Психологическая поддержка ребенка с овз. Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно – психологическая помощь детям с ограниченными возможностям здоровья в условиях индивидуального обучения

Аннотация

Введение………………………………………………………………….......3

Глава1.Теоретические аспекты организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения………………………………………………5

Глава 2. Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в «Центре Образования «Ступени»…………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………....20

Аннотация

В настоящее время среди обучащихся общеобразовательной школы наблюдается рост числа детей, нуждающихся в комплексной помощи. Это определяет необходимость консолидации усилий специалистов разного профиля. Требуется комплексный подход и поиск эффективных моделей сотрудничества специалистов в рамках службы помощи с ограниченными возможностями здоровья. Состав специалистов определяется особыми образовательными потребностями детей. В него, как правило, входят педагог, логопед, психолог, социальный педагог, дефектолог.

На первый план на современном этапе развития системы образования выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их одновременной социальной реабилитации является индивидуальное обучение.

Важным звеном в образовании таких детей является оказание им психологической помощи. Психологическая помощь должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Введение

Изучение и анализ научно-теоретических, социально-педагогических, психолого-педагогических исследований и педагогической практики по данной проблеме позволили определить безусловную актуальность исследования, которая определяется вхождением Российской Федерации в мировое образовательное пространство, что требует переосмысления имеющегося психолого - педагогического опыта и развития новых идей и подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья; сменой образовательной парадигмы, предполагающей приобретение всеми учащимися реальных прав субъектов образовательного процесса, обеспечивающего им личностное развитие и способствующего их социализации; ростом числа детей, не справляющихся с общеобразовательными программами в обычных условиях.

Проблема специального образования является актуальной в работе Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с нормально развивающимися детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Целью данной работы является изучение особенностей организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Глава 1. Теоретические аспекты организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания .

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно вели к : от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе детей с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и внутри каждой входящей в нее категории детей .

Важнейшими задачами специального образования являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей.

Следует помнить, что ограничение возможностей не является только количественным фактором (т.е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и прочее, это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентирования в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно - мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе, в т.ч. через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию. Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях .

Коррекционная помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма. Временем возникновения и тяжестью нарушения, социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования, возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования, а так же уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей .

Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также трудовой и начальной профессиональной подготовке .

Мы подробно остановимся на коррекционно – психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в штате школы имеются соответствующие специалисты: дефектологи, логопеды, специальные психологи. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные мероприятия, поддерживая в образовательном учреждении охранительный режим, участвуя в профконсультировании.

Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что специалисты имеют дело с обучающимися, у которых имеются не только нарушения познавательной деятельности, но и изменения личности в целом.

К основным направлениям коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Диагностическое направление.

Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами.

Основная задача этого направления- прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

    изучение личных дел обучающихся(психолого-педагогическая характеристика, заключения о нервно-психическом состоянии школьника)

    посещение семьи (установление контакта с родителями ребенка, изучению условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка)

    наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время

    изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок и т.п.)

    использование стандартизированных методик для количественной и качественной обработки данных.

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов коррекционной педагогики и специальной психологии: комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности.

На I этапе нами проводится первичная диагностика обучающихся, которая включает в себя определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи.

В процессе обучения проводится динамическое изучение обучающихся, отслеживание динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения и воспитания уровня развития обучающегося.

По окончанию четвертей специалистами осуществляется этапная диагностика, которая подразумевает констатацию результативности и определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Так же проводится текущая диагностика это обследование обучающихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума (по мере необходимости).

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работает, одно из самых важных, представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ограниченными возможностями здоровья в динамике учебно-воспитательного процесса.

К основным направлениям коррекционно-развивающей развивающей работы относится:

    сенсорное и сенсомоторное развитие;

    формирование пространственно-временных отношений;

    умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и регуляционный компоненты);

    нормализация ведущей деятельности возраста;

    формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими:

    индивидуальные и групповые коррекционные занятия, беседы;

    социально-психологический тренинг межличностного общения;

    имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии;

    вовлечение детей в творческие объединения по интересам;

    вовлечение родителей в работу с детьми.

Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с обучающимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

3. Аналитическое направление.

Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия, на развитие обучающегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка, который предполагает:

    системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

    создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития школьника;

    обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания обучающихся;

    профилактику перегрузок обучающихся;

    взаимодействие специалистов в рамках школьного ПМПк.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы проводятся для оказания помощи родителям, учителям и администрации по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи направления:

    профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

    профилактика перегрузок обучающихся, выбор адекватного психофизическому развитию учащегося режима труда и отдыха в школе и дома;

    повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в вопросах обучения детей с отклонениями в развитии;

    оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

    выбор стратегий семейных взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

    подготовка и включение педагогов и родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

5. Организационно-методическое направление.

Это направление деятельности педагога включает подготовку и участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации.

Следовательно, психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, активно включает специалистов во все сферы образовательного процесса. Деятельность организуется в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов, разрабатываются и реализуются комплексные индивидуальные программы коррекции и развития обучающихся .

Индивидуализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей модернизации образования. Индивидуальная форма обучения идеально подходит для тех детей, которые не имеют возможности посещать занятия в общеобразовательной школе по стабильному расписанию по причине слабого здоровья. Индивидуальное обучение может проводиться как на дому (при наличии медицинской справки, подтверждающей проблемы со здоровьем), так и в школе, и в специальных центрах .

Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоение, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания.

Индивидуализация образования направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии .

Развитие личности ребенка, его способности, интересов – процесс непрерывный. Для того, что бы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху – его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребности, творческого потенциала – одно из направлений деятельности психологической службы .

Одним из направлений деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья является организация коррекционно-психологической помощи.

Коррекционно-психологическая помощь – это деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям .

Глава 2. Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в «Центре Образования «Ступени».

Для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ЕАО создано Государственное бюджетное учреждение Еврейской автономной области - областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени», образованно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях» и постановлением правительства Еврейской автономной области от 14 декабря 2010 года.

Целью деятельности Учреждения являются: создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, которым по состоянию здоровья лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения рекомендовано обучение на дому, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательный процесс в Центре организован для 75 детей, которым рекомендовано обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано дистанционное обучение.

Обучением охвачены дети инвалиды с сохранным интеллектом, имеющие нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с соматическими, онкологическими заболеваниями.

Обучение детей осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными программами, которые разрабатываются с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей обучающихся, а так же с учетом характера протекания заболевания.

Центр образования предоставляет детям - инвалидам реальную возможность эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, позволяет им приобрести бесценный личностный опыт познания окружающей действительности, общения, прожить полноценное эмоциональное детство, расширяет границы доступного им мира.

На базе Центра организованна коррекционная работа психологической службы, которая направлена на психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью деятельности службы является - обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся на всех этапах возрастного развития, сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптивных возможностей воспитанников и психологической культуры всех участников образовательного процесса на протяжении всего периода обучения.

К основным направлениям коррекционно-психологической помощи в Центре относятся:

    выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

    организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

    системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

    коррекцию и развитие высших психических функций;

    развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

В состав службы включены следующие специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи и социальный педагог. Специалисты службы осуществляют свою деятельность только на основании запросов участников образовательного процесса. Проведение любых видов диагностических коррекционных мероприятий с обучающимися не допускается без письменного согласия родителей (законных представителей).

Взаимодействие участников службы осуществляется на основе комплексного подхода к решению потенциальных или актуальных проблем обучающихся, что предполагает тесное взаимодействие специалистов службы, их взаимопонимание и взаимодополнение.

Специалисты Службы осуществляют свою деятельность только на основании запросов участников образовательного процесса. Проведение любых видов диагностических и коррекционных мероприятий с обучающимися не допускается без письменного согласия родителей.

В процессе реализации психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

    проводят в случаи необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативом;

    проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей, склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;

    проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушения общения;

    совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии.

Коррекционная и развивающая работа предполагает активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становления личности. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей.

Планы и программы коррекционно-развивающей работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

В ходе психокоррекционной работе дефектолог разрабатывает и осуществляет программы, направленные на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Специалистами разрабатываются программы коррекции, направленные на устранения отклонений в психическом развитии ребенка. Развивающая и психокоррекционная работа проводится в индивидуальной и групповой формах, во внеурочное время, на специальных занятиях, в процессе консультирование родителей.

В рамках консультативного направления сотрудники психологической службы консультируют администрацию образовательного учреждения, учителей, родителей. Проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самовоспитание и т.п.

Специалисты способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей путем провидения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.

Сотрудники службы ведут документацию, содержание и формы которой закреплены соответствующими нормативными актами различного уровня. В целях повышения качества взаимодействия специалистов сотрудники службы имеют равные права доступа к рабочей документации службы, если при этом гарантируется соблюдение принципа обязательной конфиденциальности данных. К документации относят: план работы, заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования, журнал консультаций, журнал учета групповых форм работы, карта психолого-педагогической помощи ребенку, индивидуальная программа работы на каждого обучающегося, программа коррекционно-развивающих занятий.

Одним из направлений моей профессиональной деятельности является составление перспективного плана своей работы. В план деятельности включены задачи учителя дефектолога на текущий учебный год, а так же направления работы и сроки их реализации по четвертям.

Задачи:

    своевременное выявление детей с трудностями в период адаптации, диагностика и коррекция межличностных отношений, определение зоны ближайшего развития;

    организация индивидуальных занятий с обучающимися, родителями и педагогами;

    поддержка связи с родителями обучающихся, налаживание совместную работу по психолого - педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно - воспитательного процесса;

    создание благоприятного психологического климата для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов.

Одним из направлений является коррекционно-педагогическая работа, которая заключает в себя первичное обследование обучающихся, проведение диагностики здоровья и социально-личностного развития обучающихся, зачисление учащихся на дефектологические занятия, составление по результатам диагностики плана индивидуальной работы, построение коррекционно-развивающих программ в соответствии со структурой нарушения в развитии детей, проведение коррекционных занятий с учащимися в соответствии с разработанными программами индивидуальных и групповых дефектологических занятий, знакомство и изучение документации.

Под организационной работой подразумевается: оформление документации, составление расписания, формирование дефектологических групп, составление планов коррекционной работы с группами обучащихся, рабочих программ, планов индивидуальной работы.

Так же осуществляется работа с педагогами: знакомство кураторов с результатами дефектологического обследования; консультации по запросам и по заранее намеченным актуальным темам.

Работа с родителями включает проведение индивидуальных бесед о результатах дефектологического обследования (по запросу), консультаций и участие в родительских собраниях.

По результатам первичной диагностики школьников и составлению групп детей, которые нуждаются в дефектологической помощи, мною разрабатываются и осуществляются программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

В программе обязательно отображаются цели и задачи, пояснительная записка, график организации коррекционно-развивающего процесса и календарно – тематическое планирование.

Календарно – тематическое планирование чаще всего содержит не только лексическую тему занятия но и графу где указываются направления коррекционной работы, задачи каждого занятия и типы заданий используемые на нем.

Таким образом, целенаправленно организованная психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального образования направлена на психологическое сопровождение ребенка, которую можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Заключение

Анализ теоретических источников по данной проблеме позволил сделать вывод о том, что коррекционно-психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья это системная, целенаправленная работа в которую включены специалисты различных профилей, организация ее является сложным процессом. Индивидуальное обучение школьников напрямую должно сопровождаться специалистами психологической службы для того, чтобы развитие детей с ограниченными возможностями здоровья не ограничивалось только общением с учителем или родителями. Умение адекватно реагировать на жизненные ситуации, выражать свои эмоции, мысли, чувства одно из правил успешной социализации и адаптации таких детей в обществе, которое, безусловно, не сможет пройти успешно без своевременной коррекционно-психологической помощи.

Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи позволило сделать выводы о важности, целенаправленности, сложности и комплексности работы психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Практическое психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты психологической службы школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом. Самое важное, что должны понять педагоги и психологи, включённые в систему психологической службы, это то, что их деятельность ориентирована на достижение учебных достижений ученика, на развитие учебной мотивации и успешности в овладение знаниями. Без этого, все остальные результаты становятся сопутствующими, и не определяют достижения основной цели - качественного образования ребёнка.

Список литературы:

    Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющим тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №6. - С.59-63.

    Голиков Н.А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения. – Тюмень: «Вектор Бук», 2003. – 224 с.

    Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.

    Даринская В.М. Психологический тренинг родительско-детских отношений // Семейная психология и семейная терапия. – 2000. - № 1. – С. 28-44.

    Карпенкова И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? // Социальный конфликт. – 2001. - № 1. – С. 82-86.

    Каткова Л.П. Организация деятельности социального работника в семьях, имеющих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. - № 2. – С.6-10.

    Кича Д.И. Медико-социальные потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. - № 3. – С.8-14.

    Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями // Мир психологии. – 2001. - № 2. – С.243-253.

    Конституция Российской Федерации. Дети-инвалиды. Сборник нормативных актов. – М., 1996. – 238 с.

    Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). – СПб.: «Питер», 1997. – 36 с.

    Марковская И.М. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. – 1998. - № 2. – С.67-78.

    Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С.242-246.

    Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. – Саратов: Изд-во Поволжского филиала Российского учебного центра, 1996. – 225 с.

    Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - №2. – С.51-56.

    Специальная психология: учебное пособие. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2003. – 464 с.

    Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М.: «ГНОМиД», 2000. – 64 с.

    Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. – 1999. - № 5. – С.34-39.

Важной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является работа педагога-психолога с родителями.

В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.

Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, которую можно назвать «родительский надрыв».

Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития:

  1. Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим.
  2. Стадия - отрицание . Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»), кто-то, признает проблему, но при этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще выправится, перерастет»).
  3. Стадия - депрессия . Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка, В этот период родители погружаются в глубокую печаль.
  4. Стадия - принятие , происходит осознание случившегося.

На какой бы из вышеперечисленных стадий ни находился родитель, педагог-психолог должен выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал поддержку и уходил с так называемым «ресурсом». Педагог-психолог, проводя консультации с родителями, действует под лозунгом: «Помощь родителю есть помощь ребенку» . Данный лозунг продиктован тем, что жизненная позиция родителя и его ценностные ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру. Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития личности ребенка в целом.

Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути:

  • как воспитывать,
  • чему учить,
  • как учить.

Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога.

Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются

  • профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома;
  • оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем;
  • выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития;
  • подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в процесс решения коррекционно-развивающих задач.

Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:

Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями , (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка .

Третий этап - решение следующих задач:
- получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
- овладение родителями приёмами взаимодействия с ребенком;
- умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;
- расширение у родителей знаний , касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.

Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Помимо запланированных, педагог-психолог проводит консультации также и по запросу самих родителей.

Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является оптимизация коммуникации родителя с ребенком.

Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь целей: повышения психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребёнка. А при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ. Что, собственно, и продиктовано общей целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Разделы: Работа с дошкольниками

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Индивидуальная диагностика психического развития.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие - отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи :

  • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
  • коррекция отклонений в психическом развитии;
  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

  • развитие сенсомоторной сферы,
  • развитие речи, развитие мышления,
  • развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленныхв процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

  • развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления:

  • Сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

Развитие речи.

  • развитие речевого общения с окружающими;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

Подготовка к овладению учебной деятельностью:

  • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
  • индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
  • использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
  • обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
  • формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
  • формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интерваловмежду изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
  • использование карандашей и ручек с отягощением;
  • «пассивное» письмо: педагог пишет рукойребенка;
  • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
  • письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
  • письмо по опорным точкам.

