Почему чацкий не был принят фамусовским обществом. Чацкий и фамусовское общество


Две самые яркие личности в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" - совершенно противоположные Герои - Чацкий и Фамусов. Столкновение Чацкого, борца за справедливость, с Фамусовым, защитником старых порядков, было неизбежно.

Александр Андреевич Чацкий- сторонник свободы и справедливости. Фамусов, в отличие от него, рьяный защитник старых укладов жизни.

Он рассматривает службу как источник личной выгоды и доходов. Чацкий же желает служить делу, а не лицам. Поэтому он разрывает все связи и уходит со службы. "Служить бы рад, прислуживаться тошно", - говорит он. Он защищает право служить науке, просвещению и Не лакействовать перед начальством. Главная цель службы - это защита Родины, а сторонники фамусовского общества главной целью ставят получение высокого звания, причём любым путём. Для Фамусова просвещение - это опасность, угрожающая распадом привычных устоев жизни. Он с ненавистью восклицает:

Ученье - вот чума, ученость -вот причина,

Кто нынче пуще, чем когда

Безумных развелось людей, и дел, и мнений...

Для сторонников взглядов Фамусова важны связи, мнение света: "Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!" В человеке он прежде рассматривает его чин, статус и положение в обществе, а не внутреннее достоинство. А Чацкий ценит в человеке ум, образованность, его моральные и духовные качества. Идеал Чацкого - независимая, свободная личность, отчуждающая раболепие. Идеалом человека для Фамусова можно назвать дядю Максима Петровича: тот, не обладая умом и проницательностью, смог добиться расположения Императрицы Екатерины II. Фамусов советует брать с него пример. Получается, не прилагая особых усилий, просто развеселив императрицу, Максим Петрович получает почет и высокое звание. Главная цель достигнута, при этом пути ее достижения не волнуют сторонников Фамусова. Для него важен результат, он стремится добиться его как можно быстрее. К тому же чинопочитание Фамусов считает мудростью, ведь так жили все в его времена. А тех, кто отказывался прислуживаться, считали потенциально опасным человеком. Таким он называет и Чацкого.

Но даже получив высокое звание, Фамусов будет относиться к службе безответственно. Можно привести пример расписания Фамусова:

На листе черкни на записанном,

Противу будущей недели...

Казалось бы, Фамусов - важный и занятой человек, но, с другой стороны, у него нет ни одного серьезного дела. Целыми днями он тратит время на пустые разговоры, приемы, встречи и хвастается этим. Скорее всего, он будет так же несерьезно относиться к службе и государственным делам.

Разногласия Чацкого и Фамусова проявляются в отношении укладу жизни и передовым людям. Если Фамусов - защитник старого века, времён крепостничества, то Чацкий - это либерально настроенный человек. Он считает, что нужно искоренять все пережитки прошлого. В своем монологе "А судьи кто?" он дает критику передовым людям, находившимся на вершине дворянского общества:

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...

А. С. Грибоедов образом Александра Чацкого обличает чиновников в нечестности, взяточничестве и чванливости. Взгляды Фамусова на этот счёт довольно консервативны. Он не хочет никаких перемен, а Чацкого считает бунтовщиком. Идеальным женихом для Фамусова является полковник Сергей Сергеевич Скалозуб. Он воплощение всех надежд и желаний Павла Афанасьевича; многообещающая личность, добился уважительного положения в обществе:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Однако Софья не желает выходить за Скалозуба. Он кажется ей глупым, косноязычным. Не нужен ей и Чацкий, выпытывающий тайну ее любви. Наверно, любой девушке не понравилось бы это, и она старалась бы избавиться от любопытного. Это произошло с Чацким. В итоге София выставила его сумасшедшим и вынудила уехать из города.

В комедии "Горе от ума" фамусовское общество резко противопоставляется представителям "века нынешнего". Сущность этих конфликтов заключается в разном отношении к укладу жизни, службе и передовым людям своего времени.

В произведении «Горе от ума» Грибоедов описывает события, которые происходят в России после разгрома наполеоновской армии. В эту эпоху взаимоотношения представителей дворянства, которые придерживаются вековых устоев, и прогрессивной молодежью напряжены. Общество здесь представлено Фамусовым, и ему идеологически противостоит Чацкий.

Чацкий олицетворяет собой прогрессивного человека того времени. Его совсем не беспокоит, какое количество людей верит ему и поддерживает, он просто верит в искренность своих слов, а значит никто и ничто не смогут его переубедить. Его непохожесть на других представителей фамусовского общества, как протестанта и мечтателя, призывает прислушаться местных обывателей к его убеждениям. Речь его пряма, горяча и страстна и ею Чацкий приносит огромный ущерб фамусовскому обществу.

Чацкий осознает отверженность от фамусовского общества, превосходно понимает свою экстраординарность. Ведь представитель фамусовского мира не должен иметь собственного мнения, оно руководствуется только мнением общества. С негодованием обвиняет Чацкий крепостников в жестоких нравах и произволе. Его идеал – это самостоятельная, свободная, просвещенная личность.

В фамусовском обществе не ценятся человеческие достоинства, здесь силу имеют власть и богатство, здесь вовсю стремятся к деньгам, званиям, положению в обществе. Угодничество, фальшь, открыто превозносят как добродетель. Человек здесь может достигнуть успеха разными путями, уничижительными и святотатственными, недозволительными для нравственного и благородного человека.

Всю объективную оценку фамусовских «друзей» и «близких» можно дать на балу, там они показывают свое отношение к друг к другу. Читатель видит мелкоту душ тупоголовых злословников, кичливых и болтливых бездельников. Чацкий видит в них «мучителей толпу».

Противники образования не умеющие мыслить самостоятельно, придерживаются лишь публичных понятий, их сплачивает только бескомпромиссная ненавистная вражда к людям с прогрессивным суждением, неподвластности мнений, интеллектуальности Чацкого.

Тщеславясь привязанностью к Москве и Отчизне, эти патриоты» силятся показать, как чуждо и постыло им засилье чужеземщины в родном городе.

Но что в действительности видит читатель? «Тоску и охаянье, и стон» по Франции, чтение – французские романы, песнопения – французские романсы. Учителя – французские гувернеры.

Подводя итог, можно сказать, что произведение затрагивает «вечные» тематики проблем, актуальные и по нынешний день. Избирая комичные и многозначительные фамилии действующим лицам, Грибоедов предлагает не только высмеять их, а также призадуматься над их обличием.

Сочинение 2

Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы девятнадцатого века. Прогрессивная молодежь нашла свое отражение лишь в единственном герое произведения – Александре Чацком.

Чацкий долгое время жил за границей, получал образование и успел отвыкнуть от России. Вернувшись назад, он сталкивается с непониманием со стороны большинства населения страны, которое в произведении представлено Фамусовским обществом.

Чацкий обладал чувством собственного достоинства, стремился к свободе, был честным, принципиальным молодым человеком, с либеральными взглядами.

Фамусов и люди, окружавшие его, наоборот, были приверженцами устарелых принципов и норм поведения. Прежде всего, они стремились к собственному комфорту, безопасности. Светское общество Москвы девятнадцатого века отличалось лицемерием, чинопочитанием; стремлением к престижным должностям, не видя преград в виде, например, взяточничества для достижения их корыстных целей. Так и Павел Афанасьевич представлял собой типичного чиновника, бюрократа, который видел во всех задачах лишь материальную выгоду. В отличие от него, Александр был действительно патриотом, противником закрепощения крестьян, сторонником равноправия.

Речи Александра, наполненные желанием перемен и стремлением к свободе, ужасали представителей светского общества. Они были не готовы распрощаться с комфортной жизнью и с легкостью ликвидировали раздражавшего их Чацкого, назвав его умственно-отсталым и перестав уделять ему должное внимание.

Александр был огорчен мировоззрением жителей Москвы и был вынужден снова покинуть страну. Не найдя поддержки своих идей со стороны населения России, Чацкий не смог достучаться до умов, которые даже не хотели воспринимать информацию о возможных переменах. Герой искренне не понимал, почему люди не хотят жить в интеллигентном обществе, менять жизнь к лучшему. Ответ крылся в том, что общество было не готово к настолько кардинальным переменам, но, не смотря на это, спустя какое-то время в России все равно стал меняться государственный строй.

Чацкий проигрывает спор с обществом Фамусова, но из спора выходит победителем с моральной стороны. У него становится больше последователей, лишенных стереотипов и обладающих такими же внутренними устоями, как и сам Александр.

Грибоедов иронично высмеивал светское общество России два столетия назад, однако, описанные им пороки и в наши дни всё ещё не перестали существовать.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Так поступают друзья 3 класс

    Наверное, каждому человеку хочется отыскать верного и лучшего друга, который никогда не предаст, и всегда будет выручать из любой и даже самой сложной ситуации. Вот только отличить хорошего от плохого друга бывает сразу очень сложно

  • Образ автора в произведении Пушкина Евгений Онегин

    Образ автора присутствует в романе «Евгений Онегин» с первых строк вступления и I главы, где он знакомит читателей с героем своего романа, - и до заключительной главы, в которой он с ним прощается «в минуту, злую для него».

  • Сочинение про Лень

    Лень – это, по сути, враг человека, который не даёт ему жить спокойно, всегда тянет его на дно и не даёт человеку развиваться и идти только вперёд. В день мы ленимся неимоверное количество раз.

Комедия Грибоедова “Горе от ума” - бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий - умный, свободомыслящий молодой человек. Автор в произведении противопоставляет ему фамусовское общество,

Самым ярким представителем фамусовского общества является Павел Афанасьевич Фамусов. Это человек, который не любит службу и работает только ради наград. В фамусовское общество входили люди, которые жили по устоявшимся обычаям. Главной задачей в их жизни было обрести высокий чин и высокое положение в обществе, чтобы “и награждения брать, и весело пожить”. Эти люди являются ярыми крепостниками, способными убивать и грабить людей, распоряжаться их судьбой. Чацкий с яростью обрушивает свой гнев на этих людей. Он не принимает их убеждений и не верит в законы старой Москвы. На рассказ Фамусова о покойном дяде Максиме Петровиче Чацкий отвечает репликой, характеризующей век Екатерины как “век покорности и страха”. Чацкий выступает за отмену крепостного права. Его очень возмущает, что крестьян не считают за людей, что их можно поменять на какие-то вещи или продать. Он с возмущением рассказывает о том, как один помещик за долги продал крепостной балет, а другой поменял своих лучших слуг на борзых собак. Еще сильно возмущает подражание дворян Западу. Чацкий заметил, что двери дворянских домов всегда открыты для иностранных гостей. Так, французик из Бордо, который собирался в страну варваров, встретил в России самый теплый прием и не обнаружил здесь “ни звука русского, ни русского лица”. Но Чацкий не мог изменить людей, окружающих его, ведь ему противостояли не отдельные личности, а весь дворянский быт.

В своем произведении Грибоедов сумел создать образ героя, который борется за права людей. Хоть автор описывает только Москву и дом Фамусова, но перед читателями возникает картина всей России первой половины XIX века. И мне очень жаль, что в то время было мало таких людей, как Чацкий.

В мире встречается много разных людей: одни, как Чацкий, образованные и интересные, другие, как фамусовское общество, подлые, завистливые, думающие только о богатстве и знатности. Таких людей сопоставил в своей комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедов. Весь конфликт происходит в доме дворянина Фамусова.

Фамусов - один из главных героев произведения. Он богатый необразованный человек. Фамусова совершенно не волнует будущее его страны, его народа. Он ненавидит книги: “забрать все книги бы да сжечь”. Фамусов создал вокруг себя общество, в котором люди распускают сплетни друг против друга, делая это за спиной. Фамусов говорит о Чацком: “Опасный человек”, “Он вольность хочет проповедать”. София о Чацком: “Желчь на всех излить готов”. Чацкий о Молчалине: “А чем не муж? Ума в нем только мало”. Платон Михайлович о Загорецком: “Отъявленный мошенник, плут”. Хлёстова считает Загорецкого “лгунишкой, картежником и вором”. Фамусовское общество ругает все новое и передовое, но никто не смотрит на себя со стороны, “не замечая об себе”. Все эти люди живут на свете лишь для интриг, которые выглядят безумием. Против их взглядов выступает Чацкий - главный герой комедии. Он - проповедник новой жизни, защитник передовых идей. Александр Андреевич - умный, искренний, благородный человек. Еще он очень мужественный и решительный. Подтверждением тому - монолог Чацкого “А судьи кто?..”. Помните, как он критиковал высшее общество с его старыми взглядами на жизнь, рассказывал о несправедливости, которая царит между богатыми и бедными, как хотел служить Отечеству, но “прислуживаться тошно”? Остроумный, красноречивый, Чацкий зло высмеивает подлые пороки фамусовского общества: низкопоклонство перед вышестоящими, угодничество и раболепство. Его ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал:



Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренъя Крыма...

Чацкий презирает хвастунов, которые получают свои “лиры”, не служа Родине, а льстя какому-то отдельному человеку. Грибоедов хотел показать, как

трудно приходится человеку, мысли и поведение которого отличаются от мнения большинства.

Вероятно, что фамусовское общество будет все время, потому что всегда найдутся люди, которыми будут командовать высшие сословия. Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы и стала бессмертным сокровищем людей. Можно сказать, что вместе с этим произведением родилась русская драма.

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с людьми, которых можно сравнить с фамусовским обществом. Они подлые, глупые и бездарные. Что же такое ум для них? И что он означает на самом деле? Эти вопросы решаются в великом произведении русской литературы А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

Это горе было главному герою комедии Александру Андреевичу Чацкому - умному, благородному, честному и смелому человеку. Он ненавидит и презирает фамусовское общество, в котором главной темой в жизни является чинопоклонство. Его можно сравнить с героем-одиночкой, который сражается с целым полком. Но его превосходство было в том, что он был необычно умен. Чацкий хотел честно служить своей Родине, но он не желал прислуживать вышестоящим чинам: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Эти его слова свидетельствуют о том, что перед нами гордый, остроумный и красноречивый человек. В этом произведении А.С. Грибоедов показывает конфликт между двумя противоположными сторонами - Чацким и фамусовским обществом. Александр Андреевич - жертва своего остроумия.

Люди, которыми он был окружен, не понимали его и даже не стремились к этому. Они привыкли жить в вечном “рабстве”, понятие свободы для них чуждо. Мне кажется, что Чацкий - не единственный положительный герой в этой комедии, есть такие персонажи, о которых Грибоедов только упоминает в своем произведении. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и уехал в деревню, племянник княгини Тугоуховской князь Федор - химик и ботаник. Их можно считать союзниками Чацкого. Главному герою просто невыносимо находиться в обществе таких людей, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин. Они считали себя очень умными, заслужив свое положение подхалимством. Вот и Фамусов подтверждает это своими словами: “Хоть честный, хоть нет, для нас ровнёхонько, про всех готов обед”. А еще, рассказывая о своем покойном дядюшке, который знал, когда надо подслужиться, он был горд за то, что именно его родственник был так “умен”. Люди из фамусовского общества не замечали, как глупы были их нравы. Эти люди жили выдуманной жизнью, не размышляя над главным - над ее смыслом. Чацкий очень любил Софию и признался ей в этом при первой же их встрече после долгой разлуки, а она ответила ему: “Зачем вы мне?”. Главный герой начинает думать, что и она стала такой же, как ее отец и его окружение. Чацкий покидает Москву, понимая, что ему нет места там. Но нельзя считать победителем фамусовское общество, так как Чацкий не проиграл эту битву, он не стал подобен этим людям, не опустился до их уровня. Мне кажется, что этот человек родился немного раньше того времени, в котором ему было бы легче жить. Я считаю, что комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” - это великое произведение русской литературы, которое бессмертно.

Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” - это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Главными героями этого произведения являются Чацкий, Фамусов, его дочь София и секретарь Фамусова Молчалин.

В комедии есть фамусовское общество, которое выступает против Чацкого. Оно живет с противоположным мировоззрением, почитая и защищая чинопочитание и лицемерие. Сам Чацкий появляется в фамусовском мире, подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает “умным и бодрым”. Так, в разговоре с Фамусовым Скалозуб произносит такую фразу:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.

Этим людям глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уров-можно судить по таким репликам Фамусова: “Забрать все книги бы да сжечь”, ибо “ученость - вот причина”, что “безумных развелось людей и дел, и мнений”. Иного мнения Чацкий - человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. Он ценит людей, которые готовы “в науки вперить ум, алчущий познанья”. Это единственный персонаж, в котором отражены многие важные черты личнос ти автора. Чацкий - человек, которому автор доверяет свои мысли и взгляды. У героя Грибоедова много сил, он рвется к действию и готов доказать свою точку зрения. Так, в разговоре с Фамусовым Чацкий говорит:

Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая восстает против общества Фамусовых, скалозубов, молчаливых. Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляются. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени. Именно им предстояло осуществить первый этап революционно-освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить то время, когда народ освободится от цепей рабства.

Если бы мне задали вопрос, чем мне понравилась комедия “Горе от ума”, я бы ответила так: “Интересный сюжет, яркие герои, неповторимые мысли и высказывания эмоционально воздействовали на меня”. Это произведение - одно из тех, которое, однажды прочитав, оставляешь в памяти на долгое время. Комедию “Горе от ума” нельзя представить без самого автора. Грибоедов и “Горе от ума” - это то, без чего не могло бы существовать поодиночке ни один, ни другое.

Само название комедии “Горе от ума” говорит о том, что главный герой не был понят окружающими его людьми. Этот герой, на которого обращено автором большее внимание, и есть Чацкий. Он - интеллигентный, умный, честный, добрый, искренний, отважный, бескорыстный, бодрый, передовой человек. Он не боится высказать свою точку зрения. Он трезво оценивает ситуацию и положение фамусовского общества, не боясь высказать свое мнение. Смело вступая в разговор, он высказывает в лицо собеседникам свои мысли. Вот, например, цитата “Дома новы, но предрассудки стары” говорит о современном взгляде этого человека на жизнь в России. Тонкий и проницательный ум Чацкого не принимает фамусовское общество, которое он критикует. Главному герою противно унижаться перед людьми, которые выше по службе и, может быть, незаслуженно занимают военные посты, например полковник Скалозуб.

Сравнивая Чацкого с полковником, можно сказать, что он стоит выше по умственному развитию, мышлению, отваге, которой нет у Скалозуба. Я думаю, что Скалозуб, занимающий в государстве такую должность, не достоин управлять и командовать полками, которые были под его началом. Он не смог бы справиться со своим долгом перед Отечеством, потому что у него нет таких достоинств, как у Чацкого.

Совершенно противоположное Чацкому лицо - Молчалин. О нем у меня сложилось особое мнение. Даже его фамилия говорит о подлости, льстивости. Он всегда извлекает из ситуации для себя выгоду. Молчалин способен предать, обмануть, подставить, но какой ценой?! Только чтобы получить новую должность! Чацкий разоблачает характер Молчалина и высказывает свое мнение: “А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.

Говоря о главном представителе фамусовского общества, самом Фамусове, можно сказать, что этот человек очень высокого мнения о себе: “Монашеским известен поведеньем”. На самом же деле он - эгоист, в нем нет ничего интересного как в личности. Даже противопоставление Чацкого с Фамусовым невозможно. Чацкий стоит гораздо выше и намного достойнее его.

Чацкий - победитель, несмотря на то что его приняли за сумасшедшего. Он был вынужден покинуть Москву: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. В итоге он так и не смог добиться признания Фамусова и ответной любви Софии.

Чацкий - выразитель новых идей, и поэтому общество не смогло его правильно понять и принять таким, каков он есть. Его образ в литературе будет жить до тех пор, пока разум человечества не поймет, за какие идеи надо бороться и отстаивать их.

Я прочитала замечательную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Эта комедия высмеивает глупое, тупое и подлое общество. Она была написана в 1824 году. В комедии автор изображает правдивую картину из жизни московского дворянства, нуждавшегося в обновлении. Свое сочинение я хотела бы начать с цитаты, характеризующей образ жизни этих дворян:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором...

Грибоедов описывает московское дворянство, состоящее из Фамусовых, загорецких, скалозубов. Они не принадлежат к высшему свету. Это люди, которые никогда не служили при дворе. Это разные болтуны и мошенники типа Загорецкого, которые готовы унизиться перед богатыми, чтобы попасть к ним в милость. Это - фамусовское общество. Богатство и знатность - главное требование в нем. Представитель этого общества - Фамусов, имеющий уже взрослую дочь. Идеал Фамусова - это его дядя:

Упал он больно, встал здоров.

И об отношении к делу он говорит так:

Подписано, так с плеч долой.

Молчалин не смеет возразить своему начальнику. Он тих, робок, лжив. Молчалин не любит Софию, которая этого не знает. Он ухаживает, потому что ей это нравится. Молчалин не имеет своего мнения. Он угодничает тем, от кого зависит.

Скалозуб - друг Фамусова:

И золотой мешок, и метит в генералы.

О н добивается наград, ждет момента, когда кто-то уйдет в отставку или будет убит на войне.

В третьем действии мы узнаем других друзей Фамусова. Это Загорецкий - лгун и угодник, Хлёстова - невежественная и ворчливая старуха, всезнающий Репетилов, князь Тугоуховский, подыскивающий своим дочерям богатых и знаменитых мужей. Круг забот этих людей - обеды, ужины, поиски связей, помогающих продвинуться по службе. Для них повышение по службе можно получить без особых заслуг:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы...

Ради наград они готовы унижаться, быть шутами. Отношения в мире Фамусовых держатся на страхе и подчинении вышестоящим. Для них неважно, умен тот или глуп:

По отцу и сыну честь.

Предмет разговора - сплетни. Главная задача для родителей - это как бы поудачней выдать замуж или женить своих детей. И в этом ничтожном обществе появляется благородный, честный, образованный, смелый и остроумный Чацкий. Чацкий - единственный положительный герой в этой комедии. Когда-то он жил в доме Фамусова, дружил с Софией. Постепенно его дружба переросла в любовь, но потом он уехал странствовать. Вот, спустя три года, он возвращается, полный надежд. Но София уже не любит Чацкого и оказывает ему холодный прием. Она стала совсем другой. Она холодна, высокомерна. Чацкий, пытаясь выяснить, кто избранник Софии, вступает в конфликт со всем фамусовским обществом. Это общество боится Чацкого, потому что он несет с собой новые взгляды на жизнь, новые порядки. Но московское дворянство ничего не хочет менять и объявляет Чацкого сумасшедшим. Фамусов тоже боится Чацкого, потому что главный герой умен, остер. Он отличается независимостью суждений и смелостью высказываний. Он обвиняет фамусовское общество во лжи, клевете, услужливости, притворстве, лицемерии, глупости, невежестве, за что общество отвергает его. В конце Чацкий уезжает. Но кто он - побежденный или победитель? Чацкий - победитель, потому что он не один! Где-то есть похожие на него, которых с каждым днем становится больше.

Комедия Грибоедова мне очень понравилась, потому что автор, выступая в роли Чацкого, не боится обвинить московское дворянство во лжи и клевете. Хотелось бы, чтобы в нашем обществе не было “горя от ума”.

Кто такой Чацкий и что это за фамусовское общество? Автор сравнивает и противопоставляет две категории людей, которые даже в наше время встречаются и конфликтуют между собой.

Комедия Грибоедова, как земной шар, имеет два полюса. На одном из них находится Чацкий - умный, смелый, решительный человек. Автор ценит в людях ум и хочет показать своего главного героя человеком высших моральных принципов. Приехав в Москву после долгого отсутствия, Александр Андреевич разочаровывается. Он надеется встретить Софию, которую любит с самого детства. Но, придя к ней в дом, понимает, что ему здесь не рады. Именно в этом доме Чацкий сталкивается с фамусовским обществом: самим Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, такими же глупыми, бездарными и ничтожными людьми. Главной целью у них было “заслужить” высокий чин и иметь место в высшем обществе. Я не говорю, что Чацкий не принадлежал к высшему обществу, но он не опустился до уровня Фамусова и ему подобных. Александр Андреевич остался человеком чести, он не уронил собственного достоинства. Чацкий пытается понять, чем же он хуже Молчалина, ведь тот лживый и подлый человек. Почему София предпочла Молчалина, а не его? Чем этот подлый человек заслужил ее внимание? Главный герой боится даже думать о том, что София стала такой же, как и ее отец. Все фамусовское общество старается уничтожить человека, который умнее их. Они распускают сплетни о сумасшествии Чацкого. Этим поступком все фамусовское общество показало свою глупость. Ни один человек не опроверг этого утверждения. Чацкий очень хорошо понимает, что в Москве ему не место, и уезжает. Но это не свидетельствует о том, что фамусовскому обществу удалось сломить его самолюбие и честь. Наоборот, Чацкий по-прежнему остался выше Фамусова и его окружения.

Мне кажется, что Чацкий является самым ярким примером для читателей, то есть нас с вами. Читая комедию, мы впитываем в себя то, чему хотел научить автор, а именно: честь, ум и человеческое достоинство.

В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных - Чацкого - и отрицательных - Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество - лицом всех дворян того века (“века минувшего”). В комедии фамусовское общество противостоит Чацкому. Ведь в этом обществе особую ненависть вызывает просвещение, наука. Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает его. Фамусов как главный представитель этого общества - неразвитый человек. Следовательно, в его доме царит невежество. Чацкий же - абсолютная противоположность Фамусову. Он человек мыслящий и чувствующий. Об этом говорят его поступки. Чацкий, мне кажется, очень доверчив к людям. Когда возвращается в Москву, он, не заходя домой, бежит к своей возлюбленной. Но он опоздал. София, дочь Фамусова, изменилась, в ней нет той прежней любви - вот как подействовало воспитание Фамусова. Этим Грибоедов показывает эгоистичность Фамусова. Но как только приезжает Чацкий, Фамусов радушно принимает его, как человека своего круга. Он говорит:

Ну выкинул ты штуку!

Три года не писал двух слов!

И грянул вдруг как с облаков.

Фамусов как бы хочет показать свою дружбу, которая осталась. Однако это не так. Чацкий сразу же бежит к Софии, но она уже не та. Несмотря на это, Чацкий все равно ее любит и сразу говорит о ее красоте. Но в конце концов он узнает о ней все. Для Грибоедова знания превыше всего, а невежество ниже всего. И Грибоедов не зря показывает роль Чацкого и сравнивает его ум с невежеством фамусов-ского общества. В Фамусове много отрицательного, и его невежество подтверждают слова в разговоре с Лизой о чтении Софии:

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-от не велик...

Фамусовское общество называет Чацкого дурным и говорит, что он сошел с ума. Но что поразило Чацкого? Это то, что именно София пустила сплетню о сумасшествии Чацкого, а все общество подхватило:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев...

И Чацкому надо покинуть дом Фамусова. Он побежден, так как фамусовское общество оказалось сильнее, чем Чацкий. Но в свою очередь он дал хороший отпор “веку минувшему”.

Значение комедии “Горе от ума” заключается в том, что комедия ярко отразила то время, когда нарастала борьба декабристов с помещиками-угнетателями.

“Горе от ума” - реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.

Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. Он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. Образ Чацкого - это что-то новое, несущее перемены. Этот герой является выразителем передовых идей своего времени. Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова - это страсть к чинам и деньгам.

Убеждения Чацкого и фамусовского общества различны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова - это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро. Фамусов даже готов уступить руку Софии, но ставит при этом условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

На что Чацкий отвечает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно борьба превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа и пути жизни. Но главный герой одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.

Молчалин и Скалозуб - не последние представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?.. А тот -

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!

Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность.

Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален.

Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.

Комедия была написана накануне декабристского восстания в 1825 году. В комедии “Горе от ума” Грибоедов дал правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В небольшом по объему произведении Грибоедов изобразил только один день в доме Фамусова.

В комедии мы встречаем людей, которые равны по происхождению. Это дворяне, но каждый имеет свои взгляды на жизнь. Их мнения противоречат друг другу. Между ними возникает некий конфликт, который скрывается от посторонних глаз. Но в комедии “Горе от ума” этот конфликт четко просматривается и не скрывается - столкновение “Века нынешнего”, представителем которого был Чацкий, с “веком минувшим”, который представляет Фамусов и его окружение.

Одной из наиболее ярких фигур комедии является Фамусов. Фамусов - это влиятельный человек, занимающий значительное место. Кроме того, он богатый помещик. Важная государственная должность и крупное имение создают Фамусову прочное положение среди московского барства. Он не утруждает себя работой, время проводит в праздности:

Великолепные сооруди палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

На государственную службу смотрит как на путь для достижения богатств, чинов. Свое служебное положение он использует в личных целях. На просвещение, новые прогрессивные взгляды Фамусов смотрит как на источник “разврата”. Ученье считает злом:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Однако дочери своей дает хорошее воспитание.

Гостеприимство для Фамусова - это средство поддержания связей с полезными людьми.

Фамусов - один из наиболее ярких представителей московского барства. Представлены и другие люди: полковник Скалозуб, князья Тугоуховские, графини Хрюмины.

Грибоедов сатирично рисует фамусовское общество. Герои смешны и отвратительны, но не потому, что их такими сделал автор, а потому, что они таковы в самой действительности.

Скалозуб - это человек в возрасте и при деньгах. Служба для него - это не защита отечества, а достижение знатности и денег.

Мир Фамусова состоит не только из крепостников, но и из их прислужников. Молчалин - чиновник, зависящий от фамусовского общества. Молчалина учили угождать влиятельным людям. За свое усердие он получил три награды. Молчалин страшен тем, что может принять любой вид: и патриота, и любовника. Несмотря на индивидуальное различие, все члены фамусовского общества являются единой социальной группой.

В этом обществе появляется Чацкий, человек передовых идей, пламенных чувств и высокой нравственности. Он принадлежит к дворянскому обществу, но по образу мыслей он не находит единомышленников. В этом обществе Чацкий чувствует себя одиноким. Его взгляды вызывают отпор со стороны других. Наиболее острые обличения Чацкого направлены против крепостничества. Именно крепостничество дает возможность людям фамусовского общества жить грабительством.

Государственную службу Чацкий оставил, так как от него требовали низкопоклонничества:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Он выступает за истинное просвещение, искусства, науки. Чацкий против того воспитания, которое дают детям в дворянских семьях. Он боролся за свободу мыслей, свободу действий. Мне кажется, что это главное отличие Чацкого от фамусовского общества, которое не признавало таких нравов.

Я думаю, что такое великое произведение будет восхищать и удивлять еще не одно поколение.

ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЦЕНЫ В САЛОНЕ АННЫ ПАВЛОВНЫ ШЕРЕР В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

В значительных произведениях, как правило, первые страницы содержат зерно всего замысла. Это можно сказать о * Мертвых душах”, “Преступлении и наказании”, “Войне и мире”. О “Пре­ступлении и наказании” Достоевского сам Л. Толстой говорил, чтодальше “рассказывается и повторяется то, что вами было прочита­но в первых главах...”

В “Войне и мире”, казалось бы, сцена в салоне Шерер, которой открывается произведение, отнюдь не повторяется. Просто мы как бы окунаемся в гущу событий, сразу же оказываемся среди героев книги, захвачены потоком жизни. Но значение сцены не только в этом. В ней, конечно же, хотя и не так явно, как в первых эпизо­дах романа Достоевского, намечены все основные проблемы произведения, первые же слова, которые звучат в салоне, - рассужде­ния о Наполеоне, о войнах, об Антихристе. В дальнейшем это най­дет продолжение в попытке Пьера убить Наполеона, в его подсче­тах числового значения имени этого “Антихриста”. Вся тема книги - война и мир, истинное величие человека и ложные куми­ры, божеское и дьявольское.

По расстановке действующих лиц сцена напоминает пьесу “Горе от ума”. Только что оказавшийся в петербургском свете Пьер попал, “как Чацкий с корабля на бал”, в общество, которому он чужд и которого он совершенно не понимает. Подобно Чацкому, Пьер вступает в ненужные споры, восстанавливает против себя все общество, рискуя заслужить репутацию сумасшедшего. В среде бежавших от Наполеона роялистов-эмигрантов п русских царедвор­цев Пьер провозглашает, что “революция была великое дело”. Как и Чацкий, Пьер не понимает, перед кем он “мечет бисер”, и, говоря словами Пушкина, мы должны признать, что Пьер, как Чацкий, “совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен”. Вмешатель­ство Болконского, к счастью, послужило к прекращению спора, по­гасило страсти. Однако напрасно после приема у Шерер князь Анд­рей предупреждает Пьера насчет его дальнейшего поведения в свете. Пьер, увы, едет кутить к Курагину...

Вернемся в салон Анны Павловны. Главное для нас - просле­дить, как завязываются основные линии героев книги в этой пер­вой сцене. Пьер, конечно, станет декабристом, это понятно по его поведению уже с первых страниц. В. Курагин - хитрец, в чем-то напоминающий Фамусова, но без его теплоты и велеречивости, об­рисованной, однако, Грибоедовым не без симпатии... Петербургская публика - это все-таки не московское барство. Василий Курагин - расчетливый, холодный проходимец, хотя и князь, и в дальнейшем будет искать ловкие ходы “к крестику ли, к местечку”. Анатоль, его сын, о котором он упоминает в разговоре с Шерер, “беспокой­ный дурак”, причинит много горя Ростовым и Болконским. Другие дети Курагина - Ипполит и Элен - безнравственные разрушители чужих судеб. Элен уже в этой первой сцене далеко не так безобид­на, как может показаться на первый взгляд. В ней еще не было и тени кокетства, но она вполне сознает свою красоту, “предоставляя каждому право любоваться”... Многозначительная деталь! Улыбка ее “неизменна” (самое ужасное, что может быть в человеке, по мне­нию Толстого, - это его духовная неподвижность), а выражение лица Элен полностью зависит от выражения лица Анны Павлов­ны - Толстой специально это подчеркивает. Три женщины в сало­не, Шерер, Элен и Лиза, играют роль как бы трех парок, богинь судьбы. М. Гаспаров интересно сопоставляет “прядильную мастерскую” Шерер с работой богинь, прядущих нить человеческой судь­бы. Другой мотив, связывающий “Войну и мир” с античностью, - античная красота Элен. Эта же античная красота делает ее похожей на бездушную статую.

Линия князь Андрей - Лиза будит воспоминания о гомеров­ской “Одиссее”. “Так надо”, - говорит Болконский, объясняя при­чины своего близящегося отъезда на войну. Лиза Волконская, по контрасту с мертвенностью Элен, оживленная и деятельная, играет роль Пенелопы (князь Андрей в разговоре с Пьером подчеркивает ее верность и преданность), но какой-то рок заставляет Болконского-Одиссея, ощущающего глубокий разрыв со всем окружающим, резко порвать с привычным укладом и идти навстречу неизвестнос­ти и возможной гибели.

Вообще из всех действующих лиц, появившихся в первой сцене, Болконский наиболее загадочен и вызывает наибольшее уважение.

Смысл сцены у Анны Павловны перекликается с эпилогом книги. В эпилоге опять возникают споры о мире и войне, там при­сутствует маленький сын князя Андрея, незримо присутствовав­ший и тогда в салоне Шерер. Ключевой момент сцены - обсужде­ние слов аббата Морио о вечном мире. Хотя аббат больше не по­явился на страницах “Войны и мира”, главное слово произнесено, и великая книга открывается и заканчивается спором о возможнос­ти вечного мира. Такой проект, конечно, в идеале возможен, про­блеме вечного мира и посвятил свое творение Лев Толстой. Непре­взойденный, разумеется, с тех самых пор, как на землю пришел Христос, проект, способный послужить во благо всему человечеству.



Грабительством богаты,
Великолепные соорудя палаты,



Среди огромных богатств классической литературы комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», законченная в 1824 году, занимает особое место. Она полна молодости и свежести, отличается живостью драматического действия, яркими и сочными характерами. Эта комедия, рассказывая о далеком прошлом, обращает читателя и зрителя к настоящему. Основной конфликт в ней - борьба нового, передового со старым, отжившим, «века нынешнего» с «веком минувшим». В этом смысл борьбы Чацкого с идеалами московского дворянства, в глазах которого Чацкий - новатор, «либералист» и вольнодумец. Этого представители «века минувшего» ему простить не могут.

История жизни Чацкого в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство в доме Фамусова, затем служба в полку «назад тому пять лет», Петербург - «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу - и возращение к сладкому и приятному «дыму отечества». Чацкий молод, но за плечами у него уже много жизненных событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.

Автор неоднократно подчеркивает в комедии ум Чацкого, ясный, острый, отличающийся, впрочем, «несколько рассудочным подходом к жизни». Чацкий учился за границей. Кроме научных истин, он там еще набрался «новых правил». В эти годы беспокойная Европа все еще кипела страстями великих битв - еще и полувека не прошло после революции 1789 года во Франции, и революционные вихри, поднятые ею, бушуют то в Италии, и то в Испании. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве. Но что его ждет в Москве?

Его милая Софья, к которой он мчался «сорок пять часов, глаз мигом не прищурив, верст больше семисот…», полюбила другого, секретаря отца, Молчалина. Для Чацкого это тяжелый удар, потому что его горячая, искренняя любовь глубока и постоянна. Кроме того, он чувствует себя оскорбленным выбором Софьи. Как могла она, умная, развитая девушка, отдать предпочтение Молчалину, который не смеет даже «своего суждения иметь»?

Но, к сожалению, это не единственное разочарование, ожидающее Чацкого в Москве. Возвращаясь полный надежд домой, наш герой предвидел встречу с представителями фамусовского общества. «Жить с ними надоест», - говорит он Софье при первом свидании, тут же утешая себя: «И в ком не сыщешь пятен». Но он был все же уверен, что фамусовщина - это лишь осколок «века минувшего ». Однако реальная действительность оказалась куда более мрачной. Даже старые друзья были заражены фамусовщиной. Прежний друг Горич, совсем еще недавно полный жизни, теперь «на флейте твердит «дуэт а-мольный» и жалуется на здоровье. Разговор с Репетиловым раскрывает Чацкому поверхность и пустоту либерализма многих, ничтожность собраний «либералистов», происходящих в Английском клубе. А общение с другими представителями фамусовского общества стало для Чацкого вообще драматичным.

И это вполне закономерно. В обществе московских «тузов», где все живут, «на старших глядя», где ценят лишь богатство и чин, где боятся правды и просвещения, Чацкий стоит на особом месте, за это многие дворяне ненавидят и преследуют его. Что же отличает этого героя от его противников? Ум, искренность, прямота - вот что отличает Чацкого от многих его сверстников в московском обществе. Молчалин как будто умен. Если мы познакомимся с ним поближе, то увидим, что главное в нем - хитрость, изворотливость, коварство. Скалозуб прям и откровенен, но зато он «слова умного не выговорил сроду». И лишь Чацкий соединяет в себе ум и честность - качества очень важные для настоящего человека.

Фамусовскому пониманию человека, «пусть плохонького», но богатого, который «не в войне, а в мире берет лбом», Чацкий противопоставляет свой идеал:

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Совершенно разное представление о службе имеют представители двух лагерей. Для Фамусова образцом отношения к служебным обязанностям является Максим Петрович, который «сгибался вперегиб », если нужно было «подслужиться». У Чацкого на этот счет противоположное мнение:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

В противовес Фамусову и его окружению Чацкий лишен аристократического презрения к людям низшего звания. В своем монологе «А судьи кто?» Чацкий гневно обрушивается на тех, кто
Грабительством богаты,

Защиту от суда в друзьях найдя, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве.

Он также обвиняет представителей «века минувшего» в косности, отсутствии движения:

А судьи кто? За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен очаковских и покоренья Крыма.

Комедия оказалась ответом А. С. Грибоедова на острую потребность его времени в оригинальной, высокохудожественной, общественно значимой, социальной комедии. С тех пор прошло уже очень много времени. Свое общественное значение комедия, безусловно, уже утратила, но художественное - нет. Театры и ныне собирают полные залы, когда на сцене идет «Горе от ума».

“Горе от ума” - реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. Он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. Образ Чацкого - это что-то новое, несущее перемены. Этот герой является выразителем передовых идей своего времени. Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова - это страсть к чинам и деньгам.
Убеждения Чацкого и фамусовского общества различны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова - это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро. Фамусов даже готов уступить руку Софии, но ставит при этом условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.

На что Чацкий отвечает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно борьба превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа и пути жизни. Но главный герой одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.
Молчалин и Скалозуб - не последние представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:

Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?.. А тот -
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!

Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность.
Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален.
Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.

Текст сочинения:

Комедия Горе от ума дает общую карҭину всей русской жизни 1020-х годов XIX века, воспроизводиҭ извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время не только копирование запрещено в Москве, но и по всей России, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.
Фамусовскому обществу, ҭвердо хранившему традиции века минувшего, противопоставлен в комедии Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек века нынешнего, точнее, того времени, когда, после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, полиҭические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века это ҭипичный образ нового человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.
Столкновение Чацкого человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею с фамусовским обществом было неизбежным. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого крушением его надежд на личное счастье. Его выпады против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Если Фамусов защиҭник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говориҭ о крепостниках и крепостном праве. В монологе А судьи кто? он гневно выступает против тех людей, которые являюҭся столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, века покорности и страха, века лести и спеси.
Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и охотник поподличать, а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.
Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматриваюҭ службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходиҭ со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. Служить бы рад, прислуживаться тошно, говориҭ он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях самодержавно-крепостнического строя:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он впериҭ ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудиҭ жар
К искусствам ҭворческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!..
Под эҭими молодыми людьми разумеюҭся такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской химик и ботаник.
Если фамусовское общество с пренебрежением относиҭся ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней кульҭуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоиҭ за развиҭие национальной кульҭуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам искал ума во время пребывания на Западе, но он против пустого, рабского, слепого под-ражанья иностранцам. Чацкий стоиҭ за единение интеллигенции с народом.
Если фамусовское общество оценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий цениҭ человека за его ум, об-разованость, его духовные и моральные качества.
Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего что станет говорить княгиня Марья Алексевна! Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать.
Он спрашивает Молчалина: Зачем же мнения чужие только святы? Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живуҭ консервативные круги дворянства.
Духовные качества его выявляюҭся в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовс-ким обществом речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Права на сочинение "Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова Горе от ума)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на


Один мудрец сказал: "Человек находится в зависимости от общества и нет такого великого гения, который всецело был бы свободен от его влияния". Мы не можем не согласиться с этим утверждением. Действительно, мы рождаемся, растем, развиваемся-все эти процессы становления человека не проходят без взаимодействия с окружающими нас людьми. Почему же на протяжении многих лет случаются столкновения интересов общества и человека? Люди мыслят, творят, создают что-то новое, привнося свой вклад в развитие окружающего мира.

Однако довольно часто этот вклад не воспринимается, как новый этап развития. Годы проходят, а жизнь остается прежней. Старые поколения сменяются новыми, с теми же привычками и устоями. Со временем некоторые люди начинают осознавать необходимость перемен. Вот тут и начинается конфликт.

Проблема взаимоотношения людей в обществе оказывается в центре сюжетов многих произведений великих писателей различных эпох. В середине 19 века этой теме свое творчество посвятил М. Ю. Лермонтов в лирических стихотворениях "Дума", "Выхожу один я на дорогу", "Нищий", в романе "Герой нашего времени", в поэме "Мцыри". В 20 веке к теме человека и общества обращался С. А. Есенин в стихотворениях "Русь Советская", "Все встречаю, все приемлю", "Мы теперь уходим понемногу".

В 18 веке проблему столкновения нового и старого мира рассматривал А. С. Грибоедов. Наиболее глубоко эта проблема раскрыта в комедии "Горе от ума".

"Горе от ума"- социально-политическая комедия. Грибоедов описал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В чем же раскрывается основной конфликт? И почему проблема взаимоотношения человека и общества актуальна и в наши дни? Произведение показывает вечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в то время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми "века нынешнего" и ярыми крепостниками, не желающими ничего менять, "века минувшего".

Порой общество отнюдь не представляет собой лучшие творения природы; напротив -следствие полного ее искажения и порчи. Таким в комедии "Горе от ума" является фамусовское общество. Почему же оно испорчено? Ответ мы находим в жизненных устоях и привычках его представителей. Люди, создающие его, подвержены традициям своих предков. Эти люди глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов. Все новое им чуждо, стремятся уничтожить вольнодумство, в учении они не видят смысла: "Забрать все книги бы да сжечь!"- говорит один из его главных представителей- Фамусов. Что больше всего ценит в людях фамусовское общество? Происхождение, число крепостных душ. К службе они относятся как к источнику личных выгод, службе "лицам", а не "делу", уважают лесть и низкопоклонство. Почему Софья- образованная, с сильным и независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой -использует свой острый ум для лжи, а любовь дарит недостойному человеку? Общество сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Оно заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества, подстраивает под себя, меняет, внушает свои идеалы. Для фамусовского общества привычно праздное существование, его интересы узки, распространяются лишь на сплетни да внешний вид. Такая жизнь прочно укрепилась в обществе, тверды его принципы. Но кто же противостоит традиционным устоям?

В борьбе с фамусовским обществом выступает Александр Андреевич Чацкий- представитель нового мыслящего русского дворянства, боец-декабрист, романтик. Что же составляет высшую цель его деятельности, стремлений? За что он ратует? Против чего выступает? Чацкий борется против крепостничества. Зависимость людей от крепостников он расценивает как рабство, его возмущает бесчеловечность тех, кто распоряжается чужими судьбами: "Или вон тот еще, который для затей/ На крепостной балет согнал на многих фурах/ От матерей, отцов отторженных детей..." Чацкий ответственно готовится к общественной жизни, он образован, умен: "Он славно пишет, переводит". Видит своё предназначение в служении народу, хочет видеть Россию грамотной, просвещенной. Но почему же он не находит себя в этом обществе? В попытке повлиять на представителей фамусовского общества, Чацкий понимает, что не сможет нарушить привычный уклад жизни этих людей. Ищет ли он выгоду в службе? Нет, к службе он относится серьёзно. Чацкий любит Родину, но не "государство царей, помещиков и чиновников", он не привык заискивать и преклоняться перед вышестоящим чином: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Удалось ли ему повлиять на старое общество, которое рабски копирует обычаи, повадки и наряды французов? Вскоре мы узнаем, что герой не обретает свободы, которую проповедует, но он не перестает стремиться к ней. Общество, старые его уклады, страшные порядки и обычаи ужаснули Чацкого, но не сломили его. Он не отказывается от своих убеждений, не перестает верить в лучшее.

Автор подводит нас к мысли, что человек-господин своей судьбы и своего назначения в обществе. Каждый из нас способен, подобно Чацкому, сделать шаг навстречу переменам, принести свой вклад в развитие государства, повлиять на его будущее. Сможем ли мы что-то изменить? Возможно, главное- прежде чем менять мир, общество к лучшему- нужно начинать с собственного развития, которое без влияния общества невозможно.

Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» – столкновение «века нынешнего» в лице Александра Андреевича Чацкого с «веком минувшим», представленным в комедии фамусовским обществом. Но разве «век минувший» – это век, ушедший навсегда, освободивший при этом место новому времени с совершенно иными жизненными ценностями? На мой взгляд, Чацкий необъективен в своем суждении о «наступившем» и «прошедшем» временах, считая, что «нынче свет уж не таков», как прежде. Эта необъективность в убеждениях героя обусловлена его молодостью и некоторой наивностью. Чацкому, который только что вернулся из долгого путешествия, трудно понять атмосферу в доме Фамусова и правильно оценить нравы «прошедшего житья». Герою кажется, что мир изменился, но на самом деле все осталось по-прежнему. Слова «век минувший» обозначают в комедии определенный жизненный уклад, мировоззрение, в рамках которого главными ценностями являются чины и богатство.
Уже с первых страниц пьесы для нас становится очевиден тот факт, что в доме Фамусова все лгут друг другу. И лишь ложь Лизы и Софьи носит благородный характер. Лиза лжет барину, помогая тем самым Софье и Молчалину. Софья обманывает отца для того, чтобы тот не узнал о любви дочери к секретарю, ведь Фамусов не сможет принять в семью бедного человека («Кто беден – тот тебе не пара!»). Ложь Софьи можно оправдать, она вызвана глубоким чувством к возлюбленному, а вот ложь Молчалина – это предательство. Он обманывает и своего благодетеля, и «возлюбленную» исключительно ради собственной выгоды.
Забыв о том, что он только что заигрывал с Лизой, Фамусов с важностью говорит о себе: «Монашеским известен поведеньем!» Грибоедов намеренно столь подробно показывает читателю обстановку в доме Фамусова: она отражает нравственную атмосферу целого общества.
Фамусова, в доме которого происходит действие пьесы, можно назвать самым серьезным оппонентом Чацкого. Конфликт между этими героями носит социально-политический характер. В параллели Чацкий – Фамусов практически невозможно найти точек соприкосновения. Фамусов – типичный московский барин, лишенный нравственных целей. Чины и богатство – главная жизненная цель его, оправдывающая любые средства: «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Идеалы Фамусова – Кузьма Петрович, приверженец семейственности, человек «с ключом» (золотой ключ был показателем статуса камергера), который «и сыну ключ умел доставить», и Максим Петрович, дядя Фамусова, известный своим угодничеством и низкопоклонством. Фамусов живет по составленному на неделю распорядку, который носит бытовой, житейский характер: крестины, «форели», погребенье…Отношение к делам у этого барина поверхностное, он не вникает в суть службы: «Подписано, так с плеч долой». А в книгах Павел Афанасьевич не видит пользы: «И в чтеньи прок-от не велик…» – что характеризует его как невежу, непросвещенного человека. И такое отношение к книгам присуще всему московскому дворянскому обществу с консервативными взглядами на мир.
Чацкий же – пылкий молодой человек декабристского мироощущения – не приемлет такого образа жизни, таких идеалов: «И точно, начал свет глупеть…» Фамусовское общество чуждо ему, поэтому Чацкий обличает его «подлейшие черты».
Итак, кто же в комедии представляет общество? Это московский «туз» – полковник Скалозуб, самодовольный карьерист, «известный человек, солидный». Его мечта – «только бы досталось в генералы». Скалозуб продвигается по службе за счет уволенных и умерших товарищей: «То старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». В разговоре со Скалозубом Фамусов заискивает перед ним, ведь именно такой зять для Фамусова приемлем, так как Скалозуб «и золотой мешок, и метит в генералы».
Следующий персонаж, жизненное кредо которого – «и награжденья брать, и весело пожить», а средство для достижения этого – «угождать всем людям без изъятья», – Молчалин, мелкий дворянин, являющийся секретарем в доме Фамусова. У Молчалина хорошая репутация в обществе, он умеет казаться тем, кого в нем хотят видеть. Зависеть от других – основной принцип Молчалина. Этот персонаж пользуется возможностями, связями «сильных мира сего», их положением в обществе. Своей угодливостью Молчалин располагает к себе. Его идеалы – Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, которых он считает цельными личностями и ставит в пример Чацкому. Чацкий же так высказывается о Фоме Фомиче: «пустейший человек, из самых бестолковых!»
Софья любит Молчалина за то, что для спокойного семейного счастья тот подходит гораздо больше, чем заносчивый, смелый в своих суждениях Чацкий. А Чацкий не может понять чувства к тому, «кто на всех глупцов похож!». Молчалин же считает Чацкого глупеньким, нелепым мальчишкой, жалеет его.
Думается, что главный критерий оценки Чацким окружающих людей – ум. Это определяет как положительные, так и отрицательные стороны героя. А. С. Пушкин отказывал Чацкому в уме, имея в виду ум житейский, светский. Чацкий предстает в комедии как носитель подлинного, высокого ума.
Огромное значение в комедии имеет сцена бала: именно в ней перед читателем возникает целая галерея разнообразных «портретов», именно на балу конфликт между обществом и Чацким оказывается доведен до предельной остроты. Первыми в доме Фамусова появляются Горичи. Платон Михайлович – яркий образ мужа-мальчика, мужа-слуги, семейная жизнь которого однообразна и скучна.
Следующие гости – князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми. Главная забота родителей – выдать замуж дочерей. Для княгини не важны душевные качества возможного зятя, важен его имущественный статус. Узнав о том, что Чацкий небогат, княгиня, пославшая Тугоуховского знакомиться с Чацким, кричит мужу что есть мочи: «Князь, князь, назад!» – совершенно не стесняясь при этом присутствия Чацкого.
Графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины проявляют сословную спесь по отношению к другим людям, присутствующим на балу («Мы первые!»), в то же время радуясь встрече с Загорецким, «отъявленным мошенником», полезным каждому.
Важную роль в пьесе играет Репетилов – своеобразный «двойник» Чацкого, искаженная его тень. Читателю кажется странным то, что Репетилов одинаково любезен и с Чацким, и со Скалозубом. Репетилов так же много говорит, как и Чацкий, но у них разные на то мотивы. Репетилов в некотором роде пародирует Чацкого. Этот герой комедии – неудавшийся карьерист, прожигатель жизни, член «тайного общества». Монолог Репетилова содержит характеристику якобы прогрессивной части московского дворянства, но этот «сок умной молодежи» не что иное, как дань моде на людей с передовыми взглядами.
Именно на балу распускают слух о сумасшествии Чацкого. Чацкий – трагический герой, попавший в комедийную ситуацию. Он может казаться смешным фамусовской Москве, но не читателю. Неудачи Чацкого – признак его неотступного стремления сохранить верность своим идеалам. Герой нетерпим к глупости, пошлости и угодничеству, распространенным в обществе, с которым его сталкивает судьба. Но Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам. «Союзники», единомышленники главного героя в комедии – двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и «в деревне книги стал читать», профессора Педагогического института, а также племянник княгини Тугоуховской Федор – химик и ботаник, не желающий «знать чинов». Передовые люди того времени видели, что общество нуждается в переменах, у них появились новые жизненные ценности – образование, которого так боялись представители консервативного фамусовского общества, и свобода личности.
Оскорбленный клеветой, Чацкий покидает Москву, на которую он возлагал большие надежды. Герою хотелось обновления русской жизни. Но этого не произошло. В городе – и во всей стране – сохранилась верность идеалам «века минувшего». Благородному Чацкому не место в фамусовском обществе, но он не остается побежденным в комедии, так же как и не является в ней победителем. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы новой», – писал И. А. Гончаров через несколько десятилетий в статье «Мильон терзаний», посвященной пьесе «Горе от ума».
В противопоставлении Чацкого фамусовскому обществу выразилась глубокая уверенность Грибоедова в том, что «век нынешний» одержит в России победу над «веком минувшим». Трагичность судьбы Чацкого указывает на то, что противостояние двух мировоззрений будет долгим и болезненным.