Символическое значение смерти Базарова. Евгений базаров перед лицом смерти - анализ произведения и характеристика Отношение тургенева к смерти базарова

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста. В Базарове Тургеневу мечталась фигура сумрачная.

Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер. Проявления чувства любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине. Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, не беспокоясь о пользе своих дел для них. Какова же роль эпизода смерти? Его роль – показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти.

Главная тема эпизода – бренность бытия, тема любви, тема мужества пред лицом смерти. Тема сыновней любви уважения к родителям тоже присутствует здесь. Тема верности себе, своим принципам, герой сломлен, но не побежден.

Перед смертью Базаров размышляет о том, что такое смерть: «Старая штука смерть, а каждому внове». Здесь проявляется несостоятельность отрицания всего главным героем: сколько ни отрицай смерть, она все равно, сама тебя отрицает. Размышляя о любви, он понимает её несбыточность перед лицом смерти, и романтично прощается с анной Сергеевной.

Особое значение имеет его соборование после смерти. Даже мертвый он остается верен своим взглядам на религию, и не приемлет ее.

Сцена прощания с Одинцовой Анной Сергеевной построена автором по методу контраста – живая женщина – умирающий мужчина, и это подчеркивают эпитеты, используемые Тургеневым. Анна Сергеевна – славная, красивая, великодушная, молодая, свежая, чистая. Базаров – «червяк полураздавленный».

Отрывок производит трагическое впечатление – гибнет молодой влюбленный человек в самом расцвете жизненных сил. И смерть эта неизбежна и от человека независящая. Мастерство автора позволило нам, читателям, как бы присутствовать в комнате, где Базаров навсегда прощался с жизнью. И в этом проявление таланта и писательского мастерства Тургенева. Очень грустно и невыносимо тяжело читать эти строки.

    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
    • По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
    • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
  • У идей нигилизма нет будущего;

    Пусть позднее, но прозрение героя, пробуждение: человеческая натура одерживает верх над ошибочной идеей;

    Базаров стремится не показать своих страданий, утешить родителей, помешать им искать утешения в религии.

    Упоминание о Ситникове и Кукшиной – подтверждение абсурдности идей нигилизма и его обреченности;

    Жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в будущей России);

    Судьба Павла Петровича итог жизни, загубленной пустыми любовными хлопотами (без семьи, без любви, вдали от Родины);

    Судьба Одинцовой – вариант состоявшейся жизни: героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России;

    Описание могилы Базарова – декларация вечности природы и жизни временности пустых социальных теорий, претендующих на вечность, тщетности человеческого стремления познать и изменить мир, величии природы по сравнению с суетностью человеческой жизни.

    Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Сначала Базаров гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Базаров опять возвращается домой и вскоре умирает.

    Основой поступков и поведения героя является его приверженность идеям нигилизма . Базаров называет себя «нигилистом» (от латинского nihil, ничего), т. е. человеком, который «ничего не признает, ничего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Он категорично отрицает ценности старого мира: его эстетику, общественный уклад, законы жизни аристократии; любовь, поэзию, музыку, красоту природы, семейные связи, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Базаров выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам «нигилист» противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы.

    Базаров показан вне среды единомышленников, вне сферы практического дела. Тургенев говорит о готовности Базарова действовать в духе своих демократических убеждений – то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить. Но автор не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается.

    Базаров воюет против старых религиозных, эстетических и патриархальных, представлений, беспощадно высмеивает романтическое обожествление природы, искусства и любви. Положительные ценности он утверждает лишь а отношении естественных наук, исходя из убеждения, что человек – «работник» в мастерской природы. Человек представляется Базарову как некий телесный организм и больше ничего. По мнению Базарова, в нравственных недостатках отдельных людей виновато общество. При правильном устройстве общества все нравственные болезни исчезнут. Искусство для героя – извращение, чепуха.

    Испытание Базарова любовью к Одинцовой. «Романтической чепухой» считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод. Он является предупреждением заносчивому Базарову

    В любовной коллизии убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они несовершенны, не могут быть приняты как абсолютные. Теперь душа Базарова раскалывается на две половины – с одной стороны, мы видим отрицание духовных основ любви, с другой стороны – способность страстно и одухотворенно любить. На смену цинизму приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению, и по характеру, охвачен настолько, что неудача повергает его в состояние подавленности и тоски. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной из дворянского круга. Когда он видит полную безнадежность своей любви, ничто не вызывает у него любовных жалоб и просьб. Он мучительно ощущает потерю, уезжает к родителям в надежде исцелиться от любви, но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия.

    Нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной, поражает нас глубиной и серьезностью, страстной напряженностью, цельностью и силой сердечного чувства. В любовном конфликте он выглядит крупной, сильной личностью, способной на настоящее чувство к женщине.

    Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов – аристократ, англоман, либерал. По существу, такой же доктринер, как и Базаров. Первая же трудность – неразделенная любовь – сделала Павла Петровича ни на что не способным. Блестящая карьера и светские успехи прерваны трагической любовью, и дальше герой находит выход в отказе от надежд на счастье и в исполнении нравственного и гражданского долга, Павел Петрович переезжает в деревню, где пытается помочь брату в его хозяйственных преобразованиях и выступает в поддержку либеральных правительственных реформ. Аристократизм, по мнению героя – это не сословная привилегия, а высокая социальная миссия определенного круга людей, долг перед обществом. Аристократ должен быть естественным сторонником свободы и гуманности.

    Павел Петрович предстает в романе человеком убежденным и честным. но явно ограниченным. Тургенев показывает, что его идеалы безнадежно далеки от реальности, а его жизненная позиция даже ему самому не обеспечивает душевного равновесия. В сознании читателя герой остается одиноким и несчастным, человеком несбывшихся стремлений и несостоявшейся судьбы. Это в известной мере сближает его с Базаровым. Базаров – порождение пороков старшего поколения, его философия – это отрицание жизненных установок «отцов». Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании.

    Дуэль Базарова и Павла Петровича. За оскорбление, нанесенное Фенечке, Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль. Это и конфликтный узел произведения. Дуэль завершала и исчерпывала его социальную коллизию, ибо после поединка Базаров навсегда расстанется и с братьями Кирсановыми, и с Аркадием. Она же, ставя Павла Петровича и Базарова в ситуацию жизни и смерти, тем самым выявляла не отдельные и внешние, а сущностные качества того и другого. Истинная причина дуэли – Фенечка, в чертах которой Кирсанов-старший находил сходство с его роковой возлюбленной княгиней Р. и которую он также тайно любил. Неслучайно оба антагониста испытывают чувство к этой молодой женщине. Не в силах вырвать из сердца любовь настоящую, они пытаются найти некий суррогат этого чувства. Оба героя – люди обреченные. Базарову суждено умереть физически. Павел Петрович, уладив брак Николая Петровича с Фенечкой, тоже чувствует себя мертвецом. Моральная смерть Павла Петровича – это уход старого, обреченность отжившего.

    Аркадий Кирсанов . В Аркадии Кирсанове наиболее открыто проявляются неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и недостатками этого возраста. «Нигилизм» Аркадия –это живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к традициям, авторитетам. Кирсановы в равной мере далеки как от дворянской аристократии, так и от разночинцев. Тургенева эти герои интересуют не с политической, а с общечеловеческой точки зрения. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия сохраняют простоту и житейскую непритязательность в эпоху социальных бурь и катастроф.

    Псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров в романе одинок, у него нет истинных последователей. Нельзя считать продолжателями дела героя его мнимых соратников: Аркадия, который после женитьбы начисто забывает о юношеском увлечении модным вольнодумием; или Ситникова с Кукшиной – гротескные образы, начисто лишенные обаяния и убежденности «учителя».

    Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица, псевдонигилистка, развязна, вульгарна, откровенно глупа. Ситников – псевдонигилист, рекомендующийся всем как «ученик» Базарова. Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. Но сходство с «учителем» оказывается пародийным. Рядом с подлинно новым человеком своего времени Тургенев поставил его карикатурного «двойника»: «нигилизм» Ситникова понят как форма преодоления комплексов (он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, в то же время он тяготится своей человеческой незначительностью).

    Мировоззренческий кризис Базарова. Отрицая искусство и поэзию, пренебрегая духовной жизнью человека, Базаров впадает в односторонность, сам того не замечая. Бросая вызов «барчукам проклятым», герой заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание искусства вообще; отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное», объяснимое лишь физиологией полов; отрицание сентиментальной дворянской любви к народу – в презрение к мужику. Таким образом, нигилист порывает с вечными, непреходящими ценностями культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Неудача в любви повлекла за собой кризис его мировоззрения. Перед Базаровым возникли две загадки: тайна его собственной души и загадка мира его окружающего. Мир, казавшийся Базарову простым и понятным, становится полон тайн.

    Так нужна ли эта теория обществу и нужен ли ему такой тип героя , как Базаров? Над этим умирающий Евгений пытается с горечью размышлять. «Янужен России... нет. видно, не нужен», – и сам себе задаёт вопрос: «Да и кто нужен?» Ответ неожиданно прост: нужны сапожник, мясник, портной, потому что каждый из этих незаметных людей делает своё дело, работая на благо общества и не задумываясь при этом о высоких целях. К этому пониманию истины приходит Базаров на пороге смерти.

    Главным конфликтом в романе оказывается не спор «отцов» и «детей», а внутренний конфликт , переживаемый Базаровым, требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом. Будучи сильной личностью, Базаров не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Конфликт неразрешим, и герой сознает это.

    Смерть Базарова . Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для него нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его доктрины. Страдания героя, его безвременная гибель – это необходимая плата за его исключительность, за его максимализм.

    Базаров умирает молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой готовился, не завершив своего дела, в одиночестве, не оставив после себя детей, друзей, единомышленников, не понятый народом и далекий от него. Его громадная сила погибает напрасно. Гигантская задача Базарова осталась невыполненной.

    В смерти Базарова проявились политические взгляды автора. Тургенев, истинный либерал, сторонник постепенного, реформистского преобразования России, противник всяких революционных взрывов, не верил в перспективность революционеров-демократов, не мог возлагать на них больших надежд, воспринимал их как большую силу, но преходящую, считал, что они очень скоро сойдут с исторической арены и уступят место новым общественным силам -реформаторам-постепеновцам. Поэтому революционеры-демократы, даже если они были умны, привлекательны, честны, подобно Базарову, казались писателю трагическими одиночками, исторически обреченными.

    Предсмертная сцена и сцена смерти Базарова – самый трудный экзамен на право называться человеком и самая блестящая победа героя. «Умереть так как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг» (Д. И. Писарев). Такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.

    Умирающий Базаров прост и человечен, отпала надобность скрывать свои чувства, он много думает о себе, о родителях. Перед смертью он зовёт Одинцову, чтобы сказать ей с внезапной нежностью: «Послушайте, ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Сам тон последних строк, поэтическая ритмизированная речь, торжественность слов, звучащих как реквием, подчеркивают любовное отношение автора к Базарову, нравственное оправдание героя, сожаление о замечательном человеке, мысль о бесплодности его борьбы и стремлений. Тургенев примиряет своего героя с вечным бытием. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.

    Описание могилы Базарова – утверждение вечности и величия природы и жизни по сравнению с суетностью, временностью, тщетностью социальных теорий, человеческих стремлений познать и изменить мир, смертности человека. Для Тургенева характерен тонкий лиризм, особенно это видно в описаниях природы. В пейзаже Тургенев продолжает традиции позднего Пушкина. Для Тургенева важна природа как таковая: эстетическое любование ею.

    Критики о романе. «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Яэтого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом «нигилист» воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом...». «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего» (Тургенев). Вывод. Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

    В соответствии с векторами борьбы общественных течений в 60-е годы выстраивались и точки зрения на произведение Тургенева. Наряду с положительными оценками романа и главного героя в статьях Писарева, из рядов демократов прозвучала и негативная критика.

    Позиция М.А. Антоновича (статья «Асмодей нашего времени»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе «... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, и – и обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман – клевета на молодое поколение». Добролюбов к этому времени уже умер, а Чернышевский был арестован, и Антонович, примитивно понявший принципы «реальной критики», принял первоначальный авторский замысел за конечный художественный результат.

    Более глубоко восприняла роман либеральная и консервативная часть общества. Хотя и здесь не обошлось без крайних суждений.

    Позиция М.Н.Каткова, редактора журнала «Русский вестник».

    «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» Катков отрицает нигилизм, считая его общественной болезнью, с которой нужно бороться путем усиления охранительных консервативных начал, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

    Роман в оценке Д.И. Писарева (статья «Базаров»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

    Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа. Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен.

    Наиболее художественно адекватное истолкование романа принадлежит Ф. Достоевскому и Н. Страхову (журнал «Время»). Взгляды Ф.М. Достоевского. Базаров – «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории. Н.Страхов отметил, что И. С. Тургенев «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний». Критик увидел, что автор «стоит за вечные начала человеческой жизни», а Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живет глубоко и сильно».

    Точка зрения Достоевского и Страхова вполне соотносится с суждениями самого Тургенева в его статье «По поводу „Отцов и детей"», где Базаров назван трагическим лицом.

    Смерть Базарова


    Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви, живопись, литературу и другие виды искусства. Базаров - нигилист.

    Вначале романа происходит конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми, между нигилистом и аристократами. Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров побеждает. Поэтому происходит разрыв по идеологическим соображениям.

    Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, с женщиной умной, красивой, спокойной, но несчастной. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Герой видит, что Одинцова высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Неразделенная любовь.

    К «мнимым» последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина. В отличие от них, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность, Базаров с уверенностью в своих силах отстаивает близкие ему взгляды. Пошлость и ничтожество.

    Базаров, приехав к родителям, замечает, что ему становиться скучно с ними: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может поговорить так, как он говорит с Аркадием, даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем, поэтому решает уехать. Но вскоре приезжает обратно, где помогает отцу лечить больных крестьян. Люди разного поколения, разного развития.

    Базарову нравиться работать, для него работа является удовлетворением и самоуважением, поэтому он близок к народу. Базарова любят ребятишки, прислуга и мужики, потому что они видят в нем простого и умного человека. Народ – его понимание.

    Тургенев считает своего героя обреченным. У Базарова две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.

    Смерть Базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью он силен, спокоен и невозмутим. Смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, - ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами - обыкновенный человек со своими страхами и слабостями.

    Базаров - романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьба совершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.

    Д.И. Писарёв утверждает, что «Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения». Так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры».

    Смерть Базарова - символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

    Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным, рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

    Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим. Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему, и Базарову неловко/Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

    «Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

    Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

    Мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова построен сюжет романа. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

    Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...

    Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

    Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою»

    Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

    Вспомним слова Базарова: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе". Налицо культ силы. "Волосатый", - так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров - человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это "намеренное эпатирование хорошего вкуса"? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение...

    Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. "Зачем я стану признавать авторитеты?"; "Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта"; он низводит высокое искусство до "искусства наживать деньги". Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: "Ты его оскорбил". Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: "Воображает себя дельным человеком!", опустился до того, чтобы поставить "свою жизнь на карту женской любви", "мы, физиологи, знаем, какие это отношения" между мужчиной и женщиной...

    В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

    Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: "А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?" Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

    Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде "долго делать", в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности. А ценности эти - любовь к другому человеку, заповедь "не убий" (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о "корнях", нас питающих, о Боге. Он говорит: "Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!"

    Трагедия героя также в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его "шутом гороховым", чувствуют его внутреннее презрение к ним. Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: "...Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет - ну, а дальше?"

    Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

    Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление - дело напрасное. Главное теперь - умереть достойно. А это значит - не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

    У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: "Все равно: вилять хвостом не стану", - произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут. Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: "Эдакая сила у Евгения!" Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: "Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!" Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя. "Обломаю дел много" - эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.

    Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: "славная", "такая красивая", "великодушная", "молодая, свежая, чистая". Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому "романтизму", который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет".

    Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм - все это берет верх, одерживает победу.

    И тут встает вопрос: почему же Тургенев «убивает» своего героя?

    Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

    Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о "собственном ничтожестве". Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.

    По словам Писарева, "умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг". И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

    И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: "Жаль погибшей, напрасно потраченной силы". Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Вопрос

    Как вы восприняли последние страницы романа? Какие чувства у вас вызвала смерть Базарова?

    Ответ

    Основное чувство, которое вызывают последние страницы романа у читателей, – чувство глубокой человеческой жалости от того, что гибнет такой человек. Эмоциональное воздействие этих сцен велико. А.П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

    Вопрос

    Как умирал Базаров? (Гл. XXVII)

    «Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся.

    «Не хочу бредить, - шептал он, сжимая кулаки, - что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколько выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только и делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в холодные простыни... рвотное... горчишники к желудку... кровопускание», - говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающего», то есть водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Одинцовой».

    «Ночь была не хороша для Базарова... Жестокий жар его мучил. К утру ему полегчило. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю».

    «Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились».

    «Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить ! (Он слабо махнул рукой.)»

    «Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

    Вопрос

    Почему Д.И. Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг…»?

    Ответ

    Смертельная болезнь Базарова – последнее его испытание. Перед лицом неотвратимой силы природы в полном объеме проявляются мужество, сила, воли, благородство, человечность. Это смерть героя, и смерть героическая.

    Не желая умирать, Базаров борется с болезнью, с беспамятством, с болью. До последней минуты он не теряет ясности ума. Он проявляет силу воли и мужество. Он сам поставил себе точный диагноз и рассчитал почти по часам течение болезни. Чувствуя неотвратимость конца, не струсил, не пытался обмануть себя и, главное, остался верен себе и своим убеждениям.

    «…теперь, по-настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно».

    «- Старина, - начал Базаров сиплым и медленным голосом, - дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».

    «Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная».

    «Сила-то, сила, - промолвил он, - вся еще тут, а надо умирать!.. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

    Вопрос

    По представлениям верующих, причастившимся прощались все их грехи, а не причастившиеся попадали на вечные муки в ад. Соглашается или нет Базаров принять причастие перед смертью?

    Ответ

    Чтобы не обидеть отца, Базаров «промолвил, наконец»: «Я не отказываюсь, если это может вас утешить». И тут же добавляет: «…но мне кажется, спешить еще не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше». Эта фраза не что иное, как вежливый отказ от исповеди, так как, если человеку лучше, то за священником посылать не надо.

    Вопрос

    Верит ли сам Базаров в то, что ему лучше?

    Ответ

    Мы знаем, что Базаров сам точно рассчитал течение болезни. Накануне он говорит отцу, что «завтра или послезавтра его мозг подаст в отставку». «Завтра» уже наступило, остается максимум еще день, и если еще подождать, то священник уже не успеет (Базаров точен: в тот день «к вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер»). Иначе как умный и деликатный отказ это нельзя понять. А когда отец настаивает на «исполнении долга христианина», становится резок:
    «- Нет, я подожду, - перебил Базаров. - Я согласен с тобою, что наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! ведь и беспамятных причащают.
    - Помилуй, Евгений...
    - Я подожду. А теперь я хочу спать. Не мешай мне».

    И перед лицом смерти Базаров отвергает религиозные убеждения. Для слабого человека было бы удобно принять их, поверить, что после смерти моет попасть «в рай», Базаров не обольщается этим. И если его все-таки причащают, то беспамятного, как он и предвидел. Тут его воли нет: это поступок родителей, находящих в этом утешение.

    Отвечая на вопрос, почему смерть Базарова следует считать героической, Д.И. Писарев писал: «Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью» .

    Вопрос

    Изменился ли Базаров перед смертью? Почему он стал ближе нам перед смертью?

    Ответ

    Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается герой с возлюбленной и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

    Он произнес, наконец, «другие слова», которых боялся раньше: «…я любил вас!.. Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда…» «И мать приласкайте. Ведь таких людей как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова: «Тут есть лес».

    Базаров стал перед смертью лучше, человечнее, мягче.

    Вопрос

    В жизни Базаров умирает от случайного пореза пальца, но случайна ли смерть героя в композиции романа?

    Почему же все-таки Тургенев заканчивает свой роман сценой смерти главного героя, несмотря на его превосходство над другими персонажами?

    Ответ

    О своем уходе Базаров говорит: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»

    Всякий сюжетно-композиционный прием раскрывает идейный замысел писателя. Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна в романе. Тургенев определил Базарова как фигуру трагическую, «обреченную на погибель».

    Есть две причины смерти героя – его одиночество и внутренний конфликт. Обе эти взаимосвязанные причины входили в авторский замысел.

    Вопрос

    Как Тургенев показывает одиночество героя?

    Ответ

    Последовательно, во всех встречах Базарова с людьми Тургенев показывает невозможность опереться на них. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом – родители, потом Фенечка, истинных учеников у него нет, покидает его и Аркадий, и, наконец, последнее и самое важное столкновение происходит у Базарова перед смертью – столкновение с народом.

    «Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком.
    - О чем толковал?
    - Известно, барин; разве он что понимает?
    - Где понять! - отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах. Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...

    Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Их, конечно, мало, тем более что это первые новые люди. Тургенев прав, показывая их одиночество в поместной и городской дворянской среде, прав, показывая, что здесь они не найдут себе помощников.

    Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможности для коренных демократических преобразований, для претворения замыслов Базарова и ему подобных.

    «Отцы и дети» вызвали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливается перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей.

    Тургенев верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил России, что русское общество прислушается к его предупреждениям. Но его мечты не сбылись.

    «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, истая, но все же обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». И.С. Тургенев.

    Задание

    1. Поделитесь своими ощущениями от романа.
    2. Симпатию или антипатию вызвал у вас герой?
    3. Уживаются ли в вашем представлении о нем такие оценки, определения: умница, циник, революционер, нигилист, жертва обстоятельств, «гениальная натура»?
    4. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
    5. Прочтите свои сочинения-миниатюры.

    Смерть Базарова


    Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви, живопись, литературу и другие виды искусства. Базаров - нигилист.

    Вначале романа происходит конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми, между нигилистом и аристократами. Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров побеждает. Поэтому происходит разрыв по идеологическим соображениям.

    Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, с женщиной умной, красивой, спокойной, но несчастной. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Герой видит, что Одинцова высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Неразделенная любовь.

    К «мнимым» последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина. В отличие от них, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность, Базаров с уверенностью в своих силах отстаивает близкие ему взгляды. Пошлость и ничтожество.

    Базаров, приехав к родителям, замечает, что ему становиться скучно с ними: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может поговорить так, как он говорит с Аркадием, даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем, поэтому решает уехать. Но вскоре приезжает обратно, где помогает отцу лечить больных крестьян. Люди разного поколения, разного развития.

    Базарову нравиться работать, для него работа является удовлетворением и самоуважением, поэтому он близок к народу. Базарова любят ребятишки, прислуга и мужики, потому что они видят в нем простого и умного человека. Народ – его понимание.

    Тургенев считает своего героя обреченным. У Базарова две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.

    Смерть Базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью он силен, спокоен и невозмутим. Смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, - ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами - обыкновенный человек со своими страхами и слабостями.

    Базаров - романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьба совершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.

    Д.И. Писарёв утверждает, что «Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения». Так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры».

    Смерть Базарова - символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

    Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным, рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

    Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим. Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему, и Базарову неловко/Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

    «Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

    Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

    Мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова построен сюжет романа. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

    Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...

    Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

    Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою»

    Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

    Вспомним слова Базарова: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе". Налицо культ силы. "Волосатый", - так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров - человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это "намеренное эпатирование хорошего вкуса"? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение...

    Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. "Зачем я стану признавать авторитеты?"; "Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта"; он низводит высокое искусство до "искусства наживать деньги". Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: "Ты его оскорбил". Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: "Воображает себя дельным человеком!", опустился до того, чтобы поставить "свою жизнь на карту женской любви", "мы, физиологи, знаем, какие это отношения" между мужчиной и женщиной...

    В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

    Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: "А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?" Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

    Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде "долго делать", в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности. А ценности эти - любовь к другому человеку, заповедь "не убий" (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о "корнях", нас питающих, о Боге. Он говорит: "Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!"