Мировая художественная культура культура древнего рима. История музыки древнего рима Универсальные учебные действия

1 слайд

2 слайд

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо нента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности - сна чала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества. В этом есть своя логи ка: расцвет эллинского искусства приходится на V - IV вв. до н. э., расцвет римского - на I-II вв. н. э. И все же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима - 753 г. до н. э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей, населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали в геометрическом стиле стенки керамических сосудов.

3 слайд

Портрет Помпея Необходимо отметить эволюцию - от портретов римлян Ранней и зрелой республики, замкнутых в своем обособленном родовом мирке,- к портретам деятелей Поздней республики, таких, как Помпеи, Цезарь, Цицерон. В пластике этих образов воплощаются уже почти имперские претензии. Приобретающее сильный общественный резонанс значение изображенного выходит за рамки республиканских представлений.

4 слайд

Помпеи. Улица в городе Ваятели тех лет стремились прежде всего поразить человека. Скульп тор Зенофор воздвиг Нерону громадную статую, высившуюся долгое время у вестибюля Золотого Дома. Это был грандиозный, внушавший, вероятно, страх римлянам, портрет, не имевший ничего общего с колос сами древних греков. Широкое распространение в первый период расцве та искусства Империи получила, однако, и камерная скульптура - укра шавшие интерьеры мраморные статуэтки, довольно часто находимые во время раскопок Помпеи, Геркуланума и Стабии.

5 слайд

Колизей Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров, - один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72-80 гг. н. э.

6 слайд

Символ Рима - знаменитая Капитолийская волчица. Капитолийская волчица (лат. Lupa Capitolina) - этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев - Ромула и Рема, легендарных основателей города. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.

7 слайд

Базилика Эмилия Базилика Эмилия, остатки которой до сих пор можно видеть на северной стороне перед Базиликой Юлия, была построена в 179 г. до н. э. Марком Эмилием Лепидом и Марком Фульвием Нобилиором на месте более старого храма. Сейчас в это сложно поверить, но Плиний старший называл базилику одним из красивейших зданий на свете. В базилики было три нефа и три входа с площади, большие окна для освещения внутреннего помещения, рельефные украшения, изображающие мифическое основание города. Во время правления Августа напротив базилики был построен портик Гая и Луция.

8 слайд

Телега Нептунова В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу - «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). В 1660 году Георг Швайгер (нем.Georg Schweigger) и золотокузнец Христоф Риттер (нем. Christoph Ritter)представили модель в виде её составных частей.Затем Швайгер и его ученик Иеремия Айслер (нем.Jeremias Eissler) работали над моделью до 1670 года, но полный комплект фигур был выполнен только в 1688-1694 годах.Отливка была произведена Херольдтом (нем. W.H.Heroldt). Фонтан никогда не был выставлен в Нюрнберге, однако стал известен как своеобразная достопримечательность, даже находясь на складе.В 1796 году основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф. Установленная в настоящее время в городском парке Нюрнберга копия находится там с 1902 года.

9 слайд

Пантеон Пантеон (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντεζ - все и θεόζ - бог) - «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

10 слайд

Фонтан Черепах Фонтан Черепах на небольшой площади Маттеи - наиболее очаровательный из фонтанов Рима. Его красота, его изящные линии заставляют верить в легенду о том, что эта жемчужина искусства конца XVI века принадлежит Рафаэлю.Однако это работа Ландини (1585 год).

11 слайд

Рельеф с фигурами римских сановников выступали ораторы, увлекая толпу: отсюда Цицерон ораторствовал против Катилины, а Антоний растрогал римлян своей хвалебной речью на смерть Цезаря. Но за моментами великолепия последовал постепенный упадок, и сначала Форуму пришлось уступить место новым форумам эпохи империи, после чего, он, вместе со всей римской цивилизацией, потрясенной нашествиями варваров, погрузился в мрак долгого Средневековья. В прошлом веке, однако, возник интерес к археологии и начались систематически ведущиеся раскопки.

12 слайд

Храм Антонина и Фаустины Воздвигнут Сенатом в 141 году н.е. в честь Фаустины, жены Антонина, обожествленной после смерти. В дальнейшем был посвящен самому императору. От храма остались коринфские колонны, поддерживающие изумительно расписанный антаблемент. В XI веке храм был переделан в христианскую церковь, посвященную Сан Лоренцо ин Миранда и перестроен в 17-м веке.

13 слайд

Храм Ромула Считалось, что этот храм был воздвигнут Максенцием для сына Ромула, умершего ребенком в 307 году н.э., но, вероятно, речь идет о храме Пенатов, сооруженном на месте одного ранее разрушенного храма, на руинах которого построили большую базилику. Большая часть храма сохранилась благодаря превращению в атриум церкви Святых Косьмы и Дамиана (VI век н.э.).

14 слайд

Ипподром Домициана Большой ипподром Палатина имеет 160 метров в длину и 50 - в ширину. Стеновые конструкции были выполнены из обожженного кирпича с мраморной облицовкой. Стадион был окружен портиком; на одну из его сторон выходила трибуна, с которой император наблюдал на зрелищами и выступлениями гимнастов.

15 слайд

Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эл линской культурой. Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от антики к средневековью. В то же время, подобно тому, как и каждое произведе ние - не только звено в цепи художественного развития, но и неповтори мое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно. «Аудитория» у древнеримского искусства, особенно в годы Поздней империи, была многочисленнее, чем у греческого. Подобно новой религии, захватывавшей широкие круги населения восточных, западных и северо африканских провинций, искусство римлян воздействовало на громадное число жителей империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах империи складывалось отношение к искусству как к явлению, объединявшему лю дей различных сословий, рас, общественных положений.

16 слайд

Но в древнем Риме формировались не только общие эстетические качества, определившие характер грядущей культуры, вырабатывались и методы, которым следовали художники позднейших времен. В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на
три основных периода:
1. Искусство до римской Италии (3 тыс. до н. э.- 3 в. до н. э.);
2. Искусство Римской республики (3-1 вв. до н. э.);
3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н. э. - 5 в. н.э.).

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

В Древнем Риме живопись ценилась намного сильнее, чем
скульптура. Римские дворцы, общественные здания,
амфитеатры украшались скульптурами, настенными
росписями, мозаикой и картинами.
Основными живописными сюжетами были мифы.
Но только мольбертная живопись считалась искусством -
в отличие от ремесленного создания фресок.
К сожалению, до наших дней образцы мольбертной живописи
(то есть написанных на холстах картин) тех времен
не сохранились, мы знаем, что ведущим в этом жанре был
портрет.

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Большую часть живописи древнего Рима составляли фрески,
на них изображены сами художники, созданы и различные
мольбертные картины. Дошедшие до наших дней эти
величайшие произведения настенной живописи
свидетельствуют о том, что древнеримские художники в
совершенстве владели кистью. Из сохранившихся
памятников являются фрески из Помпеи, где мы видим
изображенные яркими красками бытовые сцены,
натюрморты и мифологические сюжеты, в которых
фигурировали боги и герои.

Эти фрески писались в I-V веках. Они иллюстрируют все основные жанры
существовавшей тогда живописи: пейзажи, натюрморты, культовые картины (на
мифологические и религиозные темы), портреты и обнаженную натуру. Хотя
фрески считались скорее ремеслом, чем искусством, несомненно, многие создатели
настенных картин были греками и черпали вдохновение из утерянных сегодня
мольбертных картин.

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Живопись по назначению (Роду):
Жанры живописи:
1. Бытовой (сцены охоты, рыбной ловли,
1. Монументальная (росписи гробниц –
фреска; мозаика);
2. Декоративная (вазопись, орнамент);
3. Станковая (фаюмский портрет, пейзаж,
натюрморт, культовая картина (на
мифологические и религиозные темы),
батальные, бытовые сюжеты и обнаженная
натура).
Материал: восковые краски, камень,
смальта, стекло, керамика
танцев, сцены пира);
2. Батальный (сцены кровавых схваток,
борьба атлетов);
3. Мифологический (сцены из
древнегреческой мифологии, сцены
смерти, путешествия в загробном
царстве, суд над душами умерших);
4. Портрет;
5. Натюрморт (сер. I в.).

