Требования, предъявляемые к современному руководителю. Кадры управления, их классификация

В результате обследования методами психодиагностики сотен лучших современных руководителей психологи называют следующие его признаки:

Ø Волевой – способен преодолевать препятствия на пути к цели.

Ø Настойчивый – умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

Ø Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

Ø Психически устойчив и не даёт увлечь себя нереальными предложениями.

Ø Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

Ø Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

Ø Требователен к себе и другим, умеет спросить за порученную работу.

Ø Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

Ø Надёжен, держит слово, на него можно положиться.

Ø Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

Ø Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

Ø Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.

Ø Оптимистичен относительно к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

Ø Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критической ситуации брать ответственность на себя.

Ø Способен менять поведение в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Чувствуя обстановку и подчиняя эмоции делу, лидер обязан уметь вовремя «включить» нужные качества. Даже тогда, когда условия работы ненормальны, а окружающие не вызывают симпатии.

Трудность заключается ещё и в том, что настоящему лидеру приходится совмещать в себе противоположные качества. Например, руководитель должен уметь:

Ø Широко мыслить, оставаясь в рамках точного знания предмета.

Ø Понимать и использовать противоположные точки зрения, оставаясь верными своим принципам.

Ø Не поддаваться чужому нажиму и в то же время не терять сторонников.

Ø Принимать новые идеи, не занимаясь при этом бесплодным прожектерством.

Ø Не соглашаться, сохраняя нормальные отношения к противникам.

Ø Рисковать и как можно реже ошибаться.

Ø Быть вежливым и тактичным, сохраняя требовательность.

Современному руководителю совершенно необходимо быть хорошим психологом. Речь идёт не столько о специальных знаниях, сколько о знании тех, с кем имеет дело. Чтобы успешно сотрудничать с человеком, нужно ясно представлять себе такие его качества как:

Ø Степень общительности, т.е. способность поддерживать деловые отношения с партнёрами независимо от их характера.

Ø Манеру поведения, чтобы в известной мере прогнозировать его поступки.

Ø Деловые и профессиональные качества,

Ø И наконец, его потенциальные возможности и условия, в которых они могут проявиться.

Стили управления

1. Авторитарный – излишнее употребление властью, неумение пользоваться методами управления, нетерпимое отношение к критике, неправильное использование специалистов, неумение прислушиваться к мнению других, поэтому в трудовом коллективе гасится инициатива, создаётся неблагоприятный климат, начинается текучесть кадров, нет социальной удовлетворённости.

2. Демократический – опирается на согласие трудового коллектива в принятии решений, он выдаёт полную информацию, считается с мнением работников, правильно реагирует на замечания, поэтому трудовой коллектив стремиться к самоуправлению и самоконтролю.

3. Либеральный – не вмешивается в дела подчинённых, уклоняется от решений проблем, строит с подчинёнными дружеские отношения.

6. Улаживание конфликта

При помощи административных способов воздействия

Улаживание деловых конфликтов может производиться при помощи сугубо административных способов, которые может применить руководитель.

Разъяснение требований. Руководитель стремится как можно более чётко сформулировать условия выполнения задания: что конкретно необходимо сделать и кто персонально является ответственным за работу. Такой способ регуляции конфликтов эффективен в тех случаях, когда подчинённые обладают опытом и дисциплинированностью. Если же сотрудники не обладают необходимым уровнем профессионализма, данный способ регулирования конфликта может и не дать результата.

Формулирование задания. Среди подчинённых – люди различного склада характера, неодинакового уровня знаний и опыта, имеющие разное отношение к работе и самому руководителю. При выдаче производственного задания необходимо учитывать эти моменты.

«Прошу Вас». Руководитель формулирует задание в виде просьбы и пожелания, основываясь на объективной необходимости его выполнения. Предполагается, что подчинённый является исполнительным, обязательным и любит своё дело. Данная форма выдачи задания приемлема во взаимодействии с высококлассными специалистами, добросовестно относящимися к своей работе.

«Я бы советовал поступить таким образом». Здесь применяется мягкая форма личного влияния на подчинённого. Такая форма выдачи задания может быть эффективной только у опытного руководителя, имеющего в коллективе непререкаемый авторитет. В такой форме следует взаимодействовать с исполнительными подчинёнными, имеющими недостаток опыта и профессиональных знаний, например, молодыми специалистами или сотрудниками, по тем или иным причинам имеющими продолжительный перерыв в работе.

«Вам поручается выполнить». Задание формулируется с достаточной долей личного влияния руководителя. В такой форме следует выдавать задания в ситуации высокой ответственности, ограничениях во времени выполнения задания.

«Я приказываю Вам». Руководитель применяет своё административное влияние и нажим. Предполагается тщательный контроль. Такая форма выдачи задания эффективна для необязательных работников, не склонных к соблюдению строгой дисциплины.

«Я категорически приказываю Вам выполнить данное задание. В случае невыполнения в отношении Вас будут приняты следующие меры…». Данная форма выдачи задания применяется для нарушителей трудовой дисциплины. Предусматривается жёсткий регулярный контроль.

Система наказания и вознаграждения. В сфере деловых взаимодействий эффективны распоряжения и приказы руководителя о лишения провинившегося сотрудника премии. А в качестве вознаграждения за успешную работу – благодарность, различные способы материального поощрения, повышения по службе.

Формула отрицательной оценки. С тем чтобы отрицательная оценка действий подчинённого была эффективной, высказывание руководителя должно содержать четыре основные части.

Первая часть: фиксация общей положительной оценки сотрудника как работника и человека.

Вторая часть: формулирование критической оценки.

Третья часть: признание того, что сотрудник является хорошим профессионалом, несмотря на то, что он допустил ошибку.

Четвёртая часть: выстраивание позитивной перспективы на будущее.

В современном обществе требования к руководителю изменились. В связи с научно- техническим прогрессом и новыми методами и стратегиями управления, современный руководитель должен обладать рядом свойств, которые бы увеличили бы его эффективность в современных условиях. Для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть наукой и искусством управления. Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения. Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции, научно-технического прогресса, а также нестабильной экономической и политической обстановки приспосабливаются к ситуации. Чтобы руководитель успешно и эффективно управлял своими подчинёнными, он должен иметь определённые качества и навыки. Эти требования завышены, так как на руководителя возложена большая ответственность и от его действий во многом зависит эффективность самой организации. В руководителе должно быть много хороших качеств, так как он дает пример своим сотрудникам.

Рассмотрим основные свойства современного руководителя:

  • 1. Социальная направленность деятельности. Современный руководителю должен иметь широкий кругозор. Ему следует хорошо разбираться в разных сферах деятельности, ведь очень часто они переплетаются, например, знание налогового кодекса необходимо для ведения бизнеса, а так же и других законодательных и нормативных актах.
  • 2. Высокая компетентность и ответственность в своей профессиональной деятельности. Это требование обусловливает необходимость получения руководителем специального образования в области управления. Управленец должен хорошо разбираться в сфере той организации, в которой он работает. Ведь он не просто управляет людьми, а ставит перед ними определённые задачи, которые связаны с производством и её технологиями. Так же ему необходимо научиться быстро принимать решения и нести ответственность за них, а так же умело и грамотно перераспределять ответственность и полномочия между другими подчинёнными. Так же современному руководителю следует знать деловую этику, психологию, философию и т.д., чтобы правильно преподносить информацию и найти к каждому сотруднику определённый подход. Они должны обосновывать цели деятельности и заставлять людей верить в необходимость их достижения.
  • 3. Организаторские способности. Современный руководитель должен уметь из совершенно или мало знакомых людей, сделать команду. Он должен так организовать процесс производства, чтобы люди слажено и совместно работали, выполняя свои определённые функции. Конечно, бывает так, что руководителю легче самому выполнить работу, чем объяснять задачи и методику выполнения своему сотруднику. Но тогда сотрудник ничему не научиться и в следующий раз руководителю снова придётся выполнять эту работу. Поэтому можно создать такие условия, чтобы сотрудники друг другу помогали. Руководителю следует поощрять активность и инициативы людей.
  • 4. Высокие моральные качества. Современный руководитель должен быть примером подражания для своих подчинённых. Самый лучший руководитель - это руководитель, который заслужил уважение своих людей. Для этого конечно необходимо иметь такие качества, как справедливость, толерантность, тактичность, эрудированность и т. д. Управленец должен так же общаться и не по деловым вопросам, интересоваться здоровьем сотрудников, их семьёй и т. п., ведь очень часто личные дела влияют на работу подчинённого. Руководитель должен быть внимательным и терпеливым, ведь никому бы не понравилось, если бы его руководитель каждый раз срывался на него из-за каких-то мелочей. Если человек несправедлив, неадекватен и груб, то с ним общаться не хочется, не то, что работать. Такой руководитель создаст напряжённую и некомфортную атмосферу, вследствие, чего эффективность труда снизиться
  • 5. Эмоционально-волевые черты характера. Воля человека всегда приводит его к победе. Это очень важная и сильная черта, которая может горы свернуть, было бы желание. Руководитель должен обладать такими волевыми качествами как решительность, настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность и т. д. Важную роль занимает чувство ответственность за свои решения и результаты деятельности руководимого им коллектива. Так же важно, чтобы руководитель мог замечать не только чужие недостатки и ошибки, но и свои. Умение признать их и исправить в себе заслуживает уважения. Управленец должен всегда контролировать ситуацию, а в экстренных ситуациях уметь быстро принимать правильные решения
  • 6. Интеллектуальные способности. Ум и креативность следует развивать каждому из нас, но для руководителя эти качества ещё важнее развить. Управленец должен так же обладать и логичностью мышления и способность оперативно прогнозировать сложившуюся ситуацию. Он должен мыслить шире и уметь определять будущее развитие, то есть уметь мыслить на несколько шагов вперёд. Руководитель должен постоянно пополнять свои знания, развиваться, иметь желание познать, как можно больше. Ему следует мыслить нестандартно, постоянно искать новые пути для самосовершенствования себя и своих подчинённых.
  • 7. Умение поддерживать свой авторитет. Авторитет основывается на формальном статусе менеджера и завоеванном уважении. Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета. Авторитет для руководителя играет свою роль в общении с подчинёнными. Авторитет во многом облегчает управление и располагает к себе людей, поэтому авторитет следует оберегать и повышать. Очень трудно оставаться авторитетным лидером и быть частью команды. Самая большая сложность найти в этом баланс и умело преподносить себя в разных ситуациях. Многие не смогли найти компромисс и потеряли умение хорошего руководителя. Причиной является боязнь потерять хорошие взаимоотношения с сотрудниками, увеличив свой авторитет. Поэтому здесь действует одно из правил жизни - надо всегда уметь выбирать «золотую середину».
  • 8. Имидж руководителя - важная составляющая его авторитета. Элементами имиджа являются внешность руководителя, его манеры, культура общения. Как говориться в пословице «встречают по одёжке, а провожают по уму». Руководитель должен выглядеть презентабельно, чтобы ему хотелось доверять, и был виден его профессионализм. Он должен зарекомендовать себя другим организациям, как внешне приятного, опрятного руководителя с интеллигентными и культурными качествами.
  • 9. Крепкое здоровье. Стрессоустойчивость для современного руководителя - чрезвычайно необходимая вещь. Каждый день они сталкиваются с высокими нервными и физическими напряжениями. Причинами профессиональных заболеваний, как правило, является нарушение сна, высокий стресс на работе и в следствие повышенная нервная возбудимость и т. д. Многие управленцы достаточно пренебрежительно относятся к своему здоровью, пытаясь произвести впечатление на окружающих, не учитывая, что их здоровье является одним из факторов эффективного управления. Поэтому так важно, чтобы руководитель заботился о своём здоровье, вёл здоровый образ жизни. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя - это общественная ценность для коллектива, организации и государства.

В современном обществе повысились требования к личности менеджера. Мировая практика подготовки и переподготовки менеджеров включает активные методы обучения.

Требования к современному руководителю:

  • 1. Для руководителя необходима вера в свое дело, смелость, целеустремленность, решительность и умение показать эти качества своим подчиненным.
  • 2. Должен уметь ценить время подчиненных.
  • 3. Быть строгим и требовательным, но не придирчивым.
  • 4. Должен уметь принимать критику и критиковать, а также уметь поощрять и наказывать.
  • 5. Быть приветливым и тактичным, иметь чувство юмора.
  • 6. Уметь вести дебаты и переговоры.

Современный руководитель должен соблюдать вышеперечисленные указания, чтобы повысить эффективность организаций. Он должен в полной мере раскрыть свои способности и постоянно совершенствовать свои навыки. Большое значение для руководителя имеет умение наладить контакты со всеми уровнями управления, а также с подчиненными в своем отделе. Это требует высокой компетенции, эрудированности, тактичности и толерантности.

Чтобы взять человека на должность руководителя, нужно чтобы он соответствовал определённым критериям, поэтому так важно знать какими качествами он должен обладать и как должен планировать своё время. Для этого как раз и оценивают деловые качества управленцев. Те менеджеры, которые добиваются наилучших результатов в работе своих подчиненных, основную массу своего времени (более 70%) тратят на взаимодействие с подчиненными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие. Чтобы так менеджеры и расходовали своё время, они должны обладать определёнными навыками и умениями.

Большинство специалистов разделяют деловые качества на три группы:

  • - профессиональные;
  • - личные;
  • - деловые.

Профессиональным качеством можно назвать знание своего дела, то есть современный руководитель должен обладать определёнными знаниями и практическими навыками в той сфере, в которой он работает. Он должен уметь правильно организовывать и планировать, как своё время, так и своих подчинённых. К требованиям для современного руководителя обычно относят окончание высшего образования, знание английского языка, так как многие российские компании сотрудничают с зарубежными организациями, опыт в сфере его деятельности, хорошая эрудиция и т. д. Ему так же следует иметь широкий кругозор, стремится к совершенствованию себя и других, а также иметь представление о развитии деловой этики в разных странах.

Р. Катц выделяет три вида этих профессиональных качеств:

  • - техническое мастерство (наличие и способность применять конкретные знания и навыки работы, например, в области бухгалтерского учета, финансов, использования оборудования и т.п.);
  • - мастерство общения (умение работать с другими людьми, понимать и мотивировать их, разрешать конфликты);
  • - концептуальное мастерство (умение анализировать сложные ситуации, определять проблемы, а также альтернативные подходы к их решению и выбирать среди них наиболее оптимальные).

К личным качествам руководителя можно отнести следующие качества: справедливость принятых решений, наличие моральных качеств, высокий уровень культуры, хорошее и доброжелательное отношение к другим людям, уверенность в себе, нестандартное мышление, изобретательность, коммуникабельность, умение доверять своим подчиненным, готовность к сотрудничеству, умение находить «общий язык» с представителями других компаний и наличие этических норм. Эти качества должны быть развиты у каждого сотрудника, но у управленца они должны быть развиты ещё сильнее и больше, ведь на нём лежит намного больше ответственности и обязательств.

К этическим нормам управленца можно отнести следующее:

  • 1. Управленец должен заботиться об окружающей среде и минимизировать загрязнения на производстве.
  • 2. Управленец должен руководствоваться общепринятыми правилами и нормами, проводить конкуренцию честными путями, соблюдая правила рыночной игры.
  • 3. Созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы не усугублять расслоение общества.

К деловым качествам можно отнести умение планировать и организовывать деятельность организации, ставить цели и распределять задачи между сотрудниками, а так же контролировать и регулировать осуществление поставленных функций. Современный руководитель должен обладать силой убеждения и уметь ловко и непринуждённо координировать своих сотрудников. Очень цениться в управленце стратегическое мышление, правильная оценка обстоятельств, целеустремлённость, инициативность и оперативность в решении проблем.

Качества современного руководителя:

  • 1. Интеллектуальные способности. К этому следуем отнести ум и креативность, логичность мышления, образованность, рассудительность, знание своего дела, хорошая эрудиция, постоянное саморазвитие.
  • 2. Черты характера личности. К этому можно отнести наличие моральных качеств, высокий уровень культуры, инициативность и энергичность, терпение и стрессоустойчивость, смелость и уверенность в себе.
  • 3. Приобретенные умения. К ним относят силу убеждения, самосовершенствование и постоянная тяга к новым знаниям, умение разбираться в людях, завоёвывать доверие и авторитет, создание определённого имиджа.

В настоящее время все большее число предприятий пытается отойти от прежних внутрифирменных командно-иерархических отношений и упрочить свои позиции путем лучшего использования сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития предприятия и его целей, построению структуры организации и менеджмента, процессу разработки и принятия управленческих решений, работе с персоналом и оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих. Требования к современному руководителю изменились, так как средства труда усовершенствовались в связи с научно-техническим прогрессом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Ро ль и навыки руководителя

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности» (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.

Укрупнено роли руководителя разделяют на три группы:

1. Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

2. Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя - распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

3. Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Руководителей делят на три категории:

1. Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

2. Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

3. Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

Усредненное распределение рабочего времени для руководителя высшего звена:

Руководство, лидерство и власть - самостоятельные понятия, притягивающие многих исследователей менеджмента к рассмотрению их с нескольких сторон, во взаимосвязях и сравнениях.

Опытное изучение социально-психологических основ руководства и лидерства началось в 20-х годах XX века, однако в силу своей сложности эта проблема не имеет общепринятого решения и по настоящий день.

Существует явное отличие лидера от управленца. Когда директор компании, используя иерархическую власть, добивается блестящих результатов, многие называют это лидерством. Но это нет так. Здесь мы видим пример власти управленца, основанную на выполнении подчинёнными приказов и распоряжений. Руководство связано со статусной властью, официальных, формальных отношений. В лидерском управлении используется власть, построенная на уважении к сотрудникам и взаимном доверии, неформальна по своей сути. И основой лидерства, как процесса, являются межличностные отношения, в которых переплетаются отношения руководства и рабочего коллектива компании, а руководитель управляет процессом общения и всей деятельностью предприятия

В современном мире во многих организациях коллективная работа становится скорее правилом, чем исключением. Хорошие проекты не могут быть результатами работы только одного человека из всей команды. Менеджер проектов окажется в намного лучшем положении, если в процессе управления проектами он работает с людьми, которые обеспечивают достаточно высокий уровень коллективной работы над проектом, чем, если бы он работал с профессионалами, которые не умеют работать вместе. Трудно сделать хороший проект без талантливых работников, но еще труднее сделать его без коллективной работы.

1.1 Разделение труда происходит по двум направлениям

1. Горизонтальное - качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности (разделение общего производственного процесса на частное обособление различных видов деятельности со специализацией производства) делится на:

Функциональное (специализация работников);

Товарно-отраслевое (специализация по определенным видам деятельности);

По квалификационным признакам (при определении видов деятельности исходят из сложности работ).

2. Вертикальное - обособление функций управления (целенаправленное координирование и интегрирование деятельности всех элементов организации) от исполнительских.

Вертикальное разделение существует по следующим направлениям:

Общее руководство;

Технологическое (внедрение технологий);

Экономическое;

Оперативное - составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов;

Управление персоналом.

Вертикальное разделение имеет несколько моментов:

Интеллектуальный (подготовка и принятие управленческого решения);

Волевой (реализация управленческого решения).

Вертикальное разделение труда обретает уровни управления:

- высший - президент, генеральный директор, заместитель директора, вице-президент, члены совета директоров и правление. Эти руководители осуществляют основные функции, направленные на выполнение интересов и потребностей акционеров (собственников). Они определяют стратегию развития организации и деловую политику.

- средний - руководители филиалов и имеющие несколько предприятий, руководители проектов и программ, начальники отделов и цехов. Они имеют широкий круг обязанностей, обладают большой самостоятельностью при принятии решений и реализуют разработанную высшим руководством стратегию организации. Так же отвечают за доведение заданий до подразделений и их исполнение.

- низший - руководители смены, мастера, бригадиры. Они находятся в непосредственном контакте с неуправленческими работниками, доводят до них задания и проверяют их исполнение.

1.2 Качества руководителя можно условно разделить на две группы

Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности.

Вторая группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.

Одно из основных психологических качеств руководителя - его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

Проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

Системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

Практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;

Консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;

Оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;

Последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке;

Самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.

Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок. он должен контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику становилось тому известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения активности.

Лидер способен признать свои ошибки и не боится открыто принять необходимые меры для исправления. Лидеру свойственны настойчивость в достижении групповой цели, поиск единомышленников, он - постоянный ученик и должен выделяться из толпы.

Руководство же можно определить как процесс управления группой, осуществляемой начальником как посредником социальной власти. Создаётся впечатление, что руководство и лидерство решают сходные задачи. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является опредёлённым проявлением социальных отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления - подчинения. Понятно, что в руководстве также проявляются два аспекта власти: административная и психологическая, сближающая руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря ни на что, по своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточны близки, ошибочным было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца. Руководитель, как бы близок он не был к интересам своего коллектива, должен воздействовать как в целом на всех её членов, так и на её лидера, что может рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.

Несмотря на выявленные различия, есть и общее. И руководитель, и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе: они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных группы и используют субординационный отношения: в первом случае они чётко регламентированы, во втором - заранее не предусмотрены.

На практике большинство новых предприятий в бизнесе (более 98% которых составляют малые предприятия) распадаются, и основной причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи.

Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, не имеют права дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования.

Организации существуют для реализации определенных целей. Если организация достигла своей цели, то она считается добившейся успеха. Составляющими успеха организации являются :

1) выживание;

2) результативность;

3) эффективность;

4) производительность;

5) практическая реализация.

Первейшей задачей большинства организаций является выживание, возможность существовать как можно дольше. Для того чтобы выжить и оставаться сильными, большинству организаций приходится периодически менять свои цели, формулируя их соответственно изменяющимся условиям внешнего мира.

Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной, т.е. организация должна сочетать внешнюю эффективность, измеряющую степень достиженияее целей, и внутреннюю эффективность, измеряющую рациональную экономичность использования ресурсов и оптимальность осуществляемых в организации процессов. По словам Питера Друкера, результативность является следствием того, что делаются нужные вещи, а эффективность является следствием того, что эти самые вещи создаются правильно. И то и другое одинаково важно.

Результативность, понимаемая как создание нужных вещей, неосязаема. Ее трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Эффективность же можно измерить и выразить количественно, определив денежное соотношение ее входов и выходов. В качестве критерия эффективности организации может выступать прибыль как разность между доходом и затратами.

Относительная эффективность организации называется производительностью , выражаемой отношением количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. В качестве критерия производительности организации может выступать рентабельность как отношение прибыли к себестоимости.

Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность. Ключевой составляющей производительности является качество.

Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Потенциальный потребитель, обладая свободой выбора, предпочтет продукцию более производительной организации потому, что она имеет более высокую ценность. Большой объем продаж дает более производительной организации больше денег для того, чтобы вложить их в ресурсы, включая лучшее оборудование, лучшую технологию, что может и в дальнейшем способствовать повышению производительности организации.

Какими должны быть цели в области производительности организации, решают менеджеры. Менеджеры определяют состав используемых методов получения продукции, форм стимулирования работников к повышению производительности. Через; разработанную политику организации, через личный приме руководители задают тон в организации, определяют степень уровень ее ориентации на качество и на потребителей.

Одним из самых важных моментов в управлении, ориентированном на успех, является результативное и эффективно* превращение в действие управленческих решений, т.е. их практическая реализация. Таким образом, основными составляющими успеха в бизнесе являются выживание, результативность, эффективность, производительность и практическая реализация управленческих решений.

Пр актическая часть

На мой взгляд, в первую очередь, описывая то, каким должен быть менеджер 21 века, необходимо описать то, каким должен быть внешний вид (имидж) менеджера. Так как внешний облик менеджера - это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера или клиента костюм служит своеобразным кодом, визитной карточкой, свидетельствующей о степени солидности и надежности.

Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый - таков внешний облик делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими. И дело здесь не только в изысканности вкуса, а в том, что внешность такого человека свидетельствует о его уважении к людям.

Основополагающим принципом при составлении гардероба должна стать универсальность одежды.

Не менее важное требование к одежде - ее опрятность. Ощущение неопрятности всегда вызывает неприятное чувство и свидетельствует о неуважении к окружающим. Очень важно и другое элементарное требование к одежде - аккуратность. Плохо завязанный или сдвинутый набок галстук, нечищеные ботинки, плохо выглаженная одежда наводят на мысль о суетливой поспешности или лени, нетребовательности к себе или безразличии к окружающим.

Работа менеджера XXI века

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием, разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

Менеджер 21 века организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала низшего звена организаций. Распределяет объем работ между сотрудниками, обучает, объясняет, передает распоряжения руководства, осуществляет связь между правлением и работниками. Менеджер 21 века ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, проводит деятельность по повышению эффективности сбыта продукции, руководит реализацией бизнес-плана организации.

Для менеджера 21 века характерны следующие поведенческие элементы.

1. Разрешение конфликтов.

2. Инициативность. Руководитель задает тон всей последующей деятельности подчиненных.

3. Информированность. Охотно собирает данные о количественных параметрах, объемных показателях, о соответствии производственных процессов графикам и техническим характеристикам

4. Принятие решений. Придает значение единоличному принятию решений и никому не позволяет влиять на этот процесс, считая, что только он располагает достаточными знаниями, опытом и полномочиями, необходимыми для принятия решений.

Заключение

Руководитель должен быть способным принимать решения, планировать, вести беседу, организовать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.

Руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива. «Руководитель служит коллективу, а коллектив служит делу».

В современной экономике функции работников настолько усложняются и интеллектуализируются, что управлять ими с помощью команд и распоряжений - малоэффективно. Поэтому руководитель должен не управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером.

Таким образом, от прежней роли руководителя, который служил только делу, жизнь заставляет перейти к новой роли руководителя, который служит своим работникам, не переставая служить делу. При этом он, так же как и другие сотрудники, осуществляет все перечисленные функции управления, но только более активно, компетентно и увлеченно. А, кроме того, организует участие каждого члена коллектива в процессе исполнения управленческих функций. Выполняемые руководителем функции по управлению персоналом не ограничиваются рассмотренными в данной дипломной работе. Они связаны практически со всеми вопросами обеспечения организации сотрудниками и использования персонала: его маркетингом, привлечение на предприятие, оценкой, отбором, обучением, стимулированием, перемещением, карьерой, социальным обеспечением, взаимоотношениями с органами трудового коллектива, профсоюзами и т.д.

Список литературы

руководитель качество менеджер полномочие

1. Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса, Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999.

2. Джон У. Хант. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 1999.

3. Дэвид Бодди, Роберт Пэйтон. Основы менеджмента - СПб.: ПИТЕР, 1999.

4. Искусство администрирования. Практическое пособие. / Под ред. Дербы Олкок. - М.: Финпресс, 1998.

5. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997.

7. Модульная программа для менеджеров. ГУУ и Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров. - М.: ИНФРА, 1999.

8. Питер Ф. Друкер. Задачи менеджмента в XXI веке. Учебное пособие. - М.: Вильямс, 2000.

9. Реструктурирование предприятия. - М.: Дело, 2000.

10. Ричард Л. Дафт. Менеджмент. - СПб: ПИТЕР, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Менеджер как человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации. Функции и обязанности современного менеджера, анализ его управленческой роли на предприятии.

    реферат , добавлен 06.12.2012

    Характеристика личности современного руководителя, принципы лидерства и требования к его человеческим, личностным и профессиональным качествам. Эволюция принципов руководства от 90-х годов прошлого века до сегодняшних дней, их отличительные черты.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2009

    Понятие, роль и место менеджера в системе управления. Основные требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам современного менеджера. Выявление влияния профессиональных качеств менеджера на его деятельность. Классификация ролей руководителя.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2013

    Управленческие решения и процесс их осуществления. Значение, сущность и функции управленческого решения. Контроль качества его принятия. Требования, предъявляемые к управленческим решениям и условия их реализации. Значение личностных оценок руководителя.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    курсовая работа , добавлен 07.04.2015

    Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО "Новый путь", анализ трудовых ресурсов, оплата труда работников. Состав кадров управления предприятия, функции руководителей производственных отделов. Компетентность и качества руководителя.

    реферат , добавлен 31.07.2009

    Взаимосвязь функций менеджмента и процесса разработки управленческих решений. Роль и значение данного процесса в деятельности современного предприятия. Влияние авторитета личности на процесс разработки и принятия решения, требования к руководителю.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2017

    Руководителю, особенно крупной организации, приходится выполнять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности. Функции и обязанности руководителя. Качества, необходимые руководителю. Руководитель и лидер. Подчиненные и их обязанности.

    курсовая работа , добавлен 29.02.2008

    Рассмотрение теоретических основ организации труда менеджера и рекомендации по его совершенствованию. Суть управленческой деятельности, требования к руководителю, функции планирования и роль менеджера. Понятие власти, лидерства и стилей руководства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2010

    Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору. Имидж с психологической точки зрения. Идеальный портрет женщины-руководителя.

В результате исследований было получено несколько сотен частных характеристик управленческой деятельности. Они были классифицированы в 37 категорий, охватывающих базовые навыки, умения и качества, присущие руководителям, имеющим высокие показатели. Результаты обработки показали, что для различных уровней управления обеспечивают продуктивность работы следующие характерные качества: для высших руководителей - развитость концептуального мышления; для средних - умение обеспечить соответствующую мотивацию исполнителей и психологический климат; для низших - деятельное знание технических аспектов выполняемых задач.

Профессионально стратегическим управлением всегда занимались политики и военные. Повышенное внимание современного бизнеса к стратегическому управлению определяется его природой, базирующейся на конкурентной борьбе. В этом плане становится необходимым изучение факторов, определяющих конкуренцию в бизнесе, и соответственно учет их действия при разработке и реализации стратегии компании. Решение этой стратегической задачи делает необходимым анализ и оценку подходов, лежащих в основе системы подготовки кадров, стратегического управления подготовкой человека будущего.

Общие требования к лицам, принимающим решения стратегического уровня. Исследования по анализу и выявлению профессиональных качеств менеджеров высшей квалификации, проведенные Институтом прикладных исследований (США) в течение 18 лет и охватившие в общей сложности 1 500 человек, показали, что наиболее важными являются 10 качеств менеджера, основные из которых требуют стратегической подготовки:

    ярко выраженная способность к стратегическому планированию и прогнозированию;

    принятие правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении ресурсов;

    стремление увеличить количество своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;

    незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях большой степени риска. Избегание продолжительного пребывания в «зоне комфорта»;

    исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы;

    стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;

    значительные склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных процессов и критических ситуаций;

    понимание работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы. Обладание чувством «внутренней оценки» своих действий, которые не всегда согласуются с окружающими;

    концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников. Желание работать с такими подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;

    посвящение собственной жизни реализуемым идеям и результатам их внедрения.

В результате исследований путем анализа многочисленных опросов руководителей высшего звена из высокоприбыльных компаний было получено несколько сотен частных характеристик управленческой деятельности. Они были классифицированы в 37 категорий, охватывающих базовые навыки, умения и качества, присущие руководителям, имеющим высокие показатели. Результаты обработки показали, что для различных уровней управления обеспечивают продуктивность работы следующие характерные качества персонала управления: для высших руководителей - развитость концептуального мышления; для средних - умение обеспечить соответствующую мотивацию исполнителей и психологический климат; для низших - деятельное знание технических аспектов выполняемых задач.

При этом аналитическую группу качеств составили способности:

    формировать долгосрочные и краткосрочные цели;

    выявлять существенно важные характеристики окружающей среды;

    вовремя осознавать необходимость принципиальных изменений.

Исходя из этой классификации качеств преуспевающих менеджеров, руководитель на стратегическом уровне должен обладать стратегическим мышлением и иметь аналитические способности. На каждом иерархическом уровне управленцы должны обладать профессиональными и личными качествами, соответствующими этому уровню.

Исходя из вышесказанного, необходимые качества современного менеджера - это:

    ум - для анализа ситуаций, оценки обстановки, постановки задач подчиненным;

    беспристрастность - для подчинения всего персонала организации логике решения задач;

    гуманность - для учета моральных факторов, возможных слабостей подчиненных и выбора соответствующих форм воздействия;

    мужество - для сохранения личной стойкости, готовности корректировать свое состояние в соответствии с логикой развития событий;

    строгость - для поддержания дисциплины и порядка в организации.

Стратегическое мышление

Стратег - это, прежде всего, абстрактный мыслитель, действует совместно с тактиком, конкретизирующим его абстрактные планы, программы. Стратег воплощает заказы политиков, используя механизмы стратегического управления обществом, фирмой, учитывая их наличные и потенциальные ресурсы.

Полководцы отмечали различие логик боя и войны, которые часто не только не совпадали, но и принципиально различались. Стратег обращает внимание на целое, где абстрактная цель и сущность войны сохраняется. Цель абстрактной войны - лишить неприятеля возможности сопротивления. Тактик сосредоточен на актуальном, ситуационном в деятельности. Он реализует инструментальную функцию боя. Целевая функция, идущая от заказчика, политика, является периферической для «инструмента» (войска).

В стратегии инструментальность военной деятельности сочетается с целевой функцией, и уже становится мало лишь обезоружить противника. В рамках инструментальной функции боя существуют свои инструментальные цели и способы их достижения. История имеет достаточно примеров различия между достижением инструментальных целей (тактика) и целей войны (стратега). Примером может быть «Пиррова победа» или отход и последующий разгром Наполеона после сражения под Бородино.

Анализ стратегических и тактических целей показывает, что в организации управления для целей тактических характерны технологичность и задачность, а стратегических - усложнение (до возникновения проблем) форм управления. В практической деятельности управленцев это проявляется в специфике управления на микро- и макроуровнях.

Результаты исследований позволяют составить предварительный перечень профессиональных требований к стратегическому мышлению. В качестве единиц (целостности), в которой строится стратегия, могут выступать предприятия, отрасль, регион, страна и т. п. В любом случае должен быть управленец, ответственный за бытие единицы и создающий абстрактные нормы, проекты этого бытия в фиксированных условиях.

Профессиональные требования к стратегическому мышлению:

1. Реакция на внешние условия и их выраженность в требованиях к системе.

    структуры, потребностей системы, потенциала, актуальных целей, планов (организации);

    соотнесения прошлого, будущего и настоящего системы, динамики внешних условий;

    специфических факторов внешних условий, значимых для системы.

3. Создание плана поведения, правил реагирования системы на изменяющиеся условия.

4. Рассмотрение стратегии в качестве:

    абстрактного проекта деятельности звеньев системы и системы в целом, средства принятия конкретных решений;

    реакции на качественные изменения внешних требований;

    побуждающей к поиску новых перспектив развития системы;

    способствующей унификации процессов принятия решений;

    снижающей уровень неопределенности в содержании частных решений;

    средства оценки частных проектов деятельности, требований ведущей системы ценностей, основы для создания опорных точек реализации.

5. Связь стратегии, прежде всего, с ресурсным анализом на стадии создания и подготовки к реализации, с вовлечением наиболее «сильных» сторон системы, с возможностью переопределения важнейших ее параметров;

6. Владение общей и понятийной культурой мышления.

7. Опора на мировоззрение как средство стратегического проектирования.

8. Стремления к полноте фиксации и учета меняющейся информации, к структурированию содержания информационных потоков, максимальной «основательности» в мышлении.

9. Способность «не обманываться» на материале изменяющейся информации.

10. Максимизация «тонкости» и проницательности в мышлении.

11. Способность к прогнозированию хода событий и использование принципа «причина - следствие», объектной каузальности.

12. Владение теорией деятельности и системодеятельностным проектированием.

13. Умение:

    находить выход из тупиковых ситуаций;

    объединять положительные и отрицательные явления в единую картину, превращать отрицательное в то, что может быть полезным, различать положительное и отрицательное в явлении, выявлять скрытое в явлении, выбирать лучшее решение;

    мыслить в схемах и схематических изображениях, выявлять роль отдельных факторов в явлениях.

14. Стремиться к регулированию «объема» и напряжения хода событий в целом, к полному познанию себя и партнеров, к глубине и истинности в мышлении.

Среди множества требований к стратегу, его мышлению, действиям, самоопределению, воле и т. д. существуют такие, которые наименее учитываются в принятии стратегических решений. Прежде всего, это требование к культуре мышления вообще и рефлексивному мышлению в частности. Стратег должен оперировать как конкретными, стихийными, ситуационно-имитационными, так и абстрактными, конструктивными представлениями. Следовательно, необходимо уметь применять различные знаково-символические средства (абстрактные схемы и т. п.), с помощью которых выражается фиксируемое и оперативно-манипулируемое содержание. Сами процедуры оперирования регламентируются различными рефлексивными функциями и соответствующими логическими формами.

Чтобы стратегия была применена в практической реализации, необходима культура формирования, использования и совершенствования групп, соотнесенных с организацией управленческой иерархии. В этой культуре совмещается соответствующие мыслетехники, психотехники, группотехники в процессах общения, коммуникации, постановки и решении задач и проблем.

Виктор Колпаков ,
кандидат военных наук, профессор кафедры управления персоналом Межрегиональной академии управления персоналом (г. Киев, Украина), полковник в отставке.

Исследования М. Вудкока и Д. Френсиса позволили выделить ряд требований, который будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия. К ним относятся:

1. В связи с меняющейся сложной окружающей средой от руководителей требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

2. В связи с эрозией традиционных ценностей от современного руководителя требуется способность проявлять свои личные ценности.

3. Так как существует огромная возможность выбора, то от руководителя требуется четкость в определении как целей выполняемой работы, так и собственных целей.

4. Постоянная поддержка собственного роста, развития посредством постоянного обучения.

5. Способность решать проблемы быстро и эффективно становится важнейшим качеством руководителя.

6. Руководители должны быть изобретательны и гибко реагировать на изменения ситуации, то есть они должны владеть приемами стратегического менеджмента.

7. В связи с затруднениями традиционных иерархических отношений, эффективное управление требует использование навыков влияния на людей, не прибегая к прямым приказам.

8. Так как многие традиционные методы управления исчерпали свои возможности, требуются новые, более современные управленческие приемы. Необходимо освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

9. От каждого руководителя требуется более умелое использование человеческих ресурсов.

10. Возрастающие масштабы изменений требуют развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания».

11. Руководитель должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

Стили руководства

Стиль руководства – это совокупность типичных, относительно устойчивых приемов воздействия руководителей на подчиненных для эффективного выполнения управленческих функций, и тем самым стоящих перед социально-экономической системой задач.



Стиль руководства – это способ принятия решения и передачи задач исполнителям. Лучший стиль тот, который обеспечивает наилучшие результаты. Стиль руководства выражается, следовательно, в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

Стиль руководства находится в тесном отношении с методами управления. Функциональное назначение этих понятий идентично. Метод руководства – это совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия руководителя на работников и трудовые коллективы, обеспечивающих координацию их действий. Метод – понятие вполне объективное, существующее вне и независимо от руководителя. Стиль руководства в основе своей тоже объективен, но опосредуется индивидуальными свойствами руководителя. Метод и стиль тесно взаимосвязаны, так как метод есть содержание стиля, а стиль можно считать формой реализации методов. В практической деятельности руководитель применяет следующие группы методов: организационно-административные и правовые, экономические и социально-психологические.

Стиль формируется под влиянием объективных и субъективных факторов. Объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:

Закономерности управления;

Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности;

Социально-психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы, потребности и пр.);

Уровень иерархии управления;

Способы и приёмы управления, используемые вышестоящими руководителями.

Субъективные слагаемые стиля (личностные качества руководителя):

Интеллект и общая культура руководителя;

Уровень профессиональной компетенции;

Особенности характера и темперамент;

Присущие ему нравственные ценности;

Умение внимательно относиться к запросам подчинённых;

Способность сплотить коллектив, создавать атмосферу увлечённости работой и др.

Следовательно, в стиле руководства следует различать, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой - свойственные данному руководителю способы и приёмы осуществления управленческих функций.

Объективная составляющая, складывающаяся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяет высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее распространённым является их классификация по признаку характера отношений между руководителем и подчиненным. С этой точки зрения принято выделять три наиболее общих стиля руководства: директивный (авторитарный, командно-административный), демократический (кооперативный), либеральный (свободный, попустительский, невмешивающийся).

Характерные черты, соответствующие этим типам стилей руководства:

Признаки порядка распределения обязанностей;

Методы подготовки, принятия и организации выполнения решений;

Формы контактов с исполнителями;

Контроль деятельности подчинённых.

Директивный (авторитарный) стиль отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства не только крупных, но и мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчинёнными. Руководитель – автократ догматичен, непременно жаждет подчинения своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, жестко контролирует действия подчиненных, требует пунктуального следования его указаниям. Критику не выносит и не признает своих ошибок, придерживается мнения, что административные взыскания – лучший способ воздействия на подчиненных. Работает много, может идти на риск, но расчетливо, в общении с людьми подчас невыдержан, а то и груб, но не обязательно.

Демократический стиль в отличие от авторитарного предполагает: предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной с их квалификацией и выполняемыми функциями; привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений; создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий, уважительное отношение к людям и забота об их потребностях. Руководитель-демократ лично занимается только наиболее важными и сложными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальные, разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности за собственные решения и за ошибки исполнителей. Поощряя инициативу подчиненных и подчеркивая свое к ним уважение, он дает указания не в форме предписаний, а в форме предложений, советов или даже просьб; учитывает мнение подчиненных, контроль осуществляет не единолично, а с привлечением членов самого коллектива.

Демократический стиль поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, дисциплина трансформируется в самодисциплину. Реальная власть и авторитет руководителя-демократа возрастает, так как он управляет без грубого нажима и атрибутов административного воздействия. Разделение на вышестоящих и остальных сотрудников менее строгое, руководство осуществляется в сотрудничестве, а работники получают полномочия для принятия решений.

Либеральный стиль отличается отсутствием размаха в работе, безынициативностью, постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принять на себя ответственность за решения и их последствия, особенно когда они неблагоприятны. Руководитель-либерал мало вмешивается в дела подчиненных и не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Он очень осторожен, непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам, может без серьезных оснований отменить ранее принятое решение, легко раздает невыполнимые обещания.

Руководитель-либерал нерегулярно и слабо контролирует и регулирует действия подчиненных, в общении очень вежлив, но не способен реализовать предложения подчиненных.

Тот или иной тип руководства обычно не встречается в чистом виде. В реальной жизни в поведении почти каждого руководителя наблюдаются общие черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо из них.

Контрольные вопросы

1. Кого называют руководителем?

2. В чем заключается управленческая функция «руководство»?

3. В чем отличие деятельности функциональных и линейных руководителей?

4. Какие основные задачи решает руководитель?

5. Какими качествами должен обладать руководитель?

6. Какие требования предъявляются к современному руководителю?

7. Какая из групп качеств руководителя самая главная?

10. Чем отличаются методы руководства от стилей руководства?

11. Какие параметры лежат в основе определения различных стилей руководства?