В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто
менее развит, чем его сверстники, он развит иначе»
Л.С. Выготский

По данным "ЮНЕСКО" два миллиона российских детей имеют особенности физического и психического развития. Статистика Министерства образования Российской Федерации свидетельствует о том, что в России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых, в основном дети, с врожденной патологией: церебральный паралич (ДЦП), расстройства аутистического спектра (РАС), олигофрения и т.д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное приобретенными, врожденными, наследственными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года).

В настоящее время, в связи с вертикальной динамикой роста численности детей с ограниченными возможностями здоровья, в современном мире остро встает вопрос, затрагивающий проблемы их социализации, обучения и развития. Данная категория детей сталкивается с такими трудностями как: отсутствие способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, что в результате приводит к социальной изоляции и осложнению психологического состояния, на которое уже изначально наложен «отпечаток» дефекта.

Для детей с ОВЗ характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенный уровень тревожности, неуверенность в своих силах, что, в большинстве случаев, и является причиной развития у них агрессии как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе (аутоагрессия).

Подводя черту под вышеизложенным можно вывести формулу: «особенные» дети, нуждаются в особых условиях. В связи с этим, современная система образования нацелена на развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ. Для этого разрабатываются соответствующие индивидуальные программы на основе филигранного учета всех особенностей развития детей с привлечением различных специалистов (дефектолог, логопед, врач, психолог и т.д.) осуществляющих сопровождение в рамках своей специализации.

В свою очередь психолог отвечает за процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ. Процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ актуален и всегда таковым останется т.к. проблемы, с которыми они сталкиваются, настолько серьезны, что могут стать либо труднопреодолимыми, либо непреодолимыми вообще.

Для детей с ОВЗ характерно отдаление от жизни общества, проблемы с принятием своего положения и преодоления психологического дискомфорта, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Таким образом, тема психологического сопровождения имеет основополагающее значение для жизни этих людей с рождения. Это связано с тем, что жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в силу своих особенностей нуждается в специальном подходе со стороны взрослых.

Согласно словарю русского языка, «сопровождать» - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как процесс совместного движения (психолог-ребенок), своевременное определение пути наиболее оптимального развития ребенка, оказание психологической помощи и поддержки.

Цель психологического сопровождения ребенка с ОВЗ заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.

Достижению вышеуказанной цели способствует решение следующих задач:

  • предупреждение появления проблем развития ребенка;
  • преодоление социальной изоляции;
  • помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Психологическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребенка с ОВЗ, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. Однако необходимо учитывать возраст ребенка на момент начала осуществления психологического сопровождения, ибо только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления индивидуального развития ребенка с ОВЗ можно достичь оптимального для него уровня развития. И не менее важным условием полноценного развития детей с ОВЗ является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.

У психологического сопровождения детей с ОВЗ, как и у любого процесса, есть свои этапы

Первый этап:
Изучение анамнеза (совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц) и осуществление диагностической работы (составление диагностической карты).

Второй этап:
Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения, цель которой направлена на создание условий, позволяющих детям с ОВЗ успешно функционировать и оптимально развиваться как в образовательной среде, так и в окружающем социуме.

Третий этап:
Сопровождение как динамически-активная деятельность, целью которой является адаптация ребенка с ОВЗ и достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости.

Четвертый этап:
Согласованность разнообразных форм взаимодействия специалистов оказывающих профессиональную помощь детям с ОВЗ. Так, например, одним из важных звеньев в работе по сопровождению детей с ОВЗ, является создание разнообразных форм взаимодействия логопеда и педагога-психолога.

Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ, ибо как гласит один из афоризмов: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Главной целью психолога в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, ее социальная адаптация, а также мобилизация ее возможностей. Иными словами психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.

Оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая помощь.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ - это серьезная и активная деятельность в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.