Видение художника. Художественное видение

Этой осенью жители и гости Франкфурта могли посетить первую в Германии выставку картин талантливого московского художника Миши Левина под названием «Ви́дение», проходившую в Немецком музее кино (Deutsches Filmmuseum). Начав рисовать в четыре года, молодое дарование, которого критики в свое время окрестили современным Матиссом, сегодня слывет мастером живописи, его картины выставляются в Москве, Лондоне, Женеве, Цинциннати и других городах мира. Полотна Миши Левина хранятся в частных коллекциях Елизаветы II, принца Чарльза, Владимира Спивакова, а также ценителей искусства в Германии, Японии и Америке. На вернисаже по случаю открытия персональной выставки во Франкфурте нам удалось побеседовать с российским художником о его творчестве, истории успеха, источниках вдохновения и дальнейших планах.

Миша, вы впервые представляете ваши картины в Германии? Почему выбор пал именно на Франкфурт?

Да, это моя первая выставка в Германии. Предложение представить картины во Франкфурте поступило от содиректора Немецкого музея кино д-ра Хензеля, с которым нас познакомили друзья нашей семьи. Приехав как-то в Москву и увидев мои работы, он заинтересовался и предложил выставить их в главном зале музея, где пространство позволяет показать много картин большого формата. Я очень рад, что вернисаж состоялся, - это удачная возможность представить работы, сделанные за последние годы, в таком большом объеме.

Какое впечатление произвел на вас Франкфурт?

Нам с женой Франкфурт показался комфортным и приятным для жизни городом. Конечно, красотой архитектуры он не поражает, но тем не менее здесь очень хорошая атмосфера. В отличие от многих критиков смешения столь разных архитектурных стилей меня всегда привлекал визуальный контраст между достаточно невысокими постройками, которые, видимо, уцелели во время войны, и небоскребами. Город не кажется скучным.

В каком возрасте вы поняли, что хотите посвятить изобразительному искусству всю свою жизнь?

На самом деле интерес к искусству у меня зародился очень рано. Я рос в музыкальной семье и уже в шесть лет начал учиться игре на скрипке. Несмотря на музыкальные способности, я не любил эти занятия. Кроме того, из-за страха сцены и чрезмерного волнения я не мог играть на выступлениях так же хорошо, как мне это удавалось на репетициях. Когда мне исполнилось одиннадцать лет, отец после очередного не очень удачно сданного экзамена сказал, что готов дать мне выбор между изобразительным искусством и музыкой. Рисовать я начал буквально с трех лет, так что не задумываясь остановил свой выбор на живописи. И никогда ни секунды об этом не жалел. Хотя, конечно, эта профессия очень непростая и таит в себе много подводных камней. Когда речь идет об изобразительном искусстве, большинство людей пугает вопрос, чем зарабатывать себе на жизнь. Так как я сейчас много преподаю, то пытаюсь как-то мотивировать своих студентов заниматься впоследствии не дизайном, а именно изобразительным искусством. Конечно, нет никакой гарантии, что каждый желающий обязательно станет успешным художником, но мне повезло: я могу совмещать свою собственную практику и преподавательскую деятельность, которая дает необходимую стабильность.

Правда ли, что в начале вашей карьеры вам помог выдающийся музыкант Владимир Спиваков?

Да, мой отец с ним учился в Центральной музыкальной школе, а впоследствии более двадцати лет играл в его оркестре «Виртуозы Москвы». Владимир Теодорович возглавляет благотворительный фонд для молодых талантов, в котором состоял и я. Моя первая персональная выставка за границей была организована на его музыкальном фестивале, который ежегодно проходит в Кольмаре, во Франции. Тогда мне было десять лет.

Персональная выставка в десять лет?

Да. Владимир Теодорович - большой любитель искусства и, можно сказать, один из первых моих ценителей. Я также участвовал в большом количестве российских проектов. В Москве существует благотворительный фонд «Новые имена», президентом которого на сегодняшний день является Денис Мацуев. Благодаря фонду состоялась моя персональная выставка в Таиланде, а также в рамках проведенной им акции были подарены работы президенту Б. Н. Ельцину и королеве Елизавете II.

Как получилось, что ваша картина оказалась у королевы Великобритании?

В 1994 году состоялся первый официальный визит Елизаветы II в Россию после распада Советского Союза. На официальном приеме в Санкт-Петербурге фондом «Новые имена» был организован концерт. Меня, восьмилетнего мальчика, подвели к королеве и представили лично. Не зная английского языка, я заучил речь, которую и произнес: «Ваше Высочество, мне очень приятно с Вами познакомиться. Я хочу подарить Вам картину, на которой Вы изображены выходящей из Вестминстерского собора». Она сначала не поняла, что это была моя картина. (Смеется.) Позже, во время моей учебы в Академии рисунка, основанной принцем Чарльзом, я был приглашен на прием в Виндзорский дворец, где хранится вся коллекция подарков королевской семьи. По моей просьбе просмотрели архивы и отыскали мою картину. По истечении четырнадцати лет она все еще там хранилась.

Вы учились живописи и в России, и в Великобритании. Как судьба вас занесла на Туманный Альбион?

Когда мне было тринадцать-четырнадцать лет, встал вопрос, какое учебное заведение выбрать. Я изначально думал поступать в Суриковское или Строгановское училище в Москве, хотя всегда был противником системы обучения в наших художественных вузах, согласно которой студент вначале, перед тем как стать индивидуальностью, должен пройти шаблонную выучку технике. Я считал, что у меня особое видение искусства, поэтому в пятнадцать лет поехал учиться за границу. Два года прожил в Оксфорде, адаптируясь, обучаясь в школе, дополнительно изучая язык и сдавая определенное количество экзаменов для поступления в университет. После четырехлетнего обучения в школе изобразительного искусства Слейда при Лондонском университете я получил диплом бакалавра.

Некоторые критики называют вас современным Матиссом. А на ваш взгляд, творчество какого мастера повлияло на вас в большей степени? С кем вы себя больше ассоциируете? Кто вам ближе по духу?

В детстве я пытался подражать именитым художникам. Например, в период с шести до одиннадцати лет я был влюблен в Рембрандта, мне было интересно изображать только библейские сюжеты. Позже увлекся импрессионистами и постимпрессионистами. С возрастом, конечно, осознаешь, что нельзя подпадать под такое сильное влияние, поскольку так или иначе становишься просто подражателем. А для художника самой главной целью является сохранение своей индивидуальности. Хотя следить за искусством, безусловно, нужно. Поэтому я не могу назвать сейчас какого-то одного живописца своим наставником или вдохновителем. В целом мне очень близка современная немецкая живопись, нравится творчество таких немецких художников, как Нео Раух (Neo Rauch), Даниэль Рихтер (Daniel Richter), Макс Бекман (Max Beckmann) и Отто Дикс (Otto Dix).

Как бы вы охарактеризовали свой стиль живописи?

Можно сказать, это некий неоэкспрессионизм. Также можно проследить влияние неоклассицизма, неопопа. То есть это такой винегрет, а хотелось бы, чтобы это был мой собственный стиль. (Смеется.) Для меня в любом случае самое главное - постоянно искать, не останавливаться на достигнутом определенном стиле. Поэтому на выставке представлены работы, выполненные в различных техниках. Но их объединяет главное - человеческая личность, образ в сюжете, который где-то становится более реалистичным, а где-то уходит в абстрактное искусство.

Сколько вам требуется времени, чтобы закончить одно полотно?

По-разному. Иногда картина пишется буквально за три-четыре дня, а бывает, к работе возвращаешься в течение года. Обычно какой-то мотив, идея или сюжет находит свое отражение в нескольких работах. Иногда серия становится отдельным проектом, который состоит из десяти-пятнадцати картин. Каждый такой проект для меня - новая страница в творчестве.

В заключение хотелось бы узнать о ваших планах. Планируете ли вы другие персональные выставки в Европе?

Планирую. Я работаю над одним большим проектом - выставкой в Русском музее, идея которой была заложена еще в 2009 году. Еще буду участвовать в проекте в Вене. Русский культурный деятель Роман Федчин планирует провести весной следующего года большую выставку «Австрия глазами российских мастеров живописи», на которой будут представлены работы пятнадцати художников. Также идут переговоры по поводу моей выставки с директором Венского еврейского музея. Планов много, но организация выставок - это, к сожалению, очень сложный процесс, который занимает месяцы и включает в себя переговоры, транспортировку картин и много других деталей.

Х.в. и вырабатывает соответствующие ему языковые средства. При этом возможности художественного воображения на любой исторической стадии не беспредельны: каждый застает в свою эпоху определенные «оптические возможности», от которых он оказывается зависимым. Доминирующие представления современников (картина мира) «стягивают» все разноообразие художественных практик в определенный фокус, выступают фундаментальной основой культурной онтологии художественного сознания (т.е. способов бытия, творческого проявления художественного сознания в границах соответствующей культурной общности). Типы Х.в. имеют, т.о., свою историю, и их обнаружение может рассматриваться как важнейшая задача эстетики и культурологии искусства. Изучение эволюции Х.в. способно пролить свет на историю ментальностей, логику развития человечества как рода, на стадии общекультурного процесса.
Х.в. обнаруживает себя прежде всего в форме, в способах построения произведения искусства. Именно в приемах художественного выражения художника к модели и к действительности раскрывается не как его субъективная прихоть, а как высшая исторической обусловленности. Вместе с тем на пути изучения типов Х.в., встречавшихся в истории, встает немало проблем. Так, нельзя не считаться с тем фактом, что у одного и того же народа в одну и ту же эпоху разные типы Х.в. сосуществуют. Эту расщепленность, к примеру, можно наблюдать в Италии 15 в., Франции 18 в., России втор. пол. 19 в. Чувство формы, которое является центральным для понятия Х.в. так или иначе соприкасается с основами национального восприятия. В более широком контексте Х.в. может быть осознано как порождающий источник общекультурной ментальности эпохи. В этом смысле устойчивые формы Х.в. эпохи имеют корень, единую основу с общими формами созерцания в обыденном сознании и внехудожественном мышлении. Если это так, то правомерной является попытка на материале искусства шаг за шагом проследить эволюцию разнообразных типов Х.в., которые, будучи выстроены в закономерную последовательность, могли бы пролить свет на историю человеческого восприятия в целом ( , осуществленные Г. Вёльфлиным и М. Дворжаком).
Выявление в творчестве художников, писателей, композиторов общности того или иного типа видения позволяет приблизиться к решению задачи построения истории искусства без имен. Этапами этой истории могли бы выступить специфические типы Х.в., которые в каждую эпоху выступают не чем иным, как художественно превращенными формами менталитета разных исторических эпох.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ" в других словарях:

    видение - I ви/дение я; ср. 1) Способность или возможность видеть. Видение на расстоянии. Приборы ночного видения. 2) чего книжн. Способность воспринимать и оценивать окружающее каким л. образом. Детское видение. Художественное видение. У поэта своё… … Словарь многих выражений

    видение - я, только ед., с. 1) Способность или возможность видеть. Видение контуров отдаленных предметов. Приборы ночного видения. Синонимы: лицезре/ние (устар.), наблюде/ние, обозрева/ние, созерца/ние 2) (чего, книж … Популярный словарь русского языка

    1) познание объективной и субъективной реальности человеком (не художником), обладающим врожденной способностью к образному видению мира и воспринимающему мир в «прекрасной оболочке», как субъективно выразительно окрашенный (примером такого… … Философская энциклопедия

    Толковый словарь Ожегова

    ВИДЕНИЕ, я, ср. (книжн.). 1. см. видеть. 2. Способность воспринимать окружающее. Художественное в. Детское в. мира. II. ВИДЕНИЕ, я, ср. Призрак, привидение; что н. возникшее в воображении. Больного преследуют видения. Видения прошлого. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    ВИДЕНИЕ, я, ср. (книжн.). 1. см. видеть. 2. Способность воспринимать окружающее. Художественное в. Детское в. мира. II. ВИДЕНИЕ, я, ср. Призрак, привидение; что н. возникшее в воображении. Больного преследуют видения. Видения прошлого. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    I. ВИДЕНИЕ я; ср. 1. Способность или возможность видеть. В. на расстоянии. Приборы ночного видения. 2. чего. Книжн. Способность воспринимать и оценивать окружающее каким л. образом. Детское в. Художественное в. У поэта своё в. мира. II. ВИДЕНИЕ… … Энциклопедический словарь

    ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - создание новых эстетических ценностей. В широком смысле Т. х., понимаемое как Т. «по законам красоты», присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в … Эстетика: Словарь

    Богословие литературно-художественное - Нередки высказывания о том, что будто бы неважно, в кого и во что верил тот или иной великий художник, поэт, писатель, драматург, к какой религии или деноминации он принадлежал. Порой эти суждения вызваны отсутствием достоверных биографических … Эстетика. Энциклопедический словарь

    познание художественное - свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Олег Вуколов , . Художественное видение Олега Вуколова располагается в пограничной зоне между жизнью и собственным искусством, спокойно пересекая в обе стороны эти два несводимыесостояния. Пластические…

Выходные данные сборника:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ

Бедина Анна Федоровна

преподаватель специальных дисциплин,

МОУ ДОД «Детская художественная школа» №1, г.Астрахань

Смотреть и видеть два процесса в повседневной жизни служащие человеку как средство ориентации. Я смотрю на деревья, цветы, траву. Я вижу пейзаж, который меня окружает. Пользуясь этими словами, мы чаще всего имеем в виду один и тот же процесс, который осуществляет человеческий глаз, фиксируя какие – либо предметы, находящиеся в каком – либо месте. Но эти слова перестают быть синонимами, когда речь заходит об изобразительном искусстве. Как часто, придя в картинную галерею или в выставочный зал, мы поражаемся сюжетам увиденными глазами художников. Казалось, эту простую жизненную сценку во дворе или на соседней улице мы наблюдали сотни раз, но не видели всей красоты, радости, счастья, показанной нам художником. Смотреть еще не значит видеть, а ведь для художника между понятием «смотреть» и «видеть» огромная разница. Именно поставленное видение, отличает учащихся, занимающихся изобразительным искусством от их сверстников. Одной из главных целей обучения изобразительному искусству отводится развитию художественного видения.

Проанализировав работы учащихся начальных классов художественной школы, прослеживается ряд недостатков, одним из которых является константное видение. Константность видения – это тенденция воспринимать предмет, его размеры, форму, светлоту, цвет устойчивыми и неизменными, независимо от происходящих с ними изменений . Константное видение является основным препятствием при формировании художественного видения.

По ходу статьи попытаемся объяснить, что акт «смотреть» – это, прежде всего, физиологический процесс, связанный с работой глаза, а вот процесс «видеть» связан с восприятием, познанием и является продуктом интеллектуального характера. Рассмотрим процесс видения и разберем вопрос его становления и развития. Световые лучи, испускаемые солнцем или каким – либо другим источником, сталкиваясь с объектом, частично отражаются, а частично поглощаются им. Отраженные лучи попадают на сетчатку и образуют на ней изображения предметов. Сетчатка имеет сложное строение. В ней расположены чувствительные к свету клетки – зрительные рецепторы. Именно в них, энергия проникающих в глаз световых лучей, превращается в процесс нервного возбуждения и по волокнам зрительного нерва нервные импульсы попадают в мозг, неся информацию об окружающих предметах.

Итак, зрение есть восприятие действительности, где акт «смотреть» носит информативный характер. Но зрительная система выполняет более важные функции, которые не ограничиваются воспроизведением действительности.

Восприятие – сложный психический процесс, оно включает в себя прошлый опыт в виде знаний, представлений. Без включения в восприятие прошлого опыта был бы невозможен процесс познания, так как без соотнесения человеком воспринимаемых предметов, явлений с ранее виденными предметами, явлениями, без использования конкретных знаний, полученных в прошлом опыте, нельзя определить, осмыслить сущность воспринимаемого .

Восприятие тесно связано с мышлением. Это выражается в том, что образы, формирующиеся в процессе восприятия, осмысливаются и обобщаются посредством понятий, мыслительных операций, суждений и умозаключений.

Особое значение на восприятие оказывают теоретические знания в области анатомии, перспективы, цветовидения. Многие художники в развитии «видения» придавали знаниям большое значение. Художник должен знать, чтобы научиться видеть. Именно познавательный процесс помогает художнику в избирательности восприятия, что отличает его от всех остальных.

В процессе изобразительной деятельности имеет значение апперцепция, которая обусловливается влиянием прошлого опыта, целей и интересов художника на процесс восприятия. Эти знания являются профессиональной ориентацией у художника и имеют устойчивый характер. Сами художники обычно их называют умением «видеть» натуру. Иногда это называется также «постановкой зрения» .

Умение «видеть» натуру предполагает видеть в ней главное, существенное, которое заключается для рисующего в особенностях конструктивного строения предмета, его пространственного положения, пропорциях, цвете, распределении светотени. Передача этих свойств важная задача изобразительного искусства.

«Постановка зрения» или «художественного видения» – важная цель в обучении изобразительному искусству начинающих художников. Учащийся должен научиться мыслить собирательно-образно, а увиденный им сюжет представляться ему будущей композицией. Поэтому обучение «видению» должно начинаться, безусловно, до непосредственного изображения на листе. Важное значение в системе академического художественного образования отводится рисованию с натуры на уроках рисунка и живописи. На этих уроках огромную роль играет информационно-психологическая установка, идущая от педагога: это – правильно поставленная задача на восприятие и передачу натуры в изображении учащимися. Овладение основами изобразительного ремесла, кроме задачи постановки глаза, включает в себя и постановку руки. И ту, и другую можно рассматривать как чисто техническую задачу, решаемую методами практического рисования с натуры, изучением многообразия форм окружающего мира, их структуры, пропорциональных отношений частей и целого посредством изобразительных материалов в границах определенной изобразительной плоскости.

Прежде чем приступить к работе, следует внимательно рассмотреть объект изображения с нескольких сторон. Точка зрения – это не только откуда смотрим, но и как смотрим, как видим . Эта фраза является методическим руководством по развитию и воспитанию художественного видения.

В процессе выбора точки зрения у учащихся развивается способность анализировать, сравнивать, мыслить композиционно-образно, живописно-плоскостным, объемно-конструктивным восприятием, что является основным качеством профессионального художественного видения. Выбрав точку зрения, наиболее полно раскрывающую натуру, можно приступать к работе.

В процессе обучения в художественной школе у учащихся развивается два типа видения: объемное и живописное. Объемное видение – пластическое, осязательное, передающее объемно-конструктивную форму, живописное – зрительно-оптическое, производимое цветом и тоном . Объемное видение наиболее применимо к дисциплине рисунок, а живописное – к живописи. Каждый из этих типов видения возник в изобразительном искусстве не сам по себе. Однако, как показала современная психология, отражает определенные стороны психофизиологического процесса зрительного восприятия и человеческого мышления.

Процесс рисования на первый взгляд достаточно прост и доступен для каждого желающего этим заниматься и имеющего к этому некоторые способности. Тем не менее, рассматривая этот процесс с точки зрения физиологии видения, обратим внимание на два различных процесса видения, неосознаваемые самим рисующим во время рисования. Эти процессы являются важными, так как в дальнейшем они становятся основными элементами понятия художественного видения.

Когда ученик начинает, к примеру, рисовать натюрморт из нескольких предметов, он воспринимает в объемно-цветовой форме в пространстве каждый предмет отдельно. Переводя взгляд с натуры на лежащий перед собой лист, его взгляд видит плоскость листа, ограниченную вертикальными и горизонтальными срезами. В каждый момент перевода взгляда зрение учащегося перестраивается на противоположный тип видения объектов, в данном случае с объемного на плоскостной. Впечатление от пустой плоскости и от пространственного объема различны и несоизмеримы. Перед рисующим с натуры стоит непростая задача перевода пространственной формы на язык плоского изображения.

По мере продвижения рисунка и узнаваемости предметов в изображении, взгляд рисующего начинает преодолевать плоскость листа и воспринимать нарисованное изображение объемно-пространственно, а реальные предметы, методом обобщения, взгляд начинает уплощать. Способ плоскостного восприятия видимой натуры методом обобщения используется рисовальщиками уже на стадии компоновки изображения в формат. Каждый раз, рассматривая натуру, учащимся приходится отсекать лишнее пространство виртуальной рамкой, оставляя и компонуя необходимое внутри. Со временем это становится профессиональной привычкой, составляющую суть композиционного видения. Художнику по традиции своего ремесла практически все время приходится иметь дело с листом прямоугольного формата, различной величины и расположения, что тоже соответствующим образом формирует его видение. Это картинная форма представления, в которой художник различными изобразительными средствами пытается выразиться. Для педагога знание о развитии процесса видения окажет незаменимую помощь в работе с учащимися. Теория, осмысливающая практику, дает ключ к ее усовершенствованию.

Список литературы:

1.Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению: учеб. пособие [Текст] / О.А. Авсиян. – М.: Изобразительное искусство, 1985.-152 с.

2.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: учеб. пособие [Текст] / Р. Арнхейм. – М.: Прогресс, 1974.-392 с.

3.Беда Г.В. Живопись: учеб. пособие [Текст] / Г.В. Беда. – М.: Просвещение, 1986.-208 с.

4.Кузин В.С. Психология: учеб. пособие [Текст] / В.С. Кузин – М.: Высшая школа, 1982.-226 с.

5.Радлов Н.Э. Рисование с натуры: учеб. пособие [Текст] / Н.Э. Радлов. – Л.: Художник, 1978.-130 с.

Что представляет собой творческая работа – написанная художником картина или музыкальное произведение, вызывающие в нас чувство восхищения и вдохновения? Это все от простого желания показать нам нечто новое, нечто иное, или же это тяга человека к выражению того, что увидел сам художник и не смогли увидеть другие ? Как однажды сказал Пабло Пикассо: «Одни видят, что есть, и спрашивают почему. Я вижу, что могло бы быть, и спрашиваю „почему нет?“». Основная мысль этого высказывания заключается в том, что некоторые люди видят в окружающих их вещах больше возможностей, чем другие. И именно это является центральным звеном концепта творчества.

При проверке творческих способностей психологи часто прибегают к тестам на дивергентное мышление. Например, человеку говорят придумать как можно больше способов использования для самых простых вещей, вроде обычного кирпича. Если человек способен придумать множество вариантов и комбинаций использования обычного кирпича (вплоть до создания из него крышки гроба для куклы Барби), то тест покажет, что у такого человека будет существенно сильнее развито дивергентное мышление, чем у того, кто считает, что кирпичи можно использовать только для решения обычных задач вроде строительства стен и зданий.

Согласно тем же исследованиям, открытость переживаниям или просто открытость новому опыту является тем аспектом нашей личности, который и стимулирует наше творчество. Среди пяти основных черт личности человека (экстраверсии-интроверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма и открытости опыту) именно открытость способна лучше всех предсказать нашу эффективность в выполнении задач на дивергентное мышление.

Как указывают американские психологи Скотт Барри Кауфман и Кэролин Грегуар в своей книге «Wired to Create», стремление к творчеству у людей «исходит от желания когнитивного исследования своего собственного мира и мира вокруг». Любопытство всестороннего изучения тех или иных вещей может привести к повышению уровня открытости человека видеть окружающий его мир иным по сравнению со среднестатистическими людьми. Или, как говорят другие исследователи этого вопроса, «способности видеть комплекс возможностей, лежащих незамеченными в так называемой устоявшейся «знакомой среде» для других людей».

Творческое видение

В исследовании, результаты которого были опубликованы в научном журнале Journal of Research in Personality, говорится о том, что открытые люди не просто стараются увидеть вещи с их иных сторон и выразить таким образом свою точку зрения, такие люди на самом деле действительно видят окружающий их мир иначе, по сравнению с обычными людьми.

Специалисты хотели выяснить, есть ли между открытостью и таким явлением, как бинакулярное соревнование, какая-нибудь связь. Это явление происходит, когда для каждого глаза одновременно представлены два разных изображения, например, карточка красного цвета и карточка зеленого цвета. При просмотре обоих изображений наблюдателем для последнего будет создаваться зрительный эффект, при котором карточка, показываемая для одного глаза, будет как бы переходить в другой глаз и наоборот. То есть в какой-то момент будет казаться, что оба глаза видят то зеленый, то красный фон.

Что интересно, для некоторых участников подобного эксперимента может казаться, что оба фона либо сливаются, либо один накладывается на другой, создавая некое структурированное изображение, как это можно видеть на центральной картинке выше. И вот такие моменты бинакулярного подавления, когда оба изображения становятся зримыми одновременно, могут объясняться как попытка сознания найти «творческое» решение проблемы, представленной в виде совершенно разных визуальных раздражителей (карточками с разным цветом фона в данном случае).

В рамках экспериментов исследователи обнаружили, что открытые люди способны видеть сливающиеся или пересекающиеся изображения в течение более продолжительного периода времени, по сравнению со среднестатистическими людьми. Более того, эффект продолжается еще дольше, если у человека в этот момент отмечается хорошее настроение, которое, согласно более ранним исследованиям, тоже играет немаловажную роль для творческого потенциала. Исходя из этих наблюдений, исследователи сделали вывод, что творческие способности открытых людей распространяются вплоть до базового визуального восприятия. И такие открытые люди способны испытывать фундаментально иной зрительный опыт, по сравнению со среднестатистическим человеком.

Видеть то, что другие не замечают

Еще один известный феномен восприятия называется слепотой невнимания. Люди могут его испытывать, когда сосредоточены на чем-то настолько сильно, что в буквальном смысле перестают замечать иные вещи прямо перед своими глазами.

Отличным примером этого сбоя восприятия является эксперимент, в котором людей просят посмотреть короткое видео. На нем несколько человек перекидывают друг другу баскетбольный мяч. Перед наблюдателем ставится задача посчитать количество пасов между игроками, одетых в белое.

В какой-то момент прямо в центре кадра появляется человек в костюме гориллы, а затем уходит. Вы его заметили? Если нет, то не переживайте, вы в этом не одиноки. Примерно половина из 192 участников оригинального исследования тоже не заметили человека в костюме гориллы. Но почему одни люди испытывают слепоту невнимания, а другие нет?

Ответ на этот вопрос появился лишь благодаря недавним исследованиям, результаты которых показывают, что восприимчивость к слепоте невнимания зависит от вашей индивидуальности. И открытые люди более вероятно заметят гориллу в кадре. Опять же, из этого можно сделать вывод, что больше визуальной информации проникает в процесс осознанного восприятия окружающего мира у людей более открытых – они способны видеть то, что не замечают другие.

Открыть свой разум. А нужно ли?

Может показаться, что у открытых людей имеется больше возможностей, чем у остальных. Но могут ли люди, изначально обладающие не творческими особенностями личности, расширить эти возможности? И так ли это нужно?

Существуют убедительные доказательства того, что личность можно выстроить, слепить как глину и сделать такой, какой хочется. Повышение открытости восприятия наблюдается, например, после специализированных когнитивных тренировок с применением вещества псилоцибина (химическое соединение, присутствующее в некоторых галлюциногенных грибах). Если говорить о менее радикальных примерах, то повышение уровня открытости нередко наблюдается у студентов, обучающихся за границей, что лишь очередной раз подтверждает мнение о том, что путешествия помогают расширить ваше сознание.

Но на самом деле в «открытости сознания» не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Психологи нередко связывают открытость с некоторыми аспектами психических заболеваний, в частности с повышенной склонностью к галлюцинациям. Между способностью видеть больше и возможностью видеть то, чего нет, присутствует очень тонкая грань. В общем, наличие многообразия личностей — это хорошо. Важно помнить: точка зрения одного человека необязательно будет лучше точки зрения другого.

Видение Художника

Доброе время суток, дорогой друг!

Мне часто приходилось слышать вопрос: художниками рождаются или становятся? Конечно, художниками становятся, но талант художника живет в каждом из нас, и развить навыки рисования и художественное видение не только можно, но и просто Необходимо !!!

Помните высказывание Ф.М.Достоевского: «Красота спасет Мир!» Я бы добавила сюда: при условии, что эту красоту Мир может видеть . Согласитесь, Видеть и Смотреть – разные вещи!

Человек, обладающий Видением Художника – намного тоньше, богаче воспринимает Мир. Многие считают, что художники приукрашивают Жизнь. Рисуют человека лучше, чем он есть на самом деле. А может дело в видении?

Кто способен лучше разглядеть портретируемого – художник, внимательно изучающий натуру, или сторонний наблюдатель, бегло бросивший свой взгляд? Кто способен разглядеть внутреннюю красоту человека?

Художник — это не строгий судья, который пытается вынести свой приговор, художник ищет все самое лучшее, что есть в человеке, как лакмус проявляет это и дает жизнь новому образу.

Овладеть Художественным Видением это значит овладеть искусством Видеть Прекрасное, Видеть Глубоко и Полно !!! Это значит наполнить свою жизнь яркими впечатлениями, сделать ее богаче, насыщенней, интересней. Это значит расширить свои творческие возможности!!!

Приходилось ли Вам, дорогой друг, наблюдать за работой художника? Вы видите обыкновенный пейзаж, а на холсте у художника что-то необыкновенное, красивое, что трогает за душу. И Вам тоже хочется попробовать сделать что- то подобное, но осознание того, что Вы не умеете рисовать, остужает Ваш пыл.

А ведь в детстве Вы рисовали, но по тем или иным причинам дальше не развили эту способность. А жаль! И это сожаление так и осталось внутри Вас.

На страницах блога «Рисуем Вместе » инструментами Овладения Художественного Видения станут уроки рисования

Портрета;

Пейзажа;

Настенной росписи

Почему я выбрала именно эти темы для развития Художественного Видения?

· Человек и Природа – это главные темы Моего Творчества .

· Для меня это неиссякаемый источник вдохновения!

· « Поскольку портретное рисование требует очень тонкого восприятия для создания сходства, рисование лиц для новичка в искусстве — очень действенный способ научиться Видеть и Рисовать » Бетти Эдварс («Откройте в себе художника»).

Итак, дорогой друг, Будем Учиться Рисовать для того,чтобы:

Полнее насладиться жизнью, научиться видеть, понимать и передавать прекрасное;

Овладеть навыками рисования портрета (с натуры и с фото), пейзажа, настенной росписи;

Открыть в себе новые таланты (психолога, дизайнера жизни и т.д.);

Научиться видеть в малом Великое;

Развить те способности, какими уже обладаете;

Развить абстрактное мышление;

Наполнить жизнь яркими впечатлениями;

Осознать себя;

Увидеть красоту внутри и вокруг себя

Создавая Своими Руками портреты, пейзажи, настенную роспись , Вы получите множество эффектов:

Сосредотачиваясь на своем объекте рисования, полностью отключаетесь от проблем повседневной жизни ;

Постигаете природу человека, становясь тонким психологом ;

Изображая природу , наполняетесь ее энергией, восторгом ;

Вся вложенная Вами энергия во время работы вернется к Вам и Вашим близким в стократном размере, когда Вы повесите ее у себя дома на стене;

Дарите свое искусство своим близким, друзьям!!!

Вы создаете своими руками Свое Пространство Любви

Откройте в Себе Ваше Собственное Богатство!!!

У Вас Есть Талант к Рисованию!

На страницах блога, шаг за шагом Вы овладеете искусством рисования портрета,как с фотографии, так и с натуры. В видеороликах Вы сможете наблюдать, как создается портрет, одновременно рисуя свой.

Буду рада Вашим комментариям!

С уважением