Конспект урока есенин поет зима аукает. Конспект — урок по литературному чтению с

План конспект урока
Предмет: литературное чтение, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева УМК «Школа 2100», 3 Б класс
Тема: «Поет Зима, аукает…»
Цель: познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…» и «Пороша».
Планируемые результаты:
Предметные:
- отработка у учащихся функционально-грамотного чтения;
- развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности.
Регулятивные:



Познавательные:

Коммуникативные:

-строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные:

Литература: УМК «Школа 2100» литературное чтение, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева 3 класс
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Мотивация к деятельности. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; создает эмоциональный настрой.
Прозвенел, дружок, звонок
Начинается урок.
Все красиво дружно встали,
Улыбнулись, подровнялись.
Поздоровались прилично;
Чтоб учиться на "отлично",
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
Настраиваются на учебный процесс. Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Актуализация имеющихся знаний - Начинаем наш урок.
- Послушайте и догадайтесь, о каком времени года мы будем говорить.
Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом, Все покрылось серебром.
(Зима)
- Открываем страничку в новый литературный раздел.
- Прочтите его название («Поёт зима, аукает…»)
- Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе?
(О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём-то сказочном…)
Умеет ли зима петь? Почему эта строчка в кавычках? Это цитата. А из какого произведения взята эта цитата, мы узнаем позже.
Что можно предположить по названию раздела и иллюстрации? (Будем читать и о зимней природе, и о новогоднем празднике, и о чём-то сказочном…) Слушают учителя и отвечают на вопросы
Разгадывают загадку.
Внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя. Коммуникативные:

Регулятивные:
.
Выявление затруднений в деятельности и целеполагание - А как проводит зиму Настя? Давайте об этом прочитаем в учебнике на 52.
- Каким спортом занимается Настя и её родители зимой? (лыжным видом спорта) -Какие чувства и воспоминания переполняли Настю? Прочитаем последнее предложение ещё раз. (хором)
- Мы сейчас с вами тоже отправимся в зимний лес. Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.
(Звучит музыка Чайковского « Времена года») – Зима.
- А теперь откройте глаза и расскажите, что вы увидели в лесу зимой. (Ответы детей)
- Правильно, ребята. Зимний лес - это кружева инея на ветках, это треск деревьев, встретивших жестокий мороз. Мохнатые снежинки, которые медленно кружатся в воздухе. Красивый снег, переливающийся искрами на солнце. Сосна, особенная зеленая на фоне белого снега. Елочки застыли под снежным покрывалом, неподвижным кажется воздух. Всё замерло от зимней стужи.
- С помощью чего композитор помог нам почувствовать всю прелесть зимней природы? (С помощью звуков).
- По-разному называют зиму: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Зима-царица, кружевница, мастерица, матушка-Зима.
- А как называли зиму великие поэты? (не знаем)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Чему мы сегодня научимся? Что нового узнаем? Читают в учебнике авторский текст.
Отвечают на вопросы учителя.
Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают; высказывают предположения и наконец, формулируют тему и цель урока.
Познавательные:
- развитие умений выделять и формулировать проблемы;
-формировать умение анализировать, синтезировать
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
IV. Совместное открытие знаний 1. Рассказ об авторе.
- Зима - удивительное время года. Зимняя природа привлекает и манит, пробуждает людей творить. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью слов, используя разнообразные художественные приёмы.
- Понаблюдаем, как С. Есенин рисует картину зимы.
- Знакомы ли вы с творчеством поэта?
- Какие стихи читали?
- О чём писал С. Есенин? (о Родине, о природе)
- С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве.
Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. В стихах С.Есенина все естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает рассвет - и в то же время таинственно и загадочно...
- Давайте вместе с автором окунёмся в мир зимней природы.
2. Первичное чтение.
(звукозапись: Вивальди «Зима» . Учитель читает стихотворение «Поёт зима…»)
- Какое настроение автора почувствовали? (грустное)- Как вы думаете, с какой целью С. Есенин написал это стихотворение? Чтобы мы грустили или он хотел показать что-то другое? (хотел показать картины зимы)
- Какие картины зимы вы увидели?
- Какие звуки услышали?
3. Самостоятельное чтение.
- Прочтите самостоятельно и отметьте непонятные слова.
4. Словарная работа.
Поет – сильно дует
Аукает – перекликается
Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
Сосняк – собирательное, сосновый лес.
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
Озябли – сильно замерзли
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
Вихри – порывистые круговые движения ветра
Физкультминутка. Слушают внимательно учителя, запоминают биографию С. Есенина.
Слушают чтение стихотворения учителем.
Отвечают на вопросы.
Читают самостоятельно, отмечают непонятные слова. Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность
-формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
V. Первичное закрепление во внешней речи Работа над выразительностью.
- Сколько строф в стихотворении? (4)
- В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части, 4 картины. В каждой свои герои, свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать стихотворение выразительно.
1. Комментированное чтение.
1 строфа:
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- В каком лесу оказался поэт?(в сосновом, мохнатом) - Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».
- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) - Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)
- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)
- Похожа ли она на человека? Чем?
- Какие слова помогают оживить зиму?
- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)
- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)
- Откуда видно, что автор грустит?
- О чём тоскуют облака? Какие они?
- С каким чувством будем читать 1 часть?(с чувством грусти)
2 строфа:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
- Кто главный герой? (метелица)
- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)
- Как понимаете это выражение?
- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)
- Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время побаивается-больно холодна)
- Звук л повторяется несколько раз и усиливает ощущение холода. И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная.
- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)
- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)
- Кого напоминает зима? (Снежную королеву)
- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)
- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)
- Такой приём называется сравнение.
- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)
3 строфа:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
- Какие нежные слова нашёл автор для птичек? (игривые, малые, голодные, усталые)
- Как называются такие слова в литературе? (эпитеты)
- Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные)
- Что страшнее для птиц зимою - голод или холод?
- Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они надеются на наше сочувствие)
-Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и пением.
- С каким чувством будем читать 3-ю часть? (с чувством тревоги)
- Любуется ли метелицей автор в этой части? (нет, она превратилась в злую вьюгу)
- Отчего же злится вьюга? (хочет показать свою власть, силу, могущество)
- В каком образе мы увидели здесь зиму? (в образе злой мачехи)
4 строфа:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная Красавица весна.
- Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть)
- Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья)
- Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна)
- Зачем автор вводит образ весны?
- Зима не всесильна. На смену ей обязательно придёт весна. Тревога и грусть сменится на радость.
- С каким чувством будем читать 4-ю часть? (с чувством надежды)
Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой).
- Но в каком бы образе мы её не увидели, невозможно не восторгаться её красотой и величием.
- Мы наблюдали, как менялось настроение автора (от грусти до надежды)
- Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение автора, но и свои чувства.
2. Выразительное чтение.
- Кому ещё захотелось прочитать это стихотворение?
3. Сейчас познакомимся с другим произведением С. Есенина «Пороша».
1) Аудиозапись. (Безрукова)
2) Работа с текстом после прослушивания.
- Что значит это слово пороша?
- Какие однокоренные слова помогают объяснить? (запорошить, припорошить. Пороша – слой только что выпавшего снега)- Вас чем-то удивила иллюстрация к стихотворению.
С кем поэт сравнивает сосну? (со старушкой)
Как вы понимаете слово «клюка» (это палочка, которой пользуется пожилые люди, для опоры)
-А кто этот невидимка, заколдовавший лес? (Мороз)
- Как вам показалось – эти стихотворения похожи?
3) –Ребята, прочитайте это стихотворение «жужжащим» чтением.
4) - А теперь давайте выразительно красиво прочитаем хором. (Хоровое чтение) Читают по строфам с комментированием, отвечают на вопросы.
Разбирают 2 строфу, отвечают на вопросы.
Работают над выразительностью 3 строфы, отвечают на вопросы.
Разбираются, с каким чувством надо читать 4 строфу, отвечают на смысловые вопросы.
Делают вывод.
Выразительно читают стихотворение.
Слушают выразительное чтение в записи.
Отвечают на вопросы.
Сравнивают 2 стихотворения на первичном уровне.
Жужжащее чтение.
Хоровое чтение. Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность
-формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные:
- развитие умений выделять и формулировать проблемы;
-формировать умение анализировать, синтезировать.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
VI. Самостоятельная работа с проверкой Повторное чтение (про себя)
- Задание. Перечитать стихотворение и постараться увидеть, что в нём зима другая.
(Настроение более спокойное, светлое, в стихотворении больше жизни, шумят вороны, стучит дятел, звенят копыта лошадей; холодно тоже (слышны звоны), но не опасно (валит снег, стелет шаль) Есть и общее: поэт оживляет природу.2) выразительное чтение Чтение про себя, поиск ответа на вопрос.
Выразительно читают ст-е «Пороша». Регулятивные:
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия
VII. Включение в систему знаний и повторений 1. Сравнение двух текстов.
-Вот мы прочитали 2 стихотворения Сергея Есенина о зимней природе.
-Скажите, изменилось ли отношение к зиме у автора? (Да, изменилось)
-Как? (Ответы детей)
- В первом стихотворении он зиму описал злой, беспощадной, обижающей птичек, зима автору не очень нравилась. А во втором стихотворении любуется красотой зимнего леса, тишиной, спокойствием природы. Отвечают на вопросы учителя, анализируют 2 стихотворения.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
VIII. Рефлексия Дети, наш урок близится к концу. Вам понравился сегодняшний урок? Какое из стихотворений понравилось больше? Почему? Что вы узнали о поэте Сергее Есенине? (Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет оживлять природу) Что мы делали? (Читали стихи, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям) Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Спасибо, урок окончен! Отвечают на вопросы учителя Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные:
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия
IX. Домашнее задание выучить одно из стихотворений наизусть.
Нарисовать портрет Зимы (по желанию)
Сделать выписки в тетрадь на страничку «Зима». Записывают д.з. в дневник.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. учить слушать стихотворение, формировать специальные читательские умения: правильно называть фамилию автора, заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;
  2. развивать умение анализировать произведение
  3. воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать свое отношение к прослушанному произведению.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент

Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Мало уметь читать, надо уметь думать»

Слайд 1. (Пословица)

Как вы ее понимаете?

(Книга заставляет нас задуматься о добре и зле, из книг узнаём новое, книги учат честности, справедливости, любви к природе, животным.)

Над чем сегодня заставит задуматься книга, мы и узнаем на нашем уроке.

II. Погружение в урок

(Звучит музыка Вивальди «Зима»

Слайд 2.

Тихо в густом сосновом лесу. Все покрыто белым блестящим покрывалом. Каждая сосна в сказочном зимнем наряде. Кудрявые кустики украсились нежным пушистым инеем.

Давайте полюбуемся чудным зимним видом леса.

III. Сообщение темы урока

О зиме прекрасное стихотворение «Поет зима – аукает...» написал Сергей Александрович Есенин.

Сегодня я познакомлю вас с этим произведением. Будем учиться слушать, выразительно читать, высказывать свое отношение к прослушанному.

Слайд 3. (Тема урока)

IV. Вступительная беседа

Поэт Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому русскому человеку.

Слайд 4. (С.А. Есенин)

Родился Есенин в с. Константинове, Рязанской области.

Слайд 5. (Дом С. Есенина)

Раскинулось село на зеленом холмистом берегу реки Оки.

Слайд 6. (Берег реки Оки)

Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в ночное, косил, встречал и провожал солнце.

Слайд 7. (Рязанская природа)

Тогда, в детстве, сформировалась его тонкая и чувствительная душа. Из детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.

V. Знакомство с произведением С. Есенина

1. Слушание стихотворения «Поет зима – аукает...». (Читает учитель)

2. Беседа после чтения. Понравилось вам стихотворение?

3. Словарная работа. Все ли слова понятны?

Стозвон – имеющий сто звонов.

Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.

4. Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.

VI. Анализ произведения

1. Прочитайте первую строфу.

– Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы.

Эти слова взяты из жизни природы или человека? Докажите.

– «Мохнатый лес» – это какой лес?

– Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? Как будем читать? (1. тихо, нежно)

(Составляется партитура чувств)

Слайд 8. (Партитура чувств)

– Как изображены облака?

– Какое настроение создается у вас от этого образа? (тоскливое) Почему?

– Какую картину можно нарисовать по этому шестистишию?

2. Прочитайте вторую строфу.

– Как изображена метель?

Какова роль слова но в образе метелицы. Что и чему противопоставляет автор?

Какие чувства возникли? (2. нежность, коварство)

– Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателей? (жалость, сострадание)

– Какую картину можно нарисовать ко второму шестистишию?

3. Физкультминутка

Вы – мои воробышки игривые
Крылышки прижмите,
Головки наклоните
И чуточку поспите...
Ну-ка, пташки, хватит спать,
Надо прыгать и играть!

(Выполнение движений под музыку)

4. Прочитайте третью строфу.

– Почему они замерзли?

– Какое чувство вызывают пташки? (3. грусть, жалость)

– Образ вьюги новый для этой строфы или он уже был в стихотворении? С кем автор сравнивает вьюгу? Как будем читать о вьюге? (со злостью)

– Какую картину можно нарисовать к третьему шестистишию?

5. Прочитайте четвертую строфу.

– Почему птички «дремлют у мерзлого окна»?

– Что им снится? Почему?

– Каков образ весны?

– Какие чувства возникли? (4. ласковость, любовь, мечтательность)

– Какую картину можно нарисовать?

6. Какова главная мысль этого произведения?

VII. Выразительное чтение

1. Мы с вами составили партитуру чувств. Прочитаем выразительно, стараясь передать чувства, выразить свое отношение к прочитанному.

Чтение стихотворения учащимися: за лидером, индивидуально.

2. Какие слова, выражения С.А. Есенина вам особенно понравились? Почему?

VIII. Моделирование обложки и сравнение ее с готовой моделью

1. К какому жанру относится данное произведение?

Слайд 9. (Жанры произведений)

Покажите на моделях. (Дети на листочке рисуют треугольник)

2. Какова его тема?

Слайд 10. (Тема чтения)

Покажите. (Треугольник закрашивают зеленым цветом)

4. Как называется это произведение? Напечатайте.

5. Сравните с моей моделью.

Слайд 11. (Образец модели обложки)

IX. Итог урока

– Что хотел поэт показать нам этим стихотворением? (надо любить природу, бережно к ней относиться, заботиться о животных, быть наблюдательным}

– Как вы можете помочь пернатым друзьям зимой?

Вот вы и узнали, над чем заставило вас задуматься это стихотворение: надо чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.

Недаром в начале урока звучала пословица: «Мало уметь читать, надо уметь думать»!

Конспект урока по чтению.

«Поёт зима, аукает…»

Урок по теме: «Введение в раздел 7.

Сергей Есенин «Поёт зима, аукает…», «Пороша»

Цели:

Отработка у учащихся функционально-грамотного чтения (обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов);

Развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию(формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представлять картину, нарисованную автором);

Воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину;

Задачи:

1. дидактические:

Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий о средствах художественной выразительности;

Формировать навык самоконтроля и самоанализа;

2. задачи развития:

Развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления и радости;

Развивать познавательный интерес школьников;

3. побудительные:

Формировать потребность в послеучебном познавательном труде;

4. воспитательные:

Обеспечить здоровье и свободное развитие личности;

Содействовать в воспитании творческой личности;

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, друзья! Вспомните каким для вас было сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.

Попробуйте с помощью мимики лица показать сегодняшнее настроение.

Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку.

2. Определение темы и целей урока.

- Какое время года сейчас на дворе? (весна) Наступила календарная весна.

Но в природе нашего края весна ещё не наступила. В природе пока хозяйничает зима.

Закройте глаза и шепотом произнесите: «З – И – М – А …»

Что вы услышали? Что вы почувствовали?

Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?

Вспомним поэтические строки о зиме. (читают дети наизусть)

Действительно, увидеть и рассмотреть зиму, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего поэзия. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

Только ли положительные эмоции может вызывать зима у людей?

(Морозы, холод, метели – не всегда вызывают положительные эмоции у людей, а значит и у поэтов и писателей. Люди по-разному могут относиться к зиме, даже, когда она другим дарит радость.)

- На уроке нас ждёт встреча ещё с одним мастером слова. Понаблюдаем, как он относился к зиме.

3.Работа со стихотворением «Поёт зима, аукает…»

А) Работа с текстом до чтения.

Какое это произведение по жанру? (ритм) с.52

Читали его произведения раньше? Какие? (Черёмуха, Берёза, С добрым утром)

Рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием. Ваше предположение, о чём пойдёт речь в произведении?

Прочитайте ключевые слова.

зима поёт, аукает, баюкает

мохнатый лес

седые облака

ковёр шелковый

метелица стелется

воробышки игривые

озябли пташки

вьюга стучит

с бешеным рёвом

Уточните свои предположения о теме, развитии действия.

Б) Чтение стихотворения «про себя».

Давайте прочитаем стихотворение, проверим и уточним свои предположения.

В) После первичного чтения.

Какие чувства у вас возникли? Что почувствовали?

Какие картины зимы представили?

Г) Чтение вслух по строфам.

Давайте прочитаем текст и попробуем вместе с автором окунуться в прекрасный мир природы.

На доске мы с вами составим две колонки:

1. какой поэт увидел зиму

2. какие средства выразительности он использовал

1-я строфа.

1-3 строки.

Какую картину вы представили, прочитав 1 предложение?

Кого напоминает зима в этом отрывке? (живое существо)

Прочитайте, какие слова помогают оживить предметы?

Как зима может петь, аукать и баюкать?

Кого она может баюкать?

В каком лесу оказался поэт? Какой это лес? (сосняк, сосновый)

Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк – собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности)

Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)

В толковом словаре Ожегова так объясняется это слово:

Мохнатый – обросший шерстью, волосами .

Что значит это слово в стихотворении? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много) Кого ещё можно назвать мохнатым?

Какое необычное сложное слово встретили еще в этих строчках? Обратите внимание на слово «стозвон», как вы его понимаете? (много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней) Какие звуки можно услышать в зимнем лесу?

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (красивая, сказочная)

4-6 строки (3строки).

Прочитайте, какие слова использует поэт, описывая облака? (седые) Почему?

Какое чувство вызывают облака у поэта? (тоски и грусти) Почему?

Какое слово усиливает тоску? (глубокая)

Обратите внимание, у поэта «тоска глубокая».

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (грустная и тоскливая)

Олицетворение – самый любимый приём поэта, потому что во всём, что его окружало он видел жизнь: и в пшеничном колосе и в русской берёзке…

2-я строфа.

1-3 строка.

Прочитайте первое предложение.

Чем необычен образ метелицы у поэта? (ковром шелковым стелется)

Обратите внимание на ударение в этом слове. Почему поэт поставил ударение на этот слог? (сохранить рифму, народное и поэтическое выражение; поэт близок к УНТ; стихи его похожи на народные песни)

Можете ли вы сказать, как поэт относится к метелице? (боится - больно холодна)

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (холодная)

4-6 строка (3строчки).

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (суровая)

Прочитаем хором.

3-я строфа.

1-3 строка.

Подберите синонимы к слову озябли (замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).

Что, по вашему мнению, страшнее для птичек зимой – голод или холод?

Зимой птицам приходится очень плохо, и они надеются на наше сочувствие и помощь.

4-6 строка (3строчки).

Прочитайте следующие строчки строфы. Сравните метель в этой строфе с предыдущей.

Сначала она стелилась шелковым ковром , а теперь? (вьюга)

Как вы думаете, отчего злится метель?

Можете ли вы объяснить значение слова «ставни» (дощатая или металлическая створка для прикрытия окна).

- «Ставни свешанные» - это, какие? (возможно оторванные, висящие на одной петле) Почему они такие?

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (сильная и могущественная)

7-12строки (6строчек).

Всё ли так страшно в стихотворении?

О чём мечтают воробышки?

Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.

На кого похожа весна у Есенина?

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (слабая, невсесильная, весна сильнее)

-Какой литературный приём использовал автор рисуя нам образ зимы и весны?

Для чего автор использует этот литературный приём? (чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)

Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой верой)

Д) Вопросы после чтения.

Посмотрите на первую колонку.

Какая у Есенина получилась зима?

Что можете сказать о настроении поэта?

Можно ли назвать это стихотворение лирическим? (да)

Какие чувства и эмоции испытывал поэт, когда писал стихотворение?

Е) Работа над средствами художественной выразительности.

Ребята, при работе над лирическими произведениями мы знакомились с разными средствам художественной выразительности.

- Какие средства выразительности использовал Есенин, описывая зимнюю природу?

Посмотрите на вторую колонку.

На доске:

Олицетворение (изображение явлений природы в образе живого существа) эпитеты (определение, прибавляемое к названию для большей художественной выразительности) сравнение (сопоставление двух объектов дл нахождении общих или отличительных признаков) противопоставление (противопоставление одного объекта другому) метафора (употребление слова или выражения в переносном значении)

Ё) Исследовательская работа.

Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как настоящие литературоведы. Я хочу вам предложить ещё одно интересное задание.

1вариант.

Найти слова, которые помогают услышать звуки зимы (поёт, аукает, баюкает, скрип, звуки ветра, завывание вьюги)

2 вариант.

Найти слова, которые помогают увидеть краски зимы.

В стихах Есенина о зиме почти нет красок, но зато много звуков. Стихи Есенина музыкальны. Многие из них положены на музыку. Какая по характеру музыка соответствует этому стихотворению?

(Слушание муз. « Времена года». У камилька.)

Ж) Выразительное чтение

Какое удивительное стихотворение! Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. Сколько образов, настроений он рисует…

-Давайте в чтении попробуем передать своё настроение.

- Какой темп чтения выберем?

З) Чтение в парах.

- Как вы думаете, понравилось бы ваше чтение самому поэту?

А вообще, чтение – это настоящее таинство. Читатель улавливает в стихотворении, какие-то свои особые мысли и чувства, и тогда стихотворение у каждого звучит иначе. Читатель выражает своё отношение к прочитанному.

З) Чтение учителем наизусть.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин воспевал красоту русской природы, восхищался и удивлялся ей Любовь к России, её природе он впитал в себя ещё в детстве. Ведь родился и вырос он в селе Константиново, что на Рязанщине, на берегах реки Оки. Воспитывался он в простой русской семье. Его мама была безграмотной женщиной. Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище. Во всём мире до сих пор знают любят его стихи за теплоту, лиричность, удивительную образность.

Николай Браун посвятил поэту своё стихотворение:

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

Я очень люблю стихи Есенина, надеюсь, что полюбите их и вы.

6. Итого урока.

А что бы вы сказали о Есенине – поэте, после сегодняшнего урока?

Что вы открыли для себя в его стихах?

Любит ли Есенин зиму?

Послушайте ещё одно стихотворение С Есенина о зиме.(читает наизусть ребёнок « Берёза» дополнительно)

Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться со стихотворением Есенина «Пороша» и проанализировать его по плану, который есть у каждого из вас.

План - анализ лирического произведения.

Какое настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства владели поэтом, когда он писал? Изменяется ли поэтическое настроение? Понравилось ли вам стихотворение? Чем? О ком (или о чём) оно? Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются? Какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении? (олицетворение, сравнение, противопоставление, метафоры, повтор, эпитеты) Оправдано ли оно? Какие строчки напоминают вам сказку? Какие вы услышали звуки, увидели цвета, почувствовали запахи? Что хотел показать поэт нам этим стихотворением? Найдите основную мысль (прямо ли она отражена в тексте или спрятана за текстом).

7. Домашнее задание.

Я предлагаю вам домашнее задание по выбору?

1. проанализировать стихотворение « пороша» по плану.

2.выучить наизусть или подготовить выразительное чтение одного из стихотворений страница 52-53.

ХОД УРОКА

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Сегодня утром вы шли в школу. А вспомните, какое оно, сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.

Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разные чувства и настроения (мимика).

Попробуйте с помощью мимики показать сегодняшнее настроение.

Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку.

А сейчас давайте представим, что наш класс превратился в литературную гостиную, уют, которой придаёт замечательная музыка русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Что такое гостиная?

Учащиеся . Это комната, где принимают гостей.

Правильно. А почему она называется «литературной»?

Учащиеся . Предположения учеников.

- Встречать гостей в литературных гостиных было очень популярно в жизни Петербурга 19 начала 20 столетий. На такие вечера приглашали в гости поэтов, писателей, музыкантов, где они исполняли для присутствующих свои произведения. Но и другие гости с удовольствием читали стихи, делились своими мыслями, настроениями, впечатлениями и музицировали.

Вот и мы с вами попадем в такую гостинную. Представьте, здесь тепло и уютно, потому что кругом столько замечательных друзей. Тихо звучит музыка и замечательные стихи.

Давайте определим, о чем мы сегодня будем делиться своими мыслями, на какую тему начнем читать стихи.

Ребята прочитайте слова. Они помогут определить тематику этого и нескольких последующих уроков.

вьюжная

морозная снежная

суровая нарядная

студеная

На фоне музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Зима. Декабрь. Ученики определяют тему раздела и последующих уроков по опорным словам.

Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов, используя разнообразные литературные приемы. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.

Но только ли положительные эмоции вызывает в людях зима?

Любите ли вы сами зиму?

Мы сегодня постараемся с вами представить зимнюю красоту природы, услышать её звуки.

Как вы думаете, а всякий ли человек может писать о природе? (нет)

А каким должен быть этот человек? (наблюдательным, который любит природу, умеет видеть прекрасное, умеет её понимать).

Несколько дней назад вы получили задание: побыть сочинителями и художниками. Одна группа должна была показать словом, какой она представляет себе зиму, другая в виде рисунка. Давайте посмотрим, что получилось.

Чтение детьми мини-сочинений, рассматривание иилюстраций.

В какой форме ваши произведения? Проза и стихотворение.

Легко давать описания природы?

Рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека могут представители разных направлений искусства, но прежде всего поэзия. Поэт – волшебник, художник слова.

Как узнать, любят ли поэты и писатели, произведения которых мы будем читать на уроках зиму?

Какие чувства, эмоции испытывают они к зиме?

Сегодня на уроке нас ждёт встреча с таким мастером слова - великим русским поэтом - Сергей Александрович Есенин.

Рассказ учащегося.

Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 г. в селе Константинове (ныне село называется Есенино) Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье.

Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. Учился он хорошо, особенно ему удавалось чтение стихов наизусть. Старшие хотели, чтобы Сергей стал учителем, однако сам Есенин мечтал о литературе, ведь стихи он начал сочинять рано.

«Стихи писать начал лет с девяти, - вспоминал он позже.

Решив связать свою жизнь с литературой, в 1912 году Есенин приехал в Москву. Здесь он работает в типографии, вступает в литературно-музыкальный кружок. В 1915 году поэт едет в Петроград (нынешний Санкт – Петербург), где быстро приобретает громкую славу среди поэтов своего времени. Есенин становится любим и известен не только в России, но и за рубежом. Любят стихи Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна.

Поэт Николай Браун посвятил Есенину своё стихотворение.

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

Послушайте стихотворение с закрытыми глазами и постарайтесь увидеть картины, которые рисует нам автор.

Что вы увидели «внутренним взором»?

Какое настроение у вас вызвало стихотворение?

Как вы думаете, для чего поэт его написал, чтобы мы грустили? Или он хотел показать что-то другое? (Хотел показать природу зимой).

В процессе чтения, мы будем разбираться, с помощью каких изобразительных средств, поэт создает образы, а также определим,

Вспомним средства выразительности, которые мы с вами изучали. Я буду давать определение, а вы показывать нужное средство выразительности на карточке.

– Сопоставление одного явление или предмета с другим. (Сравнение).

- Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. (Эпитет ).

Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. (Звукопись, аллитерация).

– Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. (Олицетворение) .


- Перенесение свойств одного предмета на другой. (
Метафора ).

Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу.

А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

    Поет – сильно дует

    Аукает – перекликается

    Сосняк – собирательное, сосновый лес.

    Ковром шелковым – мягким ковром

    Сиротливые – без родителей

    Озябли – сильно замерзли

    Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол

    Вихри – порывистые круговые движения ветра

Переверните листы на своих столах. Это текст стиховорения. Сколько в нем строф, т.е. частей? (4)

В стихотворении 4 строфы – это 4 картины. И в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средства выразительности.

Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.

Прочитайте 1-ю строфу. Кто главный герой? (Зима) .

Как выглядит зима?
- Какой прием использует Есенин, создавая образ зимы? (поёт, аукает, баюкает - Олицетворение)

Как изображены облака?

Значит, глубокая тоска – это настроение первой строфы. («1.Глубокая тоска».)

Сочетания каких звуков позволяет представить, как плавно плывут облака по небу? (ПЛЫвут в страну даЛЁкую седые обЛАка ).

Как вы думаете, почему облака седые?
- Можно ли сказать, что облака очеловечены?

Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)

Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много).

Какое изобразительное средство использует автор? (эпитет)

Что передает поэт, используя прием ЗВУКОПИСИ в строчке «СтоЗвоном СоСняка»? (^ Звон стволов промёрзших сосен ).

Давайте, запишем в таблицу, какой в этом строфе нам автор показывает зиму, и какое настороение создает.

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

Представьте. Выпал снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше.

Прочитайте первое предложение 2 строфы.

Кто главнй герой? (метелица)

Чем необычен образ метелицы у поэта? (ковром шелковым стелется).

Какие литературные приемы здесь использует автор? (олицетроврение, метафора).

Какова роль союза но в образе метелицы? (зима легкая, воздушная, но холодная)

Назовите эпитеты. (Игривые, сиротливые).

Почему С.Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожится за них).
- Какое главное чувство здесь испытывает автор? (Тревога).

- Запишем в таблицу образ зимы, настороение и чувства.

Прочитайте вторую строфу, передавая любование природой и тревогу за воробьев.

Какие нежные слова находит поэт для пташек?
-Какой литературный прием использует? (эпитеты).

Почему же пташки бедные и голодные? (зима сердитая и злая).

Почему они жмутся поплотней? (от холода и им немного страшно).

Найдите прием звукописи, чтобы передать, как воробышкам холодно.

Почему им может быть страшно? (вьюга злится, бешенно стучит).
-Как вы относитесь к воробышкам? А поэт? (с жалостью и сочувствием).

(Стучит, злится – олицетворение; с рёвом – метафора; с рёвом бешеным – эпитет).

Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках? (С-З).

Какой приём применил автор? (Звукопись).
- В 3 строфе появляется более мощный образ зимы: была метелица, теперь уже вьюга. Как вы думаете, для чего это автор делает? (Для усиления холода зимы, для усиления чувства жалости к воробышкам)

Для чего Есенин рассказывает в своём стихотворении о холодной метелице, седых облаках, снежных вихрях? (показать власть зимы, её силу и могущество)

Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь и страх воробышков и бешенство вьюги.

Прочитайте последнюю строфу и подумайте, о чём мечтают воробышки?
(О весне).

Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги? (у мёрзлого окна)

- «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения (окно, покрытое морозными узорами)

Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.

Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (невсесильная, весна сильнее)

Какой приём он использует, противопоставляя зиму и весну? (приём противопоставления, контраста в живописи) (противопоставление)

Для чего автор использует этот литературный приём? (чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)

Запишем в таблицу образ зимы, а также настроение и чувства этой строфы.

Давайте, посмотрим на таблицу, какой образ зимы представил нам автор?

Парус – интонация, она передает настроения и чувств; соблюдение тнеобходимых пауз.

штурвал – ключевые слова, которые мы выделяем, голосом при чтении, т.е. делаем логическое ударение.

винт – скорость чтения.

Обозначим паузы, поставим логическое ударение.

Какую скорость чтения мы будем соблюдать?

Помните, в лирических стихотворениях присутствует некая задушевность, задумчивость.

Что обязательно нужно понять, когда читаешь стихи? (Настроение, чувства автора, основную мысль произведения).

Какова же основная мысль этого произведения?

(Красота природы, разнообразие характар зимы)

Вы, на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание.

Вы обратили внимание, что в стихах Есенина о зиме почти нет зимних красок, но зато много звуков. Стихи Есенина музыкальны. Поэтому многие из его стихов положены на музыку.

Подчеркните слова в тексте, которые позволят нам услышать зиму.

Прочитайте их.

А что бы вы сказали о Есенине – поэте, после сегодняшнего урока?

Что вы открыли для себя в его стихах?

Выразите свое понимание прочитанного стихотворения при помощи баланка блиц-опроса.

Есенину удалось в одном стихотворении показать такую разную зиму. Передать разнообразие настроений и чувств. А какую гамму чувств можно наблюдать, читая стихи разных поэтов. Что мы и продолжим на следующих уроках в нашей литературной гостинной.

Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.

Наступила зима, многим птицам может быть также плохо.
Помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их.

Мы начали сегодняшний урок с определения своего настроения. Показывали его с помощью мимики.

Покажите, с помощью мимики, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться со стихотворением Есенина «Пороша» и проанализировать его по плану, который есть у вас в тетради.

План - анализ лирического произведения.

    Какое настроением проникнуто стихотворение?

    Какие чувства владели поэтом, когда он писал?

    Изменяется ли поэтическое настроение?

    Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

    О ком (или о чём) оно?

    Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?

    Какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении? (олицетворение, сравнение, противопоставление, метафоры, повтор, эпитеты) Оправдано ли оно?

    Какие строчки напоминают вам сказку?

    Какие вы услышали звуки, увидели цвета, почувствовали запахи?

    Что хотел показать поэт нам этим стихотворением?

    Найдите основную мысль (прямо ли она отражена в тексте или спрятана за текстом).

Дополнительное задание (на выбор)

Выучить одно из стихотворений.

Написать сочинение-миниатюру о зимних звуках. Например: скрип снега, стук дятла, свист синиц и щебетанье воробьёв, звон ёлочных игрушек, смех детей, вой ветра, шелест снежинок, звон льдинок, перезвон сосулек.

Желательно в стихотворении использовать известные вам литературные приёмы.

08.05.2015 2371 361 Скрыльникова Ольга Александровна

Цели: 1) познакомить с произведением С.Есенина «Поёт зима - аукает», формировать умение анализировать стихотворение, понимать настроение лирического героя и поэта, навыки выразительного чтения стихотворения.

2) развивать навыки чтения, умение анализировать образные средства языка, внимание к авторскому слову, к точному употреблению слов в поэтической речи, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, творческое воображение

3) воспитывать чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому.

Оборудование: портрет писателя С.А.Есенина, репродукции А. Пластова «Первый снег», И.Грабаря «Зимний пейзаж».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные,

Легкие, несмелые.

2. Проверка домашнего задания.

На дом был задан подробный пересказ рассказа С.Аксакова «Буран». После того как был заслушан пересказ одного ученика, ему и всем детям был задан вопрос:

Учитель: Как вы понимаете значение слова буран? Каким он может быть?

Учитель: Прочитайте слова, написанные на доске.

Учитель: Что общего в значение этих слов?

Учитель: Каким словом называют слабый ветер, который как бы стелется по земле, увлекая за собой снег?

Учитель: А если ветер становиться сильнее, какие слова мы употребляем?

3.Подготовка к восприятию.

Учитель: Хорошо, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о зиме. Посмотрите на репродукции картин двух известных русских художников: «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.

Учитель: Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину А. Пластова? Учитель: А когда вы смотрите на картину И. Грабаря?

Учитель: Что изобразил художник на своей картине?

Учитель: Какие деревья в этом лесу?

Учитель: Каким словом называют лес, в котором растет много сосен?

Учитель: Сосны покрыты иголками, хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то, что услышим?

Учитель: А какие еще деревья нарисовал художник?

Учитель: Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья. Ученик: Мохнатые пушистые, сказочные.

Учитель: Да, ребята, зима – удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

Учитель: Что вам нравиться зимой? А что вы зимой не очень любите? Какие стихи о зиме вы помните? Кто авторы этих стихов?

Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина «Поет зима – аукает…» и будем учиться читать его выразительно.

Сергей Есенин – прекрасный русский поэт. Он родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу реки Оки. Сергей Есенин очень любил родную природу и воспел ее в своих стихах.

После такой подготовительной работы учитель читает стихотворение С.Есенина вслух.

4.Первичное чтение стихотворения.

Учитель: Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?

После повторного чтения стихотворения про себя приступаем к его анализу.

5.Вторичное чтение и анализ стихотворения.

Учитель: А теперь, ребята, давайте внимательно почитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием. Прочитайте про себя первую часть стихотворения.

(Дети читают).

Учитель: Чем отличается первоначальный вариант первых строк стихотворения:

Пришла зима холодная,

Подула вьюга грозная,

Застынула река.

от окончательного варианта?

Учитель: Как вы думаете, эти слова взяты из жизни природы или людей?

Учитель: Что она «делает»?

Учитель: Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы в первых строчках стихотворения?

Учитель: Какое настроение у вас возникает при чтении следующих строк?

Учитель: С помощью, каких слов Есенину удается создать такое настроение?

Учитель: Прочитайте следующую часть стихотворения. (Дети читают)

Учитель: Он называет ее ласково метелица. Но как он к ней относится?

Учитель: Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в следующей части.

Учитель: Как он теперь ее называет?

Учитель: Какая она?

Учитель: Какие слова помогают нам это понять?

Учитель: Какова роль союза, но в образе метелицы? Что и чему автор противопоставляет?

Учитель: О ком еще Есенин пишет в стихотворении?

Учитель: Как вы думаете, почему он пишет именно о них?

Учитель: Какие слова он употребляет, чтобы передать свое отношение к воробьишкам?

Учитель: Как вы думаете, почему он так к ним относится?

Учитель: Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателя?

Учитель: Какую роль играет союз, а в третьем шестистишии?

Учитель: Ребята, а о чем мечтают воробышки?

Учитель: Прочитайте, о какой весне они мечтают.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что хотел нам показать поэт, сочинив такое замечательное стихотворение?

Учитель: Что вы можете сказать об отношении автора к природе? Объясните свой ответ.

Учитель: Вначале С.А.Есенин назвал стихотворение «Воробышки». Как вы думаете, сохранился ли образ этих героев стихотворения? Остался ли он главным, центральным, самым важным для автора или нет?

Словесное рисование.

Учитель: А теперь, ребята, давайте рассмотрим иллюстрации к этому стихотворению. Что изобразил художник? Как он нарисовал птичек? Какие краски он выбрал для своей картины?

Учитель: Представьте себе, что вы художники. Какую иллюстрацию вы сами нарисуете? Что вы нарисуете по-другому, иначе, чем в учебнике?

Работа над выразительностью, конкурс чтецов.

Учитель: Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение. С каким чувством будем читать? Все ли одинаково?

Учитель: Какие слова мы будем выделять голосом при чтении стихотворения?

Учитель: А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению, давайте почитаем его по частям.

(Дети читают по частям и коллективно оценивают чтение каждого ученика, делают замечания, стараются повторно прочитать еще лучше)

(Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается)

6. Итог урока.

Учитель: С каким произведением познакомились на уроке?

Учитель: Что интересного узнали на уроке?

7. Домашнее задание.

На дом ученики получают задание подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть. Это задание не вызывает у них как часто бывает, внутреннего протеста, потому что текст им знаком, близок, они успели его полюбить и хорошо знают, как его нужно читать.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.