Система дошкольного образования города. Структура системы дошкольного образования

Билет №19

Дошкольное образование по ФГОС включает в себя сочетание регламентации и вариативности, требований и разрешений, классики и творчества. Именно в это время развития ребёнка закладывается самое важное и необходимое для его будущего в жизни. Поэтому очень важно не упустить этот момент и дать базовый комплекс образовательных ресурсов в необходимом количестве и качестве. Потому что от того как они проведут первые семь лет жизни до порога школы, зависит их способность в будущем быть успешными и перспективными, эмоционально устойчивыми к изенениям жизненых условий и в наших нынешних социально-экономических условиях. Период становления личности, и дошкольное образование рассматривается важнейшей частью в образовании и должно быть направлено на обогощение развития, а не на быстроту познания в большом количестве. Дети ещё успею всё узнать, и в этом и состоит главная задача образовательной программы ФГОС , дать детям детство и сохранить радость детства. Но образование никуда не уйдёт , будет в естественной и не принуждённой форме, и это интересно как педагогам, так и детям. В искусственном и весьма однообразном образовании , нет возможности сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, не обеспечивая нормально-гормоничного развития.

1. Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ

Образование - это :

1) Современное понимание образования предполагает овладение социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру;

2) непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных видов;

3) процесс и результат обучения, выражаемый в объеме систе - матизированных знаний, умений и навыков, которыми овладел обучаемый, степени развитости способностей личности и само- стоятельного принятия решения в разных сферах жизни на основе использования полученых знаний.

Первый уровень, первая ступень образования - это дошкольное образование . Под ним понимается образование , получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения.

Ребёнок развивается полноценно при условии наличия двух компонентов его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья даёт ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирует чувство защиты, доверия и раскрепощенности обществу и миру в целом. Но и семья нуждается в поддержке, которую должен обеспечивать детский сад - родители работают и учиться, при этом не испытывают вину, что ребенок брошен, так как они понимают, что ребенок в это время в комфортных условиях, всегда накормлен, и с ним занимаются педагоги.

Что же детский сад даёт ребенку? Самое главное в детском саду - наличие детского сообщества, благодаря этому ребёнок получает социальный опыт. Именно в этих условиях ребенок познает себя и других в сравнении друг с другом, прикрепляет к себе варианты общения и взаимодействия, подходящие разным ситуациям. Дети в дошкольном возрасте находятся в стадии развития физических и психических функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект, творческое начало, широкая гамма интересов и др., и не правильно выделять ту или иную приоритетную линию развития, так как нарушает право ребенка на развитие разносторонности и целостности.

2. Основные задачи организации дошкольного образования .

Новая концепция дошкольного воспитания определила следующие ключевые цели и задачи :

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и пси­хического) . Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми . Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.

3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Исходя из этого, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.

4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН) . Задачей дошкольного образования является , прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении , принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач :

· осуществлять охрану жизни и здоровья детей;

· обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;

· приобщать к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

Комплекс соответствующих задач может определяться исходя из вида дошкольного учреждения .

3. Виды дошкольных организаций .

Дошкольное воспитание - ступень образования , на которой закладывается основа социальной личности, и за последнии годы прошла сложный путь в новое преобразование всей системы .

Современное образование РФ предоставляет следующии виды дошкольных учреждений :

1. Детский сад;

2. Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т. п.) ;

3. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

4. Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день, сокращенного дня (8 - 10 часов в день, полного дня (12 часов в день, продленного дня (14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.

В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм , форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений , на объектах дошкольных образовательных организаций , учреждений дополнительного образования и иных помещений , отвечающих требованию санитарных правил.

Длительность пребывания детей в дошкольных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон :

До 3 - 4 часов без организации питания и сна ;

До 5 часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи;

Более 5 часов - с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3 - 4 часа в зависимости от возраста детей. Интервал между приемом пищи для детей до 1 года должен составлять не более 3 часов, от 1 года и старше - не более 4 часов.

