Open Library - открытая библиотека учебной информации. Изучение феномена тревожности у студентов первого курса Психологические особенности студенческого возраста кратко

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической , которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности - направленности, темперамента, характера, способностей, от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3) с биологической , которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности . Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.



Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Компетентностный подход рассматривает в качестве одной из главных целей высшего образования создание условий для развития нового типа социокультурной ориентации и жизнедеятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование, предполагает развитие личностных качеств и квалификационных характеристик выпускника как самоопределяющейся личности и ответственного субъекта, обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке труда, успешность карьеры, как в профессиональном, так и в должностном, статусном плане, обусловленной профессиональной и социальной компетентностью.

Студенческий возраст – возраст активного формирования компетенций личностного самосовершенствования, направленных на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К ним относятся:

Способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);

Способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);

Владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

Способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов - от восторженного (в первые месяцы учебы в вузе) до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п.

Термин "самоопределение " употребляется в различных значениях: говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом, личностном и др.

Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. В психологическом плане самоопределившаяся личность - это "субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это "относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества" .

Самоопределение выступает как самодетерминация; в понятии самоопределении выражается активная природа "внутренних условий, верности себе. Центральным моментом самоопределения считает самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию и К.А. Абульханова-Славская. По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности .
Профессиональное самоопределение принято рассматривать как выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром, нахождение смысла в данной деятельности. Профессиональное самоопределение – это стремление определить своё место в жизни, в обществе, осознать свои общественные, национальные и личностные интересы через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

В отечественной психологии накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Как отмечал С.Л.Рубинштейн, специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия.

В современной психологической науке имеет место тенденция освещения проблемы профессионального самоопределения в контексте процессов жизненного и личностного самоопределения (К. А. Абульханова, Е.А. Климов, Л.М. Митина, М.Р. Гинзбург и др.).

В работах К. А. Абульхановой профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии. Эта идея поддерживается исследованиями Л. М. Митиной, которая считает, что развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, но и сам этот выбор, и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности в целом.

Рассмотрение процесса профессионального самоопределения как части личностного развития предполагает упоминание таких понятий, как жизненная перспектива, жизненный план, психологическое время.

Эти конструкты характерны и разворачиваются в полной мере в период ранней юности, когда возникновение новой психосоциальной ситуации развития приводит к формированию новой и основной для этого возраста потребности – потребности в жизненном и профессиональном самоопределении. Успешное самоопределение характеризуется:

1. Наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих: сформированное ценностно-смысловое ядро (широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей, переживание осмысленности собственной жизни, экзистенциальная ориентация); самореализацию, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей;

2. Наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих: личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, рассчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете. Выбор профессии (его устойчивость, определенность на конкретной профессии, наличие профессиональных требований к профессии) существенным образом характеризует смысловое будущее и успешность самоопределения в юношеском возрасте; собственно планирование, которое характеризуется, прежде всего, положительным отношением к планированию и наличием планов, представлением о средствах достижения целей, протяженностью во времени.

Традиционная организация педагогического процесса часто не предполагает необходимость и возможность выбора (вида деятельности, партнёра в её исполнении, способа деятельности, формы предъявления конечного продукта деятельности и др.), сужает рамки творческой самореализации, замедляет достижение идентичности и профессиональное самоопределение. Эта проблема является особенно актуальной для студенческого возраста, поскольку данный возраст, кроме активного самоопределения в профессии, характеризуется и жизненным самоопределением относительно собственной личности, поиском смысла жизни, выработкой мировоззрения, т.е. поиском идентичности.

Среди личностных характеристик, обусловливающих процесс профессионального самоопределения в вузе, большинство исследователей называют сформированность эмоционально-волевых и коммуникативных качеств личности, пониженную склонность к депрессии и тревоге, структурированые системы личностных смыслов, сформированность смысложизненных ориентации, высокую осмысленность жизни. Эти качества характерны для студентов, успешных в профессиональном самоопределении и взаимосвязаны с высокой осмысленностью жизнедеятельности.

В качестве критериев успешности профессионального самоопределения в вузе рассматривают:

Выбор сферы профессиональной деятельности, основанный на склонностях, способностях и интересе к профессии;

Развитие стойкого интереса к дисциплинам, чётко ориентированным на профессию, на протяжении образовательного процесса в вузе;

Наличие профессиональных планов и стремление к более ранней их реализации;

Увлечённость процессом освоения профессии в периоды учебной и производственной практики.