Древнеримские художники рисовали в основном на белом или черном фоне. Они
знали некоторые законы перспективы и добивались мнимого расширения
пространства картины, обрамляя ее декоративными архитектурными
элементами.
Фрагмент фрески из Боскореале

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА

Пейзажи, здания, людей и животных
они изображали, используя почти
импрессионистские приемы
накладывания краски и пастельные
тона. Картины обычно украшали
коридоры и стены столовой. Они
освещались колеблющимся светом
масляных ламп, что придавало
им еще более сказочный вид.
Юлию Цезарю приписывают введение
моды на изобразительные выставки
в общественных местах. Около
I века в столице находились сотни
работ известных греческих
живописцев.

Спокойные пейзажи должны были отображать мир и процветание, которые привнесли
император Август и его потомки после десятилетий гражданских войн, разорявших страну
до I века. Эта же идея должна была отражаться и в натюрмортах, на которых в изобилии
изображались фрукты, овощи, рыба и дичь. Этот жанр пришел в Рим из Греции
и назывался xenia, так же как и фрукты, которые преподносил грек в качестве приветствия
своим гостям.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ

В римской мольбертной
живописи наиболее
распространенным жанром
был пейзаж. Типичные
элементы римских
пейзажей: «гавани, мысы,
морское побережье, реки,
фонтаны, проливы, рощи,
горы, крупный рогатый скот
и пастухи».

ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ

Техника живописи:
1. Фреска (живопись по
сырой штукатурке);
2. Темперная живопись;
3. Мозаика;
4. Энкаустика (восковая
живопись);
5. Клеевая живопись (краски
разводятся связывающей их
жидкостью, например клеем,
яйцом, молоком, древесным
соком, а затем наносятся на
однородную поверхность).

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ

1.
2.
3.
Многоплановое
композиционное построение;
Свободная пластическая лепка
фигур, которые естественно
располагаются в окружающем
пространстве, или точно
связанных с плоскостью стены;
Яркие красочные сочетания
(многообразные оттенки)- II-I
вв. н.э.

Инкрустационный стиль - это был геометрический орнамент, напоминавший обкладку
стен драгоценными камнями.

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ
ЖИВОПИСИ
«Архитектурный», или второй
помпейский стиль I в. до н. э., стены домов превратились в
подобие городского пейзажа,
включавшего изображения колоннад,
всевозможных портиков и фасадов
зданий.
Настенная живопись. На совершенно
гладкой поверхности стены изображали
фасады в натуральную величину на
пейзажном фоне. Интерьер, написан так
иллюзорно, как будто они
действительно стоят вокруг, образуя
чуть ли ни целые кварталы.
Ферска из Боскореале

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

«Канделябровый стиль»
(конец I в. до н. э.) - 50-е гг. I в. н.
э.). Мастера вновь вернулись к
плоским декоративным
орнаментам. Среди архитектурных
форм преобладали легкие ажурные
сооружения, напоминающие
высокие металлические
канделябры, между ними
помещались заключенные в рамы
картинки («Нарцисс»). Их сюжеты
непритязательны и просты, часто
связаны с пастушеской жизнью.
Фресковая роспись «Нарцисс»

СТИЛИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

Орнаментально-декоративный - легкие,
графические узоры, небольшие картины
расположенные на фоне обширных
пространств.
Золотой дом императора Нерона

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Фреска «Исида и Ио» из храма Исиды в Помпеях

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

Похищение Европы. Фреска Помпеи

Фреска Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Фреска Помпеи

Портрет супругов. Фреска из Помпей

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (ФРЕСКА)

Начиная с середины I в. в изобразительном
искусстве начал формироваться жанр
натюрморта. Возникший в поздней классике
IV в. до н. э. и блистательно развивавшийся в
эпоху эллинизма, натюрморт приобрел теперь
новый смысл. В нем появились «высокое» и
«низкое» направления. Римляне часто
изображали мясные лавки, в которых висят
туши животных. Однако они писали и глубоко
символические произведения, полные тайного
смысла. Такого рода роспись была выполнена
в гробнице Вестория Приска в Помпеях. В
центре композиции - золотой стол на фоне
алой драпировки. На столе стоят серебряные
сосуды изящной формы - все парные,
расставленные строго симметрично: кувшины,
рога для вина, черпаки, чаши. Все эти
предметы как бы группируются вокруг
центрального кратера - сосуда для
смешивания вина и воды, воплощенного бога
плодородия Диониса-Либера.
Персики и стеклянный кувшин. Фреска из Геркуланума. Около 50 г.
Фреска

