Сообщение о домбре на казахском языке. История казахских музыкальных инструментов

В конце прошлого века в Казахстане высоко в горах был обнаружен наскальный рисунок периода неолита с изображением четырёх танцующих человек и музыкального инструмента. Рисунок древнего художника изображал инструмент грушевидной формы сильно похожий на домбру (двухструнный народный музыкальный инструмент казахов и ногайцев). Оказывается, прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых – предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

По письменным памятникам домбра и родственные ей инструменты других народов на евразийском континенте хорошо известны с давних времен.

Так, к примеру, сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты схожие с домброй, более 2000 лет назад. А во время раскопок Хорезма (древний регион и государство с центром в низовьях реки Амударья, ныне территории Узбекистана и Туркменистана) были найдены терракотовые статуэтки, изображающие музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют сходство с домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

Также упоминание о домбре встречается в трудах известного путешественника Марко Поло: «этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя».

Легенды о происхождении домбры

Существует несколько легенд о происхождении домбры, вот самые интересные из них:

Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан» (Хромой кулан). Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие – след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области.

Еще одна легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет, да играет.
Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы, ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Современная история домбры

В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра!», что означает «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах – домбра!». Тем самым подчеркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчеркивает особую любовь казахов к этому инструменту и это действительно так, ведь домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент, но инструменты подобные домбре есть и у других народов.


Современная история домбры. На фото — Ислам Сатыров

Так, в русской культуре есть схожий по форме инструмент — Домра, а известная русская балалайка, по одной из теорий, считается произошедшей именно от домбры. В таджикской культуре есть схожий инструмент – Думрак, в туркменской культуре – Дутар, Баш, Думбыра, в узбекской, башкирской и ногайской культуре – Думбыра, в азербайджанской и турецкой культуре – Саз, в якутской – Тансыр. Отличаются эти инструменты количеством (до 3 струн), а также материалом струн.

Современная домбра имеет грушевидный корпус и гриф с 19 ладами. Несмотря на то, что инструмент имеет всего две струны, музыкальный диапазон ее составляет две полных октавы (от Ре малой октавы до Ре второй октавы). Инструмент обычно имеет квартовый или квинтовый строй. Традиционно струны, использовавшиеся на домбре, были жильные, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески.


Домбра получила широкое распространение в качестве аккомпанирующего, сольного, а также основного инструмента в казахской и ногайской музыке. Инструмент в последнее время претерпел значительные изменения: появились оркестровые разновидности домбры, увеличилась громкость, расширился диапазон звучания – появились домбры высокого и низкого регистров. Инструмент из-за своего необычного тембра и яркой этнической выраженности часто используется в современной популярной музыке.

Уникальное творчество Ислама Сатырова

Одним из артистов активно использующем в своем творчестве домбру и другие национальные инструменты, о котором хотелось бы рассказать сегодня, является (Islam Satyrov). Получив музыкальное образование в Астраханском музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, он, тем не менее, не забыл наветов своего отрочества, и как музыкант, живущий сегодня, создает абсолютно уникальный материал, продолжающий традиции ногайского народа, несущий в массы культуру и музыкальное наследие своей родины.

Недавно Ислам выпустил свой дебютный альбом.

В музыке этого талантливого человека, исполнившего от первой до последней все партии в альбоме, получившем название «Zaman», что в переводе на русский означает «время», тесно переплелись современные веяния с этническими мотивами.

Песни пластинки – это отражение того, с чем в течение жизни сталкивается каждый из нас — любовь, привязанность, родственные узы, национальная гордость. От первой до последней ноты запись была исполнена самим музыкантом с использованием редких акустических инструментов для придания новой жизни старинным мелодиям и ритмам своего народа.

— Примечательно, что в республике целый день в году решили обозначить днем музыкального инструмента, и этим инструментом стала домбра. Домбра — это символ музыкальной культуры от кочевников древности и до сегодняшнего дня, — начинает свой рассказ Юрий Петрович.


Инструменты, напоминающие домбру, существовали с незапамятных времен. Если верить камням с наскальными изображениями танцующих людей, выставленным в музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа, наши предки играли на них более 4 тысяч лет назад. Тем не менее, первые достоверные сведения о домбре появляются лишь в XVI-XVII веках.


Предком домбры является древнетюркский музыкальный инструмент шертер. По форме он напоминает домбру, но имеет открытый корпус, три струны и короткий гриф без ладов. Шертер изготавливали из цельного куска дерева, а на корпус натягивали кожаную деку.


Играли на шертере как щипком или ударом по струнам, так и с помощью смычка. От шертера произошли кобыз и домбра.


Традиционно мастера выдалбливали домбру из цельного куска дерева. В качестве материала использовали любые породы деревьев, которые росли в данной местности. Со временем, для улучшения акустических свойств инструмента, изменился метод его изготовления. Домбру начали делать из отдельных склеенных деталей, а в качестве сырья стали выбирать твердые породы древесины — сосну, лиственницу, ель.


Одно из главных отличий современной домбры от инструментов, на которых играли Курмангазы и Даулеткерей , — струны. Сейчас их делают из лески, но до начала XX века на домбре использовали жильные струны, изготовленные путем сложного процесса выделки бараньих или козьих кишок.

— Леска звучит очень ярко и мощно, но жильные струны дают особый колорит, очень глубокий и мягкий звук. Лады — по-казахски их называют «перне» — тоже делали из жил. Благодаря этому звук традиционной домбры богат на обертоны и призвуки.


Богатый и глубокий звук

По словам Юрия Петровича Аравина, несмотря на простую конструкцию, домбра, как и другие казахские музыкальные инструменты, обладает мощным и богатым звуком.

— Хорошо понять, как звучат казахские музыкальные инструменты, можно на примере кобыза. Когда кобызист играет на кыл-кобызе, он не прижимает струны к грифу, а лишь слегка прикасается к ним. Благодаря этому создается масса обертонов. Струны кобыза делают из конских волос. Когда играет этот инструмент, фактически звучит хор из 46 отдельных волосков. То же можно сказать и о богатстве звучания домбры.


Опытные музыканты, исполняя кюй, могут отразить в своей музыке величие бескрайних просторов степи, топот сотен копыт или гул надвигающегося войска. Говоря о мощи домбрового звучания, Юрий Петрович вспомнил цитату знаменитого исследователя народной казахской музыки Александра Затаевича :

— Затаевич, великолепно проникший в особенности казахской музыки, говорил, что домбра производит впечатление не малого вблизи, а чего-то большого и даже грандиозного, но как бы издалека, наподобие боя хороших столовых часов. Очень удачное сравнение, ведь столовые часы могут звучать, как огромные колокола. Тот же поразительный эффект дает домбра. Сидишь рядом, слушаешь, а там звучит что-то огромное, издалека. Чтобы прочувствовать это, достаточно послушать кюй «Аксак кулан».


По мнению музыковеда, феномен домбры заключается в ее глубине и многообразии. Она может звучать, как целый оркестр, передавая широкую палитру звука. Такая музыка находит отклик в душе слушателей и вступает в резонанс с человеческой психикой. Длинный гриф, округлая форма, мягкие материалы и жильные струны — такая простая конструкция создает идеальную акустику.


Какой бывает домбра

Представляя себе домбру, большинство людей держат в голове инструмент строго определенной формы. Круглый каплевидный корпус, длинная шейка, две струны — такой изображают домбру везде, от обложки школьных учебников до документальных исторических фильмов. На самом деле существует множество разновидностей этого инструмента, которые изготовляли в различных регионах Казахстана. Известны аркинская, семипалатинская, жетысуйская домбра. Традиционно исследователи выделяют два основных вида домбры и школы игры на ней — западно-казахстанскую и восточно-казахстанскую.


Восточно-казахстанская домбра имеет плоскую заднюю деку, совкообразный корпус, короткую утолщенную шейку (гриф) с 8 ладами.

— Домбра в центральных и восточных регионах относилась к аркинской школе. Ее использовали в качестве аккомпанирующего инструмента для сопровождения пения. В этих регионах были очень богатые вокальные традиции. Певцам было удобнее прижимать плоскую домбру к телу. Она звучит не столь громко и не перебивает голос.