Незавершенность профессионального самоопределения студентов, растянутость его во времени во многих случаях является причиной недостаточной удовлетворенности человека своей профессией и снижением эффективности деятельности, что, в свою очередь, отражается и на психическом здоровье человека.

Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности .

Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен.

Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. Б. Г. Ананьев представлял развитие личности как возрастающую по масштабам и уровню интеграцию - образование подструктур и их усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, "разветвление" психических процессов, состояний, свойств).

2.Социально-психологический портрет студента

Образовательный процесс в вузе направлен на развитие студента как человека высокой культуры. И.А.Зимняя отмечает, что в полном смысле этого понятия культурный человек – это человек:

- осознающий на основе постоянного совершенствования системы знаний собственное миропонимание, свое место в Мире и себя как активного выразителя социально-позитивного отношения к Миру (природе, обществу, другим людям, труду, себе) и умеющий выразить это в адекватной условиям разнообразных ситуаций различного социального взаимодействия вербальной и/или образной форме;

- чувствующий, понимающий , сохраняющий и преумножающий Красоту Мира – его гармонию, пропорцию, многообразие, исключительность и т.д. и себя как представителя homo sapiens во Вселенской Жизни;

- стремящийся к совершенствованию своей духовной жизни в процессе интернационализации общечеловеческих ценностей Добра, Любви, Верности, Чести, Достоинства, личной и социальной ответственности; реализующий ценности здорового образа жизни;

- организующий собственное поведение , речевую и трудовую деятельность в соответствии с императивами, нормами (правилами, национальными традициями, этикетом и пр.), предписываемыми определенными исторически обусловленными этапами развития общества и учитывающий предписания ролевых, статусных и позиционных отношений .

Культурного взрослого человека характеризуют такие качества, свойства как:

Уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), т.е. культура личности, саморегуляции ;

Адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;

Соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;

Актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

Ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;

Ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура ;

Социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия [ 3].

Для достижения нового качества образования, подготовки культурного гражданина и компетентного, конкурентоспособного специалиста, необходимо использовать личностно-деятельностный подход в образовательном процессе, где студент выступает полноправным субъектом познания и саморазвития. Приоритетной здесь может быть поставлена цель формирования жизнеспособной личности в условиях развивающегося российского общества, развития субъектных качеств личности, ее социальной активности и ответственности за качество своего профессионального образования.

Деятельность студента имеет большое социальное значение, так как ее главное назначение - обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Основное в деятельности студента - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. К числу особенностей деятельности студента следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, опытом образовательной и научно-исследовательской деятельности, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде); деятельность студента протекает в запланированных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности - книги, лабораторное оборудование и т.д.; для деятельности студента характерна ннтенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у студентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).

В качестве субъектных характеристик студента как социального субъекта выступает осознание им самого себя как субъекта, т.е. самосознание - активная деятельность по преобразованию себя, самосовершенствованию. На личностном уровне у студенческой молодежи формирование субъектности обеспечивает ее устойчивость в социальной среде, что проявляется в ее жизнеспособности, развитии жизненных сил и конкурентоспособности во всех сферах социальной жизнедеятельности. Жизнеспособность можно рассматривать как одну из базовых характеристик проявления субъектности, поскольку она предполагает высокую социальную активность личности, направленную на преобразование внешней природной и социальной среды и на формирование самого себя, в соответствии с заданными целями.

Уровнем субъектности во многом сегодня определяется конкурентоспособность молодых людей на современном избыточном рынке труда, особенно по специальностям социально-гуманитарного профиля. Поскольку молодежь – это социально-возрастная группа населения, которая находится в стадии своего социального и личностного становления, то в данной сфере для молодежи важными этапами будут: профессиональное самоопределение, профессиональное становление как специалистов в системе профессионального обучение и профессиональная самореализация на рабочем месте по избранной специальности. Активность личности здесь проявляется как на этапе осознанного выбора профессии, так и на этапе получения профессионального образования и квалификации определенного уровня, востребованного на рынке труда.

Профессиональная подготовка студента как будущего специалиста включает в себя профессиональную составляющую (соответствующие знания и умения), формирование профессионально важных личностных качеств (по видам профессий), а также профессиональную социализацию. Субъектный подход к образованию в данном случае будет ориентировать учебный процесс не только на освоение различных компетенций, как это предполагается в соответствии с ориентацией образования на Болонский процесс и требованиями ФГОС ВПО, но и на формирование у будущего специалиста соответствующих способностей: технологических, творческих, организаторских и других, необходимых специалисту для эффективного выполнения профессиональной деятельности.

