Церковь оптинских старцев. Икона оптинских старцев — значение, в чем помогает

Собор Оптинских старцев - праздник, посвященный памяти 14 монахов, проживавших в в период XVIII-XX веков (Оптинских старцев). В этот день прославляются:

1. иеросхимонах (Наголкин), 1768-1841;
2. иеросхимонах (Иванов), 1788-1860;
3. схиархимандрит (Путилов), 1782-1862;
4. схиигумен (Путилов), 1795-1865;
5. иеросхимонах (Пономарёв), 1805-1873;
6. иеросхимонах (Гренков), 1812-1891;
7. схиархимандрит (Антимонов), 1810-1894;
8. иеросхимонах (Зерцалов), 1824-1894;
9. иеросхимонах (Литовкин), 1837-1872;
10. схиархимандрит (Плиханков), 1845-1913;
11. иеросхимонах (Потапов), 1855-1922;
12. иеросхимонах (Тихонов), 1853-1928;
13. иеромонах (Беляев), 1888-1931;
14. архимандрит (Бобраков), 1865-1938.

Возникновение традиции оптинского старчества связано с возрождением православной жизни в Российской империи в конце XVIII - первой половине XIX веков. Именно в этот период монастырь Оптина пустынь, ранее переживавший период упадка, фактически стал неформальным центром духовной жизни России. Этому способствовало то, что первые настоятели возрожденной обители, Моисей и Леонид (в схиме Лев), были последователями святого преподобного , возрождавшего традиции исихазма (православного аскетизма), ставшего основой Оптинского старчества. Оптинские старцы следовали принципам послушания, глубокого смирения перед Богом, их образ жизни соответствовал тому, что старцы проповедовали.

Большой авторитет в общественном сознании Оптинские старцы приобрели на фоне начавшихся в 60-е годы XIX века преобразований в России. Отмена крепостного права, зарождение интеллигенции, появление многочисленных революционных организаций - все это привело к том, что у старцев Оптиной пустыни стали искать ответы на духовные, мировоззренческие вопросы не только простые люди, но и известные представители творческих профессий. Для исповеди и бесед со старцами Оптину пустынь посещали Н.Гоголь, Л.Толстой, Ф.Достоевский, В.Соловьев и многие другие.

Сами старцы также оставили обширное литературное наследие, издающееся под названиями "Письма Оптинских старцев", "Поучения Оптинских старцев", "Беседы Оптинских старцев", "Молитвослов Оптинских старцев", "Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских" и являющееся одним из памятников православной мысли XIX века. Сохранились сведения о многочисленных предсказаниях Оптинскими старцами Первой мировой войны, гонений большевиков на православие, последующего возрождения церкви в России и других событий.

Один из старцев, Исаакий Оптинский младший, был расстрелян в годы Советской власти за "церковную деятельность" и прославлен как новомученик. Каноническое прославление Оптинских старцев началось на Поместном соборе Русской православной Церкви 1988 года. В этом году был канонизирован иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы были прославлены поначалу как местночтимые (26 июля 1996 года), а в 2000 году - общецерковно. 25 декабря 2009 года служба Собору преподобных Оптинских старцев была утверждена Священным Синодом.

Мощи старцев Льва (Наголкина), Макария (Иванова), Илариона (Пономарева), Анатолия (Зерцалова), Варсонофия (Плиханкова) и Анатолия (Потапова) были обретены в 1998 году в Оптиной пустыни.

В память об Оптинских старцах освящена в Минске (Белоруссия).

СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ


По преданию, монастырь Оптина пустынь основан недалеко от города Козельска на берегу реки Жиздры в конце XIV - начале XV вв.. Основателем обители был гроза окрестных лесов, разбойник душегубец по имени Опта (Оптия), впоследствии раскаявшийся и принявший монашество с именем Макарий.

Несколько раз обитель переживала периоды кризиса и упадка. Известно, что в 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. Но в 1821 г. обстановка изменилась, наступило возрождение обители после устройства калужским владыкой Филаретом Свято-Иоанно-Предтеченского скита при монастыре. Калужский архиерей обратился к известному старцу иеросхимонаху Афанасию, ученику великого молдавского старца преподобного Паисия Величковского, жившему с братией в Рославльских лесах. Епископ предлагал старцам избрать уединенное место на территории обители «для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей». По благословению отца Афанасия в Оптину пустынь из Рославльских лесов прибыли отшельники во главе с братьями Путиловыми — будущими преподобными оптинскими старцами Моисеем и Антонием. Они поселились на монастырской пасеке, восстанавливая обитель.

С тех пор Оптина Пустынь стала, по выражению о.Павла Флоренского, «духовной санаторией многих израненных душ». Там поселились привыкшие к уединению пустынники, а духовной жизнью стали заведовать старцы, в то время как настоятель был только администратором.

Первоначально братство Свято-Введенского скита состояло из 6 человек: о.Моисея (Путилова), ставшего начальником скита, его брата о.Антония (Путилова), о.Савватия, послушника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона.

Оптина пустынь создавалась полностью на тех началах, которые проводил в своей деятельности прп.Паисий (Величковский; 15/28 нояб. 1794), выходец из Полтавской губернии, переводчик и составитель славянского варианта знаменитого духовного свода "Добротолюбия". У преп.Паисия все было обращено на внутреннюю сторону иноческой жизни, самоусовершенствование духа. Им было введено старчество и обязательное изучение святоотеческих творений как основания, на котором должна созидаться жизнь всякого инока. Преп.Паисий сделал такую широкую постановку старчества, какой не имело оно ни в одном монастыре в XVIII веке - ни в русском, ни в афонском. В русских монастырях к первой половине XVIII века старчество было забыто. В это время не существовало старчества также и на Афоне, что видно из жития преп.Паисия, который не нашел себе на Афоне наставника, искусного в Божественных и отеческих писаниях. Но духовное руководство иноками не было забыто в Молдавии: здесь в отдельных скитах существовало старчество, здесь преп.Паисий уяснил и необходимость внутреннего духовного подвижничества. Но старчество существовало в отдельных небольших скитах, и нужно было, чтобы явился человек, каковым и стал преп. Паисий, который бы силою своего слова, силою своей энергии и влияния ввел его в общежительную жизнь монастырей как основной его нерв, упрочил бы его в общежительном строю иноческой жизни.

Переняв опыт преп.Паисия, Оптина Пустынь возрастила целую лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное.

Первым великим Оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) , прибывший в скит в апреле 1829 года, человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Богатырь духовный, нелицеприятный, иногда даже резкий в слове. Именно к нему обращались за духовной помощью не только братия, но и многие миряне из разных сословий и званий, жившие в далеких российских губерниях. Отец Лев (в мантии Леонид) был родом из купеческой семьи города Карачаева Орловской губернии, в Оптину пустынь прибыл уже на склоне лет. В молодости он обладал баснословной силой, но и теперь был высокого роста, говорил басом, немного юродствовал, шутил, но это всегда имело скрытый назидательный смысл. Он читал в душе каждого из приходивших к нему забытые тайные грехи, сокровенные помыслы.

- Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.

Преемником старца Льва стал его ученик и сотаинник иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) , сохранивший и в старческом служении особую деликатность, скромность характера, привлекшие в Оптину писателей. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях - это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

- Вам хочется не только быть хорошею и ничего не иметь худого, но и видеть себя таковою. Желание похвально, а чтобы видеть свои добрые качества, это уже есть пища самолюбию…

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) - кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители: стену-ограду с семью башенками, новые братские корпуса, трапезную, библиотеку, гостинницы, конные и скотный дворы, черепичный и кирпичный заводы, мельницу, братское кладбище и весь скит. И нередко все это строилось только для того, чтобы дать работу и прокормить местных жителей в голодные годы. При нем развели огромные огороды и фруктовые сады. Этим помогли бесчисленные паломники притекавшие в Оптину, зато других кормили бесплатно, даже когда и сам монастырь нуждался. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

- Если кому когда милование какое-нибудь сделаете — за то помилованы будете.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) - брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку, - говорил он перед своей кончиной.

- Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: “Стерплю это я для Иисуса Христа!”. Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) - ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, - вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

- Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце.

- Замечания делай не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) - великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Под шутливостью скрывавший великие духовные дарования, "столп старчества" Оптиной. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.

- Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.

- Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

- Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются... а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться и нечего сказать.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) - скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения и молитвенного делания. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

- Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

- Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят.

- Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно — об этом мы не знаем. Он — Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй.

- Пожалей, и не осудишь.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) - приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя - двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) - ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

- Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать.
- Что трудом приобретается, то и бывает полезно.
- Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) - скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Умудренный долгой жизнью в миру, умел видеть "знамения времени" и наставлял своих духовных чад в готовности "пострадать за веру даже до смерти". Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

- Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда — гибель.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) - любвеобильный батюшка, прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

- Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен.

- Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928) - последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители. Незадолго до революции старец стал ходить с красным бантом, предсказывая грядущие события. У него была птичка, которая свистела, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, пришедших с пустыми горестями; имелся волчок, который он заставлял запускать известного профессора; были детские книжки, которые старец давал читать представителям интеллигенции. В начале ХХ в., ознаменовавшегося интеллектуальной революцией, преподобный советовал жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию.

- Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: “Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего”.

- Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей, то есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему.

- Ищите во всем великого смысла!

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) - исповедник веры, выросший в меру старца в тридцатилетнем возрасте, ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

- Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно...

- На кощунствующих надо смотреть как на больных, от которых мы требуем, чтобы они не кашляли и не плевали...

- Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

- “Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

- Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? — сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя — Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое не достоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

- Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам.

- Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.

- Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей...

- Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.

- Терпение есть непрерывающееся благодушие.

- Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) - последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе, твердо стоя в своем исповедании: “От креста своего не побегу!”

В тридцатых годах, во время гонений на церковь многие иеромонахи были арестованы, но и в тюрьмах и лагерях благодаря молитвенникам Оптинской Пустыни продолжали теплиться в сердцах людей любовь и вера. В 80-х годах ХХ века возродилась духовная жизнь Святой Обители, возродились и традиции Оптинского Старчества. Нескончаем поток паломников в Оптину Пустынь и по сей день.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского, а 10 июля 1998 г. были обретены мощи преп. Амвросия вместе с мощами ещё шести Оптинских старцев.

26-27 июля 1996 г. тринадцать Оптинских Старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. В 2000 году преподобные Оптинские Старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Православный народ всегда чувствовал соборность оптинского благочестия, недаром одна из любимых молитв та, которая долго переписывалась верующими от руки, а теперь уже неоднократно издана, названа "Молитва оптинских старцев", без определения авторства. И в этой молитве отразился особый "оптинский дух", который и сейчас жив в стенах обители. Прежде всего, это отсутствие какого-либо показного благочестия, жизнерадостность в в отношениях с людьми при спрятанности внутренних борений; это святая простота, нелюбовь к "высокому штилю", житейская опытность и все покрывающая любовь, но при строгости к разрушителям Православия.

И еще одна черта, очень важная для нашего времени - "историческая жизнерадостность". Все старцы оптинские говорили и писали о грядущих бедствиях, их пророчества были очень конкретные и многие из них уже сбылись, но тон пророчеств, общее настроение при разговорах об испытаниях и даже о конце времен непременно проникнуты упованием на милость Божию к верующим. Старцы верили в будущее духовное возрождение России и повторяли, что при любых скорбях надо помнить, что "любящим Господа все содействует ко благу" и "вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное", потому что "зло уже побеждено Самим Спасителем нашим Сыном Божиим Иисусом Христом".

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва Оптинских старцев



Тропарь Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, глас 6:
Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителие, /преподобнии старцы Оптинстии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша.

Кондак, глас 4:
Воистину дивен Бог во святых Своих,/ Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/ идеже богопросвещеннии отцы,/ тайныя сердца человеческого ведуще,/ народа Божия печальницы доблии явишася:/ сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/ в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/ и Божией премудрости научиша,/ страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша,/ ныне же, во славе Божией пребывающе,/ молятся непрестанно о душах наших.

