Сочинение на тему «Почему Ф.М.Достоевский осуждает бунт Раскольникова? Сочинения Нравственные идеалы в романе.

Произведение «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского несет, на мой взгляд, огромный смысл и большой урок всем, кто пытается решить свои проблемы, поступив нечестно, жесткого, противозаконно. С самого начала понятно авторское отношение к главному герою. Писатель жалеет, но в то же время строго осуждает Раскольникова. В романе Федора Михайловича Достоевского мы видим необычного героя, решившего изменить существующее общество. Родион Раскольников живет в грязной коморке, среди серой массы подобных ему людей: бедных, никому не нужных,

«тварей дрожащих». Родион всюду задолжал, при этом герой не желает искать работу, потому что желает исправить свое положение в один миг. Мысли о том, что он может стать «право имеющим» как Наполеон, не дает покоя Родиону. Он решается на убийство старухи-процентщицы. Но этот поступок не изменяет его жизни, а только наоборот прибавляет проблем, страха и боязни герою. Раскольникова лихорадит, он бредит и постоянно думает о содеянном. Федор Михайлович Достоевский, на мой взгляд, стремится показать нам, читателям, как нужно, а как не нужно делать. Мы видим, что ужасный поступок главного героя — убийство старухи-процентщицы, герою не удается скрыть. Его наказывают — отправляют в ссылку. И только там герой понимает, как должен жить человек. Родион Раскольников обретает веру в Бога, молится, читает библию и готовится к жизни после ссылки. Также он находит свою любовь — это Соня Мармеладова, которая как и Раскольников, совершила множество ошибок. Но встала на путь исправления. Герои вместе учатся заново жить, любить, верить.
Осуждение Достоевским Раскольникова оправданно и вполне естественно, ведь ни один здравомыслящий человек не сможет сказать, что герой поступил верно. Роман Федора Михайловича Достоевского, как никакое другое произведение учит нас. Из прочитанного мы узнаем, что зло всегда наказуемо, что справедливость существует и о том, что никто не имеет право брать на себя роль «право имеющего» и лишать жизни тех, кто, по его мнению, ее не достоин.



  1. ЧАСТЬ 1 1 «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м...
  2. Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Замысел произведения появился у писателя еще в 1859, когда он отбывал наказание на...
  3. «Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы. Для нас орудие одно…» «Мятеж не может кончиться удачей: В обратном случае он называется иначе» Цели и...
  4. План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о «природе» человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль...
  5. Часть первая I В 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно «задавлен бедностью», его каморка напоминает собой не квартиру, а шкаф. Молодого человека...
  6. «Преступление и наказание» — психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний...
  7. Система образов романа «Преступление и наказание» строится на основе двух основных идейных полюсов, которые представляют резкий контраст на всех уровнях. Но главное внимание сосредоточено на...
  8. В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель — по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы...
  9. Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа —...
  10. Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж —...
  11. Достоевский сказал однажды, что произведения Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Но, пожалуй, с еще большим правом мы...
  12. Шестидесятые годы девятнадцатого века называют реакционными, ведь в это время внедрялись либеральные реформы, а также это время переживания этих реформ обществом. Множество прогрессивных и просто...
  13. Федор Михаилович Достоевский является одним из величайших писателей-гуманистов. В каждом своем произведении он неизменно поднимает не один пласт социальных и нравственно-философских проблем. Роман «Преступление и...
  14. Подготовительные вопросы к сочинению: Какую теорию разработал Раскольников? Как Достоевский рисует в романе «Преступление и наказание» мир униженных и оскорбленных? Какая роль отводится в романе...
  15. Философская глубина и сложность поставленных в романе проблем определили особенности его идейно-тематического содержания. В основе его лежит проблема человеческой личности. «Человек есть тайна, — писал...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла № 23

Проект

Тема : "В чём заключается противоречивость бунта Родиона Романовича Раскольникова" .

Выполнила:

Ученица 10 «Б» класса

Баранник Виталина Игоревна

Руководитель:

Мячина Людмила Вениаминовна

Содержание

Часть 1

Введение:

Актуальность

Объект и предмет исследования

Цель, гипотеза, задачи

Часть 2

Основные сведения о событиях в романе

Жизнь героя до преступления

Преступление

Наказание

Основные причины деяния главного героя

Социальные причины

Философское обоснование

Психологические истоки

Рассмотрение характера главного героя

Часть 3

Заключение

Приложение

Часть 1

Введение

С одной стороны, главного героя романа можно назвать добрым, любящим, благородным человеком. Он был готов отдать все «за други своя». Однако, с другой стороны, в его поступках мы видим проявление гордости, самолюбия. Но так каким же Р.Р.Раскольников был на самом деле и какова истинная сторона его души?

Р. Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», не только композиционный, но и духовный центр всего произведения. Родион Романович обладает весьма противоречивой и загадочной натурой, поэтому главный вопрос, над которым задумываешься при прочтении романа – чем же объясняется эта внутренняя двойственность героя?

Автор романа с помощью образа Раскольникова открывает читателю истину - в каждом из нас есть что-то хорошее, а что-то плохое, что-то подлое и благородное. Эта сторона человеческой натуры была и будет всегда, поэтому актуальность данной проблемы весьма велика в современном мире.

Гипотеза

Бунт Р. Р. Раскольникова - это протест против насилия над человеком, против хозяев жизни.

Цель

Определить, в чем заключается противоречивость бунта главного героя произведения.

Задачи

    Выяснить суть теории Раскольникова

    Выяснить в чем заключается противоречивость бунта

Часть 2

Бунт Раскольникова

Идея Раскольникова вырастает из глубины исторического разочарования, пережитого молодым поколением после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий. Его яростный бунт одновременно и наследует силу социального отрицания шестидесятников, и отпадает от их движения в своем сосредоточенном индивидуализме. К Раскольникову сходятся все нити повествования. Все окружающее (горе, беды и несправедливости) он впитывает в себя. Мы видим, как человеческие трагедии, крушения – и совсем дальние (девочка на бульваре), и такие, которые серьезно входят в его жизнь (семья Мармеладовых), и самые близкие ему (история Дуни) – заряжают героя протестом, переполняют решимостью. Всей первой частью романа писатель ясно дает понять: для Раскольникова проблема не в поправлении собственных «крайних» обстоятельств. . Для Раскольникова послушно принять судьбу, как она есть, значит отказаться от всякого права действовать, жить и любить. В главном герое нет той эгоцентрической сосредоточенности, которая целиком образует в романе личность Лужина. Раскольников – натура из тех, которые в первую очередь не берут от окружающих, а дают им. Однако он готов это делать и не спрашивая – диктаторски, против воли другого человека. Энергия добра готова перейти у него в своеволие, «насилие добра».

Возможность переложить ответственность на внешний «закон обстоятельств» приходит в противоречие с требованием гордой индивидуальной самостоятельности. Раскольников в общем не прячется в эту лазейку, не принимает оправдания своего поступка общей социальной ненормальностью, поставившей его в безвыходное наложение. Он понимает, что за все содеянное он должен отвечать сам – пролитую им кровь «взять на себя». У преступления Раскольникова не один мотив, а сложный клубок мотивов. Эта, конечно, отчасти социальный бунт и своего рода социальная месть, попытка выйти из предначертанного круга жизни, ограбленной и суженной неумолимой силой общественной несправедливости. Глубинная причина преступления Раскольникова, конечно, «разлаженный», «вывихнутый» век.

Как выдерживает эксперимент Раскольникова его личность

Первая реакция героя на совершенное уже убийство – это реакция натуры, сердца, реакция нравственно истинная. И то мучительное чувство отъединения от людей, которое вспыхивает в нем сразу после убийства, - это тоже голос внутренней правды. Очень важен в этом смысле большой, многозначный эпизод на мосту, где Раскольников получает сперва удар кнутом, затем милостыню и оказывается (единственный раз в романе) лицом к лицу с «великолепной панорамой» столицы. Убийство поставило его не только против официального закона, уголовного кодекса, имеющего параграфы и пункты, но и против другого, более глубокого неписаного закона человеческого общества.

«Воскресение» Раскольникова в эпилоге – итог человеческого взаимодействия едва ли не всех героев романа. Особую роль здесь играет, на самое важное место поставлена Соня Мармеладова. Она добивается от Раскольникова очень простого и страшно трудного: перешагнув через гордыню, обратиться к людям за прощением и принять это прощение. Но автор показывает неспособность народа понять внутренний порыв героя, так как случайно оказавшиеся на площади люди воспринимают его действия как странную выходку пьяного человека.

Что порождает бунт Раскольникова

    стремление обогатиться

    патологическое стремление к насилию

    озлобление против общества и его морали

    желание обратить на себя внимание

Противоречивость идеи героя

Сделать хорошее для общества, но с помощью убийства

Сдаться в полицию, при этом не попадая в тюрьму

Душевно развитая личность с бесчеловечным решением

Совестливый, но с гордыней

Герой выступает против хозяев жизни, совершает бунт, делающий его настоящим преступником.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе

логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Раскольников и Наполеон

« Раскольников , в отличие от Наполеона , думал оправдать пролитую им кровь ...» (В.Л. Кирпотин)

Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему. В поступках Наполеона он видит оправдание своему способу достичь этого преобразования. Как для Наполеона, так и для героя наступает “Тулон”. Для Раскольникова это убийство старухи, то есть самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном. Не выдержал – не является.

Индивидуалистический бунт Раскольникова (Вариант: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»)

Презирать людей не трудно,

презирать суд собственный - невозможно…

А. С. Пушкин

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит к числу тех произведений, актуальность которых с течением времени не уменьшается. В центре этого романа находится вопрос о возможных путях развития человеческой личности в суровых жизненных условиях. Основное содержание «Преступления и наказания» составляет история преступления и его нравственные последствия для главного геоя. Психологический анализ состояния преступника нельзя рассматривать отдельно от философской теории Раскольникова, являющейся во многом порождением среды, из которой он вышел.

Раскольников - студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Его мать, вдова провинциального чиновника, живет после смерти мужа на скромную пенсию, большую часть которой она отсылает сыну, чтобы тот мог как-то существовать. Сестра Раскольникова Дуня вынуждена поступить на работу гувернанткой в семью богатых помещиков. Она подвергается там обидам и унижениям, но продолжает работать, так как считает своим долгом помогать матери и брату.

Раскольников очень беден. Он живет в тесной каморке, похожей на гроб, на пятом этаже многоквартирного петербургского дома, неподалеку от Сенной площади. Сам пребывая в ужасной бедности, он еще и каждодневно видит жизнь самых бедных слоев Петербурга. Это и спившийся чиновник Мармеладов, и его жена Катерина Ивановна, умирающая от чахотки, и многие другие бедные люди этого мрачного города. Жизнь обездоленных людей Петербурга ничем не отличается от жизни таких же «униженных и оскорбленных» бедняков в провинции. Такова судьба сестры и матери Раскольникова, которые в результате социальной несправедливости живут в бедности. Осознание главным героем романа своего положения отверженного в обществе и близости своей судьбы судьбам других бесправных людей приводит Раскольникова к социальным мотивам его преступления.

В романе изображен главный торговый район современного автору Петербурга - Сенная площадь и окружающие ее мрачные улицы и переулки. Глазами главного героя мы видим жизнь бульваров, закусочных, трактиров. Тяжелая атмосфера города-убийцы, города-соучастника убийства давит на психику, травмирует душу живущего в нем человека, способствует развитию в его голове различных фантастических идей и иллюий, не менее кошмарных, чем сама жизнь.

Раскольников сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей неизбежно обречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Но он человек умный и потому не может просто смириться с существующим положением вещей. И это порождает в нем постоянную работу мысли, стремящейся найти выход из сложившейся несправедливой ситуации.

Встреча с Мармеладовым производит на Раскольникова очень большое впечатление. Исповедь пьяного чиновника, его рассказ о судьбе жены и детей, особенно Сони, вынужденной, чтобы прокормить семью, пойти «по желтому билету», подтолкнула Раскольникова к преступлению, которое давно уж зрело в его голове, уверила его в необходимости борьбы с «хозяевами жизни», такими, как Алена Ивановна, старуха-процентщица, Лужин и Свидригайлов.

Но собственные страдания Раскольникова и горе других бедных людей не являются главными причинами его преступления. «Если б я только зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был», - с горечью и болью говорит он. Корни преступления Раскольникова не в желании поправить свое материальное положение. Все дело здесь в созданной им теории - «идее», которую он считает своим долгом проверить. Размышляя о причинах неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что различие между людьми существовало всегда. Более того, все люди, по его мнению, делятся на два разряда - это обыкновенные люди и выдающиеся. В то время, как большинство людей всегда молчаливо подчиняется существующему порядку, в истории человечества время от времени появляются «необыкновенные» люди: Магомет, Ликург, Наполеон. Они не останавливаются перед насилием и преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Проклинаемые современниками, такие выдающиеся личности, по мнению главного героя, затем будут оправданы поомками, признающими их героями.

Из этой теории, которую Раскольников изложил в газетной статье за год до совершения убийства, складываются философские мотивы его преступления. «Вошь я, как все, или человек?.. тварь ли я дрожащая или право имею?» - таков главный вопрос, мучавший героя Достоевского долгие годы.

Раскольников не хочет повиноваться и терпеть. Он должен доказать себе и окружающим, что, подобно другим «необыкновенным» людям, он не «тварь дрожаая», а имеет право переступить и уголовный, и нравтвенный закон. Этот вывод и приводит Раскольникова к совершению преступления.

Раскольников решил, что старуха-процентщица станет подходящим «материалом» для проверки его теории. Она отравляет жизнь всем бедным людям и даже своей родной сестре. Она мерзкая и отвратительная. Если она умрет, то, по мысли героя, всем только легче станет.

Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но трагический «эксперимент» привел его к иному результату, чем тот, которого он ожидал. На своем опыте и на примере других людей Раскольников шаг за шагом убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей ему не по плечу. И дело здесь не в слабости героя, как ему казалось поначалу. Он понимает, что действия этих самых «необыкновенных» людей, в сущности, ничем не отличается от норм поведения «хозяев жизни», с которыми Раскольников стремится бороться.

До совершения убийства герою казалось, что он обдумал и рассчитал все обстоятельства преступления. Но получается так, что жизнь всегда сложнее любых теоретических построений. Вместо одной старухи Раскольников вынужден убить и не вовремя возвратившуюся ее младшую сестру, кроткую и забитую Лизавету, которая никому не делала зла, да и страдала не меньше, чем все окружающие героя бедные люди.

Но еще больше ошибся герой в себе самом, думая, что преступление никак не повлияет на его отношение к внешнему миру. Раскольников считал, что общественное мнение для него безразлично, что он ответственен за свои поступки только перед собой. Но он с удивлением обнаруживает в себе чувство разобщенности с людьми, так как своим поступком он поставил себя вне общепринятых правил и законов. Он думал убить бесполезную и отвратительную старуху, а «убил себя». Вот почему после длительной борьбы с собой он понимает неосуществимость своей теории и по совету Сони отдает себя в руки правосудия.

Герой Достоевского бунтует против существующего жизненного порядка. Он пытается разрушить его и мечтает о роли освободителя человечества, но бунт его индивидуалистический по самой своей сути. Он хочет прежде всего утвердиться сам, отстоять свое право на причастность к «необыкновенным» людям.

Достоевский предлагает Раскольникову выход из духовного кризиса. Автор видит спасение человечества не в индивидуалистическом самоутверждении, а в стремлении к нравственной чистоте и душевному спокойствию. Соня Мармеладова и является идеалом этих стремлений. Она с ужасом слушает рассуждения Раскольникова, который пытается оправдать убийство ростовщицы. Соня призывает его отказаться от страшной идеи «сверхчеловека» и покаяться перед людьми, искупив тем самым свою вину. Раскольников тянется к этой открытой и светлой душе, и только любовь и подержка Сони помогают ему встать на путь нравственного очищения, Ф. М. Достоевский разоблачает несостоятельную, антигуманную теорию Раскольникова. По мысли автора, не бывает хороших преступлений, все преступления бесчеловечны, Писатель-гуманист осудил теорию сильной личности, так как она ведет к страданиям человеческим. Нравственное возрождение личности Достоевский видел в обретении единства с людьми. Ведь человеческое братство - важнейшая норма жизни, ибо в нем есть душевное общение, чуткость, сострадание, любовь.

Раскольников, в романе, сознательно неприятен всем. В его поведении акцент поставлен на моментах, возмущающих нравственное чувство. Со злостью сопротивляясь человечному в себе, он пытается его задушить, терзая себя и близких. Мы неприемлем героя в этой абсолютной, опустошающей вражде к миру. Автор же больше симпатизирует ему, нетерпеливому мыслителю и философу, не докапывающемуся до корня лежащих перед ним противоречий, чем Ивану с его досконально продуманной теорией.

Здоровая доставка обедов в офис Москва.

Раскольников оказывается в тупике, но Достоевский находит выход из положения, а помогает ему в этом статейка, сложившая до этого уликой дотошному Порфирию Петровичу. И вот это газетная заметка превратилась в залог громадного литературного таланта героя, которым бредит его мать. Это утверждает и Свидригайлов: ” Большой шельмой может быть, когда вздор повылетит”, и чиновник Порох, оригинально замечающий, что многие писатели в начале совершают экстравагантные поступки. По ходу романа Раскольников общается с Порфирием Петровичем, представляющим идеи земной справедливости, возмездия, но не правды. Этот дьявол искуситель появляется и в “Братьях Карамазовых” в образе черта Ивана

Кумиры, идолы Раскольникова – великие гении, вершители судеб человечества. Чтобы стать одним из них, герою надо принять на себя все грехи людские и тем изжить их. Его преступление в парадоксально этике Достоевского смыкается с величайшей жертвой. Здесь начинается первейшая для Достоевского тема Христа – преступника, которая мучила автора всю его жизнь. Старуха – процентщица действительно пала жертвой не убийцы, а принципа. Раскольников совершил преступление потому, что он человек, Не проверял ли Достоевский героя на прочность из-за того, что увидел себя в осужденном убийце? Не хотел ли убедиться в том, смог бы он, автор, совершить преступление?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РОМАН Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗ А НИЕ» 6

1.1. Социально - философская основа романа 6

1.2. Композиционная структура романа 8

14

2. ИДЕЯ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ 15

2.1. Взаимоотношения героя с окружающими 15

2.2. Главное обвинение Раскольникова 15

2.3. Несостоятельность идеи Раскольникова 16

3. ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

ВВЕДЕНИЕ

«Человек есть тайна», - писал Ф. М. Достоевский, и именно эту тайну героя он раскрывает в своем психологическом романе «Преступление и наказание».

Рассуждая на заданную тему, хотелось бы сказать о той связи, которая существовала между автором и его будущим героем еще до создания романа. Дело в том, что Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которых тесно переплетена с творчеством. Вот почему ему удавалось так глубоко проникать в загадку человека. Разгадывая ее, писатель раскрывает тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу проецирует он на судьбы своих героев.

Достоевского не поняли при жизни, мучившие его проблемы и вопросы, оказались недоступны современникам, и глобальные пророчества казались плодом болезненного воображения. И в этом смысле Достоевский, действительно, прожил как непонятый и одинокий человек. Он мог бы повторить вслед за Раскольниковым, что «истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть».

Находясь на каторге, становясь, все более религиозным (Достоевский уходит на каторгу революционером, «петрашевцем»), «лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...», изгнанник приходит к мысли о создании исповеди-романа. Эта задумка вытекала из духовного опыта каторги, где Достоевский впервые столкнулся с «сильными личностями», стоящими вне морального закона.

«Я никогда не мог понять мысли, что одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться в тени, во мраке. Верую, что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России, еще скорее, может быть, чем где бы то ни было... Я не знаю, как все это будет, но это сбудется». Эти строки, вышедшие из-под пера самого Достоевского, отражают основную идею романа, определяют отношения автора и героя.

Писатель воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и человеческих страданий. Этому миру отверженных противостоит лагерь хищников, хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека.

В этом мире нищеты и мечется в поисках выхода Родион Раскольников. Он крайне беден, худо одет, озлоблен против людей, но душевное состояние его было таково, что он даже не смущался своим видом. “Столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека”, что “он менее всего совестился своих лохмотьев”.

Болезненно ощущая унизительность своего положения, Родион мучился сознанием бессилия облегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры. В таком душевном состоянии у Раскольникова рождается протест против законов, моральных норм, которые проповедуются для бедняков. Он пишет статью, развивая теорию деления людей на две категории: одни властвуют - это сильные личности, Наполеоны, удел других - вечное подчинение. Герой рассуждает “о разрешении крови по совести”. И вот Раскольников совершает преступление - убивает старуху-процентщицу.

Исповедуясь Соне, он заявляет: “Я сам хотел поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею…” Разговор о старухе вызывает у Раскольникова мысль о том, можно ли пожертвовать жизнью одного человека для спасения многих, можно ли загладить добрыми делами преступление.

У Раскольникова соединяются протест с индивидуализмом, стремление помочь людям с теорией “сильной личности”. Он полагал, что сможет соединить в себе власть Наполеона с назначением благодетеля, ведущего человечество к счастью, был уверен, что убийство ростовщицы окажется той пробой, которая докажет правоту его идеи, возможность её претворения в жизнь. Но оказалось всё не так. Убийство Алёны Ивановны и тем более Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и злодея. Раскольников потрясён, страдает, временами замирает от ужаса. Его теория не выдерживает проверки, и он сам сделать вывод: “Я себя убил, а не старушонку”.

Проба Раскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран и благодетель рода человеческого, а задуманный им путь спасения не выдерживает суда совести. Совершенное кровавое дело опустошило его душу. Раскольников хотел привести мир к справедливости, но наполеоновский путь исключал равенство и братство.

Только поняв антигуманность теории господства одним над другим, Раскольников становится на путь новой жизни, которая заключается в единении с людьми, в желании примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника.

Цель данной работы посредством созданных Достоевским образов, сюжетных линий, действий, пейзажей постепенно ниспровергнуть, показать несостоятельность и чудовищность теории главного героя, теории, порождаемой различными социальными факторами, теории, отвергающей равноценность людей и делящей общество на «избранных», «власть имеющих» и «тварей дрожащих».

1. РОМАН Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАК А ЗАНИЕ»

1. Социально - философская основа романа

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории.

Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).

Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди.

Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей.

Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание.

Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества.

Пустынная земля--вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.

Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию.

Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.

1.2. Композиционная структура романа

О реализации цели работы говорит, прежде всего, композиционная структура произведения. На преступление, выполненное и еще не до конца ясной читателю целью, отводится одна часть романа, тогда как на наказание -- пять.

Причем, рассматривая первую часть, можно заметить, как долго автор подводит своего героя к решительному шагу. Было однажды своеобразное предупреждение -- после сна с замученной лошадью: «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого красного солнца.

Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода!» Но нет, не прорвался нарыв, не вырвался Раскольников из силков своей дьявольской идеи. «Предопределение судьбы» привело его на Сенную площадь, где услышал Раскольников, что завтра в семь часов вечера старуха-процентщица будет одна.

Достоевский, описывая убийство старухи-процентщицы и все сопровождавшее его, показывает, что, уверенный в своей идее, Раскольников вовсе не уверен в том, что сможет реализовать ее. Отсутствие ясности в мыслях и страх пронизывают его тело: «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти...

Всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли, что все вдруг решено окончательно».

А непосредственно в сцене убийства Раскольников ударил топором не только по старухе-процентщице, но и по своей теории: он неожиданно убивает и Лизавету -- ту самую «униженную и оскорбленную», ради которой, как он пытается внушить себе, и был поднят топор.

С этого времени в душе Раскольникова, раздираемой муками совести, поселяется страх перед разоблачением, который травит его изо дня в день и не дает почувствовать ту свободу, к которой он так стремился. Ощуще-ние превосходства над всеми так и не приводит к желаемому.

Все последующее время Раскольников анализирует результат своего жестокого эксперимента, лихорадочно оценивая свою способность «преступить».

Но автор подводит своего героя к непреложной и страшной истине: преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг - «не переступил, на этой стороне остался», оказался человеком обыкновенным, «тварью дрожащей». «Те люди (настоящие-то властелины) вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг», - окончательный итог, подведенный Раскольниковым на каторге.

В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволен-ности, возвышения одного человека над другим, "наполео-низма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и в конце концов раскаяние главному герою романа.Впервые идея вседозволенности появляется у Дос-тоевского на страницах романа "Двойник" и она же рас-крывается более глубоко в "Преступлении и наказании". В обоих произведениях показано крушение этой теории.

Что же собственно представляет из себя эта тео-рия? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Лю-ди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "вели-ких" людей от толпы. Этой самой чертой становится убий-ство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщи-цы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно).

"Все в руках человека, и все-то он мимо носу про-носит единственно от одной трусости", - думает Рас-кольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слы-шит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо ска-жут. Но в ответ на вопрос: "Убьешь ты сам старуху или нет?" другой говорящий отвечает: "Разумеется, нет". Трусость ли это? Для Раскольникова видимо - да. Но на самом деле... Мне кажется, что это элементарные челове-ческие нравственные и моральные нормы. "Не убий", -гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание.

Два слова, вынесенные в название этого сочинения - "самооправдание" и "самообман" все отчетливее сли-ваются для Раскольникова по ходу действия романа. Рассказывая о своей статье, опубликованной в одном из жур-налов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Со-нечке, когда они уже знают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться. Но эта теория была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению. Ведь если сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха - ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не дос-тойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществле-ния "гениального" плана Раскольникова. Тут-то эта тео-рия и дает первую брешь, во время практического испол-нения. Именно это губит Раскольникова, и по другому быть, как мне кажется, не могло.

Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния. Наказание за содеянное оказывается не менее страшным чем само преступление - что может быть страш-нее страданий и мучений человека, осознавшего свою вину, и, к концу повествования, полностью раскаявшегося. И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, вере, которую он заменял теорией "сверхчеловека". Проблемы, поставленные Достоевским, остры и ак-туальны в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, яв-ляется то, что общество, построенное на сиюминутной вы-годе, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общес-тво, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.

Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим желанием изменить мир и Раскольников.

Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается «найти в человеке человека», -- так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция -- взгляд, прежде всего реалиста. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо.

Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его персонажей. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех движений души человеческой, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки.

Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольникова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки.

С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности. Важно, что герой даже в мыслях не называет убийство убийством, а заменяет это слово определениями «это», «дело» или «предприятие», что показыва-ет, насколько душа его, пусть бессознательно, боится задуманного.

Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова намеками, потом, развертывая ее в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию.

Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалисти-ческий, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают «тварями дрожащими».

1.4. Главный герой романа и автор

Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью.

Душевная уязвимость обостряет страдания героя, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества.

Но не смог. И не смог потому, что преступление отчуждало его от людей, потому, что не старуху убил, а принцип убил, «себя убил». То, что Раскольников после содеянного в буквальном смысле слова заболел, ясно выражает позицию автора: убийство противно человеческой натуре. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, в этом его спасение.

Потрясенный великодушием и душевной силой Сони Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться нравственному воскрешению. Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность -- убить другого человека, и отвечает на него отрицательно: не может, потому что за этим обязательно следует наказание -- нравственное, внутреннее страдание.

1.5. Нравственные идеалы в романе

Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мармеладова. Писатель считает, что человек, который жертвует собой ради спасения других людей, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня -- чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством -- желанием спасти близких, даже такой ценой.

По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.

Достоевский ставит еще одну проблему -- проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.

Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.

2. ИДЕЯ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ

2.1. Взаимоотношения героя с окружающими

Так, Достоевский вводит образ Сони Мармеладовой, который играет важнейшую роль в романе. Именно она олицетворяет правду писателя. Любовь к ближнему (особенно глубоко это проявляется в сцене признания Раскольникова в убийстве) делает образ Сони идеальным. Именно с позиции этого идеала в романе и произносится приговор теории.

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления.

2.2. Главное обвинение Раскольникова

Самым главным обвинением теории Родиона Раскольникова является сопоставление преступления героя с «преступлением» Сони. Отчаявшаяся женщина, испробовавшая все пути и не найдя возможности помочь чужим детям, перешагнула нравственные законы и пошла на унижение.

Но, переступив через свою честь, Соня возвысила себя, потому что цель ее святая -- помочь детям. В отличие от нее, Раскольников, совершив свое преступление, не только никому не помог, но и принес горе и страдание себе и любимым людям. Сухому, логическому мышлению Родиона противопоставлены столь милая писателю способность сильно чувствовать, переживать. Сонечка Мармеладова - это образ кротости, терпения, самоотвержения.

Она живет не теориями, а сердцем, любовью и верой. Именно она сыграла главную роль в опровержении теории Раскольникова, она помогла понять герою всю ошибочность и чудовищную бесчеловечность его идеи, «А жить-то, жить как будешь?.. Ну, как же без человека-то прожить?» -- от этих простых, но глубоких слов рассыпалась безбожная и античеловечная теория Родиона Раскольникова.

Всей своей жизнью, смирением, состраданием, а главное -- любовью, Соня приводит к раскаянию, к пониманию истинных ценностей бытия.

2.3. Несостоятельность идеи Раскольникова

Несостоятельность идеи Раскольникова Достоевский подчеркивает также, вводя образ Порфирия Петровича, являющегося своеобразным двойником Родиона Романовича. Дело в том, что следователь, «переболевший» этой же «болезнью» в молодости, сейчас «с высоты спокойствия величавого» «излечивает» и направляет на путь истинный молодого и бунтующего Раскольникова.

Достоевский вкладывает в уста Порфирия Петровича собственные мысли, использует его, чтобы «загнать в угол» главного героя, умно, иронично высмеять его философию. Следователь с насмешкой спрашивает, как же отличить «необыкновенных» от «обыкновенных»? И что будет, если перепутают люди свою принадлежность и начнут «устранять все препятствия»? Но ответ на этот вопрос, поставленный в середине романа, будет дан только в эпилоге романа, в символическом сне романа. Пока автор с помощью своего героя (следователя) расставляет сети, чтобы доказать очевидность заблуждений Раскольникова.

Еще один альтернативный путь последователя теории вседозволенности Достоевский показывает на примере Аркадия Ивановича Свидригайлова, который может завести в тупик.

Свидригайлов, зная, кто убил старуху-процентщицу, говорит Раскольникову: «Мы с вами одного поля ягоды». Ведь Свидригайлов тоже считает, «что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша».

Разница между героями состоит в том, что Раскольников способен осознавать свое заблуждение, поскольку в глубине души его всегда жили ясные представления о добре и зле, которые лишь померкли от безысходности положения.

Свидригайлова же автор представляет читателю как человека, совершившего массу преступлений из-за испорченности собственной натуры. Он не верит в милосердие, справедливость и порядочность, не видит разницы между честью и бесчестием, между добром и злом.

Негативное отношение Достоевского к Аркадию Ивановичу передается и Раскольникову. Свидригайлов ненавистен Родиону, так как своими преследованиями оскорбил его сестру Дуню. Для главного героя Аркадий Иванович становится символом насилия, притеснения слабых.

Достоевский, как в кривом зеркале, отражает идеал «сильной личности» в Свидригайлове, уверенном в том, что ему позволено все: насилие, убийство, разврат.

В образе этого героя видится воплощение «идеи» Раскольникова в ее законченном виде: с утверждением права на кровь, с циничным отношением ко всем и всему, воинствующим эгоизмом и оправданием любой подлости правом сильного. Уродство поведения Свидригайлова наглядно демонстрирует тот финал, к которому приходит каждый, кто исповедует поклонение порочной воле.

3. ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА ДЛЯ СОВРЕМЕ Н НОСТИ

Так сложилось, что ни один человек не может прекратить мыслить. Каждый из нас на протяжении всей жизни думает, рассуждает, строит воздушные замки или прагматично составляет план дальнейших действий. При этом кому-то в голову не приходит ни единой оригинальной, свежей мысли, а кто-то, совершенно не прилагая усилий (или, возможно, претерпев невероятные душевные муки), изобретает, сочиняет, становится творцом новой идеи, теории, никогда до этого момента не возникавшей в человеческом сознании.

Итак, теории рождаются по-разному, но не имеют ценности без практического применения. Однако для того, чтобы воплотить их в жизнь, необходимо сначала глубоко и искренне в них поверить. Так и поступил герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Он гордился своей идеей, забавлялся ею, словно любимейшей игрушкой, до определённого момента слепо верил в её правильность и, даже пройдя сквозь все испытания, не вполне отказался от неё. Так в чём же столь явная сила теории Раскольникова? И что это вообще такое - «сила теории»?

Я считаю, что сила любой идеи заключается в её способности увлечь не отдельного человека, а целое общество, в её притягательности, актуальности и, возможно, в оригинальности мыслей и взглядов её создателя. Это значит, что все атрибуты могущества и власти принадлежат теории Раскольникова. Действительно, способ разделения людей на творцов и материал, «обыкновенных» и способных сказать «новое слово» нельзя назвать общеизвестным или попросту банальным.

Однако не только этим объясняется привлекательность теории. Важно, что она слишком правдоподобна, обманчиво, но в это же время ощутимо справедлива. Теория Раскольникова подкупает уже тем, что оправдывает и даже поощряет бесчеловечность, разрешает нарушать закон, совершать преступления в погоне за собственной выгодой, выгодой существа, якобы «необыкновенного», гениального и сильного. Таким образом, получается, что кто-либо, имеющий дар или талант, «… если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы через труп, через кровь, то внутри себя, по совести, может… дать себе разрешение перешагнуть через кровь…».

Таким образом, получается, что кто-либо, имеющий дар или талант, «… если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы через труп, через кровь, то внутри себя, по совести, может… дать себе разрешение перешагнуть через кровь…».

Такие рассуждения необычайно заманчивы, они легко распространяют своё влияние на большое число людей уже потому, что навряд ли часто встречаются среди нас те, кто не считает себя хотя бы чуть-чуть гениальным или, в крайнем случае, талантливым! Теория Раскольникова в такой степени продумана, подкреплена доказательствами, что трудно не согласиться с нею.

Но согласиться трудно вдвойне. Почему? Да потому что в сильных сторонах этой теории таяться её же слабые стороны. Это значит, что только жестокие, абсолютно беспринципные люди могут следовать дорогой, найденной Раскольниковым, что, столь заманчивая на словах, теория не способна осуществится без значительных оговорок и «побочных действий».

Выходит, что негативные последствия воплощения идеи в жизнь перевешивают все ожидаемые положительные.

Читатель замечает: не очень убедительно звучит ответ Раскольникова Порфирию Петровичу, который беспокоится, что будет, если «… один из одного [низшего] разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду и «начнёт устранять все препятствия».

Также иногда нелогичны рассуждения Родиона. Например, он целенаправленно путает причины и следствия, убеждая всех и самого себя: Наполеон добился успеха лишь в силу того, что был жесток и не останавливался перед кровью. Раскольников не задумывается над тем, что всё могло быть и наоборот, что те люди, которые «по совести» позволяют себе преступление, уже родились бессовестными и, зачастую, обделёнными талантом, той самой способностью сказать «новое слово».

Становится понятно: сам создатель теории искажает историче6ские факты, отказывается учитывать психологию большинства людей и их склонности.

Мало того, своим примером герой доказывает, что «человек и гражданин» не может следовать этой идее - идее бесчеловечности, так как непременно закончатся силы, ослабеет воля, прежние идеалы покажутся незначительными по сравнению с тяжестью взятого на душу греха, будь то убийство, воровство либо иное преступление.

Мало того, своим примером герой доказывает, что «человек и гражданин» не может следовать этой идее - идее бесчеловечности, так как непременно закончатся силы, ослабеет воля, прежние идеалы покажутся незначительными по сравнению с тяжестью взятого на душу греха, будь то убийство, воровство либо иное преступление. Теория Раскольникова по сути своей преступна. Она слаба в том, что ей могут последовать лишь неуверенные в себе люди, которые боятся трудных путей и надеются, что совесть в них не заговорит после совершения злодеяния.

Но эти нерешительные личности переоценивают свои силы и обязательно разочаровываются. Стойкие же духом либо не заинтересуются идеей, либо давно уже идут описанным путём, при этом, не раскаиваясь и не задумываясь над тем, какую бы теорию создать, чтобы оправдать себя: человек - «… вошь для того, кому этого и в голову не заходит…».

Эти рассуждения доказывают, что способ жизни, предложенный Раскольниковым, не актуален для большинства людей, даже если они сам этого не осознают, а никому не нужная, несовершенная, неприменимая на практике теория, как известно, слаба и не имеет права на существование.

В завершение можно попробовать представить себе, во что бы превратился мир, если бы теория Раскольникова прочно закрепилась в умах всех людей, чем бы закончилось противостояние гуманизма, человечности, добра, послушания и жестокости, эгоизма, несправедливости, таящейся в идее, изложенной Достоевским на страницах романа.

Ответ на этот вопрос даётся в эпилоге, достаточно лишь вспомнить сон Раскольникова. Ведь моровая язва из Азии - это не что иное, как теория, обращённая в жизнь. Она, словно болезнь, поработила бы сердца людей, каждый из которых думал бы, что «… в нём в одном и заключается истина…».

Страшные картины войн и разрушений, пронесшиеся в видениях больного Раскольникова, отражают в полной мере те ужасы, которые бы случились, будь данная теория действительно сильна.

Очевидно, что все сильные стороны являются лишь продолжениями слабость идеи Родиона. По сути, слабость теории Раскольникова в самом её создателе, в его собственных слабостях. Несмотря ни на что, эта теория существует, и будет существовать вместе с людьми - её приверженцами. Но она очевидно несправедлива, зла, и её жизнеспособность объясняется бессмертной несправедливостью нашего мира.

Но, на мой взгляд, сама идея не достойна занимать настоящего, духовного человека, кроме как в качестве ознакомления; она способна заинтересовать и обнадёжить своей силой, но также может, разъедаемая изнутри, уничтожить и раздавить своей слабостью.

Теория Раскольникова в какой-то мере опасна, результаты её применения разнообразны и противоречивы (в зависимости от индивидуальных качеств последователя), но она остаётся глубоко несправедливой, неправедной и разрушает личность. В этой разлагающей силе заключена самая важная слабость, которой никак нельзя пренебречь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итог, можно сказать, что в образе своего главного героя автор казнит отрицание самоценности человеческой личности и всем содержанием романа показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны.

Все, даже самые идеальные, мерила добра, правды и разума меркнут перед величием и значительностью самой реальности человеческого существа, перед его духовностью.

В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Впервые идея вседозволенности появляется у Достоевского на страницах романа "Двойник" и она же раскрывается более глубоко в "Преступлении и наказании".

В обоих произведениях показано крушение этой теории. Что же собственно представляет из себя эта теория?

По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить.

И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщицы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно). "Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости", - думает Раскольников.

Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: "Убьешь ты сам старуху или нет?" другой говорящий отвечает: "Разумеется, нет". Трусость ли это?

Для Раскольникова видимо - да. Но на самом деле... Мне кажется, что это нравственные элементарные человеческие и моральные нормы. "Не убий", - гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание. Два слова, вынесенные в название этого сочинения - "самооправдание" и "самообман" все отчетливее сливаются для Раскольникова по ходу действия романа. Рассказывая о своей статье, опубликованной в одном из журналов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Сонечке, когда они уже знают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться.

Но эта теория была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению. Ведь если сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха - ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна, то, как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления "гениального" плана Раскольникова. Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения.

Именно это губит Раскольникова, и по другому быть, как мне кажется, не могло. Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.

Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление - что может быть страшнее страданий и мучений человека, осознавшего свою вину, и, к концу повествования, полностью раскаявшегося. И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, вере, которую он заменял теорией "сверхчеловека".

Проблемы, поставленные Достоевским, остры и актуальны в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе

Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите мировой литературы. Как и во многих своих работах в «Преступлении и наказании» автор ставит вопрос: может ли человек совершить зло, и не быть наказанным? Имеет ли он право решать судьбы других людей, считать себя «сверхчеловеком»? Помимо Раскольникова, ответ на этот вопрос получили Лужин и Свидригайлов. По ходу чтения романа создается впечатление, что Лужин родился подлецом. Он не признает существование нравственности. Вдобавок он расчетлив и эгоистичен.

Даже его фамилия несет в себе коварность. Для него превыше всего выгода и собственное удовольствие, свое я. И при этом неважно, скольких человек он загубит, растопчет, чтобы достигнуть цели. Случай с Соней лишнее тому подтверждение. Только подлый и гнусный человек мог подставить немощную, честную женщину, только чтобы поправить свои дела с женитьбой. При этом он не чувствовал никаких угрызений совести.

Он был уверен в своей безнаказанности. Благодаря Лебезятникову его подлый замысел был раскрыт. И Лужину ничего не оставалось, как собрать вещи и съехать с квартиры. Его девиз по жизни - «что хочу, то и делаю».

Его принцип «все дозволено» проповедовал и Свидригайлов. Он скрытен и хитер, умен. Он непредсказуем. С одной стороны он делал добро (помог Соне с похоронами и Катерине Ивановне с устройством ее детей в приют), с другой стороны немало грешил(бил свою жену).

Он для многих кажется злодеем. О его темных делах ходит огромное количество слухов. С ним связано много несчастий: из-за него преследовали Дуню, его обвиняют в смерти Марфы Петровны. Сама Дуня говорит о нем: «Это ужасный человек». У многих он вызывает ужас и отвращение. Но под маской злодея скрывается обычный человек, смертный, который боится бога и смерти. Свидригайлов положительно отличался от Лужина тем, что его мучила совесть. Может быть, именно поэтому он совершает хорошие дела перед смертью, чтобы расплатиться за грехи

Итак, оба они избрали путь преступления. Как оказалось, для них обоих он оказался неправильным. В случае с Свидригайловым все кончилось самоубийством. Он не выдержал угрызений совести. А Лужин, хоть и не повесился, вынужден был исчезнуть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биденко М.В. Ф.М.Достоевский - писатель - драматург.- С.-П.,1999.

2. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». - М.,1997.

3. Дюжина Т.Д. « Преступление и наказание». - М.,1998.

4. Лион П.Э., Лохова Н.Х. Литература для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.,2002.

5. Николайчук Л.В.Остроумова Т.К.Живучесть «темного царства».//Литература в школе.№6.1978.

6. Русские писатели 19 - 20 вв. Биографии. Большой учебный справочник. - М.,2002.

7. Татаринова Г.М.Барыбин В.Ю. От «Грозы» к «Преступлению и наказанию». - М.,2002

Подобные документы

    Предпосылки теории Раскольникова: социально-исторические, нравственно-психологические и философские. Индивидуалистическая теория Раскольникова и причины ее крушения в романе. Сон Раскольникова. Эгоизм и заповедь "не убий" на сломе эпох общества.

    реферат , добавлен 10.08.2008

    Биография. Предпосылки и история создания романа "Преступление и наказание". Личность Раскольникова. Его теория. Христианский религиозно-философский пафос "Преступления и наказания". Образ Раскольникова в системе других образов романа.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2007

    Описание и особенности образа Родиона Раскольникова, его изменение до и после убийства старухи-ростовщицы. Характеристика и значение первого сна Раскольникова, описанного в самом начале романа. Значение снов для Достоевского и их обоснование в романе.

    презентация , добавлен 18.04.2011

    Сущность и истоки преступления Раскольникова в романе Достоевского. "Уголовная" основа данного произведения, его соотношение с романами Эдгара По, анализ основной драматической линии. Стилистика и жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание".

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

    Характер произведений Ницше. Отличительные черты теории сверхчеловека. Живое, целостное созерцание мира, себя и Бога в России. История создания романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевским. Теория "сверхчеловека" Раскольникова в исследуемом романе.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2012

    Особая роль сновидения в литературных произведениях. Взаимосвязь сна–бреда Раскольникова с его нравственным состоянием и осмыслением действительности. Идейно–художественный смысл снов Радиона Раскольникова, посещающих его на протяжении всего романа.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Чувство разъединенности с человечеством, нараставшее в Раскольникове задолго до преступления как главный внутренний корень его преступления. Психологический анализ внутреннего мира Раскольникова в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание".

    контрольная работа , добавлен 23.08.2010

    Идейный смысл романа "Преступление и наказание". Истоки внутреннего бунта и психологических противоречий главного героя романа. Причины, подтолкнувшие к бунту. Результат раскольниковского преступления. Воскрешение Раскольникова через Соню и любовь.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Сон как одна из форм художественного видения у Достоевского. Сон как способ отражения и постижения действительности в романе "Преступление и наказание". Сны Свидригайлова - двойники снов Раскольникова. Концепт "толпа" в сновидениях Родиона Раскольникова.

    реферат , добавлен 14.11.2008

    Петербург Достоевского, символика его пейзажей и интерьеров. Теория Раскольникова, ее социально-психологическое и нравственное содержание. "Двойники" героя и его "идеи" в романе "Преступление и наказание". Место романа в понимании смысла жизни человека.