Мастерство драматургической композиции трагедии. Идейно-художественное своеобразие Гамлета Параллелизм и удвоение в пьесе гамлет

Билет 25. Трагедии Шекспира.

1) История сюжета “Гамлета” и “Короля Лира”.

Прототип – принц Амлет (имя известно из исландских саг Снорри Стурлусона). 1 лит. памятник, в котором этот сюжет есть – “История датчан” Саксона Грамматика (1200). Отличия сюжета от “Г”: убийство короля Горвендила братом Фенгоном происходит открыто, на пиру, до этого у Ф. с королевой Герутой ничего не было. Мстит Амлет так: вернувшись из Англии (см. Гамлета) на тризну по поводу собственной кончины (все же думали, что он убит), он спаивает всех, накрывает ковром, прибивает его к полу и поджигает. Герута его благословляет, т.к. она раскаялась в том, что вышла замуж за Ф. В 1576 г. фр. писатель Франсуа Бельфоре опубликовал эту историю на франц. языке. Изменения: связь между Ф. и Герутой до убийства, усиление роли Геруты как помощницы в деле мести.

Потом была написана пьеса, которая до нас не дошла. Но мы знаем о ней из воспоминаний современников о “куче Гамлетов”, которые произносят длинные монологи. Потом (до 1589 г.) была написана еще одна пьеса, которая дошла, но не дошел автор (скорее всего это был Томас Кид, от которого осталась “Испанская трагедия”). Трагедия кровавой мести, родоначальником которой как раз и был Кид. Тайное убийство короля, о котором сообщает призрак. + мотив любви. Козни злодея, направленные против благородного мстителя, обращаются против него самого. Ш. весь сюжет оставил.

“Король Лир”. Сказание о короле Лире и его дочерях – древнейшее сказание Британии. Ее 1-ю лит. обработку сделал английский летописец Джеффри Монмутский, кот. изложил ее в “Истории Британии” (1135). 1594 г. – анонимная пьеса “Прославленная история Лира, короля Англии, и его трех дочерей”. Ш. Пользовался этой пьесой, “Хроникой” Холиншеда, отдельными деталями из поэмы Спенсера “Королева фей”. Сюжетная линия Глостера и его сыновей – из романа Сиднея “Аркадия” (этой линией Ш. придает универсальность действию).

Чем важным “КЛ” отличается от старой пьесы? Введен мотив безумия, шут, 2 сюж. линия, финал в старой пьесе нетрагичен (Лир снова становится королем, Корделия остается жива).

2) История изучения трагедии “Г”.

На счет Г. существовали 2 концепции – субъективистская и объективистская.

Субъективистские т.з.: Томас Хаммер в 18 в. первым обратил внимание на медлительность Г., но сказал, что Г. смел и решителен, но если бы он действовал сразу, пьесы бы не было. Гете считал, что от Г. требуют невозможного. Романтики считали, что рефлексия убивает волю.

Объективистская т.з.: Циглер и Вердер считали, что Г. не мстит, а творит возмездие, а для этого надо, чтобы все выглядело справедливым, иначе Г. убъет саму справедливость. В общем-то это можно подтвердить цитаткой: Век расшатался – И скверней всего, что я рожден восстановить его. Т.е. он вершит высший суд, а не просто мстит.

Еще одна концепция: проблема Г. связана с проблемой интерпретации времени. Резкое смещение хронологической перспективы: столкновение героического времени и времени абсолютистских дворов. Символы – король Гамлет и король Клавдий. Оба они характеризуются Гамлетом – “рыцарственный король подвигов” и “улыбчивый король интриг”. 2 поединка: король Гамлет и норвежский король (в духе эпоса, “чести и закона”), 2 – принц Гамлет и Лаэрт в духе политики тайных убийств. Когда Г. оказывается перед лицом необратимого времени, начинается гамлетизм.

3) Концепция трагического.

Гете: “Все его пьесы вращаются вокруг скрытой точки, где вся своеобычность нашего “я” и дерзновенная свобода нашей воли сталкивается с неизбежным ходом целого”. Магистральный сюжет – судьба человека в обществе, возможности человеческой личности при недостойном человека миропорядке. Герой идеализирует в начале действия своой мир и себя, исходя из высокого назначения человека, он проникнут верой в разумность системы жизни и в свою способность творить свою судьбу. Действие строится на том, что протагонист вступает на этоой почве с миром в великий конфликт, который приводит героя через “трагическое заблуждение” к ошибкам и страданиям, к проступкам или преступлениеям, совершенным в состоянии трагического аффекта.

В ходе действия герой осознает истинное лицо мира (природу общества) и реальные свои возможностти в этом мире, в развязке погибает, своею гибелью, как говорят, искупает свою вину и вместе с тем утверждает во всем действии и в финале величие чел. личности как источник трагически “дерзновенной свободы”. Конкретнее: Г. учился в Виттенберге, культурном и духовном центре Ренессанса, там он набрался идей о величии человека и т.д., а Дания с ее интригами ему чужда, это для него “худшая из тюрем”. Что он тепрь о человеке думает –см. его монолог во 2 действии (про квинтэссенцию праха).

