История создания театра теней. Театр теней - чудесный цветок китайского народного искусства

К началу II тысячелетия относятся первые сведения о существовании в Китае теневого театра. Свои сюжеты китайский театр теней черпал из общего с драмой и кукольным театром источника -популярных исторических сказаний и легенд. Немудрено, что именно люди Востока, склонные к глубоким наблюдениям за природой, созер­цательности, медитации и проник­новению в святая святых сути вещей и явлений, одними из первых умудрились постичь харак-


тер тени. Ценители и создатели утонченных видов искусства, ра­ботающие с изящными образами в поэзии и живописи, китайцы по достоинству оценили свойство материи отбрасывать тень -увидели изящное в грубом.

Китайский театр теней свои сюжеты черпал из популярных легенд и древнейших исторических сказаний. Фигурки персонажей для представлений изготовлялись из кожи(ослиной,бараньей,или,как в Фуцзяни, - обезьяньей) или из цветной бумаги. Нередко их укра­шали цветными шелками, так что китайский театр с его красочными представлениями можно было бы назвать цветотеневым. Куклы управлялись тремя спицами, кре­пившимися к шее и запястьям фигуры, и были подвижны.

По одной из версий, искусство китайского театра теней уходит корнями в эпоху династии Хань (206 до н.э.-206 н.э.). Правящий в те времена император Хань Уди был опечален неожиданной смертью своей любимой жены и поэтому забросил все государ-


6 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


ственные дела. Сановник Ли Шао-вэн прогуливался по улицам и в раздумьях о том, как вывести императора из тягостного состо­яния, обратил внимание на детей, которые забавлялись игрой со своими тенями на земле. Это навело сановника на оригинальную мысль, как разогнать тоску своего властелина. Он вернулся домой и на лоскуте плотной материи изобразил покойную жену импе­ратора (в профиль). Затем рас­красил и вырезал изображение, а к рукам и ногам прикрепил тонень­кие бечёвки. Когда стемнело, он натянул шёлковую ширму и пос­тавил свечи так, чтобы на ширме появилась тень от изготовленной им фигуры. Фигура приходила в движение, когда дергали бечёвки.


Он пригласил императора, скрылся за экраном и показал куклу в движении, стараясь подражать не только изящным манерам, но даже интонациям голоса погибшей. Увидев тень своей покойной любимой жены, император Хань Уди весьма утешился, взял себя в руки и вернулся к заброшенным государственным делам. С тех пор игра теней стала одним из новых развлечений во дворце импера­тора. Вскоре это дворцовая забава переросла в массовое народное увлечение. Так зародился театр теней. Но есть и другая, менее романтичная, версия возникнове­ния теневого театра. Согласно этой версии, знатным дамам в Китае не позволялось смотреть «живые» сцены, поэтому для них



давали теневые представления, которые в тем времена были необычайно любимы и популярны. Во времена династии Юань (1279-1368) театр теней был развлечением для воинов, нахо­дившихся вдали от населенных мест. А во времена нашествия Чингиз-хана театр теней переходил с воинами из одного места в другое, что способствовало его быстрому и широкому распро­странению. В скором времени свои театры теней возникли в Персии, арабских и юго-восточных странах появились свои театры теней. А в Китае во времена династии Мин (1368-1644) появилось множество театральных трупп, сюжеты пред­ставлений которых были навеяны старинными легендами о войне между княжествами Чу и Хань.


Со временем театр теней, как и любое драматическое искусство, стал модифицироваться и разде­лился на несколько направлений. Познакомимся с самыми извест­ными из них.

Восточная школа теневого театра - самая известная и авто­ритетная - возникла в местности Таньшань.

Западная школа теневого театра, которая иначе именуется Пекинским театром теней.

Пайбань пиин - самый музы­кальный и пластически совер­шенный теневой театр, в поста­новках которого всё подчиняется ритму ударов бамбуковых палочек.

ТеатрЛунси - самый изящный и живописный, поскольку фигурки, их наряды и декоративные укра­шения очень красивы и выпол-


8 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


няются в традиционной китайской манере живописи.

