Древнерусская литература. Когда возникла древнерусская литература и с чем это связано? Когда возникла русская литература на руси

Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианств, но и христианизация страны, и появление письменности определялись прежде всего государственными потребностями: письменность была необходима во всех сферах государственной и общественной жизни, в юридической практике. Появление письменности создало поле деятельности для переводчиков и переписчиков, а главное - возможность для появления собственной оригинальной литературы, как для и церкви (поучения, торжественные слова, жития), так и сугубо светской (летописи). Но отношение к нигам, как уже было сказано, сложилось особое. В статье 988 г.

древнейшей русской летописи - "Повести временных лет" непосредственно за сообщением о принятии христианства говорится, что киевский князь Владимир, "послав, нача поимати у нарочитые чади "у знатных людей" дети, и даяти нача на ученье книжное". В статье 1037 г.

Характеризуя деятельность сына Владимира - князя Ярослава, летописец отмечал, что он "книгам прилежа, и почитая е "читая их", часто в нощи и в дне. И собра писце многы и прекладаше от грек на словеньское писмо "переводя с греческого языка". И списаша книгы многы, имиже поучащеся вернии людье наслажаются ученья божественаго". Далее летописец приводит похвалу книгам: "Велика бо бываеть полза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью "книги наставляют и учат нас покаянию", мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходища "источники" мудрости; книгам бо есть неищетная глубина", а первая статья из одного из старейших древнерусских сборников - "Изборника 1076 года" утверждает, что, подобно тому как корабль не может быть построен без гвоздей, так и праведником нельзя стать, не читая книг, дается совет читать медленно и вдумчиво: не стараться быстро дочитать до конца главы, но задуматься над прочтенным, трижды перечитать одну и ту же главу, пока не постигнешь ее смысла.

В X и первой половине XI в. на Руси была проделана огромная по своим масштабам работа: было переписано с болгарских оригиналов или переведено с греческого огромное количество книг, и уже в течение первых двух веков существования письменности древнерусские книжники познакомились со всеми основными жанрами и основными памятниками византийской литературы. В процессе приобщение Руси к мировой литературе выделяют две характерные особенности: во-первых, большинство литературных произведений доходило до русских книжников через литературу-посредник: уже переведенные на древнеболгарский книги переводились затем на древнерусский: книги священного писания, богослужебные книги, сочинения церковных писателей, исторические произведения (хроники), естественнонаучные ("Физиолог", "Шестоднев"), а также - хотя и в меньшем объеме - памятники исторического повествования, например роман об Александре Македонском и повесть о завоевании Иерусалима римским императором Титом – то есть, в основном, переводы с греческого языка, произведения раннехристианской литературы авторов III-VII вв. Необходимо отметить, что любую древнеславянскую литературу нельзя четко разделить на оригинальную и переводную: переводная литература была органической частью национальных литератур на раннем этапе их развития.

Вторая особенность развития литературы X-XII вв. - влияние древнеболгарской литературы на русскую и сербскую. То, что Древняя Русь начала читать чужую первичнее, чем создавать свою, не значит, что русская культура вторична: речь идет лишь об одной области художественного творчества и об одной сфере искусства слова, а именно о создании письменных текстов: среди них на начальных этапах были практически только узкоспециальные тексты - труды по богословию, этике, истории, а произведения литературного искусства оставались не записанными, фольклорными.

Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.

Возникновение древнерусской литературы неразрывно связано с процессом создания раннефеодального государства. Советская историческая наука опровергла норманнскую теорию происхождения древнерусского государства, доказав, что оно возникло не в результате призвания варягов, а в результате длительного исторического процесса разложения родового общинного строя восточнославянских племен.

Характерная особенность этого исторического процесса в том, что восточнославянские племена приходят к феодализму, минуя стадию рабовладельческой формации.

Новая система общественных отношений, основанная на классовом господстве меньшинства над большинством трудового населения, нуждалась в идеологическом обосновании.

Этого обоснования не могли дать ни племенная языческая религия, ни устное народное творчество, обслуживавшее ранее идеологически и художественно базис родового строя.

Развитие экономических, торговых и политических связей вызывало потребность в письменности, существование которой является одной из необходимейших предпосылок появления литературы.

Данные советской лингвистической и исторической науки свидетельствуют о том, что письменность на Руси появилась задолго до официального принятия христианства. О существовании каких-то форм письменности у славян уже во второй половине IX в. свидетельствуют черноризец Храбр и «Паннонское житие Кирилла».

Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 г. явилось актом величайшего культурно-исторического значения, способствовавшим быстрому культурному росту как южных, так и восточных славян.

К концу IX—первой четверти X столетия древняя Болгария переживает замечательный период расцвета своей культуры. В этот период здесь появляются выдающиеся писатели: Иоанн экзарх болгарский, Климент, Константин и сам царь Симеон.

Созданные ими произведения сыграли важную роль в развитии древнерусской культуры. Близость древнерусского языка древнеславянскому («...славянский язык и русский един», — подчеркивал летописец) способствовала постепенному усвоению новой письменности восточными славянами.

Мощный толчок широкому распространению и развитию письменности на Руси дало официальное принятие христианства в 988 г., которое помогло закрепить идеологически новые общественные отно​шения складывающегося феодального общества.

Для развития самобытной древнерусской культуры немаловажное значение имело то обстоятельство, что Русь приняла христианство из Византии, являвшейся в то время носителем самой высокой культуры.

Византийская православная церковь, уже фактически к тому времени обособившаяся от западной римской католической (формальное разделение церквей произошло в 1054 г.), давала гораздо больший простор формированию национальных особенностей культуры.

Если католическая церковь выдвинула в качестве литературного языка латинский, то греческая православная церковь допускала свободное развитие национальных литературных языков.

Литературным церковным языком Древней Руси стал язык древнеславянский, близкий по своему характеру, грамматическому строю языку древнерусскому. Возникшая оригинальная литература способствовала развитию этого языка, обогащая его за счет разговорной устной народной речи.

С конца X в. можно говорить о появлении определенной системы образования на Руси — «книжного учения».

Христианство сыграло прогрессивную роль в становлении культуры Древней Руси. Киевская Русь выдвигается в число передовых госу​дарств Европы. В конце X — начале XI в., как свидетельствует Адам Бременский, Киев по своему богатству, населенности соперничает с Константинополем.

В 30—40-е годы XI столетия в Киеве уже много искусных переводчиков, которые «перелагают» книги непосредственно с греческого языка на «словенский».

Сын Ярослава Всеволод владеет пятью иностранными языками, его сестра Анна, став французской королевой, оставляет собственноручную подпись — «Анна регина», в то время как ее царственный супруг вместо подписи ставит крестик.

В развитии книжной образованности, в том числе и литературы, большую роль играли монастыри, являвшиеся в первые годы своего существования очагом новой христианской культуры. Особенно велика была в этом отношении роль Киево-Печерского монастыря, созданного в середине XI столетия.

Итак, образование раннефеодального древнерусского государства и возникновение письменности явились необходимыми предпосылками появления литературы.

Кусков В.В. История древнерусской литературы. - М., 1998 г.

Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения XI-XVII в. К числу литературных памятников этого периода относятся не только собственно литературные произведения, но и произведения исторические (летописи и летописные повести), описания путешествий (они назывались хожениями), поучения, жития (рассказы о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых), послания, сочинения ораторского жанра, некоторые тексты делового характера. Во всех этих памятниках имеются элементы художественного творчества, эмоционального отражения современной жизни.

Подавляющее большинство древнерусских литературных произведений не сохранило имен их создателей. Древнерусская литература, как правило, анонимна, и в этом отношении она сходна с устным народным творчеством. Литература Древней Руси рукописная: произведения распространялись путем переписки текстов. В ходе рукописного бытования произведений в течение столетий тексты не только копировались, но часто перерабатывались в связи с изменениями литературных вкусов, социально-политической ситуации, в связи с личными пристрастиями и литературными способностями переписчиков. Этим объясняется существование в рукописных списках различных редакций и вариантов одного и того же памятника. Сравнительный текстологический анализ (см. Текстология) редакций и вариантов дает возможность исследователям восстановить литературную историю произведения и решить, какой текст наиболее близок к первоначальному, авторскому, как он изменялся во времени. Лишь в редчайших случаях мы располагаем авторскими списками памятников, и очень часто в более поздних по времени списках доходят до нас тексты, более близкие к авторскому, чем в списках ранних. Поэтому исследование древнерусской литературы основывается на исчерпывающем исследовании всех списков изучаемого произведения. Собрания древнерусских рукописей имеются в крупных библиотеках разных городов, в архивах, музеях. Многие произведения сохранились в большом числе списков, немало - в очень ограниченном. Есть произведения, представленные единственным списком: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Горе-Злочастии» и др., в единственном списке дошло до нас и «Слово о полку Игореве», но и он погиб во время нашествия Наполеона на Москву в 1812 г.

Характерной чертой древнерусской литературы является повторяемость в разных сочинениях разного времени определенных ситуаций, характеристик, сравнений, эпитетов, метафор. Для литературы Древней Руси характерна «этикетность»: герой поступает и ведет себя так, как следует ему, по понятиям того времени, поступать, вести себя в данных обстоятельствах; конкретные события (например, битва) изображаются с употреблением постоянных образов и форм, все имеет определенную церемониальность. Древнерусская литература торжественна, величава, традиционна. Но за семьсот лет своего существования она прошла сложный путь развития, и в рамках ее единства мы наблюдаем многообразие тем и форм, изменение старых и созидание новых жанров, тесную связь развития литературы с историческими судьбами страны. Все время шла своеобразная борьба между живой действительностью, творческой индивидуальностью авторов и требованиями литературного канона.

Возникновение русской литературы относится к концу X в., когда с принятием на Руси христианства как государственной религии должны были появиться служебные и исторически-повествовательные тексты на церковнославянском языке. Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, сразу же приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Интересы развивающегося Киевского феодального государства требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство древнерусского народа и единство рода древнерусских князей, обличать княжеские распри.

Задачи и темы литературы XI - начала XIII в. (вопросы русской истории в ее связи с историей всемирной, история возникновения Руси, борьба с внешними врагами - печенегами и половцами, борьба князей за киевский престол) определили общий характер стиля этого времени, названного академиком Д. С. Лихачевым стилем монументального историзма. С началом русской литературы связано возникновение русского летописания. В составе более поздних русских летописей до нас дошла «Повесть временных лет» - летопись, составленная древнерусским историком и публицистом монахом Нестором около 1113 г. В основе «Повести временных лет», в которую входят и рассказ о всемирной истории, и записи по годам о событиях на Руси, и легендарные предания, и повествования о княжеских распрях, и хвалебные характеристики отдельных князей, и осуждающие их филиппики, и копии документальных материалов, лежат еще более ранние летописные своды, до нас не дошедшие. Изучение списков древнерусских текстов дает возможность восстанавливать несохранившиеся названия литературной истории древнерусских произведений. XI в. датируются и первые русские жития (князей Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия). Жития эти отличаются литературным совершенством, вниманием к насущным проблемам современности, жизненностью многих эпизодов. Зрелостью политической мысли, патриотизмом, публицистичностью, высоким литературным мастерством характеризуются и памятники ораторского красноречия «Слово о законе и благодати» Илариона (1-я половина XI в.), слова и поучения Кирилла Туровского (1130-1182). Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто «Поучение» великого киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125).

В 80-х гг. XII в. неизвестный нам автор создает самое гениальное произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Конкретная тема, которой посвящено «Слово», - неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославича. Но автор озабочен судьбами всей русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и современности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князь киевский Святослав Всеволодович, которому в «Слове» уделяется немало внимания, а русский народ, русская земля. Многими чертами «Слово» связано с литературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью переработки этикетных приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построения текста, народностью самой своей сути и творческим переосмыслением приемов устного народного творчества, особой лиричностью, высоким гражданским пафосом.

Основная тема литературы периода ордынского ига (1243 г. XIII в. - конец XV в.) национально-патриотическая. Монументально-исторический стиль приобретает экспрессивный оттенок: создаваемые в это время произведения несут на себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение в литературе приобретает идея сильной княжеской власти. И в летописях, и в отдельных повестях («Повесть о разорении Рязани Батыем»), написанных очевидцами и восходящих к устным преданиям, рассказывается об ужасах вражеского нашествия и о беспредельно героической борьбе народа с поработителями. Образ идеального князя - воина и государственного деятеля, защитника русской земли - наиболее ярко отразился в «Повести о житии Александра Невского» (70-е гг. XIII в.). Поэтическая картина величия русской земли, русской природы, былого могущества русских князей предстает в «Слове о погибели Русской земли» - в отрывке из не дошедшего полностью произведения, посвященного трагическим событиям ордынского ига (1-я половина XIII в.).

Литература XIV в. - 50-х гг. XV в. отражает события и идеологию времени объединения княжеств северо-восточной Руси вокруг Москвы, образования русской народности и постепенного формирования Русского централизованного государства. В этот период в древнерусской литературе начинает проявляться интерес к психологии отдельного человека, к его духовному миру (правда, пока еще в пределах религиозного сознания), что ведет к росту субъективного начала. Возникает экспрессивно-эмоциональный стиль, характеризующийся словесной изощренностью, орнаментальной прозой (так называемое «плетение словес»). Все это отражает стремление изобразить человеческие чувства. Во 2-й половине XV - начале XVI в. появляются повести, сюжет которых восходит к устным рассказам новеллистического характера («Повесть о Петре, царевиче ордынском», «Повесть о Дракуле», «Повесть о купце Басарге и о его сыне Борзосмысле»). Значительно увеличивается число переводных памятников беллетристического характера, широкое распространение получает жанр политических легендарных произведений («Сказание о князьях владимирских»).

В середине XVI в. древнерусский писатель и публицист Ермолай-Еразм создает «Повесть о Петре и Февронии» - одно из самых замечательных произведений литературы Древней Руси. Повесть написана в традициях экспрессивно-эмоционального стиля, она построена на легендарном предании о том, как крестьянская девушка благодаря своему уму стала княгиней. Автор широко использовал сказочные приемы, вместе с тем в повести остро звучат социальные мотивы. «Повесть о Петре и Февронии» во многом связана с литературными традициями своего времени и предшествующего периода, но вместе с тем опережает современную литературу, отличается художественным совершенством, яркой индивидуальностью.

В XVI в. усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность. Широкое распространение получают произведения обобщающего характера, цель которых - регламентировать духовную, политическую, правовую и повседневную жизнь. Создаются «Великие Минеи Четьи» - 12-томный свод текстов, предназначенных для повседневного чтения на каждый месяц. В это же время написан «Домострой», в котором излагаются правила поведения человека в семье, подробные советы ведения хозяйства, правила взаимоотношений между людьми. В литературных произведениях заметнее проявляется индивидуальный стиль автора, что особенно ярко отразилось в посланиях Ивана Грозного. В исторические повествования все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность. Это присуще «Истории о великом князе Московском» Андрея Курбского, нашло отражение в «Казанской истории» - обширном сюжетно-историческом повествовании об истории Казанского царства и борьбе за Казань Ивана Грозного.

В XVII в. начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые чисто литературные жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика. События смутного времени и крестьянской войны конца XVI - начала XVII в. изменяют взгляд на историю и роль в ней отдельной личности, что ведет к освобождению литературы от церковного влияния. Писатели эпохи Смуты (Авраамий Палицын, И. М. Катырев-Ростовский, Иван Тимофеев и др.) пытаются объяснить деяния Ивана Грозного, Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского не только проявлением божественной воли, но и зависимостью этих деяний от самого человека, его личных особенностей. В литературе возникает представление о формировании, изменении и развитии человеческого характера под влиянием внешних обстоятельств. Литературным трудом начинает заниматься более широкий круг лиц. Рождается так называемая литература посада, которая создается и бытует в демократической среде. Возникает жанр демократической сатиры, в которой осмеиваются государственные и церковные порядки: пародируется судопроизводство («Повесть о Шемякином суде»), церковная служба («Служба кабаку»), священное писание («Повесть о крестьянском сыне»), делопроизводственная канцелярская практика («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная»). Изменяется и характер житий, которые все в большей степени становятся реальными жизнеописаниями. Наиболее замечательным произведением этого жанра в XVII в. является автобиографическое «Житие» протопопа Аввакума (1620-1682), написанное им в 1672-1673 гг. Оно замечательно не только своим живым и ярким рассказом о суровом и мужественном жизненном пути автора, но столь же ярким и страстным изображением социальной и идеологической борьбы своего времени, глубоким психологизмом, проповедническим пафосом, сочетающимся с полной откровения исповедальностью. И все это написано живым, сочным языком, то высоким книжным, то ярким разговорно-бытовым.

Сближение литературы с бытом, появление в повествовании любовной интриги, психологических мотивировок поведения героя присущи ряду повестей XVII в. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Появляются переводные сборники новеллистического характера, с краткими назидательными, но вместе с тем анекдотически-занимательными рассказами, переводные рыцарские романы («Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.). Последние на русской почве приобрели характер оригинальных, «своих» памятников и со временем вошли в лубочную народную литературу. В XVII в. развивается стихотворство (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и другие). В XVII в. завершилась история великой древнерусской литературы как явления, которому были присущи единые принципы, претерпевавшие, правда, определенные изменения. Древнерусская литература всем своим развитием подготовила русскую литературу нового времени.

Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианств, но и христианизация страны, и появление письменности определялись прежде всего государственными потребностями: письменность была необходима во всех сферах государственной и общественной жизни, в юридической практике. Появление письменности создало поле деятельности для переводчиков и переписчиков, а главное - возможность для появления собственной оригинальной литературы, как для и церкви (поучения, торжественные слова, жития), так и сугубо светской (летописи).

Но отношение к нигам, как уже было сказано, сложилось особое. В статье 988 г. древнейшей русской летописи - "Повести временных лет" непосредственно за сообщением о принятии христианства говорится, что киевский князь Владимир, "послав, нача поимати у нарочитые чади [у знатных людей] дети, и даяти нача на ученье книжное". В статье 1037 г., характеризуя деятельность сына Владимира - князя Ярослава, летописец отмечал, что он "книгам прилежа, и почитая е [читая их], часто в нощи и в дне. И собра писце многы и прекладаше от грек на словеньское писмо [переводя с греческого языка]. И списаша книгы многы, имиже поучащеся вернии людье наслажаются ученья божественаго". Далее летописец приводит похвалу книгам: "Велика бо бываеть полза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью [книги наставляют и учат нас покаянию], мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходища [источники] мудрости; книгам бо есть неищетная глубина", а первая статья из одного из старейших древнерусских сборников - "Изборника 1076 года" утверждает, что, подобно тому как корабль не может быть построен без гвоздей, так и праведником нельзя стать, не читая книг, дается совет читать медленно и вдумчиво: не стараться быстро дочитать до конца главы, но задуматься над прочтенным, трижды перечитать одну и ту же главу, пока не постигнешь ее смысла.

В X и первой половине XI в. на Руси была проделана огромная по своим масштабам работа: было переписано с болгарских оригиналов или переведено с греческого огромное количество книг, и уже в течение первых двух веков существования письменности древнерусские книжники познакомились со всеми основными жанрами и основными памятниками византийской литературы.

В процессе приобщение Руси к мировой литературе выделяют две характерные особенности: во-первых, большинство литературных произведений доходило до русских книжников через литературу-посредник: уже переведенные на древнеболгарский книги переводились затем на древнерусский: книги священного писания, богослужебные книги, сочинения церковных писателей, исторические произведения (хроники), естественнонаучные ("Физиолог", "Шестоднев"), а также - хотя и в меньшем объеме - памятники исторического повествования, например роман об Александре Македонском и повесть о завоевании Иерусалима римским императором Титом – то есть, в основном, переводы с греческого языка, произведения раннехристианской литературы авторов III-VII вв. Необходимо отметить, что любую древнеславянскую литературу нельзя четко разделить на оригинальную и переводную: переводная литература была органической частью национальных литератур на раннем этапе их развития.

Вторая особенность развития литературы X-XII вв. - влияние древнеболгарской литературы на русскую и сербскую.

То, что Древняя Русь начала читать чужую первичнее, чем создавать свою, не значит, что русская культура вторична: речь идет лишь об одной области художественного творчества и об одной сфере искусства слова, а именно о создании письменных текстов: среди них на начальных этапах были практически только узкоспециальные тексты - труды по богословию, этике, истории, а произведения литературного искусства оставались не записанными, фольклорными.

Наука развивается быстрыми темпами, но на многие вопросы до сих пор нет толкового ответа, как и тысячи лет назад. Откуда взялась жизнь на Земле? Откуда взялся Человек, теорию с происхождением от обезьяны в наше время многие пытаются оспорить. Хотя Дарвин и не говорил, что человек произошел от обезьяны. Он утверждал, что у нас общий обезьяноподобный предок. А как человек научился говорить? Тут тоже одни теории. Одни более-менее разумные, другие нет, как яфетическая теория Николая Марра, утверждавшего, что все слова произошли от четырех корней - "сал", "бер", "йон" и "рош". Своих учеников Марр заставлял искать эти корни во всех словах. В итоге слова красный, этрусский, рыжий. Эта теория не нравилась лингвистам, зато очень понравилась советским чиновникам, поскольку Марр утверждал, что язык имеет "классовую природу" и можно выделить стадии развития языка по аналогии со стадиями развития общества, как его видел Маркс. Его теория прекрасно подходила под идеологию "классовой борьбы".

Эта теория была несостоятельна, потому в мае-июне 1950 года она была разгромлена, а бывшие марристы стали писать в газеты открытые письма "покаяния" в своих ошибках.

Это было в прошлом веке, но воз в этом смысле "и ныне там", и о появлении языка мы сейчас знаем ничуть не больше Марра.

Также ученые пытались изучить и историю литературы. Когда она появилась? И почему? И тут есть, о чем задуматься. Как и в вопросе Искусства вообще.

Что должно было произойти, чтобы первобытный человек, едва ли не вчера слезший с дерева, отдыхая после охоты в пещере, вдруг взял что-то - камень или что-то еще - подошел к стене и стал не просто изображать каракули, а РИСОВАТЬ? Изображать животное, виденное на охоте, и все пережитое? Это ведь был шаг важнее изобретения каменного топора - топор имеет практическое значение. Но именно с этого момента можно отсчитывать начало Человека в принципе. Эмоция, жаждущая выражения в творчестве, в созидании.

Именно с этого первобытного человека, впервые попытавшегося что-то изобразить на стене пещеры, и нарисованных им существ, началось Искусство в принципе. Причем не только живописное - это ведь тоже можно назвать своеобразной литературой! Он рассказывал историю - историю охоты.

Но когда началась словесная литература?

Джеймс Фрейзер (1854 - 1941) - британский ученый, религиовед, утверждал, что источником всего является ритуал. Ритуал, по Фрейзеру, является в некотором роде имитацией желаемого результата - к примеру, желая смерти врагу, наносят увечья его изображению, "убивают" изображенное на стене животное перед охотой. Из ритуала, по Фрейзеру, возникает миф (а не наоборот). Миф - словесное закрепление ритуала. А затем уже миф становится "строительным материалом" художественного произведения. Концепцию происхождения литературы он видит так: Ритуал - Миф - Художественное произведение. С этим согласен и Гилберт Мерей, видевший элементы ритуала в целом ряде сюжетов. Так похищение Елены он выводит из ритуала похищения невесты. Джесси Уэстон продолжила эту теорию, объяснив ритуальной основой и средневековую легенду о святом Граале. Исследовательница выводит ее не из христианской легенды о священной чаше, а из древнего обряда инициации. Американские ученые развили эту теорию, привязав те или иные сезонные обряды к определенным жанрам. Американец Нортроп Фрай пытался определить роль мифологии, как источника архетипов. По Фраю, литературные произведения создаются из одних и тех же архетипических моделей.

Очевидная уязвимость этой теории видна. Откуда тогда взялись ритуалы? Ведь не все, так или иначе, копируют желаемый результат. К тому же, такой подход напрочь исключает и индивидуально-авторское осмысление реальности, и саму реальность, которая тоже могла стать источником мифологии? Истории о подвигах на охоте или на войне. К примеру, древнегреческие истории о героях. Почему же достижения тех или иных воинов не могли стать источником мифа и существовать уже преувеличенными в народном сознании? Оттуда, кстати, и утверждения о "божественном" происхождении героя или героини. Людям трудно было себе представить, что воин, обладающий невероятной физической силой, такой же, как они. Или попытка древнего человека ответить себе на вопрос, почему гром гремит, почему дождь и почему солнце то встает, то садится?

Единственный вид литературы, которую можно отнести к мифу, кроме драматургии, это фольклор. Народные сказки действительно вышли из мифа. Здесь и Кощей Бессмертный - образ смерти, и Перун, побеждающий его, и баба Яга, которую многие исследователи считают своего рода хранительницей границы между миром живых и миром мертвых. А дети, которых она пытается "испечь" в печи - отображение инициации, которая должна была символизировать "смерть" человека в качестве ребенка и его новое "рождение" в образе взрослого.

Тема эта в высшей степени интересна. Но ясно одно - искусство с самого начала было индивидуальным. Даже когда было фольклором. Оно выражало эмоции отдельного человека, в котором все остальные узнавали свои собственные. Что бы ни говорили в советское время. Да и что такое коллектив, если не множество индивидуальностей?