Японский адмирал второй мировой войны. Адмирал ямамото и хиромантия в императорском японском флоте

Гибель адмирала Ямамото

Большое значение для хода войны на Тихом океане имела гибель адмирала Исороку Ямамото 18 апреля 1943 года. Двумя днями раньше американские шифровальщики расшифровали перехваченную радиограмму, в которой сообщалось, что командующий Объединенным Флотом вылетит из Рабаула на остров Буин проинспектировать состояние обороны. Его визит держался в строжайшей тайне, и было принято множество предосторожностей. Адмирала даже заставили сменить его белый мундир на менее заметную форму цвета хаки, которую носило большинство морских офицеров в этом районе. Однако командир базы гидросамолетов на островах Шортленд возле южного побережья Бугенвилля известил свое командование, что Ямамото собирается посетить этот район. Именно его радиограмму и перехватили американцы.

17 апреля из Вашингтона на аэродром Гендерсон прибыла директива , предписывающая приложить максимум усилий, чтобы покончить с адмиралом. Было установлено, что самолет Ямамото вылетит из Рабаула в 6.00 и сядет в Буине на южной оконечности Бугенвилля в 9.45. Затем адмирал Ямамото должен был на охотнике за подводными лодками пересечь Шортленд-Харбор. Расстояние от аэродрома Гендерсон до Буина, включая повороты, чтобы не быть обнаруженным противником, составляет 435 миль. Это было слишком много для истребителей флота, но не для армейских истребителей Р-38 «Лайтнинг» с подвесными баками. Но требовалось успеть доставить эти баки вовремя.

Ночью 17/18 апреля 4 транспортных самолета прилетели на аэродром Гендерсон. Они доставили 18 подвесных баков по 310 галлонов каждый. Механики работали всю ночь, чтобы установить эти баки на двухмоторных «Лайтнингах». Были собраны самые опытные пилоты из 3 эскадрилий «Лайтнингов», базирующихся на аэродроме Гендерсон. Их самолеты были оснащены 310-галлонными подвесными баками и стандартными 165-галлонными дополнительными баками. 14 «Лайтнингов» должны были прикрывать ударную группу из 4 истребителей, которым было поручено сбить 2 бомбардировщика «Бетти», на которых летел Ямамото со своим штабом.

Из 4 самолетов ударной группы один вышел из строя сразу – у него на взлете лопнула шина. Другой Р-38 был вынужден вернуться из-за проблем с дополнительными баками. Из состава группы прикрытия в ударную группу были переведены 2 других самолета. В 9.35 американские истребители увидели вожделенную цель.

«Лайтнинги» сбросили подвесные баки и начали набирать высоту. Один из Р-38 ударной группы не смог сбросить подвесной 310-галлонный бак и повернул назад, его ведомый последовал за ним. Ударная группа снова сократилась до 2 истребителей.

Адмирала Ямамото и его штаб, летевших на 2 бомбардировщиках «Бетти», сопровождали 6 (или по некоторым данным 9) «Зеро». Пилоты бомбардировщиков, заметив «Лайтнинги», бросили самолеты вниз, к самым верхушкам деревьев, чтобы уклониться от атаки. «Зеро» сбросили свои подвесные баки и повернули навстречу американцам.

«Лайтнинги» вступили в бой. 2 американских истребителя выбрали своей целью «Бетти», а остальные дрались с «Зеро». Один Р-38 сбил «Зеро», прежде чем спикировать на самолет адмирала Ямамото. «Бетти» быстро был подбит, загорелся и упал в джунгли. Второй «Бетти» тоже был сбит и упал в море. 2 штабных офицера и пилот второго бомбардировщика были единственными людьми, которым удалось спастись. Погибли более 20 японских офицеров. В ходе боя был сбит один «Лайтнинг», а большинство остальных получили повреждения. 2 американских истребителя не сумели дотянуть до аэродрома Гендерсон на одном моторе и были вынуждены сесть на другом острове.

В этом воздушном бою погибли командующий Объединенным Флотом и несколько лучших японских штабных офицеров. Преемником Ямамото стал адмирал Минеити Кога, неплохой офицер, который служил заместителем начальника Морского Генерального Штаба и командовал японским флотом в китайских водах в начале войны. По сравнению с Ямамото его считали консервативным и невозмутимым. Адмирал Кога в частной беседе как-то заметил: «Адмирал Ямамото погиб вовремя. Я ему в этом завидую».

Следующую операцию в районе Соломоновых островов авианосцы союзников провели летом 1943 года при участии американского авианосца «Саратога» и английского авианосца «Викториес». В декабре 1942 года англичане вывели «Викториес» из состава Флота Метрополии, чтобы пополнить потрепанные американские авианосные силы на Тихом океане. Он пересек Атлантику, прошел через Панамский канал и в марте 1943 года прибыл в Пирл-Харбор. Март и апрель прошли в тренировках с самолетами американской постройки. «Викториес» получил истребители F4F «Уайлдкэт» и торпедоносцы TBF «Авенджер». В мае он прибыл в Нумеа, сменив на 10 недель потрепанный «Энтерпрайз». Этот авианосец стоял на ремонте в Пирл-Харборе. «Викториес» с американской авиагруппой на борту провел несколько совместных учений с «Саратогой» – единственным американским авианосцем в юго-западной части Тихого океана. Оба авианосца добились отличного взаимодействия. Они провели несколько рейдов против японских баз, не встретив серьезного сопротивления со стороны японских самолетов или кораблей.

18 апреля 1943 года в ходе инспекционной поездки на остров Бугенвиль самолет с Главнокомандующим объединенным флотом Исороку Ямамото на борту был сбит американскими истребителями. Все члены экипажа и пассажиры, в том числе и легендарный адмирал, погибли...


Ямамото Исороку
4 апреля 1884 года - 18 апреля 1943 года

Ямамото родился в Нагаоке 4 апреля 1884 года.
Образование получил в Военно-морской академии (1904), Военно-морском штабном колледже (1915) и Гарвардском университете (1916).

Забавный факт - при поступлении в военно-морскую академию Исороку, составляя прошение о зачисление, заявил своей целью, по получении офицерского звания, "ответить на визит коммодора Перри".
Как известно, в феврале 1854 года американская эскадра под командованием коммодора Перри зашла в японскую гавань Эдо флотом в девять военных кораблей, где Перри потребовал, чтобы Япония подписала с США договор о сотрудничестве в торговой сфере, пригрозив, в случае отказа, вернуться с еще более мощным флотом и предложеним куда более суровых условий...

Ямамото окончил военно-морскую академию в 1904 году, и почти сразу после выпуска оказался в центре Русско-Японской войны, приняв участие в знаменитом Цусимском сражении, где полностью была уничтожена и частью рассеяна русская 2-я Тихоокеанская эскадра. В этой битве молодой японский офицер потерял два пальца левой руки и получил тяжелое ранение в ногу.

По окончании первой мировой войны Ямамото был командирован в США в Гарвардский университет для изучения английского языка (с апреля 1919 по май 1921). Живя в Бостоне, он стал первоклассным игроком в покер. Эта увлекательная карточная игра, требующая знания психолога, вполне соответствовала его темпераменту. Кроме карт и языка японский офицер интересовался также проблемой бесперебойного обеспечения флота горючим, понимая, что грядущий конфликт неизбежно будет связан с возможностями экономик участвующих в нем держав.

По возвращении на родину Ямамото вскоре стал известен как эксперт в области строительства и применения морской авиации, которой предстояло сыграть решающую роль в следующей войне. В июне 1923 - марте 1924 совершил поездку по Европе и США.

Преподавал в Военно-морской академии, в 1925 командир учебного от ряда морской авиации.

С 1.12.1925 по 15.11.1927 военно-морской атташе в Вашингтоне. За два года пребывания на этой должности Ямамото тщательно изучил ВМФ США. Приговор его им был достаточно категоричен: "Это не военный флот, это – клуб любителей гольфа и бриджа", однако иллюзий относительно экономической мощи Америки он никогда не питал.

С 20.8.1928 командир легкого крейсера «Исудзу».
10.12.1928 - авианосца «Акаги».
В сентябре того же года Исороку Ямамото перевели в Главный штаб морской авиации. В октябре 1933 года адмирал был назначен командующим 1-м авианосным флотом.

С 3.10.1933 командующий 1-м авианосным соединением, руководил созданием в Японии прекрасно подготовленной морской авиации. Добился принятия новой программы строительства самолетов для морской авиации (к 1940 их число достигло 4768 штук).

В октябре 1933 года адмирал был назначен командующим 1-м авианосным флотом. Через два года он получил звание вице-адмирала и одновременно стал заместителем военно-морского министра и главнокомандующим 1-м флотом.

Один из инициаторов начала войны с США, однако настаивал, что война должна завершиться в течение двух-трех лет, поскольку, по его мнению, Япония не сможет выдержать более длительного конфликта. «В первые 6-12 месяцев войны я продемонстрирую непрерывную цепь побед. Но если противостояние продлится 2-3 года, у меня нет никакой уверенности в окончательной победе», - заявил Ямамото. Именно из этого Ямамото исходил, планируя уничтожение неожиданным ударом главных сил американского флота на базе в Пёрл-Харборе. В 1941-43, начиная с бомбардировки Пёрл-Харбора (7.12.1941), лично руководил действиями японского ВМФ (флагман - линейный корабль «Ямато»).

При Пёрл-Харборе США потеряли 6 линкоров, крейсер, 2 танкера, 13 кораблей получили повреждения, на аэродромах уничтожено ок. 300 самолетов, погибло ок. 1500 чел. Потери Японии составили 28 самолетов.

За победой в сражении на базе Перл-Харбор последовали успехи объединенного флота в операциях в Ост-Индии в январе-марте 1942 года и в Индийском океане в апреле 1942. В июне того же года Ямамото руководил операцией по захвату атолла Мидуэй, целью которой была попытка навязать американцам генеральное сражение. Японии выступила в нее с силами, невиданными доселе в военно- морской истории. Флот Ямамото состоял из восьми авианосцев, десяти линейных кораблей, двадцати одного крейсера, девяти миноносцев и пятнадцати крупных подводных лодок. На палубах авианосного соединения стояло 352 знаменитых истребителя "Зеро" и 277 бомбардировщиков.
Американцы располагали только тремя авианосцами (из них один как раз накануне был сильно поврежден), восемью крейсерами и четырнадцатью эсминцами. Соотношение сил было один к трем в пользу Японии, однако итогом его, в силу почти невероятного стечения обстоятельств, стала гибель цвета японской морской авиации и поспешное отступление японского флота. Это сражение предопределило грядущее поражение Японии, которое теперь, с понесенными ею невосполнимыми потерями стало делом времени. И все же Ямамото продолжил руководство морскими операциями на Тихом океане и оставался наиболее опасным для США флотоводцем.

Когда американские дешифровальщики сообщили о планируемой инспекционной поездке адмирала на обороняемый японцами остров Бугенвиль, американское командование отдало приказ уничтожить самолет японского адмирала силами истребительной авиации.

Дальнейшее - отрывок из дневника вице-адмирала Угаки Матомэ, начальника штаба Объединенного Флота, который был вместе с адмиралом в момент его гибели.

«В 6.00 адмирал Ямамото покинул аэродром Рабаула на головном самолете, бомбардировщике «Бетти». На втором самолете вместе со мной находились: контр-адмирал интендантской службы Китамура, капитан 2 ранга Иманака, флагманский связист, капитан 2 ранга Мурой из авиационного отдела штаба и наш метеоролог лейтенант Унно.

Я мог видеть наши истребители сопровождения, покачивающие крыльями. 3 истребителя летели слева от нас, 3 оставались вверху и чуть позади, еще 3 держались справа. Всего нас сопровождали 9 истребителей. Наши бомбардировщики летели совсем рядом, едва не касаясь крыльями. Мой самолет оставался слева и чуть сзади от головного. Мы летели на высоте примерно 5000 футов.

Мы достигли западного берега Бугенвилля, пролетая на высоте 2200 футов над джунглями. Один из летчиков передал мне записку: «Расчетное время прибытия в Баллале 7.45». Я невольно посмотрел на часы и отметил, что время было 7.30 ровно. До посадки оставалось 15 минут.

Без предупреждения взревели моторы, и бомбардировщик нырнул вниз к джунглям, держась за хвостом головного самолета. Мы выровнялись на высоте менее 200 футов. Никто не знал, что случилось. Мы с тревогой осматривали небо в поисках вражеских истребителей, которые пикируют, атакуя нас. Старший пилот ответил на наши вопросы: «Похоже, мы сделали ошибку. Нам не следовало пикировать». Он был, разумеется, прав. Нашим пилотам не следовало покидать первоначальную высоту.

Наши истребители заметили группу как минимум из 24 вражеских истребителей, приближающихся с юга. Они спикировали к бомбардировщикам, чтобы предупредить их о приближении противника. Однако в это время пилоты бомбардировщиков заметили противника и без приказа устремились вниз.

Уже когда мы вышли из пике и снова полетели горизонтально над самыми джунглями, наши истребители сопровождения бросились на самолеты противника. Это были большие истребители Локхид «Лайтнинг». Численно превосходящий противник прорвался мимо «Зеро» и обрушился на наши бомбардировщики. Мой самолет круто повернул на 90 градусов. Я увидел, как командир экипажа наклонился вперед и схватил пилота за плечо, предупреждая о приближающихся истребителях врага.

Наш самолет оторвался от головного бомбардировщика. На несколько мгновений я потерял из вида бомбардировщик Ямамото и наконец увидел его далеко справа. Я с ужасом увидел, что он медленно летит над самыми деревьями, направляясь на юг. Яркое оранжевое пламя быстро охватывает его крылья и фюзеляж. Примерно в 4 милях от нас бомбардировщик выпустил густой хвост густого черного дыма, спускаясь все ниже и ниже.

На следующий день разведывательный самолет обнаружил обломки головного бомбардировщика, в котором встретил смерть адмирал Ямамото. Армейский штаб немедленно отправил туда спасательную команду, которая 19 апреля нашла обломки. Они подобрал тела и отправились в обратный путь.

Армейские спасатели нашли тело адмирала Ямамото в кресле пилоты, выброшенном из самолета. В правом руке он крепко сжимал свой меч. Его тело совершенно не разложилось. Даже в смерти великий флотоводец не потерял величия. Для нас Ямамото Исороку был действительно богом.

Гибель Ямамото, пользовавшегося огромной популярностью в ВМФ, во многом отрицательно сказалась на общем уровне морального духа японской армии.
27.5.1943 он был посмертно награжден Рыцарским крестом с дубовыми ветвями и мечами - единственный иностранец, удостоенный этой германской награды.

История другого человека
Уоррент-офицер Кенжи Янагия

Кенжи Янагия был не самым плохим пилотом «Зеро», но на всю его жизнь пало пятно единственного оставшегося в живых летчика из со­провождения самолета адмирала Ямамото.

Янагия родился в марте 1919 г.. в январе 1940 г. добровольцем вступил в военно-морской флот, в марте 1942 г. на авиабазе Оита завершил обучение на летчика-истребителя, после чего получил назначение в 6-ю авиагруппу.
В октябре 1942 г. Янагия перевели в 204-ю авиагруппу, которая базировалась в Рабауле. Свои первые победы он одержал 5 января 1943 г., сбив над Бугенвиллем «Лайтнинг» и «Летающую Крепость». На самом деле американцы в том воз­душном бою потеряли два «Лайтнинга». Интересно, что «Лайтнинг» летчик идентифицировал как двухмоторный истребитель Грумман XF5F-1 «Скайрокет». Несомненно, японец серьезно интересовался новинками авиационной техники противника: экспериментальный «Скайрокет» никогда ни состоял на вооружении ВВС или флота США и не принимал участия в боях.
18 апреля Янагия и пять других летчиков получили задание сопровождать два бомбардировщика «Бетти», на одном из которых совершал инспекционный визит на театр военных действий командующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото. Шестнадцать «Лайтнингов» с Гуадалканала перехватили японцев в районе юго-западного побережья Бугенвилля. Бомбардировщик, на борту которого находился адмирал Ямамото, сбил 1-й лейтенант Рекс Барбер. Атака Барбера была столь стремительной, что «Зеро» не успели ничего предпринять. Второй «Бетти» получил повреждения от огня ведомого Барбера.
В завязавшемся воздушном бою Янагия сбил один «Лайтнинг», но это уже ничего не меняло и не решало...
После гибели Ямамото летчики «Зеро» эскорта желали только одного - гибели в бою. В течение последующих трех месяцев они исполнили свое желание. Все, кроме Янагия.
8 июня 1943 г. Янагия получил тяжелое ранение в воздушном бою над Гуадалканалом. Ему пришлось ампутировать правую руку, после чего война для него завершилась. На счету пилота числилось восемь сбитых американских самолетов.

В апреле 1988 г. Янагия имел случай пожать руку Рексу Барберу. Событие произошло в музее адмирала Нимитца, город Фридриксбург, штат Техас. Вряд ли сам Янагия испытал от рукопожатия огромное удовлетворение...
Последние годы Янагия жил в Токио.

Летчики 339-й истребительной эскадрильи 347-й истребительной группы 13-й Воздушной армии США, пилотировавшие истребители P-38 «Лайтнинг», участвовавшие в операции «Месть» («Operation Vengeance»), которая проводилась 18 апреля 1943 года с целью перехватить и сбить самолет с главнокомандующим японским флотом адмиралом Исороку Ямомото, совершавшим инспекционную поездку. Сидящий в центре — лейтенант Рекс Т. Барбер (Rex T. Barber), который, по официальной информации, и сбил самолет с адмиралом.

Американцы читали японский военно-морской шифр. И вот, на основе радиоперехвата в их руки попадает ценнейшая инфа-план, время, место инспекционной поездки адмирала Ямамото на остров Бугенвиль.

Для выполнения нелёгкой задачи американское командование выбрало двух опытных летчиков — майора Джона Митчелла, на его счету было 8 побед, и капитана Томаса Ланфьера который одержал 6 побед. Главное, что оба офицера понимали действия и планы друг друга очень хорошо, проведя в воздухе много часов.
До взлета оставалось менее 12 часов. Были разработаны два варианта: сбить адмирала Ямамото в воздухе, по дороге к острову Бугенвиль, и уничтожить его вместе со сторожевым кораблем, на котором он продолжит инспекцию. Право выбора было предоставлено командующему операцией, майору Митчеллу. Остановились на первом варианте. С самолета трудно выявить нужную цель, а тем более попасть в нее, если в гавани много кораблей и судов. "Даже если мы и потопим японский сторожевик, в опасной близости от японских баз, то у Ямамото будут шансы спастись. Если же я собью его самолет - шансов не будет вообще", аргументировал своё решение Митчелл. И оказался прав.

Для операции Митчелл выбрал своих лучших пилотов. Все были разбиты на два отряда. «Отряд Киллеров» («Killers Group») - четыре самолета, которые должны были невзирая ни на что, уничтожить бомбардировщик, в котором летел адмирал. Второй отряд из 14 истребителей должен был прикрывать " Киллеров" от эскорта Ямамото и истребителей, придущих на помощь японской с базы. Это более чем 80 самолетов. Американцам повезло, так как японцы после ряда поражений уже не имели такого количества машин в этом районе. В первом отряде были: Лейтенант Томас Ланфьер(командир отряда), лейтенант Рекс Барбер, лейтенант Джо Мур и лейтенант Джим МакЛанаган. Второй отряд возглавил сам Митчелл.

На всем протяжении полета, для сохранения секретности, американцы должны были сохранять радиомолчание. Летчикам предстояло проделать многосоткилометровый полет на высоте 10 метров, малая высота была избрана с целью избежать преждевременного обнаружения японскими радиолокаторами, а затем за 5-10 минут найти и уничтожить самолет адмирала. В противном случае истребителям просто не хватило бы топлива на обратную дорогу.

Отряды состояли из истребителей дальнего радиуса действия "Lockheed P38-Lightning", единственными машинами, способными преодолеть расстояние в 425 миль от ближайшей американской базы до Бугенвиля, и вернуться обратно. Эти крылатые машины были вооруженных четырьмя пулеметами калибра 0.5 дюймов и 1х20-миллиметровой пушкой. Также помимо основных топливных баков на 300 галлонов топлива, к самолетам были подвешены дополнительные 165-галлоновые баки.
Каждому летчику выдали объемистый мешок с английской валютой для оплаты услуг дружественного населения Соломоновых островов в случае, если самолет будет сбит.

Взлет был назначен на 7.25, 5 минут отводилось на построение в колонну пар. Полет в район Бугенвилля по расчетам занимал 2 часа. По приходу в расчетную точку предполагалось быстро набрать высоту «Убийцам» 3100 м и 6000 м — группе прикрытия. Атаковать самолет Ямамото планировали с востока, то есть со стороны солнца. Приказ был таковым, что выйти из боя и вернуться обратно могли только после уничтожения адмирала.

Ликвидация

18 апреля 1943 года буквально перед самым вылетом, при рулежке самолет ударной группы "убийц" – летчика Мура был повреждён и не взлетел. Второй "убийца" – МакЛанаган сообщил об отказе бензосистемы: на его машине не вырабатывалось топливо из подвесных баков. Ланфьер жестом приказал летчику возвращаться. Их заменили двумя пилотами из группы прикрытия - лейтенантами Бесби Холмсом и Реем Хайном. Это стоило немалых трудов. И как оказалось в последствии обоих постигла неудача. Режим радиомолчания неуклонно соблюдался с момента взлета.

Американские самолёты прибыли на место во время, в 9.30 и через несколько минут обнаружили японские самолёты. Капитан Каннинг из группы Митчелла первым заметил японцев: «Bogey, ten o"clock high» - «На десять часов выше!». Конечно если бы лётчики прибыли на место с запасом времени, они успели бы набрать высоту. Но времени катастрофически не хватало. Атака снижу лишала важного преимущества превосходства в скорости. Ещё одной задачей стало какой из двух бомбардировщиков «Nakajima G4M2 "Betty"» надо сбивать. Адмирал был в одном из них. Но в каком? Сбивать оба! Времени на раздумья не было.
Митчелл как командир всей группы приказал своему отряду набрать высоту 6 тыс. м и набросился на японские истребители прикрытия, а четырём Р-38 приказал уничтожить бомбардировщики. Американские истребители сбросили дополнительные топливные баки и ринулись в атаку. И тут случилось ещё одна беда, один из "группы убийц", лейтенант Холмс, из-за технической неисправности не смог сбросить топливный бак. Пилот бросил машину в крутой вираж, надеясь, что положительная перегрузка поможет ему отделаться от ненужных уже баков, но и это не помогло! Р-38 с подвешенными баками настолько терял в скорости и маневренности, что для «Зеро» он становился «сидящей уткой». Ланфьер отдал приказ и Холмс вышел из боя вместе с напарником Реем Хайном. То есть ударная группа теперь состояла из двух самолётов и на каждого по цели.

Японцы совершенно не ожидали американцев в этом районе, они не заметили появление группы Р-38. Поэтому шестёрка «Зеро» не меняла курса вплоть до того момента, когда Ланфьер оказался на одной высоте с ними. Только после этого тройка японских истребителей метнулась ему навстречу, а другое звено перестроилось, заняв положение между американцами и своими транспортными «Nakajima G4M2 "Betty"».

Оба бомбардировщика же взяли курс на ближайшую японскую базу, снизившись до верхушек деревьев лежащего внизу острова.

«Ланфьер довернул свою машину и поймал мчавшийся ему навстречу «Зеро» в прицел. Переволновавшись, он слишком рано открыл огонь и промахнулся. Ответные трассы «Зеро» тоже прошли мимо. Следующая очередь крупнокалиберных пулеметов уперлась в крыло японского истребителя, и тот неожиданно взорвался. Ошеломленные ведомые проскочили мимо самолета Ланфьера. Ведущий ударной группы автоматически бросил свою машину в боевой разворот и все же успел заметить на фоне зеленых зарослей тень «Бетти».«Нарушение боевого порядка противника — половина победы». Эта мысль, по-видимому, посетила пилота японского транспортника, заставила его направить самолет в сторону острова и снизиться до высоты верхушек деревьев. Ланфьер не стал ждать приглашения. Он спикировал на «Betty», даже не убрав газ. Скорость стремительно нарастала, и бросившаяся ему наперерез вторая тройка «Зеро» не успела отразить удар. Ланфьер сознательно пренебрег собственной безопасностью, подставив хвост японским истребителям, зато он получил несколько бесценных мгновений для ведения прицельного огня. Не обращая внимания на тройку «Зеро», повисшую у него за хвостом, капитан Ланфьер нагнал «Betty», пристроился ему в хвост, дал по нему длинную очередь из всех стволов, первой очередью выбил правый мотор, а второй поджег машину противника. Для «Betty» такое ранение было смертельным: японский самолет не имел средств пожаротушения. Адмирал Ямамото был уже обречен — даже если бы он выпрыгнул с парашютом, тот не успел бы раскрыться на такой малой высоте. Через полминуты ярко пылавшая «Betty» с грохотом зацепилась за верхушки деревьев и разлетелась на куски

Барбер сбил второго бомбардировщика, и теперь можно было лететь домой. Но положение Ланфьера было опасным: японские истребители атаковали его сзади сверху. Ланфьер успел крикнуть по рации: «Эй, Митч, сбрось этих обезьян с моего хвоста». Митчелл со своими лётчиками без труда отсекли японцев от самолета Ланфира, после чего пилоты «Зеро», убедившись в большом численном преимуществе американских истребителей, сочли за благо выйти из боя. После чего все направились в сторону Гуадалканала, на базу Хендерсон (Henderson Field).

На обратном пути тройку, возглавляемую Барбером, перехватили японские истребители. В последовавшем воздушном бою был сбит и погиб лейтенант Хайн, но главный герой операции Томас Ланфьер вернулся на базу невредимым и вскоре был награжден высшей наградой США — медалью Конгресса.

Награждение Т. Ланфьера серебряной медалью Конгресса.

Японское командование долго не хотело открывать факт гибели адмирала, чтобы не вызвать тяжелого удара по моральному состоянию войск. Но всё равно его смерть нанесла огромный удар по духу японских войск во время Второй мировой войны. 21 мая 1943 года, адмирал Исороку Ямамото был официально признан погибшим в авиабою. Официальные торжественные похороны состоялись 3 июня. Согласно традициям, тело адмирала было кремировано, а часть его праха было захоронено на кладбище "Tuma", в Токио. Другая часть праха была отправлена в его родной город Нагаока, в храм "Chuko-Ji"

Японская секретная служба начала расследование. Однако американская разведка настолько засекретила эту операцию, что японцам не удалось ничего узнать. Чтобы не поставить японцев в известность о расшифровки их кода, американские газеты сообщили, что гражданские наблюдатели видели, как Ямамото садился на самолёт на Соломоновых Островах. Имена американских пилотов также не были опубликованы — брат одного из них был в японском плену, и они опасались за его безопасность.
Они даже не догадывались о расшифровке их передач. Японские специалисты сошлись на том, что адмирал Ямамото погиб в результате стечения случайных обстоятельств. Якобы американцы охотились на малую, а попали на большую дичь. На этом и закрыли дело. Вот почему японцы и в дальнейшем не применили более серьезных дополнительных мер, касающихся секретности своих планов.

Лейтенант Рекс Барбер (Rex T. Barber) при получении «Морского креста» (Navy Cross) за участие в операции по уничтожению самолета G4M «Betty» с японским адмиралом Исуроку Ямомото на борту 18 апреля 1943 года. Тогда

Аж до 1975 года лейтенанты Ланфьер и Барбер рвали на себе рубахи, в попытке доказать, в чей же послужной список будет занесена такая "жирная цель". Однако, 13 июня 1975 года, последний из выживших пилотов японского эскорта, Kenji Yanagiya, дал показания. Он сказал, что видел как один из "P38-Lightning", игнорируя огонь истребителей "Зеро", преследовал бомбардировщик с адмиралом Ямамото на борту и сбил его над джунглями острова. Бомбардировщик упал на землю и взорвался. Соответственно, пилотом, сбившим адмирала, был лейтенант Рекс Барбер.

Также дал интервью в 1984 году и лидер спасательной команды японцев, вылетевшей тогда к месту катастрофы. Именно он опознал тело адмирала Ямамото. Также он установил, и дал показания, что адмирал скончался еще в полете от ранения пулеметной пулей в голову.

пы.сы.

Когда Адмирал погиб, Футида плакал не в день его смерти, а спустя месяц, наблюдая, как на флот, потерявший своего бога, вместо несгибаемого достоинства упала тень покорности и безверия...

пы.пы.сы .

Футида Мицуо (1902-1976) - японский военачальник, капитан 1 ранга, выдающийся офицер морской авиации. В начале Второй мировой войны командовал авиационным формированием в авианосном соединении специального назначения. Принимал активное участие в организации, подготовке и осуществлении налёта авиации на Пёрл-Харбор, а также последующих операций. Участник сражения у атолла Мидуэй. Занимал должность офицера по вопросам авиации в оперативном отделе штаба Объединённого флота.

Годы службы 1901-1943 Звание маршал флота Японской империи Командовал Штаб авиации флота
Министерство Военно-морских сил
1-я флотилия
1-й военно-морской дивизион
Сражения/войны Награды и премии Связи Близкие дружественные отношения с императором Хирохито Медиафайлы на Викискладе

Ямамото занимал несколько важных постов во флоте Японской империи и провёл в нём ряд реформ, повлиявших на развитие японской военно-морской авиации. Адмирал Ямамото был главнокомандующим японским ВМФ в начальный и наиболее успешный для Японии период войны в Тихом океане ; он разработал планы таких боевых операций, как нападение на Пёрл-Харбор и Мидуэйское сражение . Погиб во время инспекционного вылета на фронтовые позиции на Соломоновых островах , когда его самолёт был сбит американскими истребителями Локхид P-38 «Лайтнинг» . Его смерть нанесла огромный удар по духу японских войск во время Второй мировой войны.

Семейные корни

На протяжении всего 1938 года большое число офицеров армии и флота начали публично высказываться против некоторых японских адмиралов. Особой критике подверглись Ямамото, Мицумаса Ёнай и Сигэёси Иноуэ из-за их сильного неодобрения Берлинского пакта с Германией и из-за их оппозиции так называемым «Японским природным интересам» . К Ямамото стекался нескончаемый поток полных ненависти писем от его противников, а также и прямые угрозы от японских националистов, однако он очень спокойно воспринимал возможность покушения на свою жизнь. Адмирал писал:

Погибнуть за императора и за Родину - это наивысшая честь для военного человека. Цветы восходят в поле, где прошёл тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти боец будет вечно верен императору и его земле. Жизнь и смерть одного человека ничего не значит. Империя превыше всего. Как говорил Конфуций : «Можно раздавить киноварь, но нельзя лишить её цвета; можно сжечь цветы, но нельзя уничтожить их запах». Они могут уничтожить моё тело, но они никогда не смогут покорить мою волю.

Потеряв терпение из-за непоколебимой позиции Ямамото по отношении к Антикоминтерновскому пакту , японская армия приказала военной полиции «охранять» адмирала; это была попытка армии держать его под контролем . 30 августа 1939 года он был переведён из министерства военно-морских сил в море в качестве главнокомандующего Объединённым флотом. Это была одна из последних попыток Мицумасы Ёнаи , исполняющего обязанности министра военно-морских сил в правительстве барона Хиранумы, защитить Ямамото от покушений на его жизнь. Ёнаи был уверен, что если Ямамото останется на берегу, то он будет убит до окончания 1939 года . Ямамото был повышен в звании до полного адмирала 15 ноября 1940 года.

Ямамото был против строительства линейных кораблей «Ямато » и «Мусаси »: с его точки зрения это было не самое умное использование финансовых и технических ресурсов. Он был основным оппонентом доктрины «Kantai Kessen» , предполагавшей сосредоточение всех усилий японского флота на решающем сражении с американским в обороне на заранее подготовленной позиции . Ямамото считал, что единственным шансом Японии является перехват инициативы и нанесение американцам ряда тяжёлых поражений в самом начале войны, которые могут вынудить американское общество согласиться на приемлемый для Японии мир.

Ямамото провёл ряд преобразований в военно-морской авиации Японской империи. Несмотря на то, что адмирал получил наибольшую известность за свою работу с авианосцами, преимущественно из-за Пёрл-Харбор и Мидуэй , ещё больший вклад Ямамото внёс в развитие береговой авиации, особенно в разработку средних бомбардировщиков G3M и G4M . Его требования большей дистанции полёта и возможности вооружения самолётов торпедами возникли из-за японских планов уничтожения американского флота во время передвижения последнего через Тихий океан . В результате нужная дальность перелёта для бомбардировщиков была достигнута, однако истребителей сопровождения дальнего действия по-прежнему не было. Бомбардировщики были лёгкими, и с баками, полными горючего, они были особенно беззащитны против огня противника. За эти качества американцы прозвали G4M «Летающая Зажигалка» (англ. The Flying Cigarette Lighter ). Смерть настигнет Ямамото в одном из таких самолётов.

Дальнобойность G3M и G4M сделала актуальной разработку дальнобойных истребителей. Частично это повлияло на требования по разработке А6М Зеро , который ценился за дальность полёта и манёвренность. Оба качества были приобретены за счёт облегчённой конструкции без брони и легкой воспламеняемости - недостатки, которые обрекли А6М на высокие потери в предстоящей войне.

Япония двигалась всё ближе к войне в 1940 году, и Ямамото стремился как к стратегическим, так и к тактическим новшествам, часто со смешанными результатами. Под влиянием молодых и талантливых офицеров, таких как Минору Гэнда , Ямамото дал разрешение на реорганизацию японских авианосных сил в 1-й воздушный флот - кулак, который включал шесть самых больших авианосцев Японии. Это нововведение представляло собой мощную ударную силу, но также делало авианосцы компактной мишенью - две стороны одной медали, которые одинаково проявили себя во время войны. Ямамото был во главе формирования, похожего по своей организации на 1-й воздушный флот - берегового 11-го воздушного флота, который позже нейтрализовал американскую авиацию на Филиппинах и потопил британское соединение Зет, используя бомбардировщики G3M и G4M.

В январе 1941 года Ямамото пошёл ещё дальше и предложил радикальный пересмотр японской военно-морской стратегии. В течение двух десятилетий Генеральная Ставка Военно-морского флота Японской империи следовала по стопам доктрины капитана Альфреда Мэхэна . Япония планировала боевые действия с использованием лёгких сухопутных формирований, подводных лодок и береговой авиации, которые бы измотали американский флот во время переброски последнего через Тихий океан, после чего японский флот вступил бы в завершающее «Решающее сражение» в северном районе Филиппинского моря между островами Рюкю и Марианами , используя линейные корабли в соответствии с тактикой традиционной перестрелки.

Ямамото верно указал, что этот план не работал даже во время японских учений, и в то же время, понимая размах американского военного потенциала, он предложил решить американский вопрос путём нанесения раннего удара, таким образом сокращая противостоящие силы противника, а после этого вступить в «решающее сражение» как атакующая сторона вместо ведения оборонительных действий. Ямамото надеялся (но, скорее всего, не верил) на то, что американцы не перенесут такой страшный удар так рано в войне и захотят окончить этот конфликт дипломатическими методами. На самом деле послание, которое официально разорвало дипломатические отношения с Соединёнными Штатами, было доставлено с опозданием, и, как он и думал, американцы были преисполнены желания отомстить и не собирались вести переговоры. Размышления Ямамото на эту тему годы спустя были драматически переданы в монологе «О спящем исполине», приписанном ему в фильме «Тора! Тора! Тора! ».

Штаб Военно-морского флота отказался содействовать Ямамото, и чтобы добиться своего, тот был вынужден подать заявление об уходе в отставку, играя на своей популярности во флоте. Адмирал Осами Нагано и остальной штаб, в конце концов, прогнулись под его давлением, но пока только согласились провести атаку на Пёрл-Харбор . Элемент внезапности имеет долгую традицию в военном деле в начале многих войн, и Япония решила использовать этот тактический ход - в случае успеха атака давала им шесть месяцев для захвата ресурсов Голландской Ост-Индии без вмешательства американского флота.

1-й воздушный флот начал приготовления для налёта на Пёрл-Харбор, попутно решая множество технических проблем, включая пуск торпед в мелководье Пёрл-Харбора и производство бронебойных бомб путём механической обработки снарядов от корабельных орудий .

Атака на Пёрл-Харбор, декабрь 1941 года

Как и планировал Ямамото, 1-й воздушный флот в составе шести авианосцев с почти 400 самолётами на борту открыл боевые действия против США 7 декабря 1941 года, выслав около 350 самолётов против Пёрл-Харбора в две волны. Эта атака была тактически успешна, так как она выполнила многие поставленные боевые задачи: потопить, по крайней мере, четыре американских линкора и предотвратить вмешательство флота США в юго-западное наступление Японии по крайней мере на шесть месяцев.

В результате атаки 4 американских линкора были потоплены, 3 получили повреждения, 11 других кораблей - крейсера , эсминцы и вспомогательные суда были или потоплены, или серьёзно повреждены. Японские потери составили 29 самолётов сбитыми, более чем 111 получили повреждения различной степени тяжести; было потеряно 5 карликовых подводных лодок . Большинство повреждённых самолётов были пикирующими бомбардировщиками и торпедоносцами - из-за этого у японцев не осталось достаточно огневой мощи, чтобы развивать атаку далее. Командующий 1-м воздушным флотом вице-адмирал Тюити Нагумо приказал отступить. Позже Ямамото сурово критиковал решение Нагумо, поскольку тот не сумел использовать ситуацию, чтобы обнаружить и уничтожить американские авианосцы, которые отсутствовали в гавани, или продолжить бомбардировку стратегических объектов на острове Оаху. Нагумо ничего не мог выяснить о местонахождении американских авианосцев; в этой ситуации, если бы он выслал свои самолёты на их поиск, он рисковал быть обнаруженным и атакованным американскими силами до возвращения своих лётчиков. Его бомбардировщики не имели нужного боевого груза для атаки ремонтных доков и судостроительных мастерских или даже топливных хранилищ (содержавших 530 тыс. тонн - 10-месячный запас для всего тихоокеанского флота США), уничтожение которых могло нанести гораздо больший урон, чем бомбардировка самих кораблей (Честер Нимиц заявлял, что это продлило бы войну на два года ). В любом случае, после двух волн атаки уже не оставалось достаточно дневного света, чтобы послать и вернуть обратно ещё одну волну самолётов, и у эсминцев сопровождения Нагумо не было достаточно топлива для длительного дрейфа . Многого из того, что мечтал сделать Ямамото, не удалось достигнуть, но Нагумо никоим образом не был наказан за отступление, которое также было предусмотрено изначальным планом.

С ближней стратегической точки зрения атака тоже удалась - американские силы были неспособны вмешаться в завоевание Голландской Ост-Индии в течение шести месяцев, но не с точки зрения Ямамото, который считал эту атаку бессмысленной. Военно-морские силы США отказались от всех планов по атаке через Тихий океан к Филиппинам ещё накануне войны в 1935 году в соответствии с военным планом «Орандж» . В 1937 году ВМС США ещё больше убедились, что только мобилизация личного состава флота военного времени займёт не менее шести месяцев, а неимоверное количество остального оборудования, необходимого для пересечения Тихого океана, просто не существовало, и его производство заняло бы ещё два года после начала войны. В 1940 году главнокомандующий морскими операциями американский адмирал Харольд Старк (англ. Harold Stark ) составил «План Дог» (англ. Plan Dog ), в котором делалась ставка на оборонительную войну в Тихоокеанском театре, пока США концентрирует ресурсы против Германии , а Тихоокеанскому флоту адмирала Хасбанда Киммеля (англ. Husband Kimmel ) предписывалось просто удерживать японцев в восточной части океана подальше от путей сообщения с Австралией .

На политическом уровне эта атака окончилась полным фиаско для Японии, возбудив гнев американцев и желание отомстить за «трусливую атаку». Но Япония начинала все свои современные войны таким образом, и все ожидали, что она сделает это ещё раз - только не в Пёрл-Харборе. Шок от атаки в неожиданном месте, с такими огромными потерями, и игра «не по правилам», без официального объявления войны (из-за неважной работы японского посольства нота об объявлении войны была передана после начала атаки) буквально раскалили общественное мнение Америки - мстить без пощады. В середине 1941 года премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ попросил Ямамото высказать мнение об исходе возможной войны с Соединенными Штатами. Ответ Ямамото широко известен: Если поступит приказ вступить в бой

Это предсказание воплотилось в жизнь, когда Япония с лёгкостью захватывала территории и острова в первые шесть месяцев войны, а потом понесла тяжелейшее поражение в Мидуэйском сражении 4-7 июня 1942 года - в битве, которая изменила соотношение сил в Тихом океане в пользу США и позволила Америке начать наступательные действия против Японии на Гуадалканале.

Шесть месяцев побед. Декабрь 1941 - май 1942

Добившийся нейтрализации большинства кораблей американского флота в Пёрл-Харборе, Объединённый флот Ямамото развернулся для исполнения большого японского стратегического плана, разработанного Императорской армией Японии и Генеральным штабом Военно-морского флота. 1-й воздушный флот продолжил круговое движение по Тихому океану, нанося удары по американским, австралийским, голландским и британским базам, от острова Уэйк к Австралии и Цейлону (теперь Шри-Ланка) в Индийском океане . 11-й воздушный флот сумел нанести удар по самолётам американской 5-й воздушной армии на Филиппинах, пока те ещё были на аэродромах, буквально в считанные часы после Пёрл-Харбора, а потом в открытом море потопили британскую группировку Зет (линкор «Принц Уэльский » и линейный крейсер «Рипалс »).

Под командой талантливых подчинённых Ямамото, вице-адмиралов Дзисабуро Одзавы , Нобутакэ Кондо и Ибо Такахаси , японцы подавили сопротивление остатков американских, британских, голландских и австралийских морских формирований в Голландской Ост-Индии с помощью высадки морских десантов и нескольких морских сражений, которые завершились Битвой в Яванском море 27 февраля 1942 года. После оккупации Голландской Ост-Индии и доведения американских позиций на Филиппинах до мелких очагов сопротивления на Батаанском полуострове и острове Коррегидор, японцы захватили «Южную сырьевую зону» с её нефтью и каучуком.

Достигнув начальных целей с удивительной скоростью и лёгкостью, воюя с плохо подготовленным противником, Япония остановилась, чтобы обдумать её следующий ход. Поскольку ни Британия, ни Америка не желали вести переговоры, японцы стали думать, как укрепить и удержать их новые территории, а также как покорить или вывести из войны одного или нескольких противников.

Для этой стадии были разработаны различные планы, включая бросок на запад к Индии , на юг - к Австралии и на восток - к США. Ямамото принимал активное участие в обсуждении этого вопроса, поддерживая разные планы в разное время, с различным энтузиазмом и для разных целей, включая свои собственные.

Некоторые планы были довольно грандиозными, предусматривая оккупацию Индии или Австралии, захват Гавайских островов . Но все они были забракованы, так как армия не могла выделить достаточное количество формирований из Китая для реализации первых двух планов и транспортные средства для оставшихся двух (военные транспорты были распределены и цепко удерживались между флотом и авиацией ). Вместо этого имперский Генеральный штаб поддержал решение о наступлении армии на Бирму в надежде соединиться с индийскими националистами и начать там революцию против британского правительства, атаковать Новую Гвинею и Соломоновы острова, чтобы перерезать морские пути сообщения между Австралией и Соединёнными Штатами. Ямамото настаивал на «Решающем сражении», чтобы добить остатки американского флота, но более консервативные офицеры Генерального штаба ВМФ не хотели рисковать.

В середине обсуждения планов воздушный налёт Дулиттла (англ. Dolittle Raid ) ударил по Токио и прилегающим районам, показав штабным офицерам возможности американских авианосцев и здравость плана Ямамото. Генеральный штаб согласился на Мидуэй - операцию Ямамото, идущую в ногу с планом вторжения на Алеутские острова , которое впоследствии стало первой из операций против путей сообщения Австралии и Америки.

Ямамото начал быструю разработку планов по Мидуэю и Алеутам и в то же время сформировал группировку под командованием контр-адмирала Такэо Такаги , включив в неё 5-й авианосный дивизион (новые крупные авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку») для поддержки захвата островов Тулаги и Гуадалканал, которые были нужны для создания морских и авиационных плацдармов, а также города Порт-Морсби на южном берегу Папуа-Новой Гвинеи - плацдарма для наступления на Австралию.

Операция по захвату Порт-Морсби вышла совсем иначе, чем планировалось. Несмотря на то, что острова Тулаги и Гуадалканал были взяты, флот на пути к Порт-Морсби был вынужден ретироваться после того как Такаги столкнулся с американскими авианосцами и вступил в сражение в Коралловом море в начале мая. Японцы потопили американский авианосец «Лексингтон » (англ. Lexington ), потеряв при этом свой менее крупный авианосец, но «Сёкаку » был повреждён до такой степени, что нуждался в доковом ремонте. Американский зенитный огонь и истребители, а также и японские операционные неудачи заметно потрепали пикирующие бомбардировщики и торпедоносные самолёты на «Сёкаку » и «Дзуйкаку ». Эти потери оставили «Дзуйкаку» без действия, пока не прибыли новые самолёты и не были обучены лётчики.

Битва за Мидуэй. Июнь 1942

План Ямамото для Мидуэйской операции был продолжением его усилий по нейтрализации Тихоокеанского флота США на достаточно долгое время, которое позволило бы укрепить японский периметр обороны на цепи Тихоокеанских островов.

Долгое время существовало мнение, что Япония собиралась выманить американские силы - и, возможно, даже и авианосцы - на север от Пёрл-Харбора, и, чтобы достичь этого, 5-й флот (два лёгких авианосца, пять крейсеров, 13 эсминцев и четыре транспорта) был послан против Алеутов с задачей атаковать Голландскую гавань и остров Уналашка , а также захватить дальние острова Кыска и Атту . Но современные исследователи японских документов обнаружили , что эта авантюра была идеей одного лишь Генерального штаба военно-морских сил и что Ямамото согласился провести эту операцию только в том случае, если будет одобрена его Мидуэйская операция.

Японский план заключался в том, что в то время, когда 5-й флот продвигается на Алеуты, 1-я быстроходная группа (4 авианосца, 2 линкора, 3 крейсера и 12 эсминцев) должна атаковать остров Мидуэй и разгромить всю авиацию противника, базирующуюся на нём. Когда авиация будет нейтрализована, 2-й флот (1 лёгкий авианосец, 2 линкора, 10 крейсеров, 21 эсминец и 11 транспортов) должен был высадить десант численностью 5000 бойцов и выбить американских морских пехотинцев с атолла .

Ожидалось, что после захвата Мидуэя американские авианосцы попадут в приготовленную ловушку на западе, где 1-я быстроходная группа вступит в бой и разгромит противника. После этого 1-й флот (1 лёгкий авианосец, 7 линкоров, 3 крейсера и 13 эсминцев), в содействии с элементами 2-го флота, должен будет очистить этот сектор от остатков сил противника и завершить разгром Тихоокеанского флота США.

Чтобы предотвратить какие-либо неожиданности, Ямамото решил провести две операции для подстраховки. Первой стал разведывательный воздушный вылет в Пёрл-Харбор (операция «К»), чтобы убедиться, что американские авианосцы находились именно там. Второй стала пикетная линия подводных лодок, которая должна была вовремя зафиксировать передвижение авианосцев противника к острову Мидуэй и таким образом дать возможность 1-й быстроходной группе, а также 1-му и 2-му флотам сгруппироваться для атаки по ним. Но получилось, что первая операция была отменена, а вторая началась с опозданием, и авианосцы были упущены.

Подготовка плана была очень быстрой и полна компромиссов, но в результате план вышел хорошо продуманным, организованным и осуществлялся в самый удобный для Японии момент. Против четырёх авианосцев, двух лёгких авианосцев, 11 линкоров, 16 крейсеров и 46 эсминцев, которые должны были участвовать в сражении, американцы имели возможность выставить лишь три авианосца, восемь крейсеров и 15 эсминцев. Перевес в силах был просто огромным, стороны были равны только по количеству самолётов и подлодок. Несмотря на все проблемы на стадии планирования, казалось, что Ямамото держит все козырные карты.

Но ужасная катастрофа поджидала Ямамото, кошмар любого командира, когда враг узнаёт о планах операции до её исполнения - американские криптоаналитики сумели расшифровать японский военный код Д (ДжейЭн-25 в США). В результате американский адмирал Честер Нимиц , командующий Тихоокеанским флотом, сумел увильнуть от обеих мер подстраховки Ямамото и разместил свои меньшие силы, чтобы организовать разрушительную для японцев засаду. По расчётам Нимица, три авианосца плюс авиация на острове Мидуэй давали ему достаточно сил для уничтожения 1-й быстроходной группы Нагумо .

Война после Мидуэйского сражения

Вскоре после этого восемнадцать специально оборудованных дополнительными топливными баками P-38 поднялись с Гуадалканала (один не смог взлететь, один вернулся из-за поломки, ещё два упали в море). Они летели на очень малой высоте и поддерживали радиомолчание почти всё время перелёта на расстояние 430 миль, чтобы не быть обнаруженными. В 09:34 по токийскому времени группы встретились, и завязался воздушный бой между 14-ю P-38 (минимум двум не удалось сбросить дополнительные баки перед атакой и минимум двое других были вынуждены прикрывать их, так что численное превосходство американцев не было подавляющим) и шестью истребителями «Зеро » из группы сопровождения Ямамото.

Лейтенант Рекс Т. Барбер (англ. Rex T. Barber ) атаковал первый из двух японских бомбардировщиков, который и был самолётом Ямамото. Он поливал самолёт огнём из пушки и пулемётов, пока левый мотор бомбардировщика не задымился. Барбер развернулся, чтобы атаковать второй бомбардировщик; в этот момент самолёт Ямамото рухнул в джунгли. После битвы другой пилот, капитан Томас Джордж Ланфье (англ. Thomas George Lanphier, Jr. ), пытался доказать, что именно он сбил главный бомбардировщик. Это заявление начало спор, который продолжался несколько десятилетий, пока специальная экспедиция не провела анализ направления пуль на месте крушения. Большинство историков в наше время приписали этот бомбардировщик на счёт Барбера.

Итоги боя

ВВС США

В данном бою погиб только лишь один американский пилот - лейтенант Рэймонд К. Хайн (англ. Raymond K. Hine ). Его самолёт не вернулся на базу после того, как был подбит пилотом 504 авиагруппы Императорского флота Японии Сёити Сугитой. С учётом того, что истребителям пришлось драться на пределе радиуса действия, даже с дополнительными топливными баками подбитый лётчик не имел никаких шансов вернуться.

ВВС Японии

Японский спасательный отряд под командованием армейского инженера лейтенанта Хамасуны нашёл место крушения и тело адмирала Ямамото на следующий день в джунглях, к северу от бывшей австралийской береговой заставы Буин. По словам Хамасуны, Ямамото был выброшен из фюзеляжа самолёта под дерево, тело сидело прямо, пристёгнутое к сиденью, и рука в белой перчатке сжимала рукоятку его катаны . Хамасуна сказал, что опознать Ямамото было довольно легко, его голова была наклонена, как если бы он задумался. Аутопсия показала, что Ямамото получил два пулевых ранения, одно в заднюю часть левого плеча, а другое - в нижнюю часть нижней челюсти с выходным отверстием над правым глазом. Несмотря на все доказательства, вопрос о том, пережил ли адмирал крушение, стал предметом споров в Японии.

Это была самая длинная операция по воздушному перехвату за всю историю войны. В Японии она стала известна как «Военно-морской инцидент А» (海軍甲事件). Она подняла боевой дух в США и шокировала Японию, которая официально признала этот инцидент лишь 21 мая 1943 года. Чтобы не поставить японцев в известность о расшифровке их кода, американские газеты сообщили, что гражданские наблюдатели видели, как Ямамото садился на самолёт на Соломоновых островах. Имена американских пилотов также не были опубликованы - брат одного из них был в японском плену, и они опасались за его безопасность.

Капитан Ватанабе и его сопровождение кремировали останки Ямамото в Буине, пепел был возвращён в Токио на борту линкора «Мусаси» - последнего флагмана Ямамото. Ямамото был почётно похоронен 3 июня 1943 года и получил звание маршала флота и писал стихи, которые были раскритикованы как слишком монотонные. У него и его жены Рэйко было четверо детей: два сына и две дочери. Ямамото был очень азартным, он любил . После его смерти похоронная процессия прошла мимо дома Каваи, возможно, со скрытым умыслом . Несмотря на его азартность и увлечения гейшами, Ямамото обычно описывают как жёсткого трезвенника.

Воспоминания современников

Ямамото пришел ко мне домой и долго говорил с моей женой. Он пригласил меня к себе на квартиру, которая в то время служила ему и местом работы. Хотя он был женат и имел дочь, он оставил семью в Токио и принимал своих гостей без хозяйки. Он не прибегал к методам своих предшественников, которые в разведывательных целях использовали женщин. На приемах у Ямамото женщин обычно не было. Гостям подавалось ограниченное количество спиртного. Он всегда предлагал сыграть в карты, чему отдавался с полным самозабвением, играл он с большим искусством. На вечеринке, куда он меня пригласил, присутствовали только мужчины; они, как обычно, играли в карты. Покер был его любимой игрой, и он играл с невоздержанной и неприкрытой решительностью, как будто хотел разгромить нас в карточной игре, прежде чем нанесет нам поражение в войне. Я знал, что он чемпион игры в го (японские шахматы) среди личного состава японского флота и неизменный победитель в покере. Мои товарищи по учебе не без сожаления могут подтвердить, что я сам был неплохим игроком в покер. В этой игре, предоставляющей достаточно времени и возможностей для изучения характера, я особенно интересовался реакцией Ямамото на старание обыграть его.

В отличие от большинства японцев, которые чувствуют себя растерянными и униженными, когда проигрывают даже в безвредной карточной игре, Ямамото высоко ценил мои попытки выиграть у него. Я увидел в нем человека, любящего идти в бой с поднятым забралом.

Когда я вошел в его апартаменты, я встретил того же самого коренастого чернобрового человека, что и несколько лет тому назад. Он носил коротко стриженные волосы, улыбался широко, но довольно снисходительно. Агрессивная натура чувствовалась даже в его улыбке. Почти сразу же подали коктейли и обед - смесь японских и европейских блюд. Было ясно, что он любил свою игру - эту комбинацию разведки и карт, ибо едва окончился обед, как стол очистили и приготовили для игры в покер. Хозяин пригласил нас доставить ему удовольствие игрой в карты. Он вскоре стал пересыпать свои ставки и картежные хитрости едва прикрытыми вопросами явно военно-морского характера.

Во время наших последующих встреч он пытался объединить два своих любимых занятия, и мне потребовалось призвать на помощь всю свою энергию, чтобы победить его в обеих играх. Ямамото имел всего лишь три пальца на правой руке - результат взрыва на борту корабля во время Цусимского сражения в то время, когда он, будучи еще лейтенантом, служил при адмирале Того на флагманском корабле «Микаса». Меня развлекало то, как он с необычным проворством проделывал с картами различные манипуляции своими тремя пальцами правой руки. Я чувствовал, что он гордился своим трюкачеством, как фокусник, он громко смеялся, когда мы награждали его мастерство, комплиментами.

Не довольствуясь легкими победами, он приглашал в свой дом людей, которые представляли собой сильных противников как в области разведки, так и в игре в покер. Я не знаю, как много он мог узнать от нас, но я хорошо знаю, что мы часто обыгрывали его в покер и немало от него узнавали, в том числе и о его идеях в отношении военно-морской стратегии. Именно во время этих встреч я впервые составил представление о том, в каком направлении будет развиваться военно-морской флот Японии. Авианосец - комбинация морской и воздушной мощи - все время витал перед глазами Ямамото.

Будущий флотоводец родился 4 апреля 1884 в Нагаока, префектура Ниигата. Он был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано, но позднее взял фамилию приемного отца. В 1904 году Исороку окончил Военно-морскую академию. В Цусимском сражении он получил несколько ранений. Потеря двух пальцев на руке едва не кончилась увольнением со службы. После войны моряк служил на разных кораблях. В 1915 году он пришел к мысли создать флот из плавучих аэродромов. Через год он окончил военно-морской штабной колледж, в 1919-1921 годах учился в Гарвардском университете, затем снова служил в Японии, побывал в качестве наблюдателя на нескольких европейских кораблях. В 1924 году моряк стал командиром авиакорпуса в Касумигаура, в 1925-1929 годах состоял военным атташе в Вашингтоне, а по возвращении командовал авианосцем «Акаги» и получил чин контр-адмирала. С тех пор Ямамото почти исключительно занимался морской авиацией. В 1936-1939 годах он был заместителем морского министра, с 1939 года командовал Соединенным флотом. Моряк выступал за экспансию в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Благодаря новаторству и умению добывать значительные средства у правительства к концу 30-х годов адмирал создал один из самых современных флотов в мире, ядро которого составили авианосцы.

Военные и политические руководители Японии к 1939 году решили, что необходимо нанести поражение флоту США, чтобы заставить американцев прекратить экспансию на Тихом океане. Ямамото, хорошо представлявший возможности Соединенных Штатов, опасался поражения маленького островного государства. Летом 1941 года в ходе обсуждения с высшими морскими чинами возможного хода войны с США Ямамото, зная о сложности увеличения количества боевых самолетов и быстрой подготовки опытных летчиков, осторожно предупредил премьер-министра Коноэ «Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, в первые шесть месяцев войны против Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепь побед. Но я должен сказать, что если война затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».

Несмотря на пессимистические оценки опытных офицеров, японское правительство все же решило вступить в войну. Адмирал подготовил операцию по уничтожению американского флота в Перл-Харборе. Решающую роль сыграли авианосцы, за развитие которых адмирал ратовал последние 18 лет. Уверенный в успехе нападения, Ямамото опасался, что этот успех только подстегнет противника к борьбе за господство на Тихом океане.

26 ноября 1941 года Ямамото во главе объединенного флота по северному пути отправился к Гавайям. 2 декабря, когда окончательно выяснилась неудача дипломатических переговоров с США, он сообщил адмиралу Нагумо, что начало войны назначено на 8 декабря. Предполагалось, что атака Перл-Харбора произойдет после официального объявления войны, но дипломаты передали текст ультиматума с опозданием. Утром 8 декабря самолеты японских авианосцев атаковали и уничтожили 4 линейных корабля и большинство авиации на аэродромах; еще 4 линейных корабля были повреждены. Не удалось потопить лишь авианосцы, которых в базе не было.

В значительной мере успех был достигнут благодаря предварительной подготовке моряков и летчиков, а также настояниям самого Ямамото. В 1939-1940 годах японские горизонтальные бомбардировщики так плохо действовали по движущимся целям, что на флоте возникла мысль о том, что против кораблей выгоднее применять пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. Однако только что назначенный главнокомандующим Объединенным флотом, тогда еще вице-адмирал Ямамото предвидел, что не всегда необходимо бомбить подвижные цели. Видимо, уже тогда флотоводец понимал, что Япония сможет успешно начать войну только неожиданным нападением на неприятельскую базу, как это было в 1904 году с Порт-Артуром, и к этому готовил морскую авиацию.

Одновременно с началом Гавайской операции Ямамото приказал найти и уничтожить британский флот в Сингапуре либо в море. Несмотря на большое сопротивление, задача была выполнена. Первоначально для атаки американских аэродромов готовили легкие авианосцы «Рюдзе», «Дзуйхо» и «Касуга-мару», но они могли поднять всего 75 самолетов, а летчики не имели достаточной подготовки. Однако, благодаря тренировкам, пилотам японских истребителей «Зеро» удалось добиться такой дальности, что японцы смогли атаковать авиабазы противника со своих аэродромов на острове Формоза. Днем 8 декабря японской базовой авиации удалось истребить большинство американских самолетов на Филиппинах; в следующие дни вылеты японских летчиков принесли новые победы - к 13 декабря американцы лишились воздушных военных сил на островах. 10 декабря 1941 года японские самолеты берегового базирования, переброшенные по приказу Ямамото с Формозы в Индокитай для борьбы с английским флотом, потопили линейный корабль «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс»; это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки в Малайе.

Неудачная попытка взять без поддержки авиации Уэйк, который защищали всего 4 истребителя «Уайлкэт», заставила Ямамото отправить к острову 2 авианосца из соединения Нагумо, возвращавшегося из рейда на Перл-Харбор. Только с их помощью, хоть и с запозданием, удалось овладеть островом.

Ямамото в январе послал на юг Тихого океана главные силы авианосного соединения Нагумо. Пользуясь ослаблением противника, в Ост-Индии в январе - марте 1942 года и в Индийском океане в апреле японский флот добился немалых успехов. Фактически были истреблены морские силы союзников, что позволило японцам беспрепятственно развивать десантные операции. Основную роль играла морская и базовая авиация.

Лучшие дня

В ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею впервые японское авианосное соединение встретилось с американским. В Коралловом море 3 японским авианосцам противостояли 2 американских. Японцам в боях 7-8 мая удалось потопить «Лексингтон» и повредить «Йорктаун», лишившись всего одного легкого авианосца «Сехо». Они считали сражение в Коралловом море своей победой, однако от высадки на Новой Гвинее в Порт-Морсби пришлось отказаться. Потери опытных летчиков оказались столь велики, что оказалось необходимым обучение резерва. После сражения Ямамото выразил разочарование тем, что японские адмиралы оставили поле боя, не добив противника. Он был прав, ибо «Йорктаун» сыграл большую роль при Мидуэе.

На проходившем в начале мая на борту линкора «Ямато» совещании сравнили потери флотов Японии и неприятеля. Огромные успехи были достигнуты ценой малых жертв. Этот результат соответствовал тому духу уверенности в победе, который воспитывали в японском флоте. Японцы были уверены в своей мощи. Они рассчитывали, что после первых побед смогут принять натиск промышленно более развитого противника на дальних подступах к Японии. Трезвые головы, понимающие промышленное превосходство США, ожидали, что правительство обратится к противнику с предложением о переговорах. Однако после полосы сплошных успехов было принято решение продолжать боевые действия. Чтобы удержать благоприятное положение, следовало наносить удары и одерживать победы.

Налет на Японские острова, который 18 апреля 1942 года совершили 16 американских бомбардировщиков с авианосца «Хорнет», поторопил Ямамото. Японцы считали, что самолеты взлетели с атолла Мидуэй. К этому времени флот уже разработал операцию против Мидуэя, и Ямамото добился ее проведения. Захват Мидуэя и Алеутских островов отодвигал далеко на восток линию патрулирования японского флота и не позволял американцам наносить с островов удары по Японии. Ямамото рассчитывал, что операция привлечет все оставшиеся силы американского флота и его удастся уничтожить в сражении, для которого адмирал собрал 350 кораблей с экипажами в 100 тысяч человек и 1000 самолетов. Японский флот имел преимущество также благодаря превосходной подготовке и боевому опыту моряков и летчиков.

В июне 1942 года Ямамото руководил атакой острова Мидуэй, одновременно направив соединение для занятия Алеутских островов. Однако когда флот Ямамото 4 июня приблизился к Мидуэю, его уже ожидало американское авианосное соединение. Американцы, раскрыв японский код, знали о действиях противника, тогда как японский командующий располагал неверными сведениями о потерях неприятельских авианосцев. Пока японцы атаковали остров, неприятельская авиация нанесла удар по японским авианосцам в тот момент, когда они заправляли самолеты горючим, и уничтожила все 4 авианосца ударного соединения. Американцы потеряли один «Йорктаун».

После поражения японское командование было вынуждено отказаться от наступления и перейти к обороне периметра, проходившего от Алеутских к Маршалловым островам, через Рабаул к Голландской Ост-Индии, Малайе и Бирме. Для этого 14 июня 1942 года был реорганизован флот. Кроме 1-го флота, включавшего линейные корабли, все флоты со 2-го до 5-го включали авианесущие корабли. Была прекращена постройка линейных кораблей. Флот заказал 15 авианосцев типа «Хирю» и 5 - типа «Тайхо», однако из-за недостатка ресурсов и в связи с бомбардировками японских верфей в строй вошли только 4 авианосца первого типа.

Тем временем американцы сами перешли в наступление и высадили десант на остров Гуадалканал в южной части Соломоновых островов. Эта высадка привела к длительным авиационным боям над островами. В результате японская авиация понесла невосполнимые потери. После трех попыток изгнать американцев японцы эвакуировали войска в феврале 1943 года.

Разработанные и подготовленные Ямамото операции оказывались трудновыполнимыми из-за того, что Морской генеральный штаб в Токио и штаб Объединенного флота мало внимания обращали на строительство воздушных баз и их обеспечение, в результате чего береговая авиация была вынуждена действовать на пределе дальности, а на самолеты флота ложилась слишком большая нагрузка. Сразу после многих побед японское командование уступило поле боя американцам. Те особое внимание уделяли созданию цепи авиабаз, с которых успешно действовали против неприятеля. В критический момент не были использованы все наличные силы флота, стоявшие на якорях у Трука и в Рабауле и превосходящие американские. Это позволило противнику опомниться и нанести контрудар.

Ямамото был убежден в неизбежном поражении Японии. После потери Гуадалканала можно было только отбивать натиск противника, и Ямамото, обнаружив разрывы в островном оборонительном периметре, пытался сдерживать неприятеля, пока его оборона усиливалась. В апреле 1943 года он лично руководил «Операцией I-GO», включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического воздушного наступления против Гуадалканала и юго-восточной части Новой Гвинеи.

В распоряжении Ямамото было 190 базовых самолетов и 160 авианосных - меньше, чем при налете на Перл-Харбор. Это была авиация флота первой линии. Однако и в числе лучших пилотов оказалось немало таких, у которых не только не было боевого опыта, но и которые неуверенно пилотировали самолет. Многие лейтенанты имели не более 30 дней полетов и попадали в аварии. Ямамото рассчитывал, что его личное присутствие в Рабауле заставит инструкторов так обучить молодежь, чтобы она имела шансы выжить после встречи с противником.

Японская авиация с 7 апреля совершила 4 мощных налета на Порт-Морсби, бухты Оро и Милн, добилась уничтожения неприятельской авиации и наземных сооружений. Однако пилоты переоценили эффективность атак. Адмирал, убежденный в значительном ослаблении воздушной мощи противника, отослал самолеты с авианосцев на Трук и приказал ограничиваться обычными налетами базовой авиации.

Ямамото пользовался уважением и преданностью подчиненных. Уверенность в нем не поколебали ни поражение при Мидуэе, ни потеря Гуадалканала. Моряки знали, что адмирал брал ответственность на себя, не сваливая груз поражений на подчиненных. Воин до мозга костей, он даже при тропической жаре ходил в белом мундире. Это производило впечатление на офицеров и матросов, считавших главнокомандующего олицетворением флота. Ямамото беседовал с офицерами различных авиакорпусов, поднимая моральный дух. Он убеждал, что перспективы войны не должны внушать уныние и что в предстоящих битвах победа и поражение будут зависеть от участников воздушных боев. Собеседники попадали под обаяние искренности адмирала.

Операция стала последней для Ямамото. Бомбардировщик, на котором он летел под эскортом 12 истребителей, 18 апреля 1943 года был сбит в ходе специально подготовленной операции американскими самолетами недалеко от острова Бугенвиль. В день гибели японское правительство произвело моряка в адмиралы флота. Сменивший погибшего адмирал Кога заявил «Ямамото был один, и заменить его не может никто».

Тело флотоводца было кремировано в здании штаба в Буине; поблизости поставили небольшой камень.

Благодаря адмиралу Ямамото в полной мере выявилось значение авианесущих кораблей. После войны все великие морские державы старались строить авианосцы. По уровню способностей и личным качествам создатель авианосного флота стал наиболее выдающимся японским флотоводцем после Того.