Презентация на тему искусство древнего китая. Художественная культура Средневекового Китая презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему


Зарождение Китайской Живописи

  • традиция приписывает создания китайской живописи четырём отцам основателям:
  • Гу Кайчжи (344 - 406 гг.)
  • Лу Таньвэй (сер. V века)
  • Чжан Сэнъяо (ок. 500 - ок. 550гг.)
  • У Даоцзы (680 - 740 гг.)
  • Однако в результате археологических исследований, сегодняшние учёные отодвигают рождение китайской живописи на 1000 лет раньше, в эпоху сражающихся царств Чжан Го

Основные жанры китайской живописи

  • Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.
  • Живопись Цветов и птиц.
  • Горные пейзажи (山水, shan shui , т.е. "горы и воды").
  • Анималистический жанр (翎毛 . ling mao . т.е. "пернатые и пушистые").
  • Жанр портрета

Гу Кайчжи: шесть законов - «люфа»

  • Шэньцы - одухотворённость,
  • Тяньцюй - естественность,
  • Гоуту - композиция живописного произведения,
  • Гусян - постоянная основа, то есть структура произведения,
  • Мосе - следование традиции, памятникам древности,
  • Юнби - высокая техника письма тушью и кистью

Император-художник

  • Чжу Чжаньцзи (1398-1435) - император Китая династии Мин. Он наследовал престол своего отца Чжу Гаочи. Его девизом правления был «Провозглашение добродетели»


Пагода - это тип монументального буддийского культового сооружения, зародившегося в Индии

  • Буддизм проник в Китай в годы правления ханьсого императора Минди (58 - 75 гг.), в 68 г. был построен первый буддийский храм - Баймасы (в Лояне), а в эпоху Троецарствия (220 - 265 гг.) - первая пагода

Формы пагод

  • Пагоды в Китае бывают самых многообразных форм - квадратные, шестиугольные, восьмиугольные, обычно с четным числом углов и многоярусные. Строительным материалом им служит дерево, кирпич, камень, глазурованная черепица, железо. По своей конструкции они имеют вид башен или павильонов с многочисленными карнизами

Бамбуковые книги

  • С начала I тыс. до н. э. китайцы стали использовать для письма бамбуковые планки. На каждой такой дощечке помещалось примерно по сорок иероглифов (слов). Планки нанизывали на веревку и соединяли в связки

  • В III в. до н. э. китайцы стали применять для письма шелк
  • На шёлке писали натуральными красками специальной кисточкой, изобретение которой приписывают Мын Тяню

Изобретение бумаги

  • Великим изобретением было изготовление бумаги , производство которой началось в 105 г. н.э. Её варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь . Примерно тогда же была создана тушь

Иероглифы

  • В китайских словарях число иероглифов доходит порою до 70 тысяч

Символ счастья

  • Символом счастья в Древнем Китае была летучая мышь
  • Пять летучих мышей означали много счастливых благ, прежде всего долголетие, богатство, здоровье, благонравие и естественную смерть

Великая китайская стена

  • Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек
  • Длина стены со всеми ответвлениями составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров
  • Длина же самой стены от края до края - две тысячи пятьсот километров
  • Ширина Великой стены 5-8 метров, а высота 6.6 метров (в некоторых участках высота достигает 10 метров)

Поэзия Тао Юань Миня

«В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.

Упорхнёт она словно над дорогой лёгкая пыль…

Я ж хочу одного-чтобы старости не знать,

Чтоб родные мои собрались под единой крышей,

Каждый мой сын и внук-все друг другу спешат помочь…»


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Презентацию на тему "Китайская живопись" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сама традиция приписывает создания китайской живописи четырём отцам основателям: Гу Кайчжи (кит. 顧愷之) (344 - 406 гг.), Лу Таньвэй (кит. 陆探微 сер. V века), Чжан Сэнъяо (ок. 500 - ок. 550гг.) и У Даоцзы (кит. 吴道子, 680 - 740 гг.), живших с V-го по VIII века нашей эры.

Слайд 3

Второй известный представитель «живописи интеллектуалов», известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия – это лишенная формы живопись; живопись – это обретшая форму поэзия».

Слайд 4

Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца». Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи: Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.

Слайд 5

Начиная со времён зарождения китайской живописи на шёлке и бумаге в V веке н. э. множество авторов предпринимают попытки теоретизации живописи. Первым среди всех, пожалуй, был Гу Кайчжи, с подачи которого были сформулированы шесть законов - «люфа»: Шэньцы - одухотворённость, Тяньцюй - естественность, Гоуту - композиция живописного произведения, Гусян - постоянная основа, то есть структура произведения, Мосе - следование традиции, памятникам древности, Юнби - высокая техника письма тушью и кистью.

Слайд 6

Китайская живопись после эпохи Сун

Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры. Это же можно сказать и о китайской живописи. На протяжении последующих династий Юань, Мин и Цин художники ориентировались на образцы именно Сунского периода. В отличие от художников Тан и Сун, живописцы последующих эпох не стремились к созданию новых стилей, а наоборот, всячески подражали стилям ушедших эпох. И часто делали это на очень хорошем уровне, как художники времён монгольской династии Юань, последовавшей за эпохой Сун.

Слайд 7

Китайская живопись XVIII – XX веков. Эпоха перемен.

XVI - XVII века обернулись для Китая эпохой больших перемен и не только из-за маньчжурского завоевания. С началом колониальной эры Китай начинает всё сильнее подвергаться культурному влиянию европейцев. Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688 - 1766), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Именно этот человек стал первым художником, совместившим китайские и европейские традиции в своём рисунке.

Слайд 8

XIX и XX века стали для Китая большим испытанием на прочность. Китай вступил в эпоху перемен, невиданного доселе масштаба. В течение XIX века Китай проиграл 2 опиумные войны европейским колонизаторам и подвергся значительному разорению со стороны европейцев. В 1894 – 1895 Китай проигрывает войну Японии и оказывается разделён между европейскими колониальными империями (в т. ч. и Россией), США и Японией на зоны влияния.

Слайд 9

Однако, самой яркой личностью в Китайской живописи XX века был, безусловно Ци Байши (1864 - 1957), совместивший 2 несовместимые ранее для китайского художника черты биографии, он был приверженец «живописи интеллектуалов» и одновременно – выходец из бедной крестьянской семьи. Ци Байши также получил широкое признание на западе, в 1955 году он был удостоен международной премии Мира.

Слайд 10

Китайская живопись маслом

Сегодня многие китайские художники предпочитают европейские масло и холст, взамен традиционных туши, акварельных красок и тонкой бамбуковой и рисовой бумаги. Начало китайской живописи маслом положил итальянский монах иезуит Д. Кастильоне.

Слайд 11

Символизм в Китайской живописи

Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук - символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Хризантема - прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэйхуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы. В растительных сюжетах встречается и другая символика: так, рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Cлайд 1

    Cлайд 2

    Относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сама традиция приписывает создания китайской живописи четырём отцам основателям: Гу Кайчжи (кит. 顧愷之) (344 - 406 гг.), Лу Таньвэй (кит. 陆探微 сер. V века), Чжан Сэнъяо (ок. 500 - ок. 550гг.) и У Даоцзы (кит. 吴道子, 680 - 740 гг.), живших с V-го по VIII века нашей эры.

    Cлайд 3

    Второй известный представитель «живописи интеллектуалов», известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия – это лишенная формы живопись; живопись – это обретшая форму поэзия».

    Cлайд 4

    Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца». Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи: Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.

    Cлайд 5

    Начиная со времён зарождения китайской живописи на шёлке и бумаге в V веке н. э. множество авторов предпринимают попытки теоретизации живописи. Первым среди всех, пожалуй, был Гу Кайчжи, с подачи которого были сформулированы шесть законов - «люфа»: Шэньцы - одухотворённость, Тяньцюй - естественность, Гоуту - композиция живописного произведения, Гусян - постоянная основа, то есть структура произведения, Мосе - следование традиции, памятникам древности, Юнби - высокая техника письма тушью и кистью.

    Cлайд 6

    Китайская живопись после эпохи Сун Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры. Это же можно сказать и о китайской живописи. На протяжении последующих династий Юань, Мин и Цин художники ориентировались на образцы именно Сунского периода. В отличие от художников Тан и Сун, живописцы последующих эпох не стремились к созданию новых стилей, а наоборот, всячески подражали стилям ушедших эпох. И часто делали это на очень хорошем уровне, как художники времён монгольской династии Юань, последовавшей за эпохой Сун.

    Cлайд 7

    Китайская живопись XVIII – XX веков. Эпоха перемен. XVI - XVII века обернулись для Китая эпохой больших перемен и не только из-за маньчжурского завоевания. С началом колониальной эры Китай начинает всё сильнее подвергаться культурному влиянию европейцев. Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688 - 1766), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Именно этот человек стал первым художником, совместившим китайские и европейские традиции в своём рисунке.

    Cлайд 8

    XIX и XX века стали для Китая большим испытанием на прочность. Китай вступил в эпоху перемен, невиданного доселе масштаба. В течение XIX века Китай проиграл 2 опиумные войны европейским колонизаторам и подвергся значительному разорению со стороны европейцев. В 1894 – 1895 Китай проигрывает войну Японии и оказывается разделён между европейскими колониальными империями (в т. ч. и Россией), США и Японией на зоны влияния.

    Cлайд 9

    Однако, самой яркой личностью в Китайской живописи XX века был, безусловно Ци Байши (1864 - 1957), совместивший 2 несовместимые ранее для китайского художника черты биографии, он был приверженец «живописи интеллектуалов» и одновременно – выходец из бедной крестьянской семьи. Ци Байши также получил широкое признание на западе, в 1955 году он был удостоен международной премии Мира.

    Символизм в Китайской живописи Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук - символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Хризантема - прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэйхуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы. В растительных сюжетах встречается и другая символика: так, рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.


    С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX в. на Дальнем Востоке последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе развивалась одна из ярких и самобытных цивилизаций китайская. Развитие этой закрытой от внешних влияний и воздействий цивилизации обусловлено громадными размерами территории и длительной изоляцией от других древних обществ. Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Лишь во II в. до н.э. произошел первый контакт с другой высокой культурой благодаря путешествию Чжан Цяня в Среднюю Азию. И должно было пройти еще 300 лет, чтобы китайцы всерьез заинтересовались пришедшим из-за рубежа культурным явлением буддизмом.


    Устойчивость древнекитайской цивилизации придавало и этнически однородное население, называвшее себя народом хань. Жизнеспособность и потенциал развития ханьского общества поддерживались сильным централизованным государством, тенденция к созданию и укреплению которого была ведущей на всем протяжении древнекитайской цивилизации. Была создана настоящая восточная деспотия с исключительно высокой централизацией власти в руках правителя, с четким административно-территориальным делением и огромным штатом ученых чиновников. Такая модель государственности, скрепляемая идеологией конфуцианства, просуществовала в Китае до падения маньчжурской династии в начале XX в. Уникален и пример утверждения в Китае уже с древних времен преимущества государственной собственности, ее доминирующей роли в развитии цивилизации. Частный собственник находился под строгим контролем власти для сохранения в обществе консервативной стабильности.


    Древний Китай уникальный образец сословной иерархии. В китайском обществе выделялись земледельцы, ремесленники, купцы, чиновники, жрецы, воины и рабы. Они составляли, как правило, замкнутые наследственные корпорации, в которых каждый человек знал свое место. Вертикальные корпоративные связи преобладали над горизонтальными. Основа китайской государственности многочисленная семья, состоящая из нескольких поколений родственников. Общество снизу до верху было связано круговой порукой. Опыт тотального контроля, подозрительности и доносительства также одно из достижений цивилизации Древнего Китая.


    Древнекитайская цивилизация по своему прорыву в развитии человека, общества и государства, по своим достижениям и влиянию на окружающий мир сравнима с античностью. Ближайшие соседи Китая, страны Восточной Азии (Корея, Вьетнам, Япония) использовали, приспосабливая к нуждам своих языков, китайскую иероглифическую письменность, древнекитайский язык стал языком дипломатов, государственное устройство и система права выстраивались по китайским образцам, на формирование официальной идеологии значительное влияние оказывали конфуцианство или буддизм в китаизированном виде.


    Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших рек Китая в эпоху неолита (VIII тыс. до н.э.), создавали поселения из небольших, углубленных в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремесла. В настоящее время на территории Китая открыто большое количество неолитических стоянок. Обнаруженная на этих стоянках керамика того времени принадлежит к нескольким культурам, древнейшая из которых культура Яншао, получившая свое название по месту первых раскопок, произведенных в 20-х гг. XX в. в провинции Хэнань. Сосуды Яншао делались из бледно-желтой или красновато-бурой обожженной глины, вначале вручную, затем с помощью гончарного круга.


    Те, что делались на гончарном круге, отличались необычайной правильностью форм. Керамику обжигали при температуре около полутора тысяч градусов по Цельсию, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему она становилась гладкой и блестящей. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узорами треугольниками, спиралями, ромбами и кругами, а также изображениями птиц и зверей. Особенно были популярны рыбы, стилизованные под геометрическую роспись. Орнамент имел магическое значение и, по-видимому, был связан с представлениями древних китайцев о силах природы. Так, зигзагообразные линии и серповидные знаки, вероятно, являлись условными изображениями молний и луны, впоследствии перешедшими в китайские иероглифы.


    Следующий период истории Китая получил название Шан-Инь (XVIXI вв. до н.э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тыс. до н.э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех сферах жизни обитателей Китая произошли значительные перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическое письмо, зародились основы градостроительства. Столица государства великий город Шан, расположенный недалеко от современного города Аньян, в отличие от древнейших поселений имела отчетливый план.


    Когда в Китае образовалось государство, возникло представление о Небе как могущественном верховном божестве Вселенной. Древние китайцы полагали, что их страна находится в центре Земли, последняя же является квадратной и плоской. Небо над Китаем имеет форму окружности. Поэтому они и называли свою страну Чжунго (Срединное царство) или Тянься (Поднебесная). В разные времена года Небу и Земле приносили обильные жертвоприношения. С этой целью за чертой города возводили специальные алтари: круглые для Неба, квадратные для Земли.


    До наших дней дошло множество изделий художественных ремесел, которые предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами природы. Мастерством исполнения отличаются ритуальные бронзовые сосуды, использовавшиеся для жертвоприношений. В этих тяжелых монолитных изделиях соединились все сложившиеся к тому времени представления о мире. Внешние поверхности сосудов покрыты рельефом. Главное место в нем отводилось изображениям птиц и драконов, воплощавших стихию неба и воды, цикад, предвещавших хороший урожай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие. ритуальные бронзовые сосуды




    Высокий, стройный, расширяющийся вверху и внизу кубок («гу») предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверхности этих сосудов изображали тонкий спиралевидный «узор грома» («лэй-вэнь»), на фоне которого и выполнялись основные изображения. Объемные звериные морды как будто вырастают из бронзы. Сами сосуды часто имели форму зверей и птиц (Ритуальный бронзовый сосуд), ибо они должны были охранять человека и защищать посевы от злых сил. Поверхность таких сосудов сплошь заполняли выступы и гравировка. Причудливую и фантастическую форму древнекитайских бронзовых сосудов с драконами упорядочивали четыре вертикальных выпуклых ребра, расположенных по сторонам. Эти ребра ориентировали сосуды по сторонам света, подчеркивая их ритуальный характер.Ритуальный бронзовый сосуд



    Подземные захоронения знати в эпоху Шан-Инь представляли собой две расположенные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы. Их площадь достигала иногда четырехсот квадратных метров, стены и потолок были расписаны красными, черными и белыми красками или инкрустированы кусочками камня, металла и т.п. Входы в погребения охраняли каменные фигуры фантастических зверей. Чтобы души предков ни в чем не нуждались, в могилы помещали различные ремесленные изделия оружие, бронзовые сосуды, резные камни, драгоценности, а также магические предметы (Бронзовая фигура на пьедестале). Все предметы, которые клали в захоронения, а также украшавшие статуи и бронзовую утварь узоры имели магический смысл и были связаны единой символикойБронзовая фигура на пьедестале


    В XI в. до н.э. государство Шан-Инь было завоевано племенем Чжоу. Победители, основавшие династию Чжоу (XIIII вв. до н.э.), быстро переняли многие технические и культурные достижения побежденных. Государство Чжоу существовало многие века, однако его процветание было недолгим. На политической арене появилось много новых государств, и Китай уже к VIII в. до н.э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III в. до н.э. получил название Чжаньго («борющиеся царства»).


    Образовавшиеся новые царства вовлекли в орбиту китайской цивилизации обширные области. Стала активно развиваться торговля между отдаленными районами Китая, чему способствовало строительство каналов. Были открыты месторождения железа, что позволило перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледелия. В обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заменившие деньги, изготовлявшиеся в форме заступа (суживающейся лопаты), меча или раковины. Значительно расширился круг ремесел, вошедших в обиход. В городах развивалась наука. Так, в столице царства Ци было создано первое в Китае высшее учебное заведение Академия Цзися. Огромную роль во всей последующей художественной жизни Китая сыграли возникшие в середине I тыясчелетия до н.э. два учения конфуцианство и даосизм.


    Конфуцианство, стремившееся сохранить порядок и равновесие в государстве, обращалось к традициям прошлого. Основатель учения Конфуций (около до н.э.) считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и подданными, между отцом и сыном. Полагая себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили образцом для подражания, он разработал целую систему правил и норм поведения человека Ритуал. Согласно Ритуалу, необходимо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. Он создал также правила для всех духовных проявлений жизни, утвердил строгие законы в музыке, литературе и живописи. В отличие от конфуцианства даосизм сосредоточивал внимание на основополагающих законах Вселенной. Главное место в этом учении занимала теория о Дао Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчиненного естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию женского и мужского начал инь и ян. Основатель учения Лаоцзы считал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя иначе в мире нарушится гармония, наступят хаос и гибель. Созерцательный, поэтический подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая.


    В периоды Чжоу и Чжаньго появилось множество предметов декоративно- прикладного искусства, служивших ритуальным целям: бронзовые зеркала, колокола, разнообразные предметы из священного камня нефрита. Полупрозрачный, всегда холодный нефрит символизировал чистоту и всегда считался охранителем от яда и порчи (Нефритовая фигурка). колоколаНефритовая фигурка


    Обнаруженная в погребениях расписная лаковая утварь столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами, также служила ритуальным целям. Производство лака, как и шелкоткачество тогда было известно только в Китае. Окрашенный в разные цвета натуральный сок лакового дерева многократно наносили на поверхность изделия, что придавало ему блеск, прочность и предохраняло от влаги. В погребениях провинции Хунань в Центральном Китае археологи обнаружили много предметов лаковой утвари (Деревянная фигурка охранителя).Деревянная фигурка охранителя


    В III в. до н.э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь (гг. до н.э.), а затем Хань (206 г. до н.э. 220 г. н.э.). Правитель и неограниченный властитель Циньской империи Цинь Ши-Хуанди (гг. до н.э.) был китайским императором недолгое время, но сумел укрепить центральную власть. Он уничтожил границы самостоятельных царств и разделил страну на тридцать шесть провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. При Ши-Хуанди были проложены новые благоустроенные дороги, прорыты каналы, соединившие провинциальные центры со столицей Сяньян (провинция Шэньси). Была создана единая письменность, что позволило жителям разных областей общаться друг с другом, несмотря на различие местных диалектов.




    Ее длина составляла семьсот пятьдесят километров. Толщина стены колебалась от пяти до восьми метров, в высоту стена достигала десяти метров. Верхний край венчали зубцы. По всей длине стены во множестве располагались сигнальные башни, на которых в случае малейшей опасности зажигались огни. От Великой китайской стены до самой столицы была проложена дорога.


    С неменьшим размахом сооружали и гробницу императора Цинь Ши- Хуанди. Ее возводили (в пятидесяти километрах от Сяньяна) в течение десяти лет после восшествия императора на престол. В строительстве участвовало более семисот тысяч человек. Гробница была окружена двумя рядами высоких стен, в плане образовывавших квадрат (символ Земли). В центре располагался высокий конусообразный могильный холм. Круглый в плане, он символизировал Небо. Стены подземной усыпальницы облицованы отшлифованными мраморными плитами и нефритом, пол устлан огромными полированными камнями с нарисованной на них картой девяти областей Китайской империи. На полу стояли скульптурные изображения пяти священных гор, а потолок имел вид небосвода с сияющими светилами. После того как саркофаг с телом императора Цинь Ши-Хуанди перенесли в подземный дворец, вокруг него расположили огромное количество драгоценных предметов, сопровождавших его при жизни: сосуды, ювелирные изделия, музыкальные инструменты.


    Но подземное царство не ограничивалось самим погребением. В 1974 г. на расстоянии полутора километров от него археологи обнаружили одиннадцать глубоких подземных тоннелей, выложенных керамической плиткой. Расположенные параллельно друг другу, тоннели служили пристанищем гигантскому глиняному войску, охранявшему покой своего повелителя.глиняному войску


    Войско, разделенное на несколько шеренг, выстроено в боевом порядке. Есть здесь и кони и колесницы, также вылепленные из глины. Все фигуры выполнены в натуральную величину и раскрашены; каждый из воинов обладает индивидуальными чертами (Терракотовая фигура лучника из гробницы Цинь Ши- хуанди).Терракотовая фигура лучника из гробницы Цинь Ши- хуанди


    Следы перемен в стране были ощутимы повсюду, однако следует заметить, что власть Цинь Ши-Хуанди основывалась на тотальном контроле, доносительстве и терроре. Порядок и процветание достигались слишком крутыми мерами, вызывая отчаяние жителей Цинь. Традиции, нравственность и добродетели пренебрегались, что вынуждало основную массу населения испытывать духовный дискомфорт. В 213 г. до н.э. император распорядился изгнать Песни и Предания и сжечь все частные бамбуковые книги, кроме гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии, сельскому хозяйству и математике. Уцелели памятники, находившиеся в архивах, но большая часть древних источников по истории и литературе Китая погибла в огне этого безумия. Был издан указ, запрещавший частное обучение, критику правительства, а также процветавшие некогда философские учения. После смерти Цинь Ши-Хуанди в 210 г. до н.э. на фоне общей политической нестабильности и недовольства начались восстания, которые и привели империю к гибели.


    В 207 г. до н.э. власть захватил вождь восставших Лю Бан, будущий основатель династии Хань, правившей на протяжении четырех столетий. Во II в. до н.э. Ханьская империя признала конфуцианство и в его лице обрела официальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком. Нарушение конфуцианских заповедей каралось смертью как наитягчайшее преступление. На основе конфуцианства была выработана всеохватывающая система образа жизни и организации управления. Император в своем правлении должен был опираться на принципы человеколюбия и справедливости, а помогать ему проводить правильную политику должны были ученые чиновники.


    Отношения в обществе регулировались на основе Ритуала, который определял обязанности и права каждой группы населения. Всем людям надлежало строить отношения в семье на основе принципов сыновней почтительности и братской любви. Это означало, что каждый человек должен был беспрекословно выполнять волю отца, слушаться старших братьев, заботиться о своих родителях в старости. Таким образом, китайское общество становилось сословным не только в государственном, но и в нравственном смысле этого понятия. Послушание младших старшим, низших высшим, а всех вместе императору основа развития китайской цивилизации с ее всеобщей строгой регламентацией жизни вплоть до мелочей.


    Эпоха Хань в истории Китая отмечена новым расцветом культуры и искусства, развитием науки. Зарождается историческая наука. Ее основоположник Сыма Цянь создал пятитомный трактат, где подробно изложил историю Китая с древнейших времен. Китайские ученые приложили немало усилий, чтобы переписать древние сочинения с ветхих бамбуковых пластинок, служивших книгами, на шелковые свитки. Важнейшим открытием стало изобретение в I в. н.э. бумаги. Караванные пути связали Китай с другими странами. Например, по Великому Шелковому пути китайцы везли на запад шелк и тончайшие ручные вышивки, которые славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживленной торговле Ханьской империи с Индией и далеким Римом, в котором Китай издавна называли Страной Шелка.


    Главные центры Ханьской империи Лоян и Чанъань воздвигали по изложенным в древних трактатах правилам по плану с четким делением на кварталы. Дворцы правителей находились на главной магистрали города и состояли из жилых и парадных покоев, садов и парков. Знатных людей хоронили в просторных гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживали каменные колонны, которые завершались, как правило, парой драконов. Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов охранителей могил, обрамленная статуями зверей.


    В погребениях обнаружены предметы, дающие представление о повседневной жизни Ханьской эпохи керамические раскрашенные модели домов, глиняные расписные кувшины, бронзовые зеркала, раскрашенные фигурки танцовщиц, музыкантов, домашних животных.бронзовые зеркала музыкантов

    В оформлении погребения главную роль играли рельефы. Наиболее богаты по содержанию рельефы в погребениях провинций Шаньдун и Сычуань. На рельефах представлены сцены жатвы, охоты на диких уток, мчащиеся легкие колесницы, в которые впряжены тонконогие горячие кони («Процессия с колесницей и всадниками»). Все изображения очень реалистичны.Процессия с колесницей и всадниками




    Презентация создана по материалам электронных изданий Энциклопедии школьника – «Загадки и тайны архитектуры», «Чудеса света. Древний мир», и Коллекции Мировой художественной культуры Российского общеобразовательного портала (www. school. edu. ru). А так же: Н.А.Дмитриева, Н.А.Виноградова «Искусство древнего мира», М.; «Детская литература», 1986 Энциклопедия для детей.(т.7) Искусство.Ч.1, «Мир энциклопедий Аванта+», Астрель, 2007; «Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств», Москва, «Махаон», 2008 Бронзовый светильник в форме тапира 4в. до н.э.

    Китайская живописьЖивопись Китая -
    важная часть
    традиционной
    китайской культуры и
    бесценное сокровище
    китайской нации, она
    имеет долгую историю и
    славные традиции в
    области мировых
    искусств.
    Китайскую
    живопись также называют
    традиционной китайской
    живописью. Традиционная
    китайская живопись
    восходит к периоду неолита,
    около восьми тысяч лет
    назад. Найденная на
    раскопках цветная керамика
    с нарисованными
    животными, рыбой,
    оленями, и лягушками
    показывает, что в период
    неолита китайцы уже
    начали использовать кисти
    для рисования.

    Во времена династии Цинь и
    Хань развивается
    фресковая живопись. Ее
    применяли при захоронениях, а
    также в храмах и дворцах. С
    развитием буддизма в период с 3
    по 6 век развивается храмовая
    живопись, например,
    изображения Будды в горных
    пещерах.
    Древняя китайская
    живопись сильно отличалась от
    европейской живописи. В Европе
    широко использовались
    возможности цвета, теней, а в
    Китае живописцы создавали
    удивительные картины игрой
    линий. Главное, что отличает
    китайскую живопись от
    европейской – это стремление
    передать «дух картины», или, как
    говорят китайцы «с помощью
    формы выразить настроение».

    Древняя китайская
    живопись, как в прочем и
    современная, знала два
    основных стиля: «гун би»
    (прилежная кисть) и «се и»
    (выражение идеи).
    Принципы китайской
    живописи заключаются в
    любовании природой как
    совершенным творением.

    Жанры китайской живописи довольно разнообразны: - анималистические жанры, - бытовые жанры, - парадный портрет, - миниатюра на веерах и других

    предметах обихода,
    - китайская пейзажная живопись.
    В Китае не существовало
    натюрморта в привычном
    для нас смысле,
    неподвижные предметы с
    точки зрения китайцев
    мертвы без динамики
    движения жизни и
    времени.

    Китайская живопись тяготеет к определенным устойчивым образам: одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи я

    Китайская живопись
    тяготеет к определенным
    устойчивым образам:
    одним из самых
    излюбленных объектов
    эстетического
    воплощения в живописи
    является бамбук
    На китайских
    картинах бамбук - это
    не просто растение, а
    символ человеческого
    характера.

    Китайская живопись и каллиграфия

    В Китае использование
    одного инструмента и
    для живописи, и для
    каллиграфии - кисти
    - связало эти два вида
    искусства.
    Каллиграа фия (от греч. слов
    κάλλος kallos "красота" + γραφή
    graphẽ "писать") - вид
    изобразительного искусства,
    эстетическое оформление
    рукописного шрифта.

    Общее количество китайских иероглифов доходит до 80 000. Но реально во всех видах текстов используется не более 10 тысяч иероглифов. Китайские

    иероглифы трудны для
    написания: каждый из них
    состоит из нескольких
    черт (от 1 до 52).
    Каллиграфия подобна
    живописи, и процесс
    создания иероглифа
    кистью и тушью сродни
    процессу создания
    картины.