В становлении субъектности выделяют два аспекта - экзистенциальную субъектность и деятельностную субъектность . Первая направлена на развитие внутреннего мира молодого человека, его внутренней активности и психологических качеств, которые позволят ему стать жизнеспособным и реализовать себя как самостоятельного субъекта своей собственной жизни.

В структуру экзистенциальной субъектности личности включается и такой системный элемент как мировоззрение, определяющее смысложизненные приоритеты и социокультурную направленность саморазвития молодого человека. Кроме того, субъектность в данном аспекте обеспечивает психологическую устойчивость человека, развитие его индивидуальности за счет повышения уровня субъектной позиции по отношению к собственному бытию и саморазвитию.

Деятельностная субъектность связана с проявлением жизнеспособности и жизненных сил субъекта во внешней социальной среде. Жизнеспособность можно рассматривать как имеющийся у социального субъекта потенциал жизненных сил в различных сферах их проявления. Она будет складываться из проявления жизненных сил человека, прежде всего, в эффективном выполнении социальных ролей и функций в соответствии с требованиями общества.

В процессе своего социокультурного становления молодому человеку для того, чтобы создать ресурс жизнеспособности, необходимо осваивать социальные роли через активное участие в различных видах социальной жизни, развивать свои задатки, формируя способности к соответствующим видам социокультурной деятельности. Здесь важную роль выполняет понятие «жизненная субъектность человека», которая определяется как «способность к удовлетворению его потребностей посредством активной деятельности в основных сферах общества. Субъектный подход в образовательном процессе рассматривается как познавательный процесс, где студент выступает полноправным субъектом познания и саморазвития как гражданин российского обществ, принимающий на себя ответственность за качество своего профессионального образования.


Студентки Кабанцевой О.А. Факультета Заочной формы обучения Специальности дошкольное воспитание

Заочная магистратура

Руководитель

Контрольная работа

Получена

Передана на рецензию

Возвращена рецензентом

г. Симферополь

Контрольная работа.

Тема. Психологические особенности возраста студента.

Введение.

2) Социально-психологические особенности студенческого возраста.

3) Психологические новообразования студенческого возраста.

4) Специфика учебной мотивации студента.

Заключение.


Введение.

Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими, социо-культурными) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.

В сложившейся ситуации именно сфера образования создает феномен современного мира - умение «быть» в меняющихся обстоятельствах и активно участвовать в происходящих переменах. Сфера вузовского обучения является самым ответственным звеном профессиональной подготовки специалистов в цепи организованных институтов образовательной системы. Преподаватели вузов и научные сотрудники должны не просто обладать последней научной информацией, более ценными становятся не знания), а сами способы их добывания, как некие «интеллектуальные орудия», «выкристаллизовывающиеся» в ходе деятельности, приложимые затем как обобщенные структуры в новых условиях. Первостепенная задача высшей школы - помочь овладеть студентам средствами мышления и деятельности. Вузовское образование является, как известно, завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией специализации, профессиональной подготовки. От качества организации процесса обучения на этой стадии во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание человека в будущей профессиональной деятельности, его готовность решать нерутинные, нестандартные проблемы в производственных и коммуникативных ситуациях, а также его субъектное бытие в процессе взаимодействия с другими людьми. Содержание образования как важнейшего фактора экономического и социального прогресса должно быть направлено на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», оно должно обеспечивать «формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира». В связи с этим, единая цель образовательной системы на всех ее уровнях и этапах - создание условий для всестороннего развития личности - приобретает особое звучание на данной образовательной ступени.
В отечественной психологии традиционно подчеркивается ведущая роль воспитания и обучения в развитии психики (вне отрицания роли наследственности) как его необходимых условий (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Г.С.Костюк, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и мн.др.). Обучение, стимулируя развитие, в то же время опирается на него. «Между процессами обучения и развития устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной, умозрительной формулой» (Л.С.Выготский).

Процесс психического развития рассматривается большинством исследователей как динамичный процесс качественных и количественных изменений, в ходе которого возникают новые психические образования на основе и посредством дифференциации прежних структур. В последнее время в отечественной психологии находит распространение концепция «неограниченного развития» (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, И.С.Кон, К.К.Платонов, А.В.Толстых и др.), согласно которой развитие представляет собой эволюционно-инволюционное поступательное движение, не прекращающееся до момента прекращения самой жизни. Это позволяет предположить, что, если психическое развитие продолжается в течение всей жизни и его показателями являются психические новообразования и особенности, специфичные для каждого возрастного периода (что нашло отражение в многочисленных периодизациях детского развития), то студенческому возрасту как социально-психологической возрастной категории, характеризующейся интенсивным развитием всей структуры личности, интеллектуальной системы в том числе, также присущи определенные психические новообразования и психические особенности. Исследования показали, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переструктурирование психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности (Б.Г.Ананьев, М.Д.Дворяшина, Л.С.Грановская, В.Т.Лисовский, И.А.Зимняя, И.С.Кон и др.). Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста.


1) Студенчество – отдельная возрастная категория.
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой,

М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме.
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.
При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации (А. Вербицкий, Ю. Попов, Е. Андресюк).

Организация и совершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения (Б.Г. Ананьев, 1977; В.В. Давыдов, 1978; А.А. Бодалев, 1988; Б.Б. Коссов, 1991; В.П. Озеров, 1993). Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению способностей студентов. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития.

К студенческому возрасту принято относить временной промежуток от 18 до 25 лет, хотя в статусе студента может находиться человек, выходящий за пределы данного интервала. Поэтому период студенчества описывается как совокупность возрастных и социальных характеристик, связанных не только с возрастными особенностями данного, но и спецификой деятельности и выполняемой личностью роли.

В качестве отдельного возрастного периода, время студенчества было выделено относительно недавно. Начиная с Л.С. Выготского , в отечественной психологии была принята традиция относитьюношеский возраст к начальному периоду взрослости, к тому переходному этапу, когда детство уже закончилось и началось формирование зрелой личности.

Сам же студенческий возраст выделен в качестве отдельного периода лишь с 1960-х годов. Это связано с психофизиологическими исследованиями ленинградской школы под руководством Б.Г. Ананьева. Студенчество соотносится с поздней юностью и ранней взрослостью. Оно представляет собой начальный этап взрослости, поскольку это «переходная фаза от созревания к зрелости» .

И.А. Зимняя рассматривает студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования». Она выделяет в ней ряд отличительных характеристик: достаточно гармоничное развитие социальной и интеллектуальной зрелости, высокая познавательная мотивация, высокий образовательный уровень иочень высокая социальная активность. Студенческий возраст отмечается интенсивным общепсихологическим развитием: активной социализацией, достижением зрелости в интеллектуальном и личностном плане, усложнении структуры высших психических функций. С точки зрения биологического возраста, студенчество соотносится с периодом юности, который является переходным от детства к взрослости. В зарубежной литературе,исходя из этого, студенчество связывается с взрослением.

Юность уже в давние времена связывалась с периодом подготовки к взрослой жизни, однако в зависимости от исторической эпохи, это приобретало различное социальное значение. Научное определение юности появилось, в историческом смысле, совсем недавно. Философы и ученые прежних эпох, как правило, нечетко представляли себе ее возрастные границы и психологические особенности, предпочитая размытые определения .



Возрастные границы всегда сдвигались со временем, поскольку менялись социальные условия, но содержание возрастного периода изменялось слабо. Юность всегда рассматривалась с точки зрения завершения физического созревания, а также как период начального взросления и достижения зрелости в социальном плане. Юность, как правило, в различных культурах носила и носит характеристики не хронологические, а статусные. Юный – не столько человек определенного возраста, сколько человек особого положения в обществе. Через анализ различных обществ выявляется определенная взаимообусловленность возраста и социального статуса: по достижении определенного хронологического возраста человек принимает на себя соответствующую социальную роль; в то же время, сам этот возраст определяет, какие роли он может принимать. Специфика юности, по К.А. Абульхановой-Славской, в том, что она начинает череду возрастов, для которых не прослеживается четкой взаимообусловленности возраста и социального положения. Статус перестает быть возрастным и становится личностным .

В период юности происходит активное становление профессионального самоопределения, развитие самосознания, субъект вступает в стадию взрослости. Происходит формирование профессиональных интересов, познавательная активность становится целенаправленной, временная перспектива сильно расширяется, жизненный путь становится более определенным, появляются трудовая мотивация и стремление к общественно полезной деятельности .

Как отмечает А.В. Толстых, молодость характеризуется максимальной работоспособностью, способностью к переносу физических и психических нагрузок наибольшей интенсивности, а также к усвоению самых сложных интеллектуальных навыков. Период отмечается максимальной легкостью в усвоении психологических и физических качеств, необходимых для успешного осуществления деятельности в выбранной профессиональной сфере .

Как отмечает М.Б. Алиева, можно выделить три сферы для характеристики студенчества:

1) Психологическая, а именно – психологические свойства.Способности, обусловленные работой ряда высших психических функций, оказываются на оптимальном уровне развития: переключаемость внимания, оперативная память, решение вербально-логических задач.

2) Социальная, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе – студенчеству.

3) Биологическая, или психофизиологическая, обусловленная характеристиками психомоторики, анализаторов и высшей нервной деятельности. Отмечается оптимум скорости реакции на сигналы различного типа – простые, словесные и комбинированные. Скорость образования новых связей, а также их перестройки также находится на оптимальном уровне. Формирование моторных навыков, даже сложных, происходит максимально быстро и не встречает значительного сопротивления.

Это обуславливает достижение в период студенчества максимальных результатов во всех областях: физической, личностной и социальной, что подкрепляется формированием необходимых предпосылок.

Среди личностных характеристик студента можно отметить интенсивное формирование эстетического и нравственного самосознания, установление и закрепление основных черт характера, а также, что является ключевым для данного возраста, – усвоение всего спектра ролей взрослости: гражданских, правовых, профессиональных и т.д.В этом возрасте появляется такое явление как «экономическая активность», что означает включенность в производственную деятельность, появление трудового стажа, а также образование семьи. В период студенчества с одной стороны, перестраивается вся мотивационно-ценностная сфера личности, происходит оформление основной части характера с другой – интенсивно развиваются интеллект и отдельные познавательные способности, адаптируясь к соответствующей учебно-профессиональной деятельности. Актуализируются все ресурсы длявсе расширяющихся достижений в спорте, науке и технике, творчестве.

Достижения оптимума физического и психического развития сопровождается и рядом ограничений, которые могут проявиться в связи со спецификой самосознания в период студенчества. В связи с интенсивным получением положительного подкрепления от множества достижений и расширяющихся возможностей, которые ранее были недоступны, временная перспектива студента оказывается подвержена «иллюзиям вечности». В сознании возникает идея, что такое состояние с постоянно усложняющимися и повышающимися навыками будет длиться постоянно и можно не спешить. Отсюда происходят нереализованные возможности вследствие недостаточных усилий для их актуализации .

По временным рамкам обучение вузе соответствует второму периоду юности или первому периоду зрелости, что связано с особенно сложным протеканием формирование личности. Нравственное развитие в этом возрасте характеризуется интенсивной актуализацией сознательной мотивации. Это определяет формирование и усиление черт, не актуальных на предыдущем этапе развития: самостоятельности, инициативности, решительности, умении владеть собой, целеустремленности, настойчивости. Развивается интенсивно моральное сознание, актуализируется осмысление проблем, связанных с долгом, верностью, жизненной целью т.п.

В то же время, данные возрастной психологии и возрастной физиологии говорят о том, что сознательная регуляция поведения еще не в полной мере сформирована к 17-19 годам. Иногда наблюдается недостаточное планирование собственных действий, импульсивность и непродуманность поведения, а мотивы далеко не всегда социально приемлемы и отражают незрелость личностной сферы.

Для периода юности характерно активное рефлексирование собственной личности. Субъект сравнивает «Я-реальное» и «Я-идеальным», при этом первое недостаточно проанализировано самой личностью, а «Я-идеальное» создано некритично, имеет свойства изменчивости и ситуативности. Значительная противоречивость процесса рефлексирования зачастую приводит студента к неуверенности в себе и непостоянству и внешней алогичности поведения .

Исследования студенчества под руководством В.Т. Лисовского предполагали его изучение как особой социальной группы. Студенчество является группой молодых людей, объединенных определенным видом деятельности – специальным профессиональным обучением, единой системой мотивов и целей, возрастом (от 18 до 25 лет), одного уровня образования. Принадлежность к группе всегда временная и ограничена фиксированным промежутком (обычно 5 лет). Среди характерных особенностей группы выделяется специфика трудовой деятельности, ключевым свойством которой является усвоение и оперирование системой новых знаний, умений и навыков, а также самостоятельный поиск знаний. Другая особенность – принадлежность к многочисленной группе – молодежи – в которой студенчество выступает как наиболее многочисленная, передовая и социально активная часть.

