Разработка Индивидуальной образовательной программы педагога как условие личностного и профессинального роста. Индивидуальная образовательная программа обучающихся: миф или реальность? Что он в себя включает


Нормативная правовая база разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ I. Федеральные и региональные документы регламентирующие дополнительное профессиональное образование (ДПО) и профессиональное обучение взрослых II. Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение взрослых


Федеральные документы регламентирующие разработку и реализацию программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. 273-ФЗ (Глава 9, статьи Глава 10, статьи 75-76) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. 706 «Об утверждения Правил оказания платных образовательных услуг» Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» Приказы Министерства образования и науки РФ Приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» Приказ Минобрнауки РФ от г. 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; Приказ Минобрнауки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; Приказ Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и др.


Нормативные правовые акты других министерств и ведомств Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 148 н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" Приказ Минтруда России от н «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: «Общие профессии горных и горно капитальных работ»; «Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию»; «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов»; «Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых» Приказ Минтруда России от N 597 н «Об утверждении профессионального стандарта «Кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России N 38940) Реестр Профессиональных стандартов (Министерство труда и социальной защиты РФ) и др.


Региональные документы Закон Кемеровской области «Об образовании» от 5 июля 2013 г. 86-ОЗ Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г «Об утверждении Государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на годы Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» на годы» Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования» Распоряжение Губернатора Кемеровской области от Об утверждении комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования в Кемеровской области на годы и др.


Методическое обеспечение разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г «О дополнительном профессиональном образовании. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования» Письмо Минобрнауки РФ от АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» Письмо Минобрнауки РФ от ВК1032/06 «Методические рекомендации по разработке ДПП на основе профессиональных стандартов» Письмо Минобрнауки РФ от 21 апреля 2015 г. ВК-1013/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме» Письмо Минобрнауки России от N АК-821/06 « Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ» Письмо Минобрнауки РФ от 12 марта 2015 г. АК-608/06 «Методические рекомендации по разработке, порядку выдачи и учёту документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования» и др.


Локальные нормативные акты ПОО, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение взрослых Положение о соответствующем структурном подразделении ПОО Правила оказания платных образовательных услуг Положение «Об организации образовательного процесса по программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам» Положение «О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБОУ СПО …» Положение о нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых педагогическими работниками при реализации ДПП, программ профессионального обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Порядок обучения по индивидуальному учебному плану Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими ДПП, программы профессионального обучения и получающими платные образовательные услуги и др.


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.73 Ч.2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Ч.3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Ч.4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 76. Дополнительное профессиональное образование Ч.1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Ч.2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). 3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 1. Назначение данного вида программы Приобретение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями Получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования Обеспечение соответствия квалификации специалиста меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; Удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей 2. Подвиды программ Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих Программы повышения квалификации рабочих, служащих Программы переподготовки рабочих, служащих Программы повышения квалификации Программы профессиональной переподготовки 3. Требования к содержанию программ ЕТКС Профессиональные стандарты Требования работодателей ЕТКС Профессиональные стандарты ФГОС СПО и (или) высшего образования


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение) Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 4. Продолжительность обучения Определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией Определяются образовательной программой и (или) договором об образовании Минимально допустимый срок освоения программ ПК – 16 ч.; программ проф. переподготовки ч. 5. Требования к уровню образования лиц, поступающих на обучение Требования к уровню образования не предъявляются. Программы проф. подготовки- лица, ранее не имевшие профессии рабочего и должности служащего; Программы ПК и проф.переподготовки – лица, имеющие профессию рабочего или должность служащего Наличие среднего профессионального и (или) высшего образования; либо обучение по программе среднего профессионального и (или) высшего образования 6. Формы организации обучения Определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм обучения. Модульный принцип, использование различных образоват. технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Может реализовываться частично или полностью в форме стажировки. Модульный принцип, использование различных образоват. технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение) Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 7. Форма итоговой аттестации Квалификационный экзамен Определяется организацией самостоятельно 8. Документ по результатам успешного освоения программы Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего Удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке 9. Образовательные организации, реализующие данные программы Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в том числе учебные центры профессиональной квалификации и на производстве Организации дополнительного профессионального образования Образовательные организации высшего образования Профессиональные образовательные организации Организации, осуществляющие обучение (научные организации или иные юридические лица)


Структура дополнительной профессиональной программы цель планируемые результаты обучения учебный план, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации календарный учебный график рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) организационно-педагогические условия формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499) (часть 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ)


Учебный план (Программа с частичным использованием ДОТ) Наименование разделов, модулей, дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля Аудиторно Дистанционно Лекции Практичес- кие, лабо- раторные, семин. Лекции Он- лайн/Оф- лайн Практичес- кие, лабо- раторные, семин. ОП 01 Экономика организации 82-6/0- ОП 02 Налоги и налогообло- жение 24-92/121 тестирование ОП 03 Инфор- мационные технологии в профессио- нальной деятельности /08


Организационно-педагогические условия реализации программы Организационные и материально-технические условия реализации программы Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Например: Электронный учебно-методический комплекс для ДО: электронные конспекты лекций и презентации; электронные учебные пособия; специализированные учебники с мультимедийными приложениями; компьютерные лабораторные практикумы; электронные контрольно-тестирующие комплекты; учебные видеофильмы, аудиозаписи; методические рекомендации по выполнению практических заданий, другие материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. Кадровое обеспечение программы


Особенности взрослых обучающихся Неоднородный состав учебной группы Прагматический подход к учебному материалу На отношение взрослого к учебе радикально влияет предшествующий опыт обучения: как негативный, так и позитивный Способность к проявлению субъектной позиции Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке Конкуренция в учебном процессе снижает образовательную активность профессионально ориентированной аудитории


Особенности обучения взрослых Технологии обучения взрослых должны быть интенсивными, обеспечивать возможность обмена накопленным профессиональным и жизненным опытом Надо быть готовым корректировать учебное содержание в ответ на пожелания взрослых обучающихся Необходимо использовать больше наглядности, дидактического материала – это поможет взрослому лучше понять и запомнить информацию Для обучения, требующего развития умений и навыков взрослых, важны демонстрация и практика, посещение предприятия, изучение рабочих мест… Методы обучения взрослых: работа в парах; взаимообучение Создавать благоприятный психологический климат Привлекать взрослых к оценке эффективности обучения


Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499 П.17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Статья 13. Ч.3. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации. При освоении программы профессионального обучения, ДПП по индивидуальному плану продолжительность обучения может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.


Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей Рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: практическое пособие/ В.Л. Петров, Н.Н. Аниськина, З.А. Лалаева и др. - Уфа, 2014 – 108 с.


Метод «портфолио»
В изменившихся условиях индивидуализации и личностной направленности, основой профессионально-образовательной деятельности становится индивидуальная профессионально-образовательная программа, разрабатываемая каждым студентом и позволяющая раскрыть индивидуальность студента и в аспекте его личностных особенностей, и в аспекте целей его профессионально-личностного становления, и в аспекте организации образовательной и самообразовательной деятельности.
Специфика индивидуальной профессионально-образовательной программы заключается в преодолении противоречий между нормативными требованиями к обучению всех (требования ФГОС-3) и индивидуальной направленностью образования, а также - между профессиональной подготовкой и, собственно, профессиональной деятельностью. Особое значение в построении индивидуальной профессионально-образовательной программы приобретает планирование самостоятельной работы.
Для этого, в индивидуальной профессионально-образовательной траектории указываются индивидуальные цели профессионального образования (которые, естественно, должны быть шире, чем требования стандарта), там же указывается объемные и качественные показатели материала, который подлежит изучению, выполняемые задания; сроки и формы отчетности по каждому разделу (предмету). Также в индивидуальной программе могут указываться формы и методы организации образования, сфера ответственности студента и преподавателя.
Разработка и реализация индивидуальных профессиональнообразовательных программ имеет многолетнюю историю применения в западной (в частности, американской) системе профессионального образования, где она получила название «учебного контракта». Учебный контракт разрабатывается в течение целого семестра под руководством тьютора (консультанта студента), затем проходит утверждение руководством колледжа и становится правовым документом. В учебном контракте, помимо порядка изучения предметов (дисциплин, модулей) указываются объемные и качественные показатели помощи, оказываемой вузом в процессе изучаемой индивидуальной программы и, напротив, обязательства студента по подготовке итоговых документов (отчетов об исследовательской и практической деятельности). Отдельными направлениями помощи является предоставление информационных ресурсов, а также - психологическое консультирование и тренинги.
В условиях современной российского педагогического вуза, более перспективным выглядит проектирование индивидуальной профессионально-образовательной программы в форме «портфолио». Изначально, так называлась совокупность документов, относящаяся к какой- либо сфере профессиональной деятельности. В частности, портфолио педагога может включать:
. набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, грамоты, характеристики, рекомендации и др.);
. методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;
. описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны);
. результаты аттестаций и иных видов оценки работы.
Кроме того, в зависимости от целей сбора портфолио, в него могут быть включены и иные документы, в том числе, относящиеся к личностному развитию педагога. Вообще, выделяют три типовые цели и, соответственно, модели портфолио:
1. Помощь в профессионально-образовательной аттестации. Основой портфолио, в этом случае, систематическое представление объективных свидетельств о профессиональной деятельности. Хорошо, если будут представлены видеозаписи деятельности, сопровождаемые рефлексивным комментарием. Еще один раздел портфолио - документы, отражающие официальную оценку результативности. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения, отзывы и т.д. Последний раздел - документы, отражающие уровень образования или квалификации.
2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста. Такой портфолио собирается как «методическая копилка», отражение развития взглядов человека на свою профессию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты уроков, воспитательных мероприятий, конспекты литературы, статьи, оборы книг и т.д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.
3. Помощь в профессиональном развитии педагога. В портфолио отражаются основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. В портфолио включаются сертификационные и аналитические документы, относящиеся к повышению квалификации, стажировкам, самостоятельному изучению материала, обращениям к помощи наставника или деятельности в творческих группах. По мере работы, в портфолио вносятся конспекты, видеоматериалы, резюме, ксерокопии статей и др. Один из разделов портфолио может быть посвящен работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество (статья 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с изменениями и дополнениями на 31.12.2005 г.).

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

Восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

Социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В комплексе реабилитационных мероприятий важное место отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют исключительно важное значение при осуществлении программ как медицинской, профессиональной, так и социальной реабилитации инвалидов.

Система реабилитации инвалидов включает в себя следующие взаимосвязанные составляющие элементы: 1) научные взгляды, идеи и представления; 2) законодательную и нормативную базу в области реабилитации; 3) научные и научно-технические разработки; 4) совокупность мер, средств, приемов и методов реабилитации; 5) программы реабилитации, в том числе: на федеральном уровне - федеральную базовую программу реабилитации инвалидов; на региональном уровне - региональные базовые программы и региональные комплексные (или целевые) программы реабилитации инвалидов; на индивидуальном уровне - индивидуальную программу реабилитации; 6) реабилитационную службу, включающую реабилитационные и реабилитационного типа учреждения и организации разной ведомственной подчиненности (здравоохранения, общего и профессионального образования, культуры, труда и социального развития и др.); 7) органы управления государственной службой реабилитации; 8) реабилитационную индустрию; 9) общественные организации инвалидов и организации, защищающие права инвалидов; 10) систему информационного обеспечения проблем инвалидности и инвалидов и др.

В процессе реабилитации выделяется три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановления биомедицинского статуса), направленный на восстановление нарушенных функций и здоровья больных и инвалидов. По данным экспертов ВОЗ у 87% больных реабилитация заканчивается на первом этапе, когда больной в результате восстановления или полной компенсации нарушенных функций возвращается к обычной деятельности;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановления индивидуально-личностного статуса), направленный на развитие, формирование, восстановление или компенсацию социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок инвалида;

3) этап социальной интеграции или реинтеграции (восстановления социального статуса), направленный на оказание содействия и создание инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества.

Каждый из этапов реабилитации имеет свои конкретные цели и задачи, отличается мерами, средствами и методами реабилитационного воздействия.

Определение в общей характеристике сильных сторон учащегося (воспитанника), его потребностей, текущих достижений служат основой для разработки индивидуальной программы развития.

Определение направлений в разработке индивидуальной программы развития

Все дети способны обучаться, но не все усваивают одно и тоже в одинаковом темпе или одинаковым способом. Для определения основного направления в разработке индивидуальной программы развития команда поддержки учащегося (воспитанника) должна проанализировать его общую характеристику, изучить рекомендации психолого-медико-педагогической консультации, разработать предполагаемые долгосрочные цели и краткосрочные задачи, определить, какие виды поддержки ему необходимы.

Если учащемуся (воспитаннику) необходимы специфические виды поддержки для достижения долгосрочной цели в соответствии с типовым учебным планом, то это обстоятельство документируют с определением видов поддержки, а также данных об их эффективности. Такие записи необходимы для планирования и коммуникации. Кроме адаптаций, важно фиксировать текущие достижения учащегося, чтобы провести связь между его потребностями, стратегиями и материалами, которые используются для предоставления поддержки. Необходимо также постоянно пересматривать адаптации, чтобы они и в дальнейшем оставались эффективными и полезными для ребенка.

Если учащемуся (воспитаннику) необходима только адаптация, то нет необходимости формулировать для него краткосрочные задачи. В таком случае он обучается в соответствии с адаптацией, предусмотренной типовым учебным планом общеобразовательной школы. Некоторые учащиеся могут учиться по программе общеобразовательной школы, но, кроме определенных долгосрочных целей, имеют потребности в других сферах, например, в усовершенствовании поведения и моторики. Для них необходимо разрабатывать краткосрочные задачи только в целевых сферах.

Приоритетные учебные потребности по сферам

На основе характеристики учащегося команда поддержки определяет его сильные и слабые стороны, приоритетные учебные потребности (или общие аспекты, которые требуют внимания). Как правило, эти аспекты можно сгруппировать по сферам. Чем больше потребностей у учащегося (воспитанника), тем больше количество сфер для разработки его индивидуальной программы развития.

Выделяют следующие сферы:

Коммуникативная (вербальная и невербальная);

Когнитивная (академическая);

Трудовая деятельность;

Проведение свободного времени;

Социальные навыки и отношения;

Самообслуживание;

Самостоятельная жизнь;

Физическая;

Эмоционально-волевая и поведение.

Описание текущего уровня развития и успешности ребенка по сферам


Текущий уровень развития и успешности ребенка – это точное описание достижений учащегося (воспитанника) по каждой сфере. Эту информацию можно получить из общей характеристики ребенка и использовать как основу для разработки долгосрочной цели, так и базовый индикатор для измерения достигнутого прогресса.

Разработка долгосрочных целей по сферам

Долгосрочные цели – это краткая формулировка, в которой говорится, что учащейся (воспитанник) должен знать и уметь делать в конце учебного года. Для команды поддержки важно ограничиться реальным количеством долгосрочных целей для каждой сферы.

Каждая долгосрочная цель должна:

1. быть направлена на удовлетворение ведущей учебной потребности, которая указана в общей характеристике учащегося;

2. выходить из его текущих достижений;

3. учитывать степень прогресса учащегося (воспитанника) из предыдущего периода;

4. быть достаточно сложной, чтобы мотивировать учащегося (воспитанника);

5. быть достижимой;

6. делать акцент на том, чему учащейся (воспитанник) должен научиться;

7. определять, что учащейся (воспитанник) будет делать (а не какие действия перестанет делать).

Фундаментальная составляющая технология индивидуального планирования – это поиск соответствующих формулировок для записи долгосрочных целей. Результативность долгосрочных целей должна отвечать критериям SMART .

Индивидуальная программа профессионального развития

как атрибут педагогического мастерства

С точки зрения общественных интересов, профессиональное развитие человека

Можно рассматривать как один из пунктов кодекса профессиональной этики:

человек, не работающий над собой, не может быть признан профессионалом.

Компетентный педагог сегодня – это профессионал, педагог-наставник, который помогает реализовать в образовании личностный потенциал каждого ученика, двигается от интересов обучающегося, помогая ему достигать его собственных целей на основе выбора. Его задача - научить понимать и самостоятельно решать проблемные ситуации.

Такая необходимость обусловлена потребностями современного общества в коммуникабельных, креативных, самостоятельно мыслящих личностях, стремящимихся к успеху и умеющих самостоятельно строить индивидуальную траекторию своего развития.

Сегодня речь пойдет о том, как быть и оставаться профессионалом в новых условиях. Недостаточно стать профессионалом один раз, чтобы им оставаться, необходимо постоянное профессиональное развитие личности. Абсурдно считать, что педагог может научить ученика строить траекторию своего развития, если сам этого делать не умеет. Поэтому, индивидуальная программа профессионального развития (ИППР) педагога, являясь средством организации непрерывного образования, есть стержень и вектор его собственной образовательной траектории.

Цели введения ИППР:

Создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства;


Самостоятельное конструирование образовательного маршрута с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и возможностью выбирать наиболее приемлемые для себя сроки (могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от желаемого результата: аттестация или реализации подпрограмм)и формы его реализации.

Такая программа может служить инструментом мониторинга профессиональных достижений, поскольку позволяет реализовать следующие функции :

Оценочно-стимулирующая (реальное оценивание своих возможностей, основание для начисления стимулирующей части заработной платы);

Развивающая по отношению к образовательной ситуации (структура программы представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога).

Таким образом, в программе педагог обозначает:

Цели и задачи своего профессионального и личностного развития, которые соотносятся с профессиональными стандартами, миссией и стратегическим планом развития образовательного учреждения, успехами обучающихся , индивидуальными профессиональными потребностями и дефицитами ;

Профессиональные компетенции (знания, умения, опыт) которые необходимо приобрести;

Средства для решения поставленных задач.

При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед педагогом встает целый ряд задач личностного развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности . Взаимосвязь личностного и профессионального развития является необходимым условием образования и самообразования педагога. Поэтому, при составлении программы развития необходимо учитывать эти взаимосвязи.

Механизмом развития и саморазвития выступают самопознание и самоанализ деятельности, а их инструментом –рефлексивные способности. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности. Взятые вместе, эти «ключевые умения» составляют своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт педагога.

Практическая значимость индивидуальной программы состоит в том, что она позволяет систематизировать деятельность педагога, выявить динамику показателей профессионального роста, определить стимулирующие факторы, удовлетворенность образовательными услугами и - как результат – успешное прохождение аттестации.

Алгоритм составления индивидуальной программы

1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). На этом этапе происходит самоопределение педагога. Поэтому не стоит игнорировать возможность “узнать о себе” из предлагаемых методик и обследований, которые могут помочь более глубоко понять мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность ; рефлексивные и коммуникативные умения. “Взгляд со стороны” позволяет сделать Вашу самооценку более адекватной. .

2. Программирование профессионального развития. Составление индивидуальной программы, включающую в себя ряд подпрограмм, где имеет место инвариантное и вариативное содержание. При проектировании индивидуальной программы педагог учитывает программу развития, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. Это позволит лучше понять какие компетентности или группы умений, возможно, отдельное умение будет развиваться. В содержание инвариантных пунктов должен входить федеральный компонент повышения квалификации (согласно рекомендациям Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования с учетом стандартов дополнительного профессионального образования), так как они напрямую связаны с квалификационными требованиями к педагогам при присвоении им очередной категории.


Вариативное содержание составляют подпрограммы, которые направлены на решение конкретных проблем профессиональной деятельности.

Вариативная часть направлена на удовлетворение образовательных потребностей и устранение выявленных в результате диагностики дефицитов педагога.

3 . Для реализации индивидуальной программы
создается открытое образовательное пространство, где происходит профессиональное взаимодействие, рефлексия, коррекция собственной деятельности и перепрограммирование.

Необходимо четко представлять ресурсы открытого образовательного пространства и видеть его уровни – внутри колледжа , муниципальный, республиканский, всероссийский.

4.Рефлексивный анализ реализации индивидуальной программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы ) и то, чему научился педагог.

Рефлексивный анализ лучше осуществлять 1 раз в полгода и производить своевременную коррекцию действий. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации программы.

Мы предлагаем следующие разделы для составления программы профессионального развития педагога:

1) Самоанализ (Я -концепция)

Мои ценности;

Мое педагогическое кредо;

Мои профессиональные/личные достижения;

Мои сильные/слабые стороны;

Сфера профессиональных/жизненных интересов;

Что мне в себе нравится/не нравится;

Мои увлечения

2) Цели и задачи

Перспективные жизненные цели;

Ближайшие цели и задачи (самопознания, образовательные/профессиональные задачи, личностные).

3) Планы (перспектива, стратегия)

Предполагаемые направление и уровень профессионального развития;

Предполагаемые источники развития, образовательные организации ;

4) Программа действий (тактика)

Самопознание;

Дополнительное профобразование;

Личностное развитие;

Формы образования и развития;

Кто и в чем может помочь.


В индивидуальную программу профессионального развития педагога целесообразно включить: изучение психолого-педагогической литературы; разработку программно-методического обеспечения образовательного процесса; освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения); разработку критериев и показателей результата образования, разработку диагностического инструментария, в т. ч. КОС; участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы колледжа; планируемое обучение на курсах повышения квалификации и профессиональные стажировки; участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы; обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т. д.).

НМО колледжа предлагает следующие формы научно-методической поддержки преподавателей, которые могут помочь построить и реализовывать индивидуальную программу профессионального развития каждого преподавателя нашего колледжа. Это:

-постоянно действующие семинары по актуальным проблемам образования ;

-работа проблемных семинаров, организуемых на основе изучения образовательных потребностей преподавателей и их профессиональных запросов;

Индивидуальные тематические консультации (очно и через Интерактивный методкабинет);

Работа временных творческих групп по актуальным проблемам развития педагогической теории и практики, позволяющих преподавателям, ориентированным на самообразование, определить интересующую проблему и принять участие в ее разрешении (Лаборатории);

- организация курсовой подготовки (очной, очно-заочной, дистанционной);

Индивидуальные стажировки для усвоения актуального педагогического опыта лучших педагогов города, региона, других регионов и зарубежья и т. д.

Более подробно познакомиться с методологией проектирования ИППР педагога, также актуальными формами работы НМО нашего колледжа можно на: In_Out на Xeon/ Метод/ ИППР.

Мы предлагаем каждому самому решить, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, каким образом её осваивать. Профессиональное развитие современного педагога должно быть не обязанностью или формальностью, а образом мышления.

, руководитель Республиканской

экспериментальной площадки