Сочинение город калинов и его обитатели в пьесе островского гроза. Сочинение «Город Калинов и его обитатели в «Грозе Какой город в грозе островского

Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых – “Свои люди – сочтемся”, “Гроза”, “Бесприданница” и другие.
“Гроза”, как охарактеризовал ее Добролюбов – “самое решительное произведение” автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…” Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о “темном царстве”.
Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, “…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…”, полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами “…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами”. Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, “сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали”. Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями “темного царства”.
В доме Кабанихи все построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям “Домостроя”, которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознает, что ее не за что уважать, но не признается в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
Брань для него еще и способ самозащиты, когда дело коснется денег, которые он смерть как не любит отдавать.
Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся “заветы патриархальной нравственности”. Это “закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут”, тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.
Например, Варвара – дочь Марфы Кабановой. Главное ее правило: “делай, что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Она умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать. Варвара приспособилась к “темному царству”, выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать делает ее очень похожей на свою мать.
В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…”, – говорит Кудряш.
В конце концов, Варвара и Иван покидают “темное царство”, но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.
Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон – муж Катерины – безвольный и бесхарактерный, во всем слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа ее жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, “на безлюдье”. По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он променял любовь на бабушкино наследство.
Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре.
Выход из этого тупика она видит в своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это “тихое болото”, ведь были и сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и невежества.
Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к “темному царству”, которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.

Сочинение по литературе на тему: Город Калинов и его обитатели

Другие сочинения:

  1. Конфликт пьесы А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. На мой взгляд, Островский сравнивает мир этого города со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и Read More ......
  2. Комедия “Ревизор” является злободневной уже более 150 лет. Россия царская, Россия советская, Россия демократическая. Но не меняются люди, сохраняются прежние порядки, отношения между начальством и подчиненными, городом и деревней, поэтому когда мы читаем “Ревизора” сегодня, то узнаем современный провинциальный город Read More ......
  3. “…она представляет собою ужасное зрелище страны, где… есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей”. В. Г. Белинский. Драматургия Н. В. Гоголя явилась новым словом в истории русского театра. Новаторство великого русского писателя и драматурга ярче всего проявилось в Read More ......
  4. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество Read More ......
  5. Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылевы – Наташа – Пепел. При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали бы активными участниками главной сюжетной Read More ......
  6. Зевс – верховный бог древнегреческого пантеона. В образе Зевса в “Илиаде” отразилось отношение греков к своим царям. Царь в античном обществе считался лучшим из людей и стоял намного выше остального населения. Зевс – это тот же царь богов, только в Read More ......
  7. Село Степанчиково и его обитатели Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Read More ......
  8. На страницах повести “Капитанская дочка” А. Пушкину удается с великим мастерством не только отобразить исторические события 1770-х годов, связанные с пугачевским восстанием, но и показать разнообразие и многогранность характеров и судеб обитателей Белогорской крепости – тесного и замкнутого мирка. Мы Read More ......
Город Калинов и его обитатели

­Город Калинов и его обитатели

Пьеса “Гроза” А. Н. Островского стала одним из выдающихся произведений в русской литературе. Написанная на пике больших реформаций в стране, она частично отражает изменения, происходившие в обществе. Александр Николаевич, как мастер точных описаний, сумел в полной мере показать все темные стороны Калинова и его обитателей.

Большую часть населения составляли ограниченные люди с небольшим потенциалом знаний. Они были необразованны, скупы и невежественны.

Самая главная ценность для них – материальное

Благополучие. Нажива и обогащение – вот смысл жизни калиновцев. Из-за денег они готовы друг друга подставить или предать.

Фраза Кулигина, которую он использовал, чтобы разъяснить Борису сущность жителей города, прекрасно раскрывает их ментальность: “Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку”. Он и сам не прочь заработать миллион, чтобы быть на равных с богатыми купцами. Хотя Кулигина можно причислить к тем немногим в Калинове, кто осознает всю тяжесть атмосферы и выступает против необразованности, невежества и ханжества. Помимо денег и наживы, у него есть и другие ценности.

Например,

Ему нравится жить на берегу Волги. Он искренне любуется ею и окружающей природой.

Казалось бы, в таком прекрасном месте и жизнь должна быть радужной, но беспрекословное подчинение жителей перед власть имущими привело к тому, что город просто погряз в жестокости и самодурстве. Все преклоняются перед Кабанихой и Диким. Это самые богатые люди в городе, которые установили свои патриархальные порядки и держали всех в раболепном подчинении. Примечательно то, что от этого страдают не только обычные горожане, но и их ближайшие родственники.

Сын Кабанихи Тихон без ее ведома и шагу ступить не может. Дочь Варвара давно научилась притворяться, что покорно чтит патриархальные традиции. Одна только Катерина-невестка не могла привыкнуть к такой лживой и лицемерной атмосфере.

Катерина является главной героиней пьесы. В ней автор собрал лучшие черты русской души. Как верно заметил Н. А. Добролюбов, в городе Калинове она словно “луч света в темном царстве”. Всякий раз ее удивляет, как можно с притворством выражать какие-то чувства, потому как сама она выросла в любящей, честной и прямодушной семье.

Кабаниха от нее требует, чтобы она “выла” на людях, провожая супруга, таким образом, выражая скорбь по поводу его отъезда. А когда Катерина искренне хочет обнять мужа, она ее одергивает и говорит, что проявлять чувства на людях бесстыдно. Поэтому Варвара предпочитает жить, как желает, но так, чтобы “шито, да крыто было”.

Сама Марфа Игнатьевна вспоминает о любви к детям только тогда, когда ей нужно оправдать свою жестокость. Ее добродетельность, религиозность и праведность сплошь фальшивы. Она ими прикрывается как маской, чтобы безнаказанно оставаться деспотом и тираном. Не менее жесток в обращении с домочадцами и работникам Дикой, который любит говорить: “Захочу – помилую, захочу – раздавлю”.

Он считает, что если каждому работнику не доплатить по копеечке, то у него от этого тысячи наберутся. Племянника Дикого местные жители сразу предупреждают, что он зря приехал за законным наследством, тот ни на каких условиях ничего не отдаст. В каком-то смысле из-за страха лишиться материальных благ, Борис становится раболепной жертвой.

Он не может защитить ни себя, ни Катерину.

Нежелание жителей Калинова бороться против установившейся тирании нарушает смерть Катерины. Она словно бросает вызов деспотичному миру “хозяев жизни”. Тихон впервые за все время идет против матери. Он прилюдно обвиняет ее в смерти любимой жены и признается, что жить в такой семье истинное мучение.

Читая “Грозу” Островского, мы видим быт и нравы классического провинциального городка середины девятнадцатого столетия. Автор показывает не просто конфликт поколений, а открытый протест против сложившихся устоев и морали.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Драма “Гроза” А. Н. Островского отражает в себе множество важных и актуальных проблем всех времен. Автор раскрывает их не только через героев и их характеры, но и при помощи вспомогательных образов. Например, образ Города Калинова играет немаловажную роль в этом произведении. Город Калинов – это собирательный образ. Он является олицетворением многих провинциальных городов 19 века. […]...
  2. Город Калинов на Волге – вымышленное место Островским, показывающий все черты провинциальных городов России. Островский заимствовал часть сюжета во время отдыха в Костромской губернии. Автор в лице Кулигина показывает, что люди не замечают красоту природы и видят только всю черноту этого города. Островский показывает Калинов в положении глубинного разлада его жителей. Раскол в городе показывает […]...
  3. Конфликт пьесы А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. На мой взгляд, Островский сравнивает мир этого города со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и правилам, неизвестно кем установленным, но неприкосновенным, священным. В “Грозе” нет действующих лиц, которые выходили бы […]...
  4. Драматические события пьесы А. Н. Островского “Гроза” разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется “, – восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя”, которую он напевает, […]...
  5. 1. Общая характеристика места действия. 2. Калиновская “элита”. 3. Зависимость людей от самодуров. 4. “Вольные пташки” Калинова. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – так А. Н. Островский характеризует место действия пьесы устами одного из персонажей, наблюдательного и остроумного изобретателя-самоучки Кулигина. Примечательно, что пьеса начинается со сцены, в которой этот же герой любуется видом […]...
  6. Сначала, город Калинов представлен перед нами удивительным местом, где все говорит о величии и силе русского народа. Островский так чудно описал это место, что перед глазами сразу проносятся удивительные сады, разнообразные постройки и необыкновенный городок, наделенный от природы множественными красками. Но если первое впечатление было изумительным, то второе еще больше вогнало читателей в шок. Ведь, […]...
  7. Александр Николаевич Островский – крупнейший драматург прошлого столетия. Его знаменитые пьесы и по сей день входят в репертуар многих театров России. “Он начал необыкновенно,” – писал о нем И. С. Тургенев. После того, как Островский прочитал свою первую пьесу “Картина семейного счастья”, его сразу же окрестили, “светилом в отечественной литературе”. И сразу перед ним открылись […]...
  8. Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все темные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину. Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его “народное” мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые […]...
  9. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. Н. Островский Идейно-художественное своеобразие драмы “Гроза” Город Калинов и его обитатели 1. “Гроза” как произведение 60-х гг. XIX века “Гроза вышла в свет в 1859 г. (накануне отмены крепостного права в России). Историзм “Грозы” заключен в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. В “Грозе” нет идеализации купечества, есть […]...
  10. ­Кто виноват в гибели Катерины? А. Н. Островский – не только блестящий драматург, но и истинный новатор в области написания пьес. До него никому не удавалось так многогранно описать купеческую среду, ее быт, обычаи и нравы. К тому же, он впервые показал какое “темное царство” кроется за воротами внешне благообразных семей купцов, как они губят […]...
  11. ­Трагическая судьба Катерины Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в нелегкое для России время. Во второй половине 19-го века страна находилась на пороге отмены крепостничества, что не могло не отразиться в произведении классиков. Автор прекрасно описал жизнь и быт русского купечества, подчеркивая даже незначительные детали, чтобы читатель мог окунуться в атмосферу того времени. Главная […]...
  12. КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (по драме А. Н. Островского “Гроза”) В классической драматургии, несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий: времени, места и действия. Время пьесы занимает двенадцать дней драматургической жизни героев. Место, где происходят основные события драмы “Гроза”, Островский определил достаточно точно – город Калинов. Из […]...
  13. Катерина – луч света в темном царстве Из под пера знаменитого драматурга 19 века Александра Николаевича Островского вышло множество пьес, в которых обрисовывался мир купечества. В основном этот мир населен властолюбивыми, невежественными людьми, от деспотизма которых, в первую очередь, страдают родные и близкие. В 1859 году критик Николай Александрович Добролюбов, впечатленный пьесами Островского, написал статью […]...
  14. ­Всегда ли любовь делает человека счастливым? Любовь – это высшее чувство, ради которого люди готовы многим пожертвовать. Она способна окрылять человека, дарить надежду, награждать жизненными силами и дарить безграничное счастье. Недаром в произведениях всех классиков обязательно встречается тема любви. Как писал Ф. М. Достоевский: “Любовь искренняя, направленная прямо в душу человеческую, – исцеляет”. Но всегда […]...
  15. ­Письмо Катерине Здравствуй, милая Катерина! Давно не получала от тебя весточки. Как ты там? Что у тебя нового в жизни? Ты, наверное, скучаешь по дому, по родителям. Тебе нужно обязательно навестить их, а то они совсем заждались тебя. У нас здесь все по-прежнему: дом, сад, церковь и снова дом. А помнишь, как ты просыпалась рано, […]...
  16. Был ли иной путь у Катерины? Пьеса “Гроза”, которая была написана Островским в 1859 году, одна из самых популярных у автора. Такой успех произведения совсем неудивителен. В драме был описан совершенно новый женский образ, который отличался силой и глубиной. Героиня словно бы олицетворяла собой протест против душного и затхлого мира, где царствовал патриархальный уклад, по […]...
  17. ­Катерина в борьбе за свои человеческие права Центральное место в драме Островского “Гроза” отведено Катерине. За этой героиней сразу после публикации закрепилась репутация “луча света в темном царстве”. Из среды других женщин города Калинова ее выделял сильный характер. Она была честна, прямолинейна, искренна и вольнолюбива. Помимо этого, Катерина обладала редкой в их среде моральной чистотой […]...
  18. Город Калинов – один из многих провинциальных городов 19 века, живущих по своим старым, темным и невежественным законам. Этот городишко на берегу Волги пока упрямо держится за старое, не пропуская ничего нового, прогрессивного в свое “темное царство”. Но придет время, и оно рухнет. Старое всегда уступает, в конце концов, новому. Будет ли новое лучше старого […]...
  19. ­Конфликт старого и нового Уважение к старшим почиталось во все времена. Мудрость и опыт старших призваны помогать молодому поколению, а не подчинить его себе. В пьесе А. Н. Островского “Гроза” мы видим, как пережитки “старого” патриархального уклада осложняют жизнь “новому”, молодому поколению. Эта тема была всегда актуальна, но не всегда она стояла острой проблемой. Автор […]...
  20. Уездный город и его обитатели Комедия “Ревизор” относится к тем произведениям, которые застают читателя врасплох. Сам Н. В. Гоголь говорил о своем произведении, что хотел собрать в него все самое худшее, что только знал и за один раз посмеяться над этим. Сюжет комедии считается злободневным, так как остается актуальным и по сей день. Он развивается […]...
  21. Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она – источник страхов, предвестник несчастья: “Гроза! Побежим домой! Поскорее!” Для Тихона гроза – это жизнь у матери, ее власть над ним, а точнее неволя: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах […]...
  22. Существует два вида людей: одни являются решительными, сильными личностями, готовыми на борьбу за свое счастье, другим же легче плыть по течению, подчиняться более сильным и пытаться приспособиться к окружающей ситуации. Героиню пьесы Островского “Гроза”, Катерину, можно отнести к первому типу, а Варвару ко второму. Катерина – натура тонкая, творческая, мечтательная. Она очень чувствительна, у нее […]...
  23. Написанная в канун отмены крепостничества “Гроза” по праву стоит в ряду лучших пьес русской драматургии. А. Н. Островский поднимает в ней темы свободы, счастья, совести, любви. На фоне нелегкой участи жителей провинциального Калинова разворачивается личная трагедия центральной героини – Катерины. Молодой женщине, выданной замуж за сына местной купчихи Кабановой, невыносимо жить в среде бессердечности и […]...
  24. Героини пьес А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница” являются олицетворением жертв своего времени, жертв нравственных устоев общества. Многие их поступки объясняются невозможностью сделать другой выбор в условиях в рамках их жизни, но так как это были обдуманные решения, значит, на действия девушек влиял их внутренний мир. Решив броситься с головой в омут, Катерина, прежде всего, […]...
  25. Всем известен великий русский писатель А. Н. Островский и его произведения. Он создал очень много прекрасных драм, одной из них являет ” Гроза”. Это произведение раскрывает различные стороны жизни, конфликты между людьми: противопоставление старого и нового поколения, темного царства людей и их подчиненных, бедности и богатства. На первый план выходит конфликт разума и души. Мы […]...
  26. Известный критик Добролюбов, рассуждая в своей статье о пьесе Островского “Гроза”, назвал главную героиню – Катерину – “лучом света в темном царстве”. О каком же царстве идет речь? Островский много писал о купечестве, сравнивая жизнь в таком обществе с “тюремным существованием”. Его произведения были настолько точны и обличительны, что тот же Добролюбов назвал их “пьесами […]...
  27. Пьеса ” Гроза ” является вершиной творчества А. Н. Островского. Главной героиней драмы является Катерина, которая была ” лучом света в темном царстве”. Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере автор показывает, насколько тяжело и ужасно жить человек в ” царстве деспотов и самодуров”. Катерина противостоять этому […]...
  28. В пьесе “Гроза” А. Н. Островский показал целый ряд колоритных обитателей “темного царства”. Особенно тяжело в такой атмосфере живется женщинам. Образы Катерины и Варвары играют важную роль в понимании сути драмы. При внешнем сходстве эти молодые женщины разительно отличаются меж собой. Жена Тихона Кабанова обладает сильным характером, имеет твердый моральный стержень. Катерина выросла в атмосфере […]...
  29. Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе “Гроза” В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно – авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается […]...
  30. Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях? Действительно, Катерина – сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей ” темного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый ее протест – это […]...
  31. В драме Островского “Гроза” происходит конфликт между старым и новым укладом жизни, который лег в основу произведения. Этот конфликт произошел между старыми принципами и современными стремлениями к свободе. Этот мрачный мир деспотизма не дает простым людям спокойной жизни. Там происходят неисправимые вещи, и льются невидимые слезы. Но вдруг среди этих людей появляется совершенно другой, непохожий […]...
  32. В пьесе Александра Николаевича Островского “Гроза” описание природы, пейзажей встречается не часто, в начале сцен коротко описывается обстановка или место действия. Но в самой пьесе, в монологах, природа, пейзажи встречаются часто. Эти отступления наиболее наглядно четко передают настроения героев. Катерина, рассказывая о своей юности, описывает посещение Храма “светлый столб вниз идет, и в этом столбе […]...
  33. Пьеса “Гроза”, написанная А. Н. Островским, повествует о людях XIX века и рассказывает о жизни провинциальной России того времени. Основные действия в произведении происходят в городке Калинов, который расположился на высоком берегу Волги. На фоне ослепительной привлекательности окружающей природы и спокойствия произошла трагедия, которая нарушила тихую жизнь этого городка. Не все так замечательно в Калинове. […]...
  34. В пьесе “Гроза” заложены две основные мысли А. Н. Островского: мощное отрицание гнета “темного царства” и появление положительного начала. В любой драме изначально заложен конфликт – противоречие, развивающее сюжет. Он проявляется во всех событиях, в столкновениях страстей и характеров. Каков же главный конфликт “Грозы”? Противоречие между самодурством купечества и униженностью жителей Калинова нельзя характеризовать как […]...
  35. Эпиграф: “закат говорил о том, что некий человек когда-то подарил солнцу огонь. Огонь тайный, что наполняет все сейчас и диктует смысл жизни…” (Владислав Валов). Россия открывалась писателям с разных сторон и под разными углами зрения в разные эпохи. Таким самым главным, мимо чего не прошел А. Н. Островский, стали крепостное право, свобода и достоинство человека, […]...
  36. На неординарный образ Катерины в пьесе А. Н. Островского “Гроза” обратил внимание своих современников Н. А. Добролюбов, восхищаясь ее русским сильным характером. В условиях домостроя и бесправного положения женщины в обществе Катерина, невзирая на самоубийство, выглядит сильной и бескомпромиссной натурой. Выйдя замуж за нелюбимого, по обычаям того времени, она поначалу как будто смиряется со своей […]...
  37. Наделение как явлений, так и предметов символичным смыслом очень характерно для произведений реалистичного направления в литературе. А. С. Грибоедов первым использовал такой принцип в своем произведении “Горе от ума”. А. Н. Островский идет по стопам Грибоедова, используя тот же прием, он наделяет символикой слова героев произведения “Гроза”, природные явления и саму природу. Еще одна исключительная […]...
  38. А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы – конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового, “темного царства” и светлого начала. В пьесе мы видим много разный героев, но всех их объединяет, как писал Добролюбов, невежество и покорность. В начале произведения показаны отношения купца Дикого и […]...
  39. Островский – не только великий русский драматург, но и основоположник национального театра. Написанная в 1859 году “Гроза” стала одной из самых известных пьес автора наряду с “Бесприданницей” и “Снегурочкой”. Ключевая героиня драмы разительно отличается от других действующих лиц, Катерина явно чужая в патриархальном мире провинциального Калинова. Ее жизнь до замужества была иной: Катя росла в […]...
  40. Анализ третьего явления пятого действия драмы “Гроза”. Драма “Гроза” – одна из самых ярких и интересных пьес А. Н. Островского. Она была написана в предреформенный период творчества писателя, когда начинали появляться образы из таких слоев русской жизни, как купечество, чиновничество. Действие “Грозы” происходит в небольшом городе Калинове, который стоит на берегу Волги. Хотя природа города […]...

Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину. Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского. В пьесе «Гроза» город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством». Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове. Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная. Это становится понятно из разговора Кулигина. Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей. Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят. Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура. Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.

Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным. В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.
Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.

Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно. Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя. Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина. Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке. Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи. Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.

Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.

Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Опубликовал свою драму: «Гроза» (см. её краткое содержание и анализ). Здесь он опять изобразил «темное царство», но уже в тот период его существования, когда и в этой тине начинает мерцать свет.

Действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу реки Волги; жителей этого города не коснулись еще веяния «нового времени». Вот почему трудно дышится здесь людям, которые пробиваются к свету.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Город Калинов является как бы всею глухой русской провинцией в миниатюре. Он живет темной, грубой и косной жизнью, в нем властвуют начала того темного купеческого мира, который представлен в прежних пьесах Островского. Деспотизм, грубая сила, невежество, власть диких суеверий, самодурство старших и угнетение младших, пьянство, слезы, побои – вот что царит за тихими стенами купеческих домов. «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» – говорит в своём монологе тихий мечтатель Кулигин , одна из светлых фигур в этом темном царстве, и прибавляет: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие».

В темной и невежественной жизни обитателей городка не имеют влияния никакие высшие интересы; религиозность и благочестие здесь внешние: на первом месте все то, что делается «для людей», напоказ. Соблюдая посты, посещая усердно церкви и монастыри, калиновцы не связывают лучшую жизнь с заветами религии и продолжают все ту же грубую и дикую жизнь, тираня домашних, напиваясь, а в будние дни обсчитывая покупателей. Все свежее, молодое, талантливое гибнет в этой атмосфере, чахнет от насилия, злобы, от мертвой пустоты этой жизни. Слабые спиваются, порочные и мелкие натуры побеждают деспотизм хитростью и изворотливостью; для натур же прямых, светлых, наделенных неутомимым стремлением к иной жизни, неизбежен трагический конец при столкновении с грубыми силами этого мира.

«Бульвар сделали, а не гуляют… – говорит Кулигин в другом монологе . – Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены… Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто... Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет».

В этой яркой характеристике жизни обывателей города вскрывается оборотная сторона домостроевского строя жизни, с его патриархальным деспотизмом, боязнью общественного «суда», с наружным благочинием, прикрывающим часто бессердечие я жестокость... Когда домостроевский уклад жизни смягчается разумностью и сердечностью «владыки» дома – он не только терпим, но даже подкупает сердечной простотой жизни (бабушка Татьяна Марковна в «Обрыве », старик Багров в «Семейной Хронике »,

Город Калинов и его обитатели (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Действие пьесы начинается с ремарки: «Общест-венный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сель-ский вид». За этими строчками кроется необыкновен-ная красота волжских просторов, замечает которую лишь Кулигин, механик-самоучка: «... Чудеса, ис-тинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот/бра-тец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». Все остальные жи-тели города Калинова не обращают внимания на кра-соту природы, об этом говорит небрежно реплика Куд-ряша в ответ на восторженные слова Кулигина: «Нешто!» И тут же, в стороне, Кулигин видит Дикого, «ругателя», который размахивает руками, распекая Бориса, своего племянника.

Пейзажный фон «Грозы» позволяет более ощутимо почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев. В пьесе драматург правдиво отразил обществен-ные отношения середины XIX века: дал характери-стику материально-правового положения купеческо-мещанской среды, уровню культурных запросов, семейно-бытовому укладу, обрисовал положение женщины в семье. «Гроза»... представляет нам идил-лию «темного царства»... Жители... гуляют иногда по бульвару над рекой,., вечером сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами; но больше проводят время у себя дома, занимаются хо-зяйством, кушают, спят, — спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь, какую они задают себе... Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли может измениться как ему угодно, мир может начать новую жизнь на новых началах, — обитатели городка Калинова будут себе существовать по-преж-нему в полном неведении об остальном мире...

Страшна и тяжела для каждого новичка попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой тем-ной массы, ужасной в своей наивности и искренности. Ведь она проклянет нас, будет бегать, как зачумлен-ных, — не по злобе, не по расчетам, а по глубокому убеждению в том, что мы сродни антихристу... Жена, по господствующим понятиям, связана с ним (с му-жем) неразрывно, духовно, посредством таинства; что бы муж ни делал, она должна ему повиноваться и раз-делять с ним его бессмысленную жизнь... И в общем мнении самая главная разница жены от лаптя в том и состоит, что она приносит с собою целую обузу забот, от которых муж не может избавиться, тогда как ла-поть дает только удобство, а если неудобен будет, то легко может быть сброшен... Находясь в подобном по-ложении, женщина, разумеется, должна позабыть, что и она такой же человек, с такими же самыми пра-вами, как и мужчина», — писал в статье «Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов. Продолжая раз-мышлять о положении женщины, критик говорит, что она, решившись «идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской се-мье, должна быть исполнена героического самоотвер-жения, должна на все решиться и ко всему быть гото-ва», потому что «при первой же попытке ей дадут по-чувствовать, что она ничто, что ее раздавить могут», «прибьют, оставят на покаянии, на хлебе и воде, ли-шат света дневного, испытают все домашние исправительные средства доброго старого времени и приведут-таки к покорности».

Характеристику городу Калинову дает Кулигин, один из героев драмы: «Жестокие нравы, сударь, в на-шем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ниче-го, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам боль-ше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот ста-рается бедного закабалить, чтобы на его труды даро-вые еще больше денег наживать... А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Вражду-ют друг на друга...» Также Кулигин отмечает, что в го-роде нет работы для мещан: «Работу надо дать мещан-ству-то. А то руки есть, а работать нечего»,— и мечта-ет изобрести «перпету мобиль», чтобы употребить деньги на пользу обществу.

Самодурство Дикого и ему подобных основано на материальной и моральной зависимости других лю-дей. И даже городничий не может призвать к порядку Дикого, который ни одного из своих мужиков «путем не разочтет». У того своя философия: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках раз-говаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь ко-пейке на человека, а у меня из этого тысячи составля-ются, так оно мне и хорошо!» А то, что у этих мужиков каждая копейка на счету, его не волнует.

Невежественность обитателей Калинова подчерки-вается введением в произведение образа Феклуши, странницы. Она считает город «землей обетованной»: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купе-чество все народ благочестивый, добродетелями мно-гими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставленное им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых». Но мы-то знаем, что в доме Кабановых задыхается в нево-ле Катерина, спивается Тихон; Дикой куражится над родным племянником, заставляя его пресмыкаться из-за наследства, по праву принадлежащему Борису и его сестре. Достоверно рассказывает о нравах, царя-щих в семьях, Кулигин: «Вот, сударь, какой у нас го-родишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют толь-ко по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь за-бота... А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да се-мью тиранят. И что слез льется за этими запорами, не-видимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня да на улице; а до семьи моей тебе дела нет; на это, гово-рит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Се-мья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, уму только весело, а остальные — волком воют... Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».

А что стоят рассказы Феклуши о землях замор-ских! («Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят... А то есть еще земля, где все люди с песьими головами». Да что о далеких странах! Ограниченность взглядов странницы особенно ярко проявляется в по-вествовании о «видении» в Москве, когда Феклуша обыкновенного трубочиста принимает за нечистого, который на крыше «плевелы сыпет, а народ днем в суете-то своей невидимо и подберет».

Остальные жители города под стать Феклуше, сто-ит лишь прислушаться к разговору местных жителей на галерее:

1 - й: А это, братец ты мой, что такое?

2 - й: А это Литовское разорение. Битва! Видишь? Как наши с Литвой бились.

1 - й: Что ж это такое Литва?

2 - й: Так оно Литва и есть.

1 - й: А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.

2 - й: Не умею тебе сказать. С неба так с неба.

Неудивительно, что и грозу калиновцы восприни-мают как божье наказание. Кулигин, понимая физи-ческую природу грозы, пытается обезопасить город, построив громоотвод, и просит на эти цели денег у Ди-кого. Конечно, тот ничего не дал, да еще и обругал изобретателя: «Какое там елестричество! Ну какой же ты не разбойник! Гроза нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рож-нами какими-то, прости господи, обороняться». Но реакция Дикого никого не удивляет, расстаться с де-сятью рублями просто так, на благо города, смерти по-добно. Ужасает поведение горожан, которые и не по-думали вступиться за Кулигина, а лишь молча, со сто-роны, наблюдали за тем, как Дикой оскорбляет механика. Вот на этой безучастности, безответности, невежественности и зыблется власть самодуров.

И. А. Гончаров писал, что в пьесе «Гроза» «уле-глась широкая картина национального быта и нра-вов. Предреформенная Россия достоверно представлена в ней социально-экономическим, семейно-бытовым и культурно-бытовым обликом.