Нравственный выбор моего ровесника в произведении распутина. Сочинение по произведениям В

Окт 31 2010

В наше трудное время мы порой стараемся не замечать трудностей, возникающих в современной деревне. А ведь именно они связаны с наиболее актуальными проблемами общества - экологией и нравственным поведением человека. Решение этих проблем определяет дальнейший ход истории нашей цивилизации.

Темой многих произведений писателей - современников В. Распутина и В. Астафьева - является экологическая проблема. На примере Матёры показана судьба наших многочисленных деревень, которые уничтожили якобы ради блага людей, построив разнообразные ГЭСы, ТЭСы и т.п. Судьбы героев разворачиваются на фоне главной проблемы, задевшей всех. За всю историю Матёры жители держались друг за друга, т.е. жили одной семьей. А затопление родной земли нежданно-негаданно свалилось им на голову. Жители до последнего тянут с отъездом, потому что многим из них было страшно уезжать отсюда, где в течение долгих лет они существовали. В буквальном смысле слова у людей перечеркивают их прошлое, ставят перед неизвестным будущим.

В деревне жили в основном пожилые люди, а ведь невозможно начинать совершенно новую в 70-80 лет. Люди до последнего сопротивляются, готовы даже умереть, но они не могут противостоять огромной машине Действительности, сметающей все на своем пути. Я считаю, что герои, созданные Распутиным, являются патриотами родной земли. Может быть, поэтому даже сама природа «помогает» жителям отвести от Матёры неминуемую гибель.

Как и Распутин, Астафьев посвящает цикл своих рассказов современникам, «тем, кто заблудился или блуждает, кто готов перестрелять друг друга, кто тонет в отраве «бормотухи». всеми средствами пытается обратить внимание читателя на главную идею - безжалостное отношение к тайге. Ведь она с древнейших времен - богатейший источник различных природных ресурсов. На примере Игнатьича показывает беззаконный грабеж природы. Он живет одним днем, не задумываясь о последствиях. В поединке с символической царь-рыбой, перед лицом неизвестной высшей силы происходит преображение , в тот момент он молится лишь о спасении. Мне кажется, необычное животное выступает в роли вершителя суда над браконьером, показывает, что использование природы вечно невозможно.

Оба произведения объединены одной мыслью: хозяйское отношение человека к окружающей среде. Актуальность этой проблемы заключается в том, что беспощадная эксплуатация и загрязнение природы чреваты непоправимыми последствиями и экологическими катастрофами в будущем.

Существование человеческого общества, благополучие его и процветание зависят только от нас и наших совместных усилий!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Сочинение по произведениям В. Астафьева и В. Распутина . Литературные сочинения!

МОСКОВСКИ/; ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ р р |^ПЕСКй Л УНИВЕРСИТЕТ

1 О И ЮН Ш&циализированный совет Д 113.11.02 На правах рукописи

Кузина Анна Николаевна

В.Астафьев, В.Распутин: художественное осмысление нравственно-философских проблем современности

Специальность 10.01.02 - литературы народов

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1994 г.

Работа выполнена на кафедре русской литературы XX века МПУ

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор

Еуравлева A.A.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук, профессор

Минакова A.M.,

кандидат филологических наук, доцент Власенко Н.С.

Ведущая организация - Московский педагогический государст-

венный университет.

Защита состоится 23 июня 1994 года в 15 часов на заседании специализированного совета Д 113.II.02 по литературоведению в Московском педагогическом университете по адресу: 107005, ¡Москва, ул.а.Энгельса, д.21-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПУ по адресу: 107846, Москва, ул.Радио, д.Ю-а.

Ученый секретарь специализированного совета

Телегин С.М.

Обращение современной русской литературы к нравственным проблемам, духовным исканиям человечества XX века вызвано стремлением подвести итоги накануне конца века, преодолеть ясно осознаваемый конфликт между гуманистическим и технократическим сознанием. Эпоха НТП ввела в жизнь человека огромное количество технических изобретений, открыла путь в космос, личность же человека оказалась отодвинутой на второй план. XX век стал веком катастроф, главная из которых происходила в душе человека -духовный, нравственный кризис.

Русские писатели традиционно находили истоки-нравственности в жизни русского крестьянства.

В 70-80-е годы развал русской деревни стал очевиден. Крестьянство было поставлено над пропастью исчезновения. Тема современной русской деревни вошла в литературу в 60- годы в очерках В.Овечкина, З.Дороша, Г.Троепольского. В начале 70-х годов появилась плеяда "деревенщиков": «.Абрамов, В.Личутин, В.Шукшин, З.Белов, В.Астафьев, В.Распутин, Ч.Айтматов, С.Залыгин. Писатели стремились запечатлеть уходящую деревню, ее кизнечные принципы и нравственные основы, видя в этом своеобразный урок времени: народ без истории, без традиций - население.

Очень скоро стало ясно: "деревенщики" - слишком узкоэ определение. ¡к проза была пронизана нравствонно-филосо.Хскпм;: п:;;-"л-ниями. "Деревенская" проза поставила проблему русского человека в XX веке; проблему бездуховности созремек: ого человека, решаемую ими в общечеловеческом плане. Писатели поднял;: личность человека как величайшую ценность.

Нравственный мир личности, рассматриваемый ¿".к, включает себя понятия об Истине, ДоЗре, Красоте. Человек, облада^ди,. н^-вственными качествами, ры&эвздае? над вопросами о бытии природы и космоса. Проблема созидания, творчества как процесс самопознания, "творения" жизни и добра возникает непременно, <зел;: речь идет о нравственной личности. Все эти категории рассматривается писателями, решающи: в своем творчестве нраьстзеано-"даосо"Т-ские проблем.

Представляет больной интерес исследование индивиду алы-гых творческих манер конкретных художников, работающих в этом направлении с целью витления типологических особенностей, приеу-

щих и литературному процессу в целом, и творческим индивидуальностям.

Наиболее интересные представители нравственно-философской прозы - В.Астафьев и В.Распутин.

Предмет реферируемого исследования - этико-философские проблемы. современности в прозе В.Астафьева и В.Распутина.

Научная новизна исследования заключена в новых подходах к осмыслению нравственно-философских проблем современности в творчестве В.Астафьева и В.Распутина.

Достоверность исследования обеспечена тем, что выводы, к которым пришел диссертант, получены в результате непосредственной аналитической работы над художественными текстами З.Астафьева и В.Распутина, широкого охвата критической литературы, а такие изучения фундаментальных теоретических трудов, касающихся затронутых в диссертации проблем.

В основе метода исследования лежит комплексный подход к творчеству данных писателей, сочетающий сопоставительный и типологический анализ. Методологической основой анализа послужили труды М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева. Характеризуя современный литературный процесс, диссертант учитывал работы Л.Гинзбург, Г.Белой, М.Липовецкого, В.Кохина, В.Перцов-ского.

В реферируемой диссертации ставится цель - исследовать своеобразие трактовки нравственно-философских проблем современности в творчестве В.Астафьева и В.Распугина в историко-литературном контексте 70-80-х годов, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:

1) изучить своеобразие нравственно- философской проблематики в творчестве В.Астафьева и В.Распутина;

2) определить традицию, в рамках которой осмысляются писателями нравственно-философские проблемы современности;

3) выявить специфику средств художественной выразительности в творчестве В.Астафьева и В.Распутина.

Научно-практическая ценность работы заключается в том, что наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в лекциях и практических занятиях по русской литера-

ре XX века, в спецсеминарах по проблемам современной прозы и утих формах работы в вузе.

Апробирование работы; диссертация обсуждалась на аспирантс-м семинаре, заседаниях кафедры русской литературы XX века в У, на научно-практических конференциях МПУ, БГПИ, Российском зшерситете Дружбы народов.

Структура диссертации определена целью и задачами исследо-;ния. Она включает в себя введение, 2 главы, заключение и биб-юграфию. ■

Основная часть диссертации изложена на^" страницах машино-юного текста. Библиография включает 234 названия.

Во введении обосновывается тема диссертации, ее новизна, >актическая ценность, определяются цель и задачи, содержится ¡зор критической литературы, характеризуются нравственно-фило->фские проблемы современной прозы.

Первая глава - "Нравственный мир человека в прозе В.Астафье-I" - исследует комплекс проблем, позволяющих раскрыть нравствен-ге особенности личности.

В главе содержится анализ раннего творчества писателя, мане-I его письма, выделяются основные темы прозы Астафьева, отме-штся пришвинская традиция в исследовании им проблемы человек природа.

Проблема войны и любви раскрывается при анализе повести [астух и пастушка".

Тема войны в повести - это тема Стихии", Хаоса, бесчеловечно-I, ломающего пасторальную гармонию Низни.

Для писателя война - всегда противоестественное состояние, [а изображается как реальное и символическое событие, сконцен-щровавшее ужас и противоестественность войны. Мир - это не шько состояние боз войны, но и гармония человеческих отношений. I попрание мира, за превращение человека в звереподобное суще-"во человечество ждет кара. Символ этого наказания - горящий

немецкий солдат. Ужас войны испепеляет душу Костяева. И.только любовь женщины возрождает душу Бориса к жизни. Образ Люси становится символом возрождения, жизни, символом Любви. Любовь -естественный принцип взаимоотношения людей. Она побуждает человека к Добру. Но война -это ад, это ненависть. Жить в мире ненависти человеку с любящей душой невозможно. Смерть Бориса -результат разрушения его души.

Каир произведения - пастораль, где любовь - центр мироздания, смысл и принцип существования человека и мироздания.

В главе исследуется проблема человек и природа ("Царь-рыба"). Повествование"в рассказах "Царь-рыба" пронизано идеей гармонической слитности человека, природы и вселенной. Проблема человека и природы осмысляется художником как "человек и мироздание", Условность повествования переводит произведение в общечеловече-кий план.

Сюжетообразующий принцип: движение мысли автора от личных наблюдений к философским обобщениям перекликается с произведениями Пришвина "Русские ночи", "Кащеева цепь".

В природе писатель выделяет самостоятельно существующие Лес (тайга), Реку, Белые горы. Тайга - это "мама", перед которой все мы - "ребятишки". Белые горы - символ идеала, духовных устремлений, Река - символ Вечности.

Природа приобщает человека к таинству жизни, к ее смыслу, к жизни Космоса (глава "Капля"). По отношению к природе герои Астафьева делятся на "хозяев" (Аким, Парамон Парамонович, Бригадир, Коля), "браконьеров" (Дамка, Комавдор, Игнатьич, Грохотало) , "туристов" (Гога Герцев).

В главах "Дамка", Рыбак Грохотало", "У золотой карги", "Царь-рыба" писателем рас1фывается сущность браконьерства как философии жизни, основанной на стремлении "урвать" от природы как можно больше, философии бездуховности.

Астафьев проблему человека решает в духе идей русской религиозной философии: человеческое в человеке заключено в его душе. Лишенный духовности - аморален, способен на все. Подчеркивая звериную натуру одного из браконьеров, писатель лишает его человеческого лица.

Истребление природы, породившей человека - результат безду-

Символическая картина поединка человека и царь-рыбы пред-тавляет взгляд автора: человек и природа связаны воедино. Ги-ель царь-рыбы влечет за собой гибель и ловца ее. Царь-рыба сим-олизирует жизненную мощь природы, бесконечное существование ее, одновременно, темные силы в душе человека.

В главе сравнивается изображение поселка Чуш с таким же не-риглядным, лишенным гармонии поселком Сосновка из повести.Распутина "Пожар".

Главам о браконьерах, противопоставлена глава "Уха на Бога-зде". В ней представлена, жизнь артели рыбаков, принципом ее су-[ествования был принцип обцинности: трудились, жили сообща, со-"бща растили детей, заботились друг о друге. Общинная жизнь учи-:а добру. По Астафьеву, община воплощает гармонию человеческих сношений, идиллическое мироустройство.

Писатель подчеркивает, что отказ от общинных принципов при-юдит к разрушению- человеческих отношений: с,распадом артели [ришел в ветхое состояние поселок, распалась семья Акима, погиб-са его мать.

Если идеал человеческих взаимоотношений для писателя - общи-га, то идеал отношений человека и природы изображен писателем в ¡цене ловли сига. Рассказчик пытается поймать крупную рыбу, но >на оказывалась, "хитрее и сильнее". Но вот рыбаку повезло: вы-ювил он "темноспинного красавца". В восторге рассказчик закри-гал хвастливо, что "...я хороший парень, а сиг - хороший людя! ...попался,...подарил мне такую радость!"1 Равная борьба и ра-цость от победы. Но и только радость: насладившись победой,рас-:казчик отпускает рыбу.

Такой же честный поединок человека и медведя рисует Астафьев з главе "Поминки".

Модель человеческого общества, модель мира создает писатель з главах "Бойе", "Сон о белых горах".

Тема детства, семьи включена писателем в проблему человек и цзирода. Семейная тема осмысливается им как часть национальной

[. В.Астафьев. Царь-рыба. М., 1980, с.269.

духовной традиции, ее основа. Рассказ о собаке-кормильце большой семьи составляет параллель с рассказом о Кольке, заменившим в четырнадцать лет отца (глава "Бойе").

В главе "Бойе" семейные эпизоды служат событийной завязкой сюжета - желанием повидать родственников мотивированы поездки автора-повествователя на родину. Семья его непроста, и в характере взаимоотношений с ней повествователя обнаруживается его нравственная позиция. Вынужденный еще подростком уйти из семьи, герой сохранил в себе родственные чувства, любовь к отцу, братьям и сестрам. Нерасторжимость связи героя с родом становится символом бесконечности жизни.

Столь же сложно складываются и отношения человека с природой Природа у Астафьева мудра, справедлива, но в ней заключена и грозная сипа, таящая опасность для человека. Астафьев подчеркивает суровость природы, она имеет сюжетное значение. Герои находятся по отношению к природе не в состоянии созерцания, как это свойственно героям В.Распутина, а активно взаимодействуют с ней. Все они испытываются суровостью природы, и решение конфликта в любой ситуации обусловлено уровнем нравственности героя.

Человек не может существовать вне природы, так же, как и природа нуждается в человеке.

Центр гармонично устроенного мироздания - человек, способный противостоять силам разрушения, зла. Человек - это та сила, что несет устойчивость во вселенной, и человек - хозяин упорядочивает свои отношения с природой.

Хозяином и хранителем природы Астафьев считает крестьянина, он - "якорь жизни", "тайга...без человека совсем сирота".2

Вместе с тем северная природа требует от человека-хозяина огромного мужества. Чем суровее природа, тем более духовно-цельный, стойкий характер формируется у человека.

2. В.Астафьев. "Царь-рыба". М.,1980, с.171.

3 основе модели мира В.Астафьева - гармония в природе и внутреннем мире человека.

Один из любимых героев писателя, "Аким,стремится остаться один на один с тайгой. Именно в тайге, "среди белых гор", кажется ему, обретет он душевное успокоение, "житейскую пристань".

Белые горы - символ чистоты, духовных исканий героя - сулят с-му исполнение сашх заветных желаний.

В главе "Сон о Лаж горах" Астафьев сталкивает две философские системы - общинную Акима и нигилистическую Гоги Гердева.

Гога живет для себя, он хочет быть свободным от всего и всех - от государства, семья, людей. О высшем смысле жизни он не задумывается. Но быть свободным можно лишь познав Истину. Человек свободен тогда, когда ок постиг необходимость.

Гегель мерой свободы считал познанную предвиденную необходимость. Познать Истину (необходимость) Герцеву мешает гордыня.Его самоуверенность, пренебрежение законами тайги оказались смертельными.

Нигилизм Гердева привел к отрыву от "истинной" жизни, превратил его жизнь в игру.

Аким воплощает качества народного характера, сформировавшегося под влиянием общинного образа жизни, суровой природы. Он знает законы жизни в тайге, подчиняется им. В нем всегда жила готовность помочь человеку.

Общинная философия Акима возродила к жизни Элю, едва не погибшую в тайге, куда легкомысленно привел ее Герцев. Под влиянием Акима постигает она истинные ценности, приходит к пишз.ашш собственной сущности. Герои живут по естественным природным законам, и это помогает игл выжить в зимней тайге.

Они познают свое единство с миром природы, сшел своего существования - продолжать жизнь, работать, созидать, стремиться к идеалу, символом которого стали для них Белые горы.

Через сознание своей необходимости другому человеку, через любовь Аким приходит к необходимости самосовершенствования. рн оказался способен на высокое самоотверженное чувство.

Вечные вопросы волнуют героя: что значит смерть и бессмертие для человека. Проблегду смерти автор решает вместе с проблемой бессмертия. Вместе с верой в бессмертие потеряли себя лвди. Пы-

таясь отсрочить смерть, идут они на преступление. Низнь суетная, бессмысленная уподобляется художником "людской тайге", где легко затеряться и погибнуть. -

Сущность бытия, считает художник, заключена в слитности человека и вселенной, в вечном творении жизни, предназначение человека - творить добро, продолжать жизнь на земле. Ненщина воплощает собой "жажду жизни", мужчина - ее заступник и опора, и оба они тянут груз жизни.

Свои философские раздумья художник проверяет "Книгой Еккле^-зиаста", пафос которого - в поиске основ существования человека.

"Астафьев утверждает бессмертие человеческой души, драматизм земного бытия. 1

Художественное моделирование системы мироздания, литературные реминисценции с "Книгой Екклезиаста", с произведениями Приш--вша, Хэмингуэя, со сказкой "Конек-горбунок" Ершова, использование образов-символов: капля, тишина,"цветок, горы, река придают книге философское звучание. Соединение нескольких пластов повествования - публицистического, сшетно-событийного, притчевого способствует "укрупнению изображения".

В произведениях 80-х годов - повести "Печальный детектив", рассказе "Людочка" все большее внимание уделяется проблеме добра и зла. Писатель исследует причины, порождающие зло, формы борьбы с ним.

Среди причин, способствующих злу, герой "Печального детектива" милиционер Леонид Сошнин называет "согласие на страдание", жалость к преступника!,1, покорность, равнодушие. Два пути борьбы со злом видит Сошнин: путь силы и путь самосовершенствования, единения и помощи людям - путь добра.

Путь силы символизирует одноколейная железная дорога, заканчивающаяся тупиком.

Путь добра ведет героя к поискам Высших истин, к нравственному самосовершенствованию. На пути к высшей правде - созиданию - Семья, где и происходит соединение людей, где они помогают совершенствоваться друг другу, и Земля, которая сохраняет людям способность жить дальше, помнить о добре, о тех, кто жил до них.

Символ воединения Леонида с людьми - сон, в котором Сошнин преодолевает реку, уносящую его дочь. В мифологии мотив вступле-

ния в реку, переправа через нее означает обретение ново:: жизни.

В рассказе "Лвдочка" писатель всеобъемлющей силе зла противопоставляет силу еще большую - злую стихию, способную сокрушить все вокруг. Зто возможно в том случае, если в мире царят законы зла, законы добра - попраны.

Но сила, противостоящая злу, не может быть добром, добро -это созидающая, творческая сила. Как же страшно то общестзо, в котором нет места силам добра. Судьба человека в таком обществе трагична.

Героиня рассказа, девушка Людочка, чувствует себя никому, даже матери, ненужной. Она не видит смысла своей жизни. Даже веры в Бога - последней своей надежды - оказалась она недостойна. Затравленная людьми, одиночеством, бессмысленностью своего существования, она уходит из жизни.

Гармонию жизни, человеческих отношений запечатлела повесть "Последний поклон".

Гармонически устроенный мир - это деревня детства автора -Овсянка. Характер Вити Потылицына формируется нравственными законами села: взаимовыручкой, честностью, трудолюбием, красотой.

Мачьчик Витя - сирота, но он не чувствует своего сиротства -у него есть семья, где его любят, где желают только добра. Ребенок чувствует свою защищенность. Чувство заботы друг о друге, почитание родственников - главное з крестьянской семье.

Среди тех впечатлений детства, которые остались в душе ж явились определяющими з формировании характера, в духовной жизни, один из самых ярких - день рождения бабушки. Это был день, когда все родственники отдавали дань уважения главе рода (глава "Бабушкин праздник"). И, конечно, завели песню. Песня - величавая, сильная - объединяет эту большую семью, обнаруживая в душах людей тот общий лад (трудолюбивый, песенный), что достался им от бабушки и который перейдет в душу Вити.

Лучшие народные качества воплотил образ бабушки Катерины Петровны: радостное принятие жизни, верность традициям, жизнь по принципу справедливости, почитания родных, семьи. Зизнь ее одухотворена близостью к природе, к вечному празднику обновления жизни, верой в Высшую справедливость - в Бога.

"Трудолюбивая, песенная" - эти слова становятся характерно-

тикой жизни деревни. Художник рисует земледельчески-трудовую идиллию, во многом идеальный, гармоничны:! мир, где существование человека трудом соединено с природным круговоротом, где сходятся за разными занятиями поколения (бабушка, дедушка, внук), возвышенный смысл обретают обыденные трудовые процессы (рубка капусты в главе "Осенние грусти и радости"), еда (о нравственном уроке бабушки внуку напоминает повествователю чудесный пряник в главе "Конь с розовой гривой").

Человеческие связи - общественные, семейные - разрушились вместе с уничтожением крестьянского уклада жизни. И писатель точно указывает причину - коллективизация.

Мир современной Овсянки утратил гармонию. Символичен образ кладбища, появившегося на месте поляны (заключительные"главы "Последнего поклона"- "Вечерние раздумья", "Забубённая головушка") .

Характеризуя современную жизнь села, писатель использует мотив игры, театра, обозначая этим понятие..! неестественные, абсурдные явления.

Образ жизни современных жителей Овсянки порожден тюремной " моралью: жить одним днем. Их существование лишено смысла (судьба отца), наполнено страшными и дикими эпизодами.

Причины бездуховности писатель видит в отрыве от земледелия, разделяя взгляды почвенников: Ф.Достоевского, Н.Страхова, А.Григорьева.

Разрушение Веры, Дома, общины, земледелия губительно. Пророчески звучат слова бабушки: "Как жить-то без Бога будете?" "Спагубите ведь землю, изведете все живое..."3.

Конец крестьянской жизни изображается символически: по весенней реке вниз по течению несется льдина с остатками разобранного крестьянского дома, с хозяином. Впереди - затор, гибель. Такое же значение несет образ крестьянского дома, разобранного на плот, на котором были высланы из деревни "кулаки", в повести А.Платонова "Котлован".

Таким образом, тема гибели крестьянского мира, появившаяся

3. Астайьов В. "Вечерние раздумья". Заключительная глава повести "Последний поклон"//Нозыа мир, 1992, ."3 3. С.13.

у Платонова, подхваченная нравственно-философской прозой, нашла свое своеобразное завершение в творчестве Астафьева.

Мир крестьянской идиллии разрушен. Воцарился абсурд. Людьми руководит чувство страха.

Миру абсурда противостоит детство. Это детство вечно живет в душе художника. Сохранение души человека - путь к обретению гармонии. Сохранить душу способна Вера в Бога, Высший идеал, а также "музыка и цветы" - Красота и Творчество.

Продолжая традицию Ф.Достоевского, Астафьев считает, что прекрасное способно пробудить в людях стремление к идеалу, к духовному, возродить душу.

Вера в чудо дает человеку надежду.

Начиная с обращения к детству, с воскрешения своей памяти о целостном бытии, Астафьев пришел к осознанию глобальных вопросов жизни. Панорама русской жизни XX века ("Последний поклон") переросла б осознавание России, в понимании ее "первоначального замысла", сущности русского характера.

В главе второй - "Человек и его нравственные искания в прозе В.Распутина" - характеризуются поиски героями путей добра, смысла своей жизни, путей спасения современного мира от бездуховности, нравственного кризиса.

Распутин исследует проблемы смерти и бессмертия, Красоты, Счастья, Памяти, личности и прогресса, смысла человеческой жизни, человека и мироздания.

3 постижении Распутиным внутреннего мира человека ощутимы уроки Ф.Достоевского.

Писатель продолжает традиции Толстого, Тургенева, Тютчева, Платонова, Пришвина. ,

На всех уровнях художественной системы писателя отразилось воздействие философии космистов."Ему присущи черты символизма. В творчестве Распутина ощутима "ольклорная основа. Его отношение к народному творчеству определяется стремлением художника раскрыть нравственный потенциал народа.

В повести "Деньги для Марии" писатель размышляет над устойчивостью нравственных принцш^в человека деревни под напором изменившихся обстоятельств.

В повести проверяется идея ¡¡¿¡¿¿ходимости духовной солидар-

ности в человеческих взаимоотношениях. Система материально-общинных ценностей представлена в повести как точка отсчета, идеализированное, должное сосушествование людей.

Главный герой повести - не Мария, а ее муж Кузьма. Сн наделен чертами цельного народного характера и мировоззрения, глубоким умом, чутким сердцем, уверенностью в себе.

Это герой - "спаситель", типологически восходящий к героям-"странникам" Платонова, имеющим статус "спасителя".

Сюжет повести напоминает сюжет русской народной сказки: неожиданная беда, ряд испытаний героя. Сюжет "хождения за правдой" Распутин использовал по-новому, обосновывая идею духовной солидарности в человеческих взаимоотношениях.

Финал повести остается открытым: мы не знаем, даст.ли брат Кузьмы, давно порвавший с деревней, денег для спасения Марии, или же ее ждет "страдание". Но прозрение Кузьмы: "знает" предсказывает драматический ответ. Символика повести также создает трагическое предчувствие.

Разрушена взаимовыручка людей, это приводит к разрушению семьи. Распутин выстраивает цепочку образов-символов: Невеста (символ чистоты, детскости души) - Мать (душа семьи, гармонического устройства в мире) - Семья (гармония в государстве, в мире). Разрушение семьи - это разрушение гармонии в мире.

Людей все больше интересует материальное. Оно вытесняет чувство сострадания, бескорыстия, доброты, любви. И тогда человеческой душе уготован крестный путь. И пройти его суждено (первой) Марии.

Хранителями нравственных основ, традиций рода у Распутина выступают старухи, такие как Анна из "Последнего срока", Дарья из "Прощания с Матерой".

В повести "Последний срок" исследуется проблема смерти человека и смысла его жизни. Тема смерти разрабатывается писателем в соответствии с народными нравственными представлениями: ожидание смерти, подготовка к ней, загробная жизнь души.

Писатель рассматривает двоякое отношение к смерти - страх смерти, свойственной современному безрелигиозноцу сознанию и спокойное ожидание ее как следствие традиционного, религиозного мышления. Страх смерти - закономерный итог человечества, пребы-

вающего в атмосфере безрелигиознооти. "Смерть представлялась русскому крестьянину естественной, как и рождение, но торжественным и грозным (а для многих верующих и радостным) событием, избавляющим от телесных страданий..

Старуха Анна - нравственный идеал писателя. Она воплощает в себе опыт многих поколений. Героиню сопровождает мотив заранее известного ей срока смерти. Свой уход она представляет светлым, радостным. Это характеризует ее как святую.

Анна живет инстинктом рода. По Распутину, в этом смысл жизни человека.

Для создания образа души писатель использует мифопоэтический образ птицы. Христианское представление о смерти связано с образом души, с темой ее спасения. Смерть - это другая жизнь, жизнь души.

Смысл человеческой жизни открывается через осмысление смерти. Вопрос о смысле жизни писатель решает в традициях религиозных космистов: смысл жизни человека - продолжение Зизни на земле. Непрерывность жизни рода - в этом смысл человеческой жизни, это своеобразное бессмертие человечества: "...для того и приходит в мир человек, чтобы мир не скудел без людей..."5

Распутин увидел в своей героине духовно богатую личность. Существование Анны Распутин измеряет по высшей категории ценностей: красотой.

Восприятие мира как системы, организованной по законам красоты/было свойственно символистам.

В главе анализируется связь повести "Последний срок" и рассказа А.Платонова "Третий сын".

Проблемы счастья, родовой судьбы рассматриваются Распутиным в повести "Живи и помни".

Центральное событие повести "Живи и помни" - побег Андрея Гуськова с войны и его последствия изображаются писателем с точки зрения народной нравственности.

4. В.Белов. Собр.соч. в 3-х т. М.,1981-1983, т.З, с.132-133.

5. В.Распутин. Четыре повести. Л.,1982, с.526.

Теме родовой судьбы писатель придает большое значение. Уклонение от судьбы, поиск легкого пути ведет к потере себя. Изменив своей судьбе, Андрей вступил на путь зла.

В мифологическом аспекте сшета образ Андрея ориентирован на известный персонаж русского фольклора - волка-оборотня. Нафтена - жена оборотня, доведенная им до самоубийства.

Распутин показывает разные степени разрушения в Андрее человеческого. В нем растет жажда разрушения. Писатель проводит мысль о том, что в отрыве от мира людей собственно человеческие качества угасают. Его надежда искупить свою ьину - рождение ребенка. Смысл своей жизни он связывает с продолжением рода. Ребенок должен оправдать его грех - самовольное изменение судьбы.

Настена воплощает нравственный идеал жедлины." йй свойственны доброта, преданность, самоотверженность, потребность к самопожертвованию.

Продолжение рода для нее - не только смысл жизни, но и счастье. Она принимает свою судьбу," делит грех м^.ка. Распутин подчеркивает связь ее образа с образом Богородицы.

Но грех против судьбы - это гр^х и против матери-земли и Богородицы. Его не искупить. Настена разрывается между двух правд: правдой деревенской общины и своего личного счастья.

Символична картина гибели Настены: посреди реки, посреди двух берегов - двух правд.

Кончается повесть примирительной нотой: не отринула от себя Настену деревня, оставила в своем круге жалости и памяти.

В повести "Прощание с Матерой" писатель вновь обращается к " духовным основам русского крестьянства. Он создает в повести модель мира, основанную на началах гармонии.

В распутинском художественном мире вселенная делится на мир "ранешний" - праведный, и "чужой" - греховный. "

"Прежняя" жизнь представлена автором в картине сенокоса: радостный труд людей, чувствующих свою силу, слитность с природой, Это наполняет человека умиротворением. Он живет в соответствии с естественным природным циклом. И природа тоже демонстрирует свое "милостивое" отношение к людям. Единение людей и природы ощущается в каком-то ритме, который существовал всегда, но открылся только сейчас.

Проблему человек и природа Распутин осмысляет в русле идей философов-космистов. Он близок Н.Федорову, считавшему, что человек - не просто порождение природы: "зритель безмерного пространства" "должен сделаться их обитателем и правителем"

Природа, по Распутину, спрашивает с человека и ей "следует отвечать". С природой писатель связывает проблему познания.

Приближаясь к ритму жизни природы, человек познает смысл бытия - творчество.

Образ Дарьи воплощает представления писателя о "прежних" людях. Ей ведом высший смысл жизни человека, она крепко связана с родом, чувствует свою ответственность за будущее.

Ей противопоставлен внук Андрей. Он принадлежит "нынешней" жизни. Связь с родом он потерял, легко расстается он и с родиной - Матерой. Его жизнь подчинена механическому ритму современной цивилизации, в которой утрачена вера в Бога, утрачена духовность. Бога заменила машина, человек стал поклоняться материальным ценностям. Низнь ради самоудовлетворения - есть извращение человеческой сущности.

В.Распутин современное кризисное состояние духовности человечества связыват с утратой Веры. Человек предал забвению душу, наслаждение сытой, красивой, полной удовольствий жизнью стало единственной целью.

Технический прогресс невозможен без прогресса нравственного. Без души человек - зверь. Только вера способна заклясть зверя в человеке.

Концепция прогресса в повести осмысляется в русле идей философов-космистов: человек и окружающий его мир (природа) - части одного целого и когда человек, не изменяя себя, не встав на путь собственного одухотворения, самосовершенствования, преобразовывает природу, это приводит к кризису - и экологическому и нравственному.

Затопление Матеры ассоциируется с Апокалипсисом. Это кара, постигшая людей за безверие, за утрату человеческой сущности.

Образ Матеры вырастает в символ расставания с естественной

6. Н.Федоров. Сочинения. М., 1982, с.501.

природной жизнью, и с самой землей.

Истоки духовности, по Распутину: Вера, связь с родом, с матерью-землей, с тем кусочком пространства мира, которое обживал и частью которого стал.

Рассказы Распутина 1982 года продолжают исследование нравственно-психологических проблем: осознание человеком своего места в природе, преодоление внутреннего разлада, постижение высших истин.

Ключевые понятия в концепции человека у Распутина: осознание своей человеческой сущности, своей природы, познание мира (Высших истин).

Высшая цель человека - воплощение в себе Высшего разума, что приведет к сознательному управлению природой ("активная эволюция" Н.Федорова).

Высший предел познания - это беседа (Бахтин), диалог с Богом. По Распутину, контакт осуществим на иррациональной основе, когда человеку удается как бы "отключить" свое "я". Такое состояние, когда огключаепся дневное сознание, и человек погружается в "бездействие глубокое", Тютчев назвал "всезрящий сон". Именно в таком состоянии находится мальчик Саня (рассказ "Век живи, век люби"), когда открываются ему Высшие истины, и он приобщается к жизни Космоса. В основе рассказа - миф об инициации.

По Распутину, человек тогда становится человеком, когда осознает свою жизнь по отношению к двум исходным точкам: рождению и смерти. С этим сильнейшим экзистенциальным открытием и связывает писатель рождение личности, человека.

Для мальчика день, проведенный в тайге, открывает иной мир, не похожий на повседневный, где все ярко и свежо, где открывает, ся "красота" и "полнота" мира. Он чувствует себя так, как будто впервые увидел все, что его окружает. Другой отсчет начнется для Сани. Он приобщился к жизни Космоса, Природы, почувствовал свое родство с ней, силу своего чувства, способного "вместить" (познать) всю полноту мира. Он близок к разгадке тайны.

Проза Распутина прикасается к Высшим истинам, поведать о которых монет не разум, а чувство, эмоция. Так проза совершает выход в поэзию.

Рассказ "Что передать вороне?" исследует конфликт между волевым решением и требованием души.

Писатель погружается в сокрытые уровни душевной и духовной реальности. Он вводит читателя в мир своей внутренней жизни. Читатель становится свидетелем экзистенциально-философского самоанализа писателя, узнает о мучающем его чувстве несовпадения с самим собой, об ощущении своей "случайности", внутренней "беспризорности" и "подменности". Человек не может составить адекватное представление о себе самом, как и о мире, хотя и стремится к этому. Процесс самосознания личности весьма затруднен, для этого нужно "выйти из себя".

В главе анализируется состояние героя, пытающегося проникнуть в тайну жизни природных стихий, приобщиться к Вечности, которую Распутин изображает незримой дорогой, по. которой несутся голоса.

Освещая процессы интуитивного, подсознательного постижения бытия, Распутин продолжает традиции литературы рубежа веков: Вл. Соловьева, Л.Андреева, И.Бунина, А.Ремизова.

Образ Наташи связан с соловьевским мифом о "Душе мира" и вечной женственности. Он становится символом божественной мудрости: приобщаясь к жизни неба, человек приобщается к тайне Бытия. Это и символ чистоты, восхождения к духовным истинам.

Рассказы Распутина содержат черты реализма и символизма.

Проблема бездуховности в современном (лире, проблема "потерян-?-ных людей" - в центре повести "Пожар".

Люди, лишенные инстинкта земледельца, перестают быть созидателями, становятсячиждивенцами, "архаровцами". Чужой, "неправедный" мир - поселок Сосновка противопоставлен миру праведному -Матере. В чужом мире все "перевернулось с ног на голову". Главные ценности - материальные. В "неправедном мире" стерлись границы между добром и злом.

Иван Петрович борется с извращенными законами жизни. Он осуждает "архаровцев", но ему не хватает творческого начала, чтобы

найти пути для их спасения. Он не предвидит возможность спасения этих людей. Нет у него надежды, и душа его возроптала.

Две основные силы движут жизнью: память, активное воздействие прошлого в его высших ценностях, и творчество, поиски новых путей.

Ивану Петровичу не хватило творческого начала. Истинно нравственное творчество не довольствуется моральным судом, а ищет пути спасения для "грешников".

Иван Петрович чувствует "разорение" в себе и путь выбран один - уехать из поселка к сыну. На пороге этого решения и застает его пожар. На символическом уровне прочтения повести возникают реминисценции из "Апокалипсиса", из картины гибели "Вавилонской блудницы". Но огонь, пожар - это еще и очищающая стихия. Распутинские философские размышления находятся в русле идей русских космистов, воспринявших в "благой вести" Христа ее главную идею - идею преображения жизни, богочеловеческого дела спасения.

Космисты разрушают.представление об обреченности всех усилий человека в истории. Н.Федоровым утверждается идея богочеловеческого дела спасения, совместного действия сил человеческих и Божией благодати "в восстановлении мира в то благолепие нетления, каким он был до падения". Исход истории (катастрофический, судный или благодатный) зависит, по мысли Федорова, от человека: станет, ли он следовать воле Божией или последует путем зла.

Не призыв к одинокой отчаянной борьбе, а заповедь совокупного, творческого труда, труда преображения мира и себя самого - такой выход предлагает писатель дл;; своего -героя.

И пожар - это не катастрофа, не наказание за грехи, а предупреждение и очищение одновременно. Символ конца этого мира - мира неправды, и начала нового мира - мира правды и красоты.

После пожара чувствует Иван Петрович облегчение и пустоту, очистилась его душа.

Это герой-странник. Странничество - очень характерное русское явление. Странник ищет правды, ищет Царство Божьего. Есть не только физическое, но и духовное странничество. Странничество есть невозможность успокоиться ни на чем конечном, устремленность к бесконечному, и вечному.

Обязан и он, этот "з--^лу згвшийся человек, отчаявшийся найти свой дом", вновь обрести его как прирожденное ему поприще естест-

1енной, возделывающей и украшающей эту землю деятельности.

В "Пожаре" прослеживаются черты прозы поаднетолстовского ти-а: исходная установка на суд и самосуд, морализм, рационалисти-ность сюжета, характеров, символических образов и мотивов.

3 заключении делаются выводы по результата.! исследования.

Нравственно-философские проблемы осмысляются 3.Астафьевым и.Распутины!.! в русле идей русской религиозной философии.

Создавая художественную картину мира, писатели видят его особой человека, способного противостоять силам зла.

Смысл и назначение жизни художники находят в продолжении ро-а человеческого, в творчестве.

К началу 80-х годов усиливается философское начало в творчес-ве писателей. В их поэтике преобладают образы-символы, мифологи-еские мотивы.

Значение прозы Астафьева и Распутина - в их обращении к вечны общечеловеческим ценностям, в провозглашении ценности лично-ти, в возвращении самобытности России.

Кузина А.Н. Своеобразие прозы З.Распутина 80-х годов./ДСТ1У, 1.1., 1993, 12 е., библ. 9 назв. Рукопись деп. в 1ШИ0Н РАН.4 48087.

Кузина А.Н. Нравственный мир человека в прозе 80-х годов (Айтматов, Астафьев, Распутин).//Сборник научных трудов. Тез.докладов. Благовещенск, БГШ, 1991, с.74-75. . Кузина А.Н. Эволюция человека в творчестве "I.Айтматова.//Сборник научных трудов. Тез.докладов. Благовещенск,БГШ, 1992, с.38-39.

Кузина А.Н. Концепция личности в прозе В.Астафьева.//Сборник научных трудов. Тез.докладов. Благовещенск, аИШ, 1993, с.59-60.

Дисциплина: Русский язык и литература
Тип работы: Реферат
Тема: Нравственные проблемы в произведениях Валентина Григорьевича Распутина

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

им. Ц.Л. Куникова

Нравственные проблемы в произведениях Валентина Григорьевича Распутина».

Терентьева Констанция.

Учитель – консультант:

Черкасова Тамара Борисовна.

г. Туапсе

Вступление_____________________________________3 стр.

Анализ повети «Деньги для Марии»________________4 стр.

Анализ повести «Последний срок»_________________7 стр.

Анализ повести «Живи и помни»___________________10 стр.

Анализ повести «Прощание с Матерой»_____________14 стр.

Заключение_____________________________________18 стр.

Использованная литература_______________________19 стр.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Если не я,

то кто за меня?

Но если я только для себя,

то зачем я?

М. Горький.

Известный писатель

высказал

интересную мысль: с

давних пор существуют два способа обновления и изменения жизни.

революция,

второй - путь нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каждого человека.

Кто же может достучаться до души каждого?

Ответ понятен: литература. Критика отмечает,

что в произведениях ряда

наших писателей уже давно обозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в

Задумываясь о проблемах и пороках общества, думая,

как их исправить, такой герой начинает с себя. В.Астафьев писал:

\"Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего,

до общегосударственных,

до общечеловеческих проблем\". Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей в современной литературе. Ведь даже если наше общество сумеет

перейти к

рыночной экономике

стать богатым,

богатство не сможет заменить доброты, порядочности,

честности.

Наоборот, все пороки людей могут обостриться. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности,

назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева,

Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Белова, мне бы хотелось заострить свое внимание на произведениях Валентина Распутина, т.к. по-моему, мнению, в его

произведениях наиболее четко вырисовываются разные человеческие характеры, личности, которые

по-своему решают нравственные проблемы.

Повести Распутина – это попытка достать до главного и решающего в самочувствии и умонастроении современного человека. Должно же быть что-то, что существует поверх всевозможных

различий и важно для всех? Индивидуальное, единичное казалось бы, случайное обнаруживает у Распутина свою связанность с «целым», с «народным», с «закономерным», хотя место для

вопроса, а какова «закономерность», оставлено. Распутиным движет желание сказать о необходимом, назревшем, чтобы оно вошло в сознание общества, и может быть, что – то сместилось и

обострило в нем, как это делала старая русская литература и как это умеют делать сегодня книги Ф.Абрамова, В.Быкова, В.Астафьева, В.Белова, С.Залыгина.

Сергей Залыгин писал, что повести Распутина отличаются особой «художественной законченностью» - законченностью и завершенностью «сложности». Будь то характеры и отношения

героев, будь то изображение событий – все от начала и до конца сохраняет свою сложность и не сменяет логической и эмоциональной простотой каких-то окончательных, неоспоримых выводов и

объяснений. Актуальный вопрос в произведениях Распутина «кто виноват?» не получает однозначного ответа. Как бы взамен нами осознается невозможность такого ответа; мы догадываемся, что

все идущие на ум ответы недостаточны, неудовлетворительны; они ни чем не облегчат тяжести, ничего не поправят, ничего в будущем не предотвратят; мы так и остаемся лицом к лицу с тем,

что случилось, с той страшной, жестокой несправедливостью, и все наше существо восстает против нее…

Я буду говорить о4 повестях Распутина: Деньги дя Марии, последний срок, живи и помни, прощание с матерой.

ДЕНЬГИ ДЛЯ МАРИИ.

Самая первая повесть Распутина «Деньги для Марии». Фабула первой повести несложна...

Забрать файл

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.

Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.

Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.

И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.

Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.

Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.

Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.

Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.

Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.

В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Лицей современных технологий управления №2

Реферат по теме:

«Нравственные проблемы в произведениях В. Распутина»

Выполнил: ученик 11 «В» класса

Чубарь Алексей Александрович

Проверил: учитель литературы

Близнина Маргарита Михайловна

Пенза, 2008 год.

  • 3
  • «Прощание с Матерой» 4
  • «Деньги для Марии» 7
  • «Последний срок» 9
  • «Живи и помни» 11
  • Вывод 13
  • 14

Круг нравственных проблем в творчестве автора

В.Астафьев писал: "Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем". Подобным принципом на своем творческом пути, судя по всему, руководствовался Валентин Распутин. Он освещает события и явления, которые близки ему по духу, которые ему пришлось пережить (затопление родной деревни в произведении «Прощание с Матерой»). Исходя из своих личных переживаний, наблюдений, автор обрисовывает весьма широкий круг нравственных проблем, а также множество различных человеческих характеров, личностей, которые по-своему решают эти проблемы.

Сергей Залыгин писал, что повести Распутина отличаются особой «художественной законченностью» - законченностью и завершенностью «сложности». Будь то характеры и отношения героев, будь то изображение событий - все от начала и до конца сохраняет свою сложность и не сменяет логической и эмоциональной простотой каких-то окончательных, неоспоримых выводов и объяснений. Актуальный вопрос «кто виноват?» в произведениях Распутина не получает однозначного ответа. Как бы взамен нами читатель осознает невозможность такого ответа; мы догадываемся, что все идущие на ум ответы недостаточны, неудовлетворительны; они ни чем не облегчат тяжести, ничего не поправят, ничего в будущем не предотвратят; мы так и остаемся лицом к лицу с тем, что случилось, с той страшной, жестокой несправедливостью, и все наше существо восстает против нее…

Повести Распутина - это попытка найти нечто основное и решающее в менталитете и сознании современного человека. К своей цели автор идет, освещая и решая в своих произведениях такие нравственные проблемы, как проблема памяти, проблема взаимоотношений «отцов» и «детей», проблема любви и привязанности к родной земле, проблема мелочности, проблема сочувствия, сострадания, милосердия, совести, проблема эволюции представлений о материальных ценностях, перелома в духовной жизни человечества. Стоит отметить, что у автора нет произведений, посвященных какой-то одной из вышеперечисленных проблем. Читая повести и рассказы Распутина, мы видим глубокое взаимное проникновение различных нравственных явлений, их взаимосвязь. Из-за этого невозможно четко выделить одну конкретную проблему и охарактеризовать ее. Поэтому я буду рассматривать «клубок» проблем в контексте определенных произведений и в конце постараюсь сделать вывод по нравственной проблематике творчества Распутина в целом.

«Прощание с Матерой»

У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая является Вселенной и всем тем, чем стала Матера для героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В.Г. Распутина, поэтому я бы хотел рассмотреть данную тему в первую очередь. В повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя - Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера - это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. И не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Материнцы встают на защиту своей родины, пытаются спасти свою деревню, свою историю. Но что могут старики и старухи сделать против всемогущего начальника, который отдал приказ затопить Матеру, стереть ее с лица земли? Для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления.

Распутин искусно изображает сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: ”А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”.

Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно прировнять к жестокому убийству.

Главный идейный персонаж повести - старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья - истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Но именно голосом Дарьи автор выражает свои суждения относительно нравственных проблем. Эта старушка делает вывод, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же…наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!»

Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению, остались верными Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Таким образом, затрагиваются еще две проблемы: проблема памяти и своеобразный конфликт «отцов» и «детей».

В данном контексте “отцы” - это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина. “Дети” - это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это Андрей, Петруха, Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды “отцов” резко отличаются от взглядов “детей”, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева “Отцы и дети” правда была на стороне “детей”, на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести “Прощание с Матерой” ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни). Подтверждают эту мысль слова Дарьи, выражающие идею произведения: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. Память - это не просто события, записанные в мозге, это духовная связь с чем-либо. Писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? Отсутствие связи со своей родной землей, готовность покинуть ее и забыть как «страшный сон», пренебрежительное отношение к малой родине (“Давно надо было утопить. Живым не пахнет... не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить - средь воды... как лягушки”) характеризует героев не с лучшей стороны.

Исход произведения плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер, являлись корнями нашей жизни.

В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры - ведущая тема этого произведения. Традиционна здесь не только тема: судьба деревни, ее нравственных устоев, но и сами персонажи. Произведение во многом следует традициям гуманизма. Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. Традиционны в повести и многие моральные императивы.

«Прощание с Матерой» - результат анализа одного социального явления, проведенного на основе воспоминаний автора. Распутин исследует ветвистое дерево нравственных проблем, которые оголило это событие. Как и любой гуманист, в своей повести он обращается к вопросам человечности и решает множество нравственных проблем, а также, что не маловажно, устанавливает связи между ними, демонстрирует неразрывность, зависимость друг от друга процессов, происходящих в душе человека.

«Деньги для Марии»

Для многих из нас понятия «человечность» и «милосердие» неразрывно связаны. Многие и вовсе отождествляют их (что, впрочем, не совсем верно). Писатель-гуманист не мог обойти тему милосердия стороной, и она наша свое отражение в повести «Деньги для Марии».

Сюжет произведения весьма прост. В небольшой сибирской деревушке произошло ЧП: ревизор обнаружил у продавца магазина Марии большую недостачу. И ревизору и односельчанам ясно, что Мария не взяла себе ни копейки, став, скорее всего, жертвой запущенного ее предшественницами учета. Но, к счастью продавщицы, ревизор оказался человеком душевным и дал пять дней для погашения недостачи. Учел, видимо, и малограмотность женщины, и ее бескорыстие, а главное - пожалел детей.

Такая, казалось бы, вполне житейская ситуация неплохо проявляет людские характеры. Односельчане Марии держат своеобразный экзамен на милосердие. Они перед сложным выбором: или выручить свою совестливую и всегда работящую землячку, одолжив ей деньги, или отвернуться, не заметить человеческой беды, сохранив собственные сбережения. Деньги здесь становятся своего рода мерилом человеческой совести. Произведение отражает восприятие автором разного рода несчастий. Несчастье у Распутина не просто бедствие. Это еще и проверка человека, испытание, обнажающее сердцевину души. Тут все высвечивается до дна: и хорошее, и дурное - все выявляется без утайки. Такие кризисные психологические ситуации организацию драматургию конфликта и в этой повести, и в других произведениях писателя.

В семье Марии к деньгам всегда относились просто. Муж Кузьма считал: «есть - хорошо - нет - ну и ладно». Для Кузьмы «деньги были заплатками, которые ставятся на дырки, необходимые для житья». Он мог думать о запасах хлеба и мяса - без этого нельзя обойтись, но мысли о запасах денег казались ему забавными, шутовскими, и он отмахивался от них. Он был доволен тем, что имел. Вот почему когда в его дом постучалась беда, не о накопленных богатствах Кузьма жалеет. Он думает о том, как спасти жену, мать его детей. Кузьма обещает сыновьям: «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим. Нас пятеро мужиков, у нас получиться». Мать здесь - символ светлого и возвышенного, не способного на какую - либо подлость. Мать - это жизнь. Защитить ее честь ее достоинство - вот что важно для Кузьмы, а не деньги.

Но совсем иначе относится к деньгам Степанида. Ей невмоготу расстаться на какое-то время с копейкой. С трудом отдает деньги для помощи Марии и директор школы Евгений Николаевич. Не чувство сострадания к односельчанке руководит его поступком. Ему хочется этим жестом укрепить свою репутацию. Каждый свой шаг он афиширует на всю деревню. Но милосердие не может соседствовать с грубым расчетом.

Таким образом, в лице главы семейства мы видим идеал, на который нужно равняться, решая вопросы о достатке и его влиянии на сознание людей, о семейных взаимоотношениях, достоинстве и чести семьи. Автор вновь демонстрирует неразрывную связь нескольких нравственных проблем. Мелкая недостача позволяет увидеть моральный облик представителей общества, обнажает разные грани одного и того же качества человека.

«Последний срок»

Валентин Григорьевич Распутин - один из призванных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно - философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и немудрым, суетливым, бездумным существованием. Поиск корней этого конфликта в повести 1970 года «Последний срок».

Повествование ведет с одной стороны безличный автор-рассказчик, изображающий события в доме умирающей Анны, с другой стороны рассказывает как будто сама Анна ее взгляды, мысли, чувства передаются в форме несобственно-прямой речи. Такая организация повести создает ощущение диалога между двумя противоположными жизненными позициями. Но на самом деле симпатии автора однозначно находятся на стороне Анны, другая позиция представлена в негативном свете.

Негативная позиция Распутина принадлежит отношению автора к уже взрослым детям Анны, которые собрались в доме умирающей старой матери, чтобы проститься с нею. Только ведь миг смерти не запланируешь, не рассчитаешь загодя, как остановку поезда на станции. Вопреки всем прогнозам, старуха Анна не торопится закрыть глаза. Силы ее то слабеют, то возвращаются вновь. А в это время детей Анны занимают, прежде всего, собственные заботы. Люся спешит сшить себе еще при живой матери черное платье, чтобы выглядеть на похоронах подобающим образом, Варвара тут же клянчит это несшитое еще платье для своей дочери. Сыновья Илья и Михаил запасливо покупают ящик водки - «мать надо проводить, как следует» - и начинают пить заранее. И эмоции у них ненатуральные: Варвара, только приехав и открыв ворота «сразу как включила себя, заголосила: «Матушка ты моя-а-а!» Люся «тоже опустила слезу». Все они - и Илья, и Люся, и Варвара, и Михаил - уже смирились с неотвратимостью потери. Неожиданный проблеск надежды на выздоровление вызывает у них не облегчение, а скорее замешательство и досаду. Словно мать обманула их, словно вынудила попусту тратить нервы и время, перепутала планы. Так автор показывает, что духовный мир этих людей беден, они утратили благородную память, озабочены лишь мелочными делами, оторвались от Природы (мать в повести Распутина, и есть природа, дающая жизнь). Отсюда и брезгливая отстраненность автора от этих героев.

Распутин задумывается, откуда у детей Анны такая толстокожесть? Ведь не родились же они такими? И почему у такой матери получились бездушные дети? Анна вспоминает прошлое, детство своих сыновей и дочерей. Вспоминает, когда родился первенец у Михаила, как он счастливый, ворвался к матери со словами: «смотри, мать, я от тебя, он от меня, а от него еще кто-нибудь…». Изначально герои способны «чутко и остро удивляться своему существованию, тому, что окружает на каждом шагу», способны понять свое участие в «нескончаемой цели» человеческого существования: «чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей». Но потенциал этот не был реализован, погоня за сиюминутными благами затмила Михаилу, Варваре, Илье и Люсе весь свет и смысл жизни. Им некогда, да и не хочется задуматься, в них не развита способность удивляться бытию. Главную причину нравственного упадка писатель объясняет, прежде всего, утратой душевной связи человека со своими корнями.

В этой повести существует один образ, который полностью противостоит образам бесчувственных детей Анны - это младшая дочь Таньчора. Таня сохранила идущее из детства сознание своей связи со всем миром, благодарное чувство к матери, подарившей ей жизнь. Анне хорошо помнится, как Таньчора, старательно расчесывая ей голову, приговаривала: «Ты у нас, мама, молодец». - «Это еще пошто?» - удивлялась мать. «Потому что ты меня родила, и я теперь живу, а без тебя никто бы меня родил, так бы я и не увидела белый свет». Татьяна отличается от своих братьев и сестер чувством благодарности к матери, к миру, отсюда и все лучшее, нравственно - светлое и чистое, чуткость ко всему живому, радостная бойкость нрава, нежная и искренняя любовь к матери, которую не гасят ни время, ни расстояния. Хотя она тоже способна предать мать, - не сочла же она нужным даже откликнуться на телеграмму.

Анна Степановна никогда не жила для себя, никогда не уклонялась от долга, пусть даже самого обременительного. С кем бы из близких не стряслась беда, искала свою вину, словно проглядела что-то, опоздала во что-то вмешаться. Налицо конфликт мелочности, черствости и ощущения ответственности за весь мир, некой самоотверженности и доброты. Позиция автора очевидна, он на стороне богатого духовного мира. Для Распутина Анна - образ идеальный. Писатель рассказал: «Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого». Сила характеров любимых героев Распутина - в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Такие люди задают тон, накал духовной жизни народа.

В данном произведении спайка нескольких нравственных проблем менее заметна. Основной конфликт произведения, однако, можно связать с конфликтом «отцов» и «детей». Следует отметить, что поставленная автором проблема измельчания души весьма масштабна и заслуживает рассмотрения в отдельном произведении.

«Живи и помни»

Эта повесть родилась из соприкосновения пережитого писателем в детстве с его сегодняшними размышлениями о деревне военных лет. И опять как в «Деньгах для Марии» и в «Последнем сроке», Валентин Распутин избирает критическую, поверяющую нравственные устои личности ситуацию.

Знал ли главный герой в ту самую минуту, когда, поддавшись душевной слабости, вскочил он на поезд, направлявшийся не на фронт, а с фронта в Иркутск, чем обернется для него и его близких этот поступок? Пожалуй, догадывался, да только смутно, неотчетливо, опасаясь додумать до конца все, что должно произойти вслед за этим, после этого.

Каждый день, когда Андрей избегал войны, не отдалял, а приближал трагическую развязку. Неотвратимость трагедии заключена в самом сюжете «живи и помни», и предощущением трагедии дышат все страницы повести. Распутин не подводит своего героя к выбору, а с выбора начинает. С первых строк Гуськов на развилке дорог, одна из которых ведет к войне, навстречу опасности, другая же от войны уводит. И отдав предпочтение этой второй, дороге он предрешил судьбу. Сам распорядился ею.

Так в творчестве автора возникает одна из важнейших нравственных проблем - проблема выбора. Произведение показывает, что нельзя поддаваться на соблазн (пусть и такой «высокий», как встреча с семьей), давать слабину. Герою на пути домой сопутствует удача, в итоге он достигает свой цели, не попав под трибунал. Но, избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. И от кары, быть может, более суровой, чем расстрел. От кары нравственной. Чем фантастичней везение, тем отчетливее в «Живи и помни» гул надвигающейся катастрофы.

Вывод

Валентин Распутин уже прошел огромный творческий путь. Он написал такие произведения, которые поднимают огромное количество нравственных проблем. Проблемы эти весьма актуальны и в нынешние времена. Что особенно примечательно, автор не смотрит на проблему, как на обособленное, отдельное явление. Автор исследует взаимосвязь проблем, изучая души людей. Поэтому, простых решений от него можно не ждать.

После книг Распутина представление о жизни становится в чем-то яснее, но не проще. Хотя бы некоторые из многих схем, которыми так хорошо оснащено сознание любого из нас, в соприкосновении с этой художественно преображенной действительностью обнаруживают свою приблизительность или несостоятельность. Сложное у Распутина остается сложным и завершается сложно, но ничего нарочитого, искусственного в этом нет. Жизнь действительно пестрит этими сложностями и обилием взаимосвязей между явлениями.

Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие б не случились обстоятельства, хотя и можно. Он не разделяет мрачного взгляда на человека, на изначальную, неустрашимую «порочность» его природы. В героях Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противостоящее низменному, натуралистическому, ее восприятию и изображению. Он до конца остается верен традициям гуманизма.

Использованная литература и другие источники:

1. В.Г.Распутин «Живи и помни. Повести» Москва 1977 год.

2. Ф.Ф.Кузнецов «Русская литература XX века. Очерки, эссе, портреты» Москва 1991 год.

3. В.Г.Распутин «Вниз и вверх по течению. Повести» Москва 1972 год.

4. Н.В.Егорова, И.В.Золотарева «поурочные разработки по русской литературе XX век» Москва 2002 год.

5. Критические материалы Интернет-библиотек.

6. www.yandex.ru

7. www.ilib.ru

Подобные документы

    Характеристика прозы Валентина Григорьевича Распутина. Жизненный путь писателя, происхождение его творчества из детства. Путь Распутина в литературу, поиск своего места. Исследование жизни сквозь понятие "крестьянского рода" в произведениях писателя.

    доклад , добавлен 28.05.2017

    Милосердие и сострадание в современной прозе. Нравственные ориентиры. Биография Виктора Петровича Астафьева и его произведение "Людочка". Нравственные устои общества. Композиция рассказа. Приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла.

    дипломная работа , добавлен 10.01.2009

    Личность и писательское кредо Антония Погорельского. Волшебная повесть А. Погорельского "Черная курица или подземные жители". Нравственные проблемы и гуманистический пафос сказки. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести.

    реферат , добавлен 29.09.2011

    Художественный мир русского писателя Валентина Распутина, характеристика его творчества на примере повести "Живи и помни". Время написания произведения и время, отраженное в нем. Анализ идейно-тематического содержания. Характеристика главных героев.

    реферат , добавлен 15.04.2013

    Эволюция публицистики В.Г. Распутина в советское и постсоветское время. Экологическая и религиозная темы в творчестве. Проповедническая публицистика последних лет. Особенности поэтики публицистических статей. Императив нравственной чистоты языка и стиля.

    дипломная работа , добавлен 13.02.2011

    Философские, нравственные, социальные проблемы, имеющие вневременной статус в творчестве Брэдбери. Читатели о творчестве писателя. Идеологическая и культурная доместикация: гуманизм, оптимизм, реализм. Особенности освещения политического аспекта.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2017

    Краткие сведения о жизни и творчестве писателя Валентина Распутина. История создания, идейный замысел и проблемы произведения "Пожар". Краткое содержание и характеристики главных героев. Художественные особенности произведения и оценка его критикой.

    реферат , добавлен 11.06.2008

    История написания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения Достоевского: описание их внешности, внутренний мир, особенности характеров и место в романе. Сюжетная линия романа, основные философские, моральные и нравственные проблемы.

    реферат , добавлен 31.05.2009

    Творчество писателя фронтовика Вячеслава Кондратьева, особенности изображения им войны. Этапы жизни В. Кондратьева, его годы на войне и путь к писательству. Анализ повести "Привет с фронта". Идейно-нравственные связи в произведениях Кондратьева.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Биография и творчество писателя. "Деньги для Марии". "Последний срок". "Прощание с Матерой". "Век живи - век люби". Творчество Валентина Распутина - явление в мировой литературе единственно, уникально.