Урок искусства художественное мышление в авангарде науки. Художественное мышление в авангарде науки искусство

Цель презентации: формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства .

Задачи: расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественное мышление в авангарде науки Урок искусства 9 класс, Учитель Сомко е.В.

Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни. Ж. Ренье

Какие знания даёт искусство? Художник XVIII в. Жан Этьен Лиотар в картине«Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике. Французский писатель-фантаст XIX в. Жюль Верн «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки. Художник Винсент Ван Гог утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Художник В. Кандинский, р азработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Художник XVIII в. Жан Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Жан- Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике. Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

Французский писатель-фантаст XIX в. Жюль Верн

Художник Винсент Ван Гог

Василий Кандинский Москва Наплыв импровизации

Функции искусства Искусство выполняет функции: эстетическую, общественного преобразования, познания действительности, предвосхищения событий, воспитания личности, внушения ценностей, служит средством социальной коммуникации и доставляет наслаждение.

«Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде». Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Модель летательного аппарата «Витрувианский человек»

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) «Человеческая комедия», Французский писатель Жюль Верн (1828-1905), «20 тысяч лье под водой», «Гиперболоид инженера Гарина» . Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), «Гиперболоид инженера Гарина». Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент.

Вопросы: 1.В чём заключается одна из многочисленных функций искусства, дающая понимание значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества? 2. Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки. 3. Приведите другие примеры научного значения художественного знания.


Художественное мышление в авангарде науки


  • Человек с неразвитым образным мышлением никогда не может воскликнуть: «Эврика!»

А. Эйнштейн


И.С. БАХ

Токката и фуга

(ре минор)


  • Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования.

Ермакова дарья

  • Звуки органа взывают и зримые, и умозрительные поэтические картины. Низвергаются лавины, ведут спор небожители, борется добро со злом, парит возвышенное, страстями полнится земное, поют хоры, ведет исповедь сердце. Проявляется сама жизнь в ее вечном движении.

Петров Вячеслав

  • На первых нотах возникает волнующее чувство тревоги, может, даже страха. Постепенно возрождающееся чувство ужаса, интриги заставляет сердце биться быстрее, а в голове возникают мрачные замки, ночь, фантастические существа.


  • Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба. Какая же она, музыка космоса, музыка других миров? Вот как услышал её ещё в начале XX века американский композитор Чарльз Айвз, написавший оркестровую пьесу, которую так и назвал "Космический пейзаж" ("Вопрос, оставшийся без ответа").

ЧАРЛЬЗ АЙВЗ

Самый удивительный композитор XXвека

(1874-1954)


Вопрос, Оставшийся без ответа

  • Струнные инструменты изображают неизведанные дали, звезды, планеты, духовые инструменты передают образ людей-космонавтов, а так же неизвестных нам жителей других планет, между ними происходит взаимодействие, но научатся ли земляне общаться? «Вопрос, оставшийся без ответа». Так и назвал Ч. Айвз последний вариант своей космической пьесы.Вопрос понимания мира, в котором мы живем.


  • Для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат . Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

  • Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки .


Предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.




  • Творческую судьбу композитора определила встреча с инженером и математиком Е.А. Мурзиным - создателем первого фотоэлектронного синтезатора АНС, названного так в честь Александра Николаевича Скрябина. В 1960 году, когда АНС, установленный в музее А.Н. Скрябина, привлек к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое направление - направление электронной музыки . Став учеником Е.А. Мурзина в электоронике, он единственный связал с ней свою судьбу.

  • В начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Поначалу звукошумовыми напластованиями, электронными эффектами, подчеркнуто «неземным» звучанием озвучивались в основном научно-популярные фильмы «космической» тематики. Э.Артемьев принял участие в трех фильмах Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975) и «Сталкер» (1980) - причем в «Солярисе» как создатель всего звукового пространства, а не только как автор собственно музыки .

Солярис

Драма, снятая по мотивам одноименного романа польского писателя-фантаста Станислава Лема об этических проблемах человечества через призму контактов с внеземным разумом. Смысл прост до невозможности - человечество еще не доросло до колонизации экзопланет.


Авторами было использовано переложение фа-минорной хоральной прелюдии И.С. Баха ( «Я взываю к тебе, Господи!» ), сделанное Э. Артемьевым. Это произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)».


И.С. БАХ

хоральная Прелюдия

(фа минор)

  • Органные хоральные прелюдии И.С. Баха - образцы философской лирики композитора, размышления о человеке, его радостях и печалях.

  • Органист обычно исполняет прелюдию на тему, содержательно связанную с последующим за ней хоралом. Прелюдия Фа минор предшествует хоралу «Я взываю к тебе, Господи». Хорал - церковное богослужение протестантов, исполняемое всем приходом. Мелодия хорала определяет весь облик произведения. Песенность, ровное движение басов придает музыке строгость, собранность, что рождает состояние глубокой сосредоточенности и возвышенной печали.



Вопросы:

  • Что хотели сказать авторы фильма (режиссер и композитор), включив в него музыку И.С. Баха?
  • Почему Артемьев в своей обработке хоральной прелюдии имитирует хоровые голоса?

Художественное мышление в авангарде науки

  • 1. Является ли главной целью для искусства предсказание будущего? А) да Б) нет
  • 2. Кто из великих художников разработал модель летательного аппарата? А) Оноре де Бальзак Б) Леонардо да Винчи В) Жюль Верн
  • 3. Кто из великих писателей в своих произведениях предсказал полеты на Луну? А) Оноре де Бальзак Б) Леонардо да Винчи В) Жюль Верн

  • 4. Как называется произведение А.Толстого, в котором он предсказал появление лазера?

А) «20 тысяч лье под водой»

Б) «Гиперболоид инженера Гарина»

В) «Человеческая комедия»

  • 5. Как называется электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны? А) терменвокс

Б) тервомокс В) темернокс


Домашнее задание:

  • Художественно-творческое задание

Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем России, мира.


Ответы:

  • 1) Б
  • 2) Б
  • 3) В
  • 4) Б
  • 5) А

В работе рассматриваются соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире, приводятся примеры научного значения художественного знания, раскрывается целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств.

Неоценимо значение влияния искусства на науку, на передовые идеи общества.

Велико значение художественно-образного мышления в культурном и научном развитии человечества. В современном мире происходит слияние науки и искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Финаенова Тамара Викторовна Идентификатор:208-415-954

Тема урока: « Художественное мышление в авангарде науки»

Предмет «Искусство», 9 класс

Должность: учитель музыки

ГКОУ «Школа-интернат»

Цель:

Совершенствование знаний о значимости культуры в художественной картине мира

Задачи:

  1. учить размышлять о соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире; приводить примеры научного значения художественного знания
  2. раскрыть целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств
  3. уметь создать цветовую палитру музыкального фрагмента
  4. формирование духовной культуры учащихся

Тип урока: Урок сообщения и систематизации знаний.

Жанр: интегрированный

Вид урока: урок-размышление

Оборудование: ТСО, наглядные средства, фортепиано

Конспект урока:

Вступление

Уже в начале жизни у человека проявляется потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление - один из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Наука и искусство - вполне самодостаточные области культуры, научная и художественная деятельность существенно отличны. Тем не менее, издавна замечена и определенная близость, родство науки и искусства.

А существует ли граница между наукой и искусством? /Ответы детей/

Рассмотрим эти 2 сферы жизни:

Основная часть

ИСКУССТВО: НАУКА:

чувственное рациональное

Конкретное абстрактное

ценностноэмоциональное познавательно-теоретическое

Действительно, художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.

Давайте с вами разберём, что такое научное мышление и творческое мышление? В чем разница и сходство?

Научное мышление – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной и оригинальностью, уникальностью.

Заключение

Культура и все ее высшие достижения, точно так же как все произведения искусства, созданы не толпою, но отдельными гениальными и талантливыми личностями. Это они ведут человечество по пути прогресса. Лишь опередивший в своем развитии других способен улавливать, поверх изжитых и разложившихся течений современности, струи новых творческих веяний и быть истинным художником, творцом истинных и художественных произведений искусства.

Список литературы и Интернет-ресурсы:

Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашекова. Учебник «Искусство 8 – 9 класс –

Москва, Просвещение,2009г.(электронное издание)

Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление//

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б.

Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г.

Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

К.А.Свасьян. Философское мировоззрение Гёте. Москва, «Evidentis», 2001.
© К.А. Свасьян, 2001-2014 © Электронная публикация - РВБ, 2006-2014.

Фейнберг E.П. Взаимосвязь науки и искусства в мировоззрении Эйнштейна.

«Вопросы философии» №3. 1979.

Колмогоров А.H. Проблемы передачи информации, т. 1, 1965: т. 5, 1969.

Реферат по дисциплине «Практическая психология» на тему: «Психологические

Особенности творческого мышления личности» ГБС(О)ОШ-интернат вида,п.г.т. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/943/Алеаторика ‎

slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Додекафония/ ‎

esthetiks.ru/mishlenie-hudozhestvennoe.html ‎

yourlib.net/content/view/5242/63/‎


>>Художественное мышление в авангарде науки

Художественное мышление в авангарде науки

Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.
Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

Французский писатель Жюль Верн (1828-1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произвелений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.

Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц , свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества .

Художественно-творческое задание
Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем России , мира.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки