Оценка эффективности социальной работы. В пстгу обсудили проблему оценки эффективности церковной социальной деятельности Виды эффективности социальной работы

В чем заключаются цели церковного социального служения? Кто должен их формулировать? Каковы критерии для оценки церковного социального служения? Эти и другие вопросы обсудили участники семинара «Проблемы целеполагания и оценки церковной социальной деятельности», который прошел 30 июня в ПСТГУ. Семинар был организован кафедрой социальной работы миссионерского факультета ПСТГУ совместно с Синодальным отделом по благотворительности. В семинаре приняли участие руководители и сотрудники епархиальных социальных отделов, которые приехали в Москву на пастырскую стажировку.

Заведующая кафедрой социальной работы ПСТГУ Татьяна Зальцман отметила, что тема экспертизы и оценки социальных проектов в последнее время становится особенно актуальной для православных социально ориентированных НКО. По ее мнению, церковные социальные работники не всегда задумываются о целеполагании своей деятельности.

«Если нет цели, то невозможно составить план действий, непонятно, куда приводят предпринимаемые шаги, участники теряют желание двигаться вперед», - подчеркнула Татьяна Зальцман .

Участники семинара поделились своим мнением о целях церковного социального служения и предложили различные критерии оценки его эффективности. В качестве показателей эффективности священники назвали расширение приходской общины, вовлечение подопечных и добровольцев в активную приходскую жизнь, развитие инициативности прихожан в приходской жизни. При этом все согласились с тем, что цели социального служения определяются спецификой конкретного направления социальной деятельности. Руководители епархиальных социальных отделов отметили, что важно не забывать, что социальное служение верующих является выражением веры и служением Самому Христу.

Семинар организован благодаря гранту «Проблемы и перспективы институционализации церковной социальной деятельности в современной России» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ . В семинаре приняли участие 15 священников - руководители и сотрудники епархиальных социальных отделов, которые приехали на пастырскую стажировку, организованную Синодальным отделом по благотворительности с 30 июня по 5 июля.

В рамках стажировки ее участники познакомятся с работой Синодального отдела по благотворительности и основными проектами православной службы помощи «Милосердие» . Во вторник со священниками встретится председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Это уже четвертая пастырская стажировка по социальному служению. Ранее пастырские стажировки проходили в Москве , и .


Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности

В ПСТГУ обсудили проблему оценки эффективности церковной социальной деятельности | Русская Православная Церковь, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
Семинар для священнослужителей прошел в рамках пастырской стажировки по церковному социальному служению, которая проходит в Москве с 30 июня по 5 июля ДИАКОНИЯ.RU

Понятие эффективности в социальной работе и ее виды: научная, социально-практическая, содержательная, эмпирическая, конструктная и др. Основные принципы оценки эффективности социальной работы. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания.

Факторы, определяющие эффективность социальной деятельности: объективные и субъективные, духовные и материально-предметные. Показатели и критерии эффективности.

Методы оценки эффективности различных уровней социальной работы. Проблемы эффективности социальной работы.

Ответ:

Существует 2 понятия эффективности СР (ЭСР):

1) ЭСР – это соотношение м/у достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.

2) ЭСР – это фактически достигнутые и необходимые результаты.

Исследование ЭСР начались лишь в 1996 году, поэтому имеются только первые научные итоги – главным образом разработка понятийного аппарата, определение видов, методик и методов.

Предмет ЭСР – это конкретное, что может оцениваться или оценивается.

Виды ЭСР: 1. научная; 2. социально-практическая; 3. содержательная; 4. эмпирическая; 5. конструктивная.

Основные принципы ЭСР с клиентом:

1) Умение точно сформулировать проблему клиента;

2) Анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятствующих решению проблемы;

3) Оценка разрешимости проблемы;

4) Разработка плана действий;

5) Вовлечение клиента в решении проблемы;

6) Оценка достигнутых изменений.

Метод факторов эффективности относится к весьма прагматичным, т.к. позволяет систематизировать факторы эффективности и представлять их в наглядном виде, разрабатывать и реализовывать программы по совершенствованию деятельности соответствующей структуры:

  1. объективные/субъективные;
  2. духовные;
  3. материально-предметные.

Систему критериев и показателей оценки ЭССР можно рассматривать как совокупность упорядоченных, органично связанных характеристик (признаков) и процедур (методик), позволяющих адекватно оценивать состояние СР и выявить резервы ее развития. Практика исследований показывает, что единого подхода к определению структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности, быть не может. В литературе понятие «критерий» характеризуется как отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления, объекта, либо субъекта.



Но критериями могут быть не всякие признаки состояния, а только те, которые отвечают определенным требованиям СР. Прежде всего, они должны быть объективными, отражать не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки, необходимыми и достаточными, содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы.

