Воздушный снайпер павел камозин. Небесный гроссмейстер Герой советского союза павел михайлович

Родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне в черте Брянска), в семье рабочего. Окончил 6 классов в 1931 году. Работал слесарем на заводе "Красный Профинтерн". С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную военную авиационную школу лётчиков им. В. П. Чкалова.

С июня 1941 года младший лейтенант П. М. Камозин в действующей армии. По ноябрь 1942 года служил в 246-м ИАП, по май 1943 года - в 269-м ИАП, с октября 1943 года по декабрь 1944 года - в 66-м ИАП, по май 1945 года - в 101-м Гвардейском ИАП.

К карту 1943 года заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) младший лейтенант П. М. Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника.

1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

1 июля 1944 года командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) капитан П. М. Камозин, за 131 успешный боевой вылет и участие в 56 воздушных боях, в которых лично сбил 29 самолётов противника и 13 в составе группы, награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Всего выполнил около 200 боевых вылетов. Проведя 63 воздушных боя, сбил 36 самолётов противника лично и 13 - в составе группы.

20 января 1945 года попал в авиакатастрофу и получил тяжёлые травмы. После излечения был демобилизован по состоянию здоровья. С 1946 года работал в Гражданской авиации. Умер 24 ноября 1983 года. Похоронен в Брянске. Бронзовый бюст установлен на родине. О жизни и боевой деятельности П. М. Камозина написано несколько книг.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

* * *

Фронтовая судьба этого лётчика была яркой и неповторимой, как судьба любого великого воина. По своей "закрученности" интрига его ратной жизни напоминает порой сюжет захватывающего приключенческого фильма.

По словам его товарищей, Камозин был исключительно скромным человеком, небольшого роста, по природе своей очень застенчивый. Придёт он, бывало, в столовую и сядет тихонько в уголок. Сидит и ждёт, пока его заметит официантка. Сам окликнуть её никогда не осмелится. Но в воздухе - это был отважный лётчик, не знающий страха.

Товарищи любили и уважали Павла Михайловича и не было в полку человека, который бы не восхищался его боевым мастерством. Он как-то по-особому дерзко и напористо вёл воздушные бои и всегда одерживал победы. Его почерк быстро узнали и вражеские лётчики, содрогаясь от одной мысли о встрече с воздушным снайпером.

Павел Камозин родился в городе Бежица, вошедшем сегодня в черту Брянска. Окончив 6 классов, поступил в ФЗУ, а в 1934 году, работая слесарем на заводе "Красный Профинтерн", добился приёма в аэроклуб. Как один из самых одарённых учлётов был оставлен там же лётчиком - инструктором. В 1938 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Войну Камозин встретил в частях Киевского особого военного округа. 23 июня на самолёте И-16 совершил свой первый боевой вылет, был ранен в ступню навылет. В составе своей части был направлен на переучивание на новый истребитель ЛаГГ-3, и вновь его изящное безошибочное пилотирование не осталось незамеченным: Камозина назначили инструктором. На фронт ему довелось вернуться только через год. Его назначили командиром звена.

7 октября 1942 года, во второй половине дня, лётчикам 246-го ИАП пришлось выдержать очень напряжённую схватку. Смешанная группа из 5 ЛаГГ-3 этого и пары Як-1 из 518-го ИАП вылетела на прикрытие войск 18-й армии. Вёл группу командир звена младший лейтенант П. М. Камозин. К району патрулирования подошли двумя группами: внизу, на высоте 2000 метров пара Як-1 и на 500 - 600 метров выше - 5 ЛаГГ-3. Связь между группами поддерживалась по радио.

В 14 часов 25 минут в 10 километрах восточное села Шаумян была замечена большая группа вражеских самолётов: 11 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, 4 истребителя - бомбардировщика Ме-110 и 6 прикрывающих их истребителей Ме-109. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке. Пятёрка "ЛаГГов" устремилась навстречу вражеским истребителям. Поймав ведущего первой пары "Мессеров" в прицел, Камозин с 200 метров ударил из пушки и пулемёта по кабине и мотору самолёта противника. Ме-109 опрокинулся и заштопорил к земле. Почти сразу же за ним стал падать и его напарник, сбитый одним из ведомых Камозина, который, не теряя времени, ринулся в атаку на следующую пару Ме-109. Сблизившись с самолётом врага, он меткой очередью сбил и его.

Тем временем пара "Яков" атаковала вставшие в круг для бомбометания Ju-87. Лейтенант С. М. Колесников и старший сержант Ф. Б. Варфоломеев уничтожили по "Юнкерсу", но и сами были сбиты. В разгар боя к противнику подошло подкрепление: 6 - 7 Ме-109 (по другим данным 15 - 16). Началось то, что лётчики называют "собачьей свалкой". Боевой порядок окончательно рассыпался, каждый лётчик действовал самостоятельно. Постепенно бой перешёл на виражи, где "ЛаГГи" имели некоторые преимущества перед Ме-109. После меткого удара Тоичкина заштопорил к земле очередной "Мессер", как факел, вскоре вспыхнул другой. Но и нашим лётчикам пришлось нелегко. С резким снижением увёл в сторону моря свою подбитую машину младший лейтенант А. И. Дагаев, выбросился на парашюте из кабины горящего "ЛаГГа" старший сержант К. К. Поздняков.

Вся воздушная схватка продолжалась 10 минут. Несмотря на численное превосходство врага, советские лётчики сбили 8 немецких самолётов (6 Ме-109 и 2 Ju-87). В этом бою 3 вражеских машины уничтожил Камозин, 2 - Тоичкин и по 1 Варфоломеев, Калмыков и Колесников. Наши потери - 4 самолёта. Не вернулся командир звена А. Дагаев.

Когда Камозин приземлился и вылез из кабины, к самолёту подошёл командир полка полковник Смирнов и крепко Павла.

Эта победа, одержанная над врагом, вселила в Камозина уверенность в своих силах. Окреп его командирский авторитет. Подчинённые увидели в нём человека, на которого можно положиться в трудную минуту. За первый месяц боёв Павел сбил 4 неприятельских самолёта. Несколько раз ему довелось вылетать на боевые задания вместе с Дмитрием Каралашем - в довоенное время известным лётчиком - испытателем, отважным воздушным бойцов, заслужившим в годы войны звание Героя Советского Союза и погибшим в одной из схваток. Павел Камозин любил повторять слова подполковника Калараша: "Лётчик должен иметь сердце из стали, тогда и с деревянной спинкой сиденья он не дрогнет в бою". Таким был сам Павел Камозин...

Вскоре после знаменательного боя Камозин был назначен заместителем командира эскадрильи в 296-м ИАП. После тяжёлых боёв полк, потерявший значительную часть боевой техники, был отправлен в тыл на переформирование. А затем снова начались бои.

6 советских истребителей под руководством Павла Камозина сопровождали группу бомбардировщиков. В районе цели наши лётчики были атакованы истребителями противника. Несмотря на численное превосходство врага, Камозин смело повёл свою группу в бой. Одна за другой следовали атаки наших пилотов. Выбрав удобный момент, Павел ринулся на один из Ме-109. Когда до ведомых донеслась команда командира: "Прикройте!", - он был уже рядом с немцем. Прицельная очередь - и "Мессер" полетел вниз. И снова атака. Прошло всего несколько минут, и второй Ме-109, охваченный пламенем, рухнул на землю. От своего командира не отставали и ведомые, которые в этот момент сбили 3-ю машину врага. Понеся потери противник был вынужден выйти из боя.

Младший лейтенант Камозин выполнял боевые задания не только по прикрытию наших штурмовиков и наземных войск. Он был и хорошим разведчиком. За время боевой работы не было случая, чтобы данные, доставленные им, не подтвердились.

10 января 1943 года во время разведывательного полёта Камозин обнаружил на аэродроме в Краснодаре до 50 самолётов противника. Он немедленно сообщил об этом командованию. Через некоторое время в воздух поднялись наши штурмовики. По данным, доставленным Камозиным в этот день, было уничтожено около 20 вражеских самолётов.

Однажды 5 советских истребителей, возвращаясь с боевого задания, обнаружили группу из 13 "Юнкерсов", следовавших на бомбёжку наших войск. Младший лейтенант Камозин внезапно атаковал и рассеял самолёты противника, вынудив их сбросить бомбы на свои же войска. "Юнкерсы" стали разворачиваться и уходить, но не успели. Метким ударом Павел сбил один из них и подбил 2 других. Его ведомые сбили ещё 2 самолёта.

Быстро росло мастерство лётчика, вскоре Камозину доверили командование эскадрильей. Его боевая слава умножилась в боях за освобождение Севастополя. Эскадрилья, которой он командовал, уничтожила в знойном крымском небе 63 вражеских самолёта. Лично Павел Камозин сбил 12 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года младший лейтенант Камозин Павел Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1148)..

Много подвигов совершил Павел Камозин в годы войны. Оперативный дежурный штаба Южного фронта, лётчик - инструктор, командир звена, заместитель командира эскадрильи, командир эскадрильи - таков его послужной список с начала войны до 1 мая 1943 года, когда Камозину за боевые заслуги было присвоено звание Героя Советского Союза.

К лету 1943 года старший лейтенант Камозин выполнил более 100 боевых вылетов на ЛаГГ-3, одержал 17 личных побед - второй результат, показанный в советских ВВС на машине этого типа (первый - у А. Кулагина).

Летом 1943 года, одним из первых в запасном полку освоив новую технику (истребитель Р-39 "Аэрокобра"), Павел добился разрешения отправиться на фронт. Он получил назначение в 66-й авиационный полк (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия) и вскоре начались новые бои. В первом же боевом вылете в новом полку, на новой для себя "Аэрокобре", Камозин сбивает FW-189 - "раму", висевшую над передним краем, при этом и его самолёт был серьёзно повреждён яростным огнём зенитной артиллерии, и лётчик приземлил его на нейтралку, прямо у окопов своего боевого охранения...

Особенно ярко проявился его талант в боях за Крым. Только в сражениях за Севастополь лётчики его эскадрильи сбили 64 вражеских самолёта, 19 из них записал на свой боевой счёт комэск.

В конце 1943 года, в тяжёлом бою над Керчью, он уничтожил 2 неприятельских истребителя. Второй самолёт был сбит уже на горящей машине. На малой высоте Камозин покинул самолёт, рванув вытяжное кольцо на парашюте, и через несколько секунд упал в холодную воду. Выплыл и был подобран моряками. 12 января 1944 года в 2-х вылетах ему удалось уничтожить 2 "Юнкерса", доведя тем самым число лично сбитых им машин до 30.

В районе Керчи и Эльтингена, ещё занятого противником, высадились наши десантники. Они захватили небольшой плацдарм и закрепились там. Этот с трудом завоеванный клочок земли насквозь простреливался врагом, который любым способом стремился сбросить десантников в море. Откуда - то над плацдармом появились даже бомбардировщики Не-111, которых до этого никто и не видел на крымских аэродромах.

В последний день 1943 года Павел Камозин вместе со своим ведомым Владимиром Ладыкиным вылетели на разведку. Перед ними стояла задача - установить место базирования "Хейнкелей". Когда наши лётчики возвращались на аэродром, над селом Семь Колодезей они заметили транспортный самолёт, который, как на параде, шёл под экскортом 6 Ме-109. У Камозина сразу возникло решение - атаковать с ходу. Передав ведомому команду, Павел на максимальной скорости устремился к цели. Истребители охранения не успели опомниться, как длинная очередь прошила охраняемый ими транспортник. Задымив, тот перевернулся и беспорядочно пошёл к земле. А Камозин с напарником словно растворились в сгущавшихся вечерних сумерках...


Лишь через 3 с лишним месяца, после освобождения Крыма, стало известно, что на борту сбитого Камозиным самолёта находилось 18 немецких генералов. Они везли с собой Железные Кресты, которые должны были вручить наиболее отличившимся воякам. Но вместо запланированных новогодних торжеств и наград - получился траур. По словам жителей села, целую неделю немцы ходили с чёрными повязками на рукавах...

Ошеломляющими, дерзкими атаками капитан Камозин часто застигал своих противников врасплох. Он в совершенстве владел техникой пилотирования и из любых фигур высшего пилотажа умел выбрать в нужный момент наиболее выгодную. Порой казалось, что цель сама по себе попадает под его разящие трассы.

С каждым днём войны обогащался боевой и командирский опыт Камозина, но он по-прежнему отличался скромностью и трудолюбием. Он стремился использовать малейшую возможность для повышения лётного и огневого мастерства. Сколько раз оно выручало Камозина и его товарищей в бою! Товарищи Павла вспоминали, как однажды он спас от неминуемой гибели лейтенанта Тоичкина. Молодой лётчик не заметил, как в хвост ему пристроился "Мессер". Секунда, другая - и самолёт Тоичкина полетит к земле, объятый пламенем. Но прицельной очереди врага не последовало: в последнее мгновение фашист был сбит Павлом Камозиным. За этот подвиг лётчика наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

Немало боёв провёл Камозин и с численно превосходящим противником. Однажды возглавляемая им пятёрка вступила в бой с 27 истребителями Ме-109. Первой же очередью Павел сбил ведущего. Оставшись без лидера, противник нарушил строй, стал мешать друг другу. Камозин, мгновенно оценив ситуацию, решил довести схватку до победного конца. Умело руководя действиями своих подчиненных он добился своего - 8 самолётов уничтожили наши лётчики в этом бою, не потеряв ни одного своего!

Бывали в его жизни и неудачи. Приходилось "приводнять" подбитый истребитель в море (был спасён медпостом с косы Тузлы), "тянуть" за линию фронта в расположение своих войск охваченную пламенем машину, капотировать на разбитой снарядами ВПП и попросту падать вместе с машиной после отказа мотора... Всякое случалось. Противник был силён и коварен, победы давались нелегко. Но Павел умел делать правильные выводы из любого успеха или неудачи, анализировать сложившуюся ситуацию и выбирать правильные решения позволяющие успешно бить врага.

12 января 1944 года. В этот день старший лейтенант Павел Камозин сделал несколько боевых вылетов. Как всегда, он появлялся в точно указанное время в районе патрулирования и по первому сигналу станции наведения уверенно устремлялся на врага. 13 "Юнкерсов" шли двумя группами под прикрытием 4 Ме-109. Первую группу в лоб атаковал подполковник Смирнов, вторую в хвост - старший лейтенант Камозин. Атака обоих увенчалась успехом. И тот другой сбили по одному самолёту врага. После этого Камозин завязал бой с парой Ме-109, но те поспешили удрать, не приняв вызова советского аса.

Во втором боевом вылете Павел Камозин во главе группы истребителей снова прикрывал советские наземные войска. Немецкие бомбардировщики решили пройти линию фронта под облаками, чтобы избежать встречи с советскими истребителями. Но Павел Камозин и его боевые друзья были начеку. Они сумели разгадать замысел врага и встретили фашистов при выходе из облаков меткими сокрушительными атаками. Камозин первым атаковал флагмана вражеской группы и почти в упор расстрелял его кинжальными очередями. "Юнкерс" загорелся и, перевалившись на крыло, полетел вниз. Сражённая лётчиком Владыкиным, упала на землю ещё одна вражеская машина. Но бой не затихал, бой продолжался.

В это время станция наведения передала Камозину: "На бреющем полёте под вами идёт ещё одна группа бомбардировщиков. Перехватить!" Старший лейтенант Камозин устремился на перехват второй группы бомбардировщиков. На пути он встретил 2-х "Мессеров" и с ходу атаковал одного из них. Вражеская машина загорелась. Тогда Камозин устремился на отражение налёта бомбардировщиков.

В тот день, в упорных и жестоких воздушных схватках, Павел Камозин сбил 2 немецкие машины. На счету Героя стало 30 лично сбитых самолётов врага. Армейская газета "Крылья Советов" в эти дни призывала на своих страницах:

"Истребитель, дерись, как Павел Камозин! Почему же Камозин дерётся успешнее других, в чём его сила? Она кроется в стремительности атаки. Шансы на победу в бою у того лётчика, который первым заметит врага. Это прекрасно понимает Камозин. Его зоркий глаз всегда ищет и первым находит противника. Именно этим отважный лётчик создает себе преимущество над врагом".

Газета разъясняла, что умелый поиск цели, разумеется, ещё не означает победу. Она, как известно, сама не приходит. Её завоевывает Павел Камозин благодаря другому замечательному качеству - мастерству атаки. Настойчивость в достижении цели, дерзость, исключительная меткость огня, искусный маневр - вот что обеспечивает успех отважному лётчику - истребителю.

Павел Камозин всегда был верен испытанному правилу истребителя - аса: он бил врага с близкой дистанции, короткой прицельной очередью. Он не пугал фашистов, а в упор расстреливал их. Именно так были уничтожены им в последних боях 5 вражеских самолётов.

К середине лета 1944 года командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка капитан П. М. Камозин совершил 131 успешный боевой вылет, участвовал в 56 воздушных боях, в которых лично сбил 29 самолётов противника и 13 в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Камозин Павел Михайлович награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 23).

В одной из последних воздушных схваток Павел Камозин оказался в исключительно трудном положении. Ему одному пришлось вступить в бой и драться с группой истребителей FW-190. Но и в таком положении Камозин не оборонялся, а нападал, атаковал. Советский лётчик выстоял в неравном бою и вышел из него победителем, сбив 2 "Фоккера".

В 1944 году Камозина сняли с должности командира эскадрильи 66-го полка и перевели на должность заместителя командира эскадрильи в 101-й Гвардейский ИАП. Вспоминает бывший лётчик этого полка Борис Степанович Дементьев:

"Когда мы перелетали на фронт в конце 1944 года, погода была паршивая. Камозин со своей эскадрильей сел в Бобруйске, и они долгое время там сидели. Начпрод их плохо кормил. За это он его побил. После этого его перевели заместителем командира эскадрильи к Морозову. Конечно, была у него слабость - любил за воротник заложить, но это был дисциплинированный, грамотный мужик, умело и храбро воевавший, умевший управлять людьми.

Помню, раз сменяли его четвёрку. Подлетаем к линии фронта. Со станции наведения передают: "Камозин, внимательно. Вылетела пара "Мессов". - "Хорошо, пусть идут". Дальше - тишина. Мы подходим, набираем высоту, наладили связь со станцией наведения. Слышим: "Паша, смотри, заходит "худой". - "Вижу, пусть заходит". И больше ни слова. Обычно в бою какие-то команды, мат, а тут тихо. Я смотрю - где он ходит, самолётов пока не вижу - ещё далеко. Проходит минуты полторы, и слышу, он передает: "Вон, "худой" горит. Зашёл, понимаешь..." И всё. Тут уж я и сам увидел дымный шлейф. Вот так спокойненько он его снял.

Он был честным и всегда говорил правду в глаза. Это не нравилось начальнику штаба полка майору Гейко, с которым они постоянно ругались. После войны было такое указание, что лётчиков, нарушающих дисциплину, вне зависимости от их заслуг, можно увольнять из армии. Видимо, Гейко написал на Камозина докладную, и Красовский подписал приказ уволить того по пункту "е". Как сказал у нас один лётчик, пункт "е" означает "ешь сам". Это значит, что тебя увольняют без пенсии, на гражданке на работу не примут. Уже в 1948 году я лично слышал, как Красовский высказывал командиру полка Павликову, что его обманули и он уволил Камозина фактически по навету. Связь мы с ним поддерживали. Поначалу его никуда не брали. Ходила такая байка, что он, дважды Герой, сидел на ступеньках здания Наркомата обороны и просил милостыню, но, когда мы с ним встречались, он сказал, что такого не было, но по начальству он много ходил. Потом всё-таки он устроился в ГВФ".

Немало воздушных боёв Павел Камозин провёл в составе 101-го Гвардейского истребительного авиационного полка в паре с младшим лейтенантом В. Масловым (115 боевых вылетов, 5 лично сбитых самолётов). В своей ратной жизни Камозин провёл более 60 воздушных боёв, одерживал победы над "Мессерами" и "Фоккерами", ""Юнкерсами" и "Хейнкелями".

20 января 1945 года при выполнении очередного боевого вылета из - за обрыва шатуна двигателя мотор его "Аэрокобры" заглох, и машина упала на землю, скапотировав и развалившись на части... Павел нашёл в себе силы выбраться из обломков, знаками запретить посадку ведомому на неровной, сильно пересечённой местности...

От травм, полученных в этой аварии, до конца оправиться он так и не смог. Врачи настаивали на ампутации левой ноги, но непреклонность, мужество и сила воли позволили Камозину избежать этой калечащей операции. День Победы он встретил в госпитале...

Сражаясь на Южном, Закавказском, Северо - Кавказском и других фронтах, Гвардии майор П. М. Камозин совершил около 200 боевых вылетов, в жестоких воздушных схватках одержал 49 побед - 36 вражеских самолётов сбил лично и 13 в группе с товарищами. В группе - потому, что он был не только лётчиком - асом, но и командиром, водившим в бой молодых бойцов. И 36 самолётов противника, числившиеся на его личном счету, были далеко не все, которые он сбил в действительности...

После войны Павел Михайлович демобилизовался. Работал в Гражданском Воздушном Флоте. Вёл общественную работу. Умер в Брянске 24 ноября 1983 года. Похоронен на Советском кладбище .

Народ не забыл своего Героя. В Брянске установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза П. М. Камозина. В 1985 году постановлением Совета Министров РСФСР его имя присвоено Брянскому авиационно - спортивному клубу ДОСААФ, членом этого клуба Павел Михайлович являлся с 1934 года. Имя Героя носит одна из улиц города Брянска, а в городской средней школе № 11 открыт музей Героя.


* * *

Список всех известных побед Гвардии майора П. М. Камозина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)



п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 07.10.1942 г. 3 Ме-109 Шаумян И-16, ЛаГГ-3,

Р-39 "Аэрокобра".

2 16.10.1942 г. 1 FW-189 сев. - вост. Гойтх
3 15.02.1943 г. 1 Ме-109 сев. - зап. выс. 307,2 (Кубань)
4 19.02.1943 г. 1 Ju-87 сев. - зап. выс. 497 (Кубань)
5 22.02.1943 г. 1 Ме-109 сев. Гостогаевский
6 1 Ме-109 сев. Мефодиевка
7 13.03.1943 г. 1 Ju-87 Мысхако
8 20.03.1943 г. 1 Ju-52 вост. Чикона
9 22.03.1943 г. 1 FW-189 сев. - вост. Крымская
10 21.11.1943 г. 1 Ме-109 выс. 175,4 (Крым)
11 25.11.1943 г. 1 Ме-109 Багерово
12 04.12.1943 г. 1 Ме-109 сев. - вост. Эльтиген
13 1 Ме-109 коса Тузла
14 05.12.1943 г. 1 Ме-109 вост. Яныш - Такыл
15 1 Ju-87 Эльтиген
16 1 Ме-109 Коммуна
17 31.12.1943 г. 1 трансп. вост. Меснечи
18 01.01.1944 г. 1 Ме-109 зап. Керчь
19 04.01.1944 г. 1 Ме-109 юго - зап. Керчь
20 09.01.1944 г. 1 Не-111 (в паре - 1 / 2) Багерово
21 11.01.1944 г. 1 Ju-87 сев. Булганак
22 1 Ме-109 вост. Багерово
23 1 Ju-87 сев. - зап. Булганак
24 12.01.1944 г. 1 Ju-87 сев. - зап. Катерлез
25 1 Ju-87 Малый Бабчик
26 23.01.1944 г. 1 Ме-109 г. Митридат
27 24.01.1944 г. 1 Ме-109 (в паре - 1 / 2) Кезы
28 1 Ме-109 Кезы
29 26.01.1944 г. 1 FW-190 зап. Керчь
30 27.01.1944 г. 1 FW-190 зап. Катерлез
31 1 Ме-109 зап. Эльтиген
32 28.01.1944 г. 1 Ме-109 сев. - зап. Керчь
33 22.03.1944 г. 1 Ju-87 зап. м. Тархан
34 20.02.1945 г. 2 FW-190 Черск

Всего сбитых самолётов - 36 + 13 [ 36 + 2 ]; боевых вылетов - 188; воздушных боёв - 63.
Много читал о летчиках-героях ВОВ,но об этом человеке слышал не много.Интересная статья попалась.

Павел Михайлович Камозин.

Хотелось бы особенно отметить этого легендарного человека, летчика-аса, с непростым характером и массой существующих про него слухов и легенд. Мне доводилось бывать у него дома, правда, к сожалению, уже после его смерти. Я хорошо знал многих его потомков, его детей и внуков.

Где правда, а где вымысел уже не понять, родные рассказывали одно, в Интернете пишут чуть по-другому..

Дважды Герой Советского Союза, летчик-истребитель Павел Камозин. По рассказам его родственников, его хотели представить и к третьей Золотой Звезде, но буйный нрав не позволил этому случиться. Сюда еще можно добавить особенное отношение к водке, что греха таить, был любитель выпить. Но лица при этом не терял и достоинства тоже..

Камозин и 18 генералов.

Однажды, в самом конце 1943 года, Павел Камозин, в то время уже Герой, патрулировал воздушное пространство неподалеку от линии фронта. И заметил немецкий транспортный самолет в сопровождении немалого эскорта истребителей. Такой солидный конвой заинтересовал летчика, он атаковал транспортник, сбил и, уходя от преследования, скрылся в облаках. На другой день в столовую, где сидел Камозин вместе с боевыми товарищами, вбежал возбужденный командар полка.

— Ты знаешь, кого ты сбил?!

Оказалось, в транспортном самолете летели восемнадцать немецких генералов.

— Теперь — сказал командир — ты можешь просить любую награду. Чего ты хочешь?

— Ящик водки — ответил Камозин.

Замполит потом ворчал по поводу несознательности летчика. Тем не менее ящик водки выдали.

Камозин и «юберас»

После этого происшествия Гитлер объявил едва ли не всегерманский траур, а Камозина провозгласил своим личным врагом. И для уничтожения Камозина специально был отряжен один из лучших немецких асов, любимец Геринга Герман Граф. В то время счет этого супераса (или «юбераса», если говорить по-немецки) превысил 200 сбитых самолетов. Тут необходимо отступление. Когда в свое время обнародовали боевые показатели гитлеровских летчиков, общественность пришла в шок. У лучших советских истребителей боевые счета уничтоженных врагов шли на десятки, тогда как у немцев сотня побед была едва ли не обыденным явлением. Причины такого дисбаланса анализирует военный историк Алексей Исаев в книге «Десять мифов второй мировой». В частности, перед советскими и германскими летчиками ставились разные задачи. Если асам противника позволялось заниматься чисто «воздушной охотой», то наши чаще взаимодействовали с наземными войсками, осуществляли атаку наземных целей. В названной книге, кстати, приводится высказывание на этот счет ведомого того самого Графа Альфреда Гриславски.

Камозин и Гагарин.

Поединок Камозина с Графом чем-то напоминал противостояние в Сталинграде снайпера Зайцева с его фашистским визави. К тому же Камозину приходилось выполнять и непосредственно боевую работу. В конце концов Павел Михайлович внезапно атаковал знатного «фрица», и ему пришлось спасаться на паршюте.

Как известно, после войны Павел Камозин работал на Брянском аэродроме в Бордовичах, готовил кадры для гражданской авиации. Как и в боях, в мирной жизни трудился на совесть. И перед вышестоящими в струнку не вытягивался. Начальство, разумеется, нежности к строптивому герою не питало.

Как-то Брянск посетил Юрий Гагарин. Первый космонавт Земли выдвигался в Верховный Совет, приехал встречаться с избирателями. На встрече в обкоме в числе уважаемых людей области Гагарину представили и Камозина. Имен называлось много, поэтому Юрий Алексеевич запомнил даже не фамилию, а награды — дважды Герои встречаются не каждый день.

После всех «формальных» общений, как водится, последовало «неформальное» — ужин в ресторане «Журавли». Камозин в круг избранных не попал. А Гагарин, которому не слишком весело сиделось за столом в кругу совпартактива, вспомнил о собрате по летному делу. Поинтересовался, почему того нет в числе сотрапезников. Бывшие «на подхвате» обкомовские чиновники со всех ног ринулись домой к Павлу Михайловичу. Долго извинялись, объяснялись — произошла, мол, ошибка… Потом Гагарин с Камозиным долго, едва ли не до самого утра отдыхали в компании друг друга. Про Камозина потом говорили, что он мог выпить и с дворником, и с первым космонавтом.

Камозин и бюст.

Такая общительность, демократизм породили еще одну легенду, к сожалению, едва ли не самую расхожую. Будто бы Камозин любил выпивать возле собственного бюста, которым почтили летчика, как дважды Героя. Чуть ли не чокался с памятником. И даже бил о голову изваяния пустые бутылки. И что милиции частенько приходилось унимать буйство уважаемого человека. Отголоски этой легенды есть даже в документальном фильме Андрея Разбаша «Крылья».

Все, кто Камозина знал, в один голос утверждают: это чушь. Да, аскетом, трезвенником он не был. Но, во-первых, организм имел сильный, к алкоголю стойкий. А главное, норму свою знал. Себя блюл. Ни о каких пьяных безобразиях до беспамятства речи никогда не шло.

Другие интересные сведения о Камозине..

Всего за время Великой Отечественной войны Павел Михайлович Камозин выполнил 186 вылетов, провёл 90 воздушных боёв и лично сбил 35 самолётов противника (Ме-109 — 17, Ю-87 — 10, ФВ-190 — 2, Ме-110 — 1, До-217 — 1, ФВ-189 — 1, Ю-88 — 1, Ю-52 — 1, Хе-111 — 1). Ещё 13 самолётов сбил в составе группы.

После одного из вылетов пришел на обед, а повар украл его продукты. За это Камозин бросил его в раскаленный котел полевой кухни — повар был заживо сварен. О данном происшествии было доложено Сталину, который сказал, чтобы его от полетов не отстраняли, но и в звании не повышали. Камозин так и закончил войну в звании капитана, и ушел из жизни в данном звании хотя на счету имел 45 сбитых вражеских самолетов. За свою жесткость в бою получил от немцев прозвище «зверь».

Источники материалов: wikipedia.org. russian7.ru. gazeta.aif.ru

Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего.

В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ). После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»). В 1934 году начал учиться в Бежицком аэроклубе. В РККА с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов (ныне Борисоглебское высшее военное авиационное училище), после окончания которой работал лётчиком-инструктором.

Боевой путь в Великой Отечественной войне

Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П.М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя работал в штабе 44-й истребительной дивизии.

5 августа 1941 года медкомиссией допущен к полётам и до 27 декабря 1941 года в составе 275-го бомбардировачного авиаполка.

С 27 декабря 1941 года по октябрь 1942 года - лётчик, затем лётчик-инструктор 253-го запасного авиационного полка. За это время, не только сам в совершенстве овладел техникой пилотирования самолёта ЛаГГ-3, но и научил и выпустил 40 лётчиков.

После неоднократных просьб направлен на фронт. С октября по декабрь 1942 года - командир звена в 246-м истребительном авиационном полку. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении, под селом Шаумян лично сбил 3 гитлеровских истребителя «Ме-109 F». Также в течение октября сбивает вооружённый четырьмя пушками и шестью пулемётами бомбардировщик - «Do-217».

С 18 декабря 1942 года - заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка.

Лучшие дня

К концу марта 1943 года младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

После переучивания на самолёт «Аэрокобра» получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной дивизии и вскоре становится командиром эскадрильи. В боях за Севастополь лётчики эскадрильи Камозина сбили 64 самолёта противника, 19 из которых сбил лично командир эскадрильи.

31 декабря 1943 года при возвращении из воздушной разведки Камозин обнаружил транспортный самолёт противника в сопровождении большого числа истребителей. Он атаковал его и сбил. В самолёте погибли 18 немецких генералов, которые направлялись в Севастополь.

20 января 1945 года, выполняя боевой вылет, из-за отказа двигателя потерпел аварию: самолёт разбился, Камозин сильно пострадал и долго находился в госпитале.

Всего за время Великой Отечественной войны Павел Михайлович Камозин выполнил 186 самолётовылетов, провёл 90 воздушных боёв и лично сбил 35 самолётов противника (Ме-109 - 17, Ю-87 - 10, ФВ-190 - 2, Ме-110 - 1, До-217 - 1, ФВ-189 - 1, Ю-88 - 1, Ю-52 - 1, Хе-111 - 1). Ещё 13 самолётов сбил в составе группы.

После войны с 1946 года работал в гражданской авиации. Проживал в городе Брянск.

Награды

медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза №1148

медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза №23

орден Ленина

2 ордена Красного Знамени

орден Александра Невского

орден Отечественной войны I-й степени

Память

Почетный гражданин Брянска. Имя П. М. Камозина носит одна из улиц города. В брянской средней школе № 11 открыт музей Героя. У Дворца Культуры брянских машиностроителей установлен бронзовый бюст Камозина.


Родился 16.07.1917 года в городе Бежица (ныне в черте города Брянск) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил 6 классов в 1931 году. Работал слесарем на бежицком заводе "Красный Профинтерн". В Советской Армии с 1937 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу в 1938. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Заместитель командиpa эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) младший лейтенант Камозин к марту 1943 совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков; прикрытие войск, разведку и штурмовку противника. В 23 воздушных боях сбил 12 вражеских самолетов. Звание Героя Советского Союза присвоено 01.05.1943 года. Второй медалью "Золотая Звезда" командиp эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) капитан Камозин награжден 01.07.1944 года за 131 боевой вылет и участие в 56 воздушных боях, в которых сбил лично 29 самолетов противника и 13 в группе. С 1946 работал в гражданской авиации. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, медалями. Умер 24.11.1983 года. Похоронен в Брянске. Бронзовый бюст Камозину установлен на родине.



  Цена секунды. Камозин Павел Михайлович.

Павел Михайлович Камозин родился в 1917 году в городе Бежица (ныне один из районов города Брянска) Брянской области в семье рабочего. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. В прошлом слесарь бежицкого завода "Красный профинтерн". Без отрыва от производства занимался в областном аэроклубе, затем поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу. В Советской Армии с 1938 года. С первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте. Участвовал в боях на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском и других фронтах. Всего за годы войны лично сбил 35 самолетов врага и 13 самолетов - в групповых боях. Войну закончил в звании гвардии капитана. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Павлу Михайловичу Камозину присвоено звание Героя Советского Союза. 1 июля 1944 года за новые боевые подвиги он удостоен второй медали "Золотая Звезда". Награжден также многими орденами и медалями. После окончания войны прославленный советский летчик демобилизовался из армии и вернулся в свой родной город. Ныне П. М. Камозин живет в Брянске, работает в гражданской авиации.

Война застала младшего лейтенанта Камозина в запасном авиационном полку, в должности летчика-инструктора. 22 июня над военным городком прозвучал сигнал боевой тревоги. Знакомый голос диктора сообщил по радио, что гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз.

Короткий митинг на строевом плацу. Зажигательная, гневная речь комиссара. Сотни суровых лиц, ненавистью горящих глаз. Единый порыв патриотов - в бой, на фронт!

После митинга младший лейтенант Камозин обратился к командиру полка с просьбой откомандировать его в действующую армию. Командир, внимательно выслушав летчика, сказал:

Мне тоже хочется на фронт. Но пока мы нужны здесь.

В справедливости слов командира Камозин убедился в первые же дни войны. Летали днем и ночью. Переподготовку летчиков вели по ускоренной программе. И все же мысль о фронте ни на минуту не покидала Камозина.

И вот однажды к нему подошел посыльный из штаба:

К командиру полка!

Командир тепло улыбнулся летчику, когда тот переступил порог кабинета.

Завидую вам, Камозин, - сказал он авиатору. - Через неделю будете на фронте. Приказ уже подписан. Закалку вы получили у нас хорошую, большие надежды на вас возлагаем.

Спасибо, товарищ майор! - только и смог выговорить младший лейтенант.

В октябре 1942 года Павел Камозин прибыл в боевую часть. Летчика-истребителя назначили командиром звена. Началась фронтовая жизнь, полная риска и непредвиденных опасностей. На второй же день пребывания в полку его послали на выполнение боевого задания.

Семерка истребителей, возглавляемая младшим лейтенантом Камозиным, патрулировала над побережьем Черного моря, прикрывая высадку десанта. Время от времени командир группы накренял самолет с крыла на крыло и зорко осматривал воздушное пространство. Внизу проплывали плантации виноградников, горные речки и озера, змеевидные ленты шоссейных дорог. Вдали виднелась светлая полоса моря. Но вот из-за облаков вынырнули шесть "мессершмиттов". Они уверенно шли на сближение. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке.

Первый воздушный бой с настоящим врагом. Камозин готовился к нему с того дня, когда впервые сел в кабину самолета. Он учился уничтожать врага в летной школе и в запасном полку. Он отлично стрелял по конусу и по мишеням на полигоне. Не дрогнет ли сейчас рука?

В голове летчика одна мысль - победить, выиграть первый бой. До "мессершмиттов" 500... 200... 100 метров... Пора открывать огонь. Не дрогнула рука, не подвел натренированный глаз. Первая атака - первая победа!

Гитлеровцы, понеся потери, вызвали с ближайшего аэродрома подкрепление. Вскоре -к месту боя подоспело еще 15 "мессершмиттов". Тройное превосходство не испугало советских истребителей. Один за другим падают на землю еще два самолета, сбитые Павлом Камозиным. Не отстают от командира и ведомые, Они дерзко атакуют фашистов, не дают им ни секунды передышки.

Пора возвращаться на аэродром. Горючее на исходе. Летчик ликовал. В первом бою - три сбитых вражеских самолета! Когда Камозин приземлился и вылез из кабины, к самолету подошел командир полка полковник Смирнов и крепко расцеловал молодого летчика.

Победа, одержанная над врагом, вселила в Павла Камозина уверенность в своих силах. Окреп его командирский авторитет. Подчиненные увидели в нем человека, на которого можно положиться в трудную минуту.

Боевая слава Павла Камозина умножилась в боях за освобождение Севастополя. Эскадрилья, которой он командовал, уничтожила в знойном крымском небе 63 гитлеровских самолета. Лично Павел Камозин сбил 19 самолетов противника. Своих потерь камозинцы не имели. Президиум Верховного Совета СССР присвоил летчику звание Героя Советского Союза.

Часто вылетая на "свободную охоту", командир эскадрильи не упускал ни одного случая, чтобы сразиться с врагом, уничтожить его или обратить в бегство. Вот и на этот раз, совершая полет по тылам фашистов, Павел Камозин заметил на горизонте тяжелый гитлеровский самолет. Он шел к линии фронта в сопровождении шести "мессершмпттов".

  "Обыкновенный бомбардировщик не будет прикрываться шестью истребителями", - подумал советский летчик и подал ведомому сигнал приготовиться к атаке.

На легкую победу Камозин не рассчитывал. Знал, что фашисты будут драться до последнего. Набрал высоту, зашел со стороны солнца и бросил самолет в пике. Если с первой атаки не сбить, враг уйдет: второго удара истребители прикрытия не допустят. Все ближе и ближе вражеская машина. Камозин уже четко различает паучью свастику и все же не нажимает на гашетку. Сейчас с ним поравняется ведомый, и они вместе ударят по врагу. Очередь, другая, третья... Бомбардировщик задымил и резко пошел на снижение. "Мессершмитты" шарахнулись в разные стороны. А Камозин и его ведомый ушли на свою территорию.

Через несколько дней в штаб полка пришло сообщение, что Павел Камозин и его ведомый сбили самолет, на котором летела группа фашистских генералов и офицеров. Они везли из Берлина железные кресты для вручения "особо отличившимся" солдатам и офицерам действующей армии. Во фронтовых частях по случаю гибели генералов гитлеровское командование объявило траур.

Гибель группы высших фашистских генералов вызвала переполох в ставке гитлеровского командования. Был отдан приказ любыми средствами уничтожить русского аса Павла Камозина. Из "бриллиантовой" эскадрильи Геринга на участок фронта, где сражался Камозин, перебросили опытного летчика, широко известного в фашистской авиации под кличкой "Граф". Сотни боевых вылетов произвел он, сражаясь с англичанами в небе Норвегии. Он расстреливал с воздуха на дорогах Франции беззащитных женщин и детей, бомбил советские госпитали в Минске, удостоился личной благодарности Геринга за массовое уничтожение беженцев на дорогах Украины. Ему-то и поручено было "убрать" Камозина.

Коварный замысел гитлеровцев стал известен советскому командованию. В полк, где служил Павел Камозин, полетела срочная шифровка. Полковник Смирнов, ознакомившись с документом, вызвал Павла Камозина. Летчик, выслушав командира, сказал, что отныне усилит бдительность, но от специальной охраны отказался.

Командир и комиссар полка переглянулись. Они были довольны своим питомцем. За него можно быть спокойным: сумеет постоять за себя и за честь советского оружия.

Уничтожить "Графа", - заметил комиссар, - значит выбить из фашистов "бриллиантовый" дух, одержать над врагом большую моральную победу.

Из штаба полка Павел Камозин направился к оружейникам. Боевых вылетов в этот день не предвиделось, и он решил вместе с ними проверить самолет и заново произвести пристрелку оружия.

С каждым днем войны обогащался боевой и командирский опыт Камозина, но он по-прежнему отличался скромностью и трудолюбием. Он стремился использовать малейшую возможность для повышения летного и огневого мастерства. Сколько раз оно выручало Камозина и его товарищей в бою! Павлу вспомнилось, как однажды он спас от неминуемой гибели лейтенанта Тоичкина. Молодой летчик не заметил, как в хвост ему пристроился гитлеровец. Секунда, другая - и самолет Тоичкина полетит к земле, объятый пламенем. Но прицельной очереди врага не последовало: в последнее мгновение фашист был свит Павлом Камозиным.

За этот подвиг летчика наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

В бою решают секунды, - всегда говорил молодым летчикам Павел Камозин. - Цена секунды - жизнь!

И вот, готовясь к встрече с фашистским асом, Павел Камозин изучал тактику врага, его сильные и уязвимые места. Но "Граф" пока не показывался. Видимо, он тоже не терял времени зря и наблюдал за действиями Камозина со стороны.

Боевое напряжение с каждым днем нарастало. Павел Камозин чувствовал, что "Граф" ходит где-то рядом и вот-вот должен показать свои когти. Однажды под вечер, когда командир эскадрильи возвращался после боевого задания на аэродром, по радио ему передали:

В воздухе "Граф".

Командир эскадрильи, заметив противника, поднял свою четверку на высоту 6500 метров. Да, "Граф" предусмотрел многое. Выбрал момент, когда Камозин уже возвращался с боевого задания. Значит, устал и горючее на исходе. Вел воздушный бой. Значит, боеприпасов мало. Обстановка сложилась не в пользу Камозина, и он мог бы уклониться от боя. Но командир эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки.

У Камозина созрел оригинальный замысел боя. Ведомые Камозина удивились, увидев, как близко прошел командир мимо "Графа" и как вяло сделал боевой разворот. Фашист соблазнился легкостью добычи и устремился за Камозиным. Навстречу "Графу" ринулись два резервных самолета, находившиеся несколько выше основного состава. Гитлеровец прервал атаку и стал обороняться, потеряв из виду Камозина.

Не теряя ни секунды, Камозин набрал высоту и, когда "Граф" заложил очередной вираж, бросил самолет в пике и нажал на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолет начал разваливаться на части в воздухе. Так было покончено с "Графом" - гордостью "бриллиантовой" эскадрильи Германа Геринга.

На аэродроме Павла Камозина и его ведомых ждал командир авиадивизии. Поседевший в боях генерал горячо поблагодарил камозинцев за мужество и отвагу.

В тот день Павел Камозин писал родным: "Время на фронте горячее. Каждый день - напряженные воздушные бои. Мы научились ненавидеть врага и беспощадно его уничтожать".

Этот бой был одним из самых тяжелых воздушных боев, в которых участвовал Павел Камозин. В группе, которую он возглавлял, было всего 5 "лаггов»", а против - 18 "мессершмиттов" и 7 "хейнкелей". Камозинцы знали, что победа в этом бою зависит от того, как будет драться каждый из пяти советских летчиков. Никто не думал отступать, уклоняться от встречи с врагом. Все хотели одного - уничтожить фашистов, обратить их в бегство. Камозин плотнее сомкнул группу и напал на врага первым. Одна за другой последовали дружные дерзкие атаки советских летчиков. И когда после второго удара на землю упало три "мессершмитта" (двух сбил Камозин, одного - лейтенант Тоичкин), противник стал драться неуверенно, перешел на виражи. 30 минут длился этот тяжелый бой. Фашисты потеряли шесть самолетов. У советских летчиков не было уже боеприпасов, но они не прекращали своих атак до тех пор, пока оставшиеся 19 гитлеровцев первыми не покинули район боя.

Павел Камозин любил повторять слова своего друга летчика-героя подполковника Калараша: "Летчик должен иметь сердце из стали, тогда и с деревянной спинкой сиденья он не дрогнет в бою". Таким был сам Павел Камозин...

12 января 1944 года. В этот день старший лейтенант Павел Камозин сделал несколько боевых вылетов. Как всегда, он появлялся в точно указанное время в районе патрулирования и по первому сигналу станции наведения уверенно устремлялся на врага.

Двумя группами шли 13 "юнкерсов" под прикрытием четырех "мессершмпттов". Первую группу в лоб атаковал подполковник Смирнов, вторую в хвост - старший лейтенант Камозин. Атака обоих увенчалась успехом. И тот другой сбили по одному самолету врага.

После этого старший лейтенант Камозин завязал бой с двумя "мессершмиттами", но те поспешили удрать, не приняв вызова советского аса.

Во втором боевом вылете Павел Камозин во главе группы истребителей снова прикрывал советские наземные войска. Немецкие бомбардировщики решили пройти линию фронта под облаками, чтобы избежать встречи с советскими истребителями. Но Павел Камозин и его боевые друзья были начеку. Они сумели разгадать замысел врага и встретили фашистов при выходе из облаков меткими сокрушительными атаками. Камозин первым атаковал флагмана вражеской группы и почти в упор расстрелял его кинжальными очередями. "Юнкерс" загорелся и, перевалившись на крыло, полетел вниз. Сраженная летчиком Владыкиным, упала на землю еще одна вражеская машина. Но бой не затихал, бой продолжался.

В это время станция наведения передала Камозину: "На бреющем полете под вами идет еще одна группа бомбардировщиков. Перехватить!"

Старший лейтенант Камозин устремился на перехват второй группы бомбардировщиков. На пути он встретил двух "мессершмиттов" и с ходу атаковал одного из них. Вражеская машина загорелась. Тогда Камозин устремился на отражение налета бомбардировщиков.

В упорных и жестоких воздушных схватках Павел Камозин сбил 12 января 1944 года две немецкие машины. На счету героя стало 30 лично сбитых самолетов врага. Армейская газета «Крылья Советов» в эти дни призывала на своих страницах: "Истребитель, дерись, как Павел Камозин!"

  "Почему же Камозин дерется успешнее других, в чем его сила?" - спрашивала газета. И отвечала: "Она кроется в стремительности атаки. Шансы на победу в бою у того летчика, который первым заметит врага. Это прекрасно понимает Камозин. Его зоркий глаз всегда ищет и первым находит противника. Именно этим отважный летчик создает себе преимущество над врагом".

Газета разъясняла, что умелый поиск цели, разумеется, еще не означает победу. Она, как известно, сама не приходит. Ее завоевывает Павел Камозин благодаря другому замечательному качеству - мастерству атаки. Настойчивость в достижении цели, дерзость, исключительная меткость огня, искусный маневр - вот что обеспечивает успех отважному летчику-истребителю.

Павел Камозин верен испытанному правилу истребителя-аса: он бьет врага с близкой дистанции, короткой прицельной очередью. Он не пугает фашиста, а в упор расстреливает его. Именно так были уничтожены им в последних боях пять вражеских самолетов.

В одной из последних воздушных схваток Павел Камозин оказался в исключительно трудном положении. Ему одному пришлось вступить в бой и драться с группой фашистских истребителей. Но и в таком положении Камозин не оборонялся, а нападал, атаковал. Советский летчик выстоял в неравном бою и вышел из него победителем. Два фашиста нашли себе смерть в крымском небе.

Павел Камозин неустанно совершенствовал свое боевое мастерство, от победы к победе повышал знания, умение, боевые навыки. Он учил своего ведомого младшего лейтенанта Владыкина не отрываться от ведущего в бою, быть его надежной защитой в воздухе и верным другом и товарищем на земле.

Летчик-истребитель Павел Камозин воплощал в себе пример умелого, храброго и дерзкого воздушного бойца. На его славных боевых делах воспитывалась наша летная молодежь.

Капитан Камозин воевал на самых ответственных участках фронта, всегда оказывался там, где труднее. До конца войны он в общей сложности сбил 35 фашистских самолетов лично и 13 - в групповых воздушных боях. Советское правительство наградило крылатого воина второй золотой медалью Героя Советского Союза.

Дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин не расстался с авиацией. Он плодотворно трудится в Гражданском воздушном флоте СССР. Земляки из города Бежицы знают его как активного общественного деятеля, человека большой души.

Люди бессмертного подвига. Очерки о дважды,
трижды и четырежды Героях Советского Союза, 1975 г.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Боевой путь в Великой Отечественной войне
  • 3 Награды
  • 4 Память
  • Литература
    Примечания

Введение

Павел Михайлович Камозин (3 (16) июля 1917(19170716 ) - 24 ноября 1983) - советский лётчик-истребитель, командир эскадрильи, дважды Герой Советского Союза, капитан.


1. Биография

Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего.

В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ). После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»). В 1934 году начал учиться в Бежицком аэроклубе. В РККА с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов (ныне Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков), после окончания которой работал лётчиком-инструктором.


2. Боевой путь в Великой Отечественной войне

Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П. М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя работал в штабе 44-й истребительной дивизии.

5 августа 1941 года медкомиссией допущен к полётам и до 27 декабря 1941 года в составе 275-го бомбардировачного авиаполка.

С 27 декабря 1941 года по октябрь 1942 года - лётчик, затем лётчик-инструктор 253-го запасного авиационного полка. За это время, не только сам в совершенстве овладел техникой пилотирования самолёта ЛаГГ-3, но и научил и выпустил 40 лётчиков.

После неоднократных просьб направлен на фронт. С октября по декабрь 1942 года - командир звена в 246-м истребительном авиационном полку. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении, под селом Шаумян лично сбил 3 гитлеровских истребителя «Ме-109 F» . Также в течение октября сбивает вооружённый четырьмя пушками и шестью пулемётами бомбардировщик - «Do-217».

С 18 декабря 1942 года - заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка.

К концу марта 1943 года младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

После переучивания на самолёт «Аэрокобра» получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной дивизии и вскоре становится командиром эскадрильи. В боях за Севастополь лётчики эскадрильи Камозина сбили 64 самолёта противника, 19 из которых сбил лично командир эскадрильи.

31 декабря 1943 года при возвращении из воздушной разведки Камозин обнаружил транспортный самолёт противника в сопровождении большого числа истребителей. Он атаковал его и сбил. В самолёте погибли 18 немецких генералов, которые направлялись в Севастополь.

20 января 1945 года, выполняя боевой вылет, из-за отказа двигателя потерпел аварию: самолёт разбился, Камозин сильно пострадал и долго находился в госпитале.

Всего за время Великой Отечественной войны Павел Михайлович Камозин выполнил 186 самолётовылетов, провёл 90 воздушных боёв и лично сбил 35 самолётов противника (Ме-109 - 17, Ю-87 - 10, ФВ-190 - 2, Ме-110 - 1, До-217 - 1, ФВ-189 - 1, Ю-88 - 1, Ю-52 - 1, Хе-111 - 1) . Ещё 13 самолётов сбил в составе группы.

После войны с 1946 года работал в гражданской авиации. Проживал в городе Брянск.


3. Награды

  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1148
  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 23
  • орден Ленина
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Александра Невского
  • орден Отечественной войны I-й степени
  • медали

4. Память

Почетный гражданин Брянска (1966). В сквере у Дворца Культуры БМЗ установлен бронзовый бюст П. М. Камозина (скульптор М. Г. Манизер, 1955). Имя П. М. Камозина присвоено авиационно-спортивному клубу и улице в Бежице (до 1983 – Больничная). В брянской средней школе №11 открыт музей Героя.


Литература

  • Г. К. Реймерс, М. П. Камозин «Внимание! В небе Камозин!» - Брянск: ЗАО "Издательство «Читай-город», 2007. ISBN 978-5-901-964-47-7
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 04:35:08
Похожие рефераты: Мульханов Павел Михайлович , Смирнов Павел Михайлович , Третьяков Павел Михайлович , Харчик Павел Михайлович , Кокушкин Павел Михайлович , Литвинов Павел Михайлович , Вишняков Павел Михайлович , Виноградов Павел Михайлович , Каплевич Павел Михайлович .

Категории: Персоналии по алфавиту , Кавалеры ордена Красного Знамени , Кавалеры ордена Ленина , Родившиеся в 1917 году , Кавалеры ордена Отечественной войны I степени , Награждённые медалью Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг , Награждённые медалью 60 лет Вооружённых Сил СССР ,