Еропкин Пётр Михайлович. Еропкин Пётр Михайлович Еропкин петр михайлович

Пётр Михайлович Еропкин родился в 1689 г.

Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.

Родоначальником дворян Еропкиных считается Иван Евстафьевич Еропка, потомок князя Ростислава Смоленского.

С раннего детства мальчик отличался большими способностями к наукам и рисованию, но, по обычаям того времени, он был определен на военную службу.

Царь Петр I внимательно присматривался к талантам молодых дворян.

В 1716 г. он повелел отобрать 20 способных молодых людей для отправки на обучение за границу.

В их число попал и Петр Еропкин. Он был направлен в Рим для изучения архитектурного искусства, рисования, философии и итальянского языка.

Вместе с другими пенсионерами Еропкин отплыл в Амстердам, а оттуда в Италию. Первым итальянским городом, который посетил Еропкин, был Ливорно. Там он прожил полгода, обучаясь итальянскому языку, собирая литературу по архитектуре. Затем Еропкин отправился в Рим. Путь его лежал через Венецию и Флоренцию.

Молодого человека поразила красота этих городов, умение итальянских мастеров оформлять центры площадей фонтанами и монументами. Особое восхищение у него вызвала Венеция. В Риме практическими занятиями Еропкина руководил архитектор Себастиан Чиприани.

Будущий зодчий с благоговением изучал великие творения итальянских мастеров, штудировал трактаты Виньолы и Палладио.

Еропкин и его коллега Усов были первыми русскими людьми, получившими архитектурное образование в Италии. Вероятно, кроме Голландии и Италии архитектор побывал и во Франции, так как свободно владел французским языком.

Таким образом, в 1716-1724 годах обучался в Италии .

В 1724 г. Еропкин вернулся в Петербург. Петр I был очень доволен его успехами.

Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности именным указом царя был удостоен звания архитектора с присвоением чина подполковника.

В январе 1725 г. зодчий получил звание полковника.
После смерти Петра I архитектор отправляется в Москву, где строит три триумфальные арки для коронации нового императора - Петра П. В Москве же произошла его встреча с Артемием Волынским.

Вскоре, помимо дружеских, их отношения стали родственными.

Волынский женился на сестре Еропкина.

При Анне Иоанновне Еропкин становится главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось. Петербург быстро рос, увеличивалось его население, возрастало и значение города в жизни России и Европы. Городская территория нуждалась в рациональной организации, и первые шаги в этом направлении были сделаны в 30-х гг. XVIII века

С 1737 года был главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении», созданной 10 (21) июля.

Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737-1741), перевёл на русский язык отдельные главы трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио (1737-1740), снабдив их своими комментариями. Все это характеризует зодчего не только как талантливого архитектора, но и как крупного теоретика архитектуры того времени.

Андреа Палладио (1508-1580)
Итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника. В 1524 году будущий мастер переселился в Виченцу, где несколько лет выполнял тяжелую работу в камнерезных мастерских. В дальнейшем под руководством гуманиста Дж.Триссино Андреа Палладио получил всестороннее гуманистическое и архитектурное образование. Для обмера античных памятников архитектуры Палладио ездил в Верону, Рим, Сплит в Хорватии, город Ним во Франции.


Чертёж из книги I Quattro Libri dell’Architettura , 1570

Андреа Палладио . Фасад виллы Репета

Ещё при жизни Петра I Еропкиным был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря. Позже по проектам П. М. Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная, 8), каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве .

Лютеранская церковь Святой Анны. Гравюра Гоберта с рисунка А. М. Горностаева. 1834 г.

ВОЛЫ́НСКИЙ Артемий Петрович (}