Каждый критерий может включать группу качественных и количественных показателей, раскрывающих его содержание и свидетельствующих об уровне достижения цели, т.е. более дробных характеристик, необходимых для анализа состояния и оценки СР.

Количественный показатель – оценивается путем соотношения финансовых, материальных, временных и др. затрат с уровнем реализации целей.

Качественный показатель – достигнутый результат сопоставляется с принятыми стандартами социального обслуживания населения.

Методы оценки ЭСР:

1) метод «задачи – результаты». Суть: деятельность любого социального учреждения регламентируется положением (уставом), один из разделов которого содержит перечень решаемых задач. Задача – это описание желаемых результатов. В процессе функционирования учреждение достигает определенных результатов, являющихся своего рода измерителями степени достижения задач.

2) метод «задачи – результаты – затраты». Затраты – это стоимость услуг, оказываемых данным учреждением. Отличия этого метода от первого:

1. Требуются ресурсные измерения задач;

2. Необходимы ресурсные измерения (в стоимости, натурально-вещественном или смешанном виде) фактически достигнутых результатов;

3) параметрический метод – составляет основу для параметрических методик и предполагает сопоставление двух ключевых параметров: прежнее состояние клиента – нынешнее состояние клиента. Описывает состояние клиента «на входе» и «на выходе». Разница м/у этими понятиями представляет собой результат, свидетельствующий об эффективности.

4) метод факторов эффективности/неэффективности – позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности, представить их в наглядном виде, разрабатывать и реализовывать программы по совершенствованию деятельности.

5) метод выявления степени удовлетворения потребностей клиента:

1. прямой оценочный метод (анкетирование);

2. параметрический – сравнивание того, что положено клиенту по нормам и стандартам с тем, что фактически выполняется.

Все рассмотренные методы помогают установить эффективность деятельности учреждений соц. сферы. Однако их общий недостаток – отсутствие возможности оценивать мнение самих клиентов. Поэтому оценочная информация становится более достоверной, когда выясняется и учитывается мнение клиента, который склонен оценивать те услуги, которые предоставляются ему лично. Следовательно, для получения более достоверной или надежной оценки эффективности и деятельности учреждений соц. сферы следует:

  1. Увеличить количество опрашиваемых клиентов.
  2. Использовать разнообразные оценочные методы (интервью, беседа, опрос).

17. Модели теоретического обоснования социальной работы:

психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексные

Социальная работа как феномен современного мира, основные современные концепции и модели социальной работы.

Эволюция теоретических моделей социальной работы. Психолого-ориентированные теории: психодинамическая теория, экзистенциальная модель, бихевиористская модель, гуманистическая модель и др. Организация социальной работы на основе психологических моделей (кризисинтервентная, проблемно-ориентированная, психосоциальная и др.).

Социолого-ориентированные теории: «модели жизни» экологической теории, социально-радикальная модель, марксистская модель и др. Социологические теории и исследования в социальной работе.

Комплексно-ориентированные теории: ролевая теория, социально-педагогическая модель, когнитивная модель.

Социальная работа и социальная педагогика. Социальная медицина и социальная работа. Социальная экология и социальная работа.

Ответ:

Основные модели теоретического обоснования практики СР отражают не только результаты научных поисков ученых разных школ, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах СР.

Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами жизни, а также предполагает вполне определенное содержание СР, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов возникающих у клиентов.

Все эти модели могут быть сведены к 3 группам теорий:

1) Психолого-ориентированные;

2) Социолого-ориентированные;

3) Комплексные.

· Основу психолого-ориентированного подхода составляет познание закономерностей психического развития и статуса человека в обществе.

Эти модели СР получают распространение в связи с тем, что их современная стратегия ориентирует СР на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации.

Анализ технологий современной СР показывает, что доминирующей в ней является психодинамическая модель, основанная на псоходиагностическом направлении теории СР. Психодинамическая теория была первой теорией, на основе которой более 40 лет назад профессионально разрабатывалась модель практики СР. Основные понятия этой теории опираются на психоанализ. Одним из ее достоинств является интегративность. Интегративность позволяет СР-ам в разных ситуациях использовать разные технологии и методики. Отношения СР-ка и клиента в рамках этой модели включают такие компоненты, как: индивидуализация клиента, оценка возникающей проблемы, ее диагностика и использование не директивной терапевтической технологии оказания помощи.

Экзистенциальная модель. В основу этой модели СР положен принцип, заключающийся в том, что при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпритирует свои представления об окружающем его мире, как он оценивает свой социальный статус.

СР-ки, использующие технологии, основанные на этой модели, большое внимание уделяют рассмотрению специфики поведения клиента в так называемых первичных по отношению к нему группах (семья) и непосредственно его социальном окружении, считая, что многие причины, приведшие к возникновению кризиса, кроются именно там.

Эту модель можно эффективно использовать и при работе с категориями социального риска. Важной является работа по изменению смысла жизни клиента.

Гуманистическая модель. Принцип: «Стремление СР-ка помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира».

СР-к старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремлении сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации.

Здесь следует использовать технологию «активного слушания». СР-к ч/з общение должен донести до клиента, что понять себя и свои проблемы можно только ч/з понимание отношения к другим.

Некоторые представители этого подхода предлагают использование медитации, как способа познания себя и своих возможностей. Основная задача СР-ка – изменение позиции клиента.

Бихевиористский подход. Основной идеей является утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его посредством различного рода стимулов. Эту модель называют «психологией поведения». Психологическое содержание действий здесь сводится к следующему: большинство людей приобретают опыт, воспринимая и осмысляя получаемые впечатления, копируя поведение друг друга. В связи с этим целесообразность человека как объекта постигнута как система культурных образцов, которым подражает личность. А с другой стороны СР-к тоже может стать образцом поведения.

· Психологические модели СР.

К этим моделям относятся кризисинтервентная, проблемно-ориентированная, психосоциальная и др. Их особенность, в том числе и в целостном сознании постижения человека, связана с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми. Эта идея выражается понятием «предметные связи».

Практически все модели этого вила описывают воздействие прошлого опыта на формирование стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде, соотнося с психологической теорией Фрейда.

Объект познания – клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого человека на его современное состояние, противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяют добиваться успехов.

· Социолого-ориентированные модели.

Сводятся к познанию закономерностей социального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов.

«Модели жизни» экологической теории. В теории систем принято различать проблемы, которые становятся объектом исследования различных наук, т.е. носят междисциплинарный характер, и проблемы лежащие на «границах» социальной системы. Некоторые авторы предлагают выделить самостоятельную «границу» м/у социальной системой и организмом, значимость которой очевидна в таких областях, как разные аспекты. Пограничные связи м/у психологическими и социальными системами рассматриваются социальной психологией. Нарушение этих связей приводит к дезадаптации индивида.

Примером нарушения адаптивного равновесия, приводящего к стрессам и создающего различные социально-психологические проблемы, могут служить изменения соц. статуса, перестройка личностно-жизненного пространства, которые происходят в частности у беженцев.

СР-к должен учитывать существующие в регионе соц. факторы и условия, и выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания и обучать клиентов приобретать самостоятельно адаптивные навыки. Таким образом СР-к воздействует не только на клиента, но и на среду обитания.

Социально-радикальная модель. В основе лежат модели защиты и «наделения полномочиями», развития самосознания представителей различных социальных групп. Она развивается как часть движения за права человека (борьба с криминализацией по расовым признакам и др.)

Данная теория не касается технологии помощи клиентам, чьи способности не соответствуют широте свободы и власти распоряжения собственной жизнью (например: ребенок, душевнобольной)

Технология защиты и «наделения полномочиями» может способствовать развитию активности многих угнетенных, несчастных, но это не исключает и специальных терапевтических методик при работе с отдельными группами клиентов. Эта технология используется с целью повышения самоконтроля, его личной ответственности. Делает большой акцент на участие властных структур, классовой принадлежности.

Марксистская модель. В основе лежит понимание деятельности СР как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Но направленность этой «силы» в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному. В одном случае на первое место выдвигается такая СР как социальный контроль, а в другом – роль социального стабилизатора, соц. адвоката, соц. врача.

СР в этой модели в основном рассматривалась и развивалась на структурном уровне. Такая модель была эффективна при решении целого ряда социальных проблем.

· Социологические теории сводятся к познанию закономерностей соц. развития и структурирования общества. На развитие социологической теории в СР большое влияние оказали Милль, спенсер.

· Комплексно-ориентированные теории.

Ролевая теория: возникновение этой теории связано с именем Я.Л. Морено, основателем социометрии, ч/з которую он пытался описать межличностные отношения.

Дж. Мид считал, что взаимное приспособление значительно упрощается благодаря способности людей формировать представления о самих себе как об объектах воспитания: каждый человек способен сформировать Я-образ, т.е. может представить как он выглядит в глазах других людей.

Представление о личностных ролях, используемых в ролевой модели, предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами. Ролевая модель включает в себя проблемы клиента, связанные с вопросом о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого.

Соц. роль – это поведение, которое от человека ожидают другие люди при выполнении им социальных функций. Кроме соц. ролей люди исполняют и межличностные роли. Порой м/у социальными и межличностными ролями возникают противоречия.

Ролевую игру СР-к может использовать для коррекции поведения клиента. Ролевая теория служит для СР одной из форм соц. объяснения, а приобщение к таким соц. ролям, как семейные, профессиональные и родительские, обуславливают формирование личности и ее поведение.

Одной из методик ролевой теории является психодрама, где создаются условия, при которых индивидуумы исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Ситуативно-ролевая игра может использоваться в процессе подготовки СР-ка. Он может выступать в роли посредника, либо наставника.

Социально-педагогическая модель. В ее основе лежит положение, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека. На процесс соц. становления человека влияют разнообразные соц. факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут формироваться неадекватные соц. качества личности, приводящие к конфликтам.

Процесс социализации является институционализированным и реализуется ч/з систему соц. институтов. Эта модель может рассматриваться и на уровне структурном и на уровне психосоциальной работы. Возможности реализации данной модели можно показать на примере исследования взаимоотношений школы и общества. Именно школа начинает формировать соц. статус человека. Ч/з нее реализуются такие функции СР как профилактическая, прогностическая, соц. контроля.

Таким образом СР-ки должны регулировать отношения общества и школы как системы образования и воспитания.

Когнитивная модель. Одним из принципов этой модели является то, что социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся. Особая популярность в начале 80-х годов, т.к. вырос интерес к такой методике, как консультирование.

Для повышения эффективности консультирования СР-ам важно знать особенности мышления клиента.

В этой модели выявляются возможности регуляции соц. поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков. Одной из методик в процессе консультирования является объяснение.

Данная модель чаще используется при работе по месту жительства. Когнитивная модель в процессе адаптации включает 3 фазы:

1. Реакция на внешний мир Я-клиента, его целями и стремлениями.

2. Стабилизация положения в соц. среде.

3. Выявление потребностей клиента в соответствии с имеющимися целями и установками.

Все СР-ки несут ответственность за характер и уровень услуг, за те изменения его личности, которые он прогнозирует. Клиенту может быть рекомендована методика самоанализа. Одна из проблем СР-ка использующего эту модель – разрешение конфликтов, природа которых может быть различна (конфликт м/у «я»).

Взаимосвязь СР с науками.

1. С социальной экологией.

Двойная фокусировка ее и на природе и на человеке, обуславливает экологическую сущность СР. Она позволяет определить отношения м/у организмами и их окружением. Для этого необходимы знания не только социологии и психологии, но и биологии, которая помогает понять как функционирует человеческий организм.

2. С медициной.

Многие программы обучения СР-к требуют достаточно основательной медицинской подготовки. Например профессия трудотерапевта (специалист работающий с инвалидами), предусматривает получение знаний в области медицины и реабилитационного консультирования.

3. С социальной педагогикой.

Соц. педагогика – это наука о воспитании. В принципе всех социальных педагогов можно считать СР-ми.

Соц. педагогика изучает социализацию человека, а СР может исправлять ошибки социализации.

Человек может быть жертвой социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением).

В соц. практике уже давно существуют спец. учреждения для лечения и содержания инвалидов, воспитания сирот, перевоспитания нарушителей.

В русле СР объектами внимания становятся жертвы неблагоприятных условий социализации.

Эффективность социальной работы

Эффективность социальной работы – это максимально возможное достижение целей по предоставлению социальных услуг, удовлетворению потребностей населения или отдельного клиента при оптимальных затратах и в данных условиях.

Замечание 1

Эффективность социальной работы – отношение полученных результатов к выдвинутым ранее целям. Сущность эффективности социальной работы – способность отдельных элементов системы или всей системы реагировать и отвечать на потребности и запросы населения.

Для определения эффективности социальной работы проводят сравнительный анализ, в результате которого сопоставляются первоначальные данные о клиенте и полученные социальной службой в процессе работы. Проводится количественная и качественная оценка прежнего и нынешнего состояния дел, делаются выводы об эффективности социальной работы.

Эффективность социальной работы можно рассматривать как соотношение достигнутых результатов и затрат для обеспечения этих результатов. Эффективность может выражаться как планируемая, расчетная, фактическая.

Эффективность социальной работы можно оценивать по основным видам оказания социальных услуг.

Сущность критериев эффективности социальной работы

Необходимым условием совершенствования системы социального обслуживания и социальной защиты населения как элементов социальной работы является использование базовых информационных данных, объективно отражающих состояние всей системы.

Система критериев и показателей эффективности социальной работы является инструментарием социального работника для получения необходимой информации. Данная система критериев должна содержать данные о клиентах, перечень предоставленных услуг, результаты и т.д.

Эффективность социальной работы можно определять по общим и специфическим критериям:

  1. Общие критерии позволяют оценить эффективность социальной работы в масштабах территориальной социальной службы.
  2. Специфические критерии позволяют оценить основные формы и методы социальной работы, виды социального обслуживания, направленные на определенные категории населения.

Эффективность социальной работы основывается на следующих принципах:

  • умение правильно обозначить проблему клиента;
  • анализ причин, приведших к проблеме;
  • оценка возможности разрешения сложившейся ситуации;
  • разработка плана действий;
  • включение клиента в решение проблемы;
  • анализ результатов проведенной работы.

