Женские судьбы в пьесе гроза. Женские образы в пьесах А

Сочинение на тему «Женские образы Островского»

Александр Николаевич Островский в своих произведения раскрывал через женские образы происходящие в девятнадцатом веке события. Его героини чаще всего олицетворяют призму, через которую проходит большое количество конфликтов, как социальных, так и общественных. Женщины в пьесах представляются читателям живым олицетворением эпохи и царящих в ней пороках и идеалах. При этом, как правило, героини не готовы принять ту несправедливость или грязь общества, которые им навязываются всеми окружающими. Наоборот женщины готовы яростно защищать свою индивидуальность, свои собственные идеалы и чистоту.
Если вспомнить пьесу «Гроза» А.Н. Островского, то в ней имеется большое число колоритных женских образов, каждый из которых уникален и по своему привлекателен для читателя. Катерина – молодая и окрыленная своими идеалами девушка, которая совсем недавно вышла замуж. В ее представлении замужество было огромной радостью. Она страстно желала стать женой и матерью, для нее это было бы наибольшим счастьем. Но когда ее мечта сбылась и она вышла замуж за Тихона, то суровая реальность отрезвляет ее. Она не чувствует тех чувств любви к мужу, которых так ждала. Но тут появляется Борис. В нем Катерина находит отклик своим пылким чувствам. Наконец-то случилось то, о чем она так мечтала. Она встретила свою любовь. Однако, трагедия в том, что героиня не может быть с ним вместе. Измена и раскаянья приводят Катерину в отчаянье. Она ради любви поступилась своими непоколебимыми ранее принципами. Но и это не дало ей счастья. Она не видим смысла для дальнейшего существования, и решается на самоубийство.
Совершенно другой вырисовывается Варвара в пьесе «Гроза». Ее образ более изворотливый, хитрый и дальновидный. Для нее брак – это не возвышенное и романтическое соединение двух любящих сердец, а отличная сделка, чтобы выбраться из под гнета матери-тирана, которая управляет совершенно всем в доме. Варвара полная противоположность Катерины. На мой взгляд, эти два образы находятся в пьесе так близко друг к другу специально, чтобы показать читателям, что могло бы стать с Екатериной, если бы она действовала по-другому, более хитро, потакала всем капризам и желаниям Кабанихи. Таким образом, и с таким поведением Екатерина превратилась бы в Варвару. Данный очень продуманный ход применяется Островским не только в пьесе «Гроза».
Немного другая ситуация разыгрывается в пьесе «Бесприданница». В ней главной героиней является Лариса Огудалова. Для нее брак – это также удачная сделка, которая обеспечила бы ей безбедное существование. Ее судьба также складывается не особо удачно. Тот человек, которого она любила, бросил ее и скрылся в неизвестном направлении. Поэтому она решается выйти замуж за первого, кто к ней посватается. Им оказывается не особо богатый мещанин Карандышев. Он счастлив, что наконец-то Лариса ответила на его ухаживания согласием, ведь герой уже давно, но безрезультатно пытался добиться ее внимания. Свадьба должна состояться в самое скорое время, но все планы нарушает приезд Паратова – несчастной любви Ларисы. Он дает ей массу обещаний и надежд на лучшее будущее, который и не собирается выполнять. Но героиня опять доверяет ему и поддается соблазну. Карандышев узнает об этом и собирается страшно отомстить. Выстрел в свою любимую девушку Ларису прекращает и ее и свой собственный позор. Она принимает смерть с благодарностью, ведь пережить такой позор было бы очень сложно.
Итак, женские образы Островского очень разнообразны, но им непременно нельзя не сопереживать и ими невозможно не восхищаться.

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы "Гроза". Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости "темного царства". Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине "Грозы" имя Екатерина, что в переводе с греческого означает "вечно чистая". Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. "Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много", - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: "Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, - ангелы ведь это". Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. "... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится", - вспоминает она.

Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но "здесь все как будто из-под неволи", - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. "А горька неволя, ох, как горька", - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился "решительный, цельный русский характер", который "выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе".

Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из "темного царства". На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.

Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает "Чайка". Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества.

Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

Часть из них давно утратила актуальность в силу изменения исторических реалий. Но это не мешает по-прежнему находить жизненную правду в прекрасных диалогах и характерах. Одна из величайших драм, которые поныне волнуют сердца читателей и поклонников театра, - пьеса, которую создал А. Н. Островский, «Гроза». Противостояние эмоциональной, вспыльчивой и тонко чувствующей девушки Катерины патриархальной семье и в наше время находит множество откликов в душах людей. Прежде всего потому, что это трагедия человеческих чувств, которая в той или иной форме оживает в каждом поколении и при любом социальном строе.

Катерина и ее окружение

Катерина Кабанова - центральный персонаж пьесы «Гроза». Островский изобразил ее крайне цельной личностью. Ее первые же слова в диалоге со свекровью многое говорят: Катя явно очень прямая, честная и не умеющая кривить душой девушка. Услышав косвенные нападки в разговоре о себе, она тут же вмешивается, чтобы прояснить ситуацию. И в достаточно прямой, хоть и доброжелательной манере разрешить конфликт лицом к лицу с его зачинщицей. Но не таковы остальные члены семьи Кабановых. Деспотичная свекровь ни в коей мере не нуждается в том, чтобы с ней говорили прямо и открыто. Разделять и властвовать в своем доме ей помогает как раз атмосфера недомолвок, скрытая вражда и умение тонко и незаметно провоцировать. Вот уж действительно «темное царство»! Открытый разговор, выяснение отношений без привлечения третьих лиц и стремление жить в согласии здесь абсолютно не в ходу. Лицемерная Варвара и робкий послушный Тихон ничего не могут сделать, чтобы изменить раз и навсегда заведенный Кабановой порядок вещей. Выводя на сцену немногочисленных героев драмы «Гроза», Островский живописал их очень тщательно, и наделил каждого ярким узнаваемым характером.

Существовали ли альтернативы?

Выйдя замуж и полюбив другого человека, Катерина сама захлопнула ловушку, которая и привела ее к трагическому концу. Но даже если бы не вовремя возникшее чувство к другому мужчине не привело ее к душевному кризису и самоубийству, слабо верится в то, что ее жизнь могла бы сложиться счастливо. Невозможность вписаться ни в существующий патриархальный строй, ни в погрязшую во лжи и лицемерии семью мужа - все это рано или поздно привело бы к краху, метафорой которого и служит надвигающаяся гроза. Островский мастерски создал буквально несколькими ремарками гнетущую атмосферу и показал приближение развязки трагедии, которая назревала в душе главной героини.

Двуличие - единственная альтернатива

Изначально воспитанная остро противиться всякому двоемыслию Катерина не привыкла что-то таить и скрывать от близких людей. Варвара, сестра ее мужа, в этом смысле - ее полная противоположность. Она, по ее собственному признанию, давно поняла, «в каком доме живет», и научилась врать строгой матери и бесхарактерному брату Тихону. Катерина же преувеличенно не приемлет никакой лжи - даже свою собственную совесть она постоянно подвергает строгим допросам. Естественно, для нее даже смерть оказывается ближе, чем двойная жизнь, в которой нашлось бы место любовнику. Такой экстремально правдивой изобразил ее Островский. «Гроза» в сокращении даст представление о сюжете и характерах, познакомит с самыми яркими диалогами. Но чтобы составить объективное суждение о произведении, лучше прочесть его в полном варианте. Таким, каким изначально создана «Гроза». Островский, без сомнения, - прекрасный драматург, и чтение подарит минуты удовольствия всем любителям хорошей драмы.

Александр Николаевич Островский - русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. За свою жизнь он написал множество достойных произведений, но наиболее широкую известность приобрели драмы «Гроза» и «Бесприданница». Обе пьесы посвящены проблеме положения женщины в обществе, которая обыгрывается на двух наиболее значимых женских образах произведений: Ларисе Огудаловой и Катерине Кабановой.

Катерина – искренний, открытый и светлый человек, чем резко выделяется на фоне общества, в котором вынуждена жить.

Она воспитана на любви, взаимопонимании и уважении к ближнему, чего не может добиться от своей нынешней семьи по отношению к себе. Катерина не может ужиться в той обстановке, в которой оказалась после замужества, и в конце концов ее неприязнь к собственной супружеской жизни выливается в протест против патриархального уклада.

По своему характеру Лариса Огудалова гордая, достаточно сдержанная, но необычайно приветливая девушка. Лариса несчастна в любви, в чем схожа с Катериной Кабановой, она также не может найти поддержки и участия в своей семье, что приводит к назреванию внутреннего конфликта героини. Ее мать, Харита Игнатьевна, заботится только о будущем благосостоянии дочери, пытаясь подыскать жениха побогаче, но несмотря на все ее усилия Лариса, неожиданно для самой себя, соглашается выйти замуж за бедного чиновника. Она стыдится своего будущего мужа и унижена его попытками сравниться с Паратовым, к которому она все еще питает нежные чувства. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни.

Несмотря на схожесть ситуаций, в которых оказываются обе девушки, их протест и реакция на происходящее выражаются по-разному. Лариса равнодушна и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. В течение всей пьесы мы мало видим какие-либо эмоции, которые показывает Лариса. Катерина же наиболее ярко реагирует на окружающую ее обстановку, она откровенна с читателем с самого начала. Возможно, именно поэтому она выступает решительней со своим протестом, нежели Огудалова младшая. Она кается в содеянном и, не в силах больше продолжать такую жизнь, бросается в воду, на что сама Лариса, хоть и мечтает о смерти, не решается.

Таким образом, внутренний конфликт, назревающий в обеих героинях, который позже превращается в протест против общества, имеет под собой разную почву. В случае Катерины, это протест жертвы тирании против самих тиранов; Лариса же выступает против «торговли» человеческими чувствами и потребительского отношения к личности. Обе девушки, так яро стремившиеся к свободе, в конечном итоге ее достигают, но какой ценой?

Во все времена, в жизни и в произведениях литературы, дома и не балах, с мужчиной или с подругами, женщины оставались и остаются разными. У каждой из них свой характер, свои идеалы, увлечения и стремления. Одна половина женской части человечества совершенно противоположна второй, и это нормально, это течение жизни, но порой бывает так, что эти самые антиподы враждуют между собой и выигрывает, конечно же, тот, кто сильнее и властнее. Так, например, в произведении Островского Александра Николаевича «Гроза» под одной крышей уместились два совершенно противоположных образа.

Первый женский образ – Катерина . Это очень честная и добрая девушка, которая любит и уважает всех, она никогда никого не оскорбляет, не строит и не поучает. Девушка выросла в очень хорошей семье, где её любили, и она была свободной всю свою девичью жизнь до того момента, пока не встретила Тихона и не вышла за него замуж. С самого детства Катерина была открыта всему новому, миру и людям, а ещё она искренне верила в бога и помогала своим родителям. Попав в дом Тихона, она попала и в руки его матери, и была поражена, насколько здесь всё по-другому. Девушке ничего не оставалось, как слушать Кабанову и мучиться-мучиться, пока смерть не придёт за ней, или, как получилось на деле – она не пойдёт навстречу к своей смерти.

Кабанова – властная и деспотичная женщина, которая с одной стороны считала, что мужчина в семье главный и его нужно слушаться, а с другой – командовала своим сыном и его женой. В доме Кабановой царствовали порядки «Домостроя», она требовала слушаться её, уважать и выполнять любую работу, которую она даёт. Катерину она постоянно унижала, обращалась с ней не как с личностью, давила на неё, а когда та, совершив грех, раскаялась, женщина обрадовалась, ведь это новый повод для того, чтобы мучить бедную девушку. Всем понятно, что это не могло продолжаться вечно. К сожалению, из этого не вышло ничего хорошего, и Катерина совершила самоубийство, а Кабаниха, которая пыталась всем навязать своё мнение, заставить подчиняться ей и жить по традициям и выполнять обычаи, в конце концов осталась одна, от неё отвернулся даже сын, на которого она возлагала огромные надежды. Но, как известно, добро всегда сильнее зла, оно побеждает его, а справедливость в итоге торжествует. Так и в этом произведении, Кабаниха получила по заслугам, пусть и такой ценой, как смерть несчастной молодой девушки.

К несчастью, Кабанова всё же сумела довести невестку до такого состояния, но и Катерина, будучи набожной и очень честной, не смогла жить с мыслью о том, что она совершила огромный грех, и не то что Кабанова – она сама не простит его себе никогда.

Конечно, в жизни не бывает только чёрного и белого. Так и в «Грозе», здесь присутствует ещё один образ – Варвара . Это дочь деспотичной Кабанихи, которая несмотря на нравы своей матери, продолжала гулять со своим возлюбленным. Она не была такой, как её брат, она была свободнее. Именно поэтому Варвара и помогала главной героине. Она устроила свидание с Борисом и всегда поддерживала её словами. Варвара бесспорно была доброй, но эта доброта перестаёт быть таковой, когда мы вспоминаем о том, кто её мать. Варвара – сломлена Кабанихой, поэтому априори не может быть положительным персонажем.

Вот так под одной крышей и на страницах одной книги уместились такие разные женщины.

Вариант 2

Женский образ занимает значительную часть в русской литературе. Именно женщины становятся примером настоящей жизни с переживаниями и трудностями в произведениях великих русских классиков.

Известный не только в 19 веке, но и в современном мире драматург Александр Островский так же уделил особое внимание женскому образу. Все героини в его произведениях разнообразны, с неидеальным характером, ярким поведением и своей индивидуальностью. Хорошо проследить многообразие образов можно в драматическом рассказе «Гроза».

«Гроза» была написана в 1859 году. Действия происходят в вымышленном городе на берегу реки Волги. Главными героями является семья Кабановых. Молодая девушка Катерина по наставлению родителей вышла замуж за пьяницу Тихона, потому что тот выходец из знатной семьи. В новом доме всем правит мать Тихона - Кабаниха. Хозяйка дома всячески унижает и притесняет свою невестку, заставляя ее делать глупые вещи. И только в Варваре, дочери Кабанихи, Катерина находит понимание и сочувствие. В центре произведения находятся социальный конфликт и яркие женские образы, которые противопоставлены между собой.

Первым женским образом является образ главной героини Катерины. Героиня представлена искренней, мечтательной и романтичной девушкой. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в совершенно другой дом, наполненный злобой и ненавистью. Утешение девушка находит в Варваре и новом возлюбленном Борисе. Но Катерина не может совладать со своими чувствами и выбирает путь самоубийства.

Следующим образом выступает Марфа Кабанова или Кабаниха. Этот женский образ Островский противопоставил Катерине. Кабаниха властная и жестокая купчиха, которая находит радость в унижении окружающих. Все живущие в ее доме должны поступать только по наставлениям хозяйки. Марфа Кабанова является символом жестокости, тирании и деспотизма.

Не менее ярким образом является Варвара, дочь Кабанихи. Живая, идущая против системы и правил своей матери, Варвара помогает Катерине и оказывает поддержку. Но в открытую героиня не действует, она предпочитает хитрость и ложь. В конце Варвара сбегает со своим возлюбленным Кудряшом, пренебрегая законами матери.

Каждая из героинь по-своему интересна, ведь каждая представляет эпоху того времени.

Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

  • Образ и характеристика Спицына в повести Дубровский Пушкина

    Антон Пафнутьич Спицын - персонаж второго плана известнейшего произведения Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»