Шэньсийский театр - фоль­клорный, все действия в сюжетах строятся на сказках и легендах о добрых волшебниках и путешес­твиях на запад.

Люй Пиин - бумажный театр теней, а Ян пиин - театр теней из козлиной кожи.

Техника изготовления и мастерство исполнения Техника изготовления - это слож­ный, выверенный временем про­цесс отбора материала, поиска яр­кого образа и его создания в фор­ме теневой фигуры (силуэта), гра-фирования и окрашивания.



Во времена династии Сун (960-1279) использовали козлиную кожу. Талантливые художники рисовали различные образы на бумаге и ко­пировали на поверхности развёр­нутой кожи, затем вырезывали си­луэты и окрашивали. Впоследствии стали использовать кожу буйволов и ослов. В некоторых местах этот вид театра так и называют - Люй Пи-ин, что означает «тени из ос­линой кожи».

Мастера-умельцы даже скла­дывали поговорки, в которых ясно указаны все ключевые технологи­ческие связки. К примеру, в них говорится о том, что ослиная кожа самая подходящая для теневой фигуры, так как она очень мягкая, большая по площади и при этом достаточно тонкая (при хорошей выделке даже просвечивается), поэтому подходит для изображе­ния головы персонажа. Кожа на


спине осла подходит для выреза­ния предметов домашнего обихода (столы и стулья, ширма и т. д.). Кожа на шее подходит для выре­зания животных (таких, как лошади, тигры) или повозок, лодок и т.д. По сей день знамениты театры те­ней, возникшие в местности Тан-шань провинции Хэбэй, на берегах речки Луаньхэ. Многие силуэты и декорации теневого театра являют­ся ценными экспонатами музеев. Типичные образы различных персонажей обычно имели только профиль, т.е. вырезались брови, глазницы, рот и нос, а всё осталь­ное было пустотелым. Головы фи­гурок традиционно раскрашива­лись в красный, зелёный, жёлтый, белый и чёрный цвета. С помощью цвета обозначали характеры ге­роев представления. К примеру, по сюжету древнего романа «Трое-царствие» образ любимого в на­роде героя Гуань Юй всегда вы­глядит следующим образом:крас­ное лицо, густые черные брови, зоркий взгляд. Всем своим обли­ком он выражает характерные чер­ты человека честного, прямодуш­ного и всегда готового на подвиги. Зелёный цвет - отличительный признак отваги и смелости. На­пример, в представлениях времен династий Суй (581-618) и Тан (618-907) образ народного любимца Чэн Яоцзинь всегда был зелёного цвета. Чёрным обозначали стро­гость, бескорыстность, справед­ливость как важнейшие черты в характере персонажей. Жёлтым цветом обычно выделяли образы людей, имеющих волшебную силу,




сбрить шерсть и высушить кожу до прозрачного состояния. После этого на подготовленную кожу на­носится эскиз будущей фигурки, которая вырезается при помощи ножей и ножичков разного размера и формы, а потом - аккуратно рас­крашивается. Цвет фигурки не дол­жен быть монотонным, кукла при этом может быть однотонной или очень пёстрой. Ключевым и наи­более сложным элементом изго­товления считается утюжка, кото­рая производится после вырезания и окраски фигуры. В завершении работы отдельные детали соеди­няют вместе, и кукла полностью готова. К счастью, пока современные кино и телевидение соперничают друг с другом за массового зри­теля, в Китае продолжает сохра­няться группа народных художни­ков, которые ежегодно «высажи­вают» на экране теневого театра всё новые и новые цветы творче­ства, чтобы развивать и сохранять для потомков это замечательное древнее китайское искусство, не перестающее быть современным и удивительно новым.

а белым - маркировали образы лю­дей хитрых, коварных, вероломных. Обычно театральная труппа со­стояла из пяти-семи человек че­ловек. Оркестр состоял из струн­ных музыкальных инструментов (китайская скрипка «эрху», «ху-цинь», «юецинь» - род лютни); ударных музыкальных инструмен­тов (небольшие барабанчики «бяньгу», «юньгу», различного раз­мера медные тарелки); духовных музыкальных инструментов (труба, сонна) и многих других. Но следует отметить, что музыканты обычно играли на нескольких инструментах и помимо этого выполняли роли актеров-дублеров. Важное место в труппе занимали актёры, которые ловко управляли фигурками с по­мощью бамбуковых палочек и за­ставляли их выполнять различные движения. Причём движения вы­полнялись точно по сюжету: актёр синхронизировал действо, текст и аккомпанемент музыки. Примеча­ние: на конце бамбуковой палочки была прикреплена тонкая бечёвка, соединяющая подвижные части

фигурки.

Театр теней восточной Ганьсу получил широкое распространение при династиях Мин и Цинн в XIV-XIX веках. Фигурки для театра теней в этой местности особенно кра­сивы и сделаны с большим вкусом. Материалом для изготовления ма­рионеток теневого театра здесь служила черная кожа молодых буй­волов. Такая кожа достаточно тон­кая, но прочная и пластичная. В процессе подготовки материала для будущей куклы нужно было

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


Индия:танцующие боги

Искусство театра теней стало по­пулярным в Индии в XVI столетии, особенно в период правления Буда Редди. Индийские куклы - самые большие в театральном мире, и представления теневого театра ча­сто происходят возле храма Шива, бога - покровителя кукол. Согласно фольклору, в те времена, когда игрушки традиционно вырезали цельными из одного бруска дерева, жил мастер, который делал не­обычных кукол из отдельных дета­лей. Однажды в магазин этого ма­стера зашёл бог Шива с женой -богиней Парвати. Парвати, взгля­нув на кукол, была настолько оча­рована, что попросила мужа раз­решить их духам вселиться в кукол, чтобы они могли потанцевать.


После того как боги насладились зрелищем и устали, они забрали свои души и ушли. Мастер же, ко­торый с интересом наблюдал за происходящим, захотел вновь за­ставить кукол танцевать. Он пере­вязал их части и смог управлять куклами с помощью нитей.

Представления театра теней обычно проходили ночью с заката до рассвета. Широкую поляну хо­рошо утрамбовывали и на бамбу­ковых шестах ставили огромный экран. За экраном разжигали ко­стер из скорлупы кокосовых оре­хов. По другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, распола­гались многочисленные зрители. Перед экраном садился рассказ­чик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев на­родного эпоса «Рамаяны» и «Ма-хабхараты». Во время рассказа вдруг начинал бить барабан, потом вступали другие музыкальные ин­струменты, и на экране появлялись куклы - герои повествования. Ка­залось, что они приходили к людям из другого мира. Спектакль тене­вого театра мог продолжаться мно­го ночей подряд. Детей на такие зрелища не пускали. Мало того, мужчины и женщины смотрели представления отдельно.

Китайский театр теней – один из видов драматического искусства, который имеет свои корни в Китае. Легенда гласит, что Император Уди (156-87 до н.э.) из династии Западная Хань был подавлен смертью своей любимой наложницы Ли, умершей от болезни. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать. Однажды, министр увидел детей, играющих с куклами, которые отбрасывали яркие тени на пол.

Вдохновленный этим, министр сделал из бумаги куклу – умершую наложницу императора , чтобы помочь ему преодолеть грусть. Когда наступила ночь, он пригласил императора посмотреть на это. Кукла отбрасывала тень на занавеску. Император был в восторге. Этот рассказ записан в официальной книге истории, считается, что именно с этого момента началась история китайского театра теней.

Теневой театр стал совсем популярным в начале династии Сун (960-1279), когда праздники были отмечены представлениями многих пьес. Во время династии Мин (1368 1644), было от 40 до 50 шоу теней в городе Пекине.

В 13 веке театр теней стал регулярным отдыхом в казарме монгольских войск. Он был распространен в далеких странах, завоеванных монголами – в Персии, Аравии и Турции. Позднее он был введен в Юго-Восточной Азии, также. Теневой театр начал распространяться в Европе в середине 18-го века, когда французские миссионеры в Китае, привезли его идеи во Францию, а??в 1767 году создали спектакли в Париже и Марселе.

Со временем Ombres chinoises, с местными отличиями и украшениями, стали Ombres Francaises и укоренились в стране. В настоящее время более чем в 20 странах существуют труппы театр теней. Некоторые люди, предполагают, что Китайские тени возвестили о кинематографической промышленности, что безусловно, способствовало ее развитию и обогащению развлекательного бизнеса в мире.

8 выбрали

Она есть у каждого, но вы привыкли ее не замечать. Спешите по своим делам, думая о вечном, а она покорно следует рядом. Еще не догадались? Речь идет о вашей тени – о самом управляемом из неуправляемых явлений. С давних времен люди пытались ее "приручить" и вполне преуспели в этом занятии. Поэтому сегодня я предлагаю вам окунуться в удивительный мир театра, где балом правят тени!

А знаете ли вы, что первые театры теней появились еще во втором тысячелетии до нашей эры в Китае и Индии? Затем воины Чингисхана распространили эту необычную форму искусства по другим странам Азии. В 16 веке театр теней получил широкое признание в Турции. В Европу эти увлекательные шоу проникли лишь ко второй половине 18-го веке. Известно, что сам Гете в 1770-х годах организовывал выступления в театре теней.

Тени воспроизводят фантастические, фольклорные или мифологические сюжеты, но стиль и культурные особенности таких необычных пьес зависят страны, где проводятся выступления. Китайские тени предпочитают исторические сцены, индийские – религиозные или эпические, а турецкие обращаются к комедийному жанру.

Мерцают свечи, тихо гаснет день,
Театр теней готовит представление:
Прочь занавес, на сцене Леди-Тень
Чарует нас внезапным появлением.
Но мир такой – иллюзия, мираж,
Как бабочка, летящая на пламя:
Взмах крылышек, затем крутой вираж,
И тень исчезла где-то между нами…
(с) Неизвестный автор.

Театр теней в Китае

Считается, что именно в Поднебесной появился первый театр теней. Удивительный факт, но благодаря личной трагедии императора, опечаленного смертью жены, возник такой незаурядный вид искусства. Все дело в том, что сановник, наблюдавший как дети на улице играют с собственной тенью, решил подобным образом утешить императора. Правитель был настолько потрясен, увидев "ожившую" тень любимой, что тот час же забыл о скорби.

Довольно быстро театр теней распространился по всем провинциям Китая. Первые марионетки рисовали на рисовой бумаге и уплотняли ослиной кожей. Для управления использовались бамбуковые, деревянные или металлические палочки. В те времена необычный театр называли "Люй Пи-ин", что в дословном переводе означало: "фигурки из ослиной кожи".

Завораживающие представления под традиционную музыку быстро обрели заслуженную популярность. Кукловоды и музыканты работали бок о бок, оживляя народные сказки и притчи. Ныне Китай обсуждает возможность включения национального театра теней в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Власти подчеркивают, что такой театр – особая форма искусства, имеющая большую историко-культурную ценность.

Театр теней в Турции

Турецкое искусство кукольного театра теней было основано на "экранизации" многочисленных похождений одного персонажа – Карагоза (от тур. Karagöz, дословно "черный глаз"). Он изображался в виде уродливого маленького человечка с большим носом и огромными черными глазами.

Начиная с 16-го века Карагоз – несомненный весельчак и добродушный неудачник – стал частым гостям на праздничных представлениях. Сатирические пьески разыгрывались в частных домах, кофейнях, на улицах и площадях. Но самым любопытным для меня явилось то, что постановки такого театра теней были полной импровизацией!

Позднее один из видов турецкого театра теней так и стали называть – "карагоз". Представления проходили даже при дворе султана. Со временем, благосклонность правителя и народное признание позволили кукольникам организовать свою собственную гильдию. Остроумные сюжеты незамысловатых пьес карагоза были живым воплощением городской сатиры. В настоящее время традиционный театр теней пришел в упадок, его вытеснило кино и телевидение. Ныне выступления карагоза в Турции можно увидеть лишь в праздник Рамадан.

Театр теней в Индонезии

Индонезия свято чтит и очень бережно относится к своим культурным традициям. Одной из них является удивительный яванский театр теней – ваянг кулит (wayang – означает любое зрелище, дословно переводится как "кукла", kulit – "буйволиная кожа"). Разновидностей индонезийского театра несколько: ваянг кулит – с плоскими марионетками из кожи буйвола, а ваянг голек – с объемными. В Джакарте, столице Индонезии, обычно говорят просто "ваянг", имея ввиду привычный нам театр теней.

Считается, что ваянг возник в 11 веке вместе с подъемом индонезийской литературы. С тех пор традиции и особенности "теневых представлений" практически не изменились: зрители садятся по обе стороны экрана, действом управляет один человек (даланг), а повествование сопровождается игрой оркестра (гамелана).

Ки Мантеб Сударсоно (Ki Manteb Sudarsono) – один из самых известных далангов в современной Индонезии. Только представьте, что его рекорд по продолжительности непрерывного показа составляет 24 часа и 28 минут! Ки Мантеб отзывается о своей работе так: "Я вообще считаю, что ваянг – не для дураков. Он для умных, для интеллектуалов. Ваянг заставляет думать. Глядя в телевизор, думать не надо: палец покажут, и уже смешно. В ваянге такое невозможно, там надо размышлять, чувствовать…"

Театр теней в современной России

А что же у нас? Увы, театр теней в России – редкий жанр. Традиционным считается кукольный театр, где главные действующие лица – марионетки, а не их тени. В 1920-е годы персонажей театра теней создавали известные художники-кукольники Иван Семенович и Нина Яковлевна. Чуть позже, в 1937 году, был основан уникальный "Московский театр теней". Практически все приемы для его постановок были заимствованы у традиционного китайского театра.

Наши "теневые" представления ориентированы на юных зрителей. Спектакли российских театров теней опираются на народный фольклор, сказки, басни и т.п. Несомненно, одно: такое необычное развлечение всегда интересно и детям, и взрослым. Всем известные сказки – "Конек-горбунок", "Золотое руно", "Маленький принц" – в новом прочтении выглядят еще более волшебно.

Китайский театр теней (皮影戏) - это один из видов театрального кукольного искусства.

Он впервые появился при династии Тан (618 - 907 гг.), а во времена династии Сун (960 - 1279 гг.) достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю.

Фигурки-персонажи в основном делались из ослиной кожи, поэтому в народе этот вид искусства ещё называют «театр кукол из ослиной кожи».

Кукловод из-за ширмы управляет куклами с помощью тонких металлических или бамбуковых палочек. «Сценой» для театра теней служит рамка с натянутой на ней белой тканью. На рамку направляется свет, и зрители видят выразительные тени фигурок-персонажей. Актёры за ширмой озвучивают своих кукольных героев и поют песни под аккомпанемент традиционной музыки, погружая зрителей в удивительный мир древних легенд и преданий.

За два тысячелетия до появления кинематографа в Китае уже знали театр теней - самое первое представление на экране.

Иллюстрируя сюжет, в сопровождении музыки и рассказа замысловатые фигурки двигались на ярко освещенном белом фоне.

Искусство театра теней в Китае считается народным, но происхождением оно, по легенде, обязано императорскому горю.

В незапамятные времена, когда у императора Хань Уди умерла жена, он так опечалился, что на время оставил даже управление государством.

Тогда-то, подсмотрев, как тенями играют дети на улице, его сановник изобрел театр теней. Самое первое представление изображало жену императора. Увидев как будто ожившую тень любимой жены, император был немного утешен.

Различия эти связаны с техникой изготовления фигурок, набором сюжетов для представлений, музыкальным сопровождением.

Плоские фигурки для театра теней обычно рисовали сначала на бумаге, затем уплотняли кожей.

Театр так иногда и называли «Люй Пи-ин» - «фигурки из ослиной кожи» .

Эти марионетки, управляемые бамбуковыми, деревянными или металлическими тоненькими палками, были центральной частью представления, и обычно являли собой произведение искусства.

Они не были бесцветны, а напротив, раскрашивались так, чтобы цвет каждой детали различался через экран. Цвет это часто играл символическую роль, предупреждая зрителя о характере и амплуа персонажа.

Интересно, что белым, бесцветным изображали обычно коварного, опасного человека.

Главным был все же контур, и, чтобы сделать фигурку выразительной, контур делали замысловатым, богатым деталями.

Кожаные фигурки китайских старинных представлений сейчас стали экспонатами в некоторых зарубежных музеях. Фигурки могли быть скроены целиком, а могли скрепляться из разных частей, и в таком случае были подвижны.

Чаще всего в одной, неподвижной, руке персонаж держит оружие или другие атрибуты, а другая свободна для движений.

Зритель разглядывал в подробностях фигурки, но представление занимало не только зрение, оно сопровождалось игрой небольшого оркестра и рассказом.

В оркестр входили струнные традиционные инструменты, а в одном из регионов представление сопровождалось ритмичными ударами палочек из бамбука.

Репертуар же историй для теневых представлений был очень широким: это традиционные сюжеты вроде «Возвращения царя обезьян» , притчи, рассказы о путешествиях и красочные сказки.

Для исполнения спектакля труппа должна была включать не меньше пяти человек. Это были кукловоды и музыканты, причем последние играли на нескольких инструментах и тоже могли управлять фигуркой.

В Китае театр теней был популярен уже во 2-м тысячелетии до нашей эры, постепенно он распространился по всему Востоку, был особенно любим в Турции.

Европа же узнала это древнее восточное искусство только в 1767-м году, когда миссионер Жюль Алод рассказал о нем французам.

Европейское искусство тех лет живо оценило символические возможности Театра теней .

"Что, как не иллюзия, игра теней - весь этот мир" - как будто говорил китайский театр европейцу.

Фигурки стали изготавливать просто черными, делая акцент на их аллегорическом смысле.

Увлекался театром теней Гете.

Он устроил представление такого театра на своем дне рождения в 1774-м году.

А уже с 1776-го года Театр теней развлекал высокую публику во французском Версале.

Сейчас, когда очень мало осталось площадных представлений, Театр теней становится камерным искусством.

В Китае проводятся смотры и конкурсы театров по всей стране, есть труппы, говорящие на темы современности языком традиционного театра.

Однако время от времени слышны разговоры о том, что древнейшему искусству грозит исчезновение, что Театр теней нуждается в развитии и поддержке.

Театр теней возник еще в Древнем Китае. Исполнителями в нем являются не актеры или куклы, а их тени. Очень важно, чтобы на белом экране, освещаемом мощным прожектором, силуэт смотрелся четко и выразительно. Этот вид искусства приобретает все больше поклонников. В Москве своими необычными постановками радует детишек и их родителей Театр теней на Измайловском.

История театра

Был основан еще в 1944 году художником Екатериной Зонненштраль и режиссером Софьей Свободиной. До конца 50-х годов в работе театра использовались только проекционные куклы, которые дают на экране четкий черный силуэт. Для репертуара выбирались произведения как русской, так и зарубежной классики.

За первые два десятилетия существования творческим коллективом театра было поставлено почти 50 спектаклей. Будучи передвижным, театр много выступал в школах, домах пионеров, пионерских лагерях, а также в различных организациях, радуя своими представлениями как детей, так и взрослых.

В 1957 году театр стал дипломантом первого Всесоюзного фестиваля кукольных театров, где он представил спектакль «Ашик-Кериб» по Лермонтову, а в 1958 году был удостоен Серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

В конце 50-х годов театр начинает применять в своих работах приемы традиционного китайского тетра теней - театра «кукол на просвет». С этого времени технологии и китайского театра, и проекционного стали основой сценической практики Московского театра теней. А первой постановкой с применением приемов, присущих китайскому театру, стал спектакль «Приходи, сказка».

Важным событием в истории театра стало получение им в 1988 году собственного помещения на Измайловском бульваре. В 1989 году Театр теней на Измайловском вышел из состава Москонцерта. С этого времени он стал самостоятельной творческой единицей.

Московский детский театр теней на Измайловском. Репертуар

В репертуаре театра много замечательных спектаклей. В основном это постановки для детей. Можно отметить несколько самых ярких:

  • «Алиса для детей» - режиссер Ю. Фридман. Поставлен по мотивам книги Кэролла «Алиса в стране чудес».
  • «Золушка» - режиссер С. Железкин. Поставлен по одноименной сказке Шарля Перро.
  • «Черная курица» - режиссер Н. Боровсков. Поставлен по сказке Погорельского.

Радует юных зрителей и такими сказками, как «Дюймовочка», «Щелкунчик», «Карлик Нос», и многими другими.

Не забывает театр и о взрослых зрителях. Для них были поставлены спектакли «Последний день Казановы» по пьесе «Феникс» Марины Цветаевой, а также «Вий» по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя к 200-летнему юбилею писателя.

Детская студия

Театр теней на Измайловском не только ставит но и знакомит их со своими профессиональными секретами. Для них в театре работает детская театральная студия «Теневичок». Детвору здесь не только учат умению мастерить теневых кукол, но и дают попробовать свои силы в качестве актеров. Для юных поклонников театра теней разработана специальная программа занятий, в которую входят:

  • актерское мастерство;
  • сценическая речь;
  • искусство управлять различными видами кукол (кукловождение);
  • технология изготовления кукол;
  • ознакомление с различными с закулисной жизнью театра;
  • проведение экскурсий в другие театры города.

Детская театральная студия разделена на две группы:

  • старшая - дети 10-14 лет (15 человек) - занятия ведет Виктор Скрябин;
  • младшая - дети 7-9 лет (15 человек) - занятия ведет Ирина Нохрина.

Руководители являются артистами Московского театра теней. Оба - профессиональные педагоги.

Спектакли о Шерлоке Холмсе

Театр теней на Измайловском бульваре поставил несколько спектаклей по рассказам Артура Конан Дойля о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе и его друге докторе Ватсоне. Театр теней впервые обратился к этому автору, хотя именно здесь есть уникальные возможности для передачи таинственной атмосферы английского детектива.

  • «Собака Баскервилей» - постановка Светланы Дорожко. Главным героем является собака. Здесь она совсем не злая, а даже очень дружелюбная. Ей совсем не нравится жить на болотах. Образы сыщика и его друга больше пародийные, они показаны в двух техниках - в виде перчаточных кукол и в живом плане.
  • Малоизвестная новелла «Вампир из Сассекса» - постановка Кирилла Левшина. Здесь разоблачаются мистические суеверия, Шерлок Холмс объясняет Ватсону, что за всеми загадками стоит обычный расчет. Спектакль сочетает в себе приемы теневого театра - используются русские и испанские тени, кукольного - перчаточные и планшетные куклы, и драматического - живая игра актеров.

Театр теней на Измайловском: отзывы

Уникальный получает множество замечательных отзывов от своих поклонников. Положительным считают то, что в театре много спектаклей для дошкольников. Сцена небольшая, очень красиво украшена, зал уютный, сцену хорошо видно.

Родители довольны тем, что организаторы позаботились о комфорте юного зрителя: кресла удобные, для детей предусмотрена трансформация кресла, в результате которой оно становится выше, есть подставка для ног. Как разобраться с его конструкцией, всегда подскажут служащие театра.

Для многих положительным моментом является и наличие в театре буфета, где детворе можно купить бутерброд или булочку по доступной цене.

Правда, есть и замечания. К примеру, в спектакле «Дюймовочка» больше живой игры актеров, теней мало. А детям нравится, когда больше теней.

Одно из нововведений взрослым не понравилось: раньше родители ожидали детей со спектакля в холле театра, а сейчас вынуждены выходить на улицу.

Поклонники советуют в Театр теней на Измайловском покупать билеты заранее, иначе можно не попасть на любимый спектакль. Хотя это еще раз говорит о популярности театра.