Виталий и юрий соломины сводные братья. Виталий мефодьевич соломин

Виталий Соломин – советский и российский актер, одна из значительнейших фигур отечественного театра и кино. У большинства зрителей он ассоциируется с ролью доктора Ватсона в экранизации «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона». Также в его биографии такие знаменитые картины как «Зимняя вишня», «Сильва», «Летучая мышь» и многие другие. За большие достижения в области искусства, Соломин был удостоен звания народный артист РСФСР, а также был членом Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России.

Виталий родился в Чите, а оба его родителя имели прямое отношение к творчеству. Мать Зинаида Ананьевна и отец Мефодий Викторович были преподавателями музыки, которые не только привили сыну любовь к этому виду искусства, но и обучили его игре на фортепиано. Впрочем, Виталий не очень стремился к многочасовым урокам за черно-белыми клавишами, так как в детстве ему больше нравилось заниматься в различных спортивных секциях. Особенно много времени он уделял боксу.


В 1959 году, вслед за старшим братом , Виталий уезжает в Москву, чтобы учиться в Высшем театральном училище имени Щепкина. Он попал на курс Николая Анненкова, а его соседями по классу стали будущие звезды отечественного кино и . Любопытно, что мир мог не узнать такого артиста, ведь будучи максималистом он чуть было не ушел из вуза после первого курса. Все дело в том, что Соломин, привыкший учиться только на «отлично», на одном из экзаменов очередной сессии получил всего лишь «хорошо», и его первым порывом было бросить занятия.

Театр

Уже на 2-ом курсе молодой актер дебютирует на профессиональной сцене Малого театра в пьесе «Твой дядя Миша». Окончив училище, Виталий Соломин становится полноправным членом этой труппы. В театре он в основном играл ярких героев русской классики – Чацкого, Астрова, Хлестакова, Протасова. В 70-х годах Соломин начинает пробовать себя в режиссуре. Очень высоко были оценены его постановки «Живой труп» по пьесе и «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова.


Кроме Малого театра, около двух лет Виталий Мефодьевич сотрудничал с Театром имени Моссовета. Также актер хорошо известен как превосходный литературный чтец. До сих пор большой популярностью пользуются детективные романы из серии «Похождения отца Брауна» и знаменитый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в исполнении Виталия Соломина.

Фильмы

Первой киноработой в карьере Виталия Соломина стала роль молодого филолога Боярцева в студенческой драме «Улица Ньютона, дом 1». У него было немного сцен, но опыт оказался полезным, и вскоре он сыграл Женю, сына главной героини в мелодраме «Женщины». Эта роль подарила ему первую популярность.


Но всесоюзную славу принесла актеру роль правой руки знаменитого специалиста по дедукции в многосерийном фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Партнером Соломина стал легендарный актер . Первый фильм, состоящий из 2-х частей, вышел в 1979 году. Затем режиссер Игорь Масленников снял еще 4-ре картины, состоящие из нескольких серий. В целом Ливанов и Соломин воссоздали на экране 12 произведений .


Советская экранизация получила признание не только у отечественного зрителя, но и во всем мире, а на родине Шерлока Холмса дуэт актеров был официально признан лучшим из всех, кто пытался воспроизвести в кино образы знаменитых сыщиков. В качестве признания английское правительство инициировало установку памятника Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону на Смоленской набережной в Москве, напротив посольства Великобритании. Причем во внешности персонажей монумента безошибочно угадываются фигуры и лица Виталия Соломина и Василия Ливанова.


Еще один культовый фильм с участием Виталия Мефодьевича – мелодрама «Зимняя вишня». У актера в этой картине неоднозначная, разноплановая и интересная роль женатого эгоиста-любовника Вадима Дашкова. Но Соломин сумел привнести в этот образ частичку себя и сделал Дашкова еще и обаятельным человеком. Популярность картины, особенно у женской половины зрителей, привела к тому, что с промежутками в 5 лет было снято два продолжения этой драматической истории.


Также усиливали популярность актера его комедийные роли в экранизации классических оперетт «Сильва» и «Летучая мышь» режиссера Яна Фрида. В этих фильмах в полной мере раскрывается комический талант актера, который привносит легкость и шуточность в целом драматичную линию сюжета.

Личная жизнь

Виталий Соломин был женат дважды. Первой его супругой была актриса Наталья Рудная. Они познакомились в 1962 году на одном из студенческих спектаклей, а через год стали мужем и женой. Впрочем, этот брак не был долгим, а после развода Виталий дал себе слово больше не идти под венец. Более пути Рудной и Соломина не пересекались, и они никогда не виделись.


Через несколько лет актер проходил пробы для фильма «Городской романс». Туда же ассистент режиссера пригласила студентку текстильного института , которую увидела на улице и предложила попробовать себя в кино. Соломин в актерский состав картины не попал, а вот девушку заметил, сделал ей предложение, и в 1970 году они поженились.


В этом браке родились две дочери – Анастасия и Елизавета. Младшая дочь пошла по стопам родителей и тоже стала актрисой. Виталий Соломин был известен своей любовью к вечеринкам и праздникам. Например, однажды, чтобы поднять всем друзьям настроение, он организовал встречу Нового года посреди весны.

Смерть

Актер долгое время страдал гипертонией, и эта болезнь дала о себе знать 24 апреля 2002 года, когда Виталий Соломин находился на сцене Малого театра, играя роль в спектакле «Свадьба Кречинского». Плохое состояние он почувствовал в этот день еще раньше, но все же решил выйти на сцену. Виталий Мефодьевич отыграл первый акт, после чего его пришлось уносить оттуда на руках. В больнице ему диагностировали инсульт, и врачи более месяца боролись за жизнь великого актера, хотя большую часть этого времени Соломин находился в коме.


Виталий Мефодьевич неоднократно говорил, что хотел бы повторить путь и , подразумевая, что они умерли на сцене. Можно считать, что желание великого актера исполнилось, так как он до последней минуты своей жизни был предан театру. 27 мая 2002 года Виталий Соломин скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Фильмография

  • 1966 - Женщины
  • 1971 - Даурия
  • 1978 - Сибириада
  • 1979-1986 - Шерлок Холмс и доктор Ватсон
  • 1979 - Летучая мышь
  • 1981 - Сильва
  • 1985 - Зимняя вишня
  • 1992 - Чёрный квадрат
  • 2000 - Воспоминания о Шерлоке Холмсе
  • 2002 - Казус Белли

Любимец публики, талантливый актёр, трепетный и галантный на экране... Почему же обаятельного Ватсона называли Каменнным Цветком?

Самыми известными работами Виталия Соломина стали роли в фильмах «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Летучая мышь», «Сильва» и др. Обаятельный, восторженный и добродушный на экране, в жизни он был совсем другим. Его друзья и близкие утверждают, что за кадром он часто был угрюмым, замкнутым, бескомпромиссным и жестоким. Правда, таким же застенчивым, как и во многих своих фильмах.

Юрий и Виталий Соломины

Говорят, из-за непростого характера у Виталия Соломина даже был конфликт с родным братом, не менее известным актером Юрием Соломиным. Во всех интервью Юрий отказывался говорить о брате. Их семьи не общаются друг с другом. Зрители постоянно сравнивали братьев, хотя поводов для зависти или конкуренции между ними никогда не возникало – оба были в равной степени талантливы, успешны и популярны.

Виталий Соломин в фильме *Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона*

Андрей Кончаловский говорит, что Виталий Соломин был интровертом и испытывал трудности в общении. За это он и получил от него прозвище Каменный Цветок. Когда доктору Ватсону нужно было по сценарию поцеловать героиню, процесс застопорился – Соломин не мог преодолеть стеснение. Возможно, именно благодаря двойственности характера актеру одинаково хорошо удавались и комедийные, и драматические роли.

Виталий Соломин в роли доктора Ватсона

Василий Ливанов и Виталий Соломин

Ролью, которая принесла актеру всесоюзную популярность, стала роль доктора Ватсона. Поначалу у Виталия Соломина и Василия Ливанова на съемочной площадке отношения не ладились – оба отличались твердостью характера и упрямством, оба исполняли главные роли в фильме и считали нужным объяснять режиссеру и друг другу свое видение тех или иных сцен. Но в процессе съемок они превратились в настоящий творческий тандем, и после этого их самих и членов их семей связывали теплые дружеские отношения. Василий Ливанов признается: «В отношении к жизни мы совпадали очень во многом. Виталий делился со мной глубоко личными переживаниями, и я думаю, он ни с кем больше этими переживаниями не делился».

Виталий Соломин в фильме *Летучая мышь*, 1978

Виталий Соломин с женой Марией Леонидовой в фильме *Сильва*, 1981

Почти всю жизнь прожив с одной женщиной – Марией Леонидовой, актер все же не отличался постоянством. Жена признается, что дважды ей пришлось прощать его измены. Во многом актер повторил судьбу своего героя из «Зимней вишни»: он тоже влюбился, будучи женатым, и тоже так и не решился уйти из семьи. У Соломина было два бурных романа с актрисами. Жена не только прощала, но и оправдывала мужа: говорила, что это было для него источником вдохновения.

Виталий Соломин с семьей, 1985

Кадр из фильма *Зимняя вишня*, 1985

При этом Соломин не умел демонстрировать свои чувства, особенно на людях. В семье был требовательным, категоричным и бескомпромиссным, диктовал свои условия и ожидал беспрекословного подчинения. Он настоял на том, чтобы его жена оставила актерскую профессию. Причем это условие он поставил, когда делал предложение. «Зарабатывать деньги, устраивать быт считалось его обязанностью. А моей – сделать так, чтобы всем членам семьи дома было хорошо. У нас был домострой, но по обоюдному согласию», – признается Мария. А однажды, когда жена после работы задержалась за разговором с подругой и не предупредила об этом, Соломин спустил ее с лестницы и захлопнул дверь перед ее носом.

Виталий Соломин с семьей

Виталий Соломин с женой и детьми

Впрочем, требовательным актер был не только к близким, но в первую очередь к самому себе: страдая от повышенного давления, Соломин не щадил себя и до последних дней выходил на сцену. В его последнем спектакле «Свадьба Кречинского» он пел, плясал и даже садился на шпагат! Он говорил, что мечтает умереть на сцене, как Андрей Миронов. К сожалению, почти так и произошло. 24 апреля 2002 г. актер едва смог доиграть первый акт, а в антракте его унесли со сцены на руках. Врачи диагностировали инсульт, около месяца Соломин пролежал в больнице и 27 мая скончался.

Народный артист России Виталий Соломин

=Памяти Виталия Соломина= =Между Ватсоном и "Зимней вишней"=

12 декабря 2012 года исполнилось бы 71 лет Виталию Мефодьевичу Соломину… Он снялся в фильмах: "Женщины", "Старшая сестра", "Даурия", "Сибириада", "Летучая мышь", "Сильва".

Особую популярность принесли ему "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", а также "Зимняя вишня" режиссера Игоря Масленникова.

Последний удар хватил Виталия Соломина на им же поставленном спектакле "Свадьба Кречинского". Он, как Мольер или Андрей Миронов, доиграл первый акт и… Его увезли со сцены в институт Склифосовского. "Если бы не эти 34 "склифосовских" дня, у девочек разорвались бы сердца", - потом скажет о дочерях Мария Соломина, жена актера. А он молился. Крестившись за два года до смерти, он пришел к Богу и соборование принял искренне (так говорит его духовник).

В одном из интервью Виталий сказал: "Я не понимаю таких сюжетов, в которых отсутствует история любви. Потому что в ней – все". В его жизни любовь звали Марией. От первой жены Соломин ушел, взяв с собой лишь чемоданчик и дав зарок никогда не жениться. На съемках фильма "Городской романс" он познакомился с Машей Леонидовой и скорректировал свои слова - не жениться на актрисе. Так и произошло. После того, как они объяснились и, наконец, расписались, Маша сниматься перестала. В их жизни были поводы для обид... Но в итоге Мария взяла на себя ответственность за семью и согласилась, что "мужчина должен быть влюблен, тем более мужчина творческий". Виталий примерно тогда же сказал другу: "Машу я не брошу ни при каких обстоятельствах".

Соломины родом из Читы. В 1937-ом году 31-го декабря арестовали их деда. С тех пор в семье долго не ставили елку. А это значит, не было праздника, не было конфет и мандаринов, которые можно украдкой срывать с пахнущего хвоей дерева; что и стал делать маленький мальчик, когда боль в семье чуть улеглась. Он не успокаивался, пока не съедал всех конфет. Так и остался сладкоежкой. (В его опустевшей гримерной за зеркалом найдут початую банку варенья).

Из детства у него было стремление устроить всем праздник как в жизни, так и на сцене. Рассказам о них несть числа у близко знавших его людей.

При этом у него был сложный характер и сложные отношения с братом. Об этом не любит и не хочет говорить Юрий Соломин. А Виталий на вопрос, советуется ли он с Юрием, ответил в одном интервью так, что дал повод к разным догадкам и версиям: обычно он советуется по ночам, когда находит откровение, поэтому – только с женой.
Шестилетняя разница в детстве - значительна. "Какие общие интересы могли быть у девятиклассника с третьеклассником?" – признавался старший, Юрий. Их дороги шли параллельно. Юрий с детства мечтал об актерстве. Виталий – не собирался поступить в театральную школу. Но судьба распорядилась по-своему. Младшему Соломину даже в Москву не пришлось ехать: в год его выпуска Щепкинское училище набирало курс в Чите. Старший вступил в партию, а потом дорос и до министра, и до художественного руководителя театра. Младший – о партии не помышлял. Когда к нему подослали парторга Елену Николаевну Гоголеву, мудрая актриса шепнула Виталию: "Я скажу "им", что Вы недоросли". Старший прославился ролью адъютанта Его превосходительства. Младший – доктора Ватсона. В детстве Юрий обыгрывал брата в лото, а потом с улыбкой сознавался, что немного схитрил. Виталий абсолютно не умел проигрывать и поэтому обижался до слез, до угрюмого сидения под столом. Повзрослев, он чуть не бросил учебу в первый же год, получив на экзамене "хорошо" вместо "отлично".

Они оба замечательные актеры. Но! Юрия почитают, а Виталия любили. Разговор, подслушанный на Театральной площади: "Иду "на Соломина" - "На какого?" - "На талантливого - на Виталия". (В Малом давали "Не все коту масленица" Островского).

При упоминании имени Виталия Соломина всем в первую очередь вспоминается обаятельный и наивный доктор Ватсон из сериала о Шерлоке Холмсе. Затем Игорь Масленников снимет Соломина и в "Зимней вишне", так покорившей женскую аудиторию.

Героиня Татьяны Дорониной в "Старшей сестре" декламирует слова Белинского о театре: "Живите и умрите в нем, если можете!.." Виталий Соломин, сыгравший в этом фильме Кирилла, смог. Только вот пожить бы ему еще…

На том спектакле "Свадьба Кречинского" нашелся зритель, который решил, что артист вышел на сцену пьяным, и пошел сдавать билет…

Есть роли, сыграв которые, актер может больше не сниматься – он на долгие годы становится знаменитым и любимым. Виталий Соломин появился на экране под гениальные аккорды почти викторианской музыки, написанной композитором Владимиром Дашкевичем. В длинном английском пальто, в котелке, с тросточкой. В его аккуратно ухоженных усах пряталась легкая и самая обаятельная в мире отечественного кино улыбка.

Доктор Ватсон, безусловно, визитная карточка Виталия Соломина. Для миллионов зрителей, в сотый раз застывающих перед телеэкраном, на котором английские джентльмены в исполнении Ливанова и Соломина распутывают очередные козни злодеев, он останется Ватсоном. Правда, Соломина на роль Ватсона, как это сегодня ни удивительно, долго не утверждали – из-за абсолютно не английской внешности. К счастью, режиссеру удалось убедить руководство, что Соломин – типичный шотландец. И Соломин сыграл англичанина доктора Ватсона настолько точно, что даже у подданных Британской короны не возникнет протеста.

Самое яркое воспоминание детства – белоснежная вата между деревянными оконными рамами, украшенная разноцветными осколками елочных игрушек. Новый год для Виталия станет особым праздником. Ведь еще до его рождения однажды в ночь на 1 января арестовали деда, из-за чего в семье долгие годы не ставили елку.

Семья Соломиных жила в 40-метровой комнате старого дома: отец, мать, бабушка, старший брат Юрий. Отец Мефодий Викторович был хормейстером, руководил Домом народного творчества. Мама Зинаида Ананьевна – пианисткой в Доме пионеров. Им так и не удалось научить младшего сына, в отличие от старшего Юры, играть на музыкальных инструментах, о чем Виталий жалел, уже став актером.

До окончания школы Виталий не думал, что станет актером, ему хорошо давалась математика. И неизвестно, как сложилась бы жизнь, если бы в год окончания школы Щепкинское училище не проводило набор в Чите. И он решилпопробовать себя, тем более, что перед глазами стоял пример старшего брата Юрия, к этому времени уже успешно окончившего этот знаменитый театральный вуз.

Этот курс все в один голос назовут уникальным. Его набирал великий артист Николай Анненков. На курсе почти не было москвичей. Но, помимо Виталия Соломина, вышло рекордное количество звезд – Олег Даль, Виктор Павлов, Михаил Кононов. В то время студентам театральных вузов сниматься категорически запрещалось. Однако Виталий, невзирая на запреты, едва ли не все ночи проводил на киностудии – снимался в массовках и небольших эпизодах. Он уже тогда пытался понять, что такое кинематограф и как сниматься нужно.

Получив "четверку" за актерское мастерство, Соломин даже хотел уйти из Щепкинского, но не позволило болезненное самолюбие – ведь он не любил проигрывать. Виталий постоянно доказывал, что хотя он и пошел по стопам старшего брата, но дорога у него все-таки своя. Выходить на сцену театра Виталий начал еще студентом. Рядом с великими стариками Малого театра, учась у них, молодой актер умел оставаться самим собой.

Он был независим и всегда отстаивал свою точку зрения. Возможно, поэтому он и понравился московской красавице – дочери известного писателя Наталье Родной. Однажды Анатолий Эфрос пригласил группу четверокурсников в свой спектакль "Танцы на шоссе", где Виталий и Наташа должны были играть главные роли. Но спектакль не выпустили, Виталий и Наташа стали мужем и женой, но потом разошлись.

Возможно, что Виталий с его взглядами на жизнь просто не смог соответствовать уровню жизни Натальиной семьи. А может быть, как ни странно, сказалась творческая ревность, ведь Наталья стала популярнее раньше своего амбициозного супруга. В 1964 году вышел фильм-опера "Иоланта", и вся страна была покорена красотой главной героини. Но поговаривают, что у Соломина возникла ревность и другого порядка – у Натальи случился роман. Узнав об этом, Виталий ушел, дав себе зарок не жениться больше никогда, тем более на актрисе.

Первый успех к Соломину пришел в 1966 году, когда на экраны вышел фильм "Женщины". Фильм о любви - простой, надежной, нежной. Без интимных сцен, но, тем не менее, самой настоящей, по которой во все времена так тоскует женская половина населения. В одном интервью Виталий сказал: "Я вообще не понимаю сюжета, в котором отсутствует история любви. В ней – все". В сюжете под названием "Жизнь" его любовь звали Марией. Это был совершенно неожиданный подарок судьбы, явно предначертанный сверху. Вопреки всем предшествующим разочарованиям.

В 1970 году Петр Тодоровский начинает работу над своим прелестным фильмом "Городской романс". Тогда очаровательную студентку Ленинградского текстильного института Машу Леонидову пригласили сниматься практически без проб. А вот партнера ей подбирали достаточно долго. Более того, Маше самой предложили выбрать из двух артистов. Актера, сыгравшего в "Женщинах" главную мужскую роль, знали все. И Маша, конечно же, назвала Виталия.

Между молодыми людьми завязались дружеские отношения, и актерский дуэт обещал быть очень удачным. Но режиссер решил заменить слишком положительного Соломина на неоднозначного Киндинова. Это был первый и последний случай, когда Виталия сняли с роли. Виталий и Маша могли бы и не встретиться, но после случайной встречи со звукооператором фильма он ей позвонил.

Начался роман. Ухаживал Соломин с размахом – цветы, рестораны, шумные компании и, конечно же, походы в театр. Маша никогда не видела такого талантливого, светского, остроумного и щедрого человека, как Виталий. Вскоре он сделал Маше предложение. Жить молодым было практически негде. Виталий долго не мог решиться предложить Маше переехать в Москву, в общежитие, в комнату, где он тогда жил.

После свадьбы Маша увидела Виталия в другом свете. Соломин оказался довольно замкнутым, мог неделями молчать, думать о чем-то своем. Но Маша по природе своей человек очень уживчивый и понимающий, она приняла его всем сердцем. И даже несмотря на те жесткие условия, которые он ей поставил. У Виталия была совершенно четкая модель семьи, и он сразу сказал: "Ты актрисой не будешь. Конечно, ты будешь заниматься чем-нибудь для души. Но так, чтобы я приходил и у меня был горячий обед". Маша любила его и поэтому с легкостью отказалась ради Виталия от карьеры актрисы. Она стала просто женой и матерью. Его идеал семьи, на первый взгляд старомодный, стал образом их жизни. Это приносило счастье и просто называлось любовью.

Наступившие 70-е можно назвать временем его театрального триумфа. "Не все коту масленица" - веселый, озорной спектакль, на который будут ходить специально на Соломина. Каждая интонация, каждый его жест вызывали в зале искренний смех.

Вскоре Царев предложил Соломину играть Чацкого. Спектакль на годы стал визитной карточкой театра. Им открывали каждый сезон. В спектакле было много оригинальных решений – это и летящие на сцене валенки, и круглые очки, которые напоминали то ли самого Грибоедова, то ли кумира молодежи 70-х Джона Леннона. И хотя не все идеи нравились Цареву, он давал Виталию карт-бланш.

За "Горем от ума" последует "Заговор Фиеско в Генуе", а затем и "Мамуре". В этом спектакле он выйдет с великой Еленой Гоголевой, легендой Малого, которая, как это ни странно звучит, обратилась к Виталию за помощью. Ей очень хотелось не выглядеть мастодонтом, дамой из прошлого века. И он с ней занимался, репетировал.

Путь Соломина в режиссуру не был для него случайным. Он и актерские свои работы всегда тщательно продумывал и режиссировал, корректно предлагая свой вариант работы, чем обычно помогал очень спектаклю или фильму, а подчас и спасал его. Его первая работа была ни много ни мало как "Живой труп". Вдруг театр узнает, что он начинает репетировать сам, абсолютно без всякого плана, без всякого приказа, и очень большая группа артистов приезжает к 9-ти и до 11-ти репетирует у Соломина Льва Николаевича Толстого. Это было, по разным воспоминаниям, неожиданное прочтение Толстого. С этим можно было соглашаться и не соглашаться, но проблем Соломину эта работа добавила. Царев запретил практически эту интерпретацию "Живого трупа". А потом разрешил, но уже главную роль играл Юрий. Виталий очень переживал. Вероятно, с этого времени у него и появились проблемы с гипертонией.

Вслед за "Живым трупом" он поставит на сцене "Мой любимый клоун", "Дикарку", "Свадьбу Кречинского", "Иванов". Об этих работах много говорили, воспринимали неоднозначно. Но, так или иначе, каждая из них была заметна. Сегодня, к сожалению, в репертуаре театра нет ни одного из этих спектаклей. А жаль, потому что они были по-настоящему выстраданными Соломиным, что свойственно только настоящему мастеру.

Увы, приходилось думать о деньгах. И Виталий хватался за все. Чуть позже начал ставить антрепризные спектакли. А пока в 70 – 80-е выжить помогало кино. Соломин снялся в "Сибириаде" Андрона Кончаловского, потом была озорная, легкая, как сама музыка Штрауса, "Летучая мышь", где братья Соломины сыграли вместе.

И наконец, режиссер Игорь Масленников начал работу над фильмом "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", съемки которого с перерывами продлятся 7 лет. Работа доставляла Соломину, конечно же, удовольствие, но и выматывала. Ему приходилось день быть в Ленинграде, день – в Москве, таким образом, получалось, что иногда по 10 дней он спал в поезде.

В этот же период Игорь Масленников снял легендарный фильм – "Зимнюю вишню". История любви, которая и сегодня, особенно сегодня, не оставляет равнодушной женскую аудиторию. Сначала в картине снимался другой актер, но спустя какое-то время Масленников назначил Виталия. Он сказал: "Мне нужно какое-то рыжее пятно, какая-то аморфная масса". По задумке режиссера, этот фильм - мужское разоблачение, о мужском ничтожестве.

Каким был в жизни актер – тонким, без фальши – об этом знали лишь самые близкие люди и друзья. Для друзей дом Соломиных был открыт всегда. Поводом для сбора могло быть все, что угодно, - к примеру, просто удачно купленная селедка. Виталий очень любил готовить, любил принимать гостей.

Но жизнь – не всегда праздник. Особенно у актеров. Время успеха закончилось, наступил период, когда ролей в спектаклях для него не находилось. Это было настоящей драмой. Простои продолжались по пять лет, и, устав от ожидания, он на два года ушел в Театр имени Моссовета, где сыграл в "Печальном детективе" у Астафьева. Как всегда, мастерски.

В 1988 году художественным руководителем Малого театра был назначен Юрий Мефодьевич Соломин. Говорят, мама артистов, Зинаида Ананьевна всегда хотела, чтобы сыновья работали вместе. И Виталий вернулся в родной театр. У Виталий были сложные взаимоотношения с братом, но Юрий всегда его поддерживал.

В это же время Соломину предложили быть художественным руководителем курса во ВГИКе, и Виталий согласился. ВГИК, репетиция "Иванова", антрепризы, съемки в кино. Работа приносила удовлетворение. Виталий Мефодьевич мечтал о даче, копил деньги. Как-то замечательный артист Малого театра Виктор Иванович Хохряков подарил Соломину верстак. И когда купили дачу в Хлебникове, Виталий из старого сарая сделал мастерскую, в которой мечтал обучать внуков разным полезным мужским делам.

На свое 60-летие, сыграв "Иванова", Виталий танцевал, как молодой, ни в чем не уступая своим студентам. У него раскраснелось лицо, что свидетельствовало о давлении. На предостережения актер отшучивался: "Я пропускаю такты". До финального занавеса его жизни оставалось пять месяцев. Говорят, что Соломин так вживался в образ Иванова, что его психофизическое состояние в этой роли изнуряло его полностью. Как известно, Иванов в финале добровольно уходит из жизни. Это была последняя актерская работа Соломина.

А в тот роковой апрельский день Соломин играл Кречинского. И, казалось бы, ничто не предвещало беды. Во время репетиции Виталий Мефодьевич сказал: "Впереди спектакль, а я так устал, будто бы отыграл его целиком". Никто не придал этому значения. В середине акта Люда Титова говорит: "У Виталия рука лева ледяная. Он ее не поднимает". Но Соломин доиграл акт, дали занавес, и он сказал: "Со мной что-то очень плохо".

Виталия Мефодьевича отвезли в больницу. В больнице он пришел в себя, написал письмо Маше почему-то на английском языке. Долгие годы он пытался выучить этот язык, но тот ему не давался. И вдруг, кто знает, может быть, любимый доктор Ватсон пришел к нему на помощь в столь трудную для него минуту.

34 дня актер находился между жизнью и смертью, между небом и землей. 34 дня за него молились его родные и близкие, да и весь театр. В надежде, что он к ним вернется. Но он ушел.

Виталий Соломин сыграл более 50 ролей в кино, но у большинства зрителей он ассоциируется с доктором Ватсоном из советской экранизации расказов о Шерлоке Холмсе. Удивительно, но в реальной жизни актёр на благовоспитанного и хладнокровного англичанина походил мало: о вздорном характере «парня из Читы» слагали легенды. В юбилей Соломина АиФ.ru вспоминает, каким на самом деле был любимый артист советского экрана.

На белом коне

Родители Соломина были музыкальными педагогами и мечтали видеть младшего сына новым Рихтером. Однако мальчик их надежд не оправдал: он терпеливо учился играть на фортепиано, а сам спешил на занятия в спортивные секции. В Чите не было такого спортивного кружка, где бы не занимался будущий доктор Ватсон: волейбол, баскетбол, гимнастика, лёгкая атлетика, особенно юноше нравился бокс. Но этим увлечениям так и не суждено было перерасти в профессию.

Виталий говорил, что всегда завидовал своему старшему брату, Юрию Соломину , который с самого начала решил, что станет артистом, и упорно шёл к намеченной цели. «В школе он был солистом хора. И я однажды решил своим талантом всех убить. Выучил слова одной детской песенки, но когда заиграла музыка, не смог от волнения издать ну хоть какой-то похожий на песню звук. Вот таким был мой первый выход на сцену», — вспоминал будущий народный артист.

Братья Юрий и Виталий Соломины. Фото: www.globallookpress.com

Юрий поступил в театральное училище, когда Виталию было всего 11 лет. А когда будущий Ватсон окончил школу, то поспешил отправиться вслед за братом в Москву в Щепкинское училище. От отца амбициозный юноша получил напутствие: «Всё правильно, сын. Падать — так с белого коня!» Но упасть Соломину не довелось, наоборот, он «въехал на белом коне» сначала в Щепкинское театральное училище, а затем в большое кино.

Фото: www.russianlook.com

Вредный герой

Уже со второго курса Соломин играл в Малом театре, и кинокарьера начинающего артиста складывалась не менее удачно. Первой его серьёзной работой на большом экране стала сентиментальная мелодрама «Женщины», которая раз и навсегда принесла 25-летнему артисту любовь зрителей. «Через несколько дней после начала проката я понял, что такое популярность», — вспоминал актёр. А впереди его только ожидали роли в 30 спектаклях и более чем 50 кинокартинах. Вадим Дашков из мелодрамы «Зимняя вишня», прохиндей Паша из картины «Искренне ваш…», Фальк из «Летучей мыши» — Соломин одинаково легко примерял самые разнообразные маски и образы, от нелепого простачка до элегантного героя-любовника.

Виталий Соломин в фильме «Женщины» (1965) Фото: Кадр из фильма

Зрители были очарованы обаянием советской звезды, а новые знакомые оказывались под впечатлением от его сложного характера. В частной жизни артист был угрюмым и задумчивым человеком, на репетициях часто был несдержан, а благодаря своей категоричности наживал немало проблем и врагов. Андрон Кончаловский , который снимал Соломина в «Сибириаде», даже прозвал его «каменным цветком»: так бескомпромиссен и твёрд казался актёр в спорах. Да и сам Соломин не скрывал своих недостатков: «Все, кто меня знает достаточно близко, считают, что у меня очень тяжёлый характер. Я упрямый, а порою даже вредный».

Виталий Соломин в фильме «Вишнёвый сад» (1976) Фото: Кадр из фильма

Ревнивый ловелас

Лучше всех непростой характер артиста изучила его вторая жена — Мария (от первой супруги — актрисы Натальи Рудной — Соломин ушёл ещё в молодости, взяв с собой лишь чемодан с одеждой). Знаменитый артист познакомился с ней на пробах фильма «Городской романс», и хотя роль в картине так и не получил, зато нашёл свою любовь.

После неудачного первого брака Ватсон решил, что никогда не женится на актрисе, и данное себе обещание сдержал, поставив перед Марией ультиматум: никакого кино. Его аргументы были такими: «Станешь сниматься — нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придётся доплачивать за три места из своих денег. Дальше — поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя: красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься: платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму». Но, будучи страшно ревнивым человеком, сам он казался довольно любвеобильным и всегда купался в женском внимании.

Мария и Виталий Соломины в фильме «Сильва», 1981 год. Фото: Кадр из фильма

«Как Андрей Миронов»

Несмотря на свой скверный характер и постоянные разногласия с руководством Малого театра, своей родной сцене Соломин «изменил» лишь однажды, на два года уйдя в Театр им. Моссовета. Там он сыграл в спектакле по пьесе Астафьева «Печальный детектив». Но когда художественным руководителем Малого стал Юрий Соломин , Виталий поддался на уговоры брата и вернулся «домой».

В последние годы жизни Соломин работал особенно много: играл сам, ставил спектакли как режиссёр. «Когда он поставил "Свадьбу Кречинского", то буквально светился от счастья. Он купался в своей роли, выделывая на сцене невероятное, например, с разбега садился на шпагат. И это в 60 лет», — вспоминал актёр Василий Ливанов , который предостерегал друга от проявлений такого азарта.

Однажды Соломин сказал, что хочет умереть на сцене, как Андрей Миронов . И эти страшные слова оказались почти пророческими.

Та самая «Свадьба Кречинского» и стала для артиста последним спектаклем. 23 апреля 2002 года Соломин в последний раз вышел на сцену. Во время первого акта актёру внезапно стало плохо, и его увезли в больницу. Позже выяснилось, что у Соломина произошёл ишемический инсульт, а через месяц он скончался в больнице.


Кадр из фильма «Женщины»


Кадр из фильма «Старшая сестра»


Кадр из фильма «Крепкий орешек»


Кадр из фильма «Даурия»


Кадр из фильма «Сибириада»


Народного артиста России Виталия Соломина не стало 16 лет назад. На момент смерти актеру было 60 лет. В последние дни жизни Соломин не общался со своим братом, Юрием. Многие считали, что Юрий Мефодьевич завидовал Виталию, ревностно относился к его успеху. Что уж говорить: многочисленные поклонники были у обоих мужчин, однако женщины в большинстве своем все же отдавали предпочтение Виталию Соломину, любя за легкий нрав, жизнерадостность и обаяние.

Старший внук Виталия Мефодьевича был маленьким, когда дедушка умер, однако парень хорошо его помнит. Кирилл не пошел по стопам знаменитого родственника, однако он выходил с ним в прошлом на сцену Малого театра.

В данное время Кирилл не общается с братом дедушки, Юрием Соломиным, и даже не знает, как у него и его семьи обстоят дела.

«Я видел его вживую два раза, и ни я его не узнал, ни он меня. Потом стало понятно, что это был брат дедушки, но общения у нас никакого не было», – поделился Кирилл.

// Фото: кадр из документального фильма

В свое время семьи братьев собирались вместе, однако позже они перестали общаться. Юрий Мефодьевич признался, что они с братом разорвали отношенияпосле смерти матери, Зинаиды Ананьевны, которая в их семье была тем самым связующим звеном. Женщина приглашала Виталия, Юрия и их семьи на все праздники, но вместе с ней, увы, не стало и этой доброй традиции.

«Они общались, когда была бабушка жива. Ходили друг к другу в гости, Юра к нам приходил: один и с семьей», – поделилась дочь Виталия Соломина, Елизавета.

// Фото: кадр из документального фильма

Юрий Мефодьевич опроверг слухи о том, что они с братом завидовали друг другу. По словам актера, завидовать было нечему. И в самом деле, у каждого из братьев были успешные роли, каждый из них был силен на своем поприще: к примеру, Виталию Соломину отлично удавалось перевоплощаться в комедийных персонажей, а Юрию – в драматических.

«Виталий – он несерьезный человек. Когда он что-то говорил серьезно, всегда казалось, что несет какую-ту «пургу» сознательно. Вот эта готовность к улыбке, – она давала ему определенный шарм и обаяние. Его старший брат – артист драматический, у него с комедией сложнее», – резюмировал режиссер Андрей Кончаловский.

// Фото: кадр из документального фильма