4) Образ протагониста.

Герой – натура в высшей степени значительная и интересная. Субъективная сторона трагедийной ситуации – это и сознание протагониста. В своеобычности характера трагедийного героя заключается его удел – и сам сюжет данной пьесы, как героически характерный сюжет.

Трагедийные герой у Ш. вполне на уровне своей ситуации, она ему по плечу, без него ее не было бы. Она его удел. Другой человек на месте протагониста примирился бы со сложившимися обстоятельствами (или вообще бы не влез в такую ситуацию).

Протагонист наделен “роковой” натурой, прет против судьбы (Макбет: “Нет, выходи, поборемся, судьба, не на живот, а на смерть!”).

5) Образ антагониста.

Антагонисты – это разнообразные интерпретации понятия “доблести”. Клавдий доблестен по Макиавелли. Энергия ума и воли, умение приспосабливаться к обстоятельствам. Стремится “казаться” (мнимая любовь к племяннику).

Яго – качество ренессансной личности: активность, предприимчивость, энергия. Но натура грубая – это хам и плебей. Коварен и завистлив, ненавидит превосходство над собой, ненавидит высокий мир чувств, потому что он ему недоступен. Любовь для него похоть.

Эдмунд – активность, предприимчивость, энергия, но нет благ законного сына. Преступление не цель, а средство. Достигнув всего, он готов спасти Лира и Корделию (приказ об их освобождении). Макбет – одновременно и антагонист, и протагонист (Ш. никогда не называл трагедий именем антагониста). До появления ведьм он доблестный воин. А потом думает, что ему суждено быть королем. Это якобы его долг. Т.е. ведьмы ему предсказали – теперь дело за ним. Движимый этикой доблести, становится злодеем. К цели – любыми средствами. Финал говорит о крахе щедро одаренной личности, вставшей не на тот путь. См. его последний монолог.

6) Концепция времени.

Гамлета- см. выше.

Король Лир: тоже резкое смещение времен. Седая древность Лира – причастность Л. к патриархальным временам, отсюда его доверчивость (он верит лести дочерей, считает, что между словом и делом нет разницы). А мир-то вокруг не патриархальный. Он проникнут индивидуалистическим духом Возрождения. Все меньше остается патриархальных добродетелей.

Развитие ренессансной личности шло в двух направлениях: один полюс – Эдмонд, Регана и Гонерилья, другой -- Эдгар и Корделия (они в новом мире терпят поражение, потому что честны).

7) Особенности композиции.

Отелло: завязка – похищение Дездемоны. Кульминация – высылка О. на Кипр. Развяка – все умерли.

Лир: завязка – раздел королевства. Кульминация – буря (кот. символизирует вздыбленность мира), развязка – наверное, тоже когда все умерли.

Макбет: завязка - встреча с ведьмами. Кульминация – тень Банко на пиру. Развязка – смерть М.

Гамлет: завязка – разговор с призраком. Кульминация – сцена “мышеловка” (“Убийство Гонзаго”). Развязка – понятно.

8) Мотив безумия и мотив жизни-театра.

Для Г. и Л. безумие – высшая мудрость. Они в безумии понимают сущность мира. Правда, у Г. безумие поддельное, у Л. – настоящее.

Безумие леди Макбет – разум человека заблудился и природа восстает против него. Образ мира-театра передает шекспировский взгляд на жизнь. Это проявляется и лексике персонажей: “сцена”, “шут”, “актер” не просто метафоры, а слова-образы-идеи (“Две правды сказаны, как благоприятные прологи к назревающему действию на тему монаршей власти” – Макбет, I, 3, дословно; “Мой ум не сочинил еще пролога, как приступил к игре” – Гамлет, V, 2 и т.д.).

Трагедия героя в том, что надо играть, а герой либо не хочет (Корделия), но вынужден (Гамлет, Макбет, Эдгар, Кент), либо осознает, что он в решающий момент всего лишь играл (Оттело, Лир).

Этот полисемичный образ выражает унижение человека жизнью, несвободу личности в недостойном человека обществе.

Сентенция Гамлета: “Цель лицедейства была и есть – держать как бы зеркало перед природой, являть всякому времени и сословию его подобие и отпечаток” – имет и обратную силу: жизнь – лицедейство, теаральность искусства – малое подобие большого театра жизни.

Трагическая история о Га́млете - трагедияУильяма Шекспира, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира - в ней 4042 строки и 29 551 слово.

Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Amletus, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов» и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца. Часть исследователей связывают латинское имя Amletus с исландским словом) бедняга, несчастный; 2) халтурщик; 3) дурак, болван.)

Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида.

Прототипом Гамлета был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг СнорриСтурлусона. Это позволяет делать предположение, что сюжет о Гамлете, вероятно, был предметом ряда древних преданий .

Первый литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Гамлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Саксона Грамматика. В «Истории данов», написанной около 1200 года он сообщает, что эта история произошла ещё в языческие времена, то есть до 827 года, когда Дания приняла христианство.

Шекспир, оставив практически неизменной сюжетную канву Кида (с описанием Бельфоре он не был знаком), в своей трактовке сюжета намного расширил его рамки. Тема мести осталась в трагедии. Но внимание было перенесено с внешней борьбы на духовную драму героя. Мстители ранних трагедий мести были людьми энергичными, одержимыми стремлением осуществить стоявшую перед ними задачу. Их отличала порывистость и непреклонность. Они с воодушевлением выполняли кровавое дело, которое считали своим долгом. Гамлет Шекспира - герой совсем иного душевного склада. Его душа поражена меланхолией.

О «Гамлете» написано несколько тысяч книг и статей. Но среди них трудно найти два сочинения, которые были бы полностью согласны в своей характеристике произведения Шекспира. Ни один шедевр мировой литературы не породил столь великого множества мнений, как «Гамлет» .

Критика шекспировского «Гамлета» отразила борьбу почти всех течений общественно-философской и эстетической мысли начиная с XVII века. Эта история показывает, что в каждый период общественной жизни проблема «Гамлета» вставала в новом свете и получала решение соответственно мировоззрению критиков, обращавшихся к ней. В каждую эпоху представители того или иного направления считали свою точку зрения не только самой правильной, но и наиболее соответствующей замыслу Шекспира.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Филиал Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова в городе Севастополь

Значение параллельных линий в трагедиях Шекспира «Гамлет» и «Король Лир»

Выполнила:

Студенка группы Ж-203

Сурма Анна

г. Севастополь 2015 год

Гений Шекспира изучало множество ученых, а будут изучать не меньше. Каждый исследователь находит в его творчестве свой аспект и анализирует его в контексте собственной национальной традиции. Сегодня мы знаем об этом великом гении гораздо больше, чем вчера, но белых пятен в его биографии предостаточно, и это способствовал появлению легенд о том, что Шекспира может не было вовсе, что за него писал кто-то другой. Но сегодня мы знаем, что Шекспир был, есть и будет непревзойденным драматургом своей эпохи.

Шекспир жил и творил в эпоху королевы Елизаветы, когда Англия вела борьбу за централизованное государство и свое первенство в мировой политике. Страна переживала подъем, «золотой век» - так историки назовут этот период позже. Но жизненный путь Уильяма Шекспира вовсе не был легким и «золотым». Ему пришлось скитаться по театральным подмосткам в качестве не очень везучего актера и постепенно превратиться в одного из самых ярких драматургов эпохи.

Пьесы Шекспира исполняли при дворе, в знатных домах, университетах, профессиональных корпорациях, известен случай, когда того же «Гамлета» играли на корабле в открытом море. Чаще всего он писал для публики театра «Глобус» - разношерстной, крикливой, не понимающей ничего, кроме театральных грубых эффектов, и излишне изощренной ее части, которая не будет смотреть нелепицу. Ему удалось угодить всем.

Хотя по большому счету, он самостоятельно не сочинил ни одной пьесы. Все сюжеты он заимствовал, пересказывал понятным для публики языком, как будто вышивал по канве общественной памяти старую историю, наполняя ее новым смыслом.

Тем не менее Шекспир был новатором в сюжетно-композиционной структуре трагедий. В его трагедиях появляется вторая сюжетная линия. Параллельность сюжетных линий позволяет создать впечатление широты и многогранности действительности в пьесе. Наивысшее напряжение в душах героев, борьба внутренних страстей часто в произведениях Шекспира сопровождается природными катаклизмами - бурей, дождем. Таким образом ему удается дополнить параллельность характеров героев контрастами в образах природы.

История написания «Гамлета» не стала исключением. Первоисточниками для написания пьесы стали предания о принце Амлете, что проживал в Дании в далекие времена. Отец принца со своим братом правил страной, но младший брат убил короля и женился на его вдове. Это предание впервые переписал французский автор Франсуа де Бельфор, а Шекспир использовал это в своей пьесе.

Для драматургии ренессансной эпохи характерно использование параллельных сюжетов, взаимная связь и влияние двух и более сюжетных линий. Именно такие сюжетные переплетение мы замечаем в пьесе «Гамлет».

Очень популярной темой тех времен была месть и мстители. В своей пьесе Шекспир при помощи параллельных сюжетных линий раскрывает тему мести и трактует ее по-новому, ведь для борьбы со злом главному герою приходится совершать зло самому.

Главным сюжетом трагедии выступает история Гамлета и его терзания относительно смерти отца. После беседы с призраком отца он жаждет выяснить правду о его смерти и устраивает спектакль с заезжими актерами, которые в своей сценке показывают акт смерти короля. Во время спектакля Гамлет наблюдает за Клавдием, тот не может досмотреть его и выходит. Гамлет воспринимает это как доказательство вины. Но и тут он не может решиться на убийство, которое от него требуется долгом чести и ролью мстителя.

Образ Гамлета не соответствует традиционному образу героя-мстителя эпохи Возрождения. Каждый читатель пьесы или зритель в зале замечает некоторую медлительность в действиях Гамлета, его отстраненность от основных событий в пьесе.