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО РИМА (МОЗАИКА)

Без римской мозаики невозможно представить себе
древнеримское искусство. Композиции мозаичных полов
из цветных камней, смальты, стекла, керамики
встречаются на всей территории Древнего Рима.
Старейшие мозаичные образцы римской укладки,
найденные при археологических раскопках, относятся к IV
веку до н.э. А в период расцвета Римской империи
мозаика стала самым распространенным способом декора
интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм,
и частных атриумов.

СЮЖЕТЫ РИМСКИХ МОЗАИК

Сюжеты римских мозаик
безграничны и варьируются от
сравнительно простых орнаментов
до многофигурных художественных
картин со сложной
пространственной ориентацией.
Венки из виноградных листьев и
сцены охоты с подробными
изображениями животных,
мифологические персонажи и
героические походы, любовные
истории и жанровые сцены из
обыденной жизни, морские
путешествия и военные сражения,
театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной
мозаики определялся или заказчиком
(иногда мозаика запечатлевала даже
портрет хозяина дома, например),
или назначением здания.

В Древнем Риме мозаику использовали
для украшения практически любых
значимых сооружений - городских и
загородных вилл знати, городских
терм, дворцов.
Атлеты. Мозаика пола терм Каракаллы, III в.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Характерные особенности
каменной мозаики:
Фоновые элементы римских мозаик светлые
и достаточно крупные, формируется
однотонными камнями с хаотичной
укладкой без определенного порядка.
Элементы рисунков и фигур - более мелкие,
но часто все же крупные для выбранного
рисунка.
Разнообразие цвета зависит от
возможностей мастера в каком-то
конкретном поселении или финансовых
возможностей заказчиков.
Если мозаики больших дворцов подчас
поражают изысканностью цветовой гаммы,
то небольшие композиции кажутся
ограниченными в выборе цветов.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Древнеримская мозаика из цветного стекла
Мозаика Древнего Рима. I-IV вв. н.э.

Искусство составления каменной
мозаики начиналось с незамысловатых
узоров из цветной гальки, которыми
древние греки украшали внутренние
дворики своих домов. Позднее при
оформлении интерьеров дворцов и
храмов стали использовать гранит,
мрамор, полудрагоценные и даже
драгоценные камни. Первыми
выкладывали полы, из вторых создавали
удивительные по красоте панно.
Виллы вельмож Древнего Рима украшались мраморными полами и мозаикой
из разноцветного камня в виде сложного орнамента и целых картин с
мифологическими сюжетами

НАПОЛЬНАЯ КАМЕННАЯ МОЗАИКА ДРЕВНЕГО РИМА

Благодаря таким свойствам
камня, как прочность,
устойчивость к разрушению и
старению, мы и сегодня можем
любоваться фрагментами
изумительных мозаичных полов
в античных памятниках
архитектуры, сохранившихся на
территории Эллады. Например, в
храме Зевса (V в. до н. э.)
изображения морских божеств в
обрамлении орнаментов
сложены из мелких (около 1 см в
поперечнике) рубленых кусочков
камней разного цвета. Так
появилась одна из основных
техник составления мозаичных
рисунков - наборная.
Римская мозаика. Кельн. Керамика и камень

НАПОЛЬНАЯ МОЗАИКА ДРЕВНЕГО РИМА

Римские напольные мозаики на вилле
Романо дель Казале в Пьяцца-Армерине уникальное «окно» в Древний мир.
Полученную поверхность либо
шлифовали, либо, если она находилась на
достаточном удалении от зрителя,
оставляли шероховатой. Швы между
кубиками могли отличаться по толщине,
что придавало изображению эффект
объема.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Битва Александра Македонского с Дарием III при Иссе. Мозаика из дома Фавна
в Помпеях. Неаполь. Национальный музей

Александр Македонский. Фрагмент мозаики из Помпеи

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Битва кентавров с хищниками. Мозаика виллы Адриана в Тиволи. Берлин.
Государственный музей

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Охота на оленя.

Дионис.
Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Мозаика римской виллы с изображением сцены ловли рыбы в саду

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ (МОЗАИКА)

Мозаика римской виллы с изображением сцены с животными

Древнеримские художники стремились
к максимальной схожести при
изображении людей. Примером
этого могут послужить знаменитые
фаюмские портреты (I-III века). Они
сформировались под влиянием
греко-римской традиции.
На них обычно изображались
представители римской элиты, о чем
свидетельствуют одежда, украшения
и прически изображенных людей.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (Фаюмский портрет)

И эти прекрасно сохранившиеся
в пустыне картины, по мнению
специалистов, нельзя назвать
исключительно местным
феноменом - искусство
живописи на Апенниннском
полуострове достигало такого
же высокого уровня, хоть
и не дошло до наших дней.
Портрет пожилого мужчины. Энкаустика. Конец I в. н.э.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (Фаюмский портрет)

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ (по названию
оазиса Фаюм в Египте, где были впервые
найдены и описаны). Это посмертные
живописные изображения усопших
созданные в технике энкаустика в Римском
Египте I-III веков. Своё название получили
по месту первой крупной находки в
Фаюмском оазисе в 1887 г. британской
экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Являются элементом видоизмененной под
греко-римским влиянием местной
погребальной традиции: портрет заменяет
традиционную погребальную маску на
мумии. Находятся в коллекции многих
музеев мира, в том числе Британского
музея, Лувра и в Музее Метрополитен в
Нью-Йорке.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (Фаюмский портрет)

Фаюмский портрет отличавшиеся
объёмной светотеневой моделировкой керамической посуды Древнего Рима. Здесь были
широко распространены сосуды с рельефным
орнаментом, покрытые прозрачной глазурью.
Римские строители широко применяют керамику, из
нее выполняют сложные архитектурные детали.
Древнеримская вазопись. Краснофигурный стиль

ОРНАМЕНТ
ДРЕВНЕГО РИМА
Орнамент в костюме:
Цветовая гамма в римском костюме- яркая,
красочная, основные цвета- пурпурные, коричневые,
желтые. В период Империи цветовая гамма
приобретает сложный, изысканный характер в
оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и
зеленого с белым, светло-лилового с желтым,
серовато-голубого, розовато-сиреневого.
Поздние римские ткани имели геометрическую
орнаментацию- круги, квадраты, ромбы с
вписанными в них розетками, четырехлистниками,
стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра,
гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы
двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором
придавало ткани особую пышность и роскошь.

ОРНАМЕНТ
ДРЕВНЕГО РИМА
Многие формы декора были заимствованы у греков
древними римлянами. Переняв у греков многие
орнаментальные мотивы, римляне их творчески
переработали сообразно своим вкусам и менталитету.
В орнаменте возникает принципиально новое для
древней культуры качество - в нем появляется
«личное» взаимодействие персонажей между собой.
Основные римские элементы орнаментики - это
листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги,
колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей,
маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с
ними изображались вазы, военные трофеи,
развевающиеся ленты и т.д. Часто они имеют
реальную форму. Орнаментика несла в себе и
определенные символы, аллегорию: дуб считался
символом высшего небесного божества, орел -
символом Юпитера и т.д.

Cлайд 1

Культура Древнего Рима Мировая художественная культура Урок-презентация Васильева О.Н. Ломовская СОШ Дюдьково 2009

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Поклонение богам Римляне почитали богов судьбы, городов, духов-покровителей каждого человека. Особое место в их верованиях занимали боги домашнего очага. Для отправления обрядов в честь домашних богов римская семья собиралась вокруг домашнего алтаря. В домах сооружали ларарии - что-то вроде малень кой часовни, где находились восковые статуэтки Ларов (покровителей дома) и Пенатов (хранителей очага и за пасов продовольствия). Глава семьи ставил перед алтарем медовые лепешки, вино, цветы или бросал предназначенную богам часть обеда в пламя очага. Общегосударственное значение имел культ Гения, покровителя императора и всех мужчин. Женщинам покровительствовала Юнона.

Cлайд 5

Cлайд 6

Рим В эпоху расцвета Империи распространился римский тип городской планировки: город состоял из жилых кварталов, общественных зданий, площадей (форумов) и районов ремесленников. Римляне научились делать из известкового раствора, щебня и вулканического песка материал типа бетона, что позволило возводить массивные и прочные сооружения. У этрусков римляне взяли такие архитектурные элементы, как арку и свод У греков римляне позаимствовали архитектурные ордера

Cлайд 7

Аппиева дорога Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI-III вв. до н. э. Названа по имени строителя – цензора Аппия Клавдия Цека) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.

Cлайд 8

Акведуки и виадуки Постепенно Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э., акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей АКВЕДУК (лат., от «вода» и «веду») - мост с желобочным водопроводом и арочными пролётами, иногда в несколько ярусов в местах понижения земной поверхности. ВИАДУК (лат., от «путь, дорога» и «веду») - мост, по которому проходит участок дороги в месте пересечения ее с оврагом, ущельем, другой дорогой и т. п.

Cлайд 9

Термы Общественные бани (термы) оборудовались гимнастическим залом, площадками для игр, бассейнами с горячей, теплой и холодной водой. Бани были излюбленным местом отдыха римлян. Там они занимались физическими упражнениями, обменивались новостями. Вместо мыла в кожу втирали оливковое масло. После парной погружались в бассейн с холодной водой. Потом делали массаж и шли домой обедать.

Cлайд 10

Римский Форум Центром жизни Рима, столицы империи, была площадь, лежащая между двумя холмами - Капитолием и Палатином. Она называлась «Форум Романум». 3десь проходили народные собрания, на которых обсуждали законы, решали вопросы войны и мира, заключали торговые сделки. На площади стояли здания, украшенные мраморными и бронзовыми статуями, колонны и арки, которые воздвигались в честь побед римских императоров и полководцев.

Cлайд 11

Триумфальные арки Триумфальная арка Константина. IV век. Рим. Арку императора Тита построили в честь его по6еды над восставшей Палестиной. На ней водрузили 6ронзовую скульптурную группу: Тит в сопровождении богини по6еды Виктории восседал на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Подо6ные арки назывались триумфальными, так как 6ыли связаны с триумфом - торжественным въездом по6едителя в город. 06ычай возведения триумфальных арок распространился по всей Европе.

Cлайд 12

Колонна Траяна Кроме арок, в Риме строили и колонны-памятники. Такова колонна Траяна (архитектор Аполллодор), возведенная в 113 г. в честь победы римлян над даками. Колонна, сложенная из 17 барабанов каррарского мрамора, возвышалась на 30 м и была увенчана бронзовой статуей императора Траяна. Снаружи колонна была отделана мраморными плитами с рельефами важнейших эпизодов войны с даками. Эта скульптурная лента длиной около 22 метров опоясывает всю колонну

Cлайд 13

Пантеон – храм всех богов На протяжении многих веков этот храм был непревзойденным образцом постройки, увенчанной куполом. Грандиозное круглое пространство храма перекрыто сферической чашей купола диаметром 43,2 м. В центре купола - окно диаметром 9 м, сквозь которое льются потоки солнечного света. Всю тяжесть огромного купола держат восемь массивных опор-пилонов, скрытых в стене. Они соединены друг с другом системой кирпичных арок. Широкий каменный фронтон портика опирается на 8 колонн Пантеон считается самым совершенным образцом римской архитектуры и в техническом, и в художественном отношении.

Cлайд 14

Колизей Во времена императорской династии Флавиев в 75-80 гг. в центре Рима был построен грандиозный амфитеатр. В средние века он получил название «Колизей» - от латинского слова «колоссеус» - колоссальный. Колизей - это огромная овальная чаша размером 188х156 м с рядами сидений, которые спускаются к центру - арене. Здесь проходили поединки гладиаторов, бои людей с животными. Их могли наблюдать до 56 тысяч зрителей. Сооружение опоясывает мощная стена. Она делится на 4 яруса, состоящие из столбов и арок. Каждый ярус украшали колонны различного типа: нижний – дорические, второй – ионические, третий - коринфские. Четвертый ярус представлял собой глухую стену, расчлененную коринфскими пилястрами - выступами. Так римский архитектор умело и по-своему использовал греческую ордерную систему, дополнив ее римскими элементами - аркой и сводом.

Cлайд 15

Cлайд 16

Скульптурный портрет Римляне заимствовали у этрусков обычай почитания умерших предков. С лица покойного снимали гипсовую или восковую маску и выставляли в парадной комнате. Во время погребальной процессии за гробом несли маски не только умершего, но и предков. Этот обычай приучил римлян видеть в портрете не идеального героя, а реальную личность, ценить достоверность скульптурного портрета.

Cлайд 17

Скульптурный портрет Во II-I вв. до н. э. римской высшей знати было предоставлено право воздвигать в общественных местах свои статvи. Они изображали конкретных людей, и скульпторы стремились передать внешнее сходство, но без идеализации

Cлайд 18

Фрески Настенные фрески - подлинные шедевры живописи - найдены на так называемой вилле Мистерий в Помпеях. На них изображены не только персонажи мифов, участники посвящения в культ бога Диониса, но и хозяйка виллы, прислуживающая ей девушка, крылатая богиня. Римские фрески часто повторяли картины греческих мастеров. Пейзажи, сады и парки, города и храмы, птицы и звери запечатлены на этих росписях.

Cлайд 19

Фрески Фреска «Весна» из города Стабий, близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается поднимающегося из земли цветка. Ее золотисто-желтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнаженных плеч удивительным образом гармонируют с ярким зеленым фоном цветущего лу га. Радость, связанная с приходом весны, с теплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, ощущение легкости движений девушки, как будто плывущей по воздуху, пронизывают всю живописную композицию.

Cлайд 1

Cлайд 2

Изобразительное искусство этрусков ЭТРУСКИ жили на территории современной Италии в I тысячелетии до н. э.

Cлайд 3

* * У ЭТОГО народа были своя философия, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира.

Cлайд 4

* * «ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» - неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых (II-I вв. до н. э.).

Cлайд 5

* * Верующая. Из святилища Дианы Немийской. Древний Рим 200 - 150 до н. э. Франция, Париж, Лувр

Cлайд 6

Cлайд 7

* *

Cлайд 8

* *

Cлайд 9

* * Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106- 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»

Cлайд 10

* * Капитолийский Брут Древний Рим 210 - 190 до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

Cлайд 11

* * Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Древний Рим 20 н. э. Ватикан, музеи Ватикана

Cлайд 12

Октавиан Август из Прима Порта. Отец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего квсадническому сословию; Юлий Цезарь сделал его патрицием. Мать, Атия, происходила из родаЮлиев. Она была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и сенатора Марка Атия Бальбина - родственника Гнея Помпея. Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана - Октавия Младшая (Младшей её называли по отношению к сводной сестре). Прозвище «Фурин» Октавиан получил в год своего рождения в честь победы отца над беглыми рабами Спартака, одержанной в окрестностях города Фурии. Имя «Октавиан» Август старался не употреблять, так как это напоминало ему, что в род Юлиев он попал со стороны, а не по прямому происхождению.

Cлайд 13

Гай Ю лий Це зарь Октавиа н А вгуст Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.

Cлайд 14

* * Римский писатель Светоний (ок. 70 - ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»

Cлайд 15

Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворцеКапитолийских музеев. Была создана в 160-180-е года. Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.

Cлайд 16

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело. Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (поверх туники). Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

Cлайд 17

* * В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение - смутно, строение всего тела - бренно, душа - неустойчива, судьба - загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)

Cлайд 18

* *

Cлайд 19

Септи мий Бассиа н Карака лла (186-217) - римский император из династии Северов. Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд из под лобья, массивный подбородок_ все говорит о без пощаадной жестокости императора.

Cлайд 20

* * Портрет Каракаллы Древний Рим 211 - 217 н. э. Италия, Рим, Национальный Римский музей

Cлайд 21

* * Авл Метел Древний Рим 110 - 90 до н. э. Италия, Флоренция, Археологический музей

Cлайд 22

Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства. В бюсте Брута и статуе Авла Метелла, как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.

Cлайд 23

Фигура мужчины зрелого возраста, которая оставляет открытым правое плечо, и в тунике. В высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, а также в углах рта и пустых глаз, которые должны были быть заполнены вставками из другого материала. Правая рука поднята и протянута вперед, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой. На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой. Левая нога немного согнута вперед. Приписывается аретинскому производству.