Критерии эффективности социальной работы могут применяться на различных уровнях: микроуровень – уровень клиента, отдельного индивида; мезоуровень – уровень города, района, области; макроуровень – уровень государства.

Замечание 2

Наибольшее значение в повышении эффективности социальной работы играет микроуровень, непосредственная работа специалиста социальной службы с клиентом.

На макроуровне происходит стабилизация негативных тенденций социального состояния общества, преодоление социальных девиаций. При этом сложно выделить индикаторы, позволяющие выяснить вклад отдельных социальных работников в преодоление таких проблем и девиаций, как безработица, бедность, бездомность, социальное нездоровье и т.д., так как их решение зависит от осуществления социальной политики, характера социально-экономических реформ, эффективности реализации механизма социальной безпасности.

Анализ эффективности социальной работы может проводится по-разному, в зависимости от особенностей проблем клиента и его личности. Необходимо использовать такие индикаторы, как «степень свободы», «мера активности», «жизненная сила клиента», «уровень развития воли», «умение использовать ресурсы среды и свои возможности».

В задачи социального работника входит помощь человеку, попавшему с сложную жизненную ситуацию. Социальный работник должен определить направление действий клиента, стимулировать его жизненные силы, рационально подобрать средства и методы, способствующие выходу из трудной ситуации.

Социальный работник, рассматривая клиента с позиций социальных и психологических наук, должен провести антологию деятельности клиента; учесть особенности субъектно-индивидуального существования человека в сложной жизненной ситуации; определить характеристики клиента (его отличительные черты, качества, свойства, аксеологические особенности – мотивационные, ценностные, целевые и оценочные характеристики), позволяющие наиболее полно использовать его внутренний потенциал; учитывать онтологические и праксеологические характеристики.

Объективная оценка всех характеристик позволяет спроектировать планомерный переход клиента от одного состояния к другому, необходимому для выходя из сложившейся жизненной ситуации.

Замечание 3

Перечисленные характеристики могут выступать показателями, позволяющими отслеживать динамику развития или восстановления сущностных сил человека при содействии и помощи социального работника.

Нормативные критерии эффективности социальной работы

Критерии эффективности социальной работы имеют как количественную, так и качественную природу. Они носят комплексный характер.

Существуют нормативные критерии эффективности предоставления социальных услуг и показатели, позволяющие выяснить состояние клиентов социальных служб.

Граждане, обращающиеся за помощью в социальные учреждения, обращают внимание, в первую очередь, на личностные качества социального работника (отзывчивость, доброту, справедливость, профессионализм). Среди негативных качеств, встречающихся у социальных работников, выделяют грубость, безразличие, низкий профессионализм и лживость.

В настоящее время для определения эффективности социальной работы используют четыре группы критериев и показателей эффективности:

  • проведения государственных и региональных целевых программ, ориентированных на развитие социального обслуживания и социальной защиты различных категорий населения;
  • деятельности социальных служб;
  • деятельности работников социальной сферы;
  • социального образования (подготовка, переподготовка специалистов по социальной работе).

Использование критериев эффективности социальной работы – важный этап в достижении наибольшей эффективности в социальной деятельности как особом виде профессиональной деятельности.

Измерение эффективности социальной работы и типы шкал. Приведите примеры использования.

Понятие и виды социологических исследований.

Социологическое исследование - система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях.

Социологическое исследование - следует понимать как планомерное применение научных методов с целью изучения определенного фрагмента социальной реальности. Социологические исследования осуществляются на всех трех уровнях социологической науки.

Существуют такие виды социологических исследований как количественные и качественные.

Качественные методы социологии позволяют социологу понять суть какого-либо социального явления, а количественные - понять насколько массово (часто встречаемо) это социальное явление и насколько оно важно для общества.

Количественные методы:

· социологический опрос (анкетирование и интервьюирование)

· контент-анализ документов

· наблюдение

· эксперимент

Качественные методы:

· фокус группа

· исследование случая («кейс стади»)

· этнографические исследования

· неструктурированные интервью

В связи с тем, что социальная работа направлена на удовлетворение социальных потребностей человека, правомерно признать главным критерием эффективности социальной работы, как и определяющим критерием гуманности общества, полноту удовлетворения интересов отдельного человека или различных сообществ людей во всех сферах жизни. Следует отметить, что социальные интересы проявляются в разных сферах общественной жизни: в экономике, политике, культуре, быту, праве и т.д. Кроме того, они могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми, национальными или характеризовать все общество в целом. Исходя из этих особенностей, следует подходить к определению критериев социальной работы. Критерии эффективности социальной работы многообразны: количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий и др.); нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экономических нормативов и др.). В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели. При отсутствии стандартов невозможно установить, выполняется ли работа персоналом достаточно эффективно. Если нет стандарта, то любое изменение деятельности будет необъяснимым. Отсутствие стандарта затрудняет анализ всех данных, полученных при исследовании деятельности организации.



