Тотем - это древний символ веры. Особенности тотемизма

Сравнительно-историческое исследование религиозных традиций мира позволяет предположить, что отличительной чертой религии первобытного общества является вера в одушевленность явлений, процессов, природных сил, видимых космических объектов и т.д. Эта вера получила название «анимизм».

Проблема периодизации анимизма. Э. Тайлор полагал, что именно анимизм является самой ранней формой религии, к которой генетически восходят все остальные ее виды. Однако в настоящее время стадиальная теория, которой придерживались эволюционисты, не имеет сторонников среди ученых. Данные нолевых исследований доказывают, что сформированные антропологами XIX в. представления об анимизме, фетишизме, тотемизме как о последовательно сменяющих друг друга ступенях эволюции религии, свойственной всем культурам и народам, - не более чем кабинетная абстракция. Поэтому анимизм, фетишизм и тотемизм следует рассматривать не как стадии развития религии, но свойства религиозного мировосприятия первобытного мира, которые необязательно последовательно сменяют друг друга (по принципу «высшая форма замещает низшую») - они могут проявляться одновременно. Также следует учитывать, что перечисленные формы религии, строго говоря, не тождественны самим религиям, они выступают скорее как некие рамочные понятия, которые получают уникальное и неповторимое наполнение непосредственными религиозными представлениями и том или ином историческом и этническом контекстах.

Э. Кассирер в «Философии символических форм» (1923) высказал предположение о двух типах анимистических представлений: ранний анимизм характеризуется пониманием души как чуждой человеку, внешней демонической силы, тогда как в позднем анимизме формируются представления о «духах-покровителях», т.е. душах умерших предков, которые защищают живых и в силу этого связаны с ними намного более тесно и «интимно», нежели духи природных сил и явлений. Проверить это предположение, однако, не представляется возможным.

Этнографами и религиоведами высказывались предположения, что развитому анимизму предшествовал аниматизм - вера в некую безличную духовную силу, наполняющую природу и делающую ее одушевленной. Для аниматизма свойственно представление о том, что смена времен года, вегетативные и репродуктивные процессы в природе обеспечиваются этой невидимой духовной силой. Однако, говоря об аниматизме как о форме религиозного мировосприятия, предшествовавшей развитому анимизму, следует учитывать сказанное выше о стадиальной теории.

Предметы поклонения. Духи. Предметом поклонения в анимизме выступают как персонифицированные образы природных и космических явлений и объектов, так и души умерших предков, почитаемые в качестве покровителей живых. Вера в способность души действовать вне связи с ее материальной оболочкой порождает веру в духов - особые нематериальные сущности, обладающие способностью воздействовать на материальный мир, помогать человеку или приносить ему вред. Для ритуального почитания духов местностей создавались святилища - особые культовые места жертвоприношений и магических ритуалов, непосредственно связанные с обеспечением благосклонности наиболее могущественных духов, в святилищах совершались умилостивительные и прогностические обряды.

Множество природных объектов, явлений и процессов, непосредственно влиявших на жизнь первобытного человека, проецировалось в духовный мир. Это была вера во множество духов, средой обитания которых явля

лось все окружавшее человека пространство: воздух, земля, вода, огонь, леса, горы и скалы - все представлялось населенным духовными сущностями.

В рамках анимистического мировосприятия формируются первые представления об иерархии духовного мира, которую по предположению Г. Г. Стратановича (см. его «Народные верования Индокитая») составляют:

  • 1) духи личностные и коллективные, духи и божества культа предков (добрые и злые), прародительницы, преподательницы и нренодатели производственных и социальных устоев;
  • 2) духи местности, духи - хозяева животных и прочих живых существ, персонифицированные элементы и силы природы;
  • 3) верховные духи, космологические представления и персонифицированные обладатели миров.

Для анимизма свойственны представления о том, что у всех групп первобытного социума - родов, семей, деревень, племен и племенных союзов - имеются свои духи-нокровители, которые отличаются различной степенью могущества.

Несмотря на то, что анимизм представляет собой религиозное мировоззрение, характеризующееся наличием представлений о духах, их иерархии, ритуалов и святилищ, не следует преувеличивать глубину и проработанность анимистических религиозных представлений.

Вероятно, уже в анимизме формируется институт жречества, представители которого выполняли различные обязанности, связанные с культом. В связи с этим приведем основные функции священнослужителей:

  • общинные руководители выполнения обрядов;
  • знатоки традиций;
  • общинные гадатели, умилостивители стихий и различные лекари;
  • колдуны и шаманы;
  • священнослужители развитых религий;
  • «чужие» служители культа (было зачастую принято считать, что соседние колдуны сильнее своих, поэтому к ним обращались тогда, когда требовались особые знания и умения).

Пример стья, унижение, бедность, неудача, поражение; умственное и эмоциональное расстройство; крайности поведения; ожесточение, непрощение; навязчивые привычки; зависть, лживость личности и поведения; депрессия, чувства вины, недостоинства, отвержения, тяжести, самоосуждение; слышание голосов; иррациональное поведение; бессонница, ночные кошмары; сильные признаки оставленности, недоверие, отвержение, одиночество, недостойность, никто не любит; аборт, блуд, прелюбодеяние, секс с животными... любовь запрещенного секса, проституция, сексуальное насилие, садомазохизм, сексуальные фантазии... высокомерие, хвастовство, самонадеянность, надменность, гордость, сварливость, самоправедность, неприкосновенность; сильные признаки непокорности, бунтовства, упрямства, неповиновения; чрезмерный гнев, ярость, горечь или тяжелые чувства против и т.д.

Будучи первобытным по уровню мировосприятия, этот текст свидетельствует о живучести анимистических представлений.

Фетишизм. Другим свойством религиозного мировосприятия первобытного человека является фетишизм - наделение отдельных (особых) материальных предметов экстраординарной способностью оказывать плодотворное влияние на жизнь человека, особым могуществом, обеспечивающим защиту от различных вредоносных воздействий и обеспечивающим благополучие отдельного человека или целой социальной общности. В качестве почитаемого фетиша могли выступать камни, изображения животных и птиц, фрагменты священных деревьев, костные останки людей и животных - в принципе им мог стать любой редкий, необычный, чем- либо выделяющийся материальный предмет.

Поскольку фетиш почитался как предмет, способный воздействовать на мир духов, он наделялся духовной силой, «душой», неотделимой от него. Поэтому провести границу между фетишистским и анимистическим мировосприятием оказывается сложно - одно не исключает другого.

Фетиши отличаются могуществом и ареалом действия. В связи с этим складывалось почитание индивидуальных фетишей (обеспечивающих благополучие отдельных людей, семей), которые часто передавались но наследству и распространяли свое благотворное влияние только на отдельных людей или семьи, и коллективные, могущество которых обеспечивало благополучие всего племени или деревни.

Поскольку от фетиша во многом зависело благополучие отдельного человека и первобытной социальной общности (семья, деревня, племя), он стал предметом религиозного почитания. Непочтительное отношение к фетишу способно вызвать гнев последнего. Однако и человек в определенных случаях может выразить свое негативное отношение к фетишу.

Известны случаи «наказания» африканцами фетишей, если последние не оправдывают доверие. В этом случае фетиши «избиваются», в них вбивают гвозди, наносят удары острыми предметами и камнями. Впрочем, вбивание гвоздей в деревянный фетиш необязательно носит характер наказания - иногда это делается для того, чтобы последний лучше запомнил обращенную к нему просьбу. Возможно, эти практики являются общими

для фетишизма как такового. Известная в большинстве религиозных традиций мира вера в амулеты и талисманы генетически восходит к первобытному фетишизму.

Тотемизм. Тотемизм, или вера в наличие особых, выходящих за пределы обыденности, отношений между отдельной первобытной общностью кровных родственников и каким-либо растением, животным или явлением природы, тоже является одной из черт первобытной религиозности. С. А. Токарев 1 обращает внимание, что предмет тотемизма носит вполне рациональный, естественный характер - это вполне реальные животные и растения, а не вымышленные монстры, чудовища, фантастические существа. Если предмет тотемизма существует в реальности, то отношения между ним и общностью людей носят характер верования - элемент верований состоит здесь лишь в отношениях, «якобы существующих между данным животным или растительным видом и человеческой группой, а также в вере во взаимную магическую связь человека с его тотемом» .

Э. Дюркгейм обратил внимание на социальные функции тотемизма. Он полагал, что тотемные представления служат сплочению коллектива, первобытного клана, поскольку выступают в качестве видимого, материального утверждения генетического родства клана, происходящего от одного предка.

По мнению С. А. Токарева, связь человека с тотемом проявляется:

  • в запрете убивать тотемное животное;
  • запрете употреблять тотем в пищу;
  • вере в сверхъестественное происхождение от тотемного предка;
  • вере в возможность магического воздействия на тотем.

Вероятно, в раннем тотемизме эти отношения носили характер «тотем -

покровитель, человек - покровительствуемый», а позднее сформировались представления об отношениях кровнородственных. Теперь тотем воспринимался как могущественный предок, обеспечивавший сверхъестественным образом благополучие своих потомков.

Генетически тотемизм восходит к первобытному способу обеспечения потребностей, когда охота и собирательство удовлетворяли потребности человека в пище и одежде. Это естественным образом способствовало почитанию растений и животных, поскольку от них зависело существование человека, а анимистические представления способствовали вере в то, что неумилостивленная душа убитого животного способна мстить охотникам. Почитание предмета охоты, таким образом, вовсе не исключала возможности самой охоты. Данные исторической лингвистики свидетельствуют, что изначально тотемное животное или растение могло употребляться в пищу. Возникновение подобных запретов связано с развитием представлений о кровнородственных отношениях между тотемным предком и его человеческими потомками.

По мнению С. А. Токарева, «представление о тотемических предках есть не что иное, как мифологическая персонификация чувства единства группы, общности ее происхождения и преемственности ее традиций. “Тотемические предки” - религиозно-мифологическая санкция обычаев общины. Они - сверхъестественные учредители тотемических обрядов, выполняемых членами группы, запретов, соблюдаемых ими. Мифы о странствованиях и приключениях “тотемических предков” составляют как бы либретто священных драматических церемоний».

Альфред Рэдклифф-Браун 1 полагает, что термин «тотемизм» представляет собой достаточно условное название для ряда различных институтов, «имеющих нечто общее», а именно деление общества на устойчивые группы и наличие представлений об особой связи между каждой из этих групп:

  • с одним или более видом животных или растений;
  • рукотворным предметом;
  • частью тела животного.

Исследователь выделяет несколько типов тотемизма:

  • гендерный (группы мужчин и женщин, образующих один коллектив, обладают различными тотемами);
  • клановый;
  • индивидуальный.

Заслуга новейших исследователей мифологии, особенно Малиновского, состоит как раз в том, что они сумели понять связь мифологии с религиозно-магическими обрядами и обычаями и указали, что миф есть своего рода оправдание ритуальной практики общины.

Так, Г. Г. Стратанович, обобщая результаты исследований народных верований Индокитая, воспроизводит следующую схему эволюции тотемных представлений.

  • 1. Человеческий коллектив слит с природой, выделение из природы и других коллективов отсутствует.
  • 2. Вычленяясь из числа других коллективов в природе, человеческий коллектив сохраняет связь с несколькими братско-сестринскими коллективами.
  • 3. Глава коллектива - женщина, у одного-двух коллективов свои тотемные пары.
  • 4. Один коллектив, глава - мужчина.
  • 5. Человеческий коллектив связан с тотемным, стоящим как бы над природой.
  • 6. Тогем-предок стоит как бы над природой .

Шаманизм. Шаманизм - одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в то, что шаман - харизматический посредник между миром людей и миром духов, обладает способностью общения с духами и воздействия на них. Шаманисты полагают, что благодаря особому харизматическому статусу шаман способен поддерживать благополучие отдельных людей и их объединений (семья, род, деревня, племя и т.д.), обеспечивать результативность охоты, излечивать больных, улучшать загробную участь умерших и т.д. Термин «шаман» достаточно многозначен: он используется для обозначения совершителей экстатических обрядов (шаманское камлание) в контексте шаманизма, кроме того - для особой категории жречества, которая может существовать в условиях мифологической религии, не являющейся шаманизмом, а также для обозначения совершителей близкородственных ритуалов, существующих в дискурсах народной веры, соотносящейся с теологическими религиями (например, тибетский буддизм). Шаманизм является сложным феноменом первобытной религиозной культуры, в котором происходит тесное взаимодействие элементов религиозного, социального, этического дискурсов. По мнению В. Г. Богораза1, именно анимизм является «философией и теологией» шаманизма, а сам шаманизм исследователь понимает как «первичную форму», объединяющую первобытную науку, медицину (включая хирургию), музыку, поэзию и религиозный культ .

Основные признаки шаманизма:

  • восходящая к анимизму вера в то, что окружающее человека пространство населено невидимыми персонифицированными существами: добрыми и злыми духами, от действий которых зависит благосостояние и жизнь человека;
  • вера в возможность непосредственной коммуникации человека и духов;
  • представления о том, что подобная коммуникация доступна не всем, но отдельным харизматическим личностям (шаманам), обладающим особым сакральным статусом;
  • представления о многоуровневом устройстве мира, наличии так называемой «мировой оси», которая позволяет шаману осуществлять мистические (и (или) магические) путешествия по мирам;
  • наличие особых ритуалов, благодаря которым шаман достигает состояния измененного сознания, которое также известно как «шаманский транс»;
  • вера в то, что болезни и другие неприятности, настигающие человека, обусловлены непосредственным воздействием на человека вредоносных духов, при этом шаман способен это воздействие нейтрализовать в степени, зависящей от его личного могущества.

В шаманизме широко распространены ритуалы, в большинстве случаев взаимодействие шамана с духовным миром предполагает ритуальную форму - шаманское камлание. Как правило, оно включает в себя сложные приемы психотехники, которые могут включать в себя песнопения, использование ударных инструментов, задающих ритм (бубен, барабан), харизматическую пляску, кружение на месте и другие действия для достижения шаманского транса.

Один из исследователей шаманизма М. Элиаде пришел к выводу, что в основе шаманизма всегда находится «индивидуальный и экстатический» опыт. То, что для членов первобытного коллектива выступает как предмет некоего умозрения, мифологической веры, для шамана предстает в виде «мистического маршрута», по которому ему предстоит совершить экстатическое путешествие. Иными словами, шаман мистически конкретизирует и актуализирует в своем персональном опыте то, что изначально представлено в виде некоего абстрагированного (по крайне мере, персонально не актуализированного) знания. Шаман делает то, о чем другие - его соплеменники - могут только думать и говорить.

Харизматический характер шаманизма позволил Е. А. Торчинову рассматривать его именно как «технику экстаза» .

До настоящего времени шаманские практики и ритуалы сохраняют популярность среди многочисленных коренных народов Сибири, Бурятии, Хакасии, Чукотки и др.

Тотемизм – это распространенная в прошлом, но поныне существующая религиозно-социальная система. В ее основании лежит поклонение тотему. Термин «тотем» впервые был упомянут в конце восемнадцатого века Лонгом, и был заимствован у племени оджибва, где слово totem означало герб клана. Также тотемом называлось священное животное, которому клан оказывал специальный культ.

На сегодняшний день под понятием «тотем» подразумевается класс объектов, которому оказывают особое поклонение социальная группа, фратрия, род, племя, а порой даже один индивид. В большинстве случаев, те, кто поклоняются тотему, называют себя по его имени и считают себя связанными родственными узами. Пожалуй, в мире не найдется такого объекта, который не мог бы выступить в качестве тотема, однако чаще всего люди поклонялись животным.

Особенности тотемизма заключаются в том, что люди воспринимают объекты природы в качестве полноценных и одушевленных представителей мира. Многие предметы, при этом, наделялись сверхъестественными качествами. Племена, которые придерживались системы тотемизма, обладали мировоззрением, построенным на эмоциональных, культурных, мистических и идеологических взаимоотношениях с природой. Выделяют следующие характеристики тотемизма:

Тотем служит хранителем человеческой души, покровителем и помощником. Сила тотема влияет на сознание, внушает страх, благоговение и уважение.

В тотемизме присутствует исторически сложившаяся система имен и символика.

Поклонники тотемизма сравнивают свою личность и тотем, а также символически уподобляются ему.

Животные и растения, которые входят в иерархию тотемизма, охраняются и почитаются. Данные объекты – неприкасаемы, а их гибель от рук человека является самым тяжким грехом.

Активное применение тотемистических ритуалов.

Ряды культов и многочисленные магические обряды входят в перечень тотемистических учений. Смешение магических и религиозных компонентов несколько затрудняет понимание тотемизма в качестве целостной системы. Групповой тотемизм считается самой распространенной формой этой системы. Данный вид характеризуется следующими чертами:

Существование мистической связи между социальной группой и растением или животным.

Тесная связь названия социальной группы и тотема.

Символика тотема, его эмблема, а также табу имели отношения и к целой группе, и к подразделениям.

Считалось, что тотемическая группа произошла в результате брака человека и животного, реже просто насильственное подчинение.

Первое зарождение тотемизма возникло в шаманских кругах, где анималистический бог-хранитель происходил из индивидуального тотема. Тотемизм передавался по наследству от предков к потомкам, налаживая табу на определенный вид животного или растения. Исходя из этого, запрещалось есть мясо тотемного животного, так как это приравнивалось к поеданию своей же плоти, или плоти своего отца. Знахари и шаманы ассоциировали себя со своими же тотемами. Если тотему было нанесено оскорбление или физический ущерб, шаман также страдал телесным или душевным недугом.

Тотем призван также оберегать своего хранителя во время сна от различных опасностей. Существует поверье, что если к спящему человеку подкрадывается опасность, то дух тотема вселяется в тело хозяина, предупреждая об опасности и пробуждая.

Несмотря на то, что тотемизм возник в эпоху древнеродового строя, тотемистические верования отличаются большой устойчивостью. Обретая иную роль и значение, они продолжают сохраняться и по сей день в Австралии, Северной Америки, Индии, Африке и даже Центральной Азии.

По мнению многих психологов, потребность в вере в сверхъестественное является одной из духовных , так как именно вера помогает людям найти смысл жизни и справиться с жизненными трудностями. Религия была неотъемлемой частью социальной жизни человеческого общества еще с тех времен, когда первобытные люди только начали жить общинами, и именно в период существования первобытно-общинного строя были сформированы первые религии. Эти религии некоторые исследователи называют проторелигиями , подразумевая под данным понятием примитивные первобытные верования, которые стали основой для формирования более поздних верований, и в том числе - .

Четырьмя основными проторелигиями, по мнению религиеведов и историков, являются анимизм, тотемизм, фетишизм и магия . Именно эти формы верований не только были древнейшими религиями, но и послужили основой для становления догм практически всех религий, признающих наличие высших сил. Какая из проторелигий появилась первой, историкам неизвестно, так как все источники знаний о древних верованиях - это наскальные рисунки, находки археологов и пересказы мифов и легенд древних народов, однако и на основании этих источников можно сделать вывод, что анимизм, тотемизм, фетишизм и магия появились примерно в одно время, и в некоторых древних верованиях присутствовали черты сразу нескольких проторелигий.

Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.

Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

Термин "тотемизм" произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово "ототем" значит "род его". Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением , и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим , сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу - это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:

Запрет на убийство тотемного животного;

Запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);

Запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;

Запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы , причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами. С развитием общинного строя в каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было - когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию.

В большинстве , да и в образе жизни большинства наших современников есть место фетишизму. Некоторые религиеведы сходятся во мнении, что изображения святых, священные мощи, вещи, принадлежащие апостолам и пророкам - это своего рода фетиши для адептов религий. Также к отголоскам фетишизма можно отнести веру людей с силу амулетов, оберегов и других предметов, связанных с тем или иным культом.

Магия и шаманизм

Магия - четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии - вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах - в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии - это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

Тотемизм - распространенная социально-религиозная система: так трактует это понятие пресловутая википедия. Первобытная религия основывалась на разных фактах и феноменах, связывая жизнь человека, ее возможности и здоровье, к примеру, с землей, разными животными, а также - с другими объектами и явлениями. Именно таким образом происходило когда-то деление племени.

Люди сравнивались при этом с определенными животными (совами, койотами, воронами), в честь которых создавались тотемы (totem - знак, клановый герб, название животного). Но также свой тотем можно было и заслужить, имея особые навыки: ум, силу, скорость или мудрость. Название тотема могло быть совершенно разным – начиная от живого существа и заканчивая погодным явлением (к примеру, громом).

Если член семьи был тотемно связан с определённым животным, то всему семейству строго запрещалось употреблять это тотемное животное в пищу и оно считалось священным. Верили в тотемизм все, ибо к этому призывала древняя религия.

Что обозначает тотемизм

Слово тотемизм (тотемное животное) в широком смысле обозначает комплекс убеждений о существовании своеобразного родства между человеческой группой или отдельным человеком - с животным или растением, являющимся для такой группы или отдельного человека тотемными. Эта взаимосвязь предполагает ряд ритуалов и табу (особенно пищевого и сексуального характера), которые связывают тех, кто признает себя принадлежащими к одному и тому же тотему.

Само слово totem было введено в активное использование в 1791 году английским путешественником Дж. Лонгом для обозначения связи родства и поклонения растениям и животным индейцами в Восточной Северной Америке.

В антропологии внедрение такого понятия и сбор примеров тотемических мифов было начато в конце девятнадцатого века. В этот период ученые особенно сильно сосредоточили свое внимание на некоторых их аспектах, ставших впоследствии формой религии. Содержание этих мифов считалось одной из самых архаичных форм поклонения в первобытной культуре. Таким образом, идея тотемизма достигла широкой известности и была проанализирована самыми разными дисциплинами. Её введение в антропологическую дискуссию восходит к Джону Мак-Леннану, шотландскому юристу и этнологу, который подчеркнул, что тотемизм характеризуется тремя элементами:

  • фетишизм (культ неодушевленных предметов);
  • экзогамия (запрет на браки между членами рода);
  • матрилинейный спуск (порядок наследования национального статуса по матери).

К этим аспектам Риверс позже добавит еще один элемент, а именно – запрет на употребление в пищу тотемного растения или животного (за исключением некоторых ритуальных событий).

Природа тотемизма

Ученые предполагали некий социальный сценарий, в котором еще не существовало формы экзогамии, а вся группа находилась под деспотическим управлением одного человека. Ослабление повышенного интереса к самому понятию тотема происходило лишь по мере завершения их эволюционного анализа. Во всяком случае, вся эта тема так или иначе была связана с древнейшими религиями человечества.


При этом религии древних людей предполагали, что определённые формы тотемизма могли и не включать в себя какие-либо черты, считавшиеся неотъемлемой частью общей тотемической культуры. На каждом этапе культурной эволюции могли существовать различные их версии и виды. Поэтому этнографические данные были важны не столько для выяснения местной значимости этого культа, сколько для выявления его универсальных сторон и моментов, имеющих силу в жизни древних людей. О такого рода верованиях и разных их аспектах известно сегодня немало.

Так, характерной чертой многих первобытных племен был культ предков, был поэтому тотем того или иного племени передавался из поколения в поколение. Все члены племени уважали его и поклонялись ему. Также среди общины была сильна вера в то, что в амулете или обереге хранится магия первых религий, которая на протяжении жизни будет оберегать и хранить весь род. На таких верованиях выросло не одно поколение древних народов.

Имея столь древние корни, тотемизм и фетишизм, в той или иной степени, представлены и в современном мире. В наше время известны такие формы влияния этого культа, как:

  • ношение амулетов;
  • обереги и символы;
  • идолопоклонение.

Природа в тотемизме

Магия тотемизма формировала веру, которую почитали все без исключения, и это было священным обязательством в любой общине. При этом каждый тотем имел своё значение, которое соотносилось с проявлением возможностей человека (сила, ум, мудрость) и под которое подбиралось определенное животное.

В зависимости от ситуации, амулетами могли выступать даже целые классы животных, покровительствующих племенам. Но также, существовали племена, в которых одновременно могли быть воины под покровительством Медведя, Волка, Койота, Ворона, а также Грома и Ветра. Но, в большинстве случаев, всё же, тотемом являются животные.

Тотемы: что такое тотемное животное?

Как понять, что такое тотемное животное? Считалось, что, главным образом, это защитник, покровительствующий своей энергетикой и дающий силу (особенно в бою).

Абсолютно для каждого мужчины или женщины можно подобрать его тотемное животное, с которым можно взаимодействовать на энергетическом уровне. У каждого человека оно будет индивидуальным. Нанесённый образ такого существа на оберег становится олицетворением сильной связи, которая защищает его владельца от дурного энергетического влияния и даже от негатвного физического воздействия.

Благодаря тому, что с давних времен сохранились разные представления этого культа, можно наблюдать за тем, как люди поклонялись тем или иным «идолам». Яркими примерами являются культуры древнего Египта, североамериканских индейцев, а также некоторые другие культуры, в которых тотемами считались старинный амулет или знак, где присутствует облик священного животного.

Тотемное животное панда или как не растратить энергию впустую


Среди всех зверей особое значение имеет амулет панды. Это действительно довольно-таки удивительное животное, поскольку в разных народах его значение имеет различный смысл. Панды водятся исключительно в Китае, но также есть сведения о том, что встретить такого зверька можно и в Тибете. Оберег с изображением панды может обозначать смелость, отвагу, дружелюбие, терпеливость, гармонию и даже отшельничество. Энергетика этого животного просто невероятная, нужно только уметь правильно ею владеть. Если человек опытен, то для него определить кого-то, принадлежащего к тотему панды, не предоставит труда. Как правило, речь в этом случае будет идти о нежном, симпатичном, а порой даже забавном человеке, который во всем будет искать позитив и никогда не будет лезть на рожон.

Тотем обезьяны или как получить помощь в сложной ситуации

Что касается тотема обезьяны, то он также вызывает у людей разные соображения и эмоции. Кто-то может предположить, что обезьяна глупая и агрессивная, но это далеко не так. Принадлежа к тотему обезьяны, человек по праву считается уравновешенным, очень умным и спокойным. Кроме того, такие люди обладают силой и выносливостью. Именно этот символ олицетворяет тех, кто умеет протянуть руку помощи нуждающемуся человеку в самый трудный момент. Также стоит упомянуть, что в Индии обезьяне поклоняются как божественному животному.

Значение тотемов птиц или про духов покровителей

Тотем птиц символизирует возвышенность и легкость, а порой даже тщеславие. Зачастую он подбирается как сила, которая оберегает людей - своих родственников. При этом каждая птица имеет конкретное обозначение.

Значение тотемов птиц неоднозначное, потому что есть хорошие тотемы, а есть и антитотемы. Людям, которые утратили веру в себя или сбились со своего жизненного пути, на долю выпадает антитотем. Этот оберег создавался в виде вороны, совы и галки, так как их изображение символизирует смерть и колдовство.

В религиозных представлениях информация о тотемах и антитотемах птиц также имеет широкое освещение.

Анимизм, фетишизм и магия

Так как люди верили в магию, колдовскую силу и полностью подчинялись ей, анимизм и фетишизм (магия) всегда пользовались среди них огромной популярностью. Делая для себя амулеты и обереги в виде разных животных и духов, человек с помощью веры в их силу и защиту становился сильнее морально, что также добавляло ему и физической выносливости. Считалось, что обрести тотем должен был каждый, поскольку это маленькое «божество» считалось неоспоримым оберегом и защитником.

Сегодня тотемы также играют весьма важную роль. Ведь выбрать для себя тотемное животное по знаку зодиака тоже возможно. С каждым из зодиакальных знаков соотносится определенное животное, которое и выступает в роли тотема. К примеру, у «Львов» – это лев, у «Водолеев» – это лошадь, а у «Рыб» – улитка.

Амулеты, обереги и тотемы американских индейцев - также широко известная тема. Имея тот или иной тотем, каждый человек был обязан носить амулет, который его олицетворял. Это могла быть небольшая фигурка тотемного животного, вырезанная из дерева или камня.

У американских аборигенов был целый ряд тотемов, которые ими высоко почитались и для которых проводились особые ритуалы поклонения. Изображение их тотемов в той или иной форме могло иметь огромные размеры, так как призвано было защищать практически все племя.

Как объясняются явления тотемизма

Первое важное сравнительное изложение известных этнографических данных связано с тотемизмом теории Фрейзера и Экзогамии (1910), где предлагается три разные гипотезы его происхождения:

  • Первая гипотеза гласит, что форма тотемизма является индивидуальной. Она поддерживает предположение народов о том, что существует внешняя душа, обитающая в животных и растениях.
  • Вторая гипотеза подчеркивает магический аспект тотемизма. Особенно ярко это выражено в культе у народов Австралии.
  • Третья гипотеза построена на представлении первобытных людей о зависимости сексуальности от животного или растительного духа.

В монументальной работе Фрейзера об исследовании собранных этнографических данных о тотемизме подчеркивалось, в частности, рациональность западных этносов и её отличие от более примитивного мышления восточных народностей. Одним из результатов этого подхода было выявление большого разнообразия видов и форм подобных подходов в собранных этнографических свидетельствах.


Углубленное изучение этих различий позволило установить, что разнообразие тотемических явлений было, действительно, слишком велико: оно не укладывалось даже в единую типологию.

Исследования, выдвинутые различными учеными, позволили выявить широкий спектр разнящихся культовых явлений, поэтому зачастую было непросто строить и формулировать универсальные гипотезы. Идеи стали предлагаться всё с большей осторожностью, а также с учетом исторической преемственности и некоторых географических аспектов.

Однозначно можно сказать только одно: тотемизм относится к определенной форме религии первобытной культуры.

В работе «Тотем и Табу» (1912) можно ознакомиться и с теорией Фрейда, в которой была предпринята попытка установить параллели между двумя основными запретами в тотемизме: алиментарном и сексуальном. Этнографические данные относительно доисторического существования так называемой примитивной орды были им, впрочем, недооценены в пользу известной дарвиновской гипотезы.

Американский писатель Стэнли Элкин был одним из последних авторов, который предположил, что этнографический анализ все еще может быть развит в направлении более обобщенной интерпретации тотемизма. В то время как известный французский фольклорист и этнограф Ван Геннеп был одним из первых авторов, признавших, что тотемизм нельзя рассматривать как универсальное культурное явление.

Это отсутствие универсальности было подтверждено и некоторыми другими американскими антропологами. По теории Спенсера тотемизм произошел от поклонения животным.

Тотемизм в современном мире

также занимает особое место. Многие люди до сих пор верят в магию, чудо и колдовство. Не редкость сегодня всевозможные амулеты и обереги. Их носит с собой практически каждый третей житель планеты. Благодаря наработкам («Тотемизм сегодня»), подобрать энергетического защитника можно по знаку зодиака, дате рождения и другим параметрам. Ориентируясь на его работы, можно выбрать себе оберег в виде определенного животного или растения.


Выбор своего тотема – это личное дело каждого. Однако сегодня можно рассматривать и такую тему, как тотемизм и социальные нормы. Существуют целые социальные группы, которые выбирают для себя определенный тотем. Обычно такие общины создаются под предводительством сильного лидера, умеющего сплотить и воодушевить людей на следование определённым ритуалам. В таких группах принимается свод внутренних законов и правил, соблюдение которых становится нормой для всех их участников.

ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой – изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов–табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам – табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее «чистом» и «удобном» для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки. Пережитки тотемизма (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т.п.) можно обнаружить во многих религиях мира.

А.Н.Красников