Нравственные проблемы в пьесе гроза. Нравственные проблемы в пьесах А.Н

Островского в свое время назвали «Колумбом Замоскворечья», подчеркивая художественное открытие мира купечества в пьесах драматурга, однако его пьесы интересны не только конкретно-исторической проблематикой, но и нравственной, общечеловеческой. Так,именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя. Действие драмы Островского происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. "Пятьдесят лет я всякий день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется", – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Особенно учитывая то, что о высокой нравственности постоянно твердит Кабаниха- женщина, которая олицетворяет собой все «темное царство» Но почему же не стала жизнь в городе царством света и радости, а превратилась в "мир тюремного и гробового безмолвия"?

Существуют нравственные законы, нигде не прописанные,но выполняя которые, человек способен постичь душевное счастье, обрести свет и радость на земле. Как же выполняются эти законы в провинциальном волжском городке?

1. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег . Большие деньги Дикого развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю», - говорит он Кулигину Мы видим, что основа всего в городе –деньги. Им поклоняются. Основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала . Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.

2.Основа нравственности – уважение к старшим, к родителям, к отцу и матери. Но этот закон в Калинове извращается, потому что заменяется запретом на свободу, на уважение. От самодурства Кабанихи больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена - мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. «Воля» для Кабанихи - слово ругательное. «Дождетесь! Поживете на воле!» - угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Е е возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. «Так-то вы старших уважаете…» -то и дело говорит Кабанова, уважение же в ее понимании -страх. Бояться надо, считает она.

3. Великий закон нравственности- жить в гармонии со своим сердцем, по совести. Но в Калинове любое проявление искреннего чувства расценивается как грех. Любовь- это грех. А тайком бегать на свидания – можно. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают».. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь

4.В городе нет места искреннему чувству . Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она – бесчеловечный деспот и тиран.. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей.».

Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова.

5. Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине . Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», - говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», - достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», - говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.

6.С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье . Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

7.Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.

2. «Поэт в России больше, чем поэт» (по лирике Н. А. Некрасова). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Именно эта тема - одна из основных в лирике Некрасова.

Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Некрасов считает, что роль поэта в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения..

1.Некрасов неоднократно заявляет о своем взгляде на назначение своего творчества . Так, в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом...» он говорит о том, что муза его становится сестрой всех униженных и оскорбленных:

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую….

…И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Эта же мысль звучит и в более позднем стихотворении, «Муза» (1852 г.) Поэт с самого начала видит свое призвание в том, чтобы воспевать простой народ, сочувствовать его страданиям, выражать его думы и чаяния, обрушиваться с порицанием и беспощадной сатирой на его угнетателей . Муза Некрасова, с одной стороны,- крестьянка. Но с другой стороны,- судьба самого пол эта, гонимого и преследуемого сильными мира сего. Муза Некрасова –страдающая, воспевающая народ и зовущая к борьбе.

2..В стихотворении «Поэт и гражданин»(1856г.) Некрасов полемизирует с представителями направления «чистого искусства», которые, по его мнению, уводят читателя от острых социальных проблем. Стихотворение построено как диалог. Диалог этот у Некрасова -внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель - погибнуть за Отчизну: «...иди и гибни безупречно».

Истинно любящий своюродину поэт должен иметь четкую гражданскую позицию , без колебаний разоблачать и порицать пороки общества, как это делал и Гоголь, в день смерти которого написано стихотворение. Некрасов подчеркивает, что жизнь поэта, избравшего такой путь, неизмеримо более трудна, чем жизнь того, кто в своем творчестве избегает общественных проблем. Но в том и состоит подвиг истинного поэта, что он терпеливо переносит все невзгоды ради своей высокой цели. По мнению Некрасова, такой поэт будет по заслугам оценен лишь будущими поколениями, посмертно:

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя!

По убеждению Некрасова, без гражданственных идеалов, без активной общественной позиции поэт не будет поэтом истинным . С этим соглашается и Поэт - действующее лицо стихотворения «Поэт и Гражданин». Спор заканчивается не победой Поэта или Гражданина, а общим выводом: роль поэта настолько значительна, что требует гражданских убеждений и борьбы за эти убеждения .

3.. В 1874 году Некрасов создает стихотворение «Пророк». Это произведение, безусловно, продолжило ряд, в котором уже стояли творения Пушкина и Лермонтова. В нем вновь говорится о трудности избранного пути, о божественном начале творчества :

Его еще покамест не распяли,

Но час придет - он будет на кресте,

4. Но высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу . Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям - суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”,(1874г.) одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Поэт создает стихотворения не ради славы, а ради совести.. Потому что жить можно только в служении народу, а не себе.

«Поэт в России больше,чем поэт,»- эти слова не принадлежат Некрасову, но с полным основанием могут быть отнесены к его творчеству. Поэт в России, это прежде всего, человек с активной жизненной позицией . И все творчество Некрасова утверждало мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза»

Островского в свое время назвали «Колумбом Замоскворечья», подчеркивая художественное открытие мира купечества в пьесах драматурга, однако сегодня такие произведения, как «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Таланты и поклонники», «Лес» и другие пьесы, интересны не только конкретно-исторической проблематикой, но и нравственной, общечеловеческой. Более подробно мне хотелось бы рассказать о пьесе «Гроза».

Символично, что в 1859 году, накануне общественного подъема, который приведет в 61 году к отмене крепостного права, появилась пьеса с названием «Гроза». Подобно тому как символично название пьесы, многогранна и ее нравственная проблематика, в центре которой – проблемы внешней и внутренней свободы, любви и счастья, проблема нравственного выбора и ответственности него.

Проблема внешней и внутренней свободы становится в пьесе одной из центральных. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие», - уже в начале пьесы говорит Кулигин.

Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», - говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», - достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», - говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.

С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье . Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.

Размышления о нравственной грани проблемы взаимоотношений между поколениями (по драме А.Н. Островского «Гроза»).

Нравственность - это те правила, которые определяют по­ведение людей. Поведение (действие) выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его духовность (ин­теллект, развитость мысли) и жизнь души (чувство).

Нравственность в жизни старшего и младшего поколений связана с извечным законом преемственности. Молодые пере­нимают у стариков жизненный опыт и традиции, а мудрые старшие учат молодых жизненным правилам - «уму-разуму». Однако молодым свойственны смелость мысли, непредвзятый, без ссылок на устоявшееся мнение взгляд на вещи. Именно из-за этого часто между ними возникают конфликты, несоединение мнений.

Поступки и жизненные оценки героев драмы А.Н. Остров­ского «Гроза» (1859) отражают их нравственность.

Представители купеческого сословия Дикой и Кабанова - те люди, чьё богатство и значимость среди жителей города Калинова определяют их высокое положение. Окружающие чувствуют на себе силу их влияния, и эта сила способна сло­мать волю зависимых людей, унизить несчастных, осознать собственную ничтожность в сравнении с «сильными мира сего». Поэтому Савёл Прокофьевич Дикой, «значительное лицо в го­роде», ни в ком не встречает противоречия. Он держит в трепете семью, которая в дни его гнева «по чердакам да по чуланам» прячется; любит нагнать страху на людей, которые «пикнуть» не смеют о жалованье; держит в чёрном теле племянника Бориса, ограбив их с сестрой, нагло присвоив их наследство; обличать, оскорбляя, смирного Кулигина.

Марфа Игнатьевна Кабанова, известная в городе набожно­стью и богатством, тоже имеет свои понятия о нравственности. Для неё стремление младшего поколения к «воле» преступно, потому что чего доброго и молодая жена сына, да и дочь, «девка», перестанут «бояться» и Тихона, и саму её, всесильную и непогрешимую. «Ничего не знают, никакого порядка», - гне­вается старуха. «Порядок» и «старина» - та основа, на которую опираются Дикие и Кабановы. Но их самодурство теряет уве­ренность в себе, оно не способно остановить развитие моло­дых сил. Новые понятия и отношения неотвратимо приходят в жизнь и теснят старые силы, изживающие себя нормы жизни и устоявшуюся мораль. Вот и Кулигин, наивный человек, хо­чет облагородить Калинов, построив громоотвод и солнечные часы. И смеет же он, дерзкий, читать стихи Державина, про­славляющие «ум», пред «его степенством», всесильным купцом, который на дружеской ноге с самим городничим, главой города. И молодая невестка Марфы Игнатьевны при прощании «кида­ется на шею мужу». А положено в ноги кланяться. Да и не хочет «выть» на крыльце - «людей смешить». И безропотный Тихон обвинит мать в смерти жены.

Самодурство, как утверждает критик Добролюбов, «враж­дебно естественным требованиям человечества… потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели». «Дикие и Кабановы съёживаются и сокращаются» - это неиз­бежно.

Молодое поколение - это Тихон, Катерина, Варвара Каба­новы, это племянник Дикого Борис. У Катерины и её свекрови похожие понятия о нравственности младших членов семьи: они должны быть богобоязненными и почитать старших - это в традициях русской семьи. Но далее представления той и дру­гой о жизни, в их нравственных оценках, резко отличаются.

Воспитанная в обстановке патриархального купеческого дома, в условиях родительской любви, заботы и достатка, мо­лодая Кабанова имеет характер, «любящий, созидающий, иде­альный». Но в семье мужа пред ней встаёт грозное запрещение «своей волей жить», которое исходит от суровой и бездушной свекрови. Вот тогда требования «натуры», живого, естествен­ного чувства, приобретают над молодой женщиной непреодо­лимую власть. «Такая уж я зародилась, горячая», - говорит она о себе. Нравственность Катерины не руководствуется, по До­бролюбову, логикой и разумом. «Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих», и, к счастью, гнёт свекрови с её деспотическим нравом не убил в героине желания «воли».

Воля - это и стихийный порыв («Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»), и желание кататься по Волге с пес­нями, обнявшись, и горячие молитвы, если душа просит обще­ния с богом, и даже потребность «в окно выброситься, в Волгу кинуться», если ей «опостынет» неволя.

Её чувство к Борису безудержно. Катериной управляют лю­бовь (он не такой, как все, - лучший!) и страсть («Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»). Но героиня, женщина с цельным, сильным характером, не приемлет ложь, и раздвоение чувств, притворство, она считает даже большим грехом, чем её собственное падение.

Чистота нравственного чувства и муки совести приводят её к раскаянию, публичному признанию и, как следствие, к са­моубийству.

Конфликт между поколениями из-за различных нравствен­ных оценок приобретает трагические черты, если заканчива­ется гибелью людей.

Здесь искали:

  • нравственные проблемы в пьесе островского гроза
  • Нравственная проблематика пьесы гроза
  • разум и чувства в пьесе гроза

Методическая разработка открытого занятия

Тема:

Преподаватель: Иутинская Галина Ивановна

Тема учебного занятия Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Дидактическая цель : формирование навыка анализа художественного текста, работы с драматическими образами; расширение представлений об актуальности классических произведений.

Развивающая цель : совершенствование умения сопоставлять факты, логически рассуждать и выражать свои мысли, делать выводы; расширение словарного запаса; развитие языкового чутья и культуры речи; развитие творческих способностей.

Воспитательная цель : совершенствовать представления студентов о нравственных ценностях; формировать уважительное отношение студентов к чужому мнению.

: «Продвинутая лекция» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Методическая цель : показать комплекс подходов, приемов и средств, возможных при работе с художественным материалом

: раздаточный материал (макет «продвинутой лекции»; текст пьесы А.Н. Остросского «Гроза»); мультимедиапроектор + презентация.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи


Ход урока

Этап

занятия

Методы и принципы обучения

Деятельность преподавателя

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Предъявление единых педагогических требований:

Приветствие;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II. Этапы продвижения в проблеме.

Подготовка к основному этапу занятия.

Вызывать интерес к теме, актуализировать имеющиеся знания студентов и структурировать процесс дальнейшего изучения проблемы

Развитие критического мышления через чтение и письмо:

Прием «песочные часы»; аналитическая беседа

(предполагает индивидуальную работу студентов с материалом).

1) Аналитическая беседа .

– Посмотрите на тему нашего урока: «Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского „Гроза”». Какие вопросы она у вас вызывает? Что вы хотели бы узнать по обозначенной проблеме? Ответы на эти вопросы запишите в верхней части «песочных часов».

– Какой литературный персонаж задавался вопросом «быть или не быть?» В чем сомневался он? Какой выбор герой делал? Можно ли считать этот вопрос началом нравственного конфликта Гамлета?

– Посмотрите на эпиграф к уроку: «. Как вы понимаете этот эпиграф? Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Докажите свою точку зрения.

– Посмотрим, как понимали «нравственность» в разные времена. В «модели лекции» приведены определения нравственности. Подчеркните в них те слова, которые кажутся вам наиболее значимыми. Опираясь на приведенный материал и собственный опыт, дайте свое определение понятию «нравственность».

Работа с темой урока и «песочными часами» (макет «Продвинутой лекции»)

Работа с литературным контекстом, выявление круга актуальных для классической литературы и современного мира проблем.

Работа в макете лекции с определениями понятия «нравственность». Творческое осмысление данного понятия и поиск собственных смыслов.

2 Осмысление.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ художественного текста, заполнение сравнительной таблицы « Нравственные ценностей жителей города Калинова»

Работа с координатной плоскостью ценностей

Обсуждение полученных данных

1. Поиск новых знаний.

– Попробуем определить круг ценностей, которыми руководствуются в совей жизни представители города Калинова. При заполнении таблицы необходимо вспомнить, какое социальное сословие является подавляющим в пьесе, какой свод законов и правил регламентирует их жизнь. Обратите внимание на то, как персонажи относятся к церкви, как часто они говорят о Боге, о грехе; помогают ли они бедным, думают ли о семье. Ответьте на вопрос, о чем мечтает большинство героев пьесы.

– Можно ли сказать, что названные ценности являются общепринятыми, вечными, незыблемыми?

– Одинаково ли значимы перечисленные ценности для всех героев пьесы? Одинаково ли они воспринимают эти ценности?

– Конкретизируйте, как понимает нравственные ценности каждый герой.

1 группа: Катерина и Кабаниха;

2 группа: Дикой, Борис и Тихон;

3 группа: Варвара и Кудряш.

– Совместимы ли ценности во внутреннем мире каждого героя? Какие из этих ценностей вступают в конфликт? К чему ведет этот конфликт?

3) Аналитическая беседа.

– Расположите героев произведения в координатных плоскостях в кругу ценностей в «идеале» персонажей (в мире их представлений и желаний). Как меняется «положение» героев в кругу ценностей в финале пьесы (в художественной действительности).

– Почему вы расположили героев именно так? Докажите свое мнение. Какие нравственные нормы нарушает каждый из персонажей?

Обучающиеся осмысливают проблему. Анализируют текст (в малых группах).

Анализируют текст, доказывают свою точку зрения.

Рефлексия.

Формировать собственное отношение студентов к поставленной проблеме, художественному тексту, современной действительности

Развитие критического мышления через чтение и письмо: организация самостоятельной творческой работы (ответы на проблемные вопросы, синквейн)

– Поразмышляйте над такими вопросами:

· Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний?

· Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в пьесе «Гроза»?

· Можно ли сказать, что драматург в «Грозе» изображает «падение нравов»? Почему, по-вашему мнению, он делает это? Обоснуйте свой ответ.

Запишите свои мысли.

2) Синквейн.

(1 строка – 3 существительных-синонима к понятию «нравственность; 2 строка – 3 прилагательных, характеризующих рассматриваемое понятие, 3 строка – 3 глагола; 4 строка – синоним смысла понятия в одной фразе; 5 строка – синоним смысла в одной фразе).

Каждый студент приходит к индивидуальному осмыслению данной философской категории. Например:

Нравственность

Закон, доброта, душа

Откровенный, отзывчивый, искренний

Жить, чувствовать, быть лучше

Залог счастья Человека

Нравственность

Чистота, духовность, ограничение

Духовный, открытый людям, требовательный к себе

Жить, делать добро, думать

Жить в гармонии с собой

Гармоничная Личность

Нравственность

Честность, испытание, твердость

Сердечный, моральный, добродетельный

Наставляет, помогает, жертвует

Внутренний мир человека

3) Аналитическая беседа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он соотносится с содержанием занятия?

– Проблемы нравственности поднимал в своих произведениях английский писатель У. Шекспир в XIV веке, французский писатель Л Вовенарг в XVIII веке, А.Н. Островский в XIX веке. Актуальны ли эти вопросы сейчас. В чем актуальность пьесы в наши дни? Запишите свои мысли, аргументируйте их.

– Вернемся к «песочным часам». Заполните нижний треугольник: напишите, какие результаты вы получили, что узнали.

Индивидуальные письменные ответы на проблемные вопросы

Обсуждение результатов Синквейна

Индивидуальные письменные ответы на поставленную проблему об актуальности нравственных ценностей в нашей жизни

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Посмотреть видеозапись спектакля «Гроза» (Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина). Сравнить замысел А.Н. Островского и авторское решение режиссера-постановщика спектакля.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.


Ф.И.О. студента

Быть или не быть? Делать или не делать?

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»


Люк Вовенарг

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. («).

Нравственность Википедия ).

Нравственность «Психология» В. Старковского ).

Нравственность – это вечная попытка примирения наших личных потребностей. (И. Гёте) .

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольбах).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и идеалом, в котором вы ее воплощаете. (Ф.М. Достоевский).

В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность . (А. Эйнштейн) .

Пользуясь словарными статьями, высказываниями известных людей, эпиграфом к уроку, опираясь на собственный опыт, дайте определение понятию «нравственность».

Нравственность

________________________________________________________________________

Нравственные ценностей жителей города Калинова

Катерина

Кабаниха

Дикой

Борис

Тихон

Варя, Кудряш

Общий круг ценностей горожан

Круг ценностей персонажа


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность пьесы А.Н. Островского «Гроза» в современном мире заключается в том, что_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Дидактическая цель : формирование навыка анализа художественного текста, работы с драматическими образами; расширение представлений об актуальности классических произведений.

Развивающая цель : совершенствование умения сопоставлять факты, логически рассуждать и выражать свои мысли, делать выводы; расширение словарного запаса; развитие языкового чутья и культуры речи; развитие творческих способностей.

Воспитательная цель : совершенствовать представления студентов о нравственных ценностях; формировать уважительное отношение студентов к чужому мнению.

Организационная форма проведения занятия : «Продвинутая лекция» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Методическая цель : показать комплекс подходов, приемов и средств, возможных при работе с художественным материалом

Методическое обеспечение урока : раздаточный материал (макет «продвинутой лекции»; текст пьесы А.Н. Остросского «Гроза»); мультимедиапроектор + презентация.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Ход урока

Этап

занятия

Дидактические задачи этапа занятия

Методы и принципы обучения

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность студентов

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Предъявление единых педагогических требований:

Приветствие;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II . Этапы продвижения в проблеме.

Подготовка к основному этапу занятия.

  1. Вызов

Вызывать интерес к теме, актуализировать имеющиеся знания студентов и структурировать процесс дальнейшего изучения проблемы

Развитие критического мышления через чтение и письмо:

Прием «песочные часы»; аналитическая беседа

1. Выдвижение цели лектором и слушателями (предполагает индивидуальную работу студентов с материалом) .

1) Аналитическая беседа .

– Посмотрите на тему нашего урока: «Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского „Гроза”». Какие вопросы она у вас вызывает? Что вы хотели бы узнать по обозначенной проблеме? Ответы на эти вопросы запишите в верхней части «песочных часов».

2) Определение контекста понимания проблемы, темы, понятия.

Репродуктивная беседа (актуализация опорных знаний + создание ситуации успеха).

– Какой литературный персонаж задавался вопросом «быть или не быть?» В чем сомневался он? Какой выбор герой делал? Можно ли считать этот вопрос началом нравственного конфликта Гамлета?

– Посмотрите на эпиграф к уроку: « Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком» (Люк Вовенарг, французский писатель 1715 – 1747 гг.) . Как вы понимаете этот эпиграф? Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Докажите свою точку зрения.

3) Построение гипотезы своего понимания.

– Посмотрим, как понимали «нравственность» в разные времена. В «модели лекции» приведены определения нравственности. Подчеркните в них те слова, которые кажутся вам наиболее значимыми. Опираясь на приведенный материал и собственный опыт, дайте свое определение понятию «нравственность».

Работа с темой урока и «песочными часами» (макет «Продвинутой лекции»)

Работа с литературным контекстом, выявление круга актуальных для классической литературы и современного мира проблем.

Работа в макете лекции с определениями понятия «нравственность». Творческое осмысление данного понятия и поиск собственных смыслов.

2 Осмысление.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ художественного текста, заполнение сравнительной таблицы « Нравственные ценностей жителей города Калинова»

Работа с координатной плоскостью ценностей

Обсуждение полученных данных

1. Поиск новых знаний.

1) Аналитическая беседа с заполнением первой строки таблицы «Нравственные ценности жителей города Калинова».

– Попробуем определить круг ценностей, которыми руководствуются в совей жизни представители города Калинова. При заполнении таблицы необходимо вспомнить, какое социальное сословие является подавляющим в пьесе, какой свод законов и правил регламентирует их жизнь. Обратите внимание на то, как персонажи относятся к церкви, как часто они говорят о Боге, о грехе; помогают ли они бедным, думают ли о семье. Ответьте на вопрос, о чем мечтает большинство героев пьесы.

– Можно ли сказать, что названные ценности являются общепринятыми, вечными, незыблемыми?

– Одинаково ли значимы перечисленные ценности для всех героев пьесы? Одинаково ли они воспринимают эти ценности?

2) Самостоятельная работа студентов в группах (заполнение второй строки таблицы).

– Конкретизируйте, как понимает нравственные ценности каждый герой.

1 группа: Катерина и Кабаниха;

2 группа: Дикой, Борис и Тихон;

3 группа: Варвара и Кудряш.

– Совместимы ли ценности во внутреннем мире каждого героя? Какие из этих ценностей вступают в конфликт? К чему ведет этот конфликт?

3) Аналитическая беседа.

– Расположите героев произведения в координатных плоскостях в кругу ценностей в «идеале» персонажей (в мире их представлений и желаний). Как меняется «положение» героев в кругу ценностей в финале пьесы (в художественной действительности).

– Почему вы расположили героев именно так? Докажите свое мнение. Какие нравственные нормы нарушает каждый из персонажей?

2. Обогащение представлений о качественных характеристиках понятия, проблемы.

Обучающиеся осмысливают проблему. Анализируют текст (в малых группах).

Анализируют текст, доказывают свою точку зрения.

Рефлексия.

Формировать собственное отношение студентов к поставленной проблеме, художественному тексту, современной действительности

Развитие критического мышления через чтение и письмо: организация самостоятельной творческой работы (ответы на проблемные вопросы, синквейн)

1) Индивидуальное письменное осмысление проблемы, поднимаемой А.Н. Островским. Проблемная беседа

– Поразмышляйте над такими вопросами:

  • Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний?
  • Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в пьесе «Гроза»?
  • Можно ли сказать, что драматург в «Грозе» изображает «падение нравов»? Почему, по-вашему мнению, он делает это? Обоснуйте свой ответ.

Запишите свои мысли.

2) Синквейн.

Студентам предлагается написать пятистрочие к понятию «нравственность» (1 строка – 3 существительных-синонима к понятию «нравственность; 2 строка – 3 прилагательных, характеризующих рассматриваемое понятие, 3 строка – 3 глагола; 4 строка – синоним смысла понятия в одной фразе; 5 строка – синоним смысла в одной фразе).

Каждый студент приходит к индивидуальному осмыслению данной философской категории. Например:

Нравственность

Закон, доброта, душа

Откровенный, отзывчивый, искренний

Жить, чувствовать, быть лучше

Залог счастья Человека

Счастье

Нравственность

Чистота, духовность, ограничение

Духовный, открытый людям, требовательный к себе

Жить, делать добро, думать

Жить в гармонии с собой

Гармоничная Личность

Нравственность

Честность, испытание, твердость

Сердечный, моральный, добродетельный

Наставляет, помогает, жертвует

Внутренний мир человека

Жизнь

3) Аналитическая беседа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он соотносится с содержанием занятия?

Письменное осмысление проблемы.

– Проблемы нравственности поднимал в своих произведениях английский писатель У. Шекспир в XIV веке, французский писатель Л Вовенарг в XVIII веке, А.Н. Островский в XIX веке. Актуальны ли эти вопросы сейчас. В чем актуальность пьесы в наши дни? Запишите свои мысли, аргументируйте их.

– Вернемся к «песочным часам». Заполните нижний треугольник: напишите, какие результаты вы получили, что узнали.

(В финале урока «модели лекций» собираются преподавателем и анализируются. Каждый студент получает оценку).

Индивидуальные письменные ответы на проблемные вопросы

Обсуждение результатов Синквейна

Индивидуальные письменные ответы на поставленную проблему об актуальности нравственных ценностей в нашей жизни

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Посмотреть видеозапись спектакля «Гроза» (Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина). Сравнить замысел А.Н. Островского и авторское решение режиссера-постановщика спектакля.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.

Ф.И.О. студента

Быть или не быть? Делать или не делать?

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком

Люк Вовенарг

Прочитайте предложенные определения понятия «нравственность», подчеркните в них ключевые слова.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (« Толковый словарь» С. И. Ожегова ).

Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле (Википедия ).

Нравственность – самый тонкий, сугубо личный поведенческий кодекс, определяемый мерой самокритичности и совестливости человека, основанный на нравственной ответственности перед самим собой («Психология» В. Старковского ).