Док.фильм «НЕИЗВЕСТНАЯ ОПТИНА» (2017)

Док.фильм «МОНАСТЫРИ РОССИИ. Оптина Пустынь.» (2016)

Фильм 1-го канала «ОПТИНА ПУСТЫНЬ» (2016)

День празднования памяти Собора преподобных отцев и старцев в Оптиной Пустыни просиявших: Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия I (1894), Исаакия I (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия II (1922), Нектария (1928), Никона исп. (1931), прмч. Исаакия II (1938)

Оптина Пустынь была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек. «Если вы хотите основательно ознакомиться с христианством,- говорил И. В. Киреевский,- то необходимо познакомиться с монашеством, со старчеством, а в этом отношении лучше Оптиной Пустыни трудно найти». Без преувеличения можно сказать, что это самый яркий духовный светильник Православной Руси XIX–нач. XX веков, возжжённый русскими людьми пред Богом и оказавший огромное влияние на судьбы России. Конечно, и в других монастырях было немало святых, но трудно с уверенностью сказать, было ли когда-либо в России за всю её историю место, подобное Оптиной Пустыни, где родилось целое общество людей, обновлённых силой благодати Святаго Духа, которое так приблизилось бы к идеалу христианских отношений, к преддверию Царства Небесного уже здесь, на земле. Главной святыней обители были её прославленные боголюбивые старцы. Старчество - это особый духовный союз, который состоит в добровольном и полном послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божием содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нём, хотя бы сам был и очень умён, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира». Старцы - опытные подвижники и духовники - известны с самого начала монастырской жизни. Одними из первых старцев на Руси были преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Старцем был преподобный Сергий Радонежский. Спустя век после него - преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Нил Сорский.

Начало Оптинскому старчеству положил святитель Филарет, митрополит Киевский, бывший в то время Калужским архипастырем, обретение мощей которого также празднуется в эти дни. Он устроил скит при Оптиной Пустыни и пригласил сюда из Рославльских лесов отцов Моисея и Антония, последователей молдавского старца преподобного Паисия Величковского. Немного позже к ним присоединился старец Лев, прибывший из Александро-Свирского монастыря. Мудрость преподобного Льва скоро сделала его известным и вне обители. Ради духовных советов начали приходить к дверям его келии из городов и сёл купцы, дворяне, мещане и простой народ обоего пола. При преподобном Макарии старчество ещё более расцвело и укрепилось, и продолжало процветать при последующих великих преемниках по старчеству вплоть до окончательного закрытия обители после революции. Старцы имели особый дар сострадательной, жертвенной любви. Полагая души свои за всех приходящих, они всеми силами старались наставить их на путь истинный. Чужие горести и падения они делали своими собственными. Умирали каждый день, до полного изнеможения принимая страждущих. Каждое слово старца было со властью, касалось сердца и орошало его неземной силой, устремляло к Небу, соединяло с Богом. Возвращался богомолец из Оптиной, летел как на крыльях, неся в себе отблески того неземного света, который согрел и осветил его душу в маленькой келии старца.

Люди стремились попасть в Оптину даже в годы богоборческого лихолетья, стремились побыть на святой земле монастыря, поклониться могилкам Оптинских святых. Невидимая великая святость Оптиной, хотя разрушенной и осквернённой, притягивала многих. Старцы продолжали помогать людям своими молитвами.

Они и ныне, предстоя престолу Божию, молятся о нас и готовы помочь и утешить каждого из нас.

По преданию, монастырь Оптина пустынь основан недалеко от города Козельска на берегу реки Жиздры в конце XIV — начале XV вв.. Основателем обители был гроза окрестных лесов, разбойник душегубец по имени Опта (Оптия), впоследствии раскаявшийся и принявший монашество с именем Макарий.

Несколько раз обитель переживала периоды кризиса и упадка. Известно, что в 1773 году в монастыре было всего два монаха - оба глубокие старики. Но в 1821 г. обстановка изменилась, наступило возрождение обители после устройства калужским владыкой Филаретом Свято-Иоанно-Предтеченского скита при монастыре. Калужский архиерей обратился к известному старцу иеросхимонаху Афанасию, ученику великого молдавского старца преподобного Паисия Величковского, жившему с братией в Рославльских лесах. Епископ предлагал старцам избрать уединенное место на территории обители «для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей». По благословению отца Афанасия в Оптину пустынь из Рославльских лесов прибыли отшельники во главе с братьями Путиловыми - будущими преподобными оптинскими старцами Моисеем и Антонием. Они поселились на монастырской пасеке, восстанавливая обитель.

С тех пор Оптина Пустынь стала, по выражению о.Павла Флоренского, «духовной санаторией многих израненных душ». Там поселились привыкшие к уединению пустынники, а духовной жизнью стали заведовать старцы, в то время как настоятель был только администратором.

Первоначально братство Свято-Введенского скита состояло из 6 человек: о.Моисея (Путилова), ставшего начальником скита, его брата о.Антония (Путилова), о.Савватия, послушника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона.

Оптина пустынь создавалась полностью на тех началах, которые проводил в своей деятельности прп.Паисий (Величковский; 15/28 нояб. 1794), выходец из Полтавской губернии, переводчик и составитель славянского варианта знаменитого духовного свода «Добротолюбия». У преп.Паисия все было обращено на внутреннюю сторону иноческой жизни, самоусовершенствование духа. Им было введено старчество и обязательное изучение святоотеческих творений как основания, на котором должна созидаться жизнь всякого инока. Преп.Паисий сделал такую широкую постановку старчества, какой не имело оно ни в одном монастыре в XVIII веке – ни в русском, ни в афонском. В русских монастырях к первой половине XVIII века старчество было забыто. В это время не существовало старчества также и на Афоне, что видно из жития преп.Паисия, который не нашел себе на Афоне наставника, искусного в Божественных и отеческих писаниях. Но духовное руководство иноками не было забыто в Молдавии: здесь в отдельных скитах существовало старчество, здесь преп.Паисий уяснил и необходимость внутреннего духовного подвижничества. Но старчество существовало в отдельных небольших скитах, и нужно было, чтобы явился человек, каковым и стал преп. Паисий, который бы силою своего слова, силою своей энергии и влияния ввел его в общежительную жизнь монастырей как основной его нерв, упрочил бы его в общежительном строю иноческой жизни.

Переняв опыт преп.Паисия, Оптина Пустынь возрастила целую лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное.

Первым великим Оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) , прибывший в скит в апреле 1829 года, человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Богатырь духовный, нелицеприятный, иногда даже резкий в слове. Именно к нему обращались за духовной помощью не только братия, но и многие миряне из разных сословий и званий, жившие в далеких российских губерниях. Отец Лев (в мантии Леонид) был родом из купеческой семьи города Карачаева Орловской губернии, в Оптину пустынь прибыл уже на склоне лет. В молодости он обладал баснословной силой, но и теперь был высокого роста, говорил басом, немного юродствовал, шутил, но это всегда имело скрытый назидательный смысл. Он читал в душе каждого из приходивших к нему забытые тайные грехи, сокровенные помыслы.

Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь .

Преемником старца Льва стал его ученик и сотаинник иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) , сохранивший и в старческом служении особую деликатность, скромность характера, привлекшие в Оптину писателей. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях – это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет », — говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

Вам хочется не только быть хорошею и ничего не иметь худого, но и видеть себя таковою. Желание похвально, а чтобы видеть свои добрые качества, это уже есть пища самолюбию…

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) — кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители: стену-ограду с семью башенками, новые братские корпуса, трапезную, библиотеку, гостинницы, конные и скотный дворы, черепичный и кирпичный заводы, мельницу, братское кладбище и весь скит. И нередко все это строилось только для того, чтобы дать работу и прокормить местных жителей в голодные годы. При нем развели огромные огороды и фруктовые сады. Этим помогли бесчисленные паломники притекавшие в Оптину, зато других кормили бесплатно, даже когда и сам монастырь нуждался. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

Если кому когда милование какое-нибудь сделаете - за то помилованы будете .

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку, — говорил он перед своей кончиной.

Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: “Стерплю это я для Иисуса Христа!”. Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильн о.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, — вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный… ». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце .

Замечания делай не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другог о.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) — великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Под шутливостью скрывавший великие духовные дарования, «столп старчества» Оптиной. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем .

Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение .

Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются… а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться и нечего сказать .

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения и молитвенного делания. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать .

Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят.

Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно - об этом мы не знаем. Он - Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй .

Пожалей, и не осудишь .

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя – двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать.
— Что трудом приобретается, то и бывает полезно.
— Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Умудренный долгой жизнью в миру, умел видеть «знамения времени» и наставлял своих духовных чад в готовности «пострадать за веру даже до смерти». Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда - гибель .

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922) — любвеобильный батюшка, прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма - не был бы он скучен.

— Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853-1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители. Незадолго до революции старец стал ходить с красным бантом, предсказывая грядущие события. У него была птичка, которая свистела, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, пришедших с пустыми горестями; имелся волчок, который он заставлял запускать известного профессора; были детские книжки, которые старец давал читать представителям интеллигенции. В начале ХХ в., ознаменовавшегося интеллектуальной революцией, преподобный советовал жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию.

Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: “Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего”.

— Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей, то есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему.

— Ищите во всем великого смысла!

Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) — исповедник веры, выросший в меру старца в тридцатилетнем возрасте, ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

— Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно…

— На кощунствующих надо смотреть как на больных, от которых мы требуем, чтобы они не кашляли и не плевали…

— Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

— “Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

— Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? - сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя - Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое не достоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

— Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам.

— Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.

— Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага - диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей…

— Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.

— Терпение есть непрерывающееся благодушие.

— Спасение ваше и погибель ваша - в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865-1938 ) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе, твердо стоя в своем исповедании: “От креста своего не побегу!”

В тридцатых годах, во время гонений на церковь многие иеромонахи были арестованы, но и в тюрьмах и лагерях благодаря молитвенникам Оптинской Пустыни продолжали теплиться в сердцах людей любовь и вера. В 80-х годах ХХ века возродилась духовная жизнь Святой Обители, возродились и традиции Оптинского Старчества. Нескончаем поток паломников в Оптину Пустынь и по сей день.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского, а 10 июля 1998 г. были обретены мощи преп. Амвросия вместе с мощами ещё шести Оптинских старцев.

26-27 июля 1996 г. тринадцать Оптинских Старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. В 2000 году преподобные Оптинские Старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Православный народ всегда чувствовал соборность оптинского благочестия, недаром одна из любимых молитв та, которая долго переписывалась верующими от руки, а теперь уже неоднократно издана, названа «Молитва оптинских старцев», без определения авторства. И в этой молитве отразился особый «оптинский дух», который и сейчас жив в стенах обители. Прежде всего, это отсутствие какого-либо показного благочестия, жизнерадостность в в отношениях с людьми при спрятанности внутренних борений; это святая простота, нелюбовь к «высокому штилю», житейская опытность и все покрывающая любовь, но при строгости к разрушителям Православия.

И еще одна черта, очень важная для нашего времени — «историческая жизнерадостность». Все старцы оптинские говорили и писали о грядущих бедствиях, их пророчества были очень конкретные и многие из них уже сбылись, но тон пророчеств, общее настроение при разговорах об испытаниях и даже о конце времен непременно проникнуты упованием на милость Божию к верующим. Старцы верили в будущее духовное возрождение России и повторяли, что при любых скорбях надо помнить, что «любящим Господа все содействует ко благу» и «вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное», потому что «зло уже побеждено Самим Спасителем нашим Сыном Божиим Иисусом Христом».

Молитва Оптинских старцев

Тропарь Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, глас 6:
Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителие, /преподобнии старцы Оптинстии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша.

Кондак, глас 4:
Воистину дивен Бог во святых Своих,/ Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/ идеже богопросвещеннии отцы,/ тайныя сердца человеческого ведуще,/ народа Божия печальницы доблии явишася:/ сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/ в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/ и Божией премудрости научиша,/ страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша,/ ныне же, во славе Божией пребывающе,/ молятся непрестанно о душах наших.

Оптина Пустынь - без сомнения одно из самых святых православных мест в России. Светоч жертвенности и благочестия на русской земле. Отрезанное от мира рекой и величественным сосновым бором, Пустынь живет своей святой жизнью уже седьмой век. Когда-то разбойник Опта, принявший решение жить праведной жизнью, собрал под своим началом таких же людей, стремящихся жить тихой жизнью отшельников. По имени разбойника родилось село Оптина, а потом с годами и веками и монастырь Оптина Пустынь.

В Оптину Пустынь к глубоким старцам-монахам всегда стремились люди со всей России найти утешение в жизни, люди, запутавшиеся, не понимающие своего истинного жизненного предназначения, и просто те, кто хотел почувствовать соприкосновение с духовным и святым. Пустынь связана с именами Достоевского, Л.Н.Толстого и других выдающихся личностей. После революции в 1918 году монастырь был закрыт и долгое время стоял без святого освящения. Лишь в 1987 году его вернули Православной церкви.

Экскурсии в Оптину Пустынь проводятся ежедневно с 9.00 до 17.00, экскурсия идет 1-1.5 часа.

Монастырь Оптина пустынь

Монастырь Оптина Пустынь впечатляет своими размерами, архитектурой и духовной атмосферой. Он находится в Калужской области, недалеко от города Козельска. Его основал в конце XIV века раскаявшийся разбойник Опта (Макарий).

В плане монастырь имеет форму квадрата. В его центре находится главный храм – Введенский собор, а вокруг него крестообразно расположены церкви: Марии Египетской, Казанской и Владимирской икон Божьей Матери. За рощей монастыря располагается скит, в котором живут монахи.

Главный собор – Введенский – имеет три придела: Введения во Храм Пресвятой Богородицы, преподобного Амвросия старца Оптинского и святителя Николая Чудотворца. Здесь находятся мощи преподобных старцев Амвросия и Нектария Оптинских, а также икона Казанской иконы Божией Матери. В других храмах монастыря находятся мощи других оптинских старцев (Моисея, Антония, Льва, Макария, Илариона и других).

На территории монастыря располагается монастырское кладбище и часовня на месте погребения убитых иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Оптинских.

А какие достопримечательности Оптиной Пустыни вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Шамординский монастырь

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь или Шамординский монастырь - женский православный монастырь. Изначально на месте, где теперь находится монастырь, было имение надворного советника Ключарева. Женскую общину основала его вдова, а официально ее учредили после смерти Ключаревой в 1884 году, в октябре того же года там появилась и первая церковь благодаря усилиям старца Амвросия.

Первой настоятельницей храма стала духовная дочь Амвросия монахиня София Астафьева-Болотова. После ее смерти это место заняла Евфросиния Розова, которая управляла обителью до 14 апреля 1904. При ней, в 1901 году, женская община получила статус монастыря и новое название - Казанская Амвросиевская пустынь. На следующий год епископ Калужский Вениамин освятил строительство Казанского собора монастыря, который возводился на деньги Сергея Перлова.

К 1918 году году в монастыре служили более 800 сестер, здесь была богадельня, больница, приют для девочек-сирот, а также несколько скитов. Монастырь пережил нелегкие времена, когда в 1923 году его закрыли. Тогда же часть сестер подверглись репрессиям: расстрелу или ссылке.

Монашеская жизнь возобновилась здесь только весной 1990 года. С этого момента и до мая этого года нас настоятельницей монастыря была игуменья Никона.

Введенский собор - главный и старейший храм известного монастыря Русской православной церкви - Оптиной Пустыни. Собор расположен в Калужской области, примерно в двух километрах от города Козельска. Монастырь был возведен в 1750 - 1771 годах. Храм расположен в центре монастыря, от него крестообразно расположены церкви. Здесь хранятся святые мощи оптинских старцев Амвросия и Нектария, а также известная Казанская икона Божьей Матери, к которой верующие относятся с особым почтением. Храм был закрыт после революции, его возражение началось с 1987 года. В настоящее время храм действующий.

Экономская гостиница монастыря

При монастыре Оптина Пустынь существует экономская служба, которая ведает вопросами быта и размещения паломников и гостей. Заселение производится ежедневно,для этого нужен паспорт, оплата небольшая. Номера в гостинице восьмиместные.

Гостиница при монастыре Оптина Пустынь предоставит ночлег с чистой постелью и ужином, но все очень скромно, как и подобает быть для быта паломников.

Возможно разместиться совсем бесплатно за работы и помощь в монастыре. также монастырь имеет домики, в которых есть по пять комнат, куда также размещают паломников и гостей, кто хочет немного более дорогой сервис. Оплата за комнату в сутки около 1000 рублей. Для размещения на ночлег в монастыре нужно связаться с экономской службой монастыря.

Святые врата

Святые ворота находятся на южной части ограды Введенского ставропигиального мужского монастыря. Это одно из самых прекрасных сооружений Оптиной Пустыни. Они представляют собой два небольших пролета с металлическими дверными полотнами, ведущими внутрь обители. Столбы, разделяющие полотна, украшены прекрасной лепниной, выполненной в виде изящных цветов. Верх Святых ворот украшает великолепный карниз из разноцветных изразцов. Архитектурный шедевр завершают два шатра, которые установлены на низеньких бронзовых восьмигранниках.

Святые ворота были основаны в 1688 суздальскими зодчими Грезновым, Маминым и Шмаковым. Одновременно с ними была возведена монастырская сторожка - восьмигранная башенка, окрашенная в ярко красный цвет с белой отделкой внешнего декора. С изменением направления старой улицы и расширением монастыря утратилось градостроительное значение ворот, которые некогда являлись центральным входом в Оптину Пустынь. Ежегодно это место посещают тысячи туристов и прихожан, чтобы насладиться прекрасным памятником архитектуры и ощутить его таинственную энергетику.

Собор Владимирской божьей матери

Собор Владимирской божьей матери был основан в 1809 году у восточной стены Введенского ставропигиального мужского монастыря. В 1811 году обитель была освещена святым Евлампием, а также епископом Боровским и Калужским. Вскоре при церкви было установлено шесть больничных келий, в которых находились больные и разочаровавшиеся в жизни люди. В 1854 году с западной стороны храма возвели небольшую пристройку, средняя часть которой составляла притвор храма, где читался Псалтырь, с поминанием усопших монахов и благодетелей обители.

В боковых частях Собора Владимирской божьей матери были устроены по три больничные кельи, в которых находили помощь и отраду престарелые и слабые старцы. В соборе нет особых украшений: он довольно прост и убог. В начале XX века здание церкви отремонтировали и надстроили. В 1885 году в здешней кельи жил и принимал богомольцев народный мудрец преподобный Анатолий Потапов. Собор Владимирской божьей матери ежегодно привлекает к себе множество туристов и прихожан, желающих духовно очиститься и набраться новых сил.

Дом" в котором жил святой Амвросий

Оптина пустынь - это уникальный монастырь Русской православной церкви, который расположен вблизи города Козельска Калужской области. С ним связаны эпизоды из жизни некоторых выдающихся российских писателей и мыслителей. Здесь находятся действующие и восстанавливающиеся соборы, а также много памятники архитектуры.

Одним из таких памятников является дом, в котором некогда жил святой Амвросий Оптинский. Он расположен у северного крыла Веденского собора, неподалеку от колокольни. Это небольшое одноэтажное здание, огражденное низким деревянным забором. Снаружи оно подштукатурено и побелено, а внутри - расположены две небольшие комнаты и кухня. Здесь нет ничего лишнего, все довольно просто и аккуратно. Дом очень светлый из-за множества окон, расположенных по его периметру, этим он характеризует своего хозяина.

Около дома растут несколько высоких широколистных деревьев. В наше время здесь открыт музей, в котором зрители могут ознакомиться с бытом святого Амвросия. Это место ежегодно собирает тысячи паломников.

Самые популярные достопримечательности в Оптиной Пустыни с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Оптиной Пустыни на нашем сайте.