Результативность социальной работы можно рассматривать как с точки зрения фактически достигнутых результатов, так и как соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.

В работах отечественных исследователей эф­фективность социальной работы рассматривается как мак­симально возможное в данных условиях удовлетворение социальных потребностей клиен­тов при оптимальных затратах . От результативности социальной работы зависит социальное благополучие населения 2 .

Выделяются различные виды результативности:

Экономическая эффективность подразумевает сопоставление результатов и затрат в их денежном выражении. Применительно к социальной работе её измерение актуально в связи с увеличением финансирования социальной сферы и необ­ходимостью изучения её финансовых потоков.

Организационная эффективность включает в себя оценку уп­равления персоналом, управления финансами и материальными ресурсами, внешними связями, информа­цией в организации, рабочим процессом.

Социальная результативность имеет не только количественную, но и основную качественную составляющую, характеризую­щую степень приближения полученного результата к заданной цели социального развития. В отличие от расчётной эко­номической эффективности в социальной результативности важно субъективное измерение , - оценка достигну­тых результатов через определение степени удовлетворения со­циальных потребностей и изменения жизнен­ной ситуации клиентов. Оценивается конкретное социальное благо, адресованное определенно­му социальному субъекту (личности, социальной группе). Например, результатами работы с отдельным клиентом могут быть усиление степени его самостоятельности; активизация его внутренних ресурсов; адаптация в соци­уме; различные формы реабилитации и коррекции поведения; удовлетворение базовых социальных потребностей.

Номинальная шкала . Используется для измерения объектов, обозначенных наименованием - пол, регион проживания, принадлежность к политической партии.

Порядковая шкала . Измеряет уровень согласия с утверждением, степень удовлетворенности.

Интервальная шкала . Измеряет в интервальных значениях возраст, доход.

Шкала отношений . Измеряет стаж работы, возраст, доход. Есть абсолютный ноль

1. Эффективность СР: понятие, элементы.

2. Критерии и показатели эффективности СР.

3. Социальная и экономическая эффективность СР

4. Методы определения эффективности СР

1. Каждый вид деятельности заканчивается каким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок является эффективность.

В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. В экономике – это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине – это приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме.

Определения разные, но в каждом из них есть обязательные элементы: цель, результат, затраты, общепринятая норма (или идеал) .

Главным в этом перечне являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата дает представление об эффективности деятельности. Эффективность суть реализации цели. Конечным выражением этой степени служит результат: он совпадает с целью в большей или меньшей степени. Но вполне справедлива формула:

Эф.=Р/Ц, где Р – результат, Ц – цель.

Следует также иметь ввиду, что эффективность, может быть как положительной, так и отрицательной. Например, эффективность социальной политики в России в 90-е гг. скорее отрицательная, чем положительная.

Учитывая, что результат зависит от условий (У) и затрат (З) деятельности, означенную выше формулу эффективности следует уточнить. В этом случае она имеет вид:

Эф.= Р/Ц + З + У

Вся трудность, если мы абстрагируемся от условий, а часто и невозможность применения этой формулы заключается в том, что во многих видах не определены методы определения норм затрат . Даже в экономической деятельности нормирование труда, материальности, финансовые затраты определяются «на глазок».

Еще труднее определить затраты в социальных, духовных видах деятельности.

Существенным показателем понятия «эффективности деятельности» следует признать общепринятую норму (или идеал). Есть общепринятые этические нормы (например, уважение к старости, почитание матери), распространенность в обществе которых служит критерием его нравственного здоровья. Социальная работа направлена на поддержание и укрепление этих норм. Такую же роль всеобщего мерила играют и различные идеалы. Говорят об идеалах красоты, идеальном здоровье, идеале общественного устройства. Идеал – это наиболее совершенное состояние какого-либо предмета или явления, которое может и не находит реального воплощения в жизни, но о котором все мечтают. Сам по себе идеал трактуется как высшая цель деятельности.


В нашей стране вопросами эффективности начали заниматься со II половины 90-х гг.

Формула. Результат означает конечный итог. Учитывая специфику СР как определенного вида деятельности, результат ее должно видеть в оказании помощи, защите людей и, особенно, так называемых, слабых слоев.

Результат всякой деятельности сопряжен с целью , которая интерпретируется как планируемый результат. Применительно к СР цели могут быть конкретизированы следующим образом. Одной из главных целей СР является – удовлетворение потребностей клиентов. Как общая цель она может быть дифференцирована на подцели.

Цели могут быть также конкретизированы с учетом специфики объекта, направлений и уровней СР. В последнем случае речь должна идти о СР в стране, регионе, области, крае, городе, сельской местности на уровне отдельных социальных служб, социальных институтов и С.Р.