Нравственность – это вечная попытка примирения наших личных потребностей. (И. Гёте) .

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольбах).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и идеалом, в котором вы ее воплощаете. (Ф.М. Достоевский).

В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность . (А. Эйнштейн) .

Пользуясь словарными статьями, высказываниями известных людей, эпиграфом к уроку, опираясь на собственный опыт, дайте определение понятию «нравственность».

Нравственность – это _____________________________________________________________________

+ + + +

- - - -

Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний? Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в своей пьесе? Можно ли сказать, что он изображает «падение нравов», исчезновение нравственности? Как вы думаете, с какой целью драматург это делает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность пьесы А.Н. Островского «Гроза» в современном мире заключается в том, что_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Нравственные проблемы в пьесах А.Н. Островского. Драма "Гроза"

Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира: кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Внешне пока все обстоит благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Она сгущается к концу первого действия: даже природа, как в народной песне, откликается на это грозой, надвигающейся на Калинов.Кабаниха — человек кризисной эпохи, как и другие герои трагедии. Это односторонний ревнитель худших сторон старой морали. Полагая, что везде и во всем Кабаниха блюдет правила «домостроя», что она рыцарски верна его формальнымрегламентациям, мы поддаемся обману, внушаемому силой ее характера. На деле она легко отступает не только от духа, но и от буквы домостроевских предписаний. «...Если обидят — не мсти, если хулят, молись, не воздавай злом за зло, согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах, позаботься прежде всего о них, отвергни советы злых людей, равняйся на живущих по правде, их деяния запиши в сердце своем и сам поступай так же»,— гласит старый нравственный закон. «Врагам-то прощать надо, сударь!» — увещевает Тихона Кулигин. А что он слышит в ответ? «Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет».. Деталь многозначительная! Кабаниха страшна не верностью старине, а самодурством «под видом благочестия». Старая нравственность здесь во многом отрицается: из «домостроя» извлекаются формулы наиболее жесткие, оправдывающие деспотизм. Своеволие Дикого в отличие от самодурства Кабанихи — уже ни на чем не укреплено, никакими правилами не оправдано. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны. Этот «воин» сам себе не рад, жертва собственного своеволия. Он самый богатый и знатный человек в городе. Капитал развязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Чем более Дикой богатеет, тем бесцеремоннее он становится. «Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? — заявляет он Кулигину.— Так ты знай, что ты червяк. Захочу помилую, захочу — раздавлю» . Тетка Бориса, оставляя завещание, в согласии с обычаем поставила главным условием получения наследства почтительность племянника к дядюшке. Пока нравственные законы стояли незыблемо, все было в пользу Бориса. Но вот устои их пошатнулись, появилась возможность вертеть законом так и сяк, по известной пословице: «Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло» . «Что ж делать-то, сударь! — говорит Кулигин Борису.— Надо стараться угождать как-нибудь». «Кто ж ему угодит ,— резонно возражает знающий душу Дикого Кудряш, - коли у него вся жизнь основана на ругательстве?..» «Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительньны?». Но сильный материально, Савел Прокофьевич Дикой слаб духовно. Он может иногда и спасовать перед тем, кто в законе сильнее его, потому что тусклый свет нравственной истины все же мерцает в его душе: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги ему кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. При всех ему кланялся». Конечно, это «прозрение» Дикого всего лишь каприз, сродни его самодурским причудам. Это не покаяние Катерины, рожденное чувством вины и мучительными нравственными терзаниями.Против отцов города восстают молодые силы жизни. Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина. Бедою Тихона является рожденное темным царством безволие и страх перед маменькой. По существу, он не разделяет ее деспотических притязаний и ни в чем ей не верит. В глубине души Тихона свернулся комочком добрый и великодушный человек, любящий Катерину, способный простить ей любую обиду. Он старается поддержать жену в момент покаяния и даже хочет обнять ее. Тихон гораздо тоньше и нравственно проницательнееБориса, который в этот момент, руководствуясь слабодушным «шито-крыто», выходит из толпы и раскланивается с Кабановым, усугубляя тем самым страдания Катерины. Но человечность Тихона слишком робка и бездейственна. Только в финале трагедии просыпается в нем что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы., вы…».От гнетущего самодурства Тихон увёрты вается временами, но и в этих увертках нет свободы. Разгул да пьянство сродни самозабвению.Как верно замечает Катерина, « и на воле-тоон точно связанный».