Храм в честь казанской иконы божией матери, село языково борского района самарской области. Именины Когда правильно отмечать именины

Именинами или днем ангела называется день в календаре, соответствующий одному и более имен. В церковно-бытовых обрядах католических и православных христиан именинами называется день памяти одного из святых, имя которого присваивают во время крещения человеку, родившемуся в этот день.

В дореволюционной России православные жители большее значение придавали именно именинам, а не дню рождения. На сегодняшний день общество стало менее религиозным, поэтому именины отмечаются крайне редко. В Сербии одним из самых почитаемых праздников считается «Крестная слава» - день святого отдельной семьи или рода.

Первое празднование именин на Руси состоялось в XVII веке. Согласно православным канонам, крещеный человек находится под защитой небесного покровителя – святого, имя которого человек получил при крещении. Именины празднуются именно в день памяти этого святого.

Небесного покровителя часто называют ангелом-хранителем, поэтому в народе именины могут называть днем ангела. Тем не менее, это не совсем верно.

В православной религии имеются Святцы, куда внесены имена всех святых. При этом многие святые имеют одинаковые имена. Датой именин будет считаться дата памяти святого, располагающаяся максимально близко к дате рождения человека. Стоит отметить, что в Святцы постоянно вносятся новые имена, например, в 2000 году в Святцы внесли имена новомучеников и исповедников Российских. Поэтому, если крещение состоялось раньше 2000 года, то выбирать святого следует из старого издания Святцев, если позже 2000 – то из нового.

Если же в Святцах нет имени, то человек будет носить церковное имя, наиболее созвучное с именем мирским, например, Дину назовут Евдокией, Жанну - Иоанной, а Анжелику – Ангелиной. Алиса получит церковное имя Александра , в честь Александры Феодоровны Романовой, святой страстотерпицы, в миру названной Алиса.

Святцы могут различаться по количеству имен в зависимости от той или иной церкви. Например, православными именами считаются британское Эдуард и грузинское Шота, но в Святцах Русской Православной Церкви они не содержатся.

Если человек не знает своего церковного имени, то небесным наставником следует считать святого, день памяти которого совпадает с днем рождения человека. Некоторые имена имеют несколько дат именин, но у каждого человека, как правило, одна дата именин, определяющаяся по соответствию дня рождения и даты памяти святого.

Когда-то именины и день рождения человека были одной датой. Связано это с тем, что новорожденного ребенка именовали в честь того православного святого, в день которого он родился. Сегодня этой традиции следовать не обязательно - родители могут назвать малыша любым понравившимся им именем. Это ведет к тому, что два праздника и у Сергея - именины и день рождения. Если с последним торжеством все ясно, то чтобы поздравить именинника с его празднеством, нужно обратиться к церковному календарю.

у Сергея

Мальчику, молодому человеку, мужчине невероятно повезло! Именины Сергея по церковному календарю отмечаются ежегодно семнадцать раз. Давайте определимся, какие это даты по новому стилю, а также кто является святым покровителем Сергея в православии.

15.01 Мученик Сергий
27.01 Праведный Сергий Свирский
2. 04 Преподобный Сергий, убитый в обители Святого Саввы
25.04 Патриарх Константинопольский, святитель Сергий
1. 06 Преподобный Сергий Шухтомский
6. 06 Мученик трибун Сергий
11.07 Сразу два покровителя - преподобный Сергий чудотворец Валаамский и преподобный Сергий Магистр
18.07 Сергий Радонежский, игумен и чудотворец всея Руси (обретение мощей)
25.08 Преподобный Сергий
17.09 Священномученик Сергий (Дружинин), епископ Нарвский
24.09 Преподобный Сергий, чудотворец Валаамский (перенесение мощей)
8. 10 Преподобный игумен Сергий Радонежский, чудотворец всея Руси
11.10 Послушливый Сергий Киево-Печерский, почивающий в Ближних пещерах
20.10 Преподобный Сергий Волгоградский, Нуромский
23.10 Преподобномученик Сергий Зографский
29.11 Преподобный Сергий Малопинежский
11.12 Священномученик диакон Сергий

Именины Сергея по православному календарю более всего связывают с чудотворцем Сергием Радонежским. Поэтому наиболее почитаемый день - это 8 октября по новому стилю.

Происхождение имени: первый вариант

Теперь мы знаем, когда именины у Сергея. Давайте немного углубимся в историю. Имя произошло от римского родового Сергиус. В переводе - "высокий", "высокопочтимый", "знатный".

Ученые, исследовавшие его историю, пришли к мнению, что Сергиусы - это древний патрицианский род, чьи корни еще в троянском прошлом.

Происхождение имени: второй вариант

Следующая версия более религиозна. Другой ряд исследователей утверждает, что современный Сергей - версия древнего имени Сергий. Это переводится как "Божий слуга".

Еще одна малоизвестная версия - имя произошло от названия ткани "серже". Видимо, его дал своему сыну портной, кто вел работу с таким материалом. В защиту этой версии - популярная в старославянском языке форма Сережень.

Имя в России

На Руси более был известен вариант Сергий (как мы заметили, когда рассматривали именины - день Сергея). Со временем он трансформировался в привычную современную форму.

В нашей стране пик популярности имени пришелся на прошлый век - наверняка среди ваших родственников, друзей и знакомых будет не один Сергей. Сегодня интерес к нему поугас - видимо, из-за распространенности в недалеком прошлом.

Астрология

Интересно разобрать, помимо именин Сергея, и любопытные астрологические характеристики, связанные с носителем этого имени:

  • Знак Зодиака - имя подходит Водолею, Козерогу и Раку.
  • Растение-талисман - береза.
  • Камень-талисман - жемчуг.
  • Цвет-талисман - серебристый.
  • Животное-талисман - заяц-беляк.
  • Счастливый день - пятница.
  • Покровительствующая планета - Венера.
  • Счастливое время года- осень.

О характере Сергея

После именин Сергея разберем и психологическую характеристику носителя такого благозвучного имени:

  • Детство. В юные годы Сергей чаще всего - слабый и болезненный ребенок, который нуждается в родительской опеке. Но с возрастом он становится крепким, сильным, нередко находит себя в спорте.
  • Характер. Сергея можно назвать мужественным человеком. Он предпочитает решительные действия эмоциям, но вместе с тем не утрачивает способности к сопереживанию. Он сдержан, мнение об окружающих держит при себе. По сути, общительный и открытый человек. Но может удивить и своей непредсказуемостью. При этом он относится к людям, которые не любят показывать себя лучше, чем есть на самом деле. По натуре Сергей - оптимист, который может найти выход из трудной ситуации. При всем этом он несколько обидчив.
  • Работа. В труде Сергея можно охарактеризовать как добросовестного и обязательного сотрудника. Это не тот человек, которому надо что-то повторять дважды. Он всегда сдерживает свои обещания - как деловой партнер. В качестве руководителя Сергей может сплотить отличную команду - за своих будет "стоять горой".
  • Увлечения. Больше всего Сергеи предпочитают кино и музыку. Любит носитель имени принять участие и в художественной самодеятельности. Поэтому Сергеи - художники, композиторы, режиссеры.
  • Отношения с близкими, друзьями. Сергей заботится о своих родителях, в семье он покладист и сговорчив. Никогда невзначай не обидит близкого человека. Однако со своими душевными переживаниями он старается справиться в одиночку, не посвящая окружающих в собственные проблемы. Он отличный друг, любит веселье, не завидует товарищам - всегда готов искренне порадоваться их успехам.
  • Любовь, семья. Сергею нравятся спокойные и покладистые женщины - пару он выбирает под стать своему характеру, а не противоположную ему. Главенство в семье может уступить жене, но в важных вопросах не отступит от собственной точки зрения. Охотно помогает супруге в хозяйственных делах. Но при этом Сергей ревнив, есть и вероятность, что брак в его жизни будет не единственным.

Таким образом, именины носителей имени в православном календаре больше всего связывают с почитаемым Сергием Радонежским. Однако это не единственный хранитель Сергея. Обратитесь к родителям именинника, чтобы узнать, какой именно святой Сергий - покровитель их сына.

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства.

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого. День памяти святого, имя которого носит православный христианин и называется: День ангела, или Именины.

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.

Вы сами можете из нескольких святых выбрать того, кто Вам особенно близок. Если Вы ничего не знаете ни о ком из них, считайте своим небесным покровителем того, чей день памяти в календаре находится ближе всего к дню Вашего рождения.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, – писал преподобный Силуан Афонский, – в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн – более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

Как определить день именин?

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днём Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течении года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших именин, остальные же дни его памяти называются малыми именинами. Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соимённого с ним святого и праздновать именины в день его памяти. Если ребёнок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя и именины у него определяются по православному имени.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки – святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и Воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными . Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие.

Мученики – это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняла жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесённых ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками . Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фёкла, поэтому их называют первомученниками .

Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками : например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами. Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради – люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей ещё называют блаженными.

Как определить свой день именин, если святых с этим именем несколько?

Имя святого, чья память следует за Вашем днем рождения определяется по святцам, например по православному календарю. Как правило, днем именин является следующий за днем рождения день памяти святого, чье имя носит христианин. Так например, у Анны, родившейся 20 ноября, день Ангела придется на 3 декабря – следующий за днем рождения день, когда вспоминается св. Анна, и ее святой будет св. мц. Анна Персидская.

Следует помнить такой нюанс: в 2000 году на Архиерейском соборе были прославлены новомученики и исповедники Российские: если вы крестились до 2000 года, то Ваш святой выбирается из святых прославленных до 2000 года. Например, если Ваше имя Екатерина, и Вас крестили до прославления новомучеников, то ваша святая – св. великомученица Екатерина, если Вы крестились после Собора, то можете выбрать святую Екатерину, чья дата памяти ближе к Вашему дню рождения.

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».

Женские православные имена

Как подражать своему святому?

Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», – писал преподобный Амвросий Оптинский.

Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении (и празднует именины): одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных. Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви Небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одною главою – Господом Иисусом Христом – и находятся в тесном общении между собой. Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства. Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам. Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.

Подобно тому, как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной ещё большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.

Как же мы можем подражать святым?

Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых мы носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.

Во-вторых, мы должны с благоговением и живою верою обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин – днём Ангела. Подобно Ангелам хранителям они – наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.

В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подрожать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?

Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжательности и послушания; мирянин не даёт этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ душевных, повиноваться закону и властям.

Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.

Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Фес. 5, 11-14).

Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства – самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной, и все лишения, соединённые с их многотрудною жизнью! Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и, не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковию за подвиг юродства о Христе.

Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имён, которые нарекла нам Церковь при крещении.

Как праздновать день своего Ангела

День Ангела – особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом… Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними. Обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Именины не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.

В день, когда наступают именины, дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же, вообще на Светлую седмицу.

Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день нужно обязательно.

«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6,36); будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

Молящиеся Божией Матери должны подражать Её смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению. Молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему. Молящиеся святым да подражают их любви к Богу и призрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания…тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На этом отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию… Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога…Мы не отдаём им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Православное исповедание ).

«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся…Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» (святитель Иоанн Златоуст ).

Самая простая молитва своему святому:

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя ), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолится за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь (песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо) своему святому…Помни: подобный подобного ищет » (святой праведный Иоанн Кронштадтский ).

Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак. Кондак – это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица.

В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной, по слову Божию: Ищите…прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, 33). Это «всё» – и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток. Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божией. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своём: обаче же не яко аз хочу, но яко же Ты хочеши.

Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники во многоглаголании своём.

Сережами называли многих мальчиков в 70-е и 80-е годы минувшего столетия. Тогда это имя было очень популярно. Это и неудивительно, ведь оно благозвучно и хорошо сочетается буквально с любым отчеством. Да и производное отчество от этого имени тоже достаточно приятное. Поэтому Сергеев в советские годы было очень много.

Именины Сергея празднуются тринадцать раз в году. Как же определить, когда именно день ангела у человека?

Слово именины расшифровывается как «день имени», но на самом деле это дата памяти святого, в честь которого назван человек. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы спросить, в честь какого праведника он назван и когда день его памяти. По общепринятой традиции именинами назначается первый день памяти одноименного святого после дня рождения. Так, например, если мальчик появился на свет 5 сентября, то именины Сергея будут 24 сентября. Это память святых Сергия и Германа Валаамских. То есть чтобы определить, когда будут именины Сергея, надо найти в церковном календаре или в Святцах того святого, память которого отмечается после дня рождения первой.

Но иногда родители выбирают имя для ребенка, отталкиваясь не от собственных предпочтений, а от праведника, в честь которого хотят назвать малыша. Например, папе очень близок по каким-либо убеждениям святой Сергий Радонежский. Когда рождается сын, его называют Сергием вне зависимости от даты его появления на свет. В этом случае именины Сергея могут быть от дня рождения достаточно далеко.

Жизнь каждого святого описана в христианских книгах. Самый большой сборник с жизнеописаниями праведников составил Святитель (епископ или митрополит) Дмитрий Ростовский. Этот сборник недавно переиздан и состоит из 12 книг (по одной на каждый месяц). В житиях святых Дмитрия Ростовского описаны подвиги практически всех христианских праведников, живших до него самого. Иногда именины Сергея по церковному календарю падают на святого, о котором ничего не известно. Совсем не обязательно признавать своим покровителем кого-то против своей воли. Небесным ходатаем можно считать любого Сергия вне зависимости от даты его памяти.

Как праздновать день именин?

Народная традиция предписывает в день рождения приглашать гостей, устраивать вечеринку или застолье. Причем традиция эта настолько укоренилась, что именинник просто не может отказаться от веселья, не прослыв скрягой.

День ангела — праздник с духовным содержанием. Если именинник захочет отметить его по-христиански, он прежде всего должен причаститься в церкви. К такому действию готовятся обычно несколько дней, накануне причастник идет на вечернее богослужение, а утром на Литургию. Таким образом, день именин Сергея начинается в церкви. Пригласить друзей, конечно, можно, но пусть лучше это будут тихие посиделки, чем пьяная вечеринка. Именины Сергея (особенно если покровитель Сергий Радонежский) можно отметить и поездкой в Троице-Сергиеву лавру — главный мужской монастырь нашей страны. Там есть мощи этого святого, к которым можно приложиться в любой момент, а в день его памяти проводится торжественная служба.

Человек, котрый празднует свои именины поневоле, относится к имени с большим уважением. А это способствует и одобрению со стороны окружающих.

До революции люди жили в соответствии с православными традициями веры. В наш век мало кто знает значение православных традиций, а также разницу между именинами и днем ангела. В статье рассмотрим вопрос: именины и день ангела — в чем отличие? Когда празднуют именины, а когда отмечают день ангела? Является ли фактический день рождения именинами?

Имя — это личное название ребенка, данное после рождения. Имя получает не только человек: наименование дают животным и растениям, предметам и объектам нашего мира. Эта традиция описана в Библии, когда Господь попросил Адама дать имена всем животным и небесным светилам.

До христианства на Руси тоже давали имена новорожденным, при этом название ассоциировалось с внешними признаками малыша или какими-то характерными особенностями. После крещения Руси ситуация изменилась, и христианам стали давать новые имена при крещении. Например, князь Красно Солнышко получил имя . Именам придавали особое значение: считалось, что они определяют судьбу человека.

В современное время имена бывают самые разнообразные, а до революции детей называли в соответствии со Святцами. В Святцах (месяцеслов) записаны имена святых православной церкви по месяцам. Раньше родители не заботились о выборе имени своему чаду, а называли его в честь любимого святого. Главное, чтобы это имя соответствовало месяцу рождения, хотя и не обязательно.

В Святцах можно найти имена древнегреческого, древнееврейского происхождения. Какое имя выбрать? Чтобы правильно поступить, следуйте советам:

  • Можно назвать ребенка именем святого, в день которого он родился.
  • Если в православном календаре не почитают святого в день рождения малыша, выберите имя следующего дня.
  • Если вы выбрали мирское имя, которого нет в Святцах, при крещении малыш получит другое имя — у него будет два имени.
  • Перед имянаречением малыша ознакомьтесь со значением выбранного имени.
  • Если вы не уверены в правильном выборе имён, обратитесь за помощью к батюшке.

В православных Святцах записано более 1700 мужских и женских имён, поэтому выбрать имя не представляет особого труда. В последнее время стало распространяться черное колдовство, поэтому желательно сохранять в тайне имя по кресту (данное при крещении). Это сохранит человека от наведения умышленной порчи.

Этот обряд совершается во время крещения новорожденного, когда его нарекают именем покровительствующего святого. Именины (тезоименитство) — это духовное рождение человека, к физическому миру оно не относится. Духовное имя человека, данное при крещении, остается с ним на всю жизнь, как и покровительство святого.

Также во время крещения у новорожденного появляется и ангел-хранитель. Поэтому именины и день ангела — это одно и то же.

Однако бывают особенные случаи, когда именины не совпадают с днем ангела. Почему? Например, ребенка назвали каким-либо именем при рождении и сохранили его при крещении. Затем празднуют именины в день памяти святого с данным именем, а день ангела — в другое время.

Иногда именины могут совпадать и с физическим днем рождения, если ребенку дали мирское имя, соответствующее имени святого покровителя данного дня. Если же малышу дали мирское имя, которого нет в святцах, при крещении он получает новое имя.

Обратите внимание! До крещения малыш является полностью беззащитным, поэтому черные колдуны пытались навести страшные заклятья на новорожденного именно в этот период.

Как праздновать именины по православному обычаю? Эта традиция зародилась еще в далеком 17 веке. Все семейство отправлялось в церковь, молилось святому покровителю и причащалось. По возвращении домой устраивали вечерю, на которой угощали пирогами, калачами, квасом. На вечере обязательно присутствовали кумовья — крестные родители именинника.

После вечери гостям раздавали еду — пироги и калачи, так что никто с пустыми руками не уходил. Многих интересует вопрос, ставили ли свечи на пирог именинника? Нет, такой традиции на Руси не было. Обычай зажигать свечи на торте пришел к нам из заграницы.

День ангела и именины — в чем разница? Креститься человек может в любом возрасте. На Руси новорожденных крестили на седьмой день после рождения, но впоследствии заменили на сороковой. Когда малышу исполняется 40 дней после рождения, проводят обряд крещения. В этот день маленький христианин получает имя своего святого покровителя и защиту.

Долгое время сохранялась традиция нарекать младенца именем на восьмой день после рождения, а на сороковой — крестить. Сейчас эта традиция (называть именем на восьмой день) утратила свое значение.

Что нужно делать в день ангела? Этот день нужно посвятить церковь, причаститься и исповедаться. Маленькому ребенку необходимо рассказывать о значении православной веры в его жизни, о его святом покровителе и заступнике. День ангела отличается от дня рождения, поэтому его проводят особенным образом. Нельзя превращать этот день в обычный праздник по поводу физического рождения — он имеет духовные корни.

В этот день принято читать молитвы своему святому покровителю и молитвы ангелу-хранителю. Человек должен искренне просить прощения за прегрешения и с верой в сердце обращаться к своему святому заступнику. Многие православные совершают добрые поступки в день ангела, ведь делами крепнет вера.

Итог

Чем отличается день ангела от именин? День крещения и день ангела — это одинаковое событие в жизни маленького христианина. Во время крещения малышу присваивали имя почитаемого в этот день святого, поэтому именины и день ангела всегда совпадали. Раньше между ними не было никакой разницы. В современном мире именины и день ангела могут праздновать в разные дни, так как во время крещения ребенку могут оставить мирское имя.