Гамлетовская рефлексия и колебание, ставшее отличительным признаком характера этого героя, вызвано внутренним потрясением от «моря бедствий», повлекшим за собой сомнение в нравственных и философских принципах, которые казались ему незыблемыми.

Дело ждет, а Гамлет медлит, не раз на протяжении пьесы Гамлет имел возможность покарать Клавдия. Почему, например, не наносит он удар, когда Клавдий молится в одиночестве? Потому, установили исследователи, что в таком случае, согласно древним поверьям, душа попадает в рай, а Гамлету необходимо отправить ее в ад. Психологическая раздвоенность гамлетовского сознания носит исторический характер: ее причина - двойственное состояние современника, в сознании которого вдруг заговорили голоса и стали действовать силы других времён.

Хотя гибель человека трагична, все же трагедия имеет свое содержанием не смерть, а моральную, нравственную гибель человека, то, что привело его на роковой путь, заканчивающийся гибелью.

В данной пьесе сопоставляются отцы и сыновья. Комическим зеркалом Гамлета-короля становится образ Полония. После гибели Полония его дети стают героями трагедии. Лаэрт становится пламенным мстителем, хотя с начала это роль отводилась Фортинбрасу.

Тема театральности полностью насыщает пьесу и наделяет героев аффективным проявлением чувств, искусственной мотивацией поступков. Даже Лаэрт не может стать полноценным героем-мстителем, хотя в его образе соблюдены все требования жанра для подобного героя. В действиях Фортинбраса также присуща излишняя театральность, он не разыгрывает месть, а играет главного героя в целом, которого ведут абсолютно надуманные и театральные представления о героизме и человеческих ценностях. Гамлет сам не может избежать театральных жестов, но старается избежать тех рамок, которые навязываются его персонажу ролями Мстителя и Короля.

Сюжетная линия Офелии также становится параллельной к основному сюжету. Общая для них линия безумия становится их сходством. Безумие в трактовке Шекспира является способом познания Вселенной с перевернутой точки зрения, но лишь на время. Гамлет понимает, что долго притворяться безумным становится опасно, потому что любой актер может заиграться и не остановиться. Ведь безумие может привести к смерти самого умалишенного и близких ему людей. В то же время Офелия становится безумной, потому что не может найти иного выхода из ситуации, лишь в этом она находит защиту от окружающего мира. Она прозревает слишком поздно, не сумев таким образом его пережить и выработать новую схему мышления.

Шекспир проводит параллельные линии между самым Гамлетом и Клавдием. Когда Гамлет старается выяснить, вправду ли Клавдий виноват в смерти его отца, сам Клавдий также старается выяснить, в чем причина безумного поведения племянника. Оба расследования происходят параллельно, а кульминацией становится сцена «Мышеловка».

Розенкранц и Гильденстерн и норвежские послы Вольтеманд и Корнелиус становятся героями комедийного жанра, они абсолютно заменяют друг друга. Таким образом человеческий идеал становится искаженным, обезличенным, герои становятся марионетками, что бездумно исполняют волю другого человека.

Прием удвоения используется Шекспиром в «Гамлете» чаще, чем в других пьесах. Эти приемы употребляются в речи Полония, Лаэрта, Клавдия и самого Гамлета. Так выражаются духовные колебания принца и процесс осознания им двойственной сущности мира. В этом мире он не может разобраться был ли Призрак духом короля или посланцем ада и действительно ли Гертруда невиновна в гибели первого супруга.

Шекспир вложил в старую, привычную форму новое содержание. К новым чертам, не принятым в елизаветинской трагедии мести, относились скоморошество, юродство героя, которое варьировало тему безумия, приближая ее к архетипической фигуре трикстра, «умного дурака». Несмотря на признанное «безбожие» гамлетовских небес, драматург написал пьесу об отказе от личной мести, о возмездии высшем и высоком. Так случайно умирает Полоний; так приводит на виселицу Розенкранца и Гильдернстерна их не в меру «искусная совесть», и так далее. Таким образом, трагедия Шекспира стала ответом, противовесом классической трагедии мести. Это трагедия мести без собственно «умышленного зла», без личного отмщения. Таким образом, на мифологию героя-мстителя, сына, героя погибающего в «Гамлете» наложилось и трикстерство, и христианская покорность божественному промыслу, и Гамлет, совокупность самых различных подтекстов укрытых образов, не случайно стал героем вечным.

Вершиной развития параллелизма сюжетов в драматургии Шекспира стала пьеса «Король Лир». Эту историю Шекспир также позаимствовал у - «Аркадии» Филиппа Сидни. Но в первоисточнике двойного сюжета не было, поэтому в этой истории параллельный сюжет - инновация самого автора. «Король Лир» - одна из самых длинных шекспировских пьес. Его главная цель - сфокусировать действие на образе самого Лира и его отношениях с дочерями. Однако редукция «второй» сюжетной линии непоправимо обедняет философское значение трагедии и существенно искажает ее идею, поскольку именно «линия Глостера» начиная с середины текста становится ведущей, обеспечивая и развитие фабулы, и порождение новых мировоззренческих смыслов. шекспир гамлет король лир

Основным сюжетом становится история короля Лира, который разделяет королевство между тремя дочерями, в силу своей уверенности в абсолютной справедливости мировых порядков. Но две старших дочери изгнали старика-отца, тем самым открыв ему глаза ни истинный порядок вещей в мире. Параллельным сюжетом здесь выступает история герцога Глостера и его сыновей, эта история как бы подчеркивает сущность ошибки Лира.

Вся история раздела королевства насыщена аспектами темы власти и наследования, в чем проводится параллель между Лиром и Глостером. Начиная с первого акта для зрителей становится очевидной взаимосвязь основного и параллельного сюжета. Проходит всего один день, как Лир разделяет свое королевство, а Глостер также оказывается в подобной тяжелой ситуации, ведь ему приходится отречься от одного из своих сыновей, причем от лучшего. Но в то же время Глостер становится пассивной жертвой своего внебрачного сына.

Сюжет Глостера во второй половине первого акта начинает отставать во времени от сюжета Лира, где время идет быстрее и насыщеннее. Третий акт уравнивает эти сюжеты. Но необходимо подметить, что личность Глостера не настолько масштабна, как персонаж Лира. Глостер не становится в полной мере трагическим персонажем, его история развивается в семейно- бытовых границах, а трагическая история Лира охватывает свои масштабом страну и основы нашего мира. Кульминацией для развития параллельного сюжета стала встреча безумного Лира и слепого Глостера в шестой сцене четвертого акта.

Крах обоих отцов вызван похожими причинами, но они созданы по-разному. Их дети сопоставляются друг с другом на уровне параллельного сюжета их отцов: Регана с Гонерильей и Эдмунд как дурные дети, Корделия и Эдгар как дети хорошие. Но их дети ведут себя неодинаково в столь похожих ситуациях.

Если Гонерилья и Регана не думают о том, чтобы избавиться от сестры, - ее изгнание их поначалу поражает, - а лишь пользуются плодами старческого слабоумия, то Эдмунд сам строит свою судьбу. В отличие от «яростных», животных сестер и Корнуолла, Эдмунд, не только наделенный цепким практическим умом, но и склонный к философским обобщениям, - практик-макиавеллист.

Из пары «хороших детей» дочь Лира, напротив, сильнее. Корделия, как и отец, сама избирает собственную судьбу. До некоторой степени она унаследовала своеволие Лира и при всей привлекательности образа ее вряд ли можно счесть полностью невиновной в сложившейся ситуации. Корделия никем не обманута - свое роковое «Ничего» она произносит сама и стоит на своем до конца. Любовь к отцу не заставляет ее потакать его прихотям. Эдгар в начале пьесы не оказывается в ситуации выбора, в отличие от Корделии. Формально он мог бы отказаться верить брату, но внутренняя логика характера, в первом акте совершенно пассивного, фактически не оставляет ему простора для волевых решений. Эдгар тоже повторяет своего отца, но не гордостью, а слабостью: как и старший Глостер, он легковерен и любит Эдмунда, при этом совершенно не понимая его.

«Король Лир» - художественный эксперимент Шекспира, с самого начала наделившего своего героя полной властью над окружающими. Словно некое божество, словно Бог, вечно видящий перед собой поступки людей, которые для самих людей разворачиваются во времени, Лир устраивает своим дочерям испытание, итог которого представляется ему заранее известным и предрешенным. Однако из человека-Лира не получается божественного драматурга, и Лир проходит путь, обратный пути других шекспировских героев. Ричард, Гамлет, Макбет стремились к полноте власти над людьми и миром. Лир от полноты власти приходит к утверждению беспомощности человека и его неспособности властвовать над чем и кем бы то ни было. Однако истина, как всегда, лежит где-то посередине. Человек не может претендовать на всю полноту божественной власти, но и не может отказываться от той власти - и, следовательно, ответственности, - которая дана ему в рамках существующего мироздания. Гибель Корделии, вынесенная как бы за скобки драматического действия, происходящая уже после того, как на злодеев обрушилась заслуженная кара, с одной стороны, словно подрывает веру героев и читателя/зрителя трагедии в осмысленность и справедливость мироздания, а с другой - напоминает героям об их ответственности за собственные поступки, ведь именно претензии Лира на полноту власти над миром и людьми и привели к таким последствиям.

Параллельные линии сюжета «Короля Лир» проявляются не только в сопоставлении Лира и Глостера, но и Лира с Эдгаром. Их обоих предали самые близкие люди, и они стали изгнанниками. Эти персонажи приходят к высшей мудрости осознания бытия через страдания, потерю себя и обретение себя нового, возвышенного. Они люди, которые познали безумие. Только Лир постепенно отрекся от вражеского ему мира, а Эдгару пришлось научиться жить в новом мире и управлять государством.

Персонаж герцога Альбани также сопоставляется с судьбой Лира. Этому герою пришлось перейти от духовной апатии к сопротивлению злу и разбудить в себе способности к сопереживанию.

Шекспир создавал параллельность сюжетов в «Короле Лире» с целью предоставить возможность для духовного перерождения личности, которое может быть доступно каждому, не только сильному духом.

В «Гамлете» и «Короле Лире» невозможно выделить единственную схему композиции параллельного сюжета. В его создании большую роль играют сами персонажи. В целом пьесы Шекспира разделились на те, в которых явная роль главного героя сопровождается героями -двойниками во втором сюжете, и они протекают параллельно, как в «Гамлете» и те, в которых во второстепенном сюжете нет главного героя. Их несколько, и выделение одного нецелесообразно.

Шекспиру удалось найти особенное место для каждого персонажа в пьесе. Двойной сюжет как литературный прием позволяет Шекспиру анализировать главные проблемы драматургии эпохи Возрождения, а именно видимость внутреннего содержания, необходимость мести или ее неоправданность, безумие как потеря или обретение личности и своей самоидентичности, закон и милосердие, соотношение ролей мужчины и женщины.

Эти перечисленные вопросы не могут решаться однозначно. Именно поэтому для Шекспира параллельный сюжет разрешает реализовать многозначные трактовки на материале одного текста, одной пьесы.

Список литературы

1. Акройд П. Шекспир: биография. М.: Колибри, 2010. 736 с.

2. Гарин И.И. Шекспир Вильям, о нем. Художественная литература. Харьков: Гариниздат, 1998.

3. Шестаков В. Мой Шекспир. Гуманистические темы в творчестве Шекспира. М.: Славян.диалог, 1998.

4. Шилова Н. В. Двойной сюжет в драматургии английского Возрождения // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). С. 399- 401.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности исследования проблематики семейных отношений, общественного и политического в трагедии В. Шекспира "Король Лир". Цель, роль и значение антигероя в художественном произведении. Место антигероя в исследуемой трагедии английского классика.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Сюжет и история создания трагедии У. Шекспира "Гамлет". Трагедия "Гамлет" в оценке критиков. Интерпретация трагедии в различные культурно-исторические эпохи. Переводы на русский язык. Трагедия на сцене и в кино, на зарубежных и российской сценах.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2009

    Особенности творчества У. Шекспира - английского поэта. Художественный анализ его трагедии "Гамлет, принц Датский". Идейная основа произведения, его композиция и художественные особенности. Характеристика главного героя. Второстепенные персонажи, их роль.

    реферат , добавлен 18.01.2014

    История создания пьесы. Раскрытие конфликтов совести, природы человека и его поведения, власти и безволья, жизни и смерти в трагедии. Внутренняя драма принца Гамлета. Его душевная борьба между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2016

    Лев Толстой и его литературно-эстетические взгляды. Основные положения критического отзыва о пьесе Шекспира "Король Лир". Социально-политические конфликты эпохи Возрождения. Анализ парадоксального текста. Шекспиризация и шекспиризм в Европе и в России.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Гамлет - выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения. Литературная полемика вокруг образа Гамлета. Шекспир писал о современной ему Англии. Все в его пьесе - герои, мысли, проблемы, характеры - принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.

    реферат , добавлен 11.08.2002

    Вопрос периодизации творчества зрелого периода Шекспира. Продолжительность творческой деятельности Шекспира. Группировка пьес Шекспира по сюжетам. Ранние пьесы Шекспира. Первый период творчества. Период идеалистической веры в лучшие стороны жизни.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Описание жизненного и творческого пути Вильяма Шекспира. Изображение расцвета человеческой личности и богатства жизни, но вместе с тем присущего трагического непонимания между отцами и детьми в пьесах драматурга "Ромео и Джульетта", "Король Лир".

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Особенности проведения редакторского анализа моноизданий У. Шекспира. Анализ истории публикаций моноизданий трагедий в издательстве Детгиз". Характеристика трагической истории "Гамлет". Б. Пастернак как непревзойденный мастер поэтического перевода.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2015

    Вопросы о смысле и цели человеческого существования, нравственного и гражданского долга, возмездия за преступления в трагедии У. Шекспира "Гамлет"; исследование русских переводов XIX века и способов адаптации текста пьесы в русской культурной среде.

Трагедия «Гамлет». Трагедия «Гамлет», написанная в 1601 году,- одно из самых гениальных созданий Шекспира. В ней под аллегорическим образом «подгнившей» средневековой Дании подразумевалась Англия XVI века, когда буржуазные отношения, идущие на смену феодальным, разрушали старые понятия чести, справедливости, долга. Гуманисты, которые выступали против феодального угнетения личности и верили в возможность ре освобождения от любого гнета, убеждались теперь, что и буржуазный уклад не несет желаемого освобождения, заражает людей новыми пороками, порождает корысть, лицемерие, ложь. С поразительной глубиной раскрывает драматург состояние людей, переживающих ломку старых и становление новых, но далеко не идеальных форм жизни, показывает, как воспринимают они крушение надежд.

Сюжет «Гамлета» записан в конце XII в. Саксопом Грамматиком в его «Истории Дании». Эта древняя ютландская легенда неоднократно подвергалась литературной обработке авторами разных стран. За полтора десятилетия до Шекспира к ней обратился его талантливый современник Томас Кпд, но его трагедия не сохранилась. Шекспир наполнил знакомый зрителям сюжет острым злободневным смыслом, и «трагедия мести» обрела под его пером острое социальное звучание.

В трагедии Шекспира речь идет о власти и тирании, величии и низости человека, о долге и чести, о верности и мести, затрагиваются вопросы морали и искусства. Принц Гамлет благороден, умен, честен, правдив. Он предавался наукам, ценил искусство, любил театр, увлекался фехтованием. Беседа с актерами свидетельствует о его хорошем вкусе и поэтическом даре. Особым свойством ума Гамлета была способность анализировать жизненные явления и делать философские обобщения и выводы. Всеми этими качествами, по мнению принца, обладал его отец, который «человек был в полном смысле слова». И нем он видел ту совершенную гармонию духа, «где каждый бог вдавил свою печать, чтоб дать вселенной образ человека». Справедливость, разум, верность долгу, забота о подданных - вот черты того, кто «истый был король». Таким готовился стать и Гамлет.

Но в жизни Гамлета происходят события, раскрывшие ему глаза на то, как далек от совершенства окружающий его мир. Как много в нем кажущегося, а не истинного благополучия. Это и составляет содержание трагедии.

Внезапно в расцвете сил скончался его отец. Гамлет спешит в Эльсинор, чтобы утешить в горе королеву-мать. Однако не прошло и двух месяцев, а мать, в которой он видел образец женской чистоты, любви, супружеской верности, «и башмаков не износив, в которых шла за гробом», становится женою нового монарха - Клавдия, брата умершего короля. Траур забыт. Новый король пирует, и залпы возвещают, что он осушил очередную чашу. Все это не дает покоя Гамлету. Он скорбит об отце. Ему стыдно за дядю и мать: «Тупой разгул на запад и восток позорит нас среди других пародов». Тревога, беспокойство ощущается уже в первых сценах трагедии. «Подгнило что-то в Датском государстве».

Явившийся призрак отца поверяет Гамлету тайну, о которой тот смутно догадывался: отца убил завистливый и коварный Клавдий, влив в ухо спящего брата смертельный яд. Он отнял у него и трон, и королеву. Призрак взывает к мести. Зависть, подлость, ложь и грязь в родных ему людях потрясли Гамлета, повергли в тяжелое душевное уныние, которое окружающие воспринимают как безумие. Когда принц понял это, он воспользовался своим мнимым безумием как средством усыпить подозрительность Клавдия и разобраться в происходящем. В сложившихся обстоятельствах принц очень одинок. Гильденстерн и Розенкранц оказались шпионами, приставленными королем, и проницательный юноша это очень скоро разгадал.

Постигнув истинное положение вещей, Гамлет приходит к выводу: чтобы исправить порочный век, мало борьбы с одним злодеем Клавдием. Слова призрака, звавшего к мести, ок воспринимает теперь, как призыв покарать зло вообще. «Мир расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его»,- заключает он. Но как исполнить это труднейшее предназначение? И сможет ли он справиться с задачей? В борении перед ним встает даже вопрос о том «быть или не быть», то есть стоит ли жить, если нельзя одолеть темные силы века, но и мириться с ними невозможно. Исследуя психологическое состояние героя, В. Г. Белинский отмечает два конфликта, переживаемых принцем: внешний и внутренний.

Первой состоит в столкновении его благородства с подлостью Клавдия и датского двора, второй - в душевной борьбе с самим собой. «Ужасное открытие тайны отцовской смерти, вместо того, чтобы исполнить Гамлета одним чувством, одним помышлением - чувством и мыслью мщения, минуту готовыми осуществиться в действии,- это открытие заставило его не выйти из себя, а уйти в самого себя и сосредоточиться во внутренности своего духа, возбудило в нем вопросы о жизни и смерти, времени и вечности, долге и слабости воли, обратило его внимание на свою собственную личность, ее ничтожность и позорное бессилие, родило в нем ненависть и презрение к самому себе».

Другие , напротив, считают принца человеком волевым, упорным, решительным, целенаправленным. «Причины такого резкого разногласия в определении доминантных черт того героя,- пишет украинский исследователь А. 3. Котопко,- на наш взгляд кроются прежде всего в том, что юроям Шекспира, в частности Гамлету, присуща многогранность характера. Как художник-реалист, Шекспир владел удивительным умением соединять воедино противоположные стороны человеческого характера - его общие и индивидуальные, социально-исторические и морально-психологические особенности, отражая в этом противоречия общественной жизни». И далее: «Сомнения, колебания, раздумья, медлительность Гамлета - это сомнения, колебания, раздумья человека решительного, храброго. Когда
href="http://www.school-essays.info/">Гамлет
уверился в виновности Клавдия, эта решительность проявляется у него уже в действиях.

Посмотрим теперь, как связаны главные персонажи с действием трагедии в целом. Шекспир был мастером многоплановой композиции, при которой пьеса имеет несколько самостоятельных линий действия, перекрещивающихся между собой. В центре трагедии королевская семья: Клавдий, Гертруда, Гамлет и витающий над всем действием Призрак убитого короля. Рядом - семья королевского министра Полония: он, его сын и дочь. Третью линию действия образует история норвежской королевской династии; о ней больше говорится и в действии непосредственно участвует лишь принц Фортинбрас, тогда как покойный отец его и здравствующий дядя только упоминаются.

Уже с самого начала Шекспир различными штрихами начинает связывать между собой разные линии действия. Из рассказа Горацио в первой сцене мы узнаем, что отец Фортинбраса вызвал на поединок отца Гамлета и, проиграв, вынужден был отдать свои земли датской короне. Теперь Дания опасается, как бы Фортинбрас не вздумал силой отнять то, что потерял его отец.

Во второй сцене Клавдий первым делом отправляет послов к норвежскому королю, чтобы тот пресек замыслы Фортинбраса. Покончив с государственными делами, он принимается выслушивать просьбы приближенных, и его первое слово обращено к Лаэрту. Он удовлетворяет просьбу отпустить его во Францию не раньше, чем спросив, что думает об этом Полоний. К Полонию король явно благоволит, ибо, как мы можем догадаться, когда престол неожиданно оказался вакантным, министр, по-видимому, содействовал избранию Клавдия на трон.

В третьей сцене мы узнаем, что Гамлет оказывает внимание дочери Полония, причем брат советует, а отец приказывает ей прервать отношения с принцем. Так уже в первых, трех сценах первого акта Шекспир сплел три основные линии действия. Дальше взаимоотношения между королевской семьей и семьей министра Приобретают все более драматический характер. Полоний помогает королю в борьбе против Гамлета, к этому привлекают и ничего не подозревающую Офелию. Гамлет убивает Полония. Офелия сходит после этого с ума. Из Франции возвращается Лаэрт, чтобы мстить за отца. У раскрытой могилы Офелии происходит первое столкновение Гамлета и Лаэрта, затем король вступает в сговор с Лаэртом, чтобы убить принца. Сплетение судеб этих двух семей проходит через всю трагедию.

А какое отношение к фабуле трагедии имеет Фортинбрас? После того как норвежский король отговаривает его от нападения на Данию, Фортинбрас идет походом па Польшу. Для этого ему нужно пройти через датскую территорию, на что он получает разрешение. В важный момент действия оба принца чуть не сталкиваются лицом к лицу. Пример Фортинбраса, активного В борьбе за свои интересы, имеет большое моральное значение для Гамлета.

Возвращаясь из польского похода, Фортинбрас видит полную гибель всей датской династии. По феодальному праву, поскольку земли, принадлежавшие его отцу, входят в датские владения, он оказывается единственным законным претендентом на корону Дании, и она, как мы догадываемся, перейдет к нему.

Фон трагедии, реальную почву ее действия образует переплетение судеб трех семей, причем личные отношения, сочетаются и с большими политическими интересами. В известном смысле можно сказать, что политическим центром событий трагедии является г.опрос о престоле Дании: Клавдий узурпировал его, лишив Гамлета права наследовать отцу, оба погибают, оставляя корону норвежскому принцу. Перечисленные элементы действия кажутся простыми, читатели и тем более зрители проходят мимо них, считая все само собой разумеющимся. Между тем все это - результат тщательно разработанного замысла, претворенного в драматическое действие. Ничто не должно было быть лишним, все построено так, чтобы достигнуть определенного эффекта.

Мало того что драматург старательно «пригоняет» одну линию действия к другой. Он заботится о том, чтобы эпизоды были разнообразными по тональности.

За мрачной ночной сценой появления Призрака следует парадная сцена во дворце. Торжественная обстановка приема монархом своих приближенных сменяется интимной домашней обстановкой проводов Лаэрта Полонием и Офелией. После двух сцен в «интерьере» мы снова на площадке у замка, где в полночь ожидают появления Призрака. Наконец, страшное открытие Призраком тайны гибели покойного короля.

Если первая сцена в доме Полония была совершенно спокойной, то вторая начинается с беспокойства Полония о том, как ведет себя без отцовского присмотра Лаэрт, затем от Офелии узнается тревожная весть - принц Гамлет не в себе, по-видимому, лишился рассудка. Большая сцена, следующая за этим, по объему равна целому акту и состоит из нескольких явлений: Клавдий поручает Розенкранцу и Гильденстерну выяснить причину странной перемены, происшедшей с Гамлетом, вернувшееся из Норвегии посольство сообщает, что опасность вторжения Фортинбраса отстранена, Полоний сообщает королевской чете, что причина помешательства Гамлета - несчастная любовь к Офелии. Если две первые части этой сцены были в серьезном тоне, то рассуждения Полония выставляют его в комическом виде; комизм усиливается, когда Гамлет, беседуя с Полонием, осыпает его насмешками. И тоНе светской беседы начинается встреча Гамлета с Розеикранцем и Гильденстерном, в оживленном тоне происходит встреча с актерами, она сменяется трагизмом, когда актер читает монолог из старинной трагедии, завершается акт многозначительным монологом Гамлета о Гекубе. Стоит заметить все это, и станет очевидно, как продумано построение действия не только с точки зрения разнообразия событий, но и различия в тональностях между отдельными частями этого акта.