Цирк никулина на цветном бульваре - один из самых старых цирков страны. Максим Никулин: биография, семья, личная жизнь

Артист цирка, киноактер, народный артист СССР, который по праву считается одним из ведущих представителей русской культуры ХХ века, Юрий Владимирович Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове, Смоленской области. Отец, Владимир Андреевич Никулин, писал для цирка и эстрады скетчи, репризы, клоунады. Он в Демидове организовал передвижной театр "Теревьюм" (Театр революционного юмора).

Мама Лидия Ивановна пела в этом театре куплеты. После переезда в Москву, в 1925 году, Владимир Андреевич, работал журналистом в изданиях "Гудок" и "Известия", вел драмкружок в школе, в котором занимался Никулин младший, мечтавший в то время петь в джазе, как Леонид Утесов.

В ноябре 1939 года, после окончания школы, Юрия Никулина призвали в армию и направили служить в зенитную артиллерию. Он прослужил семь лет от рядового до старшего сержанта, участвовал в финской войне, прошел всю Великую Отечественную войну, защищал Ленинград, освобождал Прибалтику, был контужен в 1943 году.

Демобилизовавшись в 1946 году, Юрий Владимирович решил стать артистом. Он сдавал экзамены во ВГИК (Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии) и ГИТИС (Государственный Институт Театрального Искусства), в театральное училище имени Щепкина, но нигде не был принят. После этих неудачных попыток, он поступил в студию разговорного жанра при Московском цирке, которую окончил в 1949 году. В начале своей цирковой карьеры Юрий Никулин выступал в Московском Государственном Цирке в группе клоунов под руководством знаменитого клоуна Карандаша (Н. Румянцев). Потом началась самостоятельная работа; он стал выступать со своим постоянным партнером Михаилом Шуйдиным. Их творческий дуэт прославился на весь мир. Иногда к ним присоединялась Татьяна Никулина, жена Юрия Владимировича (позже она не раз работала в качестве его «подсадной утки»). В памяти зрителей остались незабываемые "Сценка на лошади", "Бревно" "Шипы и розы", др. и образ, созданный великим артистом: невозмутимый человек в коротких полосатых брюках и огромных ботинках в черном пиджаке, белой рубашке, галстуке и шляпе-канотье. За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим.

В 1981 году Юрий Никулин прекратил выступления на манеже а двумя годами позже стал художественным руководителем и директором Московского цирка на Цветном бульваре.

В 37 лет Юрий Никулин дебютировал в кино; он снялся в массовке фильма "Русский вопрос", изображал американца, но кадры с его участием были вырезаны.

В 1958 году Юрий Никулин впервые снимается в эпизодической, но эффектной роли в комедии «Девушка с гитарой», в следующем году он сыграл роль пьяницы и тунеядца в комедии «Неподдающиеся». Однако этапным для Юрия Никулина стал 1961 год, когда он снялся в новелле Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», в которой родилось легендарное комическое трио - Трус (Георгий Вицин), Балбес (Никулин) и Бывалый (Евгений Моргунов).

Позже он снялся более чем в сорока фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли: "Когда деревья были большими" (1962), "Деловые люди" (1963), "Молодо-зелено" (1962), "Дайте жалобную книгу" (1965), "Ко мне, Мухтар!" (1965), "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965), "Кавказская пленница" (1967), "Бриллиантовая рука" (1969), "Двенадцать стульев" (1971), "Старики-разбойники" (1972), "Они сражались за Родину" (1975), "Двадцать дней без войны" (1977), "Чучело" (1984), "Цирк для моих внуков" (1990) и др.

Необыкновенно сложный образ монаха Патрикея был раскрыт актером всего за несколько минут экранного времени в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев".

Всю жизнь Ю.Никулин собирал и любил рассказывать анекдоты, он публикует в ряде изданий популярные "анекдоты от Никулина" и появляется в 1990-х на ТВ в качестве ведущего юмористической передачи «Белый попугай». Он автор книг "Почти серьезно", "999 анекдотов от Никулина".

В 1973 году Юрий Никулин был удостоен звания "Народный артист СССР", в 1970 году стал лауреатом Государственной премии РСФСР.

21 августа 1997 года Юрий Владимирович Никулин скончался в больнице вследствие осложнений после операции на сердце.

В июне 1999 года на могиле на Новодевичьем кладбище открыт памятник работы скульптора Александра Рукавишникова. А в сентябре 2000 года возле цирка на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), где работал Юрий Владимирович и который сейчас возглавляет его сын, установлен бронзовый памятник человеку, призвание которого было приносить радость и тепло людям. Скульптор Юрий Рукавишников отлил из бронзы знаменитый кабриолет из "Кавказской пленницы" (в немного уменьшенном масштабе), из задней дверцы которого прямо на тротуар выходит Юрий Никулин в своем коротеньком клоунском пиджачке и шляпе-канотье.

В одном из своих интервью он поделился тем, что, несмотря на то что в самом названии цирка можно усмотреть некий пренебрежительный подтекст, люди добровольно идут в эту профессию, оставаясь в ней навсегда и по 5-6 раз на дню рискуя собственной жизнью. Поэтому он с неким трепетом называет таких людей ненормальными, с неким отклонением от общепринятых норм. Они абсолютно сознательно живут в непрекращающемся экстриме, который получают не ради куража. Для них это просто любимая работа. Итак, Максим Никулин, сын великого и актёра, проработавшего много лет директором цирка на Цветном бульваре, Юрия Никулина.

Они с отцом старались сделать так, чтобы для зрителей стал настолько знакомым и даже родным, чтобы каждый из них мог сказать: «Да, это мой цирк».

Детство сына клоуна

В семью Татьяны Николаевны и Юрия Владимировича Никулиных пришла радость: 15 ноября 1956 года у них родился сын Максим. Хоть он и рос в семье очень знаменитых родителей, в школе учился самой обыкновенной. Как и остальные ребятишки, Максим мог похулиганить, получить двойку или даже разбить стекло в окне. И тогда педагоги применяли свой излюбленный прием против непослушного школьника: грозили, что напишут письмо папе на гастроли. Мальчик, конечно же, понимал, что они этого никогда не сделают хотя бы потому, что отец мотался по стране и писать, в общем-то, было некуда. Но все равно на всякий случай менял свое поведение в лучшую сторону.

Конечно же, Максим Никулин испытывал некоторую нехватку родительского тепла и внимания, ведь за целый год он видел папу и маму, если сложить все дни, когда они жили вместе, примерно пару месяцев. Уже будучи взрослым, он даже шутил по этому поводу, говоря, что родился, когда папа был на съемках, и ему еще повезло, что мама была рядом.

Мама

Татьяна Николаевна и Юрий Владимирович были рядом практически постоянно. И клоунессой она стала для того, чтобы и на работе быть вместе с супругом. Правда, это не единственная причина. Еще одним побудительным мотивом стало то, что Татьяне Владимировне это очень понравилось. Ведь цирк никогда и никого не может оставить равнодушным. Может либо совсем оттолкнуть, либо притянуть. Навсегда. А вот карьера была, как ни странно, второстепенным моментом. Да, понятно, что она не хотела расставаться с мужем надолго, потому что понимала: частые съемки и гастроли могут поколебать прочный фундамент их семьи.

Но была и оборотная сторона медали. Мнение мужа. Максим Никулин рассказывал, что папа, будучи очень одаренным и талантливым человеком, понимал, что из его жены никогда не получится великой, серьезной актрисы. Он ее сильно любил, уважал и ценил. Поэтому не мог допустить, чтобы мама стала весьма посредственной актрисой.

Папа

Рассказывая об отце, Никулин Максим Юрьевич с огромным уважением и особой теплотой вспоминает один случай. Когда он учился еще в начальной школе, то попал в больницу: у мальчика были довольно серьезные проблемы с почками. Максим пережил несколько операций, после одной из них он остался с единственной почкой. Лечили его целых 4 месяца. А врачи признавались потом, что было несколько дней, когда они не были уверены в том, что ребенок останется жив. Юрий Владимирович в эти месяцы был на гастролях. Ему приходилось ежедневно выходить на цирковой манеж и дарить зрителям улыбки.

И после каждого выступления, когда в зале можно было увидеть слезы от смеха на лицах людей, Никулин старший, уходя за кулисы, мчался к телефону, чтобы узнать, как там его сын, жив ли он. Это был очень сложный период в его жизни.

Продолжение папиной жизни

И сейчас, спустя восемнадцать лет после его смерти, Максим Никулин (в отличие от многих других разновозрастных деток знаменитых родителей) никогда не обижается, если журналисты больше спрашивают о его отце, а не о нем. Он отдает себе отчет в том, что не может быть равноценной, адекватной заменой знаменитому отцу.

С другой стороны, он убежден в том, что любой человек будет жив, пока о нем помнят. А поскольку и сегодня миллионы людей с неугасающим интересом смотрят фильмы с участием Юрия Никулина, пересматривают его цирковые выступления, читают в журналах и интернете его старые интервью и воспоминания о нем коллег и соратников, великий комик и актер продолжает жить.

Выбор профессии

Будучи «коверным ребенком», то есть, как говорят, родившимся в цирковых опилках, сын Никулина Максимпросто обязан был пойти по стопам родителей. Тем более что, будучи подростком, он дебютировал в фильме, входящем в сокровищницу советского кинематографа, «Бриллиантовой руке». И все же, имея перед глазами отца как величину, которой практически невозможно достичь, он не стал ни актером, ни клоуном. Максим не хотел становиться фальшивой копией своего отца. Да и потом, не было у него ни тяги к публичности, ни желания становиться актером. Да и свою профессию — журналистику — он выбрал по совету друга.

Трудовой путь

Первоначально Максим Никулин, биография которого практически с самого рождения интересовала поклонников таланта его отца, учился на дневном отделении, а позже перевелся на вечернее и решил искать интересную работу. То, что он нашел, подошло ему как нельзя лучше: «Московский Комсомолец», отличный молодой коллектив, чудная атмосфера, все готовы работать без выходных. Но с приходом нового главреда Максима сократили. Через два безработных месяца он устроился на должность младшего редактора на радио «Маяк». И до сих пор уверен, что время, проведенное там — не только серьезная, хорошая работа, но и полезный для него самого период, ведь с остальными сотрудниками он был обязан еженедельно присутствовать на занятиях по технике речи, на семинарах по русскому языку. Всему коллективу ставили голоса, обучали правильно и литературно говорить педагоги и дикторы. А ошибки, которые были допущены взрослыми учениками, разбирались потом на летучках. А сегодня Максим Юрьевич очень удивляется тому, что любой человек прямо с улицы может зайти в студию и сесть в эфирную студию, начав разговор с телезрителями.

С 1985 году он начал работать в «Останкино» спецкором. Чуть позже был комментатором, собкором, ведущим программ.

Несколько позже жизнь Максима Никулина повернулась так, что все-таки он пришел в цирк на Цветном бульваре.Убили заместителя директора цирка. решил, что не имеет права рисковать жизнями других людей и обратился с просьбой к сыну помочь ему на общественных началах в решении некоторых вопросов. Ведь он (Никулин-старший), как человек исключительно творческий, с трудом решал финансовые проблемы, включающие разные договоры, контракты, проекты. Постепенно Максим стал вполне сносно разбираться во всем цирковом делопроизводстве. А в 1994 году цирк на Цветном бульвареобрел нового директора-распорядителя. Максим, уходя с Первого канала, где он несколько лет вел утреннюю новостную программу «Время», официально попрощался со своими зрителями, объявив, что больше не будет вести эту передачу. С того времени он в цирке. А в 1997 году, после смерти своего отца, он стал генеральным директором и художественным руководителем

Семьи, жены, дети...

Наверное, на территории бывшего Советского Союза нет ни одного человека, который бы не знал фамилии Никулин. Когда люди слышат ее, у каждого в душе просыпаются очень теплые воспоминания и впечатления. Ведь Юрий Никулин — это доброе кино, радушно встречающий всех цирк, улыбки и доброта. Поэтому-то многих интересует и его сын - Максим Никулин.

Семья его создавалась целых три раза. Впервые он женился очень юным, в 18 лет. Правда, семейное счастье длилось недолго. Уже в 19 Максим опять поспешил в загс, но уже - чтобы разводиться. Вторая семья просуществовала несколько дольше. И в этом браке родилась дочь Максима Юрьевича. Но супругов это не спасло. Последовал развод. В третьем браке — с Марией Никулиной — появились на свет двое сыновей: Юра и Максим.

Актер и цирковой деятель Юрий Никулин – это человек, чье имя навсегда неразрывно связано с советским кинематографом, ставший легендой еще при жизни. Он обладал врожденным талантом смешить людей, а потому чаще всего появлялся на экране в образе комедийных персонажей. Однако драматические роли также отлично давались актеру. Прошло уже много лет с тех пор, как актера не стало, но в сердцах миллионов поклонников он все еще жив – ведь живы его роли в многочисленных фильмах, которые мы пересматриваем – это комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука , «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и многие другие.

Детство и юность

Будущий великий актер появился на свет 18 декабря 1921 года в небольшом городке Демидов Смоленской области. Его отец Владимир Андреевич (1898 г.р.), москвич и юрист по образованию, после революции ушел в армию, служил под Смоленском, где жила его родня. Незадолго до конца службы он познакомился с актрисой местного драматического театра Лидией Ивановной (1902 г.р.). Они поженились, молодой человек устроился в тот же театр актером. Позже он основал мобильный театр «Теревьюм», что значило «театр революционного юмора».


Когда мальчику стукнуло 4, семья переехала в Москву – в 15-й дом Токмакова переулка. Глава семейства занялся литературной деятельностью: писал программы для эстрадных номеров, работал журналистом. Лидия Ивановна не работала, занималась домашним хозяйством. Два раза в неделю Никулины обязательно ходили в театр, после чего беседовали об увиденном.


В 1929 году мальчик отправился в первый класс. Особого интереса к учебе он не проявлял, но с удовольствием играл в школьном драмкружке, которым руководил его отец. На этой сцене Юра получил свой первый актерский опыт. Также он пробовал себя и в писательстве. Однажды написанный им рассказ получил второе место в районном конкурсе. Призом была встреча с Аркадием Гайдаром, но из-за ангины Юра не смог прийти. А когда в 15 лет он увидел фильм «Новые времена» с Чарли Чаплиным , то заболел кинематографом.


В 1939 году Юрий окончил школу, но аттестата зрелости не получил – завалил черчение. Позже он все-таки сдал экзамен, а осенью, согласно указу о всеобщей воинской повинности, ушел в армию.

Жизнь на фронте

Часть, где служил Никулин, располагалась под Ленинградом. Первое время тощий высокий нескладный паренек в шинели не по размеру был причиной всеобщего веселья, но новобранец умел смеяться над собой, поэтому издевки быстро прекратились. Каждую неделю ему приходило множество писем от родителей и другой родни – столько не писали ни одному солдату в роте.


Прошел всего месяц армейской жизни Никулина, как началась Финская война. Юрий написал заявление: «Хочу идти в бой добровольцем». Впереди было 7 долгих лет в солдатских сапогах, шинели, с оружием в руках. В марте 1940 военные действия с северным соседом завершились, но военная подготовка, учения, занятия по политинформации продолжались. А потом наступило 22 июня 1941 года. Первые два года войны Никулин сражался в составе 115-го зенитного-артиллерийского полка, заслужил звание старшего сержанта. После госпитализации из-за воспаления легких его перевели в другой полк, но в новое местно назначения Никулин так и не прибыл – по дороге его контузило разорвавшимся снарядом. Оправившись от травмы, Юрий прибыл в 72-й зенитный дивизион неподалеку от Колпино.

Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как этот страх проявляется. С одними случались истерики - они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне все спокойно.

Только 18 мая 1946 года, через год после окончания войны, Юрий демобилизовался из армии. Воспоминания о голоде, холоде, убитых товарищах. Однако пережитые моменты лишь утвердили его тягу к жизни и решимость в выборе дальнейшего жизненного пути.

Никулин и цирк

После демобилизации Никулин подал документы во ВГИК, однако на финальном этапе получил отказ. Вступительная комиссия сочла его недостаточно красивым для кино и посоветовала поступать в театральное училище. Но ни в ГИТИС, ни в «Щепку» его не взяли, как и в несколько училищ рангом пониже. Он уже было опустил руки, но вспомнил совет, который ему дал во время прослушивания в ГИТИС на тот момент еще начинающий режиссер Анатолий Эфрос, предложивший абитуриенту в случае провала попытать счастья в театральной студии Ногинского театра. Совет помог – руководитель театра Константин Воинов что-то разглядел в Никулине и принял его.


Однако уже в сентябре Юра загорелся новой идеей – его поманил своими яркими огнями цирк. Мама сомневалась – театр казался ей делом куда более благородным, но отец, видевший свое очарование в профессии циркового артиста, дал добро. В цирковую студию при Московском цирке, наставником в которой был знаменитый клоун Карандаш, Никулин поступил без проблем, окончил ее в 1948 году с дипломом клоуна. На «большой арене» он сперва выступал в дуэте с приятелем Борисом Романовым. Первые сценки для юных артистов писал отец Никулина.


Вскоре Романов ушел из цирка. Новым партнером Никулина стал Михаил Шуйдин. Товарищи вместе выходили на сцену на протяжении 30 долгих лет.

Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Миниатюра «Лошадки»

В 1950 году Никулин покинул труппу Карандаша, так как его верный напарник Шуйдин начал конфликтовать с начальником. Оба попросту устали от агрессивного капризного Румянцева, который мог в любой момент сорваться на своих подчиненных. А всего год спустя дуэт вместе со сценкой «Маленький Пьер», написанной отцом Юрия, впервые побывал за границей. По сюжету маленький мальчик-француз расклеивал оппозиционные листовки, а незадачливые полицейские в исполнении Никулина и Шуйдина его ловили. Успех дуэта выводил из себя их бывшего работодателя.

Первые роли в кино

В 1949 году Никулина пригласили на кинопробы – режиссер Константин Юдин думал утвердить его на роль трусливого немца в свой истерн «Смелые люди». Так клоун впервые побывал на студии «Мосфильм». Но то ли пробы не понравились режиссеру, то ли этого персонажа вырезали из сценария – на этом участие Юрия в проекте Юдина закончилось. А позже он узнал, что на эту роль утвердили Григория Шпигеля.

Дебют Никулина в кино состоялся лишь 9 лет спустя в фильме «Девушка с гитарой», где он исполнил роль горе-пиротехника, чуть не спалившего магазин. Несмотря на совсем небольшую роль, артист хорошо запомнился зрителям. А в 1959-м году актер отметился ролью проходимца Альберта Клячкина в фильме о трудной молодежи «Неподдающиеся». И хотя у него были разногласия с режиссером в видении его героя – один видел Клячкина этаким рубахой-парнем, а другой – флегматичным циником, и в целом этот опыт не понравился начинающему актеру, как вспоминал позже Никулин, на экране все выглядело замечательно.


В 1960 году на актера обратил внимание режиссер Эльдар Рязанов . Никулин приступил к съемкам в его фильме «Человек неоткуда», но из-за бюрократических проволочек производство отложили на год, актеров заменили, персонажа Никулина, неблагополучного молодого человека по имени Проша, отдали Сергею Юрскому .

Знакомство с Гайдаем

Но нет худа без добра. В те дни одно из представлений Никулина посетил Георгий Вицин . Чуть не надорвав живот от смеха, на следующий день он рассказал о талантливом комедианте режиссеру Леониду Гайдаю , снимавшему короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс» о приключениях пса и троицы преступников – Труса, Балбеса и Бывалого. Изначально Балбеса должен был играть Сергей Филиппов, но он уехал на гастроли с театром. Стоило Гайдаю увидеть Никулина, как он тут же произнес: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то что надо».


Фильм рассказывал историю браконьеров, надумавших оглушить рыбу динамитом. На их беду с динамитной шашкой решил поиграть пёс, каждый раз приносивший ее обратно троице. После премьеры короткометражки в составе киноальманаха «Совершенно серьезно» троица Вицин – Никулин – Моргунов необычайно полюбилась советскому зрителю, и в 1962 году последовало продолжение «Самогонщики». На этот раз криминальные элементы решили заработать на изготовлении самогона, но появившийся в их лесном домике пес вновь спутал все карты.


В промежутке между короткометражками Гайдая Никулин сыграл главную роль в драме «Когда деревья были большими» и доказал, что способен на драматические роли. Он играл Кузьму Иорданова, спившегося после смерти супруги человека, решившего усыновить сироту. Примечательно, что режиссер картины до этого не видел ни одной роли Никулина, но смотрел его представления в цирке. А в процессе работы над фильмом было решено снабдить Никулина бородой для пущего попадания в образ. Так к своему сорокалетию Никулин, уже завоевавший статус признанной цирковой звезды, стал еще и звездой кинематографа.


После этого последовали второстепенные, но яркие роли: в фильме Александра Митты «Без страха и упрека» он сыграл по сути самого себя – клоуна, в комедии Гайдая «Деловые люди» сыграл грабителя в новелле «Родственные души». Никулин принимал участие в съемках киножурнала «Фитиль» (короткометражка «Влип»).

Юрий Никулин в киножурнале «Фитиль» («Влип», 1962)

После этого предложения о съемках стали поступать цирковому артисту регулярно. Картины «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Ко мне, Мухтар!», «Бриллиантовая рука», «Семь стариков и одна девушка», «Они сражались за Родину», а также многие другие стали классикой советского кинематографа и до сих пор являются любимыми лентами для миллионов людей во всех уголках бывшего СССР. Благодаря своим ролям в кино Юрий Никулин стал популярен во всех республиках Советского союза, а также получил бессчетное количество самых разных наград, включая звание Народного артиста СССР в 1973.

Никулин в новую эпоху

В 80-е Никулин почти не снимался. Исключением стала школьная драма Ролана Быкова «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте , где актер предстал в образе нелюдимого дедушки главной героини. Последней ролью Никулина в кино стал директор цирка (и закадровый голос) в фильме «Капитан Крокус» 1991 года.


В начале девяностых Юрий Владимирович отметился в качестве телеведущего. В период с 1993 по 1997-й он вел юмористическую передачу «Белый попугай» на канале ОРТ, а также являлся постоянным участником проекта «В нашу гавань заходили корабли».

«Белый попугай» с Юрием Никулиным

Также Юрий Никулин написал несколько автобиографий и выступил как составитель сборников анекдотов. Самые популярные у читателей произведения артиста – мемуары «Почти серьезно» и «Семь долгих лет». Первая книга рассказывает об изнанке кинематографа, вторая – о фронтовых годах актера.

Личная жизнь Юрия Никулина

Первый раз Юрий влюбился еще в школе. Будучи нескладным 13-летним юнцом он так и не решился признаться в своих чувствах запавшей в душу сверстнице. В дальнейшем, в бытность солдатом, у него завязались отношения с девушкой по имени Рита. Она дождалась его с фронта, но как только Юрий сделал ей предложение руки и сердца, призналась, что влюблена в летчика. Надо сказать, что отношения Риты с другим мужчиной не сложились, а с Юрием они до конца жизни поддерживали дружеские отношения.


Зимой 1949 года актер, делавший первые шаги на профессиональной цирковой сцене, познакомился со студенткой Тимирязевской академии Татьяной Покровской, которая была младше артиста на 8 лет. Она увлекалась конным спортом, и одна из лошадей, как раз любимица Татьяны, понадобилась клоуну Карандашу, в подчинении у которого в то время ходил Никулин. На выступлении, которое девушка пришла посмотреть, лошадь проявила норов и затоптала клоуна. Татьяна чувствовала свою вину и в течение месяца регулярно ходила навещать Юрия в госпиталь. Вскоре артист сделал возлюбленной предложение.


Нина Гребешкова, одноклассница Татьяны, была удивлена, когда увидела Никулина рядом со своей школьной подругой – ей было странным, что такая красивая женщина выбрала такого неказистого спутника жизни. И даже не подозревала, что будет играть его жену в «Бриллиантовой руке». Самой же Татьяне внешность супруга была не важна – Юрий с первых минут знакомства покорил ее своей харизмой и обаянием.


Юрий Никулин с сыном Максимом (1962 год)

Супруги прожили вместе 47 лет до самой смерти Юрия Владимировича в 1997 году. По воспоминаниям близких, они жили душа в душу, делили на двоих все невзгоды и радости. Татьяна скончалась в октябре 2014 года на 86-м году жизни.


Смерть и память

Изматывающий график подточил здоровье артиста. К 70 годам у него был диабет, проблемы с сосудами и печенью, боли в легких. Летом 1997 года к этому перечню добавилась невыносимая боль в сердце. Обследование показало закупорку главных сердечных сосудов. Актера начали готовить к операции, которая из-за множества осложнений обещала стать нелегким испытанием и для врачей, и для Никулина. Впрочем, на операцию артист шел с легким сердцем.


До какого-то момента шло хорошо, но перед самым финалом произошло то, чего больше всего боялись врачи – сердце народного кумира остановилось. Его удалось запустить, но около получаса Юрий пребывал в состоянии клинической смерти. Полчаса на грани жизни и смерти – начали отказывать внутренние органы. Следующие 16 дней врачи сражались за жизнь Никулина, но 21 августа, в 10 утра, его сердце остановилось навсегда. На панихиду по актеру пришли тысячи людей, включая президента Бориса Ельцина . Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.


В память о великом артисте в разных городах России установлены мемориальные доски и памятники в его честь. В частности таковые можно встретить в Хабаровске, Курске, Иркутске, Сочи и в родном для актера городе Демидове. В его честь назван цирк на Цветном бульваре, с которым долгое время была связана жизнь и судьба актера. Имя Юрия Никулина носит также теплоход, приписанный к порту Ростова-на-Дону.

Cтарый Московский цирк на Цветном бульваре - один из самых старейших цирков России. Сто с лишним лет назад, в 1880 году, это здание на Цветном бульваре построила для цирка Альберта Саламонского контора купца Данилова. Говорят, первый рубль, вырученный за билет, Саламонский вставил в рамку и повесил в кассе. Когда 20 октября 1880 года цирк принял первых зрителей, там было пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, вторые места с деревянными ненумерованными лавками и стоячая галерея. Потом здание не раз подстраивалось и достраивалось, но весь свой долгий век служило цирку.

Самые знаменитые артисты выступали на его манеже. Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Вильмямс Труцци со своими вышколенными лошадьми. Непревзойденные прыгуны Сосины. Первокалссные жокеи Василий Соболевский и Герберт Кук. Грациозная танцовщица Марта Сур. Акробаты Океанос. Несравненные эквилибристки сестры Кох. Знаменитый "хитрец" Кио, завороживший всех мальчишек. Цирк прославили его знаменитые режиссеры, и каждый был неутомим в поиске. Арнольд Арнольд привел клоунов в таинственный аттракцион Кио. Борис Шахет заставил изящных танцовщиц сделать своими партнерами громадных корниловских слонов. Успеху цирка во многом способствовала работа в нем Художественного руководителя Ю.С.Юрского, который прогремел своими театрализованными парадами-прологами, главного режиссера М.С.Местечкина, режиссера-постановщика А.Г.Арнольда, директоров Н.С.Байкалова и А.В.Асанова.

Худоужественный руководитель студии циркового искусства Изяслав Немчинский создал на московском манеже подлинное откровение века - "Медвежий цирк" Валетниа Филатова. Марк Местечкин в одну прекрасную зиму заставил клоунов с наружного циркового балкона, или, как его называли в старину, рауса, распевать на весь Цветной бульвар озорные куплеты:

Цирки строили на рынке - Такова история.

Мы живем не по старинке - Рынок к нам пристроили.

Цирк на Цветном бульваре и в самом деле жил и работал не по старинке. Он все время вел поиск. Поиск новых номеров. Поиск новых спектаклей. Поиск новых имен. В 1919 году по декрету В.И.Ленина цирк был национализирован. Бывший цирк Саламонского стал первым государственным цирком.

Этот по-домашнему уютный цирк, где, как никогда часто, рождатся молодое, в разное время открывал нам имена дрессировщиков Сарвата и Ольги Бегбуди, эквилибристов Леонида Костюка и Алексея Сарача, жонглера Сергея Игнатова, воздушных гимнастов Надежду Дроздову, Валерия и Юрия Пантелеенко.

Можно сказать, что московский цирк уже давно стал постановочным, выпуская на цирковой конвейер новые номера, аттракционы, спектакли, большие пантомимы, специальные детские представления. Здесь в конце пятидесятых годов восстановили водяную пантомиму. Один за другим появились три спектакля - "Юность празднует" (1956), "Счастливого плавания" (1059), "Карнавал на Кубе" (1962). Здесь же надежно утвердились детские спектакли, которые как правило, идут в дни каникул.

И какой уважающий себя цирк обойдется без собственных клоунов! Здесь началась неувядаемая слава Карандаша. В те годы "Правда" давала объявления театральной Москвы. И каждый день лишь одна строка среди них была неизменной: "На манеже - Карандаш". Не единожды выступал в старом цирке "солнечный клоун" Олег Попов. В 1946 году была создана студия клоунады. Много ее питомцев вышло в разные года на манежи страны. Юрий Котов и Борис Романов. Леонид Куксо, Собачий Айболит Александр Попов, руководитель собачьего "хора" Сергей Боуслаев... На московском манеже засияла звезда Леонида Енгибарова, который называл себя заочным учеником Чарли Чаплина. Он вдохновенно показывал людям свои, похожие на сказки, мимические сценки. Его называли "клоуном с осенью в сердце".

Но бесспорно, самыми знаменитыми клоунами, которых московский цирк подарил свету, стали студийцы второго выпуска Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Иной раз только ради них люди брали билеты в цирк, не обращая особого внимания, кто еще значится в программке. Во время войны 1941-45 гг. цирк не прекращал свою работу. Работали номера, ставились новые программы. Особое место в постановках занимали трюковые эпизоды, связанные с военными действиями. На арене, в знаменитой пантомиме "Трое наших", происходили бои мотоциклистов, борьба за лошадь, акробатическая клоунада двух немецких солдат. В финале на манеж выезжал настоящий танк и давил вражеские доты. В клоунских репризах блестящего клоуна Карандаша в гротесково-сатирическом стиле высмеивались фашистские вояки.

В 1983 году руководство цирком принял Народный артист СССР, знаменитый клоун и артист Юрий Никулин. 13 августа 1985 г. состоялось последнее представление в старом здании цирка. Это представление стало грандиозным запоминающимся событием для всех москвичей. После этого старое здание было сломано.

19 октября 1987 года была произведена закладка первого камня для строительства нового здания, и туда же замурована капсула. А через несколько лет, 29 сентября 1989 г. состоялось открытие нового здания Старого Московского цирка программой "Здравствуй, Старый цирк!" (режиссеры В.Крымко, Н.Маковская).

В июле 1996 г. Главным режиссером цирка был назначен Заслуженный деятель искусств Валентин Гнеушев. В декабре 1996 г. после 75-летнего юбилея Юрия Никулина цирку было присвоено имя "Московский цирк Никулина на Цветном бульваре". В августе 1997 г., после кончины Ю.В.Никулина, Генеральным директором был избран его сын Максим Никулин.

В новом здании цирка сейчас современное техническое оснащение, по-новому оборудованы административные кабинеты, гримерные, помещения для животных, словом, всю внутреннюю часть. Необыкновенно красивым стало новое зртительское фойе. Зрительный зал, лишь с небольшими изменениями, постарались воспроизвести также как он был до реконструкции. Сегодня Старый Московский цирк на Цветном бульваре по-прежнему готов принять более 2 000 человек.

Адрес: Москва, Цветной бульва
Дата открытия: 20.10.1880 год
Координаты: 55°46"13.8"N 37°37"10.5"E

Содержание:

Столичные цирки считают самыми популярными развлечениями, которые предлагает Москва для детей . Старейший из них был построен в конце XIX столетия и продолжает процветать по сей день. Родители приводят детей в цирк Никулина, чтобы они отдохнули, посмеялись над шутками клоунов, увидели уникальные трюки и поверили в безграничные возможности человека.

Вид на Цирк Никулина с Цветного бульвара

История цирка

Первый цирк в Москве открыли в 1880 году, благодаря потомственному цирковому артисту и удачливому предпринимателю Альберту Вильгельмовичу Саламонскому. Проект циркового здания подготовил талантливый зодчий Август Егорович Вебер.

Саламонский стал не только директором нового развлекательного заведения, но и показывал на арене номера с дрессированными лошадьми. В его цирке выступали силачи, гимнасты, клоуны, жонглеры и наездники. Кроме того, здесь проводили первые в Москве шоу на искусственном льду и рождественские елки. Самыми большими поклонниками циркового искусства стали московские купцы.

До 1880-х годов детей не водили в цирк, и Альберт Саламонский начал первым предлагать программы для юных жителей города. По его распоряжению в воскресные дни в цирке ввели утренние спектакли или утренники. Билеты на самые удобные в места в партере покупали богатые москвичи, а деревянные ненумерованные скамьи и места в стоячей галерее предназначались для менее состоятельных граждан.

Главный вход в цирк Никулина на Цветного бульвара

В 1919 году цирк Саламонского национализировали и переименовали в Первый Госцирк. Он был очень популярен у москвичей и туристов. Каждый вечер люди шли на представление, чтобы услышать остроумные шутки знаменитых клоунов - Карандаша, Олега Попова, Леонида Енгибарова и Юрия Никулина. Москвичи и приезжие приходили посмотреть на дрессированных зверей и бесстрашных акробатов.

В 1985 году цирк закрылся для реконструкции. Старое здание, кроме фасадов, снесли, а на освободившемся месте построили новое здание. Сегодня купол цирка поднимается над ареной на высоте 22 м.

Что можно увидеть в цирке

Цирковое представление доставляет много радости и удовольствия и детям, и взрослым. Каждый день гостей встречают слаженно работающие эквилибристы, ловкие жонглеры, гимнасты и забавные клоуны.

Арена цирка

Опытные дрессировщики показывают специально обученных львов, медведей, тигров, лошадей и собак. Животные выполняют на арене сложные трюки и веселят зрителей.

Памятник Никулину

С 2000 года рядом со зданием цирка, возле проезжей части, стоит монумент,созданный скульптором Александром Иулиановичем Рукавишниковым. Необычный памятник посвящен известному киноактеру Юрию Владимировичу Никулину.

Ю. В. Никулин проработал в цирке более 50 лет, а с 1983 по 1997 год был его директором. На памятнике в клоунском наряде он стоит возле шикарного кабриолета, который снимался в сценах популярной советской комедии «Кавказская пленница». Вместо номеров на бронзовой машине закреплена табличка с надписью «Юрий Никулин».

На арене цирка

Красивый монумент возле цирка давно превратился в московскую достопримечательность. Рядом с автомобилем любят фотографироваться все, кто проходит по Цветному бульвару. Среди горожан и туристов бытует поверье, что если потереть нос Никулину, в жизни произойдет счастливое событие. Многие верят примете, поэтому бронзовый нос и детали одежды клоуна блестят на солнце.

Информация для посетителей

Зрительный зал цирка вмещает 2000 человек. Представления проходят в дневное и вечернее время. Билеты в цирк продают в театральных кассах Москвы и онлайн. Детей до 6 лет пускают сюда бесплатно, при условии, что они будут смотреть цирковое шоу на коленях у взрослого.

В фойе цирка до начала представления и после спектакля юные зрители могут сфотографироваться с собачками или тигром, а также сделать веселый фейс-арт - рисунок на лице. В фойе торгуют попкорном, фастфудом, прохладительными напитками и конфетами, а в сувенирном киоске продают яркие клоунские носы и другие недорогие сувениры.

Памятник Юрию Никулину

Как добраться

До цирка нетрудно дойти пешком от станций метро «Цветной бульвар» или «Трубная». Кроме того, к цирку подъезжают на автобусах и троллейбусах, которые делают остановку на Трубной площади.