Cлайд 24

* * Портрет "сириянки" Древний Рим Около 170 Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Cлайд 25

Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора, является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.

Cлайд 26

Cлайд 27

* * Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.

Cлайд 28

* * Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Археологический музей

Cлайд 29

* * Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер-матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной-канопой, статуя связана с культом мертвых.

Cлайд 30

Cлайд 31

Мисте рии - богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления. Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона -мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.

Cлайд 32

Cлайд 33

* * Вилла Мистерий. Настенная живопись Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи

Слайд 2

Изобразительное искусство этрусков

ЭТРУСКИ жили на территории современной Италии в I тысячелетии до н. э.

Слайд 3

У ЭТОГО народа были

17.02.2017 3 своя философия, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира.

Слайд 4

«ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» -

17.02.2017 4 неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых (II-I вв. до н. э.).

Слайд 5

17.02.2017 5 Верующая. Из святилища Дианы Немийской. Древний Рим 200 - 150 до н. э. Франция, Париж, Лувр

Слайд 6

17.02.2017 6 Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106- 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»:«Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»

Слайд 10

17.02.2017 10 Капитолийский Брут Древний Рим 210 - 190 до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

Слайд 11

17.02.2017 11 Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Древний Рим 20 н. э. Ватикан, музеи Ватикана

Слайд 12

Октавиан Август из Прима Порта. Отец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего квсадническому сословию; Юлий Цезарь сделал его патрицием. Мать, Атия, происходила из родаЮлиев. Она была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и сенатора Марка Атия Бальбина - родственника Гнея Помпея. Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана - Октавия Младшая (Младшей её называли по отношению к сводной сестре). Прозвище «Фурин» Октавиан получил в год своего рождения в честь победы отца над беглыми рабами Спартака, одержанной в окрестностях города Фурии. Имя «Октавиан» Август старался не употреблять, так как это напоминало ему, что в род Юлиев он попал со стороны, а не по прямому происхождению.

Слайд 13

Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст

Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.

Слайд 14

Римский писатель Светоний (ок. 70 - ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»

Слайд 15

Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворцеКапитолийских музеев. Была создана в 160-180-е года.

Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.

Слайд 16

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело. Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (поверх туники). Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

Слайд 17

В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение:«Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение - смутно, строение всего тела - бренно, душа - неустойчива, судьба - загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)

Слайд 18

Слайд 19

Септи́мий Бассиа́н Карака́лла (186-217) - римский император из династии Северов.

Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд из под лобья, массивный подбородок_ все говорит о без пощаадной жестокости императора.

Слайд 20

17.02.2017 20 Портрет Каракаллы Древний Рим 211 - 217 н. э. Италия, Рим, Национальный Римский музей

Слайд 21

17.02.2017 21 Авл Метел Древний Рим 110 - 90 до н. э. Италия, Флоренция, Археологический музей

Слайд 22

Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства. В бюсте Брута и статуе Авла Метелла, как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.

Слайд 23

Фигура мужчины зрелого возраста, которая оставляет открытым правое плечо, и в тунике. В высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, а также в углах рта и пустых глаз, которые должны были быть заполнены вставками из другого материала. Правая рука поднята и протянута вперед, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой. На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой. Левая нога немного согнута вперед. Приписывается аретинскому производству.

Слайд 24

17.02.2017 24 Портрет "сириянки" Древний Рим Около 170 Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Слайд 25

Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора, является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.

Слайд 26

17.02.2017 26 Антиной Древний Рим 117 – 134 н.э.

Слайд 27

17.02.2017 27 Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.

Слайд 28

17.02.2017 28 Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Археологический музей

Слайд 29

17.02.2017 29 Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер-матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной-канопой, статуя связана с культом мертвых.

Слайд 30

Живописное искусство

  • Слайд 31

    Мисте́рии - богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления. Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона -мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.

    Слайд 32

    17.02.2017 32 Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи

    Слайд 33

    17.02.2017 33 Вилла Мистерий. Настенная живопись Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи

    Слайд 34

    Слайд 35

    17.02.2017 35 Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов.Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись.Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.