Автобиографическим произведением является повесть а н толстого. Автобиографические произведения русской литературы

Произведения написаны «от первого лица» (например, трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»; повесть Тургенева «Первая любовь»; романы-хроники «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»; роман «Жизнь Арсеньева»; рассказы М. Горького из сборника «По Руси» и его трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»; - Михайловский «Детство Темы»; «Лето Господне»; «Детство Никиты»; «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»).

В автобиографических произведениях главным всегда является сам автор, и все описываемые события передаются непосредственно через его восприятие. И все же эти книги – прежде всего художественные произведения, и приведенные в них сведения нельзя воспринимать как реальную историю жизни автора.

Обратимся к произведениям, и -Михайловского. Что же их объединяет?

Все герои рассказанных историй – дети.

За основу сюжета авторы взяли изображение картин духовного роста маленького человека. Повествуя о прошлом своего героя не в хронологической последовательности, а рисуя картины наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка, художники слова показывают, как воспринимал эти события реально существовавший человек того времени, о чем он думал, как он ощущал мир. Автор дает читателям почувствовать "живое дыхание" истории.

Главное для писателей – это не события эпохи, а их преломление в душе растущего человека; психология героев, их отношение к жизни, трудное обретение себя.


Все писатели своими произведениями утверждают, что основа жизни ребенка – любовь, которая ему нужна от других и которую он готов щедро дарить людям, в том числе и близким.

Уроки детства осмысляются героями всю жизнь. Они остаются с ним как ориентиры, которые живут в их совести.

Сюжет и композиция произведений основываются на жизнеутверждающем мировосприятии авторов, которое они передают своим героям.

Все произведения обладают огромной нравственной силой, которая необходима сегодня растущему человеку как противоядие против бездуховности, насилия, жестокости, захлестнувших наше общество.

Изображенное в произведениях видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта.

Что же отличает эти автобиографические произведения?

В произведениях, и - Михайловского авторы рассказывают не только о детстве героев, но и о том, как складывается их самостоятельная жизнь.

И открывают перед читателем детские впечатления своих героев.

Жизнь маленьких героев складывается и освещается писателями по-разному.

Горьковское произведение отличается от других повестей автобиографического характера тем, что ребенок находится в другой социальной среде. Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Художественной задачей Горького было показать «свинцовые мерзости жизни» всего того социального слоя, к которому он принадлежал. С одной стороны, писателю было важно показать «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных. С другой стороны, - рассказать об огромном влиянии на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человеческой».

Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы.

В повести «Мои университеты» сильно публицистическое начало, что помогает читателю глубже понять личность Горького, его мысли, чувства. Главным уроком этой повести является мысль писателя о том, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Детство персонажей других писателей согрето лаской и любовью родных. Свет и тепло семейной жизни, поэзия счастливого детства бережно воссоздаются авторами произведений.

Но тут же возникают и острые социальные мотивы: неприглядные стороны помещичьего и аристократически-светского бытия рисуются отчетливо и без прикрас.

«Детство» и «Отрочество» - повествование о Николеньке Иртеньеве, чьи мысли, чувства и ошибки изображены писателем с полным и искренним сочувствием.

Николенька Иртеньев, герой произведения, – мальчик с чуткой душой. Он жаждет согласия между всеми людьми и стремится им помочь. Он более остро воспринимает события жизни, видит то, чего не замечают другие. Не о себе ребенок думает, страдает, видя людскую несправедливость. Сложнейшие жизненные вопросы ставит мальчик перед собой. Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Что есть страдание, и можно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье (и несчастье)? Что есть смерть? Что такое Бог? И в итоге: что есть жизнь, для чего жить?


Отличительной чертой характера Николеньки является стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков. Он винит, казнит себя не только за недостойные поступки, но даже слова и мысли. А ведь это – муки чуткой детской совести.

Иная картина в повествовании о юности героя. В нем сохранились прежние устремления и благородные душевные качества. Но он воспитан в ложных предрассудках аристократического общества, от которых освобождается только к концу повести, и то лишь пройдя через сомнения и серьезные размышления и встретив иных людей – не аристократов.

«Юность» - это повесть об ошибках и возрождении.

Книги о детстве и юности создавались и до Толстого. Но Толстой первым внес в историю становления человеческой личности тему острой внутренней борьбы, нравственного самоконтроля, раскрывая «диалектику души» героя.

Тёма Карташев («Детство Тёмы») живет в семье, где отец отставной генерал, дает вполне определенное направление воспитанию детей. Поступки Тёмы, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Тёмы, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного звереныша», запуганного угрозой телесных наказаний.

Недобрая память об экзекуциях за проступки сохранится у Тёмы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».

– Михайловский проводит своего героя, доброго, впечатлительного, горячего мальчика, через все горнила жизни. Не раз его герой попадает, как Жучка, «в вонючий колодец». (Образ Жучки и колодца неоднократно повторяется в тетралогии как символ тупикового состояния героев.) Однако герой способен возрождаться. Сюжет и композиция семейной хроники построены как поиски выхода из кризисов.

«Мой компас – моя честь. Двум вещам поклоняться можно – гению и доброте»,- говорит Карташев своему другу. Точкой опоры в жизни для героя станет работа, в которой раскроются таланты, духовные и физические силы героя.

В «Детских годах Багрова - внука» нет происшествий. Это история мирного, бессобытийного детства, удивляющего только необыкновенной чувствительностью ребёнка, которой способствует необыкновенно сочувственное воспитание. Особая сила книги заключается в изображении прекрасной семьи: «Семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе... ограничивая в человеке животное», - писал А. Платонов. Он также подчеркивал, что семья в изображении Аксакова воспитывает чувство родины и патриотизм.

У Сережи Багрова было нормальное детство, овеянное родительской любовью, нежностью и заботой. Однако он замечал подчас отсутствие гармонии между отцом и матерью из-за того, «что с одной стороны, была требовательность, а с другой - неспособность удовлетворить тонкой требовательности». Сережа с удивлением отмечал, что его горячо любимая мать равнодушна к природе, высокомерна к крестьянам. Все это омрачило жизнь мальчика, который понимал, что доля вины лежит и на ней.

В основе повести И. Шмелева «Лето Господне» лежат впечатления детства и отражение мира детской души. Дом, отец, народ, Россия – все это дано через детское восприятие.

В сюжете мальчику отведено срединное положение, некий центр между отцом, кипящим в делах и заботах, и спокойным, уравновешенным Горкиным, которого богомольцы принимают за батюшку. А новизна каждой главы – в открывающемся взору ребенка мире Красоты.

Образ Красоты в повести многолик. Это, конечно, картины природы. Свет, радость – этот мотив в восприятии природы мальчиком звучит постоянно. Пейзаж - словно царство света. Природа одухотворяет жизнь ребенка, связывает её незримыми нитями с вечным и прекрасным.

С образом Неба входит в повествование и мысль о Боге. Самыми поэтическими страницами повести являются страницы, рисующие православные праздники и религиозные обряды. В них показана красота духовного общения: «Все были связаны со мной, и я был со всеми связан», - радостно думает мальчик.

Вся повесть словно сыновний поклон и памятник отцу, сотворенный в слове. Очень занятый, отец всегда находит время для сына, для дома, для людей.

Один из современников пишет о нем: «…Велика власть таланта, но еще сильнее, глубже и неотразимей трагизм и правда потрясенной и страстно любящей души… Никому больше не дано такого дара слышать и угадывать чужое страдание, как ему».

«Детство Никиты». В отличие от других произведений, в повести Толстого каждая глава представляет законченный рассказ о каком-то событии из жизни Никиты и даже имеет свое название.

С детских лет А. Толстой полюбил волшебную русскую природу, узнал богатую, образную народную речь, уважительно относился к народу и всеми этими качествами наделил и Никиту.

Поэзия разлита во всем, что окружает этого мальчика – нежного, наблюдательного и очень серьезного. В самых обыкновенных событиях жизни Никиты автор находит неизъяснимую прелесть. Он стремится опоэтизировать окружающий мир и заражает этим стремлением других.

В этом произведении, рассказанном с шутливой улыбкой, раскрыт большой мир и глубокие чувства взрослых и детей.

Как видно из анализа произведений, жизнь одних героев складывается безмятежно и спокойно в счастливой семье (Сережа Багров, Никита).

Другие персонажи шалят, мучаются, влюбляются, страдают, теряют родителей, борются, ставят перед собой трудные философские вопросы, над которыми с рождения и до смерти бьется мыслящий человек.

В работе рассматриваются автобиографические произведения, написанные от " первого лица" : трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова; трилогия М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»; "Детство Темы" Н.Г.Гарина - Михайловского; «Лето Господне» И.С.Шмелева; «Детство Никиты»А.Н.Толстого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автобиографические произведения русской литературы

(что в них схожего и чем они отличаются).

Многие автобиографические произведения написаны «от первого лица» (например, трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; повесть Тургенева «Первая любовь»; романы-хроники С.Т.Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»; роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»; рассказы М.Горького из сборника «По Руси» и его трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»; Н.Г.Гарин - Михайловский «Детство Темы»; И.С.Шмелев «Лето Господне»; А.Н. Толстой «Детство Никиты»; И.С.Тургенев «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»).

В автобиографических произведениях главным всегда является сам автор, и все описываемые события передаются непосредственно через его восприятие. И все же эти книги – прежде всего художественные произведения, и приведенные в них сведения нельзя воспринимать как реальную историю жизни автора.

Обратимся к произведениям С.Т.Аксакова, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, И.С. Шмелева и Н.Г. Гарина-Михайловского. Что же их объединяет?

Все герои рассказанных историй – дети.

За основу сюжета авторы взяли изображение картин духовного роста маленького человека. Повествуя о прошлом своего героя не в хронологической последовательности, а рисуя картины наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка, художники слова показывают, как воспринимал эти события реально существовавший человек того времени, о чем он думал, как он ощущал мир. Автор дает читателям почувствовать "живое дыхание" истории.

Главное для писателей – это не события эпохи, а их преломление в душе растущего человека; психология героев, их отношение к жизни, трудное обретение себя.

Все писатели своими произведениями утверждают, что основа жизни ребенка – любовь, которая ему нужна от других и которую он готов щедро дарить людям, в том числе и близким.

Уроки детства осмысляются героями всю жизнь. Они остаются с ним как ориентиры, которые живут в их совести.

Сюжет и композиция произведений основываются на жизнеутверждающем мировосприятии авторов, которое они передают своим героям.

Все произведения обладают огромной нравственной силой, которая необходима сегодня растущему человеку как противоядие против бездуховности, насилия, жестокости, захлестнувших наше общество.

Изображенное в произведениях видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта.

Что же отличает эти автобиографические произведения?

В произведениях А.М.Горького, Л.Н.Толстого и Н.Г.Гарина - Михайловского авторы рассказывают не только о детстве героев, но и о том, как складывается их самостоятельная жизнь.

И.С.Шмелев и С.Т.Аксаков открывают перед читателем детские впечатления своих героев.

Жизнь маленьких героев складывается и освещается писателями по-разному.

Горьковское произведение отличается от других повестей автобиографического характера тем, что ребенок находится в другой социальной среде. Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Художественной задачей Горького было показать «свинцовые мерзости жизни» всего того социального слоя, к которому он принадлежал. С одной стороны, писателю было важно показать «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных. С другой стороны, - рассказать об огромном влиянии на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человеческой».

Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы.

В повести «Мои университеты» сильно публицистическое начало, что помогает читателю глубже понять личность Горького, его мысли, чувства. Главным уроком этой повести является мысль писателя о том, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Детство персонажей других писателей согрето лаской и любовью родных. Свет и тепло семейной жизни, поэзия счастливого детства бережно воссоздаются авторами произведений.

Но тут же возникают и острые социальные мотивы: неприглядные стороны помещичьего и аристократически-светского бытия рисуются отчетливо и без прикрас.

«Детство» и «Отрочество» - повествование о Николеньке Иртеньеве, чьи мысли, чувства и ошибки изображены писателем с полным и искренним сочувствием.

Николенька Иртеньев, герой произведения Л.Н.Толстого, – мальчик с чуткой душой. Он жаждет согласия между всеми людьми и стремится им помочь. Он более остро воспринимает события жизни, видит то, чего не замечают другие. Не о себе ребенок думает, страдает, видя людскую несправедливость. Сложнейшие жизненные вопросы ставит мальчик перед собой. Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Что есть страдание, и можно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье (и несчастье)? Что есть смерть? Что такое Бог? И в итоге: что есть жизнь, для чего жить?

Отличительной чертой характера Николеньки является стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков. Он винит, казнит себя не только за недостойные поступки, но даже слова и мысли. А ведь это – муки чуткой детской совести.

Иная картина в повествовании о юности героя. В нем сохранились прежние устремления и благородные душевные качества. Но он воспитан в ложных предрассудках аристократического общества, от которых освобождается только к концу повести, и то лишь пройдя через сомнения и серьезные размышления и встретив иных людей – не аристократов.

«Юность» - это повесть об ошибках и возрождении.

Книги о детстве и юности создавались и до Толстого. Но Толстой первым внес в историю становления человеческой личности тему острой внутренней борьбы, нравственного самоконтроля, раскрывая «диалектику души» героя.

Тёма Карташев («Детство Тёмы») живет в семье, где отец отставной генерал, дает вполне определенное направление воспитанию детей. Поступки Тёмы, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Тёмы, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного звереныша», запуганного угрозой телесных наказаний.

Недобрая память об экзекуциях за проступки сохранится у Тёмы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».

Н.Г. Гарин – Михайловский проводит своего героя, доброго, впечатлительного, горячего мальчика, через все горнила жизни. Не раз его герой попадает, как Жучка, «в вонючий колодец». (Образ Жучки и колодца неоднократно повторяется в тетралогии как символ тупикового состояния героев.) Однако герой способен возрождаться. Сюжет и композиция семейной хроники построены как поиски выхода из кризисов.

«Мой компас – моя честь. Двум вещам поклоняться можно – гению и доброте»,- говорит Карташев своему другу. Точкой опоры в жизни для героя станет работа, в которой раскроются таланты, духовные и физические силы героя.

В «Детских годах Багрова - внука» нет происшествий. Это история мирного, бессобытийного детства, удивляющего только необыкновенной чувствительностью ребёнка, которой способствует необыкновенно сочувственное воспитание. Особая сила книги заключается в изображении прекрасной семьи: «Семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе... ограничивая в человеке животное», - писал А.Платонов. Он также подчеркивал, что семья в изображении Аксакова воспитывает чувство родины и патриотизм.

У Сережи Багрова было нормальное детство, овеянное родительской любовью, нежностью и заботой. Однако он замечал подчас отсутствие гармонии между отцом и матерью из-за того, «что с одной стороны, была требовательность, а с другой - неспособность удовлетворить тонкой требовательности». Сережа с удивлением отмечал, что его горячо любимая мать равнодушна к природе, высокомерна к крестьянам. Все это омрачило жизнь мальчика, который понимал, что доля вины лежит и на ней.

В основе повести И.Шмелева «Лето Господне» лежат впечатления детства и отражение мира детской души. Дом, отец, народ, Россия – все это дано через детское восприятие.

В сюжете мальчику отведено срединное положение, некий центр между отцом, кипящим в делах и заботах, и спокойным, уравновешенным Горкиным, которого богомольцы принимают за батюшку. А новизна каждой главы – в открывающемся взору ребенка мире Красоты.

Образ Красоты в повести многолик. Это, конечно, картины природы. Свет, радость – этот мотив в восприятии природы мальчиком звучит постоянно. Пейзаж - словно царство света. Природа одухотворяет жизнь ребенка, связывает её незримыми нитями с вечным и прекрасным.

С образом Неба входит в повествование и мысль о Боге. Самыми поэтическими страницами повести являются страницы, рисующие православные праздники и религиозные обряды. В них показана красота духовного общения: «Все были связаны со мной, и я был со всеми связан», - радостно думает мальчик.

Вся повесть словно сыновний поклон и памятник отцу, сотворенный в слове. Очень занятый, отец всегда находит время для сына, для дома, для людей.

Один из современников И.С.Шмелева пишет о нем: «…Велика власть таланта, но еще сильнее, глубже и неотразимей трагизм и правда потрясенной и страстно любящей души… Никому больше не дано такого дара слышать и угадывать чужое страдание, как ему».

А.Н.Толстой «Детство Никиты». В отличие от других произведений, в повести Толстого каждая глава представляет законченный рассказ о каком-то событии из жизни Никиты и даже имеет свое название.

С детских лет А. Толстой полюбил волшебную русскую природу, узнал богатую, образную народную речь, уважительно относился к народу и всеми этими качествами наделил и Никиту.

Поэзия разлита во всем, что окружает этого мальчика – нежного, наблюдательного и очень серьезного. В самых обыкновенных событиях жизни Никиты автор находит неизъяснимую прелесть. Он стремится опоэтизировать окружающий мир и заражает этим стремлением других.

В этом произведении, рассказанном с шутливой улыбкой, раскрыт большой мир и глубокие чувства взрослых и детей.

Как видно из анализа произведений, жизнь одних героев складывается безмятежно и спокойно в счастливой семье (Сережа Багров, Никита).

Другие персонажи шалят, мучаются, влюбляются, страдают, теряют родителей, борются, ставят перед собой трудные философские вопросы, над которыми с рождения и до смерти бьется мыслящий человек.


Алексей Николаевич Толстой, биография которого будет рассматриваться в этой статье, - писатель яркого и многогранного дарования. Им написаны романы об историческом прошлом России и современности, пьесы и рассказы, политические памфлеты и сценарии, сказки для детей и автобиографическая повесть. О судьбе этого замечательного человека будет полезно узнать каждому.

Происхождение

Биография Толстого Алексея Николаевича началась в далеком 1883 году. Он появился на свет 29 декабря в Николаевске, в Самарской губернии. Будущий писатель воспитывался в семье помещика. Его отчим - А. Бостром - был наследником шестидесятников и либералом. К нему от законного мужа ушла мать Толстого - Александра Леонтьевна. Она была женщиной образованной, дворянского происхождения. Ее девичья фамилия - Тургенева, она приходилась внучатой племянницей декабристу Николаю Тургеневу. Родным отцом писателя был граф Толстой Николай Александрович. Впрочем, некоторые приписывают отцовство отчиму мальчика - Алексею Аполлоновичу Бострому. Этот момент в происхождении Алексея Николаевича по сей день является загадкой для биографов.

Детство

Ранние годы мальчика прошли в Сосновке - хуторе, принадлежавшем отчиму. Начальное образование будущий писатель получил дома, занимаясь под руководством приходящего учителя. Далее биография Алексея Толстого продолжилась в Самаре, куда он в 1897 году переехал вместе с родителями. Там мальчик поступил в реальное училище и окончил его в 1901 году. Затем он переехал в Петербург, чтобы продолжить свое образование. Там Алексей Николаевич поступил в технологический институт на отделение механики. К тому же времени относятся его первые поэтические опыты, созданные под влиянием творчества Надсона и Некрасова.

Раннее творчество

Писательство настолько увлекло юношу, что в 1907 году, перед защитой диплома, он оставил институт и решил целиком посвятить себя литературному творчеству. Краткая биография Алексея Толстого гласит, что в 1908 году он сочинил книгу стихов под названием «За синими реками», которая стала результатом его знакомства с русским фольклором. Через год он написал свою первую повесть - «Неделя в Тургеневе». Затем свет увидели два романа писателя - «Хромой барин» и «Чудаки». На произведения Алексея Толстого обратил внимание сам М. Горький. Он охарактеризовал их как творения, несомненно, крупного и сильного писателя. Критика также проявила благосклонность к первым публикациям автора.

Военные годы

Биография Алексея Толстого во время Первой мировой войны заслуживает отдельного внимания. Писатель трудился военным корреспондентом от издания «Русские ведомости», находился на фронтах, побывал во Франции и Англии. В это время он написал ряд рассказов и очерков о войне: «На горе», «Прекрасная дама», «Под водой». Алексей Николаевич также обратился к драматургии и сочинил две пьесы - «Касатка» и «Нечистая сила». События февральской революции вызвали интерес писателя к проблемам российской государственности. Он всерьез заинтересовался историей времен Петра Первого. Писатель много дней провел в архивах, стремясь проникнуть в суть того непростого времени.

Октябрьскую революцию Алексей Николаевич воспринял враждебно. Во время всеобщей смуты погибли его братья и были расстреляны другие родственники, некоторые скончались от болезней и голода. Во всем писатель винил большевиков. Он все еще продолжал работать, в его творчестве появилась историческая тематика (рассказы «День Петра», «Наваждение»), однако в 1918 году переехал вместе с семьей в Одессу, а оттуда эмигрировал за рубеж.

Эмиграция

Биография Алексея Толстого продолжилась в Париже. Писатель отзывался об этом периоде как о самом сложном отрезке своей жизни. Вдали от родины ему приходилось нелегко. Бытовая неустроенность усугублялась тем, что Толстой не смог найти единомышленников в эмигрантской среде. Его безграничную веру в русский народ никто не разделял. Преодолевая гнетущую тоску по Родине, Алексей Николаевич сочинил несколько произведений, пронизанных воспоминаниями о милом детстве. В 1920 году он написал повесть «Детство Никиты», а спустя два года опубликовал книгу «Приключения Никиты Рощина». В 1921 году Толстой перебрался в Берлин. Здесь он примкнул к сменовеховской группе «Накануне». Это общественно-политическое объединение русских эмигрантов отказалось от борьбы с властью Советов и перешло к ее фактическому признанию. В результате бывшие друзья по эмиграции отвернулись от Алексея Николаевича. В 1922 году Берлин посетил Горький. С ним у писателя установились тесные дружеские отношения. Под влиянием Алексея Максимовича писатель в 1922 году опубликовал «Открытое письмо Н. В. Чайковскому», в котором объяснял причины своего разрыва с белой эмиграцией и безоговорочно признавал советскую власть. Во время жизни за рубежом Толстым были написаны многие прозаические произведения: «Рукопись, найденная под кроватью», «Черная пятница», роман «Аэлита» и первая часть трилогии «Хождение по мукам» - «Сестры».

Возвращение на Родину

Биография Толстого Алексея Николаевича в 1923 году сделала новый судьбоносный виток - писатель вернулся в Россию. На Родине в последующие годы наряду с бесчисленными повестями и рассказами он написал вторую и третью часть «Хождения по мукам»: «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро». Затем писатель создал откровенно неудачную верноподданническую повесть «Хлеб», в которой прославлял оборону Царицына под руководством Сталина, и помпезную пьесу «Путь к победе». Однако вскоре Алексею Николаевичу приходит на ум действительно гениальная идея. Он начиняет сочинять исторический роман «Петр Первый», в котором всячески одобряет деятельность великого реформатора. Предполагалось, что жесткие методы Сталина уходят своими корнями глубоко в историю России. Этот жест был оценен властью по достоинству. Алексей Толстой, краткая биография которого приводится в этой статье, был осыпан всяческими милостями и заслужил прозвище «товарищ граф». Роман «Петр Первый» писатель создавал почти шестнадцать лет, и он так и остался неоконченным.

Великая Отечественная война

Алексей Николаевич Толстой, биография которого интересна и поучительна, в годы Великой Отечественной войны часто выступал с рассказами, очерками, статьями, главными героями которых были обыкновенные люди, сумевшие проявить в тяжелых испытаниях. В годы войны ему удалось блестяще проявить свой публицистический дар. Алексей Николаевич написал более шестидесяти патриотических статей, в том числе известный очерк под названием «Родина» (в 1941 году, 7 ноября). Кроме того, он сочинил цикл фронтовых очерков «Рассказы Ивана Сударева» и драматическую дилогию «Иван Грозный». В своих произведениях стремился передать несокрушимый дух своих соотечественников Алексей Толстой. «Русский характер» - рассказ, который заставляет читателей задумываться о тех, кто сумел отдать свою жизнь за свободу Отчизны. Впоследствии писатель хотел сочинить роман о подвиге русского народа во время Великой Отечественной войны, но этот замысел так и остался неосуществленным.

Последние годы жизни

В гостеприимный и открытый дом писателя все время приходили гости. Здесь собирались интересные люди: музыканты, актеры, литераторы. Алексей Толстой, русский характер которого не позволял ему замкнуться в четырех стенах и целиком посвятить себя творчеству, умел жить на широкую ногу и щедро делился получаемыми благами с друзьями. Писатель несколько раз был женат, женщины любили его за необычайно легкий нрав и широту натуры.

Биография Алексея Толстого завершилась в 1945 году, 23 февраля, в Москве. Он всего несколько месяцев не дожил до Победы. Писателя с большими почестями похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Толстой Алексей Константинович. Детство

Общеизвестно, что в русской литературе заявил о себе не один Алексей Толстой. Краткая биография одного из них была изложена выше, однако не меньшего внимания заслуживает другой известный российский писатель. Толстой Константин Алексеевич родился 28 сентября 1878 года в селе Красный Рог Черниговской губернии. Его отцом был граф Толстой Константин Петрович, а матерью - внебрачная дочь графа Разумовского Перовская Анна Алексеевна. Женщина по неизвестным причинам рассталась с мужем сразу после рождения мальчика и, вместо родного папы, будущего писателя воспитывал дядя по материнской линии - А. А. Перовский. Этот человек прославился в русской литературе под псевдонимом Антоний Погорельский.

Ранние годы Алексей провел на Украине, в имении дяди - селе Погорельцы. С десятилетнего возраста мальчика постоянно вывозили за границу. Будущий писатель входил в ближайшее окружение наследника престола, будущего императора Александра Второго.

Карьера и творчество

Повзрослев, сделал удачную статскую карьеру Алексей Константинович Толстой. Сначала (в 1934 году) он был определен в «студенты» московского архива при Министерстве иностранных дел, затем служил в русской дипломатической миссии в Германии, а в 1940 году поступил на службу в Петербурге при дворе, где получил в 1943 году чин камер-юнкера.

Краткая биография Алексея Толстого не может раскрыть все знаменательные события в его жизни. Известно, что в 1830-1840-х он сочинил на французском языке два фантастических произведения: рассказы «Встреча через триста лет» и «Семья вурдалака». В 1941 году в мае писатель впервые опубликовал свою книгу - фантастическую повесть «Упырь». Белинский весьма благосклонно отнесся к этому произведению и увидел в нем проблески недюжинного дарования.

Личная жизнь

Биография Толстого Алексея Константиновича в 1850 году ознаменовалась важным событием - он влюбился в жену полковника Миллер Софью Андреевну. Этот брак был официально оформлен лишь в 1863 году, так как ему препятствовали родственники влюбленных. С одной стороны, бывший муж Софьи Андреевны никак не давал развод, а с другой, мама писателя всячески препятствовала отношениям сына.

Алексей толстой, творчество и жизнь которого освещаются в данной статье, вышел в отставку в 1861 году. Он поселился под Санкт-Петербургом, на берегу реки Тесны в усадьбе «Пустынька», и лишь изредка наведывался в столицу. В следующее десятилетие своей жизни (1860-1870) он часто выезжал за границу и путешествовал по Англии, Франции, Германии, Италии. Творчество писатель не бросал и постоянно печатался в журналах «Вестник Европы», «Русский вестник» и «Современник». В 1867 году опубликовал сборник своих стихов Толстой Алексей Константинович. Биография этого человека была насыщена интересными событиями. Он оставил свой след в русской литературе.

Кончина

Писатель умер в 1975 году, 28 сентября, во время очередного приступа сильнейшей головной боли. Биография Толстого Константина Алексеевича завершилась потому, что он ввел себе слишком много морфия, который был ему прописан врачом. Музей-усадьба этого замечательного человека находится в Красном Роге (Брянская область). Здесь писатель провел свои детские годы и неоднократно сюда возвращался. В этом поместье Алексей Константинович Толстой, биография которого интересна многим, нашел себе последний приют. Детей писатель после себя не оставил. Он вырастил только приемную дочь - Бахметьеву Софью Петровну.

Толстой Алексей Константинович. Творческое наследие

Произведения Алексея Толстого отличались заметным своеобразием. Писатель создал немало сатирических стихотворений и баллад. Он также является автором знаменитого исторического романа «Князь Серебряный». Творческая биография Толстого Алексея Константиновича также связана с написанием драматической трилогии об Иване Грозном. Кроме того, перу этого замечательного автора принадлежат лирические стихотворения. Достаточно вспомнить строчки из популярного романса «Средь шумного бала…», чтобы оценить всю мощь литературного дарования Алексея Константиновича. Толстой еще был неплохим драматургом. В 1898 году открытие Московского Художественного театра ознаменовалось постановкой его исторической драмы «Царь Федор Иоанович».

И уж никак нельзя обойти вниманием комический талант этого замечательного писателя. Алексей Константинович Толстой, биография которого весьма насыщенна, наряду с братьями Жемчужными создал бессмертный образ Козьмы Пруткова. Более половины сочинений этого забавного персонажа принадлежит его авторству.

Теперь вы знаете биографии двух выдающихся русских писателей. Толстой - фамилия, которая навсегда закрепилась в отечественной литературе как символ высочайшего писательского таланта, превзойти который дано далеко не каждому.

Т. – одна из ключевых фигур советской литературы (наряду с поздним Горьким, Шолоховым, Маяковским). Его художественное наследие богато и разнообразно в тематическом и жанровом отношении, но, с другой стороны, крайне неравноценно. Чрезвычайно плодовитый писатель, Т. обладал многогранностью художественного дара. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, вел активную общественно-литературную деятельность. В прозаическом наследии писателя – рассказы, повести, романы социально-фантастической, исторической, сатирической, автобиографической направленности. Т. созданы как шедевры («Петр Первый»), так и произведения, представляющие собой явную политическую конъюнктуру (повесть «Хлеб», пьеса «Путь к победе» и многие др.).

Жизнь Т. полна богатых, захватывающих событий. В Советской России его называли «Красным Графом», а также «Третьим Толстым»: «так потому, что были в русской литературе еще два Толстых – граф Алексей Константинович Толстой, поэт и автор романа из времен царя Ивана Грозного «Князь Серебряный», и граф Лев Николаевич Толстой», - свидетельствует в своих мемуарах И.А. Бунин, близко знавший Т.

В СССР Т. удостоился больших почестей, был вхож в высшие сферы партийно-государственной власти вплоть до общения со Сталиным. Потомок одного из первых российских графов, Т. вошел в ряд первых советских классиков.

Рассмотрим путь писателя в советскую литературу. Вступление на этот путь было непростым, ему предшествовали причины разного характера.

Октябрьский переворот вызвал у Т. тревогу и волнение. Писатель воспринял революцию, по его собственным словам, как «ураган крови и ужаса», пролетевший по стране». Весной 1918 г. Т. с семьей выехал из голодной Москвы в литературное турне на Украину. До апреля 1919 г. писатель жил в Одессе, в которую тогда выехали многие именитые художники слова, артисты, общественные деятели. В Одессе в то время оказался и Бунин. Почерпнутые впечатления от литературного турне по Украине и жизни в Одессе через несколько лет вылились в авантюрно-сатирическую повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус». В Одессе Т. с увлечением начал работу над такими произведениями, как пьеса «Любовь – книга золотая» и повесть «Лунная сырость, в основу которой было положено предание о графе Калиостро. В апреле 1919 г. Т. с семьей эвакуировался в Стамбул, откуда переправился в Париж.

Всего в эмиграции Т. провел 4 года. Два из них писатель прожил в Париже. Затем в 1921 г. переехал в Берлин. В Париже Т., стараясь поправить свое материальное положение, стал сотрудничать едва ли не во всех газетах и изданиях, подчеркивая этим самым и свой аполитизм. Пребывание в Париже отразилось впоследствии в повести «Черное золото» («Эмигранты») и в других произведениях на эмигрантскую тему. В ноябре 1921 г. Т. переехал в Берлин, где активно печатается в сменовеховской газете «Накануне» («Смена вех» - общественно-политическое течение в эмиграции, лидеры которого призывали к поддержке большевистской России). Сотрудничество со «Сменой вех» было для Т. возможностью возвратиться на Родину. Переживая сильную ностальгию, писатель, живя в Берлине, все решительнее задумывался о возвращении в Россию. Эмиграция осудила Т. за сотрудничество со «сменовеховцами». В апреле 1922 г. Т. был исключен из Союза русских литераторов в Париже, т. к. в «Открытом письме Н.В. Чайковскому» - одному из лидеров белой эмиграции, четко противопоставил себя эмигрантам. Такие антибольшевистские настроенные писатели, как Бунин, Мережковский и др., опубликовали коллективное письмо, в котором вынесли Т. моральное осуждение. Сам Т. впоследствии вспоминал, что бывшие друзья одели по нему траур. В августе 1923 г. писатель возвратился к родным берегам. Согласно официальному признанию, сделанному Т., вернуться в Россию его побудили любовь к Родине и неприятие западной культуры. О жизни в эмиграции писатель всегда вспоминал как о самом тяжелом периоде своей жизни. В эмиграции Т. были написаны разнообразные в жанровом отношении произведения: роман о революционной российской современности «Сестры», социально-фантастический роман «Аэлита», автобиографическая повесть «Детство Никиты» и др. Отдельной группой выделяются рассказы и повести о жизни русских эмигрантов: «Настроение Бурова», «Рукопись, найденная под кроватью», «В Париже» и др.

«Детство Никиты

О том, как у Т. возник замысел написать эту повесть, рассказывает Виктор Петелин в своем документальном повествовании «Жизнь Алексея Толстого. «Красный Граф». Однажды Т. вместе со своим сыном Никитой прогуливался по парижским улицам. Неожиданно Никита спросил:

«Папа, а что такое сугробы?». «Сугробы? Ну, знаешь, это такое… Толстой неопределенно махнул рукой, все еще думая о своем. А потом, когда до него дошел смысл вопроса, возмутился: «Как, ты не знаешь, что такое сугроб? А впрочем, откуда? Все правильно.

«Он мрачно замолчал. Потом лицо его смягчилось, разгладились морщины, которые неумолимыми складками уже легли на лбу, на щеках.

Ему живо представилось его детство. Как хорошо было бултыхнуться в мягкие пушистые сугробы. Он вспомнил свою самую, наверное, счастливую пору жизни, свой степной хутор, пруд, речку Чагру, летние светлые ночи на току, свою первую влюбленность. Милые и добрые лица матери и Бострома, вспоминал все бывшее, ушедшее, вспоминал звездные ночи и бешеные скачки по степи, и душа его наполнялась вновь оживающими подробностями и деталями давно прожитой жизни.

Они с Никитой пришли домой. Он вошел в свою комнату. Здесь было тихо и светло. Вот о чем надо сейчас писать – о своем детстве. О России…

…Этот эпизод вспомнила и записала Наталья Васильевна Крандиевская (первая жена Т.). Вскоре, замечает она, Т. действительно начал писать «Детство Никиты» - «Повесть о многих превосходных вещах». … Одна из первых глав повести так и называлась – «Сугробы».

В 1935 г. Т., вспоминая об этой повести, говорил: «Блуждал по Западной Европе, по Франции и Германии, и, поскольку сильно тосковал по России и русскому языку, написал «Детство Никиты». Никита – это я сам, мальчишка из небольшой усадьбы вблизи Самары. За эту книгу отдам я все свои предыдущие романы и пьесы! Русская книга и написана русским языком…». «Детство Никиты» своего рода небольшой шедевр, созданный Т. Материалом для повести послужили счастливые ранние годы писателя, проведенные в имении отчима на хуторе Сосновка. В центре повести – образ маленького Никиты. Т. передает сущность детского восприятия жизни, тонко раскрывает душу ребенка. Все окружающее кажется Никите прекрасным, исполненным пленительного очарования, необыкновенной прелести: и солнечное зимнее утро, и мягкие сугробы, и таинственные стенные часы, и нежная лукавая девочка Лиля, и много других простых, но чудесных вещей. В первых изданиях произведение выходило под названием «Повесть о многих превосходных вещах». Рядом с образом Никиты в нем запечатлен поэтический образ усадебной России, русский ландшафт, близкий сердцу Т.-изгнанника. Это одно из самых замечательных произведений в контексте мемуарной литературы Русского литературного Зарубежья первой волны, порожденной чувством ностальгии (Бунин «Жизнь Арсеньева», Шмелев «Лето Господне» и др.). Ж. Нива проницательно замечает, что если «Бунин погрузился в ностальгию и стал ее талантливейшим певцом», то «Т. вернулся в Россию: «…ибо … понял, что совершилось нечто грандиозное: Россия вновь становилась мощной и грозной».

«Сестры»

Это первая часть трилогии «Хождение по мукам». Создавался с июля 1919 по осень 1921 г. Т. дал широкую картину жизни русского общества накануне войны 1914 г., во время ее кровавого течения и в период революции и Гражданской войны. В центре – образы сестер Кати и Даши, инженера Телегина и офицера Рощина. Показывая их судьбы, жизненные мытарства в предреволюционный и революционно-военный период Т. дает свое осмысление недавней для него истории. Центральной для писателя здесь выступает тема участи России, волновавшая всех других эмигрантов. В дальнейшем, уже по возвращению в советскую Россию, Т. переделал некоторые главы, где присутствует неприятие революции. В 1925 г. роман был выпущен в новой редакции. Этот роман сам Т. считал книгой, открывающей новый этап его творчества, являющейся началом его понимания и художественного вживания в современность. Над другими романами трилогии Т. работал с перерывами на протяжении почти всей своей жизни в советской России. В 1928 г. был выпущен роман «Восемнадцатый год», в июне 1941 г. писатель окончил работу над третьей частью – «Хмурое утро». Он утверждал, что завершение последнего романа трилогии пришлось в ночь на 22 июня – точно перед началом Великой Отечественной войны. Во второй части – «Восемнадцатый год» - по сравнению с первой книгой существенно расширена социальная панорама. В основе романа положены исторические документы: архивные материалы, свидетельства участников Гражданской войны. В 1935-1937 гг. Т. была написана повесть «Хлеб», об обороне Царицына, ставшая своего рода добавлением к «Восемнадцатому году». В повести, явно созданной по заказу властей, Т якобы просмотрел выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Это, по мнению Ж. Нива, «быть может, один из лучших образчиков сталинской литературы». Третья часть «Хмурое утро», в которой до конца прослежены судьбы главных героев, в большей мере написана в той же, что и «Хлеб», сервильной эстетике. Это в значительной мере конъюнктурное произведение, связанное с поэтикой соцреализма, по законам которой внимание читателя должно быть приковано к обязательному счастливому финалу. Трилогия была одним из самых популярных произведений советской литературы.

«Аэлита

Роман явился своего рода пропуском к возвращению Т. из эмиграции. В советской России он имел колоссальный успех и был экранизирован. Ж. Нива считает это произведение «гибридом революционного пафоса и научной фантастики». «Аэлита» стала первым советским «социально-фантастическим романом, воплотив ключевые темы социальной фантастики ХХ века. Роман дал название первой российской премии за лучшее научно-фантастическое произведение года. К нему в той или иной степени восходит большинство социально-фантастических романов 1960-1980-х гг., в которых повествуется о проблемах контакта с обитателями других планет («Сердце змеи» И. Ефремова»), о психологических аспектах поведения человека в космосе (С. Лем «Солярис») и др. Т. опирался на опыт «марсианского» цикла Э. Берроуза. В романе сильно выражено авантюрно-занимательное начало. Стоит заметить, что Т., будучи по натуре человеком, склонным к различным розыгрышам и мистификациям, всегда считал, что незанимательное произведение похоже на кладбище идей, мыслей и образов и нет ничего более страшного в прозе, чем скука. «Аэлиту» сравнивали с популярными романами Ж. Верна. Инженер Лось создает аппарат, позволяющий осуществить полет на Марс. Его спутником в межпланетном перелете становится красноармеец Гусев. Оказавшись на Марсе, герои находят контакт с жителями планеты. Лось влюбляется в дочь марсианского правителя – Аэлиту, которая и рассказывает герою историю зарождения и развития марсианской цивилизации. Марсиане со слов Аэлиты – это потомки пришельцев с Земли, Атлантов, одного из племени земной расы, погибшей от потопа много тысяч лет тому назад. Фантастическое в романе в большей мере приобретает остросоциальный и политизированный характер. Полет землян на Марс, их попытка осуществить там революцию с целью освобождения марсиан от тирании Тускуба, предстают как способ противопоставления двух цивилизаций – новой, советской и старой, западной. В романе использованы идеи философии Шпенглера о закате цивилизаций. При написании романа Т, явно учел читательский спрос в новых условиях. Действие произведения происходит в начале 20-х гг. Лось и Гусев, представляют на Марсе революционную Россию. Научно-фантастический элемент выражен в толстовской книге в незначительной степени. Писатель крайне краток в описании научно-технического изобретения своего героя, почти ничего не говоря о принципах создания космического аппарата, о передвижении по воздуху летательных устройств марсиан.

Т. в советской России

Возвратившись из эмиграции, Т. поселился в пригороде Петрограда – Детском Селе (бывшем Царском). Т. непросто далось вживание в новую для него реальность. Многие не верили в искренность писателя, мотивировали его возвращение корыстным расчетом, приспособленчеством. Т. действительно на протяжении всей его жизни в советской России приходилось не раз приспосабливаться к власть имущим. М. Булгаков в дневниковых записях от 23-24 гг. назвал Т. «грязным, бесчестным шутом». Известно большая тяга Т. к материальным благам, его склонность к жизни на широкую ногу. Булгаковская оценка в этом отношении находит подтверждение в мемуарном очерке Бунина «Третий Толстой», где автор пишет о сочетании у Т. «редкой личной безнравственности … с редкой талантливостью всей его натуры, наделенной к тому же большим художественным даром». По возвращению из эмиграции одной из тем в творчестве Т. стало разоблачение эмигрантской жизни. Самым известным произведением, проникнутым антиэмигрантским пафосом, является сатирический роман-памфлет «Черное золото», написанная в 1930 г. и в 1938 г. переработанная и опубликованная под названием «Эмигранты».

В послеэмиграционный период особенно выделяются в творчестве Т. 20-е гг. Произведения этих лет разнообразны по тематике и в жанровом плане. Здесь и повесть о «Похождения Невзорова, или Ибикус» - о приключениях авантюриста, бывшего петербургского чиновника, добившегося успеха благодаря благоприятному стечению обстоятельств. (24-25), и повести о жизни в новой советской реальности – «Голубые города» (25) и «Гадюка»(28). В последней показана трагедия тех, кто не смог приспособиться к реальной мещанской действительности. Главная героиня – Ольга Зотова – дочь богатых родителей, добровольно воевавшая в Красной Армии, не находит себя в нэповские будни, испытывая мучительный разлад с пошлой мещанской средой. В 20-е гг. Т. создает фантастические произведения – рассказ «Союз пяти», роман «Гиперболоид инженера Гарина». В последнем показано стремление маниакальных властолюбцев к мировому господству, которого они хотят добиться с помощью новых, неизвестных большинству технических средств, и к геноциду в отношении этого большинства. К концу 20-х гг. относятся исторический рассказ «Гобелен Марии-Антуанетты», пьеса «На дыбе», посвященная петровской эпохе.

В 1929 г. Т, был начат роман «Петр Первый». Над этим романом Т. работал с большими перерывами до конца своей жизни. «Петр Первый» - одно из самых лучших сочинений Т. Он был высоко оценен даже теми, кто с неприязнью относился к писателю. Так, бунинский отзыв о романе был следующим: «Алешка, хоть ты и сволочь, мать твою,…но талантливый писатель». Антисоветская эмиграция считала Т. «гнусным лакеем на службе ГПУ». По этому роману при активном участии самого Т, был поставлен кинофильм с одноименным названием. В 30-е гг. Т. вел большую литературно-общественную деятельность. Он принимает активное участие в различных конгрессах, писательских встречах и др. В 40-е гг. Т. много выступает в печати с антифашистскими произведениями и статьями публицистического характера. В этот период он создает историческую дилогию «Иван Грозный» и «Орел и орлица», цикл «Рассказы Ивана Сударева». Общественно-литературная деятельность Т., его постоянные отклики на злобу дня естественно выбивали писателя из творческого равновесия. Т., по-видимому, понимал и чрезвычайную остроту ситуации. Он не мог не видеть, как бесследно исчезали многие талантливые деятели искусства и литературы, что, очевидно, побуждало его в немалой степени писать на самые безопасные, выдержанные в идеологическом отношении темы. Т., что нельзя скрыть, было создано немало конъюнктуры, произведений, находящихся ниже всякой критики. Но рядом с ними бесспорные шедевры – «Петр Первый» и даже такое маленькое сочинение, как сказочная повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино», написанная по мотивам сказки итальянского писателя 19 века К. Коллоди. Ее причисляют к высшим достижениям детской литературы 30-х гг. Однако, как остроумно замечает С.И. Кормилов, «при ее идеологизированной трансформации в пьесу и киносценарий (1938) ключик стал открывать дверь не в кукольный театр, а в «Страну счастья» - СССР.

Заболев раком легкого, Т. скончался 23 февраля 1945 г., так и не завершив исторический роман – «Петр Первый», пожалуй, лучшую свою книгу. Ж. Нива назвал писателя «изменчивым циником-протеем», считая, что этот облик «сослужил ему плохую службу». Тем не менее, литературовед уверен, что «Т. следует читать и ценить по двум причинам. Во-первых, он был очень одарен как стилист, рассказчик и мастер слова…» И поэтому, полагает Ж. Нива, это «не позволит забвению поглотить все его сочинения». «Во-вторых, пройденный им путь ни на что не похож – и в то же время характерен для некоторой части русской интеллигенции, признавшей Сталина вследствие «Национал-большевистских» убеждений…».

Историческая тема в творческом наследии Т. Анализ рассказа «День Петра» и романа «Петр Первый»

Историческая тема является одной из ключевых в творчестве Т. При этом особенно продуктивным для этого писателя было обращение к осмыслению русской национальной истории. В прошлом России Т. искал, прежде всего «разгадку» русского характера и русской государственности, пытаясь через них более глубоко постичь процессы современности. Сам Т. свое стремление к познанию и художественному осмыслению российской истории объяснял следующим образом: «Четыре эпохи влекут меня к изображению: …эпоха Ивана Грозного, Петра, гражданской войны 18 – 20-х годов и, наконец, наша – сегодняшняя – небывалая по размерам и значительности. Но о ней – дело впереди. Чтобы понять в ней тайну русского народа, его величие, – нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер».

К историческому жанру Т. обратился еще до выезда из России. В 1917-1918 гг., а также в эмиграции писателем были созданы такие обращенные к русской истории произведения, как «Наваждение», «День Петра», «Повесть смутного времени» и др. Национально-историческая тема стала одной из главных в творчестве Т. с конца 20-х гг. В 1929 г. была написана пьеса «На дыбе». Начиная с этого времени и практически до последних лет жизни Т. работал над романом «Петр Первый». В 40-е гг. им была создана историческая дилогия об Иване Грозном.

В идейно-художественном плане самыми весомыми в творческом наследии Т. на историческую тему, бесспорно, являются произведения, посвященные петровской эпохе. Образ Петра Первого и его времени очень сильно привлекал художественную мысль Т. При этом взгляд писателя в трактовке этого образа на протяжении лет менялся. Сопоставим два произведения – дореволюционный рассказ «День Петра» и роман «Петр Первый». В первом из них Т. следовал традиции славянофилов и символистов – Д. Мережковского и А. Белого, изображавших Петра как царя-антихриста, поправшего исконные традиции и религиозные чаяния русских, носителя гибельной, деспотической силы.

Писатель приземлил и огрубил фигуру Петра, насытил описание его внешности подчеркнуто натуралистическими подробностями. В рассказе показывается ужасающая жестокость Петра, его варварские забавы, грубые привычки, его деспотизм и полное равнодушие к страданиям людей. Т. акцентирует в деятельности Петра отрицательные стороны его реформ, показывая, каким тяжким бременем ложились они на плечи народа. Радея за Россию, Петр был невероятно жесток к ее народу. Однако в то же время в рассказе звучит и мотив оправдания этой огромной жестокости. Петр трагически одинок, ибо взял на себя непосильную ношу одного за всех. Трагическое одиночество Петра, взявшего на себя непомерный труд, окруженного тунеядцами и предателями, равнодушными к государственным делам, показано также в пьесе «На дыбе», драматическим центром которой является приведшее к кровавой развязке столкновение Петра и его сына царевича Алексея.

Образ Петра Великого, трактовка его реформ и преобразований заметно иные в романе «Петр Первый». Здесь Петр – патриот, его реформы и преобразования имеют бесспорное положительное значение для развития России. Подчеркнуты огромная сила воли Петра, его неиссякаемая энергия, ум, трудолюбие, оптимизм. На материале петровской эпохи Т., по его словам, рассказал «о победе над стихией, косностью, азиатчиной». Петр в толстовской трактовке 30-40-х гг. это «разум эпохи, воля, целеустремленность», противостоящие «стихийности, косности, реакции». Т. выступил против односторонне негативного изображения личности Петра, выражавшегося в выпячивании приписываемых ему патологических черт: психической неуравновешенности, запойного пьянства, варварской жестокости, безудержного разврата. Т. видел в Петре человека своего времени, стремился показать эту многогранную личность во всех ее противоречиях. Поэтому наряду с петровскими достоинствами в толстовском романе заметно и описание отрицательных сторон характера героя: он ни в чем не знает удержу – ни в забавах, ни в самозабвенном труде, ни в средствах к достижению поставленной цели. Петр непоседлив, готов в любую минуту мчаться хоть на край света ради задуманного дела, он резок, правдив, суров и справедлив, насмешлив и добр, тверд, прост в обращении.

Некоторые исследователи, тем не менее, считают, что Т. идеализировал Петра, сгладил патологические свойства его характера, петровский деспотизм, своеволие и истеричность оправдав высшими государственными интересами. Часть критиков увидела в Петре личность ницшеанского типа, противостоящую толпе. В постсоветское время ХХ века получила распространение точка зрения, согласно которой личность Петра выступает как завуалированная апология личности Сталина. Создавая образ Петра, Т. якобы выполнял социальный заказ на образ сильной личности. Ряд критиков воспринимает роман как художественную иллюстрацию к конкретным социально-политическим явлениям. Так, по мнению Е. Добренко « «Петр» - это декорация, где за историческим антуражем скрывается расстановка сил в сталинском окружении». Сам Т. считал, что по-настоящему объективно петровское время можно осмыслить только в новую, советскую эпоху. Писатель говорил: «Работа над Петром для мен, прежде всего – вхождение в историю через современность, воспринимаемую по-марксистски. Это переработка своего художественного ощущения. Результат тот, что история стала раскрывать мне свои нетронутые богатства». Однако на упреки в модернизации исторического прошлого, писатель отвечал тем, что его произведение – это не аналогия, не роман о современности в образах 18 века. Это, по словам Т., «исторический роман об огромной, до сих пор неправильно освещавшейся эпохе русской истории на грани 17 и 18 веков…».

«Петр Первый» – одно из самых значимых, если не лучших явлений в советской исторической прозе. Создавая этот роман, Т. проделал титаническую работу. В основу произведения положен обширный фактический материал: исследования историков, записки современников Петра, дневники, письма, указы, дипломатические донесения, судебные акты. О том, насколько писатель стремился к правдивости, достоверности в изображении Петра, колорита петровской эпохи свидетельствует следующий эпизод, переданный Львом Коганом, постоянным слушателем чтения Т. глав своего романа вслух. «Однажды – рассказывает Л. Коган – я застал его вечером за разглядыванием старинной гравюры петровского времени. Гравюра была прикреплена кнопками к наклонному деревянному пюпитру, стоявшему на письменном столе. На гравюре изображен был Петр во весь рост. Алексей Николаевич через лупу напряженно разглядывал пуговицы кафтана Петра, стараясь выяснить гладкие они или имеют какое-то тиснение.

Нельзя понять, - досадовал он, - кажется, что-то есть, а что – не разобрать, орел ли? А ну-ка, взгляните вы, я ведь плохо вижу.

Но я ничего не мог разобрать. Мне казалось, что на пуговицах нет никаких изображений.

Ну добро бы мундир был военный, тогда понятна были бы тиснения на пуговицах. А тут ведь не мундир, а кафтан…

Т. неожиданно впал в несвойственное ему уныние и начал жаловаться, что из-за проклятых пуговиц он совсем потерял образ Петра и дальше не может работать. Однако он тут же вспомнил, что в Эрмитаже имеется сундук с вещами Петра, и решил немедленно ехать в Эрмитаж и дознаться, нет ли в сундуке сходного кафтана Петра. Но ехать нельзя было: на дворе стояла ночь, Т. совсем расстроился.

На следующий день перед вечером он зашел ко мне и рассказал, что ночью почти не спал, а с утра поехал в Эрмитаж. Заветный сундук принесли в кабинет директора и открыли. Среди вещей Петра там оказался и кафтан того же фасона, что и на гравюре.

Пуговицы были гладкие, - засмеялся Алексей Николаевич, - за это познание я заплатил бессонной ночью и добрый час чихал от проклятого нафталина. Но зато я снова вижу Петра.

Несомненная заслуга Т. в том, что он воссоздал реалистический колорит петровской эпохи, нарисовал энциклопедически точную и пластически достоверную ее картину. Образ Петра дан в развитии. В романе показано становление его личности, формирование его как государственного деятеля и военного стратега. Роман проникнут идеей исторического оптимизма, идеей подчинения личных интересов общему, государственному делу. Роман был экранизирован и стал классикой советского патриотического кино.