, перестройкой Прусская АН, основанием Берлинского университета (ныне университет им. Г. в ГДР). В 1810-19 на дипломатической службе. Будучи в 1819 одним из двух министров внутреннх дел, предпринял неудачную попытку разработать конституцию Пруссии.

    Самое первое и самое главное в жизни - стараться владеть самим собою.

    Гумбольдт Вильгельм

    В.Гумбольд - один из виднейших представителей немецкого классического гуманизма времени писателя Иоганна Вольфганга Гёте и поэта и драматурга Фридриха Шиллера. Подобно немецкому философу, критику и эстетику Иоганну Готфриду Гердеру, он видит цель истории в осуществлении идеала «гуманности», заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте её способностей, которые должны слиться в некое гармоническое целое, подобное художественному произведению. Свободное внутреннее саморазвитие индивида и нации, которую также понимает как духовную творческую индивидуальность, определяет и границы деятельности государства; его задачи сводит лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка («О границах деятельности государства», 1792; рус. пер. в приложении к книге: Гайм Р., В. фон Гумбольдт..., М., 1898).

    Женщины, в сущности, ближе к идеалу человека, чем мужчины.

    Гумбольдт Вильгельм

    Осуществление идеала «гуманности», подобно Иоганну Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел в античности, а в новое время - особенно в личности Гёте, произведения которого, по Гумбольдту, реализуют высший художественный идеал - пробуждение целостного душевного мира в единстве его способностей («О "Германе и Доротее" Гёте», 1799): ведущая способность, создающая такое единство, - творческое воображение. Это единство составляет непременное условие всякого духовного постижения, в том числе и понимания истории, поскольку последнее требует проникновения в духовную суть описываемых лиц и событий («О задачах историка», 1821).

    Нравственность народов зависит от уважения к женщине.

    Гумбольдт Вильгельм

    Явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. В работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге «О языке кави на острове Ява» (1836-39), Гумбольдт понимает язык не как нечто застывшее, но как непрерывный процесс духовного творчества, как «формирующий орган мысли», выражающий индивидуальное миросозерцание народа и тем самым определяющий все духовные отношения человека к миру. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие языкознания (психологическая школа 19 в. - Х. Штейнталь и А. Потебня, немецкое неогумбольдтианство и американская этнолингвистика 20 в. и др.).

    Цитаты : 1. Самое первое и самое главное в жизни - стараться владеть самим собою. 2. Нравственность народов зависит от уважения к женщине. 3. Наше счастье зависит куда более от того, как мы встречаем события нашей жизни, чем от природы самих событий. 4. Поистине серьезное стремление к какой либо цели - половина успеха в ее достижении. 5. Свобода увеличивает силу, а сила всегда ведет к известному великодушию. 6. Человек является человеком лишь благодаря речи, но чтобы придумать речь, он должен был быть уже человеком. 7. Всякая человеческая индивидуальность есть коренящаяся в явлении идея. В некоторых случаях, это до того ярко бросается в глаза, точно идея лишь затем приняла форму индивида, чтобы в ней совершить свое откровение. 8. То правительство является наилучшим, которое делает себя ненужным.

    Достижения:

    Профессиональная, социальная позиция: Гумбольдт — немецкий лингвист, дипломат и философ.
    Основной вклад (чем известен): Вильгельм фон Гумбольдт внес важный вклад в философию языка и теорию и практику образования. Его работы также охватывают область литературы, лингвистики и антропологии. Он был одним из основателей Берлинского университета.
    Вклады: Гумбольдт немецкий лингвист, дипломат, философ и реформатор образования.
    Особенную известность он приобрел как лингвист, который своими работами внес важный вклад в философию языка и в теорию и практику образования.
    Он оказал большое влияние на развитие сравнительного языкознания, а также внес значительный вклад в философию языка. Гумбольтд развил учение о языке как о деятельности и непрерывном творческом процессе. Он первым заявил, что характер и структура языка выражают внутреннюю жизнь, культуру и знания его носителей, а сами языки должны отличаться друг от друга так же, и в той же степени, как и те, кто ими пользуется.
    Он также выдвинул предположение, что люди воспринимают мир через призму языка.
    Кроме этого Гумбольтд провел глубокое исследование баскского языка и пришел к выводу, что он вляется одним из самых емких и важных языков. Его филологические работы посвященные древнему языку Кави на острове Явы, опубликованные посмертно (1836-1840), стали вехами в области языкознания.
    Согласно Гумбольдту, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая не может быть понята с причинной точки зрения. Проявляет себя эта духовная сила через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов.
    Как прусский министр образования (1809-1810), он полностью реформировал систему школьного образования, главным образом на основе идей Песталоцци. При этом он посылал прусских учителей в Швейцарию для изучения методов Песталоцци.
    Он был одним из основателей университета Фридриха Вильгельма (сейчас Университет Гумбольдта или Берлинский университет) в Берлине. Педагогические идеи Гумбольдта оказали большое влияние на европейское и американское начальное образование.
    Он находил время и для литературной работы. В 1816 он опубликовал перевод Агамемнона Эсхила, а в 1817 поправки и дополнения к Митридат Аделунг, знаменитой коллекции образцов различных языков и диалектов мира.
    Его книги также содержат стихи, эссе на эстетические темы и другие творения.
    Основные труды: Идеи к опыту определения границ деятельности (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen) (1791), Сферы и обязанности правительства (1792), О мышлении и речи (1795), Исследования в жителей Испании при помощи языка Басков (1821), О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества (1830-1835), О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие (1821).

    Жизнь:

    Происхождение: Гумбольдт родился в Потсдаме Маркграфство Бранденбург 22 июня 1767. Его отец имел титул барона, а мать была представительницей среднего класса. Среди ее предков были французские гугеноты, немцы и шотландцы.
    Образование: Он учился в различных университетах во Франкфурте, Йене, Берлине и Геттингене.
    Оказали влияние: Иоганн Песталоцци
    Основные этапы профессиональной деятельности: В Йене (1794-1797) он был членом кружка Фридриха Шиллера. После путешествия по Испании и Франции, в ходе которого Гумбольдт стал интересоваться филологией, он был назначен прусским резидент-министром в Риме (1802-1808).
    Вследствие его успехов на дипломатическом поприще Гумбольдт в 1812 году получил должность посла в Вене на заключительном этапе борьбы с Наполеоном.
    В свое время он также был успешным прусским министром образования (1809-1810 гг).
    С 1810 по 1819 годы Гумбольдт служил в качестве министра в Вене, Лондоне и Берлине. Однако реакционная политика прусского правительства заставила его в 1819 году году отказаться от политической жизни. Он вышел в отставку в знак протеста царившему духу реакции.
    С того времени он посвятил себя исключительно литературе и научной работе.
    Он умер в Тегеле 8 апреля 1835 года.
    Основные этапы личной жизни: Он учился во Франкфурте, Иене, Берлине и Геттингене. Во время учебы на Гумбольдта оказали большое влияние педагогические принципы Иоганна Песталоцци.
    В июне 1791 он женился на Каролине фон Елизавете фон Гольвед и стал владельцем дворца Тегель. Жена Гумбольдта была одной из просвещеннейших и умнейших женщин своего времени и оказывала мужу помощь даже в его ученых работах.
    Его младший брат Александр фон Гумбольдт, был не менее известным натуралистом и ученным.
    Вильгельм фон Гумбольдт был другом Гете и Шиллера. При этом, наиболее интересными его произведениями, кроме тех, которые касаются языка, являются его письма к Шиллеру, опубликованные в 1830 году.
    Изюминка : Под влиянием романтизма Гумбольдт стал чуть ли не мистиком, подчеркивая надындивидуальный и исторически обусловленный характер гражданства и рассматривая отдельные национальности как часть всеобщей духовной и божественной жизни. Его знаменитый тезис «Язык должен изучаться не как продукт деятельности (Ergon), а как деятельность (Energeia)», относится ныне к числу наиболее часто цитируемых в лингвистической литературе.