Составляющей эффективности являются затраты, т.е. то, что истрачено, израсходовано. Вид затрат, их совокупность зависят от вида деятельности и реализации тех или иных целей. Применительно в СР затраты могут быть материальные, финансовые: затраты на устройство различного рода социальных служб, финансовое обеспечение потребностей клиентов, а также физические и умственные (в т.ч. нравственного, психологического характера) и временные (дни, недели, месяцы, года).

Важнейшим компонентом эффективности деятельности являются ее условия. Это – совокупность особенностей орудий и предметов труда, состояние производственной среды и организации труда, которые существенно влияют на здоровье, настроение и работоспособность индивида. Выделяют 4 группы элементов условий труда:

1. санитарно-гигиенические (освещенность, шум, вибрация, измерения, контакт с водой, маслом, токсичными веществами);

2. психофизиологические (физическая нагрузка, монотонность работы, рабочая поза);

3. социально-психологические (социально-психологический климат в обществе в целом, в трудовом коллективе, семье и т.д.);

4. эстетические (художественно-конструктивные качества рабочего места, применение музыки и т д.)

Создание нормальных условий труда – важный фактор социально защищенности людей, самих социальных работников.

В определении эффективности важную роль играют такие показатели, как общепринятые нормы (или идеалы). Можно отметить, что определенные социальные нормативы (min заработная плата, пенсия, расходы на человека в больнице и др.) в России явно занижены. Даже при соблюдении этих нормативов эффективность СР является низкой. Эти и другие нормативы далеки от идеала и не обеспечивают оптимальной защиты людей. В жизни эффективность всегда оценивается и по практической и по эталонной, идеальной цели . Следовательно, эффективность деятельности динамическая величина: что сегодня «устраивает» общество, клиента, завтра (в других условиях) может уже не удовлетворять их. Появляются новые потребности или качественно видоизменяются старые. Закончив свою работы человек (СР-к) в той или форме сравнивает достигнутый результат, приблизительно по такой схеме: что было – что стало – что должно быть. Что было – что стало – это оценка результата, оценка эффективности с точки зрения практической цели. «Что должно быть» - это оценка той же эффективности с позиции цели-идеала.

Подводя такой промежуточный итог, можно сказать, что существенными составными компонентами эффективности являются: цель, результат, затраты, условия, идеал. И эффективность можно определить так: это оценка результата деятельности посредством его сопоставления с практическими целями, затратами и идеалами .

Рассмотрим эффективность СР в 3-х ее аспектах: как науки, учебной дисциплины и вида практической деятельности.

Эффективность СР как науки может быть выражена в уровне знаний, степени приобретения умений, создание новых технологий, теорий, концепций, парадигм, владение инновационными подходами, в степени усвоения достижений отечественной и зарубежной науки, в освоении закономерностей в развитии, принципов и методов СР.

Эффективность СР как учебной дисциплины может быть выражена как целостное представление выпускников о СР, ее основных направлениях, технологиях, методах и организации, научение этим методам, т.е. системы знаний по СР, владение необходимыми умениями.

Эффективность СР как практической деятельности отражает степень изученности и удовлетворенности социальных потребностей различных категорий людей, нуждающихся в помощи при оптимальных затратах.

В количественном и качественном определении (измерении) эффективности СР важным компонентом выступают социальные потребности. Потребности человека дифференцируются в зависимости от объектов СР и ее основных направлений, т.е. социальная реабилитация, социальной обеспечение, социальное обслуживание.

2. Для практического определения эффективности необходимы достаточно четкие и оперативные критерии и показатели.

Критерий употребляется в 2-х смыслах:

Это признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-нибудь;

Это мерило оценки.

Критерии – это наиболее общие показатели. Но критериями могут быть не всякие признаки состояния СР, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Они должны быть объективными, отражающими не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки, необходимыми и достаточными, быть мерилом оценки результатов деятельности. Каждый критерий может включать группу качественных и количественных показателей, раскрывающих его содержание.

Нетрудно заметить, что понятие «критерий» можно логично связать с понятием «цель». В цели сформулированы сущность, качественные признаки того предмета, явления, процесса, к которым стремится человек, какова цель, таков и критерий. Ведь результат любой деятельности оценивается по степени достижения цели.

Основными целями СР, как уже отмечалось, служат:

· удовлетворение социальных потребностей;

· утверждение самостоятельности и ответственности людей в решении проблем;

· помощь в реализации общественных, индивидуальных интересов социально обездоленных людей.

По степени реализации этих целей правомерно судить об эффективности СР. Эти цели суть критерии эффективности СР.

Критерии эффективности – это нормативы, стандарты, на основании которых производится оценка результатов по достижению цели.

Критерии – довольно абстрактные духовные образования и пользоваться ими в практической СР не всегда бывает удобно: они оказываются слишком общими для оценки конкретных действий. Нужны эмпирические показатели критериев. Нас интересуют в 1 очередь социальные показатели как качественные и количественные характеристики состояния социальных объектов и процессов. В широком смысле к ним относят демографические, экономические, социальные показатели политического, нравственного, социально-культурного, духовного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют определенные свойства, количественные - меру их выраженности, развития.

Применительно к СР социальными показателями являются материальное положение семьи (человека), состояние клиента, зависимость его от алкоголя и т.д.

Следующая группа критериев служит как бы достижением выше приведенной группы:

1. организованность и оптимальность структуры социальных служб, развитость их материально-технической базы;

2. гарантии качества СО клиентов:

3. применение современных социальных технологий, обеспечивающих надежность социальных услуг.

В свою очередь, такой критерий как оптимальность структуры социальных служб может быть раскрыт с помощью следующих показателей:

Формы собственности (государственные, муниципальные и службы других форм собственности);

По видам СО (материальная помощь, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги);

Виды СО клиентов (комплексные, специализированные).

Если возьмем такой вопрос: обеспеченность социальными услугами проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Для этого можно использовать следующий критерий: обеспеченность материально-техническими условиями.

Показатели – предоставление жилой S помещений для организации реабилитационных мероприятий, культурно-бытового обслуживания; оснащенность помещений, мебелью согласно нормативов и т.д.

Критерий оказания правовых услуг . Показатели : помощь в оформлении юридических документов; содействие в получении консультативной помощи; содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ.

Безусловно, вопрос о критериях и показателях является очень сложным и актуальным, т.к. именно с их помощью возможно оценить, насколько эффективна или неэффективна СР.

Оценить количественно эффективность социальной защиты можно вводя критерии или коэффициенты. Например, если принять во внимание, что одной из задач территориальных органов социальной защиты является учет малообеспеченных граждан и оказание им материальной помощи, что можно ввести 2 коэффициента определения эффективности работы органов социальной защиты: социальная эффективность (СЭ) и экономическая эффективность (ЭЭ).

Социальная эффективность может быть рассчитана по формуле:

СЭ = ЧМП: ЧМ,

где ЧМП – численность малообеспеченных граждан, которым в отчетном периоде (месяц, квартал, год) была оказана материальная помощь; чел.

ЧМ – численность малообеспеченных граждан, стоящих на учете в органах социальной защиты населения на начало отчетного периода (месяц, квартал, год), чел.

Поскольку, материальная помощь может быть оказана в виде денег, продуктов, вещей и т.д., то и определить социальную эффективность можно как в целом, так и по отдельно взятым видам материальной помощи.

Показатель социальной эффективности – величина относительная. Очевидно, что если ни 1 человеку не было оказано никакой материальной помощи, то за этот временной период социальная эффективность работы органов социальной защиты будет =0.

В то же время при активной работе по оказанию помощи малообеспеченным гражданам показатель социальной эффективности может быть > 1.

Однако подобный подход к определению в количественном виде эффективности деятельности органов социальной защиты имеет ряд недостатков. Сегодня отсутствуют четкие критерии определения самого понятия малообеспеченности, т.е. органы социальной защиты во многом субъективны при определении, является ли тот или иной гражданин малообеспеченным, а значит, появляется широкий спектр возможностей для уменьшения показателя ЧМ и, соответственно, завышение показателя СЭ.

Аналогично и с размером оказываемой помощи. Желая получить максимально возможный показатель СЭ, можно не только искусственно занизить численность малообеспеченных граждан, стоящих на учете в органах социальной защиты, но и завысить численность граждан, которым была оказана помощь.

Какую помощь считать достаточной, и в каких случаях; СР-к сегодня решает исходя не из твердых и однозначных нормативов, а из личного опыта, знаний, немногочисленных рекомендаций методического характера. Следовательно, один и тот же размер материальной помощи на вполне законных основаниях может быть выделен на 1 человека или нескольких. Соответственно это повлияет на определение величины СЭ.

Несколько смягчить ситуацию позволит показатель ЭЭ, который может быть рассчитан по формуле:

ЭЭ = РМП: СЭ,

где РМП – расходы за отчетный период (месяц, квартал, год) на оказание материальной помощи, руб;

СЭ – показатель социальной эффективности за отчетный период.

Очевидно, что при фиксированном размере РМП экономическая эффективность будет уменьшаться в случае увеличения показателя СЭ, т.е. в случае, если искусственно будет завышаться количество людей которым оказана помощь, или занижаться количество малообеспеченных граждан, стоящих на учете в органах социальной защиты населения.

Зависимость между показателями СЭ и ЭЭ равно как и их оптимальное соотношение, которое может быть установлено только эмпирическим путем. Но для этого необходимы четкие критерии определения малообеспеченности человека или семьи и минимального размера оказываемой помощи.

Одним из важнейших факторов, условий эффективности является профессионализм СР-ка, его личностные качества.