Разговор григория с михаилом кошевым. Характеристика героя Мишка Кошевой, Тихий Дон, Шолохов

В эти дни миллионы телезрителей смотрят главную премьеру канала "Россия " - четвертую экранизацию романа «Тихий Дон» в исполнении режиссера Сергея Урсуляка. Что в литературном произведении, что в телеверсии повествование остановится на самом интересном месте. Неужели мы так и не узнаем, что будет с Григорием Мелеховым и с его сынишкой дальше? Но последующие события можно восстановить исходя из того, что мы знаем о жизни прототипов героев книги и судьбы казачества в целом. Смоделировать дальнейшую биографию персонажей мы попросили знатока истории казачества доктора наук, профессора кафедры отечественной истории Южного федерального университета Андрея Венкова .

ГРИГОРИЮ НЕ НАДО БЫЛО ТОПИТЬ ВИНТОВКУ

В финале Мелехов совершает роковую ошибку, - утверждает Андрей Вадимович. - Если помните, перед тем как вернуться на хутор он утопил винтовку в реке. А у «красных » существовало правило: если ты пришел с повинной и сдал винтовку в сельсовет - получишь амнистию. Если винтовку не сдал, то где гарантия, что ты ее не выкопаешь и снова не начнешь воевать против советской власти? Поэтому Григория шлепнут, когда он вернется в Татарский. А если бы не этот промах, то у казака с такими биографическими данными, как у Мелехова, были шансы дожить до начала тридцатых годов.

- А как же его офицерское прошлое?

Повествование романа «Тихий Дон» заканчивается в 1922 году, тогда к белогвардейскому прошлому относились достаточно спокойно. Во время гражданской войны переход из лагеря в лагерь был естественным явлением. И красные и белые создавали целые части из пленных. А в 1927 году бывших белогвардейцев официально простили по случаю амнистии, связанной с 10-летием Октябрьской революции. Но на их долю выпало всего несколько лет спокойной жизни. Уже с 1929 года был взят курс на их уничтожение, пошли несправедливые приговоры, фальсифицированные процессы... И Мелехов, если смотреть на него, как на реального человека, конечно же в этой мясорубке не выжил бы.

Вы говорите репрессии начались в 1929. Но Харлампия Ермакова, который послужил для Шолохова прототипом образа Григория Мелехова, расстреляли в 1927 году.

Ермаков стал заложником обстоятельств. В 1927 году сложилась предвоенная ситуация. СССР готовился к войне с Польшей . А Ермаков в это время решил поучаствовать на выборах в сельсовет. Он пользовался у односельчан невероятным авторитетом и естественно, что они выбрали Харлампия, а ставленника властей с треском прокатили. Если бы он не засветился так дерзко в этот момент, то о нем бы не вспомнили до поры. А тут у коммунистов помимо обиды возник повод: страна накануне войны, а тут бывшие белые офицеры лезут во власть и пользуются большой популярностью в народе.

СЫН ДОНОСЧИКА ПО ДЕЛУ ЕРМАКОВА СОШЕЛ С УМА

Тут для читателей надо уточнить, что Харлампий действительно был на Дону легендарной фигурой. В первый раз его арестовали спустя две с половиной недели после возвращения домой - 23 февраля 1923 года. Напомним, что Ермаков уволился из Красной армии с должности начальника дивизионной школы 14-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. Но на его защиту встало все население. В уголовном деле Ермакова хранятся протоколы общего собрания граждан Базковского хутора, где жители брали Харлампия на поруки и заверяли, что он не являлся организатором Вешенского восстания. Год Ермаков провел в заключении, но в 1924 году его вынуждены были выпустить...

- Вернемся ко второму уголовному делу, которое завели в 1927 году. У следствия не было доказательств, что Харлампий участвовал в издевательствах и расстрелах пленных. Наоборот, было множество свидетельств в пользу Ермакова. Но вот неожиданно появляются показания некоего Андрея Александрова, который утверждает: «В одном из боев в 1919 году Ермаков лично зарубил 18 матросов. Во время боев на реке Дон, под командованием Ермакова, было потоплено в воде около 500 красноармейцев, никому из комсомольцев, комсоставу красных пощады не давал, рубил всех». Известно что-то о человеке, показания которого во многом решили судьбу Харлампия?

Фамилия Александров часто встречается в станице Каргинской. Но кто именно написал донос сложно сказать. Зато известна характерная деталь относительно другого доносчика - Еланкина , который активно «топил» Ермакова. Сын Еланкина сошел с ума, утверждал, что именно он, а не Шолохов , является настоящим автором «Тихого дона». Его быстро «закрыли» и свои дни он окончил в психиатрической лечебнице.

МИШКУ КОШЕВОГО ХЛОПНУЛИ БЫ В КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЮ

- Получается, из всего романа только Дуняшку Мелехову и Мишку Кошевого ожидает относительно светлое будущее?

Думаю, что Кошевого хлопнули бы во время коллективизации за злоупотребления властью. Когда в 1932 году начался голод, на Украину отправилась комиссия Молотова , а к нам приехала черезвычайка во главе с Лазарем Кагановичем ...

- Голод в Нижнем Поволжье и Донских областей коснулся?

Да, достаточно сказать, что в 1932-33 годах при ростовском НКВД существовал отдел по борьбе с людоедством... Так вот перегибы, тяжести коллективизации, расказачивание, репрессии - все это решили свалить на местную власть. Многих низовых руководителей тогда расстреляли, а у людей с замашками Михаила Кошевого век был недолог. Ну вы посмотрите: сжег пол-хутора, расстреливал людей без суда и следствия. Понятно, что односельчане ему этого не простили. Ему бы всячески мстили, пакостили и подвели в итоге под монастырь.

- В последних главах романа мы видим, что хутор Татарский обезлюдел. А из большой семьи Мелеховых в живых остался только Григорий (и то не надолго) и его маленький сын от законной жены Натальи. Что ожидало хутор в дальнейшем?

Ситуация типичная: донские области после гражданской войны потеряли 1/3 людей. Численность казачьего населения до начала всех этих событий насчитывала 1,5 миллиона человек. 250 тысяч казаков было убито в ходе гражданской войны. Примерно в такую же цифру оцениваются потери гражданского населения от болезней, голода, военных действий и т.д. По данным переписи 1926 года половину (!) мужского населения составляли дети и подростки до 16 лет. В хуторах вроде Татарского остались бабы, старики, да дети. Но хутора не опустели. Казаков просто не выпускали из станиц и хуторов. Существовал паспортный режим: паспорта станичникам на руки не выдавали и легальной возможности уехать не было. А если ловили в городе сбежавшего хуторянина без паспорта - автоматически сажали на 3 года. Свободу передвижения казаки получили только после смерти Сталина в 1953-55 годах. Вот тогда начался массовый отъезд в города и хутора обезлюдели.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Харлампий ЕРМАКОВ - родился 7 февраля 1891года в хуторе Антипов станицы Вешенской. Стал прообразом Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». Полный Георгиевский кавалер. С Первой мировой войны вернулся домой в чине урядника. Комдив 1-й повстанческой дивизии в Вёшенском восстании. Затем был командиром в Первой конной армии Буденного . Считался одним из лучших в искусстве владеть шашкой. Обладал невероятной силы «баклановским ударом» - мог с одного маху перерубить 20-сантиметровый ствол березы. Неоднократно общался с Шолоховым во времена между своим первым и вторым арестом (то есть с 1924 по 1927 год). Расстрелян 17 июня 1927 года. В 1989 году реабилитирован «за отсутствием состава преступления»

В годы империалистической войны он осознал, что, справедливость на стороне народа и организовал агитацию среди казаков, выступая против этих военных сражений. Мишка не мог находиться вне борьбы, когда решается судьба народа. Оказавшись в отарщиках, он не может пребывать в одиночестве, и страшится, что эта степная тишина поглотит его. Если же Гришка Мелехов всегда находился на распутье своих взглядов, то Кошевой не желал выйти из борьбы. Наоборот, осмысленно выбрав правильную дорогу борьбы за изменение жизни во время революции, он справляется с чувством жалости к Григорию и критикует своего товарища, с которым когда-то учился в школе.

Когда в хуторе к власти пришла Советская власть, и Кошевой был избран товарищем председателя Совета, он настоятельно добивается, чтобы Мелехова арестовали. Мишка с особой ненавистью относится к врагам Советов, и поэтому он беспощадно уничтожает дома купцов и священнослужителей, предает смерти деда Гришаку. Но в тоже время Шолохов ярко показывает его душевный мир. Он был мечтательным и любил родные края. Через все годы войны он проявляет любовь к Дуняше и своим детям. С большим тактом писатель изображает те моменты, как ненавистный Ильиничне Кошевой завоевывает ее доверие, после чего у старухи пропадает к нему вся ненависть. Женившись на этой милой девушке, несмотря на тяжелую болезнь, он весь уходит в домашнее хозяйство. Однако, вскоре он начинает осуждать свое трудовое рвение и уходит в борьбу за светлое будущее казаков.

Шолохов на последних страницах произведения сталкивает Кошевого и Григория Мелехова, подчеркивая бдительность и рост в политических взглядах Мишки. Раскрытие характера Кошевого проявляется через все его поступки в процессе борьбы за укрепление советской власти среди донских казаков. В романе он показан как хозяин жизни и представитель трудового казачества, нашедшего правильный путь в революции. Показывая образ Кошевого, Шолохов хотел показать, что такая фанатичная борьба, как у Мишки ни к чему хорошему не приведет.

Мишка Кошевой.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по рассказу Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

    Роман показывает одновременно и процесс деградации российского дворянства после отмены крепостного права и, одновременно, говорит человеческой безнравственности, рисуя ряд персонажей, которые не вызывают никакой симпатии.

  • Сочинение Мой любимый герой в поэме Слово о полку Игореве

    Прочтя книгу «Слово о полку Игореве», я испытал любовь и сострадание к основному персонажу произведения. Правитель Игорь - чувственная личность, мечтавшая о наилучшей доли для собственной родной земли.

  • Мне нравится, как начинается осень. В этот первый осенний день обычно встают рано и собираются на торжественную линейку. 1 сентября - это День знаний, а значит, скоро нужно будет садиться за парты

  • Тарас Бульба - характер, рожденный временем

    Главный персонаж рассказа Николая Васильевича Гоголя, Тарас Бульба является очень харизматичным казаком с напористым, свободолюбивым характером и отличался своей полностью независимостью от других.

  • Описание Муму - собаки из рассказа Муму (5 класс)

    Не только люди, но и животные, могут быть героями литературных произведений. Как, например, собачка Муму из одноимённого рассказа И.С. Тургенева. Дворник Герасим увидел её трёхнедельным щенком

Введение

Михаил Кошевой в романе «Тихий Дон» первоначально является второстепенным лицом. Но постепенно его образ выдвигается на первый план. Именно этот, на первых порах малозначительный персонаж, играет решающую роль в судьбе целого ряда центральных героев произведения.

Описание Михаила Кошевого

В первой части «Тихого Дона» Мишка Кошевой предстаёт перед нами обычным хуторским парнем с наивным, даже несколько детским, выражением лица и смешливыми глазами. Именно на глаза героя обращает внимание читателя Шолохов. Тёмные в первой книге они неожиданно становятся «безулыбчивыми», «голубыми и холодными, как лёд» в третьей.

За годы войны «лицо Михаила возмужало и как бы вылиняло». Герой ожесточается, хмурится и часто стискивает зубы. Кошевой «рывком вскидывал свои глаза, и они смотрели прямо в зрачки врага, вонзались в них». Его потухшие глаза ненадолго оживляются только тогда, когда он смотрит на Мишатку и Дуняшку. «Огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли».

Характеристика Михаила Кошевого

В мирное время Кошевой ведёт себя, подобно своим ровесникам. Живёт заботами о хозяйстве, принимает участие в развлечениях хуторской молодёжи. Меняет его взгляды на жизнь участие в кружке Штокмана. Мишка проникается идеями приезжего члена РСДРП и безоговорочно встаёт на сторону советской власти. В отличие от Григория Мелехова, Кошевой ни на минуту не сомневается в том, на чьей он стороне. Его преданность идеям партии постепенно доходит до фанатизма, и герой полностью ожесточается. Чувство классовой ненависти вытесняет из его души всё общечеловеческое. Окончательное перерождение Кошевого происходит после того, когда он узнаёт о гибели своих товарищей. «После убийства Штокмана, после того, как до Мишки дошёл слух о гибели Ивана Алексеевича и еланских коммунистов, жгучей ненавистью к казакам оделось Мишкино сердце. Он уже не раздумывал, не прислушивался к ненавистному голосу жалости, когда ему в руки попадался пленный казак-повстанец». Он убивает, выжигает дома. Особенно показательны сцены участия Кошевого в карательной экспедиции в станицу Каргинскую, где он лично пустил «красного кочета» в 150 домов.

Михаил от природы не был жестоким. Он рассказывает, что, в отличие от других казаков, не может даже поросёнка зарезать. Но, противники новой власти для него – это уже не люди. По его мнению, они зря живут на свете, на них у Кошевого «рука твёрдая». Характерно, что слово «враг», постоянно звучит в речи героя. Враги видятся ему повсюду. Даже Дуняшу, самого близкого ему человека, он готов выбросить из своей жизни только за то, что она нелестно отозвалась о коммунистах. «Ежели ещё раз так будешь говорить – не жить нам с тобой вместе, так и знай!

Твои слова – вражьи…» – заявляет Кошевой.

Кошевой и Мелеховы

Сложно складываются отношения Кошевого в «Тихом Доне» с семьёй Мелеховых. Он собственноручно расстреливает пленного Петра, убивает свата Мелеховых, деда Гришаку Коршунова, и поджигает его дом, настаивает на аресте своего бывшего товарища Григория. При всём том он не чувствует своей вины за содеянное. Для него все они не односельчане, с которыми он прожил бок о бок столько лет, а классовые враги. Мишка говорит Ильиничне, упрекающей его за убийство деда,: «Животину не могу убить… а пакость, как этот ваш сват или другой какой вражина, – могу сколько угодно!». На обвинения в убийстве Петра он отвечает, что Пётр поступил бы с ним так же, если бы они поменялись местами.

Интересно, что именно Кошевой, принесший столько горя Мелеховым, берётся налаживать её быт. Он, придя в дом Ильиничны женихом Дуни, ставит плетень, чинит баркас, помогает с покосом. Но, несмотря на эти, казалось бы, положительные моменты, в душе он не способен понять и принять чужую позицию. Он считает мать Дуняши, называющей его «душегубом», «взбесившийся старухой». Ненавидит Мишка и Григория, который, даже после всего случившегося, раскрывает ему объятия, считая Кошевого своим.

Если в первых трёх книгах у Мишки ещё проявляется неуверенность, иногда даже растерянность, то они полностью исчезают в четвёртой книге, когда Кошевой становится председателем хуторского ревкома. Единственное чувство, которое он испытывает к односельчанам – это злость за то, что они не хотят безоговорочно принять новую власть, как это сделал он сам.

Заключение

Положительный или отрицательный персонаж Кошевой? С точки зрения политической, конечно, да. Ведь более преданного борца за светлое будущее представить сложно. Но, если посмотреть на героя с общечеловеческих позиций, то становится страшно. Какое светлое будущее может построить фанатик, не имеющий в душе ни понимания, ни сострадания?

Тест по произведению

Мишка Кошевой – один из героев романа «Тихий Дон», казак из станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков, ухажер Дуняши . Это жестокий и порывистый человек, действующий под влиянием минутных эмоций. Перейдя на сторону «красных», он всю жизнь посвятил борьбе с белыми. Он спокойно убивает сотни людей, оправдывая себя фразой: «Все мы душегубы». По идейным соображениями противопоставлен ему в романе Митька Коршунов , хоть они и схожи по характеру и совершенным зверствам.

В поисках «новой» правды Мишка стал безжалостным убийцей. Для него больше не было друзей, соседей, родных. Они все подразделялись либо на «своих», либо на врагов. Врагами он считал даже детей и стариков, если те были из тех семей, против кого он воевал. Так, мстя за Котлярова и Штокмана, он жестоко убил деда Гришаку и сжег множество домов своих врагов. Вместе со своими зверствующими товарищами он сжег более ста домов в станице Каргинской. Для Мишки в порядке вещей ухаживать за Дуняшой после того, как он убил ее брата – Петра Мелехова . На примере этого героя автор показывает, что правда должна быть какая-то одна, общечеловеческая, а не частная, приводящая к вражде между родными людьми.

XXXI Мишка Кошевой и Валет только на вторую ночь вышли из Каргинской. Туман пенился в степи, клубился в балках, ник в падинах, лизал отроги Яров. Опушенные им, светлели курганы. Кричали в молодой траве перепела. Да в небесной вышине плавал месяц, как полнозрелый цветок кувшинки в заросшем осокой и лещуком пруду. Шли до зари. Выцвели уже Стожары. Пала роса. Близился хутор Нижне-Яблоновский. И вот тут-то, в трех верстах от хутора, на гребне догнали их казаки. Шесть всадников шли за ними, топча следы. Кинулись было Мишка с Валетом в сторону, но трава низка, месяц светел... Попались... Погнали их обратно. Саженей сто двигались молча. Потом выстрел... Валет, путая ногами, пошел боком, боком, как лошадь, испугавшаяся своей тени. И не упал, а как-то прилег, неловко, лицом в сизый куст полынка. Минут пять шел Мишка, не чуя тела, звон колыхался в ушах, на сухом вязли ноги. Потом спросил: - Чего же не стреляете, сукины дети? Чего томите? - Иди, иди. Помалкивай! - ласково сказал один из казаков. - Мужика убили, а тебя прижалели. Ты в Двенадцатом в германскую был? - В Двенадцатом. - Ишо послужишь в Двенадцатом. Парень ты молодой. Заблудился трошки, ну, да это не беда. Вылечим! "Лечил" Мишку через три дня военно-полевой суд в станице Каргинской. Было у суда в те дни две меры наказания: расстрел и розги. Приговоренных к расстрелу ночью выгоняли за станицу, за Песчаный курган, а тех, кого надеялись исправить, розгами наказывали публично на площади. В воскресенье с утра, как только поставили среди площади скамью, начал сходиться народ. Забили всю площадь, полно набралось на прилавках, на сложенных у сараев пластинах, на крышах домов, лавок. Первого выпороли Александрова - сына грачевского попа. Рьяным слыл большевиком, по делу - расстрелять бы, но отец - хороший поп, всеми уважаемый, решили на суде всыпать поповскому сыну десятка два розог. С Александрова спустили штаны, разложили голоштанного на лавке, один казак сел на ноги (руки связали под лавкой), двое с пучками таловых хворостин стали по бокам. Всыпали. Встал Александров, отряхнулся и, собирая штаны, раскланялся на все четыре стороны. Уж больно рад был человек, что не расстреляли, поэтому раскланялся и поблагодарил: - Спасибо, господа старики! - Носи на здоровье! - ответил кто-то. И такой дружный гогот пошел по площади, что даже арестованные, сидевшие тут же неподалеку, в сарае, заулыбались. Всыпали и Мишке по приговору двадцать горячих. Но еще горячее боли был стыд. Вся станица - и стар и мал - смотрела. Подобрал Мишка шаровары и, чуть не плача, сказал поровшему его казаку: - Непорядки! - А чем? - Голова думала, а ж... отвечает. Срамота на всю жисть. - Ничего, стыд не дым, глаза не выест, - утешал казак, - и, желая сделать приятное наказанному, сказал: - А крепок ты, паренек: раза два рубанул я тебя неплохо, хотелось, чтоб крикнул ты... гляжу: нет, не добьешься от этого крику. Надысь одного секли - обмарался голубок. Значит, кишка у него тонка. На другой же день согласно приговору, отправили Мишку на фронт. Валета через двое суток прибрали: двое яблоновских казаков, посланных хуторским атаманом, вырыли неглубокую могилу, долго сидели, свесив в нее ноги, покуривая. - Твердая тут на отводе земля, - сказал один. - Железо прямо-таки! Сроду ить не пахалась, захрясла от давних времен. - Да... в хорошей земле придется парню лежать, на вышине... Ветры тут, сушь, солнце... Не скоро испортится. Они поглядели на прижавшегося к траве Валета, встали. - Разуем? - А то чего ж, на нем сапоги ишо добрые. Положили в могилу по-христиански: головой на запад; присыпали густым черноземом. - Притопчем? - спросил казак помоложе, когда могила сровнялась с краями. - Не надо, пущай так, - вздохнул другой. - Затрубят ангелы на Страшный суд - все он проворней на ноги встанет... Через полмесяца зарос махонький холмик подорожником и молодой полынью, заколосился на нем овсюг, пышным цветом выжелтилась сбоку сурепка, махорчатыми кистками повис любушка-донник, запахло чабрецом, молочаем и медвянкой. Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма: В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата. Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и проезжих извечно унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску. И еще - в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом.