Религиозна ли Катерина? Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н

2. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери.. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа.. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. ". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” – так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность – это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу – все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина – человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох.Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Учебники обязательно подчеркнут религиозность Катерины из "Грозы". Но так ли это?

Наша литература в определенный момент возомнила себя духовным учителем и стала говорить о вещах, ей незнакомых и неподвластных – о религиозной вере. Апофеозом стал роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». А начиналось всё еще с Островского.
У школьников возникает вопрос после прочтения «Грозы»: как такая верующая, правдивая (не какая-нибудь Варвара!) женщина смогла совершить такой страшный грех (о котором та же грешница Варвара даже и помыслить не могла)? Как сочетается религиозность героини, которую учебники вслед за автором не ставят под сомнение, с блудом и самоубийством?
Дело в том, что ошибается не столько Катерина, сколько сам автор.
Посмотрим, насколько религиозна героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза».
О детстве Катерина вспоминает как о времени, когда никто не учил ее думать об ответственности, о грехе, борьбе со страстями, покаянии. Жила, как птичка на воле.
«Такая уж я зародилась, горячая! – признается Катерина. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уже темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уже нашли, верст за десять!» Обратим внимание: ни тени раскаяния! Под личиной правоты прячется элементарный эгоизм. Героиня рассказывает это с гордостью, с похвальбой своей независимостью, с самолюбованием. О том, что бедная мать испытала, как страдала, мучилась, плакала, – ни слова. Как, видимо, целую ночь провела на берегу Волги, плача и воздевая руки к Небу, – об этом ни намека. Самолюбование собой в ее сознании выше страданий матери. Допустим, в детстве она все это не осознавала, но сейчас должна бы жалеть об этом, ужаснуться своему поведению. Увы.
Рассказывая о своих молитвах, она сетует: «Об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно». Но разве молятся для приобретения чего-либо? Странное представление о молитве, далекое от истинного. Такое мог написать человек, не имеющий опыта теплой и искренней молитвы. У героини нет даже намека на видение своих грехов, сожаления о них. Рассказывает грехи Варваре, а сама не видит их опасности, смотрит на них не как на грех, а как на добродетель, любуется ими. А покаяние, как известно, – это начало веры.
В седьмом явлении за рассказом о детстве идет очень важный монолог Катерины о посещении церкви.
«До смерти я любила в церковь ходить! - начинает свой рассказ Катерина. – Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба закончится». Здесь мы видим, что сам автор совершенно искаженно понимает церковную службу, воспринимает ее как некую эстетическую усладу души. Но монахи говорят: Богу молиться – кровь проливать. Нет тяжелее труда для человека, как молиться Богу. В церковь приходят как в лечебницу души. Покаяние – это труд, а не праздник.
Катерина рассказывает о вполне благополучной жизни в родительском доме, и ей не о чем молиться. Но разве не надо молиться о близких, родителях, соотечественниках? Разве рядом не страдают люди? Любой человек уже с подросткового возраста начинает осознавать общее людское страдание и учится воспринимать чужую боль как свою, учится ответственности за ближних. Вспомним Раскольникова, которому не дает покоя людское горе окружающих. Ничего этого наша героиня не хочет знать. Свой дерзкий поступок с бегством в лодке помнит, а страдания и проблемы окружающих – нет. Поэтому и в дальнейшем повествовании в пьесе не будет ни слова о ее озабоченности пьющим мужем, лицемерием свекрови, обманом Варвары. Чужие проблемы ее нисколько не трогают, она с детства привыкла к эгоцентризму. Вот ее муж горит желанием выпить, как реагирует на это жена? «Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет». Любовь к себе проявляется здесь, а никак не забота о нравственности мужа.
Даже в любви Катерины к Борису мы видим прежде всего эгоистическую любовь к своей собственной страсти. Любовь к ближним – без Христа – «при ближайшем рассмотрении оказывается своеобразной формой любви к самому себе» . Катерина очень сильно любит… себя, свою страсть, свои фантазии, свою влюбленность. «Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла!» – очень точно замечено. Страсть ищет выхода, и ничто ей не помеха. Она «ищет своего».
Чем отличается Катерина от Раскольникова? И он, и она возмущаются существующим положением. Только Катерина – своим, а Раскольников – чужим. Ему гораздо труднее, чем Катерине, но все его мысли – о других. Это – христианский подход. У Катерины ничего даже близкого к этому нет, т.к. самому автору это не понятно, не близко.
Есть такое известное предостережение у актеров: «Надо любить не себя в театре, а театр в себе». Так вот Катерина любит не Бога и Церковь в себе, а себя в церкви. Ей хорошо в этом красивом, покойном, тихом месте. Хорошо мечтать о чем-нибудь (страстном, приятном), наслаждаться ощущением своей красоты, молодости, благополучия, жизни… Даже Добролюбов вынужден признать: «Не обряды занимают ее в церкви, она совсем не слышит, что там поют или читают; у нее в душе иная музыка, иные видения…».
