Женские образы в пьесах А. Н, Островского “Гроза” и “Лес”

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины

Против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина – натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, – рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, – ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия – это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера – это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, – вспоминает она.
Неволя – главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, – говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, – говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства”. На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.
Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка”. Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.
У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества.
Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

Ви зараз читаєте: Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, - ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, - вспоминает она.
Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться.

Часть из них давно утратила актуальность в силу изменения исторических реалий. Но это не мешает по-прежнему находить жизненную правду в прекрасных диалогах и характерах. Одна из величайших драм, которые поныне волнуют сердца читателей и поклонников театра, - пьеса, которую создал А. Н. Островский, «Гроза». Противостояние эмоциональной, вспыльчивой и тонко чувствующей девушки Катерины патриархальной семье и в наше время находит множество откликов в душах людей. Прежде всего потому, что это трагедия человеческих чувств, которая в той или иной форме оживает в каждом поколении и при любом социальном строе.

Катерина и ее окружение

Катерина Кабанова - центральный персонаж пьесы «Гроза». Островский изобразил ее крайне цельной личностью. Ее первые же слова в диалоге со свекровью многое говорят: Катя явно очень прямая, честная и не умеющая кривить душой девушка. Услышав косвенные нападки в разговоре о себе, она тут же вмешивается, чтобы прояснить ситуацию. И в достаточно прямой, хоть и доброжелательной манере разрешить конфликт лицом к лицу с его зачинщицей. Но не таковы остальные члены семьи Кабановых. Деспотичная свекровь ни в коей мере не нуждается в том, чтобы с ней говорили прямо и открыто. Разделять и властвовать в своем доме ей помогает как раз атмосфера недомолвок, скрытая вражда и умение тонко и незаметно провоцировать. Вот уж действительно «темное царство»! Открытый разговор, выяснение отношений без привлечения третьих лиц и стремление жить в согласии здесь абсолютно не в ходу. Лицемерная Варвара и робкий послушный Тихон ничего не могут сделать, чтобы изменить раз и навсегда заведенный Кабановой порядок вещей. Выводя на сцену немногочисленных героев драмы «Гроза», Островский живописал их очень тщательно, и наделил каждого ярким узнаваемым характером.

Существовали ли альтернативы?

Выйдя замуж и полюбив другого человека, Катерина сама захлопнула ловушку, которая и привела ее к трагическому концу. Но даже если бы не вовремя возникшее чувство к другому мужчине не привело ее к душевному кризису и самоубийству, слабо верится в то, что ее жизнь могла бы сложиться счастливо. Невозможность вписаться ни в существующий патриархальный строй, ни в погрязшую во лжи и лицемерии семью мужа - все это рано или поздно привело бы к краху, метафорой которого и служит надвигающаяся гроза. Островский мастерски создал буквально несколькими ремарками гнетущую атмосферу и показал приближение развязки трагедии, которая назревала в душе главной героини.

Двуличие - единственная альтернатива

Изначально воспитанная остро противиться всякому двоемыслию Катерина не привыкла что-то таить и скрывать от близких людей. Варвара, сестра ее мужа, в этом смысле - ее полная противоположность. Она, по ее собственному признанию, давно поняла, «в каком доме живет», и научилась врать строгой матери и бесхарактерному брату Тихону. Катерина же преувеличенно не приемлет никакой лжи - даже свою собственную совесть она постоянно подвергает строгим допросам. Естественно, для нее даже смерть оказывается ближе, чем двойная жизнь, в которой нашлось бы место любовнику. Такой экстремально правдивой изобразил ее Островский. «Гроза» в сокращении даст представление о сюжете и характерах, познакомит с самыми яркими диалогами. Но чтобы составить объективное суждение о произведении, лучше прочесть его в полном варианте. Таким, каким изначально создана «Гроза». Островский, без сомнения, - прекрасный драматург, и чтение подарит минуты удовольствия всем любителям хорошей драмы.

Сочинение на тему «Женские образы Островского»

Александр Николаевич Островский в своих произведения раскрывал через женские образы происходящие в девятнадцатом веке события. Его героини чаще всего олицетворяют призму, через которую проходит большое количество конфликтов, как социальных, так и общественных. Женщины в пьесах представляются читателям живым олицетворением эпохи и царящих в ней пороках и идеалах. При этом, как правило, героини не готовы принять ту несправедливость или грязь общества, которые им навязываются всеми окружающими. Наоборот женщины готовы яростно защищать свою индивидуальность, свои собственные идеалы и чистоту.
Если вспомнить пьесу «Гроза» А.Н. Островского, то в ней имеется большое число колоритных женских образов, каждый из которых уникален и по своему привлекателен для читателя. Катерина – молодая и окрыленная своими идеалами девушка, которая совсем недавно вышла замуж. В ее представлении замужество было огромной радостью. Она страстно желала стать женой и матерью, для нее это было бы наибольшим счастьем. Но когда ее мечта сбылась и она вышла замуж за Тихона, то суровая реальность отрезвляет ее. Она не чувствует тех чувств любви к мужу, которых так ждала. Но тут появляется Борис. В нем Катерина находит отклик своим пылким чувствам. Наконец-то случилось то, о чем она так мечтала. Она встретила свою любовь. Однако, трагедия в том, что героиня не может быть с ним вместе. Измена и раскаянья приводят Катерину в отчаянье. Она ради любви поступилась своими непоколебимыми ранее принципами. Но и это не дало ей счастья. Она не видим смысла для дальнейшего существования, и решается на самоубийство.
Совершенно другой вырисовывается Варвара в пьесе «Гроза». Ее образ более изворотливый, хитрый и дальновидный. Для нее брак – это не возвышенное и романтическое соединение двух любящих сердец, а отличная сделка, чтобы выбраться из под гнета матери-тирана, которая управляет совершенно всем в доме. Варвара полная противоположность Катерины. На мой взгляд, эти два образы находятся в пьесе так близко друг к другу специально, чтобы показать читателям, что могло бы стать с Екатериной, если бы она действовала по-другому, более хитро, потакала всем капризам и желаниям Кабанихи. Таким образом, и с таким поведением Екатерина превратилась бы в Варвару. Данный очень продуманный ход применяется Островским не только в пьесе «Гроза».
Немного другая ситуация разыгрывается в пьесе «Бесприданница». В ней главной героиней является Лариса Огудалова. Для нее брак – это также удачная сделка, которая обеспечила бы ей безбедное существование. Ее судьба также складывается не особо удачно. Тот человек, которого она любила, бросил ее и скрылся в неизвестном направлении. Поэтому она решается выйти замуж за первого, кто к ней посватается. Им оказывается не особо богатый мещанин Карандышев. Он счастлив, что наконец-то Лариса ответила на его ухаживания согласием, ведь герой уже давно, но безрезультатно пытался добиться ее внимания. Свадьба должна состояться в самое скорое время, но все планы нарушает приезд Паратова – несчастной любви Ларисы. Он дает ей массу обещаний и надежд на лучшее будущее, который и не собирается выполнять. Но героиня опять доверяет ему и поддается соблазну. Карандышев узнает об этом и собирается страшно отомстить. Выстрел в свою любимую девушку Ларису прекращает и ее и свой собственный позор. Она принимает смерть с благодарностью, ведь пережить такой позор было бы очень сложно.
Итак, женские образы Островского очень разнообразны, но им непременно нельзя не сопереживать и ими невозможно не восхищаться.

Яркие женские образы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.

Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.

Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.

В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.

Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. Поэтому важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой. В ее голове прочно сложился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.

Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Их семья - одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. Поэтому героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.

Таким образом, обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.

Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.

Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.

У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого. В этом плане очень важен эпизод с ключом. В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.

Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.

В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, потому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.