Когда пьер понял что любит наташу. Настоящая Любовь есть! Князь Андрей Болконский

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в начале XIX века, стараясь найти ответы. Одной из этих проблем была проблема истинной любви и душевной красоты человека.

Наташа Ростова.

Одной из главных героинь в романе была Наташа Ростова. Писатель уделяет ей немало внимания и это неудивительно, ведь душа Наташи – это само по себе целый роман, история жизни, а все самое важное и главное проявляется в ее душевных качествах и поступках.

В романе слова «Наташа» и «любовь» неразделимы. Любовь – это часть ее души. Любовь к отцу и матери, к Андрею и Пьеру, к Николаю и Соне... Каждое чувство отличается от другого, но все они глубоки и правдивы. Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали что-то объединяющее их обоих. Князь Андрей помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. «Князь Андрей...любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа».

Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи намного позже. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. Этим человеком был Пьер. Его «детская душа» была близка Наташе. И он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение.

Наташа Ростова является самым прекрасным женским образом в русской литературе, который необыкновенно действителен и в то же время божественен. Именно такой должна быть женщина-мать. В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого – женщины, для которой семья является смыслом всей жизни.

Пьер Безухов.

Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя, как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный взгляд. Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак, внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеих столиц.

Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым завидным женихом России, но, в то же время, выдает за него замуж глупое и развращенное существо, блистательную петербургскую красавицу Элен Курагину. И в тот, казалось бы, самый «романтический» момент, когда Пьер «просит» руки Элен, он все время в мыслях опирается на слово «кажется»: «кажется» люблю, «кажется» счастлив.

Он ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашёл воплощение своих идеалов. Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека в масонстве. Он хочет действовать, приносить пользу людям. Прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства. Нет и личного счастья. В жизни его наступает полоса разочарований и ошибок.

Любовь Наташи – награда Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни.

Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования.

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Наташа и Пьер – это два «полюса», абсолютно разных человека, разделённых пропастью мировоззрений. Но их любовь стала мостом через эту пропасть, сблизила и соединила их.

Цель их любви - супружество, семья и дети. Здесь Толстой опи­сывает идиллию - интуитивное понимание близкого человека. Пре­лесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины -только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины - в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, можно отметить, что тема семьи, ее значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его харак­тер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Вариант 2

"Война и мир" - одно из лучших произведений русской и мировой литературы. В нем автор исторически верно воссоздал жизнь русских людей в начале XIX века. Писатель подробно описывает события 1805- 1807 годов и 1812 года. Несмотря на то, что "мысль семейная" является главной в романе "Анна Каренина", в романе-эпопее "Война и мир" она также занимает весьма важное место. Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет хорошим или плохим, а таковым его делает семья и та атмосфера, которая господствует внутри нее. Автор блестяще обрисовал многие характеры в романе, показал их становление и развитие, что называют "диалектикой души". Толстой, уделяя большое внимание истокам формирования личности человека, имеет сходство с Гончаровым. Герой романа "Обломов" не родился апатичным и ленивым, а таковым его сделала жизнь в его Обломовке, где 300 Захаров готовы были выполнить любое его желание.

Следуя традициям реализма, автор хотел показать, а также сопоста-: вить между собой различные семьи, которые являются типичными для своей эпохи. В этом сравнении автор нередко использует прием антитезы: одни семьи показаны в развитии, тогда как другие являются застывшими. К последним относится семья Курагиных. Толстой, показывая всех ее членов, будь то Элен или князь Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Это не случайно: внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Так, подлость и лицемерие князя Василия обнаруживаются в его отношении к неопытному Пьеру, которого он презирает как незаконнорожденного. Как только Пьер получает наследство от умершего графа Безухова, мнение о нем полностью меняется, и князь Василий начинает видеть в Пьере отличную пару для своей дочери Элен. Такой поворот событий объясняется низкими и корыстолюбивыми интересами князя Василия и его дочери. Элен, согласившись на брак по расчету, обнаруживает свою нравственную низость. Ее отношения с Пьером трудно назвать семейными, супруги все время в разлуке. К тому же Элен высмеивает желание Пьера иметь детей: она не хочет обременять себя лишними заботами. Дети, в ее понимании, - обуза, мешающая жить. Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что главное предназначение женщины - стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен. Не выполнив своего предназначения в этом мире, она умирает. Никто из семьи Курагиных не оставляет после себя наследников.

Полная противоположность Курагиным- семья Болконских. Здесь чувствуется авторское желание показать людей чести и долга, высоконравственные и сложные характеры.

Отец семейства - князь Николай Андреевич Болконский, человек екатерининской закалки, ставящий честь и долг выше других ценностей человека. Наиболее ярко это проявляется в сцене прощания с сыном - князем Андреем Болконским, уезжающим на войну. Сын не подводит своего отца, не роняет чести. В отличие от многих адъютантов, он не отсиживается в штабе, а находится на передовой, в самом центре военных действий. Автор подчеркивает его ум и благородство. После смерти жены у князя Андрея остался Николенька. Мы можем не сомневаться, что он станет достойным человеком и, подобно своему отцу и деду, не запятнает чести старинного рода Болконских.

Дочь старого князя Болконского - Марья, человек чистой души, набожный, терпеливый, добрый. Отец не показывал своих чувств к ней, так как это было не в его правилах. Марья понимает все капризы князя, относится к ним безропотно, так как знает, что отеческая любовь к ней запрятана в глубине его души. Автор подчеркивает в характере княжны Марьи жертвенность собой во имя другого, глубокое понимание дочернего долга. Старый князь, не имея возможности излить свою любовь, замыкается в себе, поступая подчас жестоко. Княжна Марья не перечит ему: уменье понять другого человека, войти в его положение - вот одна из главных черт ее характера. Эта черта часто помогает сохранить семью, не дает ей распасться.

Еще одна антитеза клану Курагиных - семья Ростовых, показывая которых, Толстой делает акцент на таких качествах людей, как доброта, душевная открытость внутри семьи, хлебосольство, нравственная чистота, неиспорченность, приближенность к народной жизни. К Ростовым тянется много людей, многие им симпатизируют. В отличие от Болконских, внутри семьи Ростовых часто царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Может быть, так не всегда бывает в действительности, но Толстой хотел идеализировать открытость, показать ее необходимость между всеми членами семьи. Каждый член семьи Ростовых - индивидуальность.

Николай, старший сын Ростовых, - человек храбрый, бескорыстный, он горячо любит своих родителей, сестер. Толстой отмечает, что Николай не скрывает от семьи своих чувств и желаний, которые его переполняют. Вера, старшая дочь Ростовых, заметно отличается от других членов семьи. Она выросла чужой в своей семье, замкнутой и злобной. Старый граф говорит, что графиня "что-то с ней намудрила". Показывая графиню, Толстой делает акцент на такой ее черте, как эгоизм. Графиня думает исключительно о своей семье и жедает видеть своих детей счастливыми во что бы то яи стало, даже если их счастье будет построено на несчастии других людей. Толстой показал в ней идеал матери-самки, которая беспокоится только за своих детенышей. Это наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из Москвы во время пожара. Наташа, имея добрую душу и сердце, помогает раненым выехать из Москвы, отдавая им подводы, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки, так как это дело наживное. Она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей. Графиня же не без колебаний соглашается на такую жертву. Здесь проглядывает слепой материнский инстинкт.

В конце романа автор показывает нам становление двух семей: Николая Ростова и княжны Марьи Болконской, Пьера Безухова и Наташи Ростовой. И княжна, и Наташа, каждая по-своему, нравственно высоки и благородны. Они обе много страдали и, наконец, обрели свое счастье в семейной жизни, стали хранительницами семейного очага. Как писал Достоевский: "Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием". Этих двух героинь объединяет одно: они смогут стать прекрасными матерями, смогут воспитать достойное поколение, что, по мнению автора, является главным в жизни женщины, и Толстой во имя этого прощает им некоторые недостатки, свойственные обыкновенным людям.

В итоге мы видим, что "мысль семейная" является одной из основополагающих в романе. Толстой показывает не только отдельных людей, но и семьи, показывает сложность взаимоотношений как внутри одной семьи, так и между семьями.

47. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 19)

Вариант 1

60-е годы XIX века в России стали периодом наивысшей актив­ности крестьянских масс, подъёма общественного движения. Цент­ральной темой литературы 60-х годов стала тема народа. Эта тема не оставляет равнодушным и такого великого писателя, как Л. Н. Толс­той. Особенностью раскрытия этой темы у Толстого можно назвать следующее: автор рассматривает проблему народа через призму истории. А само понятие «народ» у Толстого включает и крестьян, и нацию в целом, и купечество, и мещанство, и патриотически настроенное патриархальное дворянство, если все они вместе или каждый по отдельности являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия «народ».

В романе «Война и мир», по замыслу автора, путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом (не разрыв со своим классом, а нравственное единение с народом). Главное испытание, через которое проходят герои романа, чтобы прийти к пониманию истинной народности, это Отечествен­ная война 1812 года. Жизнеспособность каждого героя проверяется «мыслью народной». Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свой лучшие качества. Андрея Болконского солдаты на­зывают «наш князь». Наташа Ростова принимает решение отдать под­воды раненым солдатам. Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти французских войск. Все это и есть представление об истинной народности. Наряду с проявлени­ем такой народности Л. Толстой показывает и псевдонародность, подделку под неё. В салоне Анны Шерер берут штраф за французс­кий язык, все стараются приблизиться к русскому, национальному образу жизни. В кругу московского дворянства читаются манифес­ты, в которых говорится о чувстве долга и патриотизме, но кроме напыщенности в словах этих воззваний нет ничего.

Для Толстого очень важно, чтобы читатель понял, что патрио­тизм - свойство души любого русского человека, и в этом отношении нет разницы между Андреем Болконским и любым солдатом его полка.

Близок к народу и капитан Тушин, в образе которого сочетается «малое и великое», «скромное и героическое». Этого героя сближа­ет с народом его интуитивное начало, которое руководит им в ходе сражения при Шенграбене.

Тема народной войны находит свое выражение в образе Тихона Щербатого. Тихон Щербатый - крестьянин из отряда Денисова, пред­стает пред нами человеком богатырской силы. Мастер на все руки, он «одинаково верно, со всего размаха раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки».

Обладающий живой народной сметкой, расторопный и изворотли­вый, он отличается той достаточно хитрой чудаковатостью, которая служит постоянным объектом для шуток в отряде Денисова. Внешне спокойный и уравновешенный, Щербатый непримирим к врагам родной земли, он проявляет замечательный героизм и беззаветную отвагу.

Другим представителем народа на страницах романа является Платон Каратаев. Образ Каратаева, по замыслу Толстого, должен был воплотить все лучшие черты русского крестьянства. В крестьянстве Л. Н. Толстой видел особый мир, сближение с которым может оздо­ровить человека из привилегированных классов.

Пьер Безухов встречается с Каратаевым в исключительно тяже­лых условиях, в бараке для военнопленных, куда его привели после расстрела французами ни в чем неповинных русских людей. При первом же вопросе Каратаева к Пьеру «такое выражение ласки и прос­тоты было в певучем голосе, что у Пьера задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». У Каратаева личное, индивидуальное засло­нено «роевым», слитностью с крестьянским миром, в котором автор не желает видеть сложность классовых противоречий. Интересен язык и рассуждения героя, в которых слышится народная речь: «не нашим умом, а божьим судом», «рок головы ищет», «наше счастье дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь -ничего нету». В образе Каратаева Толстой пытался воплотить черты идеа­лизируемого им патриархального крестьянства.

В своем романе Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту «священной земли русской». Силь­ной могучей волной поднимается партизанское движение. «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною величественной силой». Патриотический подъём в народе хорошо выражен в словах одного ополченца: «Всем народом навалиться хотят, одно слово -Москва». Толстой показывает партизанские отряды Долохова и Дени­сова, рассказывает о старостихе Василисе, побившей сотни французов. «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами по себе сыпались с иссохшего дерева - французского войска, и тогда трясли это дерево».

Подлинным полководцем народной войны, воплотившим дух всего народа. Толстой выводит Кутузова. Писатель показывает нам его и как простого, хорошего человека, презирающего все показное, и как мудрого исторического деятеля, и как полководца.

Как основную черту Кутузова Толстой подчеркивает его связь с народом, «то народное чувство, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». «Только признание в нем этого чувства застави­ло народ... выбрать его, против воли царя, в предводители народной войны. И только это чувство поставило его на... высшую человечес­кую высоту» Своим родным чувствуют Кутузова солдаты к офицеры-дворяне.

Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно понимал ход вещей, в самом разгаре событий давал им пра­вильную оценку.

Для ведения народной войны, какой была война 1812 года, и нужен был именно такой полководец. Изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей и чувств, Толстой ни­где не впадает в схематизм. Кутузов - живое лицо. Такое впечатление создается у нас прежде всего потому, что Толстой наглядно, ярко рисует нам портрет Кутузова.

Нельзя не отметить, что весь ход рассуждений и описания событий войны 1812 года служат для утверждения решающей роли в исто­рии народных масс. Так называемые «великие люди» не оказывают решающего влияния на ход исторических событий. Толстой исходит из стихийности исторического процесса, он отрицает роль личности в истории. Писатель считает, что ход истории решает народная масса. О Кутузове в связи с этим Толстой пишет: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотня­ми тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокоманду­ющего, не место, на котором стоят, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти».

Отрицая роль личности в истории, Толстой стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий, лишь пассивным созерцателем их.

Таким образом, «народная» мысль в романе прослеживается автором следующим образом: во-первых, это изображение лучших представителей народа (а народом, по мнению Толстого, можно счи­тать представителя любого класса и сословия при условии его пат­риотизма и нравственного начала), во-вторых, это герои-солда­ты, решившие исход Отечественной войны 1812 года, в-третьих, это изображение величайшего народного полководца Кутузова, и нако­нец, это сложный процесс обретения истинной народности «люби­мыми» героями Толстого через приобщение к народной мудрости, постижение инстинктивного «роевого» начала.

Вариант 2

В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы - роман-эпопея "Война и мир". По словам И. С. Тургенева, "ничего лучшего у нас никогда не было написано никем".

"Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В "Войне и мире" я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года", - говорил Лев Толстой.

Главный герой романа - народ. Народ, брошенный в ненужную и непонятную ему войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины и разгромивший в освободительной войне огромную неприятельскую армию во главе с непобедимым до тех пор полководцем.

В романе более ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, хотя значение образа народа определяется не количеством массовых сцен, а народной идеей. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: "Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения".

Война 1812 года не была похожа на другие войны. "Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания", - писал Толстой.

Отечественная война 1812 г. для России была справедливой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища вступили в пределы России и направились к ее центру - Москве. На борьбу с захватчиками выступил весь народ. Простые русские люди - крестьяне Карп и Влас, старостиха Василиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие - враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей сопротивление. Чувство любви к Родине охватило все слои населения.

Толстой говорит, что "для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов". Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свой дом; покидает родное гнездо Богучарово княжна Марья Болконская. Переодетый в простое платье граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона.

Но омерзительны отдельные представители чиновно-арис-тократического общества, которые в дни всенародного бедствия действовали в эгоистических, корыстолюбивых целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: "Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова.

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах - иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и "приехали нас учить - славные учителя!" Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: "...наибольших для себя выгод и удовольствий... Трутневое население армии". К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.

С большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей.

Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты "в первый раз дрались там за Русскую землю", что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) не видел, что русские воины "два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы".

Еще более полно "мысль народная" ощущается в тех главах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все те, кого можно назвать "русскими душой".

Человеком, воплотившим в себе дух народа, Толстой изображает Кутузова.

Кутузов - подлинно народный полководец. Таким, выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает во время смотра под Браунау и во время Аустерлицкого сражения, и особенно во время Отечественной войны 1812 года. "Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат". Кутузов для России - свой, родной человек. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. "Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа", - говорит писатель. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористо-на о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий.

Кутузов - носитель народной мудрости, выразитель народных чувств. Его отличает "необычайная сила проникновения в смысл совершающихся явлений, а источник ее лежит в народном чувстве, которое он носил в себе во всей своей чистоте и силе". Только признание в нем этого чувства заставило народ выбрать его против воли царя главнокомандующим русской армией. И только это чувство поставило его на ту высоту, с которой он направлял все силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.

И солдаты, и офицеры - все воюют не за Георгиевские кресты, а за Отечество. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество солдат и лучшей части офицеров. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении "чувство ужаса перед врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения".

С большим знанием дела описывает Толстой славные действия русских партизан и их командиров - Денисова и До-лохова. В центре повествования о партизанской войне - образы Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты русского народа, и Платона Каратаева, олицетворяющего "все русское, народное, круглое, доброе". Толстой пишет: "...благо тому народу, который в минуту испытания... с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью".

Кульминационным моментом Отечественной войны явилась Бородинская битва. Если при описании сражений, происходивших на чужой территории (Аустерлицкое, Шенграбенское), автор сосредоточил внимание на некоторых героях, то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и не выделяет отдельных персонажей.

Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего поражений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, так как вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля прежде стройные колонны французских войск возвращались теперь расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу убитых и раненых солдат и испытывал ужас.

Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. "Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага.и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином".

Моральные качества армии, или дух войск, безусловно, влияют на исход военных действий, тем более, что со стороны французов война носила захватнический характер, со стороны русского народа война была национально-освободительной.

Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.

Читая роман, мы убеждаемся, что писатель судит о великих событиях прошлого, о войне и мире с позиции народных интересов. А это и есть та "мысль народная", которую любил в своей бессмертной эпопее Толстой, и которая осветила немеркнущим светом его гениальное творение.

48. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 4)

Вариант 1

На этот вопрос можно дать короткий ответ. Полководец Кутузов понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из преды­дущих войн. Но такой ответ требует дополнительных пояснений.

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой поднимает проблему роли личности в истории. Выразителем своих взглядов писатель делает Кутузова.

Кутузов изображен в романе как человек, который обладает боль­шим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план кампании, выступает активным деятелем, за внешним спокойствием. полководца скрывается громадное волевое напряжение.

Для ведения народной войны, какой была война 1812 года, ну­жен был именно такой полководец. При этом, изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей, воли и чувства, Толстой создает образ живого человека. Мы видим порт­рет героя, его фигуру, походку, жесты, мимику, его глаз, светящийся приятной ласковой улыбкой, слышим его речь, разнообразную лек­сически, всегда грамотную и уместную.

Толстой пишет о Кутузове: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения не распоряжения главнокомандующе­го, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и уби­тых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти».

Эту характеристику можно дополнить словами князя Андрея: «.. .он все выслушает, запомнит. Все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понима­ет, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбеж­ный ход событий, - и он умеет видеть их, умеет понимать их значе­ние и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих собы­тиях, от своей личной воли, направленной на другое...».

Основу взглядов автора составляет сознание, что творцом исто­рии, исторических событий является народ, а не отдельные личнос­ти (герои) и что всякие рационалистически построенные теории и планы, как бы хороши они ни казались, - ничто пред той силой, ко­торой является настроение, дух масс. Народ в изображении Толсто­го - решающая сила истории. Поэтому победа над Наполеоном рас­сматривается автором как результат патриотических усилий народ­ных масс. По мнению Толстого, а его мысли выражает в романе Кутузов, руководить этим процессом невозможно. Вот почему Куту­зов пассивен во время Бородинского сражения.

Вариант 2

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого - это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев - Андрея и Пьера.

Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Ранее Пьер много слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции. И приехав, он прежде всего пытается разобраться именно в вопросах военной тактики. Л. Н. Толстому нравится наивность героя. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает "вид сверху", а затем - "изнутри". Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война глазами новичка. Дважды Пьер охватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а "живую местность", В начале битвы дается вид с высоты. Пьера поражает вид самого сражения. Перед ним открывается изумительная по красоте и оживлению картина поля битвы, освещенного лучами утреннего солнца. И Пьеру хочется оказаться там, среди солдат. В тот момент, когда герой вступает "в ряды пехотных солдат", он остро начинает ощущать силу народного патриотизма. Народные и солдатские сцены здесь также даны с точки зрения Пьера. Именно простота и искренность Пьера в этом случае становятся свидетельством великой истины: народ - основная сила русской армии в Бородинской битве. Он слышит солдатские разговоры и не столько умом, сколько сердцем понимает их величественный смысл. Пьер внимательно наблюдает за ополченцами и, как и сам Толстой, видит крайнее напряжение нравственной силы сопротивления русской армии и народа. Вскоре Пьер встречает Андрея Болконского, который теперь уже не служит в штабе, а принимает непосредственное участие в сражении. Он тоже больше не верит в военную науку, но точно знает, что сила народа сейчас велика, как никогда. По его мнению, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство - народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. "Завтра, что бы там ни было, - говорит он, - мы обязательно выиграем сражение!". И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это "не такой день".

В жарком бою, на батарее Раевского писатель глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости" Простые люди - солдаты и ополченцы - и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления.

Какое право имеет человек забыть умершего, пережить свое горе, вернуться к радостям жизни, полюбить снова?

Княжна Марья огорчилась, увидев, как изменилась Наташа, встретив Пьера. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», - думала княжна Марья...»

Но и она, со своим острым нравственным чутьем, чувствовала, что «не имела права упрекать ее даже в душе своей».

Для Толстого красота и величие жизни - прежде всего в ее многообразии, в переплетении горя и радости, в извечном человеческом стремлении к счастью. Потому-то он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и умеет возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. Это естественное качество человека, и нельзя его осуждать, иначе жизнь бы остановилась.

Наташу возродило новое горе - гибель Пети.

После смерти князя Андрея она чувствовала себя отторженной от своей семьи: мать, отец, Соня, конечно, сочувствовали ей, но разделить ее горе в полной мере они не могли. В ее жизни произошло непоправимое; их жизнь шла, как прежде, - это разделяло ее с родными.

Но вот беда обрушилась на семью - и прежде всего на мать.

Наташа, всецело погруженная в свое горе, не сразу поняла, что случилось. Она теперь избегала даже княжны Марьи, которая раньше, чем она, «была вызвана жизнью» из их общего «мира печали». Княжне Марье нужно было заботиться о Николушке, о восстановлении Лысых Гор, о московском доме. Наташе все это было чуждо: еще недавно «признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти» - им обеим, а теперь княжна Марья занята устройством этого самого будущего!

Наташа бесконечно повторяла в уме последние свои разговоры с князем Андреем - теперь она иначе отвечала на его вопросы, говорила ему нежные слова, которых не успела сказать. И мысль о том, что «никогда, никогда уже нельзя поправить» сказанного раньше, - эта мысль приводила Наташу в отчаяние.

«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие?» - думала Наташа, идя на зов матери. Но, увидевотца, она поняла. «Что-то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что-то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней».

Когда близкий человек умер на наших глазах, мы все-таки с трудом заставляем себя верить, что его нет больше. Но когда мы разлучены с ним и помним его живым, веселым, полным сил, а приходит известие о его смерти, - поверить невозможно, и старая графиня исступленно кричит те самые слова, которые кричали матери и жены во все войны: «Неправда, неправда... Он лжет... Убили!.. ха-ха-ха-ха!... неправда!»


Из четырех детей одна Наташа здесь, рядом. А самый любимый, младший, убит. Только одна Наташа может - нет, не утешить, не вернуть мать к жизни, но хотя бы охранить ее от безумия.

Наташа «думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь». (Курсив мой. - Н. Д.)

В предпоследнем варианте романа Толстой заставлял Наташу с детства любить одного Пьера, все: и детское увлечение Борисом, и короткая страсть к Анатолю, и влюбленность в князя Андрея - все было ненастоящее.

А в окончательном тексте Наташа любит Андрея со всей силой, на какую она способна, постигает ему самому неясные мысли, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана; войдя в его жизнь, она живет ею - поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало. Но - проснулась любовь к матери, проснулась и жизнь.

Пьер, вернувшись из плена и узнав, что жена умерла и он свободен, не бросился сразу искать Наташу. «О Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего».

Оба они слишком чистые люди, чтобы после всего горя, всех потерь и чувства вины, охватившего не только Наташу перед памятью князя Андрея, но и Пьера перед памятью Элен, - чтобы после всего этого искать нового счастья.

Оно пришло случайно - и Пьер не сразу узнал Наташу в женщине с печальными глазами, сидевшей возле княжны Марьи, к которой он приехал. «В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен».

Это были не подобные обстоятельства! Тогда Пьер не понимал и не стремился понимать, что чувствует, о чем думает его избранница, и тем более Элен не интересовалась знать, что происходит в душе Пьера. Теперь, узнав Наташу в этой побледневшей и похудевшей женщине без тени улыбки, Пьер почувствовал, «что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире».

Первая любовь принесла Пьеру горькие муки стыда, потому что в ней не было духовного начала и она делала его хуже в собственных глазах. Любовь к Наташе наполнила его гордостью, потому что он чувствовал над собой суд нравственный, духовный.

Говоря о смерти Элен, он взглянул на Наташу и заметил «в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене». Он сказал правду: «Когда два человека ссорятся - всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть... без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль ее, - кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи». Он сказал правду, и эта правда совпала с тем, чего ждала от него Наташа. Она полюбит в нем то самое, что он сам в себе уважает, - Пьер еще не знает этого, но чувствует, потому он с такой радостью признает над собой Наташин суд.

А она еще вся в своем горе, еще не готова к освобождению от него. Но для нее естественно именно Пьеру рассказать все подробности, все тайны последних дней ее любви к Андрею. Пьер «слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая».

Когда Наташа вышла из комнаты, Пьер «не понимал, отчего он вдруг один остался во всем мире».

Эти два человека - Наташа и Пьер - созданы друг для друга. Созданы Толстым в его воображении, и сначала он увидел их стариками, вместе прожившими долгую и трудную жизнь. Еще в первом задуманном им романе о вернувшемся с каторги декабристе они были мужем и женой, хотя носили тогда другую фамилию - Лабазовы. Возвращаясь от исторической эпохи шестидесятых годов к истокам декабризма, Толстой увидел их молодыми, Наташу - ребенком. Но он знал, с первых страниц своего романа, знал, что эти двое суждены друг другу.

И вот они встретились - казалось, после исповеди Наташи уже нельзя ни о чем другом говорить...

«- Вы пьете водку, граф? - сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего».

Княжна Марья, только что впервые услышавшая рассказ Наташи о любви к ее брату, потрясена не меньше Пьера. Но она - хозяйка дома, и ужин подан, и простые эти бытовые слова вдруг возвращают всех к тому, что, «кроме горя, есть и радости».

Для Пьера - радость и «редкое наслаждение» рассказать Наташе все свои приключения во время плена. Для Наташи радость - слушать его, «угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера».

А ведь они оба еще молоды - вся жизнь впереди. Наташе - двадцать один год, Пьеру - двадцать восемь. С этой их встречи могла бы начинаться книга, а она идет к концу, потому что Толстой хотел показать, как формируется, создается человек. И Наташа, и Пьер прошли на наших глазах через соблазны, страдания, лишения - оба они выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к любви.

Пьер сейчас на год старше, чем был князь Андрей в начале романа. Но сегодняшний Пьер - гораздо более зрелый человек, чем тот Андрей. Князь Андрей в 1805 году твердо знал только одно: что он недоволен той жизнью, какую ему приходится вести. Он не знал, к чему стремиться, он не умел любить. Вот что знает теперь Пьер: «Говорят: несчастия, страдания... Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо».

Но и Наташа, возродившись к новому счастью, взяла с собой горький опыт прежних ошибок и страданий. «Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.

В Петербург? - повторила она, как бы не понимая».

Совершенно так же она в свое время не понимала, зачем уезжает князь Андрей: проснувшаяся в ней сила жизни требует немедленного и полного счастья.

«- Только для чего же в Петербург! - вдруг сказала Наташа и сама же поспешно ответила себе: - Нет, нет, это так надо... Да, Мари? Так надо...»

Любовь, соединившая этих людей теперь, когда они оба имеют душевный опыт, обогатит их обоих и, может быть, она сделает их более счастливыми, чем если бы они нашли друг друга несколько лет назад, когда Пьер еще не прошел плена, а Наташа - заблуждений, стыда, горя.

«Радостное, неожиданное сумасшествие», овладевшее Пьером во время его пребывания в Петербурге, очень похоже на состояние другого героя Толстого - Константина Левина, когда он сделал предложение Кити. Так же все люди кажутся Пьеру красивыми, добрыми и счастливыми, так же она представляется ему существом неземным: «совсем другое, высшее».

Но потом, всю свою жизнь вспоминая это свое состояние, Пьер «не отрекался... от этих взглядов на людей и вещи». В этот период «счастливого безумия» он научился видеть в людях их лучшие стороны и, «беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их».

Это умение пригодится ему в той трудной, долгой и прекрасной жизни, которую он проживет не бесполезно и не одиноко - рядом с ним всегда теперь будет Наташа.

Любовь Наташи Ростовой и Пьера Безухова в романе Толстого «Война и мир» – это особая сюжетная линия. Автор уделяет героям и их взаимоотношениям много внимания. Вкладывает в них всю душу. Читатель не может этого не заметить.

Знакомство героев происходит в доме у Ростовых. Наташе на тот момент было 13, а Пьеру – 20. Читателю даже в голову не может прийти, что когда-нибудь эти двое станут парой. Настолько разными выглядят они. Огромный, неуклюжий Пьер и тоненькая, шустрая, очень обаятельная девочка с бойкими черными глазами.
На самом деле, от той первой встречи до счастливой любви должно было пройти очень много времени. Героям пришлось пройти через массу испытаний, пережить боль, разочарования, обиды. Наташа, как ей казалось, любила больше жизни Андрея Болконского. При этом он отвечал ей взаимностью. В этих отношениях, действительно было много романтики и страсти. Однако не сложилось.

Пьер тоже не раз заходил в трясину. Именно таким болотом можно назвать его брак с первой красавицей высшего света Элен Курагиной. Она вышла за него ради богатства, а он обманулся внешностью. Под красивой оберткой была абсолютная пустота. Высокомерной, фальшивой, меркантильной куклой оказалась жена Безухова. Их брак быстро распался. Умный, чуткий, образованный мужчина не мог находиться рядом с такой женщиной. Ведь он хочет жить по-настоящему, и пустышка ему не нужна.

На протяжении романа Наташа и Пьер периодически пересекаются. Однако дороги их постоянно расходятся. Хотя в отношении Безухова к Ростовой сквозят нежность, преданность, забота. Вряд ли Пьер с самого начала осознавал, что эта девушка дорога ему.

Все в его поведении говорит об этом. Любовь Пьера к Наташе Ростовой для читателя очевидна. Черноглазая девчонка и вовсе не могла предположить, что полюбит этого хоть и доброго, но такого увальня. Своего романтического героя, как любая молодая девушка, она видит совсем другим.

К моменту встречи, ставшей судьбоносной, герои пришли изрядно потрепанные жизнью. Они теряли друзей, хоронили близких, разочаровывались в идеалах… Пьер – уже не тот неловкий, немного наивный молодой человек. Он достаточно закален и мудр. Наташа – не легкомысленная восторженная девчонка, а иссушенная страданиями женщина.

Все пережитое не стало препятствием для рождения любви, а точнее, для ее освобождения. Встретившись и соединившись, герои понимают, что чувства жили в них всегда. Просто теперь пришло ее время расправить крылья и унести их обоих в особый мир, где царят взаимопонимание, уважение и нежность.

Возможно в отношениях Наташи и Пьера не очень много страсти и романтического блеска. Однако в них есть нечто более важное, нечто настоящее, истинное. Наташа рожает Пьеру четверых детей и превращается в тучную мать семейства. Однако любовь Безухова от этого меньше не становится.

Главное – не внешность, а душа. Наташа счастлива со своим мужем, а он – с ней. Их любовь никогда не заканчивается, как и подобает настоящему чувству. Это – награда за лишения и страдания, пережитые с достоинством, закалившие, изранившие душу, но не сделавшие ее «слепой».

Пьер Безухов, Наташа Ростова, Князь Андрей Болконский - положительные герои
Романа «Война и мир»

Отличительными чертами положительных героез Толстого являются настойчивые поиски правды, честность, преодоление эгоизма и индивидуализма, сближение с народом. Отечественная война дала возможность героям романа проявить свои лучшие качества и принять участие во всенародном подвиге. Личные интересы были подчинены задачам, стоящим перед страной.

Пьер Безухов

Пьер Безухов - центральный образ романа. Некоторые черты декабриста в нем проступают еще на вечере Анны Павловны Шерер в 1805 году, когда Пьер называет французскую революцию «великим делом» (т. 1, ч. 1, гл. 4). В 1809 году у Пьера была попытка преобразования масонства. Пьер наметил программу деятельности ордена: воспитание юношества, преодоление суеверий, захват власти (т. 2, ч. 3, гл. 7).

Основное внимание в романе отводится Отечественной войне. Поэтому и эволюция героев романа связана с изменением во времени исторической обстановки. В начале романа Безухов является бонапартистом. Затем он вступает в борьбу с французским вторжением и остается в занятой неприятелем Москве с целью убить Наполеона. Чтобы принять такое решение
И приступить к его выполнению, надо быть нравственно сильным и волевым человеком.

Толстой противопоставляет Пьера окружающей дворянской среде. Поэтому он представлен незаконным сыном Безухова. Его манеры не соответствуют этикету гостиной. У него умный, наблюдательный взгляд. На вечере у Анны Павловны умные рассуждения Пьера о Наполеоне особенно впечатляют на фоне болтовни Ипполита (т. 1, ч. 1, гл. 4).

Пьер Безухов никогда не думает о личных интересах. При встрече Пьера и Бориса в доме умирающего старика Безухова, когда Борис интересуется наследством, Пьер стыдится за Бориса. В повседневной жизни Пьер может прояврсть и безволие. Например, он дал слово Андрею Болконскому порвать с кругом Курагина, а сам поехал на развлечения к Анатолю прямо от Болконского.

Мировоззрение Пьера Безухова менялось с течением времени. Масонство не оправдало его надежд на совершенствование жизни. Попытка освободить крестьян от крепостной зависимости в своих имениях встретила противодействие управляющего (т. 2, ч. 2, гл. 10).

События войны 1812 года полностью захватили Пьера Безухова На его средства формируется полк. Пьер осознал свою связь с народом и народный характер войны. «Ему стало понятно то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят» (т. 3, ч. 2, гл. 20).

Именно на поле Бородинского сражения Пьер в большом масштабе соприкоснулся с подвигом народа.. Это еще больше раскрыло к действию его положительную натуру порядочного человека. Пьер разыскал в Москве около горящего дома оставленного ребенка, вступился за. честь простой женщины, выброшенной на улицу (т. 3, ч. 3, гл. 33). Период плена еще больше сблизил Пьера с народом.

Наташа Ростова

Образ Наташи Ростовой производит очень сильное впечатление. Могучий талант Л. Н. Толстого раскрыл читателю формирующуюся душу юной девушки. Простота, правдивость, ум сочетаются в ней с большой внутренней энергией. Моральная сила помогает ей преодолеть заблуждения. Образ Наташи Ростовой раскрывается окончательно в 1812 году.

С помощью Наташи автор объясняет читателю, как женщина из передовой дворянской семьи откликается на всенародный подъем эпохи Отечественной войны. Личная трагедия в жизни Наташи состояла в разрыве с Андреем Болконским, бегстве с Анатолем Курагиным, покушении на самоубийство. Именно в это время общая мысль «о спасении России от вражеского нашествия» вернула ей волю. Это ярко проявляется в эпизоде вывоза раненых из Москвы, когда Наташа Ростова настояла на том, чтобы освободить телеги от богатого имущества семьи и вывезти на них солдат (т. 3, ч. 3, гл. 16).

Мобилизацию ее душевных сил мы видим в самоотдаче при уходе за Андреем Болконским после тяжелого ранения (т. 4, ч. 1, гл. 14). Наташа Ростова не говорила громких фраз, не думала о своем патриотизме, а делала дело, которого требовали обстоятельства. Облик Наташи в черной одежде символизирует горе тысяч русских женщин, перенесших французское нашествие.

Мы встречаемся с Наташей Ростовой в эпилоге романа. Прошло семь лет после главных событий. Ее сфера деятельности - семья. Наташа Ростова - жена и мать. Мы наблюдаем духовную близость супругов, Толстой обращает внимание на уважение, которым должно пользоваться материнство..

Князь Андрей Болконский

В самом начале романа помыслы Андрея Болконского состоят в достижении власти через воинский подвиг. В лице Бонапарта он видит образец героя. Слава геройского подвига стала его единственной мечтой. Аустерлицкое сражение в 1805 году завершает этот этап эволюции его характера.

В Шенграбинеком деле Андрей Болконский проявил мужество и храбрость. В бою на батарее Тушина Андрей Болконский сумел оценить роль простых людей в сражении.

После сражения под Аустерлицем Андрей Болконский решил не возвращаться на воинскую службу. Неудачи в попытках улучшения жизни крестьян, участие в реформах Сперанского настроили его скептически. Измена Наташи Ростовой также была потрясением для Андрея.

До начала войны 1812 года жизненная концепция Болконского не оформилась. Но при отступлении русской армии он относится с ненавистью не только к французам, но и к царскому генералитету, безразличному к судьбе страны. Он заботится о людях своего полка. Накануне Бородина Андрей Болконский осознает, что цели, которые ранее его волновали, стали ему безразличны.

Л. Н. Толстой понимал, что именно в войне 1812 года находятся истоки событий 1825 года. Андрей Болконский вполне мог стать одним из дворян, выступивших против царя в 1825 году. В романе он еще далек от идеи декабристов. Но это так и было с будущими дворянами-декабристами в этот период.

В образе Андрея Балконского мы находим пример высокой чести и доблести, верности воинскому долгу, верности людям, с которыми связывает его судьба.

Заключение

Положительные герои в романе «Война и мир » показаны всесторонне и в развитии. Каждый положительный герой отмечен сложным сочетанием особенностей характера и восприятия мира. К положительным героям относятся и Николай Ростов, и княжна Марья, и некоторые другие второстепенные персонажи. Для большинства из них озарение патриотическим чувством привело в действие их лучшие качества. Читатель, прослеживая судьбы положительных героев, получает представление об истоках движения декабристов.