Студенчество как социальная группа характеризуется частично самостоятельным участием в производственной деятельности, специфической организацией быта и труда, особой формой социального поведения и характеристиками ценностных ориентаций. Отличительными особенностями студенчества являются социальный престиж, более интенсивное взаимодействие с самыми различными социальными группами, актуализация смысложизненных ориентаций, прогрессивность мышления и деятельности, интерес к новым идеям .

В отношении студентов так называемых «творческих» специальностей можно говорить о качественной специфике их личностных характеристик. В частности, в исследовании О.Е. Костюченковой на основе анализа множества консультативных бесед со студентами творческих и нетворческих специальностей выявили сходство сфер, в которых у обеих групп возникают психологические трудности, но различия в глубинных причинах этих трудностей. Для «творческих» студентов характерно наличие эгоцентрической позиции, которая выражается в демонстративности, эгоистичности, стремлении к первенству, превосходству, и вместе с тем, закрытость для окружающих, наличие защитно-оборонительной позиции. Это обусловливается как спецификой творческой направленности личности, так и особенностями выбора профессии со стороны личности с эгоцентрической позицией.

Таким образом, период студенчества характеризуется рядом психологических особенностей, которые обусловлены как возрастной спецификой, так и основной деятельностью – получением профессионального образования, а также особым социально-экономическим статусом. Студенчество большинством исследователей рассматривается как первый период взрослости, который отмечается постепенным вступлением во взрослую жизнь, взятием на себя всей полноты ответственности, утверждением самостоятельности, первым опытом профессиональной деятельности. Это период оптимального развития всех систем организма, интенсивного развития познавательных процессов, а также период наивысших достижений в спорте и ряде других сфер деятельности. Это время социальной активности, свободы взглядов и установления глубоких межличностных связей. Для студентов творческих специальностей помимо этого характерна эгоцентрическая позиция в творчестве, учебно-профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии, а также определенная доля эксцентричности и демонстративности.

инстинкт характер эмоция студенчество

В отечественной психологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность, «акмеологией». Психологов на протяжении достаточно долгого времени интересовала проблема психического развития ребенка, и человек стал «жертвой детства». Психология зрелых возрастов, к которым относится и студенческий возраст как переходный от юности к зрелости, стала относительно недавно предметом психологической науки. Здесь юношеский возраст рассматривался в контексте завершения, свертывания процессов психического развития и характеризовался как наиболее ответственный и критический возраст.

Л.С. Выготский, не рассматривавший специально психологию юношеского возраста, впервые не включил его в детские возрасты, четко разграничив детство от взрослости. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии...». Следовательно, в отличие от всех ранних концепций, где юность традиционно оставалась в пределах детских возрастов, она впервые была названа Л.С. Выготским «началом зрелой жизни». В дальнейшем эта традиция была продолжена отечественными учеными.

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане обще-психического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

  • 1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;
  • 2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
  • 3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь».

Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Изучением студенчества как социальной группы занималась лаборатория социологических исследований ЛГУ под руководством В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части.

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа, она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентаций. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.

В отечественной психологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность, «акмеологией». Психологов на протяжении достаточно долгого времени интересовала проблема психического развития ребенка, и человек стал «жертвой детства». Психология зрелых возрастов, к которым относится и студенческий возраст как переходный от юности к зрелости, стала относительно недавно предметом психологической науки. Здесь юношеский возраст рассматривался в контексте завершения, свертывания процессов психического развития и характеризовался как наиболее ответственный и критический возраст.

Л.С. Выготский, не рассматривавший специально психологию юношеского возраста, впервые не включил его в детские возрасты, четко разграничив детство от взрослости. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии...». Следовательно, в отличие от всех ранних концепций, где юность традиционно оставалась в пределах детских возрастов, она впервые была названа Л.С. Выготским «началом зрелой жизни». В дальнейшем эта традиция была продолжена отечественными учеными.

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были нечетки, а представления о психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны. В плане научного изучения юность, по выражению П.П. Блонского, стала относительно поздним достижением человечества.

Юность однозначно оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами. Сами представления о юности исторически развивались. И.С. Кон отмечал, что «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и сейчас, когда предполагаемый уровень развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной.

Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора.

А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.).

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

  • 1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;
  • 2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
  • 3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь».

Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Изучением студенчества как социальной группы занималась лаборатория социологических исследований ЛГУ под руководством В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части.

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.