Характеристика и образ сони мармеладовой в романе преступление и наказание достоевского сочинение. Соня Мармеладова - главный женский образ в романе «Преступление и наказание Глаза сони мармеладовой

Соня Мармеладова. Характеристика и образ сочинение

План

1. Ф. М. Достоевский и его “Преступление и наказание ”.

2. Соня Мармеладова. Характеристика и образ

2.1. Трудная юность.

2.2. Любовь к людям.

2.3. Вера в Бога.

2.4. Знакомство с Раскольниковым.

3. Мое отношение к героине.

Ф. М. Достоевский - талантливый создатель сложных психологических произведений. Его главные герои - яркие противоречивые личности, с непростой судьбой и тяжелыми жизненными обстоятельствами. Сам писатель прожил трудную неординарную жизнь, перенес каторгу и заточение, разочарования и личные трагедии. Испытав многие страдания и горести, Достоевский постарался в своем творчестве отразить собственные размышления и выводы, которые он вынес из пережитого.

Свой роман “Преступление и наказание” Федор Михайлович задумал в ссылке, а приступил к его написанию после нескольких страшных событий, которые принесли ему неимоверные боль и страдания, - смерти жены и брата. Это были годы одиночества и борьбы с гнетущими мыслями. Поэтому невыразимой реалистичной тоской и жизненной грустью проникнуты строки его философско-психологичного романа.

Соня Мармеладова - центральная фигура этого произведения. Она предстает перед читателями кроткой и испуганной девушкой, худой и бледной, в дешевом ярком наряде. Несмотря на свою молодость - Сонечке нет и восемнадцати лет, - она уже достаточно увидала и испытала в этой жизни. Героиня перенесла смерть матери и потерю спокойного обеспеченного существования.

Отец ее - мелкий чиновник, женился на женщине с тремя детьми. Но не это стало трагедией в жизни девочки. Слабость и пристрастие отца к выпивке - вот то, что причиняет страдания всей его семье. Мармеладов неоднократно терял работу из-за пьянства и несколько раз брался за ум. Но, обладая малодушием и бесхарактерностью, он скатывался все ниже и ниже - в бездонную пропасть нищеты, порока и немощи, увлекая за собой близких ему людей.

Мачеха Сони - несчастная, больная чахоткой женщина, уже не может бороться с мужем и вести достойный образ жизни. Видя, как голодают ее дети и в каких обносках они ходят, чувствуя, что слабеет и теряет здоровье, Катерина Ивановна становится злобной и затравленной. Сонечка, глядя на скудость и нищету, в которую погружаются ее близкие, на болезненность мачехи и заброшенность маленьких детей, решается пожертвовать собой во спасение других. Она идет на панель.

Девушке нелегко дается такой поступок. Придя в первый раз с непристойной работы, она отдает все деньги Катерине Ивановне и ложится на постель, отвернувшись от всех к стене. Не слышно, но горько плачет Соня по своей невинности, а мачеха “весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала”. Отец же в это время, наблюдая за падением дочери, лежал в стороне мертвецки пьяный.

Тяжело было Сонечке жить в таких условиях, не ощущая ни сострадания, ни поддержки, ни нежности, ни тепла. Но не озлобилась девушка в своих страданиях, не ожесточилась… Чтобы она ни делала, все делала из любви к людям, к своим родным. Никогда Соня не осуждала отца за его пьянство и слабоволие, никогда слова плохого о нем не сказала. Хотя это была явная вина Мармеладова в том, что его семья бедствует, и что его дочь вынуждена была продавать себя и кормить его детей. Но Сонечка не винила ни отца, ни мачехи за свою искалеченную молодость, а кротко и покорно жертвовала собой.

Она отдавала заработанные деньги тем, кто, по сути, были ей чужие, - мачехе и сводным братьям и сестрам. Несмотря на свою слабость и порочный образ жизни, девушка все также оставалась чистой душой и невинной сердцем, все также глубоко прощала и самоотверженно любила. Осознавая свой грех, она стеснялась себя и стыдилась. Она не могла даже сесть в присутствии обычных женщин, считая себя недостойной и оскверненной.

В то же время, Соня Мармеладова предстает перед нами не слабой безвольной героиней, а стойкой, мужественной и выносливой. Она могла бы наложить на себя руки от безысходности и отчаяния, как и сказал ей однажды Раскольников: “Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!” Но нет, девушка находит в себе силы жить дальше. Жить дальше и бороться. Бороться за нищее, убогое существование несчастных детей, многострадальной мачехи, жалкого отца.

Поддерживает Соню в такое нелёгкое для нее время не только любовь к ближним, но и вера в Бога. В вере она находит успокоение и умиротворение, именно она дарует девушке тихую радость и чистую совесть. Сонечка не фанатично набожна или показано благочестива, нет. Она любит Бога, она любит читать Библию, она находит отраду и благодать в своей вере. “Что бы я без Бога - то была?” - недоуменно восклицает главная героиня. Она благодарна создателю уже за то, что жива, за то, что может дышать, ходить, любить.

Испытывая смятение и смутное угрызение совести, Раскольников приходит к Соне и признается ей в преступлении. Необычный и удивительный происходит между ними разговор, который открывает перед нами новые прекрасные качества Сонечки Мармеладовой. Родион рассказывает ей о своей страшной теории и сознается в двойном убийстве. Сколько нежности, доброты и понимания выказывает бедная девушка к страдающему молодому человеку. Она не осуждает его, не отталкивает, а старается понять и протянуть руку помощи. “Нет никого несчастнее тебя в целом свете”, - искренне жалеет она Раскольникова.

Девушка видит его боль, его страдания, она старается осознать мотивы и побуждения ужасного поступка, а не спешит осудить или раскритиковать. Пытаясь вникнуть в теорию Раскольникова, Соня остается верной себе и своим принципам. “Это человек - то вошь?” - со страхом удивляется она и старается доказать любимому человеку, что жизнь, чья бы она ни была, - священна и неприкосновенна, что никакими доводами и объяснениями невозможно оправдать убийство.

Девушка побуждает Родина раскаяться и признаться во всём властям. Ей кажется, что таким образом он искупит свой страшный грех и найдет успокоение. А она, освященная и одухотворенная своей самоотверженной любовью, разделит с дорогим мужчиной его наказание: “Вместе! Вместе! - повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его, - в каторгу с тобой вместе пойду!” Соня, прекрасная в своем самопожертвовании, сдержала обещание. Она последовала за Раскольниковым в ссылку, стойко терпела его холодность и черствость, нежностью своей старалась растопить лед в его душе и вернуть ему прежнюю жизнерадостность и бодрость. Очень хочется надеяться, что это у нее получилось, и что девушка сделала счастливым главного героя и сама обрела личное счастье.

Мое отношение к Соне Мармеладовой полно восхищения и удивления. Каким неподдельным благородством обладает эта девушка, вынужденная торговать собой, сколько в ней возвышенности и величия души! Она очень тонко чувствует людей, она свято верит в добро и чудеса, она готова жертвовать собой, лишь бы другим было хорошо. Обладая непритворной кротостью и нелицемерной любовью, имея искреннюю веру в Бога, Сонечка Мармеладова старается улучшить мир так, как может.

Благодаря ее стараниям и уговорам, перед Родионом открылся путь к раскаянию. А это значит очень многое - она спасла душу молодого человека. На примере Сони Мармеладовой я также увидела, что нельзя судить человека, какими бы ни были его дела и поступки. Не зная, что побуждает его поступать так или иначе, не зная его чувств, горестей и переживаний, не допустимо порицать или осуждать, чтобы ни произошло. Нужно всегда понимать, что даже у самого плохого поступка есть смягчающие обстоятельства, и что даже самый отъявленный грешник может быть заложником обстоятельств.


Одним из главных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова – девушка, вынужденная работать «по желтому билету» ради спасения своей семьи от голодной смерти. Именно ей автор отводит важнейшую роль в судьбе Раскольникова.

Внешность Сони описывается в двух эпизодах. Первый – сцена смерти её отца, Семена Захарыча Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка … Она была тоже в лохмотьях, наряд её был разукрашен по-уличному … с ярко и позорно выдающейся целью».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Другое описание её внешнего вида появляется в сцене знакомства Сонечки с Дуней и Пульхерией Александровной: «это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку … с ясным, но запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице…». Оба этих портрета разительно отличаются друг от друга, что отражает одну из ключевых особенностей характера Сони – соединение духовной чистоты и морального падения.

История жизни Сони в высшей степени трагична: неспособная равнодушно наблюдать, как её семья погибает от голода и нищеты, она добровольно пошла на унижение и получила «желтый билет». Жертвенность, безграничное сострадание и бескорыстность заставляли Сонечку отдавать все заработанные деньги отцу и мачехе Катерине Ивановне.

Соня обладает многими прекрасными чертами человеческого характера: милосердием, искренностью, добротой, пониманием, нравственной чистотой. Она готова в каждом человеке искать нечто хорошее, светлое, даже в тех, кто не достоин такого отношения. Соня умеет прощать.

В ней развита бесконечная любовь к людям. Эта любовь настолько сильна, что Сонечка полна решимости сознательно отдавать всю себя ради них.

Такая вера в людей и особое отношение к ним («Это человек-то вошь!») во многом связаны с христианским мировоззрением Сони. Её вера в Бога и чудо, от него исходящее, поистине не имеет границ. «Что я бы без Бога - то была!». В этом плане она является противоположностью Раскольникова, который противостоит её своим атеизмом и теорией о людях «обыкновенных» и «необыкновенных». Именно вера помогает Соне сохранить чистоту души, защититься от окружающей её грязи и порока; недаром почти единственной, прочитанной не один раз ею книгой является Новый Завет.

Одной из самых значимых сцен в романе, повлиявших на дальнейшую жизнь Раскольникова, является эпизод совместного чтения отрывка из Евангелия про воскрешение Лазаря. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги…».

Сонечка играет важнейшую роль в судьбе Раскольникова, которая заключается в возрождении его веры в Бога и возвращении на христианский путь. Только Соня сумела принять и простить его преступление, не осудила и смогла побудить Раскольникова сознаться в содеянном. Она прошла вместе с ним весь путь от признания до каторги, и именно её любовь смогла вернуть его на истинный путь.

Соня проявила себя как решительная и деятельная личность, способная принимать непростые решения и следовать им. Она убедила Родиона донести на себя: «Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету…».

На каторге Соня делала все, чтобы облегчить участь Раскольникова. Она становится известной и уважаемой личностью, к ней обращаются по имени-отчеству. Каторжники полюбили её за доброе отношение к ним, за бескорыстную помощь – за то, что Раскольников пока не хочет или не может понять. В финале романа он наконец осознает свои чувства к ней, осознает, как много она страдала за него. «Разве могут теперь её убеждения не быть моими? Её чувства, её стремления по крайней мере…». Так любовь сони, её самоотверженность и сострадание помогли Раскольникову начать процесс становления на путь истинный.

Автор воплотил в образе Сони лучшие человеческие качества. Достоевский писал: «Нравственный образец и идеал у меня один – Христос». Соня же стала для него источником собственных верований, решений, продиктованных совестью.

Таким образом, благодаря Сонечке Раскольников сумел найти новый смысл жизни и снова обрести утраченную веру.

В довольно мрачном романе Достоевского «Преступление и наказание» образ Сони Мармеладовой является тем самым «лучом света в темном царстве», который многие напрасно ищут в Катерине из «Грозы» Островского. Ведь именно в этой девушке, находящейся в самом низу общественной лестницы мы видим по-настоящему светлую душу.

С Сонечкой Мармеладовой читатель знакомится заочно – сначала о ней рассказал ее отец Семен Захарович Мармеладов – человек бесхарактерный и большой любитель спиртного. По его рассказу выходило, что Соня, будучи падчерицей его жены, росла ребенком кротким и безобидным. Но ей часто доставалось ни за что от мачехи. Некая Дарья Францевна, видя нелюбовь мачехи к старшей девочке, предложила ей продать ее девственность.

Родная мать, может быть, и не согласилась бы, но Катерина Ивановна думала в первую очередь о родных маленьких детях. В Соне она видела лишний рот, объедавший ее детей. Она заставила молоденькую девочку заниматься проституцией. Те же «добрые люди», которые толкнули Катерину Ивановну на это, не захотели потом жить рядом с девушкой-проституткой, и донесли в полицию. Соня получила желтый билет, и была вынуждена уйти из родительского дома. Она снимала комнату, и к родителям приходила в сумерки, чтобы передать какие-то деньги, лекарства, гостинцы.

Достоевский делает портрет Сони Мармеладовой, как девушки невысокого для своих лет роста, отчего она казалась младше своих лет, блондинки с бледным миловидным лицом и голубыми глазами. На людях она держалась всегда скромно, и даже выглядела напуганной. Лицо ее было маленькое, худенькое, и казалось неправильным с маленьким носиком и заостренным подбородком. Но ее живые глаза придавали лицу доброты и простодушия.

Почти все деньги, которые она получала от клиентов, она отдавала Катерине Ивановне. И было видно, что сама боялась съесть лишний кусок хлеба. Она недоедала в семье, пока выросла, она продолжала не доедать, уйдя из дома. Отсюда худоба в лице, маленький рост, фигура, напоминавшая девочку подростка. У нее оставались последние 30 копеек, может быть на еду, но и их забрал алкаш-папаша.

Даже осознавая, что от ее внешности зависит и то, какие у нее будут клиенты, она боялась купить себе приличный наряд. Все на ней было дешевым и поношенным.

Делая характеристику Сони Мармеладовой, многие восхищаются ее самопожертвованием. Да попробовала бы она не пожертвовать собой! Та же сама Катерина Ивановна заклевала бы ее. Бедной девочке с детства внушали, что она объедает несчастных малюток. Наверняка, эта самая Катерина Ивановна свое бессилие и злость вымещала на хрупкой беззащитной девочке. Отсюда у нее и взгляд запуганный, и робость в движениях. И если бы она не приносила бы деньги сама, так нашли бы ее и стали бы требовать, попрекая тем, что ее вырастили, от себя и своих детей отрывали, а она неблагодарная их бросила.

Так что самопожертвование Сони от ее детских страхов и комплексов. А сейчас Катерина Ивановна «восхищается» самопожертвованием Сони:

Достоевский устами Раскольникова упрекает старших Мармеладовых:

Соня искренне верит в Бога, и Родион даже опасался того, что она будет мучать его разговорами о вере и о Боге. Но она оказалась умной и тактичной девушкой. Внутренним своим чутьем она понимала, что не время, что ему эти разговоры не нужны, и потому не досаждала ему. Его неверие почувствовали каторжане, и даже были готовы убить его за безбожие.

Соня, может быть, впервые только от Раскольникова почувствовала по-настоящему доброе, человечное к себе отношение, и потянулась к нему всем сердцем. Она оказалась готовой отправиться за Родионом на каторгу, лишь бы не терпеть всеобщего к себе презрения со стороны окружающих в родном городе.

Соня оказалась способной и трудолюбивой девушкой. Освободившись от семейных пут и попреков, она вздохнула свободно, и в ней раскрылся талант модистки. В далеком сибирском городке она приобрела популярность у местных дам, стала неплохо зарабатывать. А через ее отношение с женами тюремных властей и Родиону делались послабления.

Соню полюбили и каторжане. За что? Родион не мог этого понять. Просто каторжане доверяли ей.

Сонечка Мармеладова навеки любимая героиня самого Фёдора Михайловича и, конечно, большинства его читателей. Хрупкое, лёгкое, вечно испуганное создание с голубыми глазами на детском личике. Юная Соня сирота по матери. Ей всего лет 17 или 18. Она единственный родной ребёнок чиновника Семёна Мармеладова, женившегося после смерти супруги на вдове с тремя детьми от первого брака Катерине Ивановне.

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Отец Сони падок на алкоголь, со временем он теряет все, тащит из дома вещи для продажи, а его семья вынуждена голодать. Совестливая и милосердная девушка, не сумев найти достойной и оплачиваемой работы, решилась на отчаянный шаг и отправилась на улицу продавать своё тело. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.

Несчастная девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку . Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Соня так кротка и слаба, что обидеть её может любой вроде подонка Лужина, подкинувшего ей деньги с целью обвинить в воровстве, или сварливой хозяйки съёмной квартиры. Сирота просто не в состоянии дать отпор.

Душевная сила Сони

Вместе с тем физическое безволие сочетается в образе этой девушке с невероятной силой души. Что бы Сонечка ни делала, причина её поступков — любовь и жертва ради любви. Из любви к своему нерадивому отцу-алкоголику она отдаст последние гроши на опохмел. От любви к детям она каждый вечер отправляется на панель. А полюбив , Соня отправляется с ним на каторгу, несмотря на всё его равнодушие. Доброта, сострадание и умение прощать выделяют Сонечку из толпы остальных героев романа. Она не держит зла на отца и мачеху за загубленную честь. Она простила и даже пожалела Раскольникова, хотя Лиза ей была близка.

Где черпает это несчастное растоптанное жизнью существо душевные силы? Как говорит сама Соня, ей помогает вера в бога. С молитвой она и сама выстоит и ещё другому руку помощи протянет. Так она помогла Родиону сначала признаться в преступлении, затем по-настоящему раскаяться, обрести бога и суметь начать жизнь заново. Эта падшая женщина во всём романе самая невинная из героев. Её образ разбивает теорию Раскольникова вдребезги. Да, она унижена, но она не «тварь дрожащая», а человек достойнейший, а на поверку ещё и намного сильнее главного персонажа. Пройдя все круги ада, Сонечка не очерствела, не опошлилась, а осталась чистой, как ангел, и смогла преодолеть все удары судьбы. И заслужила своё маленькое счастье рядом с любимым человеком.

Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба — отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня — «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир — библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

Внешность Сони

Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях.

Катерина Ивановна о Соне

Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!

Мармеладов о Соне

«Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить. Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота? Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!..»

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».