Западно-казахстанская домбра в современное время получила наиболее широкое распространение. Это классическая домбра каплевидной формы, с длинным тонким грифом и 15-16 ладами на нем. Такая домбра дает больший акустический диапазон.

— На западно-казахстанской домбре играли мощные динамичные кюи. Благодаря звуковым качествам она завоевала популярность у профессиональных музыкантов.


В коллекции музея имени Ыкыласа представлены уникальные домбры, принадлежавшие знаменитым акынам, кюйши, композиторам и поэтам. Среди них также можно встретить множество интересных видов этого музыкального инструмента. К примеру, на передней деке 160-летней домбры Махамбета Утемисова вырезаны три небольших отверстия вместо одного. Также примечательна копия знаменитой домбры Абая . По форме это типичная восточно-казахстанская домбра, но она имеет три струны.


— Трехструнная домбра Абая не должна вводить вас в замешательство. Дело в том, что казахи в этом регионе вступали в тесный культурный контакт с русским населением. Абаевская домбра переняла три струны от балалайки. Абай с уважением относился к русской культуре и заказал для себя именно такой инструмент.


В середине 30-х годов домбра, наряду с другими казахскими народными инструментами, приобрела оркестровое звучание. Ахмет Жубанов на базе музыкально-драматического техникума создал первый в республике оркестр народных инструментов. В техникуме открыли экспериментальную мас-терскую, чтобы усовершенствовать и унифицировать домбру и кобыз под оркестровый диапазон. К созданию новых вариантов домбры Жубанов привлек талантливых мастеров — братьев Бориса и Эммануила Романенко , Камбара Касымова , Махамбета Букейханова . Так появились домбра-прима, домбра-альт, домбра-тенор, домбра-бас и другие инструменты, ставшие неотъемлемой частью национальных оркестров.


— Братья Романенко имели опыт работы с русскими музыкальными инструментами. В качестве образца для оркестра народных инструментов был взят знаменитый Русский оркестр В. В. Андреева. Так же, как в свое время под оркестровое звучание переделали балалайку, преобразилась домбра. К примеру, огромная домбра-контрабас звучит совсем по-другому в сравнении со стандартной домброй. Инструменты работы Романенко, Касымова и их последователей до сих пор ценятся среди музыковедов.


Мастерство кюйши

Казахская народная музыка, которую сочиняли и исполняли на домбре, это сложное, яркое и абстрактное искусство. Поэзия в нем неразрывно связана с музыкой. Произведения известных жырау, салов и акынов через музыку и устное творчество осмысливают вечные философские вопросы.

— Творчество кюйши и акынов затрагивает глубокие темы. Его нельзя воспринимать буквально. Если во время звучания кюя кажется, что слышишь топот конских копыт, то нужно понимать, что автор хотел передать не бег лошади, а впечатление от этого бега в своей душе. Казахское искусство очень содержательно и философично, оно носит в себе много смыслов.


Профессиональная школа устного и музыкального творчества достигла своего расцвета в казахской степи в XIX веке. Талантливые акыны и кюйши могли уделять сочинению и исполнению музыки всё свое время, не заботясь о других делах. Зачастую они сами изготавливали себе подходящий инструмент. В аулах исполнителям давали кров и пищу, дарили одежду и коней. Победители айтысов могли рассчитывать на хороший приз и дорогие подарки.

Хорошему исполнителю кюев и песен на домбре были рады в любом доме и юрте. Была очень развита традиция меценатства. В качестве гонорара победителю айтыса могли вручить слиток золота или серебра. Известно описание того, как мать Абая подарила золотое копытце Биржан-салу , восхитившись его исполнительским искусством.


В наше время до сих пор идут споры о том, кто был самым искусным сочинителем кюев для домбры. В советское время утвердился культ Курмангазы Сагырбайулы, однако Юрий Петрович считает, что у великого кюйши было много не менее талантливых современников и последователей.

— Кюи Курмангазы очень яркие, запоминающиеся и эксцентричные, но в кладовой казахской музыки есть и более сильные произведения. После революции его выделили среди других из-за бедняцкого происхождения, задвинув на второй план таких композиторов, как Даулеткерей. Вы только послушаете кюй «Жигер»! В нем заключена такая глубина и трагедийная сила... Нельзя сказать, кто был самым талантливым казахским композитором. Музыкальных произведений для домбры много, и каждый может найти для себя любимое.


Домбра в повседневной жизни казахов

Домбра играла важную роль в жизни не только профессиональных исполнителей и акынов, но и простых кочевников-скотоводов. Домбра была непременным атрибутом в каждой юрте и висела на почетном месте на кереге. Дети обучались музыке, играя на миниатюрной домбре — шинкилдеке. Взрослые знали мотивы известных песен и кюев и могли наиграть простейшие из них.


— Казахи от природы очень музыкальный и эстетичный народ. Долгие странствия по степи способствовали развитию созерцательности и музицирования. Нельзя также забывать, что музыка была средством общения. Никто никогда не играл на домбре просто так, с бухты-барахты. Вначале ты рассказывал, кто ты такой, от кого приехал, куда едешь и что видел. Музыку непременно сопровождало слово, она помогала восприятию слов. К примеру, чтобы сообщить близким о смерти родственника, часто приглашали кюйши, который играл естирту — извещение о смерти.


О большом значении домбры в жизни казахского общества говорит и множество легенд и мифов, где фигурирует этот музыкальный инструмент. Самая известная из них связана с временами монгольского нашествия:

— У Чингисхана был сын Жоши , который правил территорией современного Казахстана. У Жоши также был старший сын, который очень любил охотиться на куланов. Однажды во время охоты вожак стада куланов выбил царевича из седла, а стадо растоптало его. Никто не решался сообщить Жоши черную весть, ведь за это по обычаю вестника могли казнить. Тогда пригласили кюйши, который сыграл хану на домбре естирту, печальное известие. Через звуки домбры тот передал топот коней, страх куланов, смелость их вожака и голос души погибшего юноши. Когда он закончил играть, Жоши все понял и сказал: «Ты принес мне черную весть и достоин смерти». «Не я принес ее тебе, а моя домбра», — ответил кюйши. Тогда хан приказал залить в домбру горячий свинец. Эта легенда многое говорит о звукоизобразительных свойствах домбры и силе ее воздействия на людей.


У многих азиатских народов существуют струнные щипковые инструменты, аналогичные домбре и похожие на нее по внешнему виду, звучанию и манере игры. У узбеков и туркмен известен двухструнный инструмент каплевидной формы — дутар. У кыргызов есть трехструнный инструмент комуз. У монголов, бурят и хакасов также есть похожие на домбру музыкальные инструменты.


— Нельзя утверждать, что домбра — это уникальное и неповторимое изобретение казахов. У многих народов есть аналоги, но домбру можно назвать одним из потрясающих вариантов музыкального совершенства. Этот простой на первый взгляд инструмент способен выразить самые глубокие переживания человеческой души. В прошлом он был тесно связан с казахским народом, и я надеюсь, что так будет и в будущем.

Фотогалерея

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Джаз

Джаз мы всегда узнаем на слух. Прежде всего обращает на себя внимание состав музыкальных инструментов в джазе. Первенство здесь принадлежит духовым и ударным музыкальным инструментам.
Хрипловатый и страстный голос саксофона, резкие вскрики трубы, отчетливый ритмический узор ударных, – их звучание ни с чем не спутаешь. Но джаз – это не только коллектив музыкантов, оркестр. Джаз – это еще и музыка для исполнения в таком оркестре.
В этой музыке главенствует ритм.
Вот он начинает раскачивать звуки, и весь оркестр, а за ним и слушатели попадают в стихию этого завораживающего качания. Это один из основных стилей джазового исполнения – "суинг"... Словно утомленный тяжким трудом человек, покачиваясь, поет тоскливую безысходную песню. Такие песни были у американских негров-рабов. Это раскачивание и принесли в музыку джаза негритянские музыканты. Такую музыку позже назвали блюзом.
Но вдруг оркестр или ансамбль, подчиняясь толчкам скорого ритма, чуть ли не поднимает публику с мест. Ритм этот все время прерывается, словно музыканты захлебываются в скороговорке. И каждый из них старается доказать свою "правоту", когда ему предоставляют слово. А потом инструменты все вместе и в полный голос начинают играть каждый свое. Однако общую тему музыкального разговора они не забыли, по-своему говорят об одном и том же... Так музыканты импровизируют в манере, которая называется "диксиленд".
Народные песни и танцы американских негров и белого населения Америки породили искусство джаза. Джаз не захотел остаться только музыкальным сопровождением для модных танцев. Настоящий джаз стремится стать самостоятельной музыкой, которую, собираясь в больших залах, люди слушают с интересом и вниманием.
Всему миру известны имена знаменитого джазового трубача Луи Армстронга, пианиста и композитора Дюка Эллингтона и других замечательных артистов джаза.

Дискант

Если бас – это подножие, то дискант – вершина звучащей лестницы голосов. В старину, когда хоровое искусство было запрятано под церковные своды, роль высоких голосов поручали мальчишечьим голосам – дискантам. Так появились хоры, в которых поют только мальчики. У них голоса сильнее, чем у маленьких девочек, и потому дискантовые партии поручаются мальчикам.

Домра и домбра

Не путай их. Домра (на фото слева) – русский народный инструмент, трехструнный или четырехструнный, играют на ней с помощью пластиночки-медиатора. Домбра (на фото справа) – двухструнный народный казахский инструмент, на котором играют пальцами, бряцая, как на балалайке.

Духовой оркестр

Ты слышишь, приближается музыка? Да-да, ты стоишь, а музыка, оркестр, приближается к тебе. Вслушайся! Звучат духовые инструменты – это идет духовой оркестр.
Чаще всего его музыку можно услышать, когда маршируют воинские части. Или на гулянии в парке. Ведь у духовых инструментов (особенно у медных) очень громкий звук, разносящийся далеко-далеко...

Казахстан - удивительная и прекрасная страна, культура которой никогда не перестанет удивлять. Даже если посмотреть всего лишь на ряд уникальных музыкальных инструментов, начинаешь понимать, что это необыкновенный народ. Кобыз, жетыген, сыбызгы, шертерб, асятаяк - где же еще можно встретить подобные инструменты? Неповторимость и уникальность каждой нации - это то, что никто и никогда не сможет отнять у человечества. О таких богатствах культуры Республики Казахстан и пойдет речь дальше.

Казахская музыка

Для казахского народа музыка всегда была чем-то сверхъестественным и повседневным одновременно. Легенды этого народа говорят о ее неземном происхождении. В то же время для любого казаха быть музыкантом - все равно что уметь ходить или говорить. Стоит заметить, что для характерны сольные выступления, где музыкант проявляет себя как художник, творящий прямо на публике. Раньше очень редко можно было встретить какие-то ансамбли или даже дуэты. А если люди и пели вместе, то чаще всего в унисон.

Один из главных музыкальных инструментов Казахстана

Здесь речь пойдет об уникальном шедевре. Домбра - музыкальный инструмент, который по праву считается национальным достоянием Республики Казахстан. Главным образом она выделяется тем, что имеет всего две струны, но это никаким образом не ограничивает ее. Любой, кто умеет играть на домбре, сможет создавать прекрасную и абсолютно полноценную музыку, используя всего эти две струны. Здесь важно упомянуть, что домбра легко может быть как сольным инструментом, так и играть в большом оркестре, создавая неповторимый музыкальный фон.

Домбра - музыкальный инструмент, который относится к щипковым. Это значит, что звук из нее добывают одним из следующих способов:

  1. Щипком.
  2. Ударом кисти.
  3. С помощью медиатора.

В результате мы получаем тихий, нежный и мягкий звук, который подойдет как для громкой оркестровой музыки, так и для тихой и лирической сольной темы.

Часть калмыцкой культуры

Интересный факт заключается в том, что домбра - калмыцкий музыкальный инструмент ровно настолько же, насколько и казахский. У калмыков не имелось полноценного и профессионального пения в ансамблях и даже театра. Для них обычным было услышать разного рода сольные выступления, которые организовывали сказатели в сопровождении музыки. Вот именно для этого сопровождения и использовали домбру. Часто вместе с этим действом начинают плясать и подпевать в унисон. Домбра (музыкальный инструмент, фото которого вы увидите ниже) прочно вошла в культуру Калмыкии, о чем никогда не стоит забывать.

Из чего она состоит?

Музыкальный инструмент домбра, как и любой другой, имеет свои составляющие. Во многом они типичны для щипкового изделия, но рассмотреть их получше будет очень интересно. Итак, в конструкцию домбры входят:

  1. Корпус (в казахской культуре - шанак). Он выполняет функцию усилителя звуковых волн, как и в других похожих инструментах.
  2. Дека (в казахской культуре - какпак). Не только усиливает звуковые волны, но еще и придает им характерную звуковую окраску, тем самым формируя тембр инструмента. В зависимости от формы или неровностей деки у, казалось бы, одинаковых инструментов этот тембр может довольно сильно различаться.
  3. Подставка. От качеств, веса, формы и настройки этой детали зависит практически все звучание инструмента. Она непосредственно влияет на силу, ровность и тембр звучания домбры.
  4. Струны. Являются источником звука, а значит, без них уж точно ничего не получится.

Традиционными для домбры всегда были жильные струны, которые производились из внутренностей козы или барана. В свое время самыми качественными считались струны из кишок овцы, которой уже исполнилось два года. Они придавали звучанию более низкий лад, и именно это было характерным для традиционной казахской музыки. Сейчас же струны чаще всего производят из рыболовной лески. Для всех остальных элементов домбры подойдет любое качественное дерево.

Разнообразие видов

Казахский музыкальный инструмент домбра имеет несколько разновидностей. Здесь важно сказать, что хоть в классификации его видов присутствует трехструнный инструмент, двухструнная домбра является классическим представителем своего семейства. Итак, существуют следующие виды данного струнного инструмента:

  1. Двухструнная.
  2. Трехструнная.
  3. Ширококорпусная.
  4. Двухсторонняя.
  5. Подгрифная.
  6. С полым грифом.

Что исполняют на домбре?

Продолжаем рассматривать, что такое домбра (фото представлены в статье). В этом разделе рассказано, пожалуй, самое главное об этом инструменте. Вы еще не знаете, для чего же его можно использовать?

Как бы удивительно это ни прозвучало, но на домбре можно играть любую музыку - от классических произведений и народных мотивов до современной поп-музыки. Для этого надо всего лишь научиться управляться с этими двумя струнами и, конечно же, много тренироваться. Хоть раньше ансамбли с домброй были чем-то невероятным, но сегодня она может играть с любым другим инструментом в паре или даже в оркестре. Вместе с другими народными она звучит очень гармонично и приятно.

Хоть на домбре вполне реально исполнить музыку любого жанра, ее главным достоянием считается кюй. Эту музыку степные народы на протяжении уже сотен лет исполняют себе в удовольствие, и незнание музыкальной грамоты их никак не останавливает.

Кюй можно исполнять в двух стилях: боем и шертпе. Первый вариант для нас знаком и привычен, а вот второй подразумевает исполнение с помощью легкого потягивания струны. Начало шертпе положил казахский герой Татимбет приблизительно в 19 веке.

Очень много музыкантов пытались освоить игру на домбре и это оказалось для них трудным или даже непосильным. Весь секрет был в том, что очень трудно понять, как две струны способны создать полноценную и абсолютно прекрасную музыку.

Домбра и домра - это одно и то же?

Очень часто люди используют эти два слова как синонимы, вкладывая в них одинаковое значение. Если и вы позволяли себе так делать, то это было огромной ошибкой. Даже люди с музыкальным образованием не всегда знают разницу между этими инструментами, поэтому дальше об этом будет сказано подробнее.

Музыкальный инструмент домбра, как уже упоминалось, является двухструнным, в то время как домра - это трех- или четырехструнный шедевр, которым гордится уже русская культура.

Общим для этих двух инструментов является то, что они относятся к щипковым, и для извлечения звука для них используют медиаторы. В истории и культуре их применяли приблизительно в одинаковых целях.

в музыке?

Чтобы вы могли себе представить домру, не нужно много фантазировать. Она очень похожа на балалайку, но ее основной корпус имеет не треугольную, а овальную форму. Домра состоит из трех основных частей, и этим она довольно похожа на домбру. Самый распространенный вид - это малая домбра, корпус которой представляет собой полусферу. Кроме корпуса инструмент состоит из грифа, который часто называют шейкой, и головки.

О корпусе нужно сказать еще и то, что в него входят такие элементы как кузов, дека, кнопки для закрепления струн и нижний порожек.

Вместо заключения

Не секрет, что народные музыкальные инструменты всегда имели не только большую культурную ценность у себя на родине, но и оказали значительное влияние на современную музыку. Довольно часто может показаться, что народные мотивы вымирают наряду с огромным количеством других культурных традиций. Но на самом деле молодое поколение никогда не забудет свою историю, если мы им ее расскажем. И это напрямую касается и музыки. Музыкальный инструмент домбра в Казахстане и Калмыкии или домра в России - это наше достояние. Подрастая, наши дети начинают не только уважать подобные вещи, но и возрождать их.

История казахских музыкальных инструментов.

«Я домбры длинношеей коснулся – и вот
Две струны зазвенели, домбра поет.
Веселитесь, играйте, друзья молодые, -
Незаметен, но быстр наших дней полет!»

Ибрай Сандыбаев. Песня «Балкурай».

Посещение культурных мероприятий в Казахстане.

Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов. Очень известный казахский инструмент. Вырезается из цельного дерева. Самая распространенная домбра – двухструнная, но есть и трехструнная. Хороший домбрист и на 2–х струнах сыграет как целый оркестр.
История возникновения этого инструмента уходит в глубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных щипковых инструментах. Ученые установили, что хорезмийские двухструнки бытовали не менее двух тысяч лет назад, они были одними из музыкальных инструментов сакских кочевых племен.
Эти древние двухструнки имеют большое сходство с казахской домброй и являются ее прототипом. Так, с помощью археологии было доказано древнее происхождение домбры. Различаются два вида домбр – западная и восточная. Разные формы домбр были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу.
Поэтому гриф западных домбр был тонким и удлиненным. Эти технические приемы были неприменимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем громче домбры.
На характер звучания влияла и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекался на обеих струнах сильными кистевыми взмахами, а в шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом, между устройством домбр и кюями, которые на них исполняются, существовала тесная связь. Домбра могла быть не только двухструнной, но и трехструнной.
В прошлом трехструнные домбры встречались в различных регионах Казахстана, в настоящее же время они сохранились только в Семипалатинской области. Шанак - корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука. Какпак - дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр.
Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм - 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250 - 300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки.
Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили. Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1 - 1.2 мм. Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбыры.
Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента. Струна - источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок.
Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок.
Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска.
Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания. Легенда о домбре рассказывает, что она была изобретена, чтобы рассказать хану о гибели его единственного сына. Хан не желал слышать о смерти сына и велел залить глотку свинцом каждому, кто осмелится сообщить ему об этом.
Не промолвивший ни слова музыкант игрой на домбре смог донести до хана печальную весть. Горячий свинец прожег дерево, и в домбре образовалось отверстие. Спустя много веков в 1925 году казахский певец Амре Кашаубаев покорил взыскательную публику на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже своим пением и виртуозной игрой на домбре.
Тогда же его голос был записан Парижским музеем голоса. Известный композитор и музыковед Ахмет Жубанов в 1933 году создал домбровый ансамбль при Алма-Атинском музыкально-драматическом техникуме. С 1938 года впервые в истории казахской музыки, оркестр стал исполнять произведения по нотам, в его состав были введены реконструированные кобызы, домбры. В 1944 году оркестру было присвоено имя народного певца Курмангазы.

Кюй Домбра.

«Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
Да сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез,
Чтоб тучи все сошли с небес,
Чтоб все заслушалось тебя, -
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков - домбра.
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души -
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!
Эй, трудовых людей певец,
Властитель струн, знаток сердец,
Меня весельем взбудоражь.
Я кюй навек запомню твой
О жизни новой, молодой.
Ты, мудрый летописец наш.
Играй еще сильней, домбра!»