Биография. Бурятский гений - Даши Намдаков

Даши Намдаков - восхитительный скульптор и наш современник



Всего 54 фото

Чего стоила, в свое время, хотя бы, выставка , которая просто «взорвала мой мозг») и высвободила массу неосознанных и глубоких архетипных переживаний и эмоций от контакта с изысканными шедеврами фракийского ювелирного искусства. Так и здесь - вроде выставка как выставка, но когда я случайно увидел ее анонс, что то неосознанное мгновенно сформировалось в твердую уверенность, что надо идти и немедленно. Я обычно прислушиваюсь к таким спонтанным посылам моего бессознательного, поскольку уже хорошо знаю, что если поймать такой посыл сразу и не рассуждая следовать ему, я обязательно получу нечто важное для себя и моего трепетного познания этого Мира. Так произошло и на этой выставке…


Единственное, что следует сказать, так это то, что Выставка «Кочевник. Между небом и землей» представляет собой причудливую смесь двух выставок - на ней выставлены экспонаты Исторического музея, охватывающего тему древних культур степей Евразии и приуроченную к 100-летию отдела археологических памятников музея и вплетенную с ней персональную выставку Даши Намдакова, представившего на этой, без преувеличения, статусной и основательной выставочной площадке, свою персональную выставку скульптуры, графики и ювелирных украшений.

Сразу следует отметить хоть и логичный, но, все равно, странноватый способ экспонирования выставки в целом. Скульптура Даши Намдакова экспонируется как на самой выставке, так и частично разбросана в пяти залах Исторического музея отдела археологии на первом этаже. «Кочевник» же проходит в отдельном новом выставочном зале с входом через изолированный подъезд и, чтобы увидеть все скульптуры Даши Намдакова придется брать еще один билет для посещения основной экспозиции музея. Довольно обескураживающее решение, но потом я понял, в чем дело - сама по себе выставка экспонатов Исторического музея компактна и не велика и на фоне чудных и масштабных произведений Даши смотрелась бы мелковато…
02.


Когда Вы входите в зал выставки «Кочевник. Между Небом и Землей» - вы видите, в основном, только скульптуры Даши Намдакова и вас слегка может удивить этот внешний образ экспозиции, особенно если вы пришли осмотреть только древние артефакты из коллекции музея. Однако, я посвящу , а посему давайте сейчас прикоснемся к творчеству этого удивительного и, как оказалось, близкого мне по духу художника.

Азиатская тема в современном искусстве не нова, но только не относительно Даши Намдакова. Обобщая после выставки фото материал, я никак не мог для себя уяснить, как же мне писать об этой удивительной скульптуре и этом художнике, что не вписываются ни в один привычный принятый стиль. Сначала я поспешно причислил Даши к сюрреализму, навесив на него ярлык бурятского Дали, однако все оказалось не так просто. Вспоминая свои впечатления от каждого его произведения и рассматривая снова и снова сделанные снимки с выставки я никак не мог отделаться от ощущения, что все персонажи, которые в основном претерпели причудливые трансформации и трансмутации в воображении и процессе творчества этого художника существуют и живут, хоть где то и в других измерениях и мирах, но на самом деле. Это необычное открытие побудило меня попытаться узнать поближе этого человека и покопаться в его биографии, и вот тогда многое мне стало ясным.

Оказалось, что он из древнего рода дарханов - касты кузнецов-ювелиров, мастеров работающих с огнем - божественной стихией, символом избранности. Дарханы владели высшими знаниями, передававшимися из поколения в поколение. На них лежала ответственность за мир, в котором они жили. Отец Даши раскрыл перед ним этот фантастический и тонкий мир Степи, Саянских гор, удивительного и загадочного Байкала, многогранности своего ремесла, что всецело наполнено миром духов, чувств и непосредственной радостью творчества.

Творения Даши происходят из зримого воплощения его особого мироощущения, хранящего глубинную бесконечность бытия, архаических скифских образов, где культуры и события прошлого не исчезают бесследно, а продолжают одновременно взаимодействовать с нами и сохранять свою значимость и посылы. В его скульптурах живет дух его земли, силы природы, в которой он рос. В них есть глубокая тайна, которую не каждому дано разгадать, но не ощутить их энергетику и красоту невозможно.

Я даже был в недоумении с чего начать осмотр экспонатов - с «Кочевника» или с произведений Даши, но потом все как то само собой улеглось, и я с необычным ощущением азарта и искреннего любопытства рассматривал как древние степные артефакты, так и графику и скульптуру художника.

Освоившись я, в определенный момент, начал ощущать опускающееся завораживающее марево Степи. Становилось спокойно, размеренно, Степь неумолимо проникала во все частицы моей души. Какое то время я просто стоял и наслаждался практически реальным ощущением нахождения среди этих бескрайних просторов... Вхождению в контекст способствует и фото панно бурятских степей, густых багровых закатов, мирно пасущихся лошадей и кочевников на своих могучих скакунах, поднявшихся на дыбы. Это кадры из фильма «Монгол», где Даши выступил в качестве главного художника-постановщика, в том числе и, конечно, по костюмам. А большие полукруглые панорамные фото панели выстроены в качестве стилизованной юрты кочевника. Сдержанное аудио сопровождение добавляет в общий фон тревожные и одновременно гармоничные музыкальные звуки и характерное горловое сакральное пение шаманов и ритмичный звуки их бубнов... Степь приближалась, и я растворялся в ней…

Отмечу заранее один существенный и немного грустный факт - освещение на выставке как всегда, мягко говоря, сдержанное, скульптуры и ювелирные изделия находятся в мягком мраке, все таинственно, в общем - между небом и землей…) Но снять качественное фото в таких условиях, да еще без вспышки и штатива крайне затруднительно, а посему не обессудьте за некоторую зернистость объектов съемки и искаженный ломаный свет фона, особенно, это касается мелких ювелирных изделий.


Общая композиция выставки хорошо проработана. Сначала я подумал, что здесь довольно много свободного места, но потом понял замысел автора выставки - надо было показать эти степные просторы и дать ощущение погружения в их чудный завораживающий контекст.

Центральное место в этой скульптурной композиции занимает удивительная стилизованная фигура обнаженной девы-кочевницы со сложенными на груди руками подобно степным половецким бабам, когда то обильно расставленным предками кочевников по просторам евразийских степей. В руках она трогательно держит маленькую птичку и с любовью смотрит на нее.


06.

Необычный красновато-охровый патинированный цвет бронзы вызывает легкое завораживающее ощущение от скульптуры. Называется она - «Мадонна с птичкой». 2011 год. Образ бурятской кочевницы - бережной хранительницы воплощающую хрупкую красоту вечной жизни и пронзительной сути порывов степной души ее народа.
07.

У самого входа на выставку - скульптура «Амазонка» из чернёной бронзы. 2010 год. Перед нами погрудный портрет прекрасной женщины, на голове которой шлем в виде головы оскалившейся пантеры. Это возвышенный образ царицы Томирис, предводительницы воинственных кочевников-саков обитавших в IV-V веках в казахстанских и уральских степях, под началом которой разрозненные кочевые племена впервые объединились в единое государство.
08.

Она прославилась своими ратными подвигами и хитроумной стратегией, что позволило ей победить могущественного персидского царя Кира. Наверняка греческие мифы об амазонках ведут свои корни из рассказов очевидцев об их сражениях с воительницами этой прекрасной и одухотворенной царицы.


Минотавр. 2010 год. Необычная таинственная волнующая скульптура быка с третьим глазом во лбу. Мифологический образ Минотавра перекликается у Даши Намдакова, с быком-прародителем из бурятских сказаний, что несет в себе силу первопредков и мощное эпическое звучание.
10.

По древней легенде, образ быка связан с темой прихода весны и плодородием. Весенняя церемония его чествования имеет сходство с шествием быка Аписа в древнем Египте, что выражало надежду на хороший урожай. Кроме того, по поверьям многих народов, это могущественное священное животное изгоняет любых злых духов.
11.

Бык-тотем - мотив архетипический для человеческой культуры в целом, и его образ решён композиционной аллюзией на палеолитические изображения из пещеры Альтамиры — древнейшего памятника изобразительного искусства.
12.

Мифический бык Буха-Нойон, тотемный предок бурятских племён булагатов и эхиритов, в древних сказаниях выступает как олицетворение силы добрых западных тенгри, воплотившихся в сивого быка, борющегося с пёстрым быком, порождением злых сил восточных тенгри.
Тенгри - культ Неба тюркских племен.
13.

В творчестве Даши Намдакова множество зооморфных мотивов мифического характера. С искусством Древнего Востока ассоциируется и «Царица» 2001 год. Пантера или львица, с вытянутым упругим телом, полным мощи и кошачьей грации, с рельефными мускулами под гладкой кожей — являет собой воплощение царственного величия.

Обращённая в фас голова зверя напоминает зооморфные образы древнего Ирана или росписей ориентальной античной керамики VII в. до н.э. Величественное спокойствие всей фигуры и застывшее мгновение выражения ее морды вступают в неожиданный контраст с положением хвоста, который как свистящий в воздухе взмах плети взвивается над мощным телом, внося тем самым в образ намёк на грозную и стремительную силу.
14.

Именно в этом месте также уместно рассказать и о знаменитой «Хранительнице» (2003 год), что преподнесена в дар Историческому музею Даши Намдаковым и будет предварять (охранять) залы античной истории музея. Этот образ, безусловно, навеян мифологическими фантастическими образами культуры Древнего Востока и европейского средневековья, олицетворяющими устрашающую защиту. Первое, что почему то приходит в голову, что это воинственная и немного демоническая ипостась волчицы вскормившей Рема и Ромула, основавших Рим.
15.

16.

Скульптура «Хранительницы» помещена в угол рядом с аркой, что перед залом сарматов и немного теряется в этом месте, однако мощь, архетипная сила этого существа, охраняющего свое жилище масштабна и непреодолима. От скульптуры веет безудержной неистовой животной силой, что пронзает пространство и время. Ее определенно надо увидеть воочию!...
17.

«Конь Модэ» (2004 год) Даши связан с красивой легендой о любимой боевой лошади хана Модэ (234-179 гг.), основателя империи Хунну для которого конь был дорогим другом и соратником. Этот конь пал жертвой в достижении ханом власти и примером беспрекословного подчинения своих воинов: первую стрелу Модэ пустил в любимого коня. Те из воинов, кто не последовал его примеру, сочтя неразумным губить такое великолепное животное, были немедленно казнены ханом. Вторую стрелу Модэ направил в любимую жену. И воины, не решившиеся повторить его действия, были также казнены. Когда же во время охоты хан направил свой выстрел в отца, с которым Модэ боролся за власть, все воины без колебания пустили свои стрелы в старого хана. Эта концепция беспрекословного повиновения воле военного вождя была основой идеологии всех воинственных евразийских кочевников и потому относилась и к истории эпохи Чингисхана.

Мастер намеренно подчеркивает в этом экспонате древность образа легендарного коня, имитируя зеленоватые следы окисления меди и выделяя его обломанные конечности… Даже с порванной уздой и изломанными ногами, он, тем не менее, прекрасен, величествен и полон значения, словно аутентичный объект восхищения, удивления и бережного сохранения.
18.

Тема всадника и его коня с полным правом может быть названа лейтмотивом творчества Даши Намдакова. С ней связаны наиболее яркие решения и профессиональные достижения художника.

«Стихия». 1999 год. Эта ранняя скульптура Даши Намдакова выполнена в условно-реалистической манере и раскрывает образ воздушной стихии как одного из космогонических элементов. В представлении автора она ассоциируется с фигурой летящей в стремительном галопе лошади.


Композиция работы полностью отвечает выбранной теме. Животное распластано в горизонтальной плоскости, голова максимально вытянута вперед, уши прижаты, грива заброшена встречным потоком ветра в сторону. Мускулы до предела напряжены и своим рельефом создают основной пластический рисунок тела.

Эта скульптура, по некоторым сведениям, находится в личной коллекции президента России Владимира Путина.


«Кентавр с камнем». 2009 год. Образ Кентавра Даши сохраняет буйную первобытную энергию, но наделяется яркими чувствами и оригинальными фантастическими атрибутами. Перед нами новый мир, созданный фантазией художника. Его Кентавр с камнем - это бунтарь, главным оружием которого являются справедливая ярость, сила сопротивления посягательствам на его независимость и чувство собственного достоинства.
21.

Необычно видеть эту динамичную мифологическую скульптуру в отрыве от основной композиции выставки, особенно на фоне ). Однако эта и многие другие скульптуры Даши значительных размеров и определенно просятся в большие просторные залы, что и было исполнено авторами выставки.
22.

«Генерал». 2010 год. Персонаж древней истории кочевых племен, этот воин одет в стилизованный национальный костюм, наделен оружием и атрибутами власти. Он реален, но живет в нашем мире как пришелец из прошлого.
23.

Приземистые фигуры, похожие на маски аскетичные лики, излучающие мощную энергию преобразования — таковы представители обширной галереи воинов Даши Намдакова. Вместе с тем художник дает почувствовать зрителю связь этого героя с Дон Кихотом, создавая нужные ассоциации несколькими виртуозно выполненными штрихами.
24.

«Всадник». 2000 год. Излюбленный мотив боя или охоты на зверя, когда всадник видит цель и готов ее поразить, позволяет скульптору и в этой работе продемонстрировать наиболее яркие особенности своего пластического дарования.
25.

Авторский стиль Даши Намдакова отмечен стремлением точно передать характерные «этнические» нюансы пластики персонажа.
26.

"Богатая невеста", 1998 год. Сюжет скульптурной композиции "Богатая невеста" заимствован из традиционной жизни кочевников. Юная степнячка, повернув головку, явно довольная своим приданым, посматривает на ее сундучок, прикрепленный на крупе маленькой коренастой лошадки в ожидании своего жениха. Чувствуя настроение хозяйки, лошадка, пританцовывает на ходу, задрав голову в небо.
27.

Эмоциональное единение человека и природы находится в совершенной гармонии и предвкушении новой счастливой жизни.
28.

«Воин с соколом». 2010 год. Этот брутальный персонаж тоже охраняет зал сарматов в общей экспозиции музея. Сокол, использующийся в традиционной монгольской охоте и в бою, застыл на руке своего хозяина в напряженном ожидании стремительного и смертоносного полета.

Историки считают, что в соколиной охоте монголов участвовали не менее шестидесяти тысяч человек. Этот яркий обряд служил демонстрацией боеготовности и силы армии.

Здесь же в соседнем зале восседает «Великий чемпион». 2001 год.
30.

Еще кое-что из основной экспозиции.

«Степная Нефертити». 2001 год. Древние цивилизации оставили нам богатейшее культурное наследие. Египетская царица Нефертити до сих пор остается общепризнанным идеалом женской красоты. Изысканная стилизация этого образа, мастерски выполненная художником, рождает новый прекрасный эталон монгольской женственности, грации и нежности. Бронзовый скульптурный портрет кажется воплощением гармонии, в котором женская пластичность сочетается с прелестной угловатостью юности, геометрия овалов и плавных линий — с конусообразностью длинной шеи и треугольником лица.

Печать размышления и скрытого чувства, спрятанного в прикрытых глазах удлиненного разреза, придает этому образу характер тайны, выявляет магию восточной красоты.

«Череп». 2005 год. Серебро. Череп занимает особое место в культуре кочевников, и особенно, в шаманизме как вере в духов предков - именно в черепе находится вместилище их духа. Этот стилизованный череп гармонично соседствует в одной витрине с черепом медведя, что использовался шаманами при проведении сакральных ритуалов.
35.

«Всадник с секирой». Из серии «Воины».

«Воин с саблей». 2002 год. Из серии «Воины».
37.

На примере этих графических работ можно представить, как постепенно рождаются персонажи Даши Намдакова и как они находили свое воплощение в бронзе.
38.

Также Даши Намдаков работает и с ювелирными украшениями. На выставки их немного - всего один стенд, что расположен рядом со стендом с похожими древними ювелирными изделиями. Давайте рассмотрим поближе его работы, навеянные археологическими находками древних украшений кочевников.
39.

«Арсалан». 2004 год. Золото, литье, чеканка, камни. Арсалан - по бурятски «Лев».
53.

Ну, что сказать!? Выставка восхитила! И это, наверное, совсем не то слово, чтобы попытаться передать мои многогранные ощущения. Я как будто проник сквозь измерения пространства, времени, краешком глаза заглянув во внутренний мир этого замечательного художника, скульптора, графика, ювелира, и, несомненно, посвященного и мага.

Водоворот образов Даши Намдакова захватил меня, да так, что до сих пор передо мной стройной чередой возникают, исчезая и, снова появляются его персонажи, его герои, его тени, его воины, его предки, его символические и мифологические персонажи облеченные фантастической реальностью и восхитительной живой пластикой. Мне остается лишь только пожелать Вам оказаться на этой выставке и «вживую» ощутить это чудное явление и бездну архетипных и фантасмагорических миров Мастера.


В заключении немного информации и ссылок о самом Даши Намдакове, что никак не вписывалась в ткань моего рассказа в ЖЖ. Надо сказать, что на самом деле работ у Мастера очень много и стоит, все же, покопаться в интернете, чтобы получше представить его творчество:

Официальный сайт Даши Намдакова . Добротный и качественный ресурс. Очень достойные фотографии и высокий насыщенный искусствоведческий текст сопровождающий как главную вводную статью о Даши Намдакове так и его фантастические работы.

Литые скульптуры от Даши Намдакова . Замечательный подробный очерк о художнике, его детстве, становлении, учебе, учителе, успехах и Пути Мастера. А также здесь собрано множество фото его скульптурных работ.

Даши Намдаков - человек, который себя создал сам - О Даши Намдакове, а также здесь приведен перечень персональных выставок художника. Кстати, выставка «Кочевник. Между небом и землей» в Государственном Историческом музее является 50-й по счету, что тоже своеобразный юбилей Даши и значительный и весомый подарок для него.

Даши Намдаков - Скульптор с душою кочевника . Замечательная подборка работ в LiveInternet на основе материалов с его официального сайта, но тем ни менее у автора все получилось очень насыщенно и удачно.

Скульптор Даши Намдаков

Даши Намдаков – бурятский художник и скульптор . Фото 2004 г. Несмотря на ярко выраженный национальный колорит работ бурятского скульптора Даши Намдакова, он воспринимается как представитель общечеловеческой культуры. Его встречают везде великолепно. «Даши, все хорошо. Жалко только, что ты не китаец! И все равно ты наш!» — говорят китайцы.


Даши Намдаков или Дашиним Бальжанович Намдаков, родился в бурятском селе Укурик, что в Читинской области, в 1967 году. Был шестым ребёнком в многодетной семье. Мастерство к Даши пришло с генами, так как весь род этого художника и скульптора занимался кузнечным и ювелирным делом. Отец этого скульптора вырезал из дерева буддийские символы и различных божеств.

Впитав с молоком матери многовековой опыт, традиции бурятского народа, воспитанный на мифах, легендах, улигерах (эпических сказаниях), сказках Даши до 7 лет не говорил по-русски, а жил в мире своих предков.
— У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: “Весь мир вмещается в этот лист, все остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение”. И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает — делится Даши Намдаков — всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине.
Род Намдаковых принадлежит к почитаемой в Бурятии касте кузнецов-дарханов «дархатэ». Кузнечное ремесло у Бурятов считалось божьим даром: “По повелению западных тэнгриев кузнец Божинтой отправил на землю своих детей, чтобы обучить людей кузнечному ремеслу, это искусство стало передаваться по наследству потомкам” (строки из предания бурят). Отец Даши Намдакова — мастер на все руки: делал мебель, ткал ковры, занимался живописью, вырезал из дерева скульптуры буддийских божеств и тангки (буддийские иконы). Взращенный в такой среде Даши впитал в себя все самое лучшее.

Учился в Красноярском Государственном художественном институте, после окончания которого перебрался в Улан-Удэ.

Ниже приводим с Даши Намдаковым интервью, которое взяла Елена Преображенская. (Источник: Преображенская Е. Пластика Будды./ Елена Преображенская.// Крестьянка. - 2004. - № 1 - с.68-71)

Даши Намдаков. Лучник. 2000


Скульптор Даши НАМДАКОВ необычен во всем. Экзотическое имя, которое полностью звучит как Даши-Нима и в переводе означает «удачливое солнце», родители дали ему по совету буддийских лам. В его истории есть тяжелая болезнь, снятое, как он считает, проклятие, последовавшее выздоровление и успех — такой, какого ждут порой всю жизнь. Но самое главное и поистине волшебное — это его работы.

Шаманы, воины, князья, звери, птицы, духи природы, деревья — его обычные герои. Бронза — любимый материал. Сегодня Даши Намдаков более чем популярен и востребован. Выставки скульптора проходят с неизменным успехом. Его пригласили к сотрудничеству крупнейшие галереи мира. Именно его работы стали призами Международного экологического кинофестиваля и целого ряда конкурсов. Государственный Эрмитаж приобрел скульптуры Даши для своей экспозиции, не говоря уже о коллекционерах Европы, Японии, Германии и США. Три скульптуры Даши Намдакова есть в личной коллекции Владимира Путина.

- А что это была за обстановка?

Я вырос в таком мире, который обычному человеку просто незнаком. Родился в селе Укурик, в Читинской области, что возле Бурятии. Наша земля насыщена мифами, сказаниями, легендами. Там и сегодня верят в духов, шаманов, колдовство. Хотя верят — это даже не совсем подходящее слово. Как жители Древней Греции и не думали сомневаться в существовании богов, их воли, духов, драконов, всевозможной нечисти, вполне комфортно существуя в такой системе мира, примерно так живут и буряты. А человеку, выросшему и живущему вне бурятской земли, трудно все это воспринять.

- И вы действительно должны были стать шаманом, а не скульптором?

У меня мощные шаманские корни. Но я с детства стремился к другому: быть художником, реализовать себя в изобразительном искусстве. Вообще нас воспитывали так: никогда не ругали, никогда не били, никогда ничего не советовали. Например, я серьезно занимался боксом и прекрасно видел, что родители относятся к этому неодобрительно. Мне не было сказано ни одного слова, но я чувствовал их крайнее недовольство.

- Но вы игнорировали это?

Дело в том, что я был вынужден заниматься спортом, мне нужно было хорошо драться, чтобы выжить. В семь лет я попал в интернат, порядки в котором вполне сравнимы с армейскими. Этот жестокий мир стал контрастом миру моего раннего детства, наполненному красотой, сказками, общением с природой. Я думаю, что болезнь, которая преследовала меня вплоть до юношеского возраста и которую многие отнесли к разряду пиар-приемов, была не в последнюю очередь вызвана этим диссонансом. А шаманы, проклятия, предписанные ими методы лечения — все это тоже присутствовало и совершенно логично накладывалось на жизненную ситуацию. Я очень чувствительный человек, и существовать среди грубости и жестокости мне было крайне сложно. Пришлось учиться себя защищать.

- А как осуществлялось художественное воспитание внутри семьи?

Мои родители — крестьяне, но отец при этом — буддийский художник. Не художник по профессии, он всегда рисовал, вырезал из дерева для буддийских храмов. Таким художником может быть только верующий человек. Все воспитание в семье ориенировало детей — а нас восемь человек — именно на художественное творчество. Мы все лепили, резали по дереву, рисовали, ткали шерсть, чеканили по металлу. Садились в кружок и ткали, например, ковер. Отец давал определенную тему, и каждый по-своему ткал свою часть общего рисунка. Точно так же и рисовали: каждый в меру своих сил выполнял тот фрагмент общей картины, который ему по плечу. Так что я всегда мечтал быть именно художником.

Даши Намдаков. Ритуал. 2001


- Буддийским художником?

Видите ли, у этого понятия — буддийское искусство — есть своя специфика. Все, что делает буддийский художник, подчинено одной цели: выразить отношение искренне верующего человека к религии. Маленький ребенок — это Бог, все, что он делает, абсолютно лишено греховности. И с этой точки зрения все, что я делал тогда, в детстве, было гораздо ближе именно к буддийскому искусству. Но нужно понимать: то, что я делаю сегодня, то, что представлено на моих выставках и в каталогах — это абсолютно светское творчество. Существует огромное количество нюансов,которые,собственно,и делают скульптуру религиозной или светской. Для того чтобы всерьез заниматься буддийским искусством,мне нужно еще очень многое изучать более подробно и глубоко — традиции, историю... Малейшая ошибка влечет за собой наказание — таков взгляд на творчество буддиста. Религиозные вещи предназначены строго соответствовать канону. Сегодня я не чувствую себя готовым, достаточно зрелым для такого рода работы. Я оставил это на потом, придет время, и я займусь действительно буддийской пластикой. Наверное, для человека, далекого от буддийской среды, любая экзотика — монгольская, тибетская, бурятская и есть буддийская. Я же родился в этой культурной традиции, вырос в ней, и, видимо, все, что я делаю, будет нести в себе несколько экзотический, а для дилетанта именно буддийский отголосок. Даже если я очень захочу, избавиться от этого невозможно.

В Бурятии я жил в абсолютно замкнутом пространстве, не бывал ни в Америке, ни в Европе, в Москве-то был пару раз и не подолгу. Я не видел музеев мира,не имел особенно четкого представления о современном искусстве. Но, знаете, иногда мне кажется, что если бы я с детства вращался в более открытой среде, я не стал бы таким, какой я есть. Мои работы были бы посредственными и безликими, в них трудно было бы уловить мою индивидуальность. Конечно, информация необходима, нельзя, да и невозможно искусственно ограждать себя от нее. Но некоторая замкнутость позволила мне максимально полно впитать в себя, пережить и прочувствовать культуру и историю Бурятии, моего родного народа.

Даши Намдаков. ЖЕМЧУЖИНА. Бронза, 2OO1 г. Женские образы в скульптурах Даши Намдакова целомудренны, нежны и лиричны.

— Но при этом вы получили классическое художественное образование?

— Да, я окончил отделение скульптуры Красноярского художественного института. Но, как видите, академическое образование никак не скорректировало мой собственный авторский взгляд, не сделало мои работы более европейскими, не лишило их того, что называется «этническим колоритом». Вполне возможно, окончи я какую-либо из более авторитарных школ живописи — скажем, Суриковский институт в Москве или Академию художеств имени Репина в Санкт-Петербурге, — все было бы несколько иначе. Там, во всяком случае, до недавнего времени, преподавали достаточно жестко. Освободиться от влияния определенной школы в живописи сложно: мы ведь знаем массу примеров, когда целый поток учеников пишет так, как их учитель — и ничего с этим не поделаешь.

В таком случае нужно ли вообще художнику учиться? Нет в этом угрозы для его самобытности?

Чтобы чем-либо заниматься, обязательно нужно иметь определенную базу. В институте я получил чисто академические навыки: изображение света, тени, пропорций, пластические приемы. Овладение всем этим на уровне техники дает свободу в выражении идеи. Но учеба никак не повлияла на мое восприятие мира. Мне очень повезло с педагогами. Среди них были, например, такие люди, как Эдуард Пахомов и Азат Баярлин, они сами совсем недавно окончили Репинку и совершенно не стремились как-то воздействовать на своих студентов с позиций авторитета, не подавали себя как менторы. Влиять, воспитывать в искусстве — дело крайне ответственное, и они это, к счастью, понимали. У нас сложились скорее дружеские, чем ученически-наставнические отношения. Но после института пришлось заниматься самыми разными вещами, в том числе и не имеющими никакого отношения к изобразительному искусству. Я ведь окончил институт в 1992 году, помните, что это было за время — кризис, неопределенность. К тому же дело было в Улан-Удэ, а не в Москве. Если здесь появлялись состоятельные иностранцы, интересующиеся живописью, то там все было гораздо труднее. Во всяком случае, никаким искусством заработать на жизнь было не реально. Но я должен был содержать семью. И я, например, занимался бизнесом — торговал чаем. Всякое было. Мне очень повезло: меня всегда поддерживала моя жена. Она бухгалтер, работала тогда в банковской структуре и не пилила меня, не заставляла идти и во что бы то ни стало зарабатывать деньги. Жена мне говорила: «Подожди, пусть не сейчас, но позже придет твое время».


Даши Намдаков. Царица. 2001. Грациозные движения гибкой от природы кошки энергичны. Развитая мускулатура и выпущенные когти ни на минуту не дают засомневаться в том, что материнский инстинкт черной пантеры силен, а она опасна тому, кто может представлять угрозу ее потомству.

- Если бы бизнес принес крупные успехи, вы могли бы отказаться от живописи в пользу торговли или предпринимательства?

Это все-таки не мое призвание. Я видел тогда ребят, действительно гениальных в этой сфере, бизнес — это ведь тоже призвание, точно такое же, как рисовать или петь. Не думаю, что смог бы отказаться от своей мечты стать скульптором. Сейчас, когда мы с женой приезжаем отдыхать на турбазу, для меня просто мука — сидеть без дела на берегу речки. Я думаю о своей будущей работе и одновременно рисую, вижу то, что хочу сделать, целиком. Ведь скульптура, на мой взгляд, сложнее, чем живопись. Там художник имеет дело с плоскостью, что-то может спрятать от зрителя, утаить, поиграть со светом и тенью. Все, что делает скульптор, — на виду.

А вообще меня многое увлекает. После института я пять лет работал в ювелирном деле. Это было, с одной стороны, любопытно для меня, с другой — давало возможность что-то заработать: свою первую выставку скульптуры я сделал именно на средства, заработанные ювелирной пластикой.

Сейчас я несколько устал от скульптуры, хочу опять вернуться к ювелирному делу. Возможно, это будут какие-то утилитарные, носибельные вещи, возможно, статуэтки, сделанные из драгоценных металлов. Пока точно сказать не могу. Еще меня привлекает книжная графика, я очень хочу проиллюстрировать героические бурятские эпосы. Складываясь в течение веков, они стали слишком сложными для восприятия обычного человека, если он не этнограф и не историк, так что здесь очень важна качественная литературная обработка. Если такая будет представлена кем-то из писателей, я с удовольствием поработал бы над иллюстрациями. Есть еще идея заняться анимацией, разработать рисунки для большого мультфильма, опять же по мотивам бурятской мифологии. Мне все интересно, я во многом готов себя попробовать.

- А какие книги вы читаете?

Сейчас я стал читать, кстати, гораздо больше, чем в юности. Конечно, перечитываю Толстого, Достоевского, это нужно делать обязательно. Многие идеи, мысли этих авторов я начинаю понимать по-настоящему только теперь. Читаю модных авторов — думаю, это тоже нужно, хотя бы для того, чтобы получить представление о книгах, которые популярны сегодня. Так что Харуки Мураками и Паоло Коэльо мною прочитаны. Кстати, «Алхимик» Коэльо мне очень понравился, я временами даже чувствовал, что эта книга обо мне: так много параллелей с моей жизнью, с моими мыслями. Мне было интересно.

- Знаете, говорят, будто бы Коэльо, будучи учеником мага, заколдовал тиражи своих книг, поэтому они так быстро расходятся. О вас говорят, что вы специальным образом энергетически заряжаете свои скульптуры и человек, попав под этот заряд, не может спокойно пройти мимо.

Да, я читал у кого-то из искусствоведов нечто подобное. Естественно, имея очень сильную предрасположенность к шаманской практике, я просто не могу не сообщать своим вещам некоторый потенциал. Один шаман, пришедший на мою выставку, просто пулей вылетел из зала: ему стало невозможно находиться около моих скульптур. Это очень тонкие вещи. Но специально для того, чтобы мои статуэтки продавались, я, конечно, не провожу над ними обрядов.

- Как с критиками складываются отношения?

Честно говоря, пока я какой-то отрицательной серьезной критики не замечал. Видимо, матерые искусствоведы пока до меня не добрались. Когда доберутся, буду внимательно смотреть, вдруг в их замечаниях будет рациональное зерно?

- Кто вам нравится из современных коллег?

— Мои интересы, приоритеты постоянно меняются. Если говорить о современниках, мне интересны Джакомо Манцу, Генри Мур, Бранкузи. Не так давно я открыл для себя итальянского скульптора Марино Марини. Пока не увидел его работ «живьем», я находил их примитивными.

Раньше главными ориентирами в искусстве для меня были те, которые навязывались и пропагандировались школой: Греция, Рим, Итальянское Возрождение. Но когда я уже сам начал подробно интересоваться мировой культурой, я понял, что существуют никак не менее интересные и значительные ее элементы. Например, в скульптуре Африки есть внешне абсолютно примитивные вещи, но совершенства в них никак не меньше, чем в Давиде Микеланджело. Придя в музей, я первым делом иду в зал первобытной культуры. Искусство этого периода не спрятано под шелухой цивилизации. Мне близко все от Египта, Ассирии, Вавилона, Финикии, в сторону Индии, Китая и Японии. А все, что делалось южнее — скажем, Индонезия, — мне не так нравится: слишком, на мой взгляд, слащаво. Но в принципе, если бы современное искусство достигло уровня первобытного, это был бы просто эстетический прорыв. Если задаться целью и поездить по России, можно найти с десяток очень и очень интересных скульпторов. В Якутске, на Урале есть ребята на голову выше раскрученных сегодня мастеров. Просто они сидят у себя в глубинке, и никто о них не знает. Все тусовки и пиар-акции происходят в Москве, именно здесь художник становится известным. Ведь для того, чтобы музей или коллекционер купил работу того или иного художника, она должна быть продемонстрирована.

- В современной России есть институт меценатства?

Он должен быть в каждом культурном обществе, в нашем, к счастью, возрождается. Мне повезло, на моем пути встретился Константин Ханхалаев, он буквально за уши вытащил меня в Москву. Кто-то должен помогать художникам, без этого невозможно развитие искусства. Я не знал, будет ли воспринято и востребовано то, что я делаю, за пределами моей земли, но я и не задумывался об этом, просто искал то, что меня увлекает. Я понимал, что этот поиск — тонкое лезвие, шаг влево, шаг вправо—и ты оступился, просто не нашел своего лица. В этом главная опасность, потому что в таком случае ты не интересен ни себе, ни зрителю. Но, судя по тому, что мои выставки интересны и в Европе, и в Америке, и в России, смею надеяться, что мне удалось и удастся в будущем удержаться на этой тонкой грани.

http://www.dashi-art.com/ru/about.php сайт, посвященный искусству Даши Намдакова, статьи о его творчестве и биографии, его произведения.


Малакшинова Дарима

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Джидинский район

МБОУ

«Цагатуйская средняя общеобразовательная школа

Имени Н.С. Сосорова»

XIV Республиканская научно-практическая

конференция учащихся

по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна»

Номинация: Культурология

Тема: «Бурятский скульптор Геннадий Васильев и его образы на Джидинской земле»

Выполнила : Малакшинова Дарима, ученица 8-го класса

Телефон:89085914415

Руководитель : Балданова Баярма Дашиевна,

учитель бурятского языка и литературы.

Домашний адрес: с. Цагатуй, ул. Молодёжная, 20

Телефон: 89024506965

2012-2013 учебный год

Введение

  1. Известный бурятский скульптор Геннадий Васильев
  2. Произведения Геннадия Васильева на Джидинской земле
  • В Бурятии установлен памятник первому ученому.
  • Образ Бурин-хана.
  • Оригинальнальный образ Будды Шакьямуни.
  • Добрый реалист

Заключение

Использованная литература

Приложения

Введение

Каждый народ справедливо гордится своими знаменитыми людьми, крупными учеными, общественными деятелями. 190 лет назад в бурятском улусе Ичётуй, на берегу быстроводной Джиды, впадающей в голубую Селенгу, родился озорной смуглолицый мальчик по имени Доржи. Ни сверстники, с которыми он играл, ни соседи, на глазах которых он рос, ни отец и мать не могли знать, что он станет в будущем первым бурятским учёным, талантливым востоковедом. Мы, джидинцы, в прошлом году, отмечая юбилей Доржи Банзарова, по праву гордились своим земляком, который в условиях царизма смог пробить себе дорогу в научный мир и стать известнейшим ученым.

Юбилейные «Банзаровские чтения» прошли под девизом и мы решили провести исследовательскую работу о Геннадии Васильеве, авторе памятника Доржи Банзарову, установленному на его малой родине, также о других скульптурах, созданных по инициативе Матвея Рабдановича, украшающих наш район.

Цель работы: выяснить историю создания скульптурных композиции Геннадия Васильева на территории нашего района.

Задачи:

  1. Найти в Интернете материалы о Геннадии Васильеве и о его работах;
  2. Анализ и обработка материалов;
  3. Оформление и формулировка выводов;
  4. Составление путеводителя

Я прочитала в Интернете о том, что «в Джидинском районе за последние 5 лет наметилась положительная динамика увеличения объёмов обслуживания туристов. По внутреннему туризму ежегодное увеличение потока туристов составляет в среднем 10 %, а по въездному 4 %. В связи с невысокими денежными доходами населения получает все большее развитие внутренний туризм». И поэтому, большой интерес для туристов представит наличие нашего путеводителя по памятным местам, созданным скульптором Геннадием Васильевым, даст возможность развития внутреннего и внешнего туризма. В этом актуальность нашей работы.

Объект исследования: «Памятные места Джидинской долины»,

Предмет исследования: Скульптуры Геннадия Васильева

При выполнении работы были использованы следующие методы:

Теоретический метод: сбор материалов об авторе скульптур, и о его работах, изучение и обработка собранных материалов по теме. (Интернет, школьная и сельская библиотеки.) Практический метод: Составление путеводителя по памятным местам, созданным скульптором Геннадием Васильевым и о его авторе.

Практическая значимость работы: Составленный в ходе работы путеводитель важен для будущего развития образовательного туризма на территории Джидинского района.

Об известном бурятском скульпторе Геннадии Васильеве.

Прежде я не знала об этом великом человеке нашей республики буквально ничего, хотя его произведения культуры много раз видела в журналах, в книгах и т. д. Изучив материалы о нём с Интернета, я узнала многое.

Творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств, скульптора Геннадия Васильева вот уже три десятилетия занимает ведущее место в изобразительном искусстве республики. Многие скульптуры ваятеля посвящены извечной и благодатной для художника теме детства, которая проходит красной нитью сквозь его творческую биографию. В работе “Мальчик с птичкой” мы наблюдаем «волшебное мгновенье” – состояние удивления и сосредоточенности ребенка, бережно держащего в ру ках крохотное пернатое создание. В композиции “Дети тайги” показана трогательная встреча юных представителей мира людей и животных: мальчик и олененок доверчиво тянутся друг к другу, испытывая взаимное любопытство и дружелюбие . “Обучение верховой езде”, изображая бытовую сцену передачи исконных навыков ребенку, содержит идею эстафеты поколений, преемственности традиций и опыта от отца к сыну. Эти и многие другие сюжеты, по словам автора, он впитал в пору собственного детства, которое прошло в селе Хандагай Голумецкого района Иркутской области. Тогда же он стал свидетелем сценок, положе н ных в основу его будущих скульптур “Два упрямца”, когда мальчик и козлик не хотят уступить дорогу друг другу, и “Кто сильнее?”, где малолетние борцы выясняют между собой престижный мужской вопрос.

Первые секреты рукотворного ремесла в те далекие годы мальчику открыл его дедушка – потомственный кузнец. А интерес к художественному творчеству привил родственник по материнской линии – живописец Роман Сидорович Мэрдыгеев, стоявший в свое время у истоков бурятского профессионального искусства наряду с такими классиками национальной культуры, как Ц.Сампилов, Г.Павлов, А.Хангалов, И. Дадуев.

Окончив в 1962 году Ломоносовское училище резьбы по кости в Архангельской области, Г.Васильев несколько лет трудился реставратором в музейных фондах Бурятии. В повседневном общении с реликвиями буддизма, произведениями бурятского народного искусства молодой скульптор глубоко проникся культурой Востока, знанием национальной мифологии и эстетики, приобрел ценный опыт художественной обработки традиционных поделочных материалов. На этой основе у Г. Васильева сформировалась своя система взглядов на искусство ваяния, ни с кем несравнимый творческий почерк. Твердо встав на позиции традиционализма, он остается верен этому направлению три десятилетия к ряду.

Его произведения украшают интерьеры общественных зданий и природные ландшафты, знаменуют мемориальные места нашего города и сельских поселков республики. Это – декоративные маски по мотивам народного эпоса “Гэсэр” в государственном бурятском академическом театре драмы имени Х.Н. Намсараева, резное деревянное панно “Природа Бурятии” в столовой Совмина, анималистическая скульптурная композиция “Олени” при въезде на Селенгинский мост близ села Вахмистрово, памятник А.У.Модогоеву в центре столицы республики и многие другие.

«У каждой эпохи должно быть свое лицо», – убеждал скульптор. – «Отсутствие
единой программы градостроительства существенно обедняет городскую среду. В
современном цивилизованном городе, и в курортной зоне в особенности, необходимо
создание садово-парковых скульптур, созвучных нынешнему духу времени,
культурным традициям региона. Эпос, фольклор, экология Бурятии предоставляют
широкие возможности в выборе анималистических и жанровых мотивов
изображения. Комплексное решение этой проблемы позволит сделать более привлекательным и колоритным облик нашего города, эстетически облагородит места массового отдыха и курортные зоны республики».

Умелым рукам ваятеля были подвластны различные материалы – металл, мрамор, бетон. Однако Геннадий Георгиевич особо выделял для себя дерево, и прежде всего – наш сибирский кедр. “Это мягкий, податливый в обработке материал, обладающий неповторимой текстурой и пластичностью”, – объяснял скульптор. Геннадий Васильев был постоянным участником художественных вернисажей, проводимых в республике, в стране и за рубежом. Три его произведения – “Покровитель животных”, “Мать”, “Арканщик” находятся в Государственной Третьяковской галерее, около двух десятков – в республиканском художественном музее имени Ц.Сампилова, а также в других городах страны и зарубежных коллекциях. Удостоенный за творческие заслуги Государственной премии РБ, скульптор активно трудился в избранном им амплуа, всякий раз удивляя зрителей свежестью и оригинальностью этнических образов своих героев.

На вопрос: «Какими принципами Вы руководствуетесь в личном творчестве?» Геннадий Георгиевич отвечал: «Стараюсь, чтобы скульптура была цельная, выразительная, образная. Чтобы с ходу она была читаема как бурятская скульптура и в то же время являлась авторски узнаваемой». «Необходимо ли в Вашей работе то особое состояние, которое принято называть вдохновением?» «Да, обязательно», - говорил он. – «Очень важно уметь ставить цель и эмоционально войти в образ. Уже изначально надо видеть в материале, в куске дерева скульптуру, движение. Если делать холодно, вяло, таким же получится и результат. Всегда необходимо подходить к работе с желанием, с огоньком».

Профессиональный авторитет бурятского скульптора подчеркивает тот факт, что он около двух десятков лет являлся постоянным членом зонального выставочного комитета. Будучи членом-корреспондентом РАХ, Г.Васильев при жизни вёл регулярную выездную деятельность. Принимал участие в “элитарных” академических выставках, организуемых на фоне выездных сессий Академии художеств в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Являясь признанным мэтром скульптурного жанра республики, он передавал свои знания и опыт студентам ВСГАКИ. Один из первых его учеников – Даши Намдаков, как мы знаем, уже вырос в самостоятельную “звезду” пластического искусства, чьи выставки с успехом проходят во всём мире.

Матвей Чойбонов оживляет Джидинские степи скульптурами героев и богов.

Лама, поэт и казачий генерал Матвей Чойбонов оживляет скульптурами героев и богов Джидинские степи. Батор - огромный богатырь, восседающий на смолисто-черном коне у священной горы Буринхан, возникает перед путником, словно сказочный персонаж. Это самая запоминающаяся и величественная скульптура из всех монументов, воздвигнутых Матвеем Чойбоновым. Ее автор, как, впрочем, и остальных монументов, - скульптор, академик Геннадий Васильев.

«Буринхан бережет наш народ и чистоту Джидинской степи, - говорит Матвей Чойбонов. - В годы войны он спасал своих сыновей. Им было видение всадника на смолисто-черном коне и слышался громогласный голос: «Уходите отсюда!». И только бойцы покидали это место, как тотчас на это место обрушивался шквальный огонь! » Недалеко от Буринхана, около села Боргой, лама, поэт установил скульптуры пяти ланей, бегущих в сторону священной горы. Кроме того, Матвей Рабданович на свои собственные средства и при поддержке спонсоров воздвиг скульптуру Будды Шакьямуни на хребте, разделяющем Джидинский и Селенгинский районы. А в селе Верхний Торей установил бюсты Дугаржапа Дашиева, народного артиста СССР Найдан Гендуновой (Степановой) и Соднома Будажапова, народных артистов России. И это еще не все. Матвей Рабданович имеет непосредственное отношение к строительству 34 ступ в южных районах республики и 5 ступ в Республике Тыва. Очевидно, любовь к монументальному искусству у знаменитого ламы и председателя Союза писателей республики развилась давно. Ещё будучи настоятелем Сартул-Гэгэтуйского дацана в Джидинском районе, по его инициативе отстроен этот монастырь, а его двор украшен разнообразными скульптурами из буддийской мифологии. Дружба двух великих людей Матвея Рабдановича и Геннадия Георгиевича подарила нам джидинцам такие прекрасные творения, которые на века будут радовать наши глаза, но и самое главное, оберегать нас.

В Бурятии установлен памятник первому ученому республики.

Почти два года назад в Джидинском районе Бурятии появилась скульптура, изображающая Доржи Банзарова. 10-11 июня 2010 года Джидинский район республики Бурятии праздновал 75-летие своего рождения. В рамках юбилея 11 июня состоялось торжественное открытие памятника первому бурятскому ученому Доржи Банзарову. «Открытие памятника стало возможным благодаря народной помощи, - сообщил «Информ Полису online» генерал казачьих войск Матвей Чойбонов. - Средства собирали всем миром. Помогали предприниматели Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, жители района несли деньги. Собрали более 500 тысяч рублей». «Скульптура высотой 2,5 м изготовлена из искусственного камня в мастерской Союза художников в Улан-Удэ, - поведал автор памятника, известный бурятский скульптор Геннадий Васильев. - Постамент высотой 3,15 м построили жители села Нижний Ичетуй под руководством главы поселения Сергея Цыбикова. Работы продолжались 21 день». По словам скульптора, памятник выполнен в классическом стиле. На памятнике Доржи Банзаров изображен в иркутский период жизни, в правой руке ученый держит перо, в левой - раскрытую книгу. На мраморной плите постамента золотыми буквами высечена надпись: «Выдающемуся сыну бурятского народа, первому бурятскому ученому Доржи Банзарову, 1822-1855 гг., от благодарных земляков». Установлен памятник на его родине, в джидинской степи, приблизительно в 3 км от села Нижний Ичетуй, в нескольких сотнях метров от автотрассы «Улан-Удэ - Закаменск», у горы Сарбадуй-Хутул. Скульптура смотрит в сторону горы Бурин-Хан.

На торжественной церемонии открытия памятника присутствовали представители Народного Хурала Бурятии, глава администрации президента и правительства Бурятии Петр Носков, глава Джидинского района Виталий Батодоржиев, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Борис Базаров, высокопоставленные чиновники, общественные деятели, ученые, бизнесмены. Также были гости из Монголии, Тайваня, Москвы, Иркутска, Читы и других регионов России. После открытия памятника состоялась научно-практическая конференция, посвященная жизни и творчеству первого бурятского ученого.

Образ Бурин-хана

Гора Бурин-Хан - одна из пяти величайших святынь Азии расположена в Боргойской степи, близ села Инзагатуй Джидинского района Бурятии , на водоразделе рек Джида и Темник.

Бурин-хан в переводе с бурятского языка означает - «совершенный, действительный хан», царь всем не только его окружающим горам, но и горам всего Забайкалья . Он выделяется среди них не только высотой и величием, но и красотой, богатством своей флоры и фауны.

Гора состоит из трех родственных вершин: южной, северной и средней. Самая высокая и наиболее чтимая бурятами - южная , она собственно и называется Бурин-ханом. Вторая по важности - северная вершина, зовется она Ханшей. А между ними находится вершина, имя которой - Сын.

С юго-восточной стороны горы, на небольшой террасе, на высоте 1600 метров над уровнем моря находится озеро , где имеются 12 маленьких обо , расположенных по кругу, и одно большое. Каждое обо почитается отдельным родом.

Этой горе поклоняются бурятские роды, живущие в Боргойской и Селенгинской долинах. Поклонение и жертвоприношение проводится второго числа последнего летнего месяца по лунному календарю . С двух сторон Бурин-хана (с западной - Инзагатуй, Боргой, Ичетуй и восточной - Иро, Удунга, Ташир, Селендума) каждый год поднимаются мужчины, благодарят хозяина горы за жизнь, просят благословения своим детям и всему краю.

Геннадием Васильевым выполнена скульптура Бурин-Хана у подножия одноименной святой горы. Инициатор создания, как было сказано выше, скульптуры являлся Матвей Рабданович Чойбонов. Скульптура была закончена и открыта 16 августа 2009 года. Сегодня у горы возвышается скульптура огромного богатыря, восседающего на смолисто-черном коне, высотой 5,5 м, выполненная из бетона и искусственного камня. Она олицетворяет образ священной горы. Перед ошарашенными путниками неожиданно возникает 5-метровый исполин, фольклорный богатырь на огромной черной лошади. Сейчас одна из самых внушительных скульптур «Бурин-хан» стоит посреди степи и оберегает всех от злых духов, охраняет нашу спокойную счастливую жизнь.

Оригинальный образ Будды Шакьямуни.

Удостоенный за творческие заслуги Государственной премии республики Бурятия, скульптор активно трудился в избранном им амплуа, всякий раз удивляя зрителей свежестью и оригинальностью этнических образов своих героев. Его работа, созданная в октябре 2008 года этому свидетельство. Это Статуя Будды Шакьямуни. Она находится на хребте, разделяющем два района республики Бурятия. Стоит на перевале внушительных размеров монумент Будды Шакьямуни, и охраняет покой всех путников.

В 1973 году Васильев в составе делегации советских художников выехал в Чехословакию. Остановились в так называемой парковой зоне на полном обеспечении принимающей стороны. Но за два месяца бесплатного проживания гости должны были рассчитаться своими работами. Васильев поехал с полным чемоданом инструментов - топориком, стамесками, ножами и прочим. А вместе с ними заехал один венгерский скульптор. Вскоре он и говорит Васильеву: «Я сделал отличную скульптуру! Пойдем - оцени!». Работа представляла два раскрашенных ящика, сколоченных из досок и поставленных друг на друга. Посмотрел Васильев на его работу и только головой покачал: «Извини, Иштван, но я в абстракции не силен!». А венгр получил за работу гонорар и укатил в Голландию. А Васильев еще два месяца вырезал свои скульптуры из дерева. Зато получились они очень