Виды социального обслуживания населения. Социальное обслуживание граждан О сфере социального обслуживания

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. С.о. основывается на следующих принципах: а) адресность;

б) доступность; в) добровольность: г) гуманность; д)приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним. находящимся в трудной жизненной ситуации: e) конфиденциальность;

ж) профилактическая направленность. С.о. включает в себя совокупность социальных услуг (уход. организацию питания. содействие в получении медицинской, правовой.социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга. содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам на дому или в учреждениях С.о. независимо от форм собственности.

Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение их объема не допускается. На его основе устанавливается территориальный перечень, утверждаемый органом

исполнительной власти субъекта РФ.

Одно из основных направлений С.о. в РФ - С.о. граждан пожилого возраста и инвалидов. Основным актом, регулирующим С.о. этих категорий населения, является ФЗ РФ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

С.о. граждан пожилого возраста -и инвалидов осуществляется в форме:

а) С.о. на дому, включая социально-медицинское обслуживание; б) полустационарное С.о. в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений С.о.;

в)стационарное С.о.в стационарных учреждениях С.о.; г) срочное С.о.; д) социально-консультативная помощь.

Правом на С.о., осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы С.о., обладают граждане пожилого возраста (женщины - старше 55 лет, мужчины - старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Щербаков И.И.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ" в других словарях:

    Предоставление обществом социальных услуг нуждающимся в них категориям населения. См. также: Социальная защита населения Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    - (social services) Часть системы социального обеспечения, требующая непосредственного контакта с получателем, а не просто выплат в денежной форме. Минимальный уровень потребления человека может быть обеспечен посредством денежных платежей тем, кто … Экономический словарь

    Юридический словарь

    Социальное обслуживание Официальная терминология

    Социальное обслуживание - представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально медицинских, психолого педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации… … Словарь юридических понятий

    Социальное обслуживание - (англ social service) в РФ деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально медицинских, психолого педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и… … Энциклопедия права

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Юридическая энциклопедия

    социальное обслуживание - 2.1.1 социальное обслуживание: Деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Источник: ГОСТ Р 52495 2005:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально медицинских, психолого педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    социальное обслуживание - по определению ФЗ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 15 ноября 1995 г. деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально медицинских, психолого педагогических,… … Большой юридический словарь

Книги

  • Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика. Учебное пособие для студентов вузов. Гриф УМО МО РФ
  • Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика. Учебное пособие для студентов вузов , Топчий Леонид Васильевич. В работе анализируются актуальные вопросы становления и развития в Российской Федерации системы социального обслуживания населения. В качестве объектов и субъектов социального обслуживания…

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • понятие, принципы и формы социального обслуживания;
  • порядок финансирования социального обслуживания;
  • условия оплаты социальных услуг;
  • реабилитационные услуги для инвалидов;

уметь

  • определять круг правовых источников, регулирующих социальное обслуживание граждан в Российской Федерации;
  • выявлять различные категории граждан, имеющих право на ту или иную форму социального обслуживания;
  • выделять категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату;

владеть навыками

  • оперирования основными понятиями, используемыми в законодательстве, устанавливающем право на социальное обслуживание;
  • применения полученных знаний к решению конкретных профессиональных задач.

Понятие социального обслуживания и законодательство, его регулирующее

Социальное обслуживание - один из основных и значимых институтов современного российского права социального обеспечения.

Среди текущего законодательства о социальном обслуживании ведущее место отведено Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о социальном обслуживании), вступившему в силу 1 января 2015 г. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг; определяет основные принципы социального обслуживания.

Этот Закон заменил собой действовавшие ранее Федеральные законы от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и внес значительные коррективы в правовую организацию социального обслуживания граждан.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определял социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Иная дефиниция понятия социального обслуживания изложена в новом Законе о социальном обслуживании.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона под социальным обслуживанием граждан понимается «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам».

В этой же статье сформулирован ряд в использующихся в данном Законе ключевых понятий:

  • социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
  • получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
  • поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
  • стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
  • профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Итак, Законом о социальном обслуживании введены новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании». А понятие «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

Таким образом, исходя из смысла нового законодательства, под социальным обслуживанием следует понимать деятельность поставщиков социальных услуг как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданам - получателям социальных услуг (услуги), нуждающимся в социальном обслуживании в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности.

Обращает на себя внимание, что в Законе о социальном обслуживании не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», ранее предусмотренного Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Вместо этого четко прописаны обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживанииК

К числу таких обстоятельств относятся, в частности:

  • - полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • - наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-ин- валида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • - наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • - отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • - наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • - отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • - отсутствие работы и средств к существованию.

Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. За предоставлением социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, как в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, так и непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в таких услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслу-

живания субъекта РФ, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг .

Новеллой является понятие социального сопровождения (ст. 22 Закона о социальном обслуживании). Социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывается на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих указанную помощь . Представляется, что такое выделение полезно с точки зрения обеспечения наиболее широкого комплекса услуг.

Закон о социальном обслуживании содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

Общественный контроль в сфере социального обслуживания предписывается осуществлять в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Органы власти должны оказывать содействие в его проведении.

Законом предусмотрено создание во всех государственных организациях социального обслуживания попечительских советов, примерное положение о которых утверждает Минтруд России.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и на условиях оплаты. В основу тарифов на социальные услуги положены нормативы подушевого финансирования. Предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг устанавливает субъект РФ: она не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума в регионе (ст. 31 Закона о социальном обслуживании). Порядок определения этой величины устанавливает Правительство РФ.

Законом о социальном обслуживании определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

Действие данного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, беженцев, а также на юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Закон о социальном обслуживании (гл. 2) четко разграничивает полномочия органов разных уровней в сфере социального обслуживания.

Законом определен перечень полномочий федеральных органов государственной власти , которые в том числе включают: установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания; утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг; утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг.

Минтрудом России осуществляются такие полномочия, как выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также подготовка системы мер по совершенствованию социального обслуживания, его методическое обеспечение. В том числе это касается и профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Министерством утверждается примерная номенклатура организаций социального обслуживания, различные методические рекомендации, в том числе примерный порядок предоставления социальных услуг, порядок деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений и др.

Законом о социальном обслуживании уточнен перечень полномочий субъектов РФ: определение уполномоченного органа субъекта РФ, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, на составление индивидуальной программы, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

В качестве инструмента правового регулирования организации социального обслуживания органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают, в частности: утверждение законом субъекта РФ перечня социальных услуг на основе примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, установленного Правительством РФ; утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания; определение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания; утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте РФ, норм питания в организациях социального обслуживания субъекта РФ и др . Закон вводит обязанность субъектов РФ проводить мониторинг социального обслуживания; порядок мониторинга и формы документов утверждает Минтруд России.

Особенности социального обслуживания отдельных категорий граждан нашли свое отражение и в других федеральных законах. Так, например, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена в качестве приоритета социальной политики государства в отношении инвалидов их реабилитация как система мероприятий (система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки). Данные меры направлены на устранение или как можно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости, предоставления ему равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В указанном законе закреплены специальные виды социального обслуживания инвалидов: профессиональная подготовка, трудоустройство, обеспечение транспортными средствами и средствами передвижения, протезирование, создание городской инфраструктуры, приспособленной к нормальной жизни.

Особенности социального обслуживания детей установлены в ряде федеральных законов, подзаконных и иных нормативных актов, среди которых следует выделить:

  • - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • - Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  • - Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
  • - Указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • - постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»;
  • - приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и др.

В указанных документах наряду с общими мерами по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей предусматриваются специальные меры по улучшению положения детей, находящихся в особо трудных условиях, к которым относятся прежде всего дети-сироты и бездомные дети, дети-инвалиды, дети-беженцы. Количество детей этих категорий весьма значительно. В целях обеспечения полноценной реабилитации законодательством определены в качестве первоочередных задач защита прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах; ослабление негативных последствий сиротства; оказание незамедлительной помощи детям в экстремальных ситуациях. Предусмотрены также меры по развитию социальных приютов для детей и созданию в них условий проживания, приближенных к семейным.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальное обслуживание детям предоставляется в случае попадания их в такую трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно (ст. 1).

К числу таких детей законодателем отнесены:

  • - дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • - дети-инвалиды;
  • - дети с ограниченными возможностями здоровья (имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии);
  • - дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • - дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • - дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • - дети - жертвы насилия;
  • - дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • - дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
  • - дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • - дети с отклонениями в поведении;
  • - дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для таких детей действующее законодательство устанавливает специальные виды организаций социального обслуживания: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.

Особенности социального обслуживания беженцев и вынужденных переселенцев определены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» и Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», закрепившими специальные виды социального обслуживания для таких лиц (размещение в центрах временного проживания, трудоустройство, питание, медицинские услуги и др.).

Под социальным обслуживанием граждан принято понимать порядок организации мероприятий, проводимых социальными службами.
В роли социальных служб выступают предприятия или учреждения оказывающих социальные услуги медицинского, педагогического, правового и иного направления.

Осуществлять социально обслуживание вправе и граждане, имеющие статус предпринимателя, род деятельности которых направлен на реализацию данных направлений.

Сущность подобных мероприятий основана на выполнение функций по социальной адаптации или реабилитации отдельных слоев населения, оказавшихся в трудных условиях или стечении трудных жизненных обстоятельствах.

Осуществление социального обслуживания основывается на ряде принципов:

  1. общедоступности для населения
  2. адресованности к конкретным гражданам
  3. на добровольной основе
  4. приоритетности в оказании лицам, не достигшим совершеннолетия
  5. на условиях конфиденциальности

В этой статье:

Формы социального обслуживания населения

Действующим законодательством России предусмотрены следующие формы:

  • Материальная помощь, суть которой в обеспечении граждан деньгами, предметами первой помощи
  • Помощь на дому, предоставляется посредством домашнего обслуживания граждан, одиноких людей, нуждающихся в уходе. Помощь оказывается в виде бытового, медицинского и иного характера
  • Социальное обслуживание в стационарах, направлено на поддержание жизни гражданам, утратившим способности к самообслуживанию, например, в связи с психическим заболеванием, травмами, инвалидностью, престарелым возрастом
  • Временный приют, предоставляемый детям-сиротам, детям, не имеющим родителей, беспризорным детям, не достигшим 18 лет, для людей, не имеющих постоянной регистрации или жилья, гражданам, пострадавших от стихийных бедствий или вооруженных конфликтов
  • Дневное пребывание осуществляется для граждан, нуждающихся, например, в получении первой медицинской помощи, продуктов питания
  • , оказываемая клиентам социальной службы в виде предоставления необходимых жизненных консультаций, как правового, так и иного характера, в том числе психологическая помощь
  • Реабилитационные услуги, направленные на оказание разного рода помощи инвалидам, малолетним правонарушителям и иным гражданам. Может выражаться в психологической, медицинской помощи, способствующей восстановлению нормальной жизни.

Порядок предоставления социального обслуживания населению

Помощь предоставляется только тем гражданам, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах. Под которыми понимают стечение обстоятельств, нарушающих нормальное продолжение жизни, например, в связи с инвалидностью, престарелым возрастом, заболеваниями, безнадзорностью.

Оказание социального обслуживания подлежит при каждом обращении гражданина за помощью. Специфика данного рода деятельности построена таким образом, что социальные службы оказывают всем обратившимся за помощью.

Обратиться могут как граждане России, так и иностранные граждане, находящиеся на территории нашего государства.

Виды социальных услуг, предоставляемых гражданам

Социальное обслуживание делится на два основных вида: бесплатное и платное.

Бесплатные услуги оказываются гражданам:

  • Не способным себя самостоятельно обслуживать в бытовом плане
  • Людям преклонного возраста
  • Доход, составляющий ниже прожиточного минимума
  • Безработным
  • Без места жительства
  • Беспризорным детям
  • Пострадавшим от стихий и военных действий

Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств региона.

Платные услуги оказываются всем желающим гражданам, оказавшимся в трудной ситуации, но способных себя материально обеспечивать или обслуживать. Услуги данного рода направлены на предоставление профессиональных услуг, правовых консультаций.

Тарифы по платному обслуживанию, устанавливаются самостоятельно социальными службами.

Например, услуги могут быть связаны с помощью в оформлении документов на недвижимое имущество, на получение социальных выплат и пособий и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан , находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также , занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Принципы социального обслуживания:

  1. адресности;
  2. доступности;
  3. добровольности;
  4. гуманности;
  5. приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  6. конфиденциальности;
  7. профилактической направленности.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания(дома интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома интернаты для детей с физическими недостатками);
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

  1. гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
  2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  3. несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основания социального обслуживания

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения:

  • гражданина;
  • его опекуна, попечителя, другого законного представителя;
  • органа государственной власти;
  • органа местного самоуправления;
  • общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания

  1. материальная помощь;
  2. социальное обслуживание на дому;
  3. социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  4. временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;
  5. консультативная помощь;
  6. реабилитационные услуги;
  7. организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Материальная помощь оказывается в виде:
· денежных средств;
· продуктов питания;
· средств санитарии и гигиены;
· средств ухода за детьми;
· одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
· топлива;
· специальных транспортных средств;
· технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:
· детям сиротам;
· детям, оставшимся без попечения родителей;
· безнадзорным несовершеннолетним;
· детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
· гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
· другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Консультативная помощь оказывается в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги заключаются в оказании помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания организуется в учреждениях социального обслуживания в дневное время. Предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.