То, что причиной трагедии будет являться ее внутреннее самоощущение, а не окружающие люди, заметил еще М.М. Достоевский: «Она с каким-то сладострастием, с какою-то удалью думает уже о той минуте, когда все узнают об ее падении, и мечтает о сладости всенародно казниться за свой поступок. Какой же после этого деспотизм мог иметь влияние на подобную натуру? Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала» …» . Причина – в антихристианском настрое души, а не во внешнем деспотизме. Путь к трагедии начинался в лодке на Волге, а мир Кабановых – не причина.
«И вижу я, бывало, будто ангелы …летают и поют», - продолжает Катерина. Но человек, не видящий своей греховности, не очистивший свою душу от грязи грехов для восприятия ангельской чистоты, не может видеть ангелов. А еще точнее, не ангелов он видит, а духов тьмы, по слову Божиему: «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Это состояние называется состоянием прелести, когда человек по гордыне считает себя достойным высокого, даже видения Высших сил. Очень опасное состояние, выйти из которого нелегко. Катерина явно пребывает в этом состоянии прелести. Отсюда ответ на вопрос, почему она так быстро переходит в помыслах от «райских деревьев» к мыслям о любовнике: «Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…». Вот тебе и «ангелы»…
«Прельщение» – это состояние ложного духовного самосознания, при котором действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) воспринимается человеком как Божественная благодать или как святость. Одно дело врать и знать, что ты врешь, поэтому скрывать зло, хитрить, обманывать, как это делает Варвара. И совсем другое дело, считать себя не обманщицей, а верить, что ты на правильном пути, просто тебя не понимают окружающие. Катерина искренне верит, что к ней прилетают ангелы.
«А то бывало, ночью встану …и молюсь до утра… И сама не знаю, о чем молюсь». Человек, который, кроме обычного молитвенного правила, искренне молится еще и по ночам, мужу изменить не сможет! Это исключено. Такой верующий человек в большинстве случаев готов даже побои мужа со смирением вынести, не то что изменять ему. И вновь соблазн идет от самого автора. Он с уверенностью пишет о молитве своей героини, словно знает на опыте, что это такое. А вслед за ним и учителя, учебники, ученики верят, что героиня действительно молится Богу. Но это все искаженный взгляд человека со стороны, который не имеет представления об истинной сути предмета, который взялся изображать.
Островский показывает героиню чуть не ли монахиней. Как она жила в родительском доме? Церковь, службы, странницы, духовные стихи, жития, рассказы о паломничестве, «вечером рассказы да пение», рукоделие, цветы… Монастырь да и только! Поэтому эти страницы пьесы Островского всех вводят в соблазн, в заблуждение: и учителя, и тем более ученики твердо уверены, что Катерина действительно была религиозным человеком, очень много молилась, имела страх Божий. Но сам процесс молитвы еще не означает действительного обращения к Богу. Внешнюю сторону любой религиозной обрядовости повторить и усвоить несложно. Но это еще не будет означать самой веры. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (М. 7:21). В этом и опасный соблазн пьесы Островского, где внешнее выдано за истинное, «говорящее» за «исполняющее». Поэтому надо давно перестать говорить о религиозности Катерины.
Катерина полностью повторяет слова из притчи о блудном сыне. «Грешна я перед Богом и перед вами!» (4:6). В Евангелие «Я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк. 15:21). Но вот дальнейших слов у Островского нет. Блудный сын далее мыслит так: «…и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:19). То есть Катерина должна была вслед за признанием вины сказать следующее: «… и недостойна называться женою твоею, ибо я согрешила прелюбодеянием. Примите же меня хотя бы в число прислуги твоей…». Катерина так не мыслит и не может. Вновь одна лишь форма без содержания, что очень опасно для читателей.
«Можно быть человеком верующим, но не религиозным, - говорил Патриарх Кирилл. - Верующий – это тот, кто признает существование Бога (таковых сейчас большинство – в том числе и в нашей стране). Эти люди верят в некую высшую силу, но не очень задумываются о Боге. Религия же – это связь человека с Богом, которая возникает, если человек не только признает бытие Божие, но и если он установил с Творцом живую связь, чувствует Божие присутствие в своей жизни; если он, как ветхозаветные пророки, ходит перед очами Божиими, поверяя Ему свои мысли, дела, чувства… Когда человек ежедневно повергает на суд Божий свой прошедший день, сокровенные мысли – порой самое скверное, отвратительное и губительное… Тогда мы ходим пред Его очами, и молитва наша исходит от сердца». Такой молитвы не знала Катерина, такой религиозности – не имела, искреннего покаяния – не проявила. А «нераскаянный грешник есть новый распинатель Христов» (из проповедей архиепископа Георгия Конинского) .
Теперь нам становится понятным и объяснимым кажущееся противоречие пьесы, когда героиня так легко переходит от молитвы к смертным грехам – прелюбодеянию и самоубийству. Из состояния прелести это логически вытекает. Остановить ее могла бы искренняя покаянная молитва, исповедь, обращение с верой к Таинствам, но она веры такой не знала с самого детства. Видимо, не знал такой веры и автор. Не религиозность явилась причиной трагедии героини, как любят подчеркнуть и коммунисты, и либералы, а наоборот, полное ее отсутствие. Та религиозность героини, которую нам показал Островский, не имеет никакого отношения к действительному религиозному опыту наших предков. Писатель взялся за изображение предмета, о котором он имел совершенно искаженные понятия, но у нас это подается в школе до сих пор как истинное знание действительности того времени. Пора понять: представление о вере нужно черпать из ограды Церкви, а не со страниц неверующих писателей.
Н.Лобастов


Идея покаяния и проблема греха связаны с традицией античного театра. Однако для человека античности понятие греха и покаяния отличалось от христианского. Герои дохристианской эпохи обращаются в храмы с просьбой совершить очистительный обряд, откупиться, принося жертвы богам. Христианское покаяние как внутреннее очищение представляет собой исключительно важный шаг вперёд в нравственном развитии человечества.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза», написанной в 1859 году, вопросы нравственности поставлены очень остро. Уже в самом названии звучит идея Божьего наказания за грехи.

Действие происходит в городе Калинове, расположенном на высоком берегу Волги. Название вымышлено и связано с устным народным творчеством. Калина, символ горькой женской судьбы, ассоциируется с образом Катерины, замужней женщины, полюбившей другого человека. В сказках и былинах на Калиновом мосту происходят сражения русских богатырей с чудом – юдом, поэтому можно утверждать, что в названии городка звучит мотив борьбы. Действие пьесы движет не внешний конфликт – противостояние гордой Катерины, не терпящей «напраслины», и её свекрови Марфы Петровны Кабановой, которая «поедом есть своих домашних». Сюжетной пружиной является внутренний конфликт – борьба Катерины со своим грехом. Этот трагический конфликт героини с самой собой неразрешим и связан с идеей покаяния. Измену мужу Катерина ощущает как грех, в котором надо каяться, который не избыть «до гробовой доски». Она не прощает прежде всего сама себя, поэтому не способна простить другого. Отчаявшаяся женщина даже не может представить себе, что кто-то может её простить. О простившем её муже, готовом всё забыть. Катерина говорит: «Ласка –то его мне хуже побоев». Возможно, что христианская позиция Тихона вызывает новые внутренние муки героини. Она с ещё большей силой ощущает свою виновность. Нравственные гонения Кабанихи, наоборот, в какой-то мере облегчают для Катерины сознание вины. Она думает, что страдание в земной жизни искупает её грехи в будущей жизни.

Почему же Катерина кается, хотя не верит в прощение? Для её религиозного, чуть ли не фанатичного сознания непереносима мысль о совершённом грехе. С точки зрения истово верующего человека, муж – Бог, жена – церковь. Изменить мужу – значит отпасть от бога, предать веру.

Мотив греха пронизывает всю пьесу. Уже в первом действии, когда Катерина признаётся Варваре в том, что полюбила другого, а вслед за этим появляется полусумасшедшая барыня и предрекает, что «красота ведёт в омут», начинает отчётливо звучать мотив греха. Мы слышим его в словах Варвары о барыне, которая смолоду грешила, а теперь других решила наставлять на путь истинный. Этот мотив греха ощущается и в страхе Катерины перед грозой. Бедная женщина не смерти боится, а того, что гроза застигнет её с греховными помыслами, и она предстанет перед Богом «вся как есть», без покаяния. Имя «Катерина» в переводе с греческого означает «чистая». героиня не терпит внутренней «нечистоты», её терзает мысль о собственной греховности.

Кульминация нравственных терзаний героини наступает в четвёртом действии. Что же стало причиной всенародного покаяния героини? Гроза разразилась, и калиновцы прячутся от её раскатов в полуразрушенной галерее, на стенах которой нарисована геенна огненная. Гроза разразилась и в душе Катерины, она близка к умопомешательству. Из слов Варвары мы узнаём о невыносимых нравственных муках женщины, она готова в любую минуту «бухнуться» в ноги и признаться в грехе. Внутренняя тревога в душе героини нарастает. Её терзает буквально всё. И назидание Кабанихи о том, что надо вести себя так, чтобы грозы не бояться. И шутливое высказывание Тихона: «Покайся, Катя, тебе лучше будет». И пророчество вновь появившейся барыни. И разговоры калиновцев о «необнакновенном» цвете тучи и о том, что кого-либо обязательно убьёт. Молитва не спасает Катерину: она видит на стене изображение геенны огненной. Душа героини рвётся на части: «Всё сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Наступает кульминация и пьесы, и душевных терзаний Катерины. Сцена покаяния на людях напоминает сцену покаяния Раскольникова, хронологически более позднюю. Возможно, что Достоевский создал этот эпизод не без влияния Островского.

Все детали пьесы подчинены задаче раскрытия трагического конфликта. развивается не внешнее действие, а внутреннее – борьба в душе Катерины разгорается всё сильнее. Никто из героев пьесы не является соперником Катерины в этом её нравственном поединке., свидетельствующем об её глубочайшей совестливости. Ни лицемерная странница Феклуша, признающая в себе лишь один грех – чревоугодничество. Ни Глаша, укоряющая странниц за их

постоянные интриги друг против друга. Ни Дикой, в душе которого присутствует лишь тусклый свет истины. В великий пост он по привычке обругал мужичка, пришедшего за расчётом, а потом, опомнившись, валялся у него в ногах, просил прощения. Но «ругатель» Дикой является христианином лишь формально. Как язычник, он понимает покаяние как внешне эффективное средство, но не внутреннее очищение.

Катерина осознаёт свой грех по-христиански, но она ещё не настолько христианка, чтобы безгранично верить в милосердие Творца. Воспитанная в атмосфере любви, тепла и красоты, она воспринимает веру в Бога лишь с поэтической стороны. Она не верит в возрождение человека, в воскресение его души через страдание, покаяние и искупление. Для неё покаяние превращается в самопроклятие. Нетерпеливая, горячая, она самовольно лишает себя жизни, совершая ещё более тяжкий грех.

(471 слово) Катерина Кабанова — главная героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза». Она одна противостоит темному царству в лице Кабановой, Дикого и других консервативных обитателей Калинова. Возвышенная, совестливая и одухотворенная любовью женщина восстает против косной и ханжеской морали своего круга.

В девичестве Катерина жила очень счастливо: родители окружали ее заботой и вниманием. Мать наряжала любимую дочь «как куклу» и проводила с ней время в рукоделии и молитвах. Героиня делала лишь то, что хотела, поэтому была резвой, чувствительной и свободной. Но в замужестве она с горечью вспоминала о светлых днях девичества, ведь в доме у мужа «все как будто из-под неволи». Тихон оказался слабовольным мужем и не защищал жену от нападок свекрови. Кабаниха пользовалась мягкостью и почтительностью невестки, постоянно упрекая и унижая ее. Тоска по свободе и любви слышится в монологе Катерины, когда она сожалеет, что люди не летают как птицы. Эти слова выдают ее стремление к независимости и несчастье в браке. В то же время Катерина горько раскаивается в том, что не испытывает любви к мужу. Она называет влечение к Борису грехом и не хочет видеться с ним, чтобы не раздувать пламя греховной страсти. Героиня верит в Бога и боится соблазна, но при этом признает очевидное: «Не уйти мне от этого греха». По мнению Катерины, этот конфликт совести и жажды любви разрешится только смертью. Прозорливость и мудрость героини позволяют ей заранее узнать свою судьбу. Какую же смелость нужно иметь, чтобы принять этот жребий?..

В отличие от Кабанихи и ее окружения, Катерина действительно добра, терпелива и милосердна, и ее вера в Бога не показная, а реальная. Именно религиозное чувство и природная честность заставляют ее признаться в грехе публично. Она не может держать в себе любовь и вину, не может обманывать мужа. Этим она, возвышенная и гордая дворянка, отличается от купеческой дочки Варвары, которая скрывает любовь к Кудряшу и сбегает только тогда, когда не остается иного выхода. Катерина не ищет расчета и выгоды, она идет наперекор всему, что так дорого ценится в купеческой среде. В самобичевании она находит очищение от грехов, а в правде — прощение Бога. Только вот окружающие ее «христиане» не готовы прощать, поэтому после своего признания Катерина находится под сильным давлением свекрови и всеобщего осуждения. А ведь ее вина состояла лишь в том, что она не замалчивала проблему, как все остальные, а открыто о ней заявила. Положение Катерины было настолько ужасным, что даже обманутый муж пожалел ее.

Финальным аккордом в громкой истории Катерины было самоубийство под звуки грозы. Многие говорят, что она не выдержала унижения, и поэтому решилась на прыжок в Волгу. Но я думаю, что это был осознанный бунт против тирании мысли и чувства в доме мужа. Еще в самом начале Катерина открыто призналась, что не потерпит напрасных упреков в свой адрес, и на протяжении всего действия Кабаниха давит на нее, чтобы отобрать у невестки главное — свободу духа, которую та рискнула отстаивать. Только уход из жизни позволил Катерине сохранить верность себе и своим убеждениям.

В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ - образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы - это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее - значит быть самой собой. Не быть самой собой - значит для нее не жить».
Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «...Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.
Высокие чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало... ночью встану... да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».
Свои мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнышко», «водица», «могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях: «на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»
Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. А в «темном царстве» ложь - основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь...», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.
Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой, со своими убеждениями. Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Ее вера в Бога - это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь - величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.
Напряжение в пьесе нарастает, Катерина страшится грозы, слышит страшные пророчества сумасшедшей барыни, видит на стене картину, изображающую страшный суд. В помрачении рассудка она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди.