Имитирующие смерть медитативные практики. Как пережить смерть в медитации и побороть страх смерти

Нами руководит наш ум. Ум гипнотичен, и мы следуем за его повелениями. Он убеждает нас, что смерти нет, что смерть – это то, что происходит с другими. И в этом состоит наше величайшее несчастье. Наш ум – противник смерти, и мы, противясь этому таинству, утрачиваем его. Медитация на смерть может быть представлена разными техниками, например, весьма популярна техника медитации «Вхождение в Смерть». Вся сущность человека, весь его организм, части тела, голова, туловище, ноги, руки при медитации на смерть – все подчинено одному: стремлению примирить человека с великим таинством жизни, приблизить его к осознанию смерти как новому рождению.

Сильная медитация на смерть – проникнетесь состоянием смерти

Как же не может быть смерти, если она всегда рядом с вами? Всякий раз, когда вы вдыхаете, – это жизнь. Всякий раз, когда выдыхаете, – это смерть. Чем же еще является медитация на смерть, как не способом очистить свой разум, затуманенный , многие из которых ложны или нежизнеспособны. Вы освободите свой ум от всего лишнего для того, чтобы он мог вместить значение и истинный смысл жизни и смерти.

Медитация от страха смерти учит не противиться смерти, но принять ее с благодарностью, ибо, противясь смерти, вы утрачиваете и саму жизнь. В этом мире все тесно переплетено одно с другим, и жизнь невозможно отделить от смерти, как нельзя разделить путь и цель, ибо всякий путь завершается целью. В духовных практиках все имеет значение. Здесь нет главного и второстепенного, важно все – и чистота сознания, и положение пальцев. Научиться складывать пальцы при медитации в целительные комбинации несложно. Изучите основные духовные мудры, практикуйте, медитируйте, развивайтесь и созидайте духовно.

Медитация на смерть как единственный безусловный факт

Если вы боитесь завершения земной жизни, вы не сможете выполнить технику медитации на смерть. Страх и неконтролируемый ужас преградят вам путь к осознанию. Вы не позволите медитации случиться, не сумеете войти в нее. Но, помните о том, что совершенно неважно, боитесь вы смерти или нет, смерть есть единственный безусловный факт. В жизни все неопределенно, вариативно, изменчиво, и только смерть является безусловным фактом. Все остальное случайно. Вы сами – переменчивы и непостоянны, и все, что было, есть или будет в вашей жизни, неустойчиво – может случиться, а может и не случиться. И только одна лишь смерть не случайна. Это – данность. Это – неоспоримый факт.

Но взгляните на человеческий ум. Мы – каждый из нас – постоянно отрицаем смерть, говорим о ней так, будто она - случайность. Когда кто-то умирает, мы говорим, что его смерть была неожиданной, преждевременной, или несправедливой. Мы говорим, что это случайность. Но смерть не есть случайность. Смерть абсолютно определенна. Вы осознаете это в медитации на смерть , если позволите ей произойти. Вы должны умереть. Более того, вы уже умерли. Это произошло с вами в тот самый момент, когда вы родились, ибо с рождением смерть стала неизбежностью.

Да, один элемент неизбежности уже случился. Рождение. И теперь неминуемо должна произойти вторая, заключительная часть неизбежности. Родившись на этот свет, человек вступает в царство смерти, и теперь ничто этого не изменит, ибо изменить ничего нельзя. Смерть состоится не как эпизод, она не станет финальным аккордом в конце жизни. Она уже происходит, поскольку смерть – это длительный и необратимый процесс. Медитация на смерть поможет вам принять этот факт.

Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете величайшее таинство. Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете и саму жизнь, ибо они тесно переплетены друг с другом; они неотделимы. Жизнь - это рост, смерть - ее цветение. Путешествие и цель не отделены друг от друга - путешествие заканчивается целью.

Вхождение в смерть

Шива сказал: Сосредоточься на огне, восходящем в твоей форме от ступней вверх, пока тело не сгорит дотла, но не ты.

Будда очень любил эту технику медитации; он посвящал в нее своих учеников

.
Всякий раз, когда Будда кого-нибудь посвящал, он прежде всего советовал посвящаемому пойти к месту кремации и посмотреть, как сжигают мертвые тела. В течение трех месяцев он ничего не должен был делать, просто сидеть там и смотреть.

Будда говорил: «Не думай об этом. Просто смотри». А это трудно, трудно не думать, что рано или поздно твое тело тоже будет сожжено. Три месяца - долгий срок, и постоянно, днем и ночью, всякий раз, когда сжигали чье-то тело, искатель должен был медитировать. Рано или поздно он начинал видеть на погребальном костре свое собственное тело. Он видел, что сгорает сам.

Если вы очень боитесь смерти, вы не сможете выполнить эту технику, потому что страх преградит вам путь. Вы не сможете войти в нее. Или же представите все лишь на самой поверхности, ваша глубочайшая сущность не будет вовлечена, и с вами ничего не произойдет.

Запомните: боитесь вы смерти или нет, смерть - это единственный безусловный факт. В жизни нет ничего безусловного, за исключением смерти. Все неопределенно; только смерть является безусловным фактом. Все остальное случайно - оно может случиться, а может и не случиться - одна смерть не случайна. Но взгляните на человеческий ум. Мы всегда говорим о смерти так, будто она - случайность. Всякий раз, когда кто-нибудь умирает, мы говорим, что его смерть была преждевременной, мы говорим, что это как бы случайность. Но смерть не есть случайность - одна лишь смерть. Все остальное случайно. Смерть абсолютно определенна. Вы должны умереть.

Когда я говорю, что вы должны умереть, вам кажется, что это произойдет в далеком будущем, очень нескоро. Это не так - вы уже умерли. Вы умерли в тот момент, когда родились. С рождением смерть стала неизбежностью. Одна часть этой неизбежности уже случилась - рождение, теперь должна случиться вторая, заключительная часть. Поэтому вы уже мертвы, полумертвы, ибо родившись, человек вступает в царство смерти, входит в него. Теперь ничто уже этого не изменит, изменить ничего невозможно. Вы вошли в смерть. Вы полумертвы с рождения.

Запомните: смерть произойдет не в конце жизни, она уже происходит. Смерть - это процесс. Как и жизнь, она является процессом, смерть - это тоже процесс. Мы создаем двойственность, однако жизнь и смерть - это как бы две ваши ступни, две ноги. Жизнь и смерть образуют единый процесс. Вы умираете ежесекундно.

Позвольте мне объяснить это следующим образом: всякий раз, когда вы вдыхаете, - это жизнь, и всякий раз, когда выдыхаете, - это смерть.

Первое, что делает новорожденный, - он вдыхает. Ребенок не может выдохнуть. Сначала он вдыхает. Он не может выдохнуть, потому что в его легких еще нет воздуха; он должен вдохнуть. Первое действие - вдох. А последним действием умирающего старика будет выдох. Умирая, вы не можете вдохнуть - это вам известно? Когда вы умираете, вы не можете вдохнуть. Последнее действие не может быть вдохом; последнее действие - выдох. Первое действие - вдох, последнее - выдох. Вдох - это рождение, выдох - смерть. Каждую секунду вы делаете то одно, то другое - вдыхаете и выдыхаете. Вдох - это жизнь, выдох - смерть.

Возможно, вы этого не замечали, однако попробуйте за этим понаблюдать. Всякий раз, когда вы делаете выдох, вы становитесь более мирным. Сделайте глубокий выдох - и вы почувствуете внутри себя некоторое спокойствие. А всякий раз, когда вы делаете вдох, вы напрягаетесь, становитесь напряженным. Напряженность вдоха создает в вас напряжение. И естественный акцент всегда делается на вдохе. Если я советую вам глубоко дышать, вы обязательно начнете с вдоха.

На самом деле мы боимся выдоха. Вот почему дыхание стало таким мелким. Вы никогда не выдыхаете, вы только вдыхаете. Лишь ваше тело выдыхает, потому что тело не может существовать на одном вдохе. Ему необходимо и то, и другое: и жизнь, и смерть.

Шаг первый:

Попробуйте проделать один эксперимент. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Пусть тело вдыхает, вы же только выдыхайте. И вы почувствуете глубокое спокойствие, ибо смерть - это спокойствие, смерть - это безмолвие. Если вы станете уделять выдоху больше внимания, вы почувствуете себя неэгоистичным. При вдохе вы почувствуете себя более эгоистичным, при выдохе - менее эгоистичным. Уделяйте выдоху больше внимания. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Позвольте вдыхать телу, а сами этого не делайте.

Акцент на выдохе поможет вам в выполнении эксперимента, ибо вы готовы будете умереть. Необходима готовность к смерти, в противном случае эта техника не принесет особой пользы. А вы будете готовы к смерти только в том случае, если уже неким образом вкусили ее. Глубоко выдыхайте - и вы ощутите ее вкус. Он прекрасен.

Смерть восхитительна, ибо ничто не подобно смерти - такой безмолвной, расслабляющей, тихой, спокойной. Но мы боимся смерти. А почему? Откуда в нас страх смерти? Мы боимся смерти не из-за самой смерти - ведь она нам неизвестна. Как можно бояться того, с чем вы еще не сталкивались? Как можно бояться того, что вам неизвестно? Чтобы бояться чего-то, вы должны, по крайней мере, это знать. Так что на самом деле вы боитесь не смерти; ваш страх - нечто другое. На самом деле вы никогда не жили - вот что вызывает страх смерти.

Страх появляется из-за того, что вы еще не жили, поэтому и боитесь: «Я еще не жил, и если придет смерть, то что же тогда? Не испытав удовлетворения от жизни, совсем не пожив, я уже умру». Страх смерти появляется только у тех, кто недостаточно жив. Если вы живы, вы радушно примете смерть. В этом случае никакого страха нет. Вы познали жизнь; теперь хотели бы познать и смерть. Но мы так боимся жизни, что не познаем ее, не входим в нее глубоко. Это и порождает страх смерти.

Если вы хотите войти в эту технику медитации, вы должны осознать свой глубинный страх. Этот страх нужно отбросить, нужно освободиться от него, лишь тогда вы сможете войти в эту технику. Вот что вам поможет: уделяйте больше внимания выдоху. В течение всего дня вы будете чувствовать себя расслабленным, возникнет внутреннее безмолвие.

Шаг второй:

Вы углубите это чувство, если проделаете еще один эксперимент. Ежедневно в течение пятнадцати минут глубоко выдыхайте. Сядьте на стул или на землю и глубоко выдыхайте. Во время выдоха закрывайте глаза. Когда воздух выходит наружу, входите внутрь. Теперь позвольте телу вдохнуть; и когда воздух будет входить внутрь, открывайте глаза и идите наружу. Затем сделайте наоборот: когда воздух выходит наружу, двигайтесь внутрь; когда воздух входит внутрь, выходите наружу.

Когда вы делаете выдох, внутри вас освобождается некоторое пространство , ибо дыхание - это жизнь. Когда вы глубоко выдыхаете, вы становитесь пустым, жизнь выходит наружу. В некотором смысле вы мертвы, на мгновение вы мертвы. В этом безмолвии смерти входите внутрь. Воздух выходит наружу: закройте глаза и двигайтесь внутрь. Там есть пространство, и вы можете легко войти в него.

Прежде чем выполнять описываемую ниже технику, проделайте этот эксперимент в течение пятнадцати минут, чтобы быть готовым, - и не только готовым, но и приглашающим, восприимчивым. Страх смерти исчезает, теперь смерть выглядит как расслабление, как глубокий отдых.

Шаг третий:

Лягте наземь. Вообразите себя мертвым; вообразите, что ваше тело - это труп. Лягте наземь и сосредоточьте свое внимание на пальцах ног. С закрытыми глазами двигайтесь внутрь. Сосредоточьте свое внимание на пальцах ног и почувствуйте, как оттуда поднимается вверх огонь, все сжигая на своем пути. По мере того как огонь поднимается все выше, ваше тело постепенно исчезает. Начните с пальцев ног и двигайтесь вверх.

Почему следует начинать с пальцев ног? Так будет легче, потому что пальцы ног очень далеко от вашего «я», от вашего эго. Ваше эго находится в голове. Вы не сможете начать с головы, это очень трудно, поэтому начинайте с отдаленной точки, а пальцы ног - это точка, наиболее удаленная от эго. Начинайте огонь оттуда. Почувствуйте, что пальцы ног уже сгорели, что от них остался только пепел, а затем понемногу двигайтесь вверх, сжигая все, что огонь встретит на своем пути. Все части тела, ноги, бедра будут постепенно исчезать.

Постарайтесь увидеть, как они превращаются в пепел. Огонь поднимается вверх, и тех частей тела, по которым он прошел, больше нет; они превратились в пепел. Продолжайте двигаться вверх; в конце концов исчезнет и голова. Вы станете наблюдателем на холме. Тело останется, но мертвое, сожженное, превращенное в пепел, а вы будете наблюдателем, вы будете свидетелем. У свидетеля нет эго.

Эта техника очень полезна для достижения неэгоистичного состояния. Почему? Потому что она воздействует на очень многое. Она только кажется простой, но на самом деле далеко не проста. Ее внутренний механизм очень сложен. Первое: ваши воспоминания - это часть вашего тела. Память материальна; вот почему она может быть записана в клеточках мозга. Они материальны, они - часть тела. Ваши клеточки мозга можно прооперировать, и если некоторые клетки удалить, у вас исчезнут и определенные воспоминания.

Вот что необходимо понять и запомнить: если память существует, значит, существует и тело, и значит, вы дурачите самих себя. Если вы действительно глубоко чувствуете, что тело мертво, сожжено, что огонь полностью уничтожил его, тогда никакой памяти у вас нет. В этот момент никакого наблюдения ума нет. Все остановится - не будет ни одного движения мысли, будет просто наблюдение, видение того, что произошло.

Пройдя эго, вы сможете пребывать в этом состоянии постоянно. Однажды вы поймете, что можете отделять себя от тела, и эта техника станет методом отделения себя от тела, методом создания зазора между вами и телом, методом пребывания в течение нескольких минут вне тела. Если она вам удастся, вы сможете оставаться в теле и в то же время пребывать вне тела. Вы будете жить так же, как жили раньше, но тем же самым вы уже не будете.

На эту технику уйдет не менее трех месяцев. Продолжайте ее. За один день успеха не добиться, но если вы будете практиковать ее один час в день на протяжении трех месяцев, то однажды ваше воображение внезапно поможет вам, возникнет зазор, и вы действительно увидите свое тело, превращенное в пепел. Тогда вы сможете наблюдать.

А наблюдая, вы постигнете одно очень глубокое явление - что эго есть нечто фальшивое, не существующее. Оно существовало лишь потому, что вы отождествляли себя с телом, с мыслями, с умом. Вы - не то и не другое, не ум и не тело. Вы отличаетесь от всего, что окружает вас; вы отличаетесь от своей периферии.

Величайшее несчастье, приключившееся с человеческим умом, состоит в том, что он - противник смерти. Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете величайшее таинство.

Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете и саму жизнь, ибо они тесно переплетены друг с другом; они неотделимы. Жизнь - это рост, смерть - ее цветение. Путешествие и цель не отделены друг от друга - путешествие заканчивается целью.)

Шива сказал: Сосредоточься на огне, восходящем в твою форму от ступней вверх, пока тело не сгорит дотла, но не ты.

Будда очень любил эту технику медитации, он посвящал в нее своих учеников.

Всякий раз, когда Будда кого-нибудь посвящал, он, прежде всего, советовал посвящаемому пойти к месту кремации и посмотреть, как сжигают мертвые тела. В течение трех месяцев он ничего не должен был делать, просто сидеть там и смотреть.

Будда говорил: «Не думай об этом. Просто смотри». А это трудно, трудно не думать, что рано или поздно твое тело тоже будет сожжено. Три месяца - долгий срок, и постоянно, днем и ночью, всякий раз, когда сжигали чье-то тело, искатель должен был медитировать. Рано или поздно он начинал видеть на погребальном костре свое собственное тело. Он видел, что сгорает сам.

Если вы очень боитесь смерти, вы не сможете выполнить эту технику, потому что страх преградит вам путь. Вы не сможете войти в нее. Или же представите все, лишь на самой поверхности, ваша глубочайшая сущность не будет вовлечена, и с вами ничего не произойдет.

Запомните: боитесь вы смерти или нет, смерть - это единственный безусловный факт. В жизни нет ничего безусловного, за исключением смерти. Все неопределенно, только смерть является безусловным фактом. Все остальное случайно - оно может случиться, а может и не случиться - одна смерть не случайна. Но взгляните на человеческий ум. Мы всегда говорим о смерти так, будто она - случайность. Всякий раз, когда кто-нибудь умирает, мы говорим, что его смерть была преждевременной, мы говорим, что это как бы случайность. Но смерть не есть случайность - одна лишь смерть. Все остальное случайно. Смерть абсолютно определенна. Вы должны умереть.

Когда я говорю, что вы должны умереть, вам кажется, что это произойдет в далеком будущем, очень нескоро. Это не так - вы уже умерли. Вы умерли в тот момент, когда родились. С рождением смерть стала неизбежностью. Одна часть этой неизбежности уже случилась - рождение, теперь должна случиться вторая, заключительная часть. Поэтому вы уже мертвы, полумертвы, ибо, родившись, человек вступает в царство смерти, входит в него. Теперь ничто уже этого не изменит, изменить ничего невозможно. Вы вошли в смерть. Вы полумертвы с рождения.

Запомните: смерть произойдет не в конце жизни, она уже происходит. Смерть - это процесс. Как и жизнь, она является процессом, смерть - это тоже процесс. Мы создаем двойственность, однако, жизнь и смерть - это как бы две ваши ступни, две ноги. Жизнь и смерть образуют единый процесс. Вы умираете ежесекундно.

Позвольте мне объяснить это следующим образом: всякий раз, когда вы вдыхаете, - это жизнь, и всякий раз, когда выдыхаете, - это смерть.

Первое, что делает новорожденный, - он вдыхает. Ребенок не может сначала выдохнуть. Сначала он вдыхает. Он не может выдохнуть, потому что в его легких еще нет воздуха, он должен вдохнуть. Первое действие - вдох. А последним действием умирающего старика будет выдох. Умирая, вы не можете вдохнуть - это вам известно? Когда вы умираете, вы не можете вдохнуть. Последнее действие не может быть вдохом, последнее действие - выдох. Первое действие - вдох, последнее - выдох. Вдох - это рождение, выдох - смерть. Каждую секунду вы делаете то одно, то другое - вдыхаете и выдыхаете. Вдох - это жизнь, выдох - смерть.

Возможно, вы этого не замечали, однако попробуйте за этим понаблюдать. Всякий раз, когда вы делаете выдох, вы становитесь более мирным. Сделайте глубокий выдох - и вы почувствуете внутри себя некоторое спокойствие. А всякий раз, когда вы делаете вдох, вы напрягаетесь, становитесь напряженным. Напряженность вдоха создает в вас напряжение. И естественный акцент всегда делается на вдохе. Если я советую вам глубоко дышать, вы обязательно начнете с вдоха.

На самом деле мы боимся выдоха. Вот почему дыхание стало таким мелким. Вы никогда не выдыхаете, вы только вдыхаете. Лишь ваше тело выдыхает, потому что тело не может существовать на одном вдохе. Ему необходимо и то, и другое: и жизнь, и смерть.

Шаг первый:

Попробуйте проделать один эксперимент. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Пусть тело вдыхает, вы же только выдыхайте. И вы почувствуете глубокое спокойствие, ибо смерть - это спокойствие, смерть - это безмолвие. Если вы станете уделять выдоху больше внимания, вы почувствуете себя неэгоистичным. При вдохе вы почувствуете себя более эгоистичным, при выдохе - менее эгоистичным. Уделяйте выдоху больше внимания. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Позвольте вдыхать телу, а сами этого не делайте.

Акцент на выдохе поможет вам в выполнении эксперимента, ибо вы готовы будете умереть. Необходима готовность к смерти, в противном случае эта техника не принесет особой пользы. А вы будете готовы к смерти только в том случае, если уже неким образом вкусили ее. Глубоко выдыхайте - и вы ощутите ее вкус. Он прекрасен.

Смерть восхитительна, ибо ничто не подобно смерти - такой безмолвной, расслабляющей, тихой, спокойной. Но мы боимся смерти. А почему? Откуда в нас страх смерти? Мы боимся смерти не из-за самой смерти - ведь она нам неизвестна. Как можно бояться того, с чем вы еще не сталкивались? Как можно бояться того, что вам неизвестно? Чтобы бояться чего-то, вы должны, по крайней мере, это знать. Так что на самом деле вы боитесь не смерти; ваш страх - нечто другое. На самом деле вы никогда не жили - вот что вызывает страх смерти.

Страх появляется из-за того, что вы еще не жили, поэтому и боитесь: «Я еще не жил, и если придет смерть, то что же тогда? Не испытав удовлетворения от жизни, совсем не пожив, я уже умру». Страх смерти появляется только у тех, кто недостаточно жив. Если вы живы, вы радушно примете смерть. В этом случае никакого страха нет. Вы познали жизнь, теперь хотели бы познать и смерть. Но мы так боимся жизни, что не познаем ее, не входим в нее глубоко. Это и порождает страх смерти.

Если вы хотите войти в эту технику медитации, вы должны осознать свой глубинный страх. Этот страх нужно отбросить, нужно освободиться от него, лишь тогда вы сможете войти в эту технику. Вот что вам поможет: уделяйте больше внимания выдоху. В течение всего дня вы будете чувствовать себя расслабленным, возникнет внутреннее безмолвие.

Шаг второй:

Вы углубите это чувство, если проделаете еще один эксперимент. Ежедневно в течение пятнадцати минут глубоко выдыхайте. Сядьте на стул или на землю и глубоко выдыхайте. Во время выдоха закрывайте глаза. Когда воздух выходит наружу, входите внутрь. Теперь позвольте телу вдохнуть, и когда воздух будет входить внутрь, открывайте глаза и идите наружу. Затем сделайте наоборот: когда воздух выходит наружу, двигайтесь внутрь; когда воздух входит внутрь, выходите наружу.

Когда вы делаете выдох, внутри вас освобождается некоторое пространство, ибо дыхание - это жизнь. Когда вы глубоко выдыхаете, вы становитесь пустым, жизнь выходит наружу. В некотором смысле вы мертвы, на мгновение вы мертвы. В этом безмолвии смерти входите внутрь. Воздух выходит наружу: закройте глаза и двигайтесь внутрь. Там есть пространство, и вы можете легко войти в него.

Прежде чем выполнять описываемую ниже технику, проделайте этот эксперимент в течение пятнадцати минут, чтобы быть готовым, - и не только готовым, но и приглашающим, восприимчивым. Страх смерти исчезает, теперь смерть выглядит как расслабление, как глубокий отдых.

Шаг третий:

Лягте наземь. Вообразите себя мертвым; вообразите, что ваше тело - это труп. Лягте наземь и сосредоточьте свое внимание на пальцах ног. С закрытыми глазами двигайтесь внутрь. Сосредоточьте свое внимание на пальцах ног и почувствуйте, как оттуда поднимается вверх огонь, все сжигая на своем пути. По мере того как огонь поднимается все выше, ваше тело постепенно исчезает. Начните с пальцев ног и двигайтесь вверх.

Почему следует начинать с пальцев ног? Так будет легче, потому что пальцы ног очень далеко от вашего «я», от вашего эго. Ваше эго находится в голове. Вы не сможете начать с головы, это очень трудно, поэтому начинайте с отдаленной точки, а пальцы ног - это точка, наиболее удаленная от эго. Начинайте ощущать огонь оттуда. Почувствуйте, что пальцы ног уже сгорели, что от них остался только пепел, а затем понемногу двигайтесь вверх, сжигая все, что огонь встретит на своем пути. Все части тела, ноги, бедра будут постепенно исчезать.

Постарайтесь увидеть, как они превращаются в пепел. Огонь поднимается вверх, и тех частей тела, по которым он прошел, больше нет; они превратились в пепел. Продолжайте двигаться вверх, в конце концов, исчезнет и голова. Вы станете наблюдателем на холме. Тело останется, но мертвое, сожженное, превращенное в пепел, а вы будете наблюдателем, вы будете свидетелем. У свидетеля нет эго.

Эта техника очень полезна для достижения неэгоистичного состояния. Почему? Потому что она воздействует на очень многое. Она только кажется простой, но на самом деле далеко не проста. Ее внутренний механизм очень сложен. Первое: ваши воспоминания - это часть вашего тела. Память материальна, – вот почему она может быть записана в клеточках мозга. Они материальны, они - часть тела. Ваши клеточки мозга можно прооперировать, и если некоторые клетки удалить, у вас исчезнут и определенные воспоминания.

Вот что необходимо понять и запомнить: если память существует, значит, существует и тело, и значит, вы дурачите самих себя. Если вы действительно глубоко чувствуете, что тело мертво, сожжено, что огонь полностью уничтожил его, тогда никакой памяти у вас нет. В этот момент никакого наблюдения ума нет. Все остановится - не будет ни одного движения мысли, будет просто наблюдение, видение того, что произошло.

Пройдя это, вы сможете пребывать в этом состоянии постоянно. Однажды вы поймете, что можете отделять себя от тела, и эта техника станет методом отделения себя от тела, методом создания зазора между вами и телом, методом пребывания в течение нескольких минут вне тела. Если она вам удастся, вы сможете оставаться в теле и в то же время пребывать вне тела. Вы будете жить так же, как жили раньше, но тем же самым вы уже не будете.

На эту технику уйдет не менее трех месяцев. Продолжайте ее. За один день успеха не добиться, но если вы будете практиковать ее один час в день на протяжении трех месяцев, то однажды ваше воображение внезапно поможет вам, возникнет зазор, и вы действительно увидите свое тело, превращенное в пепел. Тогда вы сможете наблюдать.

А наблюдая, вы постигнете одно очень глубокое явление - что эго есть нечто фальшивое, не существующее. Оно существовало лишь потому, что вы отождествляли себя с телом, с мыслями, с умом. Вы - не то и не другое, не ум и не тело. Вы отличаетесь от всего того, что окружает вас; вы отличаетесь от своей периферии.

То, что люди привыкли называть “Смертью”, является не непосредственным опытом, а всего лишь понятием, выведенным людьми, не обладающими ясновидением, из визуального наблюдения чисто внешних событий, происходящих во время перехода человеческого Сознания на другой уровень своего существования. Поэтому большинству из людей, для более полного понимания ими данного явления, для преодоления страха перед ним, нужно прежде всего попытаться пересилить не саму Смерть, а понятие о ней, тщательно осмыслить своё представление об этом явлении.
Проблема психологической победы над Смертью - чисто субъективная и может быть решена только с помощью субъективного переживания и непосредственного внутреннего опыта каждого человека, пытающегося решить для себя эту проблему. В каждом случае умирания, с объективной точки зрения, мы можем говорить только об остановке телесных функций и разложении физических органов умирающего, которые при его Жизни делали эти функции возможными.

Другой вопрос: а что случилось с силами и энергиями, которые создали эти органы и обеспечивали их функции? Ответить правильно на этот вопрос невозможно до тех пор, пока вы не сместите своё Сознание с внешних объектов и не направите своё внимание внутрь самого явления умирания или Смерти.
Эту проблему нельзя постичь только с помощью интеллекта, прочитав уйму книг на эту тему и путём анализа убедив самого себя в правильности чужой точки зрения. Чтобы полностью избавиться от страха перед этой неизбежной необходимостью, нужно попытаться приобрести собственный, непосредственный опыт осознанного переживания этого психофизического процесса.
В книге “Дух и Душа” мы достаточно подробно остановились на описании того, что мы подразумеваем под понятием “эго”. Типичное свойство человеческого интеллекта - его стремление к объективности. Это бывает оправдано и полезно до тех пор, пока мы пребываем в Мире, переполненном объектами или вещами, то есть в Мире материальном, ограниченном и чётко обозначенном.

Но эта объективность становится неоправданной и напрочь бесполезной, когда мы занимаемся исследованием вопросов, связанных с самой сутью человека и с глубинным смыслом индивидуального существования. Так вот, как нельзя испытать “эго”, так нельзя испытать и Смерть, потому что они являются лишь составными частями одного и того же, более высокодуховного явления - Жизни Духа.

Характерными признаками, как для Смерти, так и для “эго”, являются абстрактность и ограниченность или искусственное установление для них границ несовершенным человеческим Умом, не способным воспринимать тонкие вибрации, составляющие психоэнергетическую основу данных явлений. До тех пор, пока человек, оперируя своим Сознанием, способен что-либо испытывать, он не может считаться мёртвым.

Это означает, что если бы вы смогли осознанно понаблюдать за процессом умирания или Смерти, то вы бы на собственном опыте убедились, что Смерть не уничтожает испытывающего её субъекта и что, следовательно, Смерть вовсе не является тем, за что вы её принимали. Это и есть цель, которую мы ставим перед собой, предлагая вам ниже самую эзотерическую технику - Медитацию на вашем умирании, на вашей собственной Смерти.
Умирание - это настоящее искусство, более значительное и необходимое для человека, чем все остальные; это искусство, однажды научившись которому, Душа уже никогда не забывает его и может пользоваться им при исследовании других реальностей своего существования. Овладевший этим искусством, навсегда побеждает Смерть, так как такому человеку становится понятен весь её благотворительный смысл и вся её освободительная роль.
Как только вы начнёте свободно и спокойно чувствовать себя со Смертью, вы достигнете Жизни, которая прерваться никогда уже не сможет. Для того, чтобы научиться искусству умирать, чтобы уметь находить то, что находится за пределами Жизни и Смерти, нужно научиться использовать и Жизнь, и Смерть.

Нужно абсолютно твёрдо осознать, что и земная человеческая Жизнь, и следующая за ней т.н. “посмертная” Жизнь человеческой личности, представляют собой непрерывную цепь сменяющих друг друга состояний Сознания: первое - воплощённое - состояние Сознания начинается во время рождения человека в этом Мире после “умирания там”, а первое развоплощённое состояние Сознания начинается в момент Смерти личности “здесь”, предшествующей её новое рождение “там”.

Надо сразу же признать тот неоспоримый факт, что Смерть - как одно из самых важных событий Существования человеческой Души - есть. Смерть - это то самое главное, что должно случиться в вашей земной Жизни, это - кульминация всего вашего земного существования, это - цель Жизни: всё живое движется к Смерти. Ваша Смерть родилась вместе с вами; лишь только появившись на свет, вы уже не можете убежать от неё.
Смерть спрятана в вас изначально, с мгновения вашего первого крика и первого вздоха в этом Мире, она постоянно живёт в вас, чтобы неотступно сопровождать вас по всей Жизни. Ваша главная задача - лишь только во время осознать её фатальность и факт её неизбежности. Это надо обязательно понять и запомнить, потому что пока вы не поймёте смысла своей Смерти, до тех пор вы не поймёте и смысла всей своей земной Жизни.
Потому что в тот самый момент, когда вы полностью осознаете, что вы можете в любое мгновение умереть, что Смерть является абсолютной неизбежностью, весь ваш Ум начнёт работать совершенно в другом направлении и в ином измерении. Тогда пища и чувственные наслаждения станут для вас лишь основной потребностью тела, но не стимулом для всего вашего существования.

Осознание неизбежности собственной Смерти меняет всю вашу Жизнь, заставляет вас остановиться и задуматься о смысле вашего существования и сделать ревизию всех “ценностей” и приоритетов, составлявших до этого времени смысл и стремление всей вашей Жизни. Только после того, как вы осознаете свою собственную Смерть, её ежемгновенную неизбежность, вы создадите в себе потребность оглянуться назад.
Все те, кого мы по невежеству своему принимаем за самих себя - всего лишь временные, смертные существа, потому что уделом любой личности, насколько бы духовно развитой она ни была, является Смерть. Но когда вы полностью осознаете этот факт, у вас больше уже не будет времени на то, чтобы продолжать жить так, как вы жили до этого, - беспечно, беспорядочно и не задумываясь о возможных последствиях не то что своих Мыслей и слов, но даже поступков.

Вот почему вам нужно ещё во время своей земной Жизни хотя бы попытаться как можно глубже заглянуть в неё, чтобы за короткое время, отпущенное для Жизни “здесь”, научиться способности быть готовым в любой следующий момент бесстрашно, а в идеальном случае - радостно и оптимистично, встретиться со своей собственной Смертью, что называется “лицом к лицу”.
Если же вы этому не научитесь, если вы всеми силами своего Ума станете избегать своей Смерти, то вы даже не заметите, как очень скоро этот страх будет заставлять вас также избегать и Жизни, боязливо опасаясь всех её, обучающих и обогащающих Душу, исключительных возможностей. И именно поэтому вся ваша иллюзорная, наполненная постоянным страхом, Жизнь ежесекундно и непременно будет нести вас к настоящей Смерти.
Принять всем своим ограниченным и боязливым Умом неизбежность собственной Смерти для большинства людей не так просто, но если вам удастся это сделать, то жить сразу же станет гораздо легче и радостнее, потому что ваша собственная Смерть, являясь по существу уникальным моментом проявления одной из форм вечной Жизни вашего Сознания, может научить вас очень и очень многому: более глубокому миропониманию, отказу от сиюминутных ценностей и мнимых приоритетов, а также, бесстрашию и умению в самых критических ситуациях сохранять свои честь и достоинство.
Цель избежать Смерти и во что бы то ни стало продлить свою Жизнь, ставят перед собой те, кто слишком привязан к внешним аспектам своей Жизни, к мнимым благам, чувствам и эмоциям, которые связаны с пребыванием личности в физическом теле. Подобную же цель преследуют также и те, кто применяют хатха-йогу для продления своей Жизни, но к этому многих из них побуждает не столько страх умереть или чрезмерная любовь к Жизни, а скорее исследовательский интерес к данной форме существования Духа в Мире явлений и использование Жизни для достижения всё больших пределов возможностей физической личности.

Запомните: одним фактом вашей Смерти вы ничего не сможете достигнуть в плане собственного духовного продвижения, - всякое духовное достижение приходит постепенно, через вашу текущую Жизнь, через качество составляющих её энергий, которые, в свою очередь, определяют и качество самой Смерти.

Смерть - это всего лишь окончательный, выпускной экзамен для земной человеческой личности, но, опять-таки, лишь только относительно тех её аспектов, которые касаются ЗЕМНОЙ её Жизни. Нужно всегда помнить, что Смерть возьмёт и уничтожит всё, что не является вашим “Я”; всё иллюзорное, бездуховное, наносное будет взято, и если оно составляло большую часть вашего существа, то это означает лишь то, что после Смерти физического тела мало что останется и от вас, и от вашей земной личности.

Смерть также можно сравнить и с последним приговором, подытоживающим степень выполнения человеческой Душой задачи данного конкретного её воплощения, и оценивающим качество наработанных ею энергий, при помощи которых конкретная личность обеспечивала своё земное существование. Смерть, как бесстрастный и справедливый Судья, просто ставит последнюю точку в земной Жизни каждого человека.
Тогда, естественно и бесповоротно, не только последнее слово умирающего, но даже его последняя Мысль, последнее его самое сильное желание, как выстраданное резюме всей прожитой Жизни, становится последним приговором и обязательно должно быть приведено в исполнение сонмом небесных “судебных исполнителей” после окончательного проявления человека в Тонком Мире.
Если человек был велик любовью, если он в самом деле искренне любил хоть что-то или кого-то, независимо от физических условий и качества своей земной Жизни, и если сама его Жизнь была пылающим пламенем Любви, Светом Любви для других, тогда Смерть всего лишь окончит последнюю главу его земной Жизни ярко пылающим пламенем сердечного Огня.

Но если Смерть наглухо закрыла вашу Жизнь, которая была настолько мизерной и никчемной, что в оконцовке явилась лишь одними несбывшимися надеждами на будущее и не принесла ни вам, ни людям ни единого, подлинно светлого переживания, - тогда и ваша Смерть будет такой же тщётной и бесплодной, какой была и вся ваша бесполезная Жизнь.
Тогда с вашей собственной Смертью вы совершенно ничего не потеряете, но, вместе с тем, вы ничего, кроме бесплодных надежд и бесполезного упования, с ней и не приобретёте. В таком случае, чем быстрее вы сможете осознать, что вы уже не сможете вновь возвратиться в своё привычное тело, тем меньше благоприятных моментов для своего Преображения вы упустите и тем скорее сможете выбрать правильное направление среди открывающихся перед вами кармических возможностей.

Но если вы сможете в своё умирание идти радостно, спокойно и безмятежно, если только вы сможете адекватно осознавать себя в момент Смерти, то вполне реально, что ваша будущая Смерть может стать моментом полного Просветления вашего Сознания, стать вашим Просветлением, вмиг избавив вас, как личность, от всего того, чем вы на самом деле никогда не являлись, и явит Богу, после вашего посмертного Преображения, Его истинное творение.
Но пока Жизнь не стала для вас тщетной, вы никогда не думаете о том, чтобы двигаться за её пределы. Нет необходимости входить в детали Смерти, нет никакой необходимости размышлять о ней. Всего лишь осознание того, что Смерть существует, поможет вам двигаться внутрь, поможет вам быть медитативным.

Смерть и Просветление, - эти два, чисто внутренних процесса, очень схожи между собой. Если вы достигаете Просветления своего Сознания и воочию убеждаетесь в том, что на самом деле вы вовсе не являетесь простой совокупностью всего того, что олицетворяет ваше тело, как это предполагалось вами раньше, то в вас исчезает отождествление себя со своим телом и теряется привязанность к нему.
Для большинства людей, испытавших это, их новое осознание раздельности своего внутреннего и чисто внешнего существования становится Смертью даже в большей степени, чем явилась бы для них обычная физическая Смерть. В это мгновение вдруг замечается та огромная пропасть между собой и своим физическим телом, что прежде считалось и воспринималось, как одно и то же.

Смерть без прекращения работы Сознания доказывает, что всё, что человек принимал за себя и сама его Жизнь очень сильно отличаются от того, что предстаёт перед Душою за порогом процесса умирания. В момент ТАКОЙ Смерти появляется редкая возможность для Освобождения Души. Это - бесценный дар, который, при разумном и мудром его использовании, может помочь вам освободиться от многих ваших неразумных желаний, страхов и самости, давая возможность Свету вашей Души слиться воедино со Светом Божественной Истины.
Ваша Смерть может стать для вас Вратами, выводящими вашу Душу из этой поверхностной, обыденной и иллюзорной Жизни, Вратами, через которые можно выйти из бесконечного цикла воплощений и разорвать круг вечно повторяющихся “рождений” и “смертей”. Эти Врата находятся внутри вас и если вы научитесь проходить через них, пребывая в полном Сознании, вы достигнете другой Жизни, более глубокой и вечной, чем ваша теперешняя Жизнь-сон, - вы достигните Жизни без Смерти.

Но, к сожалению, многие люди так страшатся собственной Смерти, что когда она к ним наконец-то приходит, они от страха перед неизвестностью, перед опасностью полного “своего” уничтожения, сразу же теряют Сознание и Астральный Поток, насыщенный Божественным Светом, их просто пассивно проносит в эти Врата в пассивном состоянии Сознания и они не видят этот Свет, не испытывают желания слиться с Ним.
Тогда они через какое-то время снова рождаются в этом Мире и вся эта безумная круговерть под названием “земная жизнь” начинается сначала. И опять они станут жить, не думая о предстоящей Смерти и поэтому конец их снова будет один и тот же - полное беспамятство. Но стоит вам только принять факт вашей Смерти и начать чувствовать его, жить им, сознавать его, как вы постепенно, но неуклонно, начнёте буквально проникать, просачиваться всем своим Сознанием через эти ваши внутренние Врата.

Так, постепенно Дверь вашей будущей Смерти станет приоткрываться всё больше и всё шире, и сквозь расширяющийся проём вы увидите не кромешную тьму, а ясный Свет и когда Дверь вашей собственной Души будет распахнута настежь, через неё на вас обильно прольётся Божественное Сияние Жизни вечной. К Просветлению Сознания возможны три основных Пути: первый - это Медитация, второй - Любовь, третий - Смерть. Последний Путь - важнейший из всех трёх, потому что Смерть - явление, наиболее естественное для каждого человека.

Что касается Медитации, то без неё можно спокойно прожить всю свою Жизнь, даже не зная, что это такое. Чтобы хотя бы попытаться войти в это очень специфическое состояние своего Сознания, вы должны будете сотни тысячи раз прикладывать для этого немалые волевые усилия, вы должны будете осознать в этом внутреннюю потребность и начать тщательно исследовать в духовном плане самого себя и искать, искать, искать...
На такой духовный поиск кармически и эволюционно готовы лишь немногие. Истинная, глубинная Медитация - это намного труднее, сложнее и проблематичнее, чем может показаться со стороны. Очень мало людей могут позволить себе пуститься в это увлекательное, но трудное приключение.
По Пути истинной, глубинной Медитации к Просветлению Сознания идут лишь очень немногие люди, чьи прошлые кармические и духовные накопления способствуют в данном их воплощении наибольшему самораскрытию Сознания именно таким образом. Далеко не все из тех, которые считают, что они практикуют Медитацию, на самом деле занимаются этим.

Поэтому для преобладающего большинства людей единственной возможностью Просветления остаются Любовь и Смерть... Истинная Любовь, как самое возвышенное человеческое чувство, более естественна в этом отношении, потому что она возводит в вашем существовании нечто сверхреальное, надчувственное, то, что не может прекратиться или исчезнуть даже после вашей Смерти.
Но истинная Любовь также может случиться в вашей Жизни, а может и не случиться. Она - не настолько неизбежна, как Смерть. Миллионы людей выбирают Жизнь без Любви и, тем не менее, не умирают от этого. Они нормально живут, бывают очень довольны собой и своей Жизнью, но они никогда и никого не любят, кроме самих себя.

Поэтому Любовь нельзя отнести к чему-то жизненно необходимому, её можно легко избежать или упустить как в Жизни, так и в Смерти. Если многие люди упускают в своей Жизни даже Любовь, не испытывая в ней жизненной потребности, то что же тогда говорить о Медитации?
Остаётся Смерть, которую просто невозможно упустить, если только речь не идёт о совершенно внезапной Смерти. Упустить возможность осознанного переживания собственной Смерти означает упустить возможность встречи с Богом, потому что только в Смерти две остальные возможности Просветления - Любовь и Медитация - расцветают автоматически.

Со своим приходом Смерть унесёт в ускользающем от вас потоке привычного материального Бытия все ваши былые привязанности, все, одолевавшие вас прежде, желания - и лишь после этого, когда все ваши надуманные страсти и бестолковые желания будут анигилированы Смертью, Энергия Любви станет первозданно чистой, такой, какой она была до вашего грубоматериального проявления в этом Мире.
Итак, из трёх основных путей к Просветлению Сознания, у всякого человека остаётся один, главный путь - это Смерть с её непредсказуемостью, обязательностью и неизбежностью. Никто не может ни избежать своей Смерти, ни изменить её. Она - абсолютна, от неё нельзя ни откупиться, ни уклониться.
Она существует рядом с нами всегда, она просто в любое мгновение нашей Жизни есть, как всегда есть воздух, небо, земля. Через неё должен пройти каждый из живущих на Земле. Всё, что вы можете сделать, это лишь принять её: либо радуясь скорому окончанию своих физических страданий, либо неохотно, со страхом и тупым упорством цепляясь за ускользающую от вас примитивную иллюзию Жизни.

Многие люди или не понимают, или просто не задумываются над тем, что их Смерть может отобрать у них лишь только то, чем они ЛИЧНО обладают. То же, ЧЕМ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ, реально, Смерть взять не может. Если вы обладаете деньгами, властью, силой, славой - всего этого вы в одночасье лишитесь и расставание со всем этим делает Смерть для жадных и властолюбивых людей, порой, просто ужасной. Но некоторые нематериальные, духовные накопления вы не всегда осознаёте в себе, хотя можете обладать этим как здесь, так и после Смерти.
Например, часто практикуемая вами Медитация становится принадлежностью вашего внутреннего Мира и не может оставаться после вашей Смерти здесь, в Мире материальном, потому что она прочно привязывается к вашему Сознанию. Медитация - это то, что постепенно становится качественной характеристикой вашего существования. Это - то, что наблюдает внутреннюю сторону вашей Жизни, это -внутренняя ваша личность.
Если вы любите кого-то очень сильно, то эта любовь также становится частью вас самих. Вашей любовью вы также не владеете, это не собственность, это - качество вашего существования. Так вот, во время Смерти и после неё всё ваше внутреннее богатство останется с вами, а всё внешнее, что вы накопили в сутолоке этого мира, отберётся.

Поэтому, пока душевный покой не будет достигнут вами в Жизни, до тех пор он не может быть достигнут вами и в Смерти. Всё то прекрасное и возвышенное, что вы сможете достичь в своей Жизни, вы сможете удержать и после Смерти, но не наоборот. Если вы достигли в своей Жизни глубокой Медитации, то ваша Смерть будет самой глубокой вашей Медитацией.
Если вы сумели достичь высокой и чистой Любви, то ваша Смерть явится для вас самой чистой и возвышенной Любовью. Если же всей вашей Жизнью вы достигли Бога, то ваша Смерть превзойдёт все, самые прекрасные, ваши ожидания, - она будет Божественна. Поэтому, если вы в своей Жизни не упускаете истинную Любовь, если вам также знакома и Медитация, то для вас совершенно не составит большого труда в определённый момент поближе познакомиться и со своей собственной Смертью.

Это просто будет одна из самых глубоких и самых увлекательных ваших Медитаций, потому что вам не нужно будет заботиться об отвлечении внимания от собственного тела - Смерть лишает вас вашего тела, она также навсегда забирает ваш бестолковый и непоседливый Ум, - что ещё может быть лучше для проявления Любви и для возникновения истинной Медитации? Остаётся только чистое свидетельствование, а это как раз и есть глубокая Медитация.
Каждая Смерть - это возможность для духовного скачка, для прорыва Сознания на пути ещё большей индивидуализации в Божественном Единстве. Смерть устрашающе нова только для тех, кто никогда в своей Жизни не любил искренне и беззаветно, кто не пребывал в Медитации. Она представляет собой высочайший вид Любви и высочайший вид медитативной Энергии, но она не приносит с собой ничего нового, кроме того, что вы уже когда-то испытали за время своей Жизни.

Если вы успели познать в своей Жизни и Любовь, и Медитацию, то когда придёт ваша Смерть, она сможет обнаружить и полностью обнажить в вашем Сознании лишь только то, что уже до этого было обнаружено и испытано вами в Любви и Медитации - но только во время умирания всё это проявится гораздо более отчётливо: то, что в Медитации и Любви было только намёком, проблеском, в Смерти станет для вас ощутимо “реальным”.
Смерть никогда не уничтожает возвышенную и бескорыстную Любовь, - она просто очищает вашу земную Любовь от ненужного чувственно-эмоционального хлама и освобождает Мысли от судорожной продуктивности Ума, тем самым повышая вашу медитативность. Во время умирания, а затем и в самой Смерти, все аспекты вашего Сознания и ваша истинная Любовь тщательно омываются предвечным Божественным Светом и выходят после этого абсолютно чистыми, очищенными и обновлёнными, готовыми к дальнейшему посмертному творчеству.
Если же вы будете сопротивляться наступлению Смерти, то вы упустите одно из самых важных и неповторимых переживаний, которые может подарить вам только ваша единственная земная Жизнь. Другой такой возможности - осознанно пройти через это необычное состояние Сознания - у вас уже никогда больше не будет: в другой земной Жизни уже другая личность, а не вы, получит такую же единственную и неповторимую возможность.
Поэтому, когда вы почувствуете приближение собственной Смерти, - в самый момент Перехода, когда вы уже будете становиться совершенно бездеятельным, - вы сможете использовать Смерть как уникальную возможность для самой глубокой из всех ваших Медитаций. Энергия, высвобождаемая со стороны внешнего Мира, при выходе Души из физического тела, сможет быть направлена вашим Сознанием вовнутрь самого себя, в центр вашего собственного Духа.

Если вы войдёте в свою Смерть легко и радостно, то это переживание останется у вас навсегда и станет самой крупной жемчужиной вашего жизненного опыта. Ни для кого не секрет, что только дзэнские Мастера бьют своих учеников. Иногда случается, что во время таких неожиданных побоев ученик от внезапности даже умирает. Для посторонних и далёких от понимания Дзэна людей такой акт выглядит как демонстрация безумия, насилия и чрезмерной жестокости Мастера.

Но истинный Мастер не может быть жестоким, потому что он отлично знает, что НИКТО НИКОГО НИКОГДА НЕ УБИВАЕТ. Иногда, как мы уже сказали, случается, что момент Смерти может совпасть с моментом Просветления. Многие видели, как в момент удара палкой Мастера, тело ученика падает мёртвым.
Но не каждый способен видеть, как глубоко внутри его, стремительно взлетевшего ввысь Сознания, стряхивается и низшее, ставшее уже ненужным, “эго”, точно так же, как отскакивает глина от отожжённого в ней изделия. Это способен увидеть духовным взором только настоящий Мастер, Учитель. Это не одна из изощрённых форм жестокости, но высшая форма сострадания, на которую способны только великие Мастера.
Нужно обладать сверхтонким чутьём и ясновидением, чтобы почувствовать момент приближающейся естественной Смерти своего ученика и использовать его с максимальной пользой для его духовного Просветления. Знающий это, также всегда с готовностью ждёт прихода своей Смерти, чтобы воспользоваться совершенно уникальной возможностью освободить свой Дух от бешено вращающегося кармического Колеса земных Жизней.
Миллионы невежд, не признающих факта Жизни после Смерти и осмеивающих каждого, осмелившегося утверждать подобное, не в состоянии толком распорядиться даже своей одной-единственной Жизнью, в то время как мудрец использует с наибольшей пользой для себя даже собственную Смерть. Когда вы умираете осознанно и когда вы всю свою Жизнь тщательно готовились к этому моменту, то ваша Смерть может оказаться поворотным пунктом в Колесе земного Существования вашего Духа.

В этот ответственный момент Колесо земной Жизни для вашей духовной Сущности может вообще остановиться. Если вы сможете умереть, оставаясь в ясном Сознании, если ваше тело будет час за часом умирать, а внутри него вы будете оставаться бдительно-осознающим, то это будет последняя ваша Смерть и вашей Душе уже никогда не нужно будет возрождаться заново, чтобы что-то ещё доосвоить и допонять на Земле.
В самый момент Смерти вы станете Знающим и этот мир уже не будет для вас таинственным, потому что он будет полностью познан вами. Вот почему говорят, что Просветлённый никогда уже не приходит на Землю, как разве что только для исполнения какой-то очень важной общечеловеческой миссии.
На Смерти трудно медитировать потому, что вы можете только наблюдать, как умирают другие, но это не является вашим личным опытом, это наблюдение, каким бы тщательным оно ни было, не будет реальным вхождением в Смерть. Потому что это - чужая Смерть. Даже после прочтения наших книг у вас может прибавиться лишь знаний и оптимизма относительно ожидающего вас посмертного существования.
Но Душа приходит на Землю за опытом, так как лишь только он может дать человеку полную уверенность при решении тех или иных вопросов, в том числе касающихся и Смерти. С помощью теоретического знания невозможно преодолеть страх Смерти.
Он постоянно будет следовать за вами, караулить, наступать на пятки, пока вы сами не научитесь тому, чем владеют все Просветлённые, - искусству умирать, пока вы сами не станете абсолютно уверенными в том, что способны победить Смерть, когда бы она ни наступила. Только уверенность спасает от страха.

Но уверенность питается не только опытом, но и Знанием: чтобы правильно вести себя в момент Смерти, вы должны знать всё, что должно произойти с вами. Но пока вы не сможете вспомнить свои прошлые Жизни, вы ничего не сможете узнать о Смерти.
Вот почему Будда прежде всего оживил многие техники, связанные с воспоминанием прошлых Жизней. Многие из них мы воспроизводим в нашей книге “Дух Медитации”, поэтому здесь остановимся лишь на общих вопросах, без знания которых вы не сможете даже понять, о чём идёт речь.

Делается это ближе к ночи, в одиночестве и темноте. Сядьте максимально удобно. Желательно, чтобы вокруг было тихо и темно. Ничто не должно отвлекать вас.

Закройте глаза и всмотритесь в темноту перед собой. И отчетливо скажите себе, что вы закрыли глаза последний раз. Больше вы их НИКОГДА не откроете. Вы умираете. Впустите в себя мысль, что глаза отныне закрыты навсегда.

А ведь действительно, разве не так к нам приходит смерть? Разве не так случится однажды? Когда-нибудь наши глаза закроются без всякого предупреждения и больше никогда не откроются. Поэтому сейчас мы имитируем свою смерть для того, чтобы представить, что будет происходить с нашим сознанием, когда мы будем умирать по-настоящему.

Итак, вы умираете. Смерть закрыла вам глаза. Теперь ваш удел - созерцать тьму. Осознайте, что вы больше никогда не увидите солнечный свет. Никогда. Вы никогда не почувствуете песок под ногами, не искупаетесь в море, не попробуете на вкус никакой пищи, не испытаете ни одного удовольствия. Осознайте это.

Если у вас будет получаться это осознавать, то ваша личность начнет подкидывать вам продолжение. С ужасом вы осознаете, что больше не увидите своих родных и близких. Если у вас есть дети - вы больше не увидитесь. Никогда. Вы больше не поцелуете своих любимых, не почувствуете тепло их прикосновения. Боже, а как же много еще было недосказано... И как же много еще хочется услышать.

НИЧЕГО. Больше не будет ничего.

Как только вы это осознаете, ваше внимание начнет прыгать в прошлое. Вы увидите, как бездарно тратили свою жизнь. То время, которое можно было потратить на удивительные вещи, вы тратили на лень и всякую чушь. Ведь казалось, что впереди еще много времени, что в запасе есть еще годы, но вот пришла смерть и закрыла вам глаза. Как же много времени потрачено впустую.

Из вас будут вылезать все новые и новые сожаления, все мечты и желания, но в конце остается только один неизменный факт: глаза больше не откроются. Осознайте это.

Если в этой медитации вы не сможете продвинуться дальше, то вы не услышите совет от смерти. Двинуться дальше - значит согласиться с неизбежностью собственной смерти. Признать ее победу. Отдать ей свои воспоминания, сожаления и желания. Увидеть, что кроме собственного «Я» у вас ничего не осталось.

Если вы сможете выйти в это состояние и почувствовать свое «Я», очищенное от ментального хлама, то вы увидите, что это «Я» - маленькое, ничтожное, занимающее никчемное место в этом мире. Ни статус, ни деньги этому «Я» не принадлежат. Это просто присутствие своего настоящего «Я», которое не умирает.



Однако осознание своего никчемного «Я» дает вам понимание, почему именно оно такое маленькое. Что именно в вашей истории мешало ему развиваться. А главное, что надо делать, чтобы развивать это «Я». Как надо было тратить время, какие приоритеты надо было расставлять.

Если вы и это осознаете, тогда дайте обещание смерти. Пообещайте, что отныне вы не будете так глупо тратить свое время. Что вы будете совершенствовать свое истинное «Я» и делать все, чтобы в момент своей истинной смерти не испытывать разочарования по поводу своего прошлого и будущего. Пообещайте, что вы не подведете свою смерть и что в следующий раз она будет забирать уже другого человека: сильного, уверенного, того, кто прожил свою судьбу до конца, не прикрываясь нелепыми отмазками. Пообещайте, что вы сделаете все, чтобы умереть достойным человеком. Человеком, который не затмил свое истинное «Я» идиотизмом этого мира.

Дайте это обещание в обмен на жизнь. Помните, вы призываете Ангела смерти. И если медитация получится, значит Ангел пришел к вам. И ваше обещание будет им услышано. А если так, то, открыв глаза и вернувшись к своей жизни, вы сильно рискуете, если не будете выполнять обещанное. Смерть не любит, когда с ней играют. Она может напомнить вам о вашем обещании, например, когда вас увольняют с работы или вы попадаете в ДТП, или когда у вас воруют кошелек с последними деньгами. Да, да, эти и другие подобные ситуации есть не что иное, как присутствие Ангела смерти рядом. Он напоминает вам, что ваш путь в другом, что вы обещали больше не быть идиотом, наивно полагающим, что у вас полно времени, а значит, Путь подождет. Путь, может, и подождет, но смерть - это финал любого человека в этой жизни. Помните это.

После подобной практики постарайтесь закрепить результат. Сходите в морг. Постарайтесь сделать так, чтобы вам показали труп человека вашего пола и примерно вашего возраста.

Смотрите на него не отрывая глаз. Смотрите внимательно. Осознайте, что люди и в вашем возрасте умирают. И кто дал вам гарантию, что у вас больше времени, чем у того, кто бездыханно лежит перед вами? Глядя на него, подумайте, что у этого человека тоже были планы. Тоже были родственники и любимые. Он тоже к чему-то стремился и чего-то хотел. Но разве это волнует смерть? Она пришла и закрыла его глаза навсегда.

Все это нужно сделать не для того, что бы впасть в депрессию от мыслей о неминуемой смерти. Наоборот, это стимул. Очень мощный. Отдайте в жертву смерти свои страхи, сомнения, мысли и тревоги. Действуйте. В конце концов, чем вы рискуете? Жизнью? Да, но не действуя, вы тоже ей рискуете. Видите, в чем фокус? Мы умрем в любом случае, совершенствуя себя или нет. Но кто-то скажет: «А зачем себя совершенствовать, если смерть все равно придет ко мне?» Затем, что просто плыть по течению слишком легко. И, умирая по-настоящему, вы испытаете всю боль от того, что вы так и не рискнули, так и не отважились быть таким, каким не жалко умирать. Это вызов. И это достойный вызов любому человеку. Лишь осознание своей смерти дает силу принять его. И это самое прекрасное, что может произойти в нашей жизни.

По ту сторону

Однажды мне попалась в руки книга, в которой были собраны медицинские наблюдения за людьми, пережившими клиническую смерть в разное время. Исследователи тоже были разные, и эти рассказы не имели ничего общего. Однако многие переживания умерших совпадали.

Мне запомнились рассказы о том, что в момент клинической смерти многие видели свет. Но не свет в конце тоннеля, а просто свет. В нем чувствовался разум, и в его присутствии человеку становилось хорошо и спокойно. Люди, которые испытали это переживание, трактовали его по-разному. Верующие христиане, например, считали, что это был Христос, те, кто не был религиозным, считали, что это какое-то энергетическое существо, а кто-то думал, что это инопланетяне. Но не это важно. Важно то, что вне зависимости от вероисповедания этот Свет всем задавал один вопрос: «Что ты принес мне?»

И как только люди слышали этот вопрос, в тот же миг вся их жизнь проносилась у них перед глазами. Все занимало несколько мгновений. Затем свет отправлял их обратно, видимо, неудовлетворенный тем, что принесли люди с собой.

Вдумайтесь. Разве в вашей жизни все по-другому? Разве ваша жизнь больше, чем несколько мгновений? Как много было моментов, в которых у вас захватывало дух? Вы живете или выживаете?

Кем был этот свет, я не берусь трактовать. Но я знаю точно, что я не хочу к нему возвращаться с пустыми руками. Мне не хочется, чтобы моя жизнь укладывалась в несколько мгновений. Ведь я знаю, что человек способен поистине на удивительные вещи. Откуда мне это известно? Смерть сказала это.

Быть может, вам смерть покажет другой Путь. Но если вы его увидите - идите по нему. Так или иначе, все пути заканчиваются одинаково. Но нет более великого удовольствия, чем знать, что твой Путь имеет смысл и после смерти.

Й, 10-й и 9-й арканы

Эти три аркана я решил объединить в одну главу. Не потому, что они похожи. Наоборот, они очень разные, их силы очень могущественны. Просто сказать о них я могу очень мало.

Я знаю, как расшифровывать глифы этих арканов, знаю настройки на них и понимаю принцип их работы, но описывать все это я не вижу смысла, так как не могу воспринять эти силы напрямую сознанием, поскольку поднять свою ТС выше вишудха чакры сознательно мне не под силу. По крайней мере - на момент написания этой книги.

Для начала надо понять одну вещь при работе с арканами. Когда вы попробуете медитировать на тот или иной аркан, ваше состояние сознания меняется. Если у вас есть опыт длительной концентрации внимания, то такая медитация у вас может вызвать очень сильное изменение состояния сознания. Но это вовсе не означает, что вы «взяли» аркан.

«Взять аркан» - означает осознать силу, которую он символизирует. Не просто ощутить, а именно осознать. Это подобно тому, что вы усвоили принцип этой силы. Это как поймать волну на доске в серфинге. Вас может бить волнами, и это будет как-то влиять на вас, и вы, быть может, будете думать, что занимаетесь серфингом, но, наблюдая за профессиональным спортсменом, вы поймете, что у него есть что-то, чего не хватает вам. Какое-то свойство, какой-то навык. И вот вы снова и снова пытаетесь покорить волну - и вдруг у вас как-то получилось устоять на доске и проплыть какое-то время. Подобное достижение тоже не есть «взятие аркана». Как правило, это просто удача. Очередная попытка оседлать волну может провалиться. Профессионал же берет каждую волну.

Если посмотреть на серфингистов и на то, как они рассуждают о своем занятии, то часто можно услышать об их странном отношении к морской стихии. Они утверждают, что читают волны, говорят с ними и понимают их язык. Для новичка серфинг - это просто развлечение. Профессионал же видит волну и соединяется с ней.

На этом примере видно, что есть разница между осознанием силы аркана и чувствованием ее. Многие даже чувствуют арканы из верхнего треугольника, но ощутить их не есть то же самое, что быть проводником их силы. Отсюда некоторые практики попадают в ловушку, полагая, что раз они чувствуют высокий аркан, значит у них и точка сборки на уровне той чакры, на которой расположен аркан. Но это не так.

И поскольку я хочу быть честным с вами, то я не буду ради интереса описывать расшифровку глифов этих арканов, поскольку раз я не могу их «взять», то и вы не сможете. Ибо тот, кто это может - никогда не прочитает эту книгу.

Однако принцип их работы я постараюсь объяснить для общей картины. Начнем с 12-го аркана. «Повешенный». Сила, дающая поддержку сверху.

Что это означает? Дело в том, что с 9-го аркана и выше начинается пространство, в разных традициях именуемое по-разному: верхний астрал, рай, магония и так далее. Считается, что это пространство Великих учителей, Магов, просветленных Мастеров и святых. Самые лучшие из людей там. Эти ребята входят в иерархию сознания нашей планеты, поскольку являются очень мощными клетками планетарного сознания.

В самой магонии так же есть иерархия, и, чтобы по ней продвинуться выше, некоторые развоплощенные великие личности вынуждены выполнять определенную работу от тех, кто сверху, чтобы получить продвижение по службе. Но эти ребята очень крутые и могут больше не воплощаться в физическом теле, однако как-то работать надо. Поэтому они спускаются немного ниже 9-го аркана, в область 12-го и сидят там.

Тот, кто может дотянуться до частоты 12-го аркана, обладает способностью чувствовать в этом канале сознания этих Магов и подключаться к ним. В результате, такой человек становится проводником этих Мастеров и получает через свою проводимость доступ к их способностям и их силе.

Выглядит это как поддержка Высших сил. С человеком, который удерживает этот канал, ничего ужасного случиться не может. Его будут вести сверху и через него делать всю работу. А если ему что-то необходимо, например, те же деньги, то они приходят к нему чудесным образом.

Вы наверняка слышали о том, что некоторые имеют учителя на тонком плане. Это тоже относится к этому аркану. Быть включенным в этот аркан - значит иметь опору в Высших планах. Отсюда на карте, человек подвешен за ногу, то есть опирается на то, что сверху. У Великих духовных учителей была настолько несгибаемая сила духа, что им ничего не было страшно, так как они знали, что их ждут наверху. Путь через этот аркан выглядит так, что вы выполняете Высшую волю. Если делаете это успешно, то после смерти заменяете тех, кто поддерживал вас, и сами начинаете выполнять их работу на тонком плане, а ваши ведущие уходят дальше. Это также дает возможность больше не воплощаться на Земле в физическом теле.

Пример человека, который сидит в 12-м аркане - это лама Итигелов, который уже более 70 лет вроде как мертв, но тело не разлагается. Он при жизни проработал этот аркан и нашел способ поддерживать свое тело сверху. Но не только такие способности скрывает этот аркан. Например, левитация тоже становится возможной на этом уровне.

Вероятно, вы прочитали все это и ничего не поняли. В том и проблема, что интеллектуально познавать эти силы бессмысленно. А войти в них у нас силенок не хватит.

Теперь давайте поговорим о 10-м аркане. «Колесо фортуны». Сила, управляющая судьбой.

В этом аркане я был однажды, и попал я туда при помощи учителя. Я только выиграл «Битву экстрасенсов» и толком еще не знал, что делать дальше с этим призом. Поэтому я приехал к нему, мы пошли на место силы и решили поработать с моим высшим «Я», Духом, истинной сутью меня. Задача состояла - ощутить Дух и полностью отдаться его воле.

Постепенно, уже в глубоком медитативном состоянии, будучи растворенным в невероятной мощи Духа, я вызвал намерение о том, что пусть случится моя судьба. По приказу учителя я сделал это трижды и вдруг увидел, как из пространства Духа рождаются три вихря. Я ощутил эти вихри как команды, приказы на тонком плане, которые с дикой силой устремились в физический мир.

Медитация закончилась. Все, что я знал в тот день, так это то, что я что-то запустил, но что - я понятия не имел. Понимание пришло меньше чем через месяц. Мы открыли центр «Арканум». Воля Духа свершилась, судьба вывела меня на новый виток жизни.

Так что же такое 10-й аркан? Это принцип, в котором определяется, что должно происходить с тем или иным объектом в Системе. Что-то вроде контролирующего органа, который следит за тем, чтобы каждому досталось по задаче. Эти задачи спускаются в нашу жизнь в виде судьбоносных явлений, избежать которые мы не в силах. Однако сами явления не есть судьба. Вообще, что такое судьба?

Многие путают судьбу и будущее. Например, некоторые говорят, мол, если тебе суждено встретить какого-то человека - ты его встретишь. Это неправильно. Под судьбой нельзя понимать ситуации. Судьба - это задача, которую должен выполнить человек. Если человек выполняет ее, то ему дают следующую, а если нет, то все по новой. При этом на выполнение одной и той же задачи силы 10-го аркана могут сгенерировать множество самых разных ситуаций. Как правило, вначале посылается знак, мол, тебе надо отработать то-то и то-то. Если человек не видит его, то ему дают уже пинка под зад. Если и это не понимает, тогда бросают его в пропасть. Глядишь, пока летит, может, поумнеет.

То есть любая проблема в жизни тоже может быть рассмотрена как судьба. Но правильней будет понимать так, что не конкретная проблема есть то, что вам послали сверху, а, скорее, все в совокупности. Плохое здоровье, отсутствие денег, неудача, опустошенность - это лишь следствия не решения какой-то задачи. Как понять - какой? Это описано в карте.

По колесу фортуны движутся две фигуры. Вниз скатывается змея, а вверх движется человек с головой собаки. Вверху колеса сидит сфинкс с мечом. Это та сила, которая контролирует. И если домашнее задание не сделал - голова с плеч.

Движение вниз, как вы догадываетесь, не есть хорошо. Оно обозначает ужесточение уроков. А движение вверх - это выход из сложившейся ситуации. Вниз движется змея. Змея у египтян (а Таро нарисовали египтяне) обозначала мудрость. То есть интеллект, или то, что внутри нас думает.

Вверх движется человек с головой собаки. То есть - вместо человеческой головы, в которой интеллект, собачья голова. А самый главный признак собаки - это преданность. Теперь как это все понять?

Принцип в том, что только будучи преданным своей судьбе, можно быть удачливым в жизни. Только выполняя то, что от тебя требуют, причем выполняя преданно, отдаваясь полностью, можно повернуть колесо фортуны в свою сторону. Но если решать проблемы интеллектом, то удачи не жди.

Я поясню. Наша думалка в голове основывается исключительно на личной выгоде. Согласитесь, что когда вам плохо, вы не думаете о том, что это правильно. Вы пытаетесь всячески исправить ситуацию и сделать так, чтобы было только хорошо. Другими словами, наш интеллект, наш тональ, или наше эго принимает только то, что удобно ему, только то, что он принимает за правильное или приятное. И разделять мир на плохое и хорошее, приятное и неприятное мы можем только благодаря своему мышлению. Действуя из своих мыслей, которые основаны на принятии одного и непринятии другого, мы только закапываемся в своих проблемах еще глубже.

Лишь тот, кто действует из преданности Духу, а значит - принимает все, что тот ему ниспосылает, способен решить задачу, посланную судьбой.

И если мы не убегаем от судьбы, а пытаемся ее исполнить, при том, какой бы она ни была, мы можем решить задачу раньше времени и за это нам дают награду в виде фортуны.

Маги, способные брать силу 10-го аркана, могут сами «прописывать» себе и другим задачки. Вы можете себе представить такого Мага? Способность управлять судьбой. Это почти свобода. Почему почти? Потому что полной свободы выбора все равно нет. Выбрать можно любую задачку, но только из списка. Однако это все равно дает сумасшедшие перспективы. В этом аркане Маг понимает, чего хочет Бог, какие задачи Он ставит перед людьми. Выбирая задачу, следует принципу, что чем сложнее она будет, тем больше вознаграждение. Думаю, что Христос сам выбрал себе свою миссию и смерть именно таким способом. Задача почти непосильная, но он ее выполнил. Что он получил после смерти, мы можем только догадываться. Но то, что выполнив задачу, он изменил ход истории, сомнений не вызывает.

Поэтому, когда в следующий раз вы будете жаловаться на свою судьбу, поймите, что ваши задачи ни в какое сравнение не идут с задачами таких, как Христос. Чтобы это понять, попробуйте изменить ход истории хотя бы города, а не то что всего человечества. И вы поймете, насколько судьба ласкова с вами.

И последний аркан, о котором я хочу поговорить на страницах этой книги, это 9-й аркан. «Отшельник». Сила, дающая самодостаточность.

Об этой силе вообще трудно говорить. На этом этаже Маг осознает, что весь окружающий мир - на самом деле иллюзия. Это не интеллектуальное понимание, а реальное восприятие мира как галлюцинации. То, что мы привыкли считать объективной реальностью, в 9-м аркане осознается как мысль, рождающаяся в сознании Мага.

Помните, в начале книги мы говорили о том, что мы просто описываем мир? Так вот, сила этого аркана дает Магу власть управлять этим описанием.

На этом уровне для Мага открываются невероятные вещи, такие как алхимия. Трансформация одного вещества в другое для Мага этого аркана есть всего лишь ментальный процесс. Мысль становится очень могущественной и может материализоваться в виде иллюзии в сознании обычного человека. То есть если в вашем присутствии такой Маг подумает о том, что вокруг вас крокодилы - вы их увидите. Более того, если кто-то из них вас укусит, у вас появятся соответствующие раны, но если это записать на видеопленку, то вы увидите, что бегаете по пустому полю.

Я чувствовал этот аркан. Когда его сила захватывает львиную долю вашего восприятия, вы видите, что мир ненастоящий. Вы смотрите на дерево - и глаза говорят вам, что оно снаружи вас, но вы чувствуете, что оно там лишь потому, что вы создали его в своем мышлении. Весь окружающий мир - на самом деле лишь проекция мира внутреннего. Как проектор показывает на экране фильм, так и наше сознание творит мир вокруг себя. На стене нет фильма, там лишь изображение. Вся пленка - в проекторе.

В книге Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан» в последней главе есть рассказ дона Хенаро о том, как он захватил союзника и тот изменил его восприятие. Вообще, тема союзников очень обширна и о ней много что можно написать, но в моем понимании обретение настоящего союзника возможно на этаже 9-го аркана.

Возвращаясь к истории Хенаро, вспоминается момент, где он видел всех встречающихся людей ненастоящими. Даже Карлос для него был лишь призраком. И только про дона Хуана он сказал, что тот настоящий. Если вы попытаетесь прочувствовать эти слова, то, быть может, это даст вам какое-нибудь понимание 9-го аркана.

Когда Маг осознает себя на этом уровне, ему становится больше ничего не нужно. Этот аркан работает на уровне аджна чакры. Если поднять восприятие на эту чакру, то у вас автоматически появляется прямое видение. Здесь видно все. Тут что закрытыми, что открытыми глазами вы видите и энергию, и все предметы насквозь, и скрытый смысл всего, на что падает ваше внимание. Словно у вас неограниченный доступ к информации обо всем. Это дает возможность быть самодостаточным. Человек с таким сознанием может провести всю свою жизнь в изоляторе и не сойдет с ума. Он сам себе является учителем, он сам себе освещает Путь. Здесь он находит подлинную гармонию со всем сущим и становится Великим мастером.

В Заключение об арканах

Большие арканы Таро - это Принципы нашего мира. Это силы, на которых держится мироздание.

Призывая эти силы, вы автоматически принимаете правила игры, описанные в карте аркана, и ваша жизнь перестраивается в соответствии с ними. Действуя под напором этой энергии, вы накапливаете в себе свойство, или качество, этого принципа, становясь его проводником.

По прочтении этой книги в совокупности с первой моей изданной работой, у вас, вероятно, уже какая-то картинка о работе с арканами нарисуется. Выберите из этих сил какую-нибудь одну и начните практиковать ее долгое время. Я советую долго придерживаться одной силы потому, что эффекты могут быть видны не сразу. Но даже если вы увидите последствия своей практики очень быстро, это вовсе не говорит об осознании силы. Стремитесь изменить восприятие и увидеть эту силу вокруг, везде. Научитесь чувствовать ее, вызывать и направлять. На это требуется длительное время.

Поймите правильно, работа с силами арканов не является гарантией того, что ваша жизнь начнет налаживаться. Это лишь гарантия того, что жизнь начнет меняться. Вне зависимости от того, какие придут перемены, помните: аркан - это учитель. Противиться учителю - значит не усваивать материал, значит не проводить силу через себя. Будьте терпеливы. И да пребудет воля Духа с вами.