Группы кратковременного пребывания могут быть :

По подготовке детей 5-7 лет к школе;

Присмотра и ухода за детьми с 1,5 до 5 лет;

Инклюзивного воспитания (организация работы с детьми особой заботы) ;

По оказанию услуг психолого-педагогической помощи и поддержки;

По оказанию коррекционно-логопедических, дидактических услуг и т. д.

В группах кратковременного пребывания, семейных дошкольных группах могут быть оказаны услуги по присмотру, уходу за детьми и (или) осуществление образовательной деятельности .

Наполняемость групп зависит от возраста детей и их состояния здоровья, которая не должна превышать установленную санитарными правилами.

4. Организация деятельности дошкольного образования .

Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем , что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника . Ведущими видами детской деятельности станут : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации . Это :

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми :

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность ;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области ) :

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми :

с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от :

возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию; сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста ; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей .

Таким образом , «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым» .

Введение

Становление каждого отдельного гражданина, как личности, является одной из приоритетных задач государства, которое гарантирует общедоступность и бесплатность образования на каждом его этапе. Система дошкольного образования способствует первичной социализации человека. Государство предоставляет возможность бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, за содержание ребенка в которых несет ответственность муниципалитет и родители, являющиеся законными представителя будущего воспитанника.

Являясь важным аспектом первичной социализации человека, система дошкольного образования, как любая система, имеет очевидные недостатки, которые приводят к определенным последствиям.

Государство заинтересовано в повышении демографического фона страны, улучшении качества реализации образовательных программ и увеличении материальной обеспеченности дошкольных образовательных учреждений.

В рамках исследования проблем, сопутствующих процессу финансирования системы дошкольного образования, необходимо осветить, какие стороны данного процесса являются менее эффективными и каков их итог.

На современном этапе проблема неэффективности финансирования или слабой материальной обеспеченности дошкольного образования является актуальной и очевидной не только рядовым гражданам РФ, но и высокопоставленным чиновникам, в чьей компетенции находится устранение проблем в данной ситуации. Затрагивание интересов каждого человека на определенном отрезке его жизни придает проблеме слабой материальной обеспеченности дошкольных образовательных учреждений еще большую актуальность. Сталкиваясь с длительным ожиданием при устройстве ребенка в детский сад, родитель использует свое время неэффективно, что является одной из причин неполной занятости населения в РФ.

Так же проблема неэффективности финансирования актуальна для выпускников педагогических вузов. Получив высшее образование, люди, компетентные работать воспитателями, отказываются от рабочих мест в государственных и муниципальных детских садах из-за низкой заработной платы.

Данная курсовая работа направлена на освещение процесса дошкольного образования (его акторов, целей, задач). Отдельно рассматривается процесс финансирования дошкольного образования, в результате неэффективности которого возникает ряд проблем, решить которые на современном этапе практически невозможно, без привлечения инвесторов, спонсоров и НКО.

Структура системы дошкольного образования

Определение понятия «дошкольное образование»

Для того, чтобы истолковать понятие «дошкольное образование», следует уточнить, что такое процесс образования в целом, так как термин «дошкольное образование» подразумевает принадлежность образовательного процесса к определенной возрастной группе, а именно - к детям дошкольного возраста Дошкольное детство - период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу..

Итак, образование - процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества, объединяющий воспитание и обучение и в ходе которого индивид усваивает совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999 - т.2, с. 62..

Существуют следующие уровни/ступени образования:

Общее (включает в себя 3 ступени: начальное общее, основное общее, полное общее образование)

Начальное профессиональное

Среднее профессиональное

Высшее профессиональное

Послевузовское профессиональное

Дополнительное (повышение квалификации и т.п.)

ДО является одной из основополагающих ступеней социализации человека, это образование, получаемое обучаемыми, воспитанниками в процессе реализации общеобразовательных программ в сети дошкольных образовательных учреждений Далее - ДОУ или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с. 86.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что от способа реализации общеобразовательных программ, от характера воспитательного процесса, одобренного и установленного в рамках политической программы того или иного государства, от выбора приоритетных задач в рамках системы ДО зависит становление отдельной личности, приобретение навыков не только обыденного познания, но и развитие скрытых талантов и творческого начала.

Из определения становится ясно, что реализация задач ДО может происходить как в рамках семьи, так и в специализированных учреждениях, которые имеют множество разновидностей, выполняют определенные функции и ставят перед своей деятельностью некие задачи, реализуя которые, способствуют взаимосвязи интересов государства и отдельных индивидов касаемо вопросов первичной социализации.

Современные исследования социокультурного феномена детства и возможностей образования в развертывании сущностных сил, возможностей ребенка дошкольного возраста и его саморазвития определяют изменение традиционно сложившегося взгляда на образование как процесс трансляции (передачи) культуры готового знания (В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Н. Н. Поддьяков, В. Т. Кудрявцев, В. В. Рубцов и др.). Современное образование рассматривается как процесс погружения ребенка в культуру, открытия ее ценностей в условиях взаимодействия с взрослым как участником, партнером и помощником в познании, освоении и реализации ребенком себя в культуре (С. И. Гессен, Д. И. Фельдштейн, С. К. Бондырева, А. Г. Асмолов, М. В. Осорина, Л. В. Коломийченко, Р. М. Чумичева, А. Г. Гогоберидзе и др.). В. В. Сериков, М. С. Каган так описывают этот процесс: образование, становясь центральным феноменом культуры, начинает взаимодействовать с ребенком, а ребенок - с образованием (наподобие того, что человек творит культуру, а культура - человека).

Эффективное решение задач образования детей дошкольного возраста невозможно без понимания дошкольного детства, его сущности и особенностей как развивающегося феномена.

Современный научный взгляд на дошкольное детство как уникальный, самоценный и значимый период в жизни человека, содержащий колоссальные возможности физического, интеллектуального, социального и личностного развития в конкретном временном пространстве, предопределяет гуманистическую позицию общества, государства по отношению к роли внешних и внутренних источников и условий для развития и саморазвития ребенка как индивидуальности, личности, субъекта деятельности, поведения и отношений.

Дошкольное детство как социально-исторический феномен зарождается, проявляется и развивается в определенных культурных условиях (Д. И. Фельдштейн, И. С. Кон, А. А. Майер и др.). Культура для ребенка дошкольного возраста является важнейшим фактором и средой развития, объектом познания и практического освоения, культурного само- осуществления. Образование представляет собой, с одной стороны, явление культуры, с другой - эффективный способ овладения ее содержанием, средствами и продуктами.

Государство и общество, будучи заинтересованными в социокультурном становлении человека, ориентированы на создание условий для своевременного, полноценного, культуросообразного образования личности. С этой целью создается многоуровневая система образования. Одним из уровней этой системы является дошкольное образование.

Дошкольное образование - уровень системы образования; целенаправленный и планомерный процесс воспитания, обучения, просмотра, ухода, оздоровления детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, проходящий в условиях дошкольного образовательного учреждения (организации), предполагающий формирование базиса личностной культуры ребенка и обеспечивающий достижение уровня развития разнообразных качеств (физических, интеллектуальных, личностных, коммуникативных, эмоционально-волевых и др.) необходимых для успешного перехода ребенка на новый уровень системы образования.

Целевые и содержательные ориентиры отечественного дошкольного образования на современном этапе определяются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании») и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). Они заключаются в формировании общей культуры; развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств; формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста; коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В истории развития общественного образования России дошкольному образованию традиционно уделялось особое внимание. Его место в системе образования было определено первыми же декретами Советской России. В этих документах дошкольное воспитание рассматривалось как первая ступень системы общественного образования. Дошкольное воспитание характеризовалось общедоступностью, было бесплатным и необязательным. Такой статус дошкольного воспитания сохранялся и в постсоветский период.

С принятием в 1992 г. Закона РФ «Об образовании» дошкольное воспитание стало именоваться дошкольным образованием и рассматриваться как ступень общего образования, самостоятельное звено системы российского образования. Конституцией РФ, принятой в 1993 г., была гарантирована его бесплатность и общедоступность.

Федеральный закон «Об образовании» (2012) определил дошкольное образование как уровень в структуре системы образования наряду с общим начальным, основным, средним и другими уровнями. Данный статус дошкольного образования открыл новые возможности для его дальнейшего развития и обеспечения ребенку и его семье государственных гарантий в получении общедоступного и качественного образования. Изменения в дошкольном образовании, рассматриваемом в качестве первого уровня системы образования, коснулись всех его составляющих.

В соответствии с Федеральным законом структура дошкольного образования как подсистемы российского образования представляет собой совокупность взаимодействующих элементов:

  • 1) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и основные образовательные программы дошкольного образования;
  • 2) дошкольные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
  • 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере дошкольного образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в этой сфере образования; созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности дошкольной образовательной организации и оценку качества дошкольного образования;
  • 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединения, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования.

Рассмотрим основные элементы, входящие в структуру дошкольного образования в динамическом аспекте их становления.

Федеральный государственный образовательный стандарт и соответствующие ему примерные образовательные программы дошкольного образования

ФГОС дошкольного образования - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования.

Стандартизация, провозглашенная Законом РФ «Об образовании» (1992) как норматив современного образования, открыла новую страницу в истории воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Первые программы, имеющие статус образовательного норматива, были разработаны в 1930-е гг. и обеспечивали реализацию принципа программности в воспитании и обучении подрастающего поколения нового советского общества. По существу, это были типовые программы воспитания и обучения в детском саду, закрытые для изменений. Их реализация в полном объеме осуществлялась в детских садах на территории всей страны. Содержание программ периодически пересматривалось в связи с изменениями и уточнениями идеологических позиций государства, с развитием психолого-педагогической науки и совершенствованием практики дошкольного воспитания; изменялось и название документов. В 1980-е гг. на базе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» стали создаваться республиканские программы, в которых впервые были учтены культурные и климатогеографические особенности территории проживания детей, посещающих детские сады.

Вариативность содержания образования как принцип российской государственной политики предопределила в 1990-е гг. тенденцию возникновения дошкольных вариативных программ. В этот период был разработан целый ряд комплексных образовательных программ дошкольного образования: «Радуга» (1989), «Детство» (1991), «Развитие» (1994), «Истоки» (1995), «Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) и др., парциальных программ, например «Пермский край - мой родной край» (1993), «Азбука здоровья» (1997) и пр.

Программы выстраивались в соответствии с достижениями психолого-педагогической науки, обеспечивали возможность выбора педагогическими коллективами дошкольных образовательных учреждений, родителями воспитанников той или иной стратегии и тактики образования детей в соответствии с возможностями ДОУ, актуальными потребностями субъектов образовательного процесса, спецификой социокультурного пространства и т.д.

В целом новые образовательные программы сыграли позитивную роль в развитии дошкольного образования. В то же время внедрение в практику дошкольного образования программ, имеющих вариативные концептуальные основания, разные целевые ориентиры и технологии их реализации, привело к потере единства в понимании результатов деятельности образовательных учреждений, определении показателей и оценки уровня готовности ребенка к школе.

Для сохранения единого образовательного пространства страны, предупреждения некомпетентных педагогических воздействий и обеспечения минимума содержания образования, его качества стали разрабатываться государственные стандарты образования. Документом, регулирующим вопросы содержания и качества образования и обучения детей дошкольного возраста, стали «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (1996).

В 2000 г. появился документ («Проект государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), в котором впервые предпринималась попытка определения структуры и содержательного наполнения стандарта для дошкольной ступени системы образования с учетом специфики развития ребенка и целевых ориентиров его образования. Документ широко обсуждался, но в силу ряда объективных причин не был принят на государственном уровне.

Новый этап в совершенствовании содержания образования связан с новой редакцией Закона РФ «Об образовании» (2007), где в качестве инструмента нормативно-правового регулирования содержания и результатов воспитания и обучения детей дошкольного возраста установлена основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение было правомочно разрабатывать такой документ на основе примерной общеобразовательной программы.

В документе отмечалось, что основная общеобразовательная программа дошкольного образования - это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также условия получения дошкольного образования. В образовательном пространстве должны быть представлены как основные, так и дополнительные программы. Основная программа обеспечивает реализацию обязательного содержания образования (образовательные области «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»). Дополнительная образовательная программа реализуется в рамках дополнительного образования и направлена на расширение и углубление содержания основного образования. Дошкольная образовательная организация реализует дополнительные образовательные программы в качестве дополнительных образовательных услуг за пределами образовательной программы с учетом потребностей ребенка и его семьи.

В соответствии с законодательством в сфере дошкольного образования в этот период были переработаны программы «От рождения до школы». «Программа воспитания и обучения в детском саду» (2010), «Радуга» (2010), «Детство» (2011), «Истоки» (2011). Разработчиками федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования была создана программа «Успех» (2011).

В качестве результатов в документе было предложено рассматривать интегративные качества, приобретенные детьми в ходе освоения ими основной общеобразовательной программы (физически развитый, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый и др.), а также стартовую готовность детей к обучению в школе.

В 2011 г. вышел документ, определяющий федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В качестве результата реализации совокупности условий разработчики документа предложили рассматривать создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (2012) требования ФГОС являются обязательными при реализации основных образовательных программ ДОУ и лицензированных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. ФГОС обеспечивает:

  • 1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • 2) преемственность основных образовательных программ;
  • 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ.

В структуру ФГОС входят:

  • а) требования к результатам освоения основной образовательной программы;
  • б) требования к структуре основной образовательной программы;
  • в) требования к условиям реализации основной образовательной программы.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» были определены структура и содержание основной образовательной программы дошкольного образования, соотношение ее частей (обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса), объем образовательной нагрузки и время, необходимое для ухода и присмотра за детьми.

До 2013 г. федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации частично выполняли функцию образовательного стандарта. В 2013 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 был утвержден ФГОС дошкольного образования. В нем нашли отражение требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Во ФГОС дошкольного образования появились изменения в разделе «Требования к основной образовательной программе дошкольного образования», в частности было сокращено количество образовательных областей: теперь это социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Данные области связаны с основными направлениями развития и образования ребенка дошкольного возраста. Содержание обозначенных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности. В документе четко определен состав видов детской деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) и их функции в образовательном процессе (сквозные механизмы развития ребенка).

Появление раздела «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» связано с обеспечением качества дошкольного образования. Эти требования являются целевыми ориентирами дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Филипова Е.В.

В статье раскрываются понятие, сущность, содержание дошкольного образования в России. Автор статьи, воспитатель с многолетним педагогическим стажем первой квалификационной категорией попытался раскрыть организацию дошкольного образования в России, как систему образования в целом.

Ключевые слова: понятие, сущность, содержание, образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, система образования.

The article reveals the concept, essence, content of pre-school education in Russia. The author of the article, the educator with the longest pedagogical experience, was the first qualification category to try to disclose the organization of preschool education in Russia as an educational system in general.

Key words: concept, essence, content, educational program, federal state educational standard of preschool education, education system.

«Образование – ключ для открытия золотых ворот свободы» .
Джордж Вашингтон

Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Понятие – это мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.

Сущность – это совокупность таких свойств предмета, без которых он неспособен существовать и которые определяют все остальные его свойства.

  1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
  2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
  3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993) (КРФ. Статья 2 Конституции вводит в действие в нашей стране высшие правовые принципы, выработанные демократическими движениями и закрепленные конституционным опытом народов Западной Европы, США и многих других стран, осуществляет стремления либеральных и демократических движений России по крайней мере с начала XIX в. Этот мировой опыт обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных Россией и обязательных также для нее. Это Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав Совета Европы, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.) , , ; и в Законе РФ «Об образовании» (Статья 5) . Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. 1.В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 3.В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В документах отмечается, что «1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;» «В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.» .

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, и предприятий.

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:

  • возможность посещения образовательного учреждения
  • создание условий для образовательной деятельности
  • содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности) , равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами.
  • отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.).

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.) В их обязанность входит развитие основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных организаций.

Для современных дошкольных организаций характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям. Система дошкольных образовательных организаций включает следующие виды:

  • Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др) .
  • Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;
  • Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.

Таким образом, дошкольное образовательное организации как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа) .

Дошкольные образовательные организации, выполняя разнообразные функции своей деятельности, несут ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности государственному образовательному стандарту.

«Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;» .

1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) .

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации) .

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка 2, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации) и детей;
  3. уважение личности ребенка;
  4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
  5. В Стандарте учитываются:
  6. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности) , индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  7. возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
  8. Основные принципы дошкольного образования:
  9. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение (амплификация) детского развития;
  10. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) ;
  11. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  12. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  13. сотрудничество Организации с семьей;
  14. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  15. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  16. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ;
  17. учет этнокультурной ситуации развития детей.
  18. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
  19. повышение социального статуса дошкольного образования;
  20. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  21. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  22. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
  23. Стандарт направлен на решение следующих задач:
  24. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  25. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;
  26. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ;
  27. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  28. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  29. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  30. обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  31. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  32. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Федеральный компонент государственного стандарта создает единство образовательного пространства на территории Российской федерации, регулирует качество данного образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.

Национальный региональный компонент государственного образовательного стандарта отражает социально-экономические; национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона) . Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализует в ДОУ.

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития.

Концепция развития образования на 2016-2020 годы была утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р) . Необходимость её создания обоснована окончанием срока действия предыдущей государственной программы образования, рассчитанной на 2011- 2015 годы. Настоящий документ, официально называемый «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» , определяет цели и задачи, направления и мероприятия, средства и этапы реализации перспективной программы развития Российского образования на всех уровнях, исходя из требований концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года....

Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентноспособного человеческого потенциала» , способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе. Достижение названной цели возможно через постепенное решение задач, которые позволяют выпускникам совершенствоваться с точки зрения получения профессиональных навыков в различных ОО. Также делается упор на развитие компетентностей педагогов и руководителей. Они должны освоить программы и методики работы с детьми разного уровня обучения, имеющими ОВЗ и национальную идентичность. Данная концепция предлагает распространять опыт научной, практической и творческой деятельности. Это необходимо, чтобы своевременно выявлять и поддерживать одарённых детей, позволять им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста. В числе приоритетных задач называется необходимость создания инфраструктуры, позволяющей на высоком уровне реализовывать программу образования....

Таким образом, содержание дошкольного образования является системообразующим элементом, отражающим социальные, экономические, педагогические изменения в жизни общества.

Список источников литературы:

  1. Доронова Т.Н. Право на образование// дошкольное воспитание - 2001. № 10, с. 2-6
  2. [Статья 28] ;
  3. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. [Статья 29] ;
  4. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. [Статья 31] ;
  5. Конституция РФ 2016 Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 03. 10. 2016);
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Дата подписания: 17. 10. 2013. Дата публикации: 25. 11. 2013 00: 00. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.. Регистрационный N 30384);
  7. Толковый словарь Ожегова. АСТ, Мир и Образование, 2014г.; с. 736;
  8. [Глава 1] [Статья 2] ;
  9. Федеральный закон от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред. От 07. 05. 2013 с изменениями, вступившими в силу с 19. 05. 2013) «об образовании в российской федерации» 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). [Глава 1] [Статья 5] ;
  10. Федеральный закон от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред. От 07. 05. 2013 с изменениями, вступившими в силу с 19. 05. 2013) «об образовании в российской федерации» 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). [Глава 4 [Статья 44] ;
  11. Федеральный закон от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред. От 07. 05. 2013 с изменениями, вступившими в силу с 19. 05. 2013) «об образовании в российской федерации» 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). [Глава 7] [Статья 64] ;
  12. Федеральный закон от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред. От 07. 05. 2013 с изменениями, вступившими в силу с 19. 05. 2013) «об образовании в российской федерации» 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). [Глава 12] [Статья 89] ;
  13. .Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.); 14. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004);

Создание системы дошкольного воспитания в России. Понятие «система образования» в Федеральном Законе РФ № 273 «Об образовании». Компоненты системы дошкольного образования в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Определение государственной стратегии в области развития системы дошкольного образования (анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих развитие ДОУ: Национальная доктрина РФ, «Федеральная целевая программа развития образования до 2020 года», Дорожная карта развития системы дошкольного образования в РФ до 2020 года, «Наша новая школа» и т.д.). Основные направления развития системы дошкольного образования в РФ: доступность и качество дошкольного образования; развитие педагогических кадров и повышение социального статуса педагогической деятельности; государственно-общественный характер управления образованием; повышение экономической эффективности дошкольного образования.

Создание системы дошкольного воспитания в России. Понятие «система образования» в Федеральном Законе РФ № 273 «Об образовании».

Представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи;

Решает задачи охраны и укрепления здоровья детей;

Реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями потребителей (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);

Предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;

Создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ;

Взаимодействует с семьёй по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

Встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность);

Развивается в условиях социального партнерства.

Учитывает региональные особенности развития образования.

Преимущественные черты системы дошкольного образования на современном этапе

Целостный характер педагогического процесса, его развивающий и воспитывающий характер, «допредметное» содержание образования.

В условиях дошкольного образования обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, что необходимо в связи с возрастными особенностями дошкольника, гибкостью, подвижностью и сензетивностью в развитии соматики, физиологии, психики.

Наличие в учреждениях дошкольного образования эмоционально-комфортной, развивающей ребенка образовательной среды. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

Укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

Кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

Качество образования

Государственная политика в области образования обеспечивает:

Создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

Индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

Конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Доступность образования

Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

Общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

Обязательное и бесплатное основное общее образование;

Общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;

Общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;

Бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;

Бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;

Дополнительное образование, для детей - на основе адресной финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей;

Общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оплата труда педагогических работников

Заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по срав-нению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности организаций отрасли и стимулирования эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

Это позволит достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда и поэтапно приблизить оплату труда:

Учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации;

Иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

Уже на первом этапе оплата труда педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования будет приближена к удвоенному размеру средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение

Работникам образования на основе повышения оплаты труда и создания отраслевой пенсионной системы будет обеспечен достойный уровень пенсионного обеспечения.

Уже на первом этапе начнется создание отраслевой профессиональной пенсионной системы для работников образования. За счет этой системы и средств образовательных организаций будут обеспечены, в частности, повышенные пенсии по возрасту для профессорско-преподавательского состава, научных работников и других категорий педагогических работников.

При этом педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, взамен пенсии за выслугу лет будет предоставлено право на получение надбавки за стаж работы при продолжении ими педагогической деятельности.

Социальное обеспечение обучающихся, вопитанников, студентов и аспирантов

Детям и молодежи, обучающимся в образовательных учреждениях, гарантируется:

Защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов;

Адресное предоставление академических и социальных стипендий, а также законодательно устанавливаемых пособий учащимся и студентам из малообеспеченных семей и другим определенным категориям учащихся;

Содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений.

Финансирование системы образования

Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.

Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования.

На первом этапе (до 2004 года) - темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.

Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений.

Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

На втором этапе (до 2010 года) - следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем этапе (до 2025 года) - при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в Российской Федерации.

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

Определение государственной стратегии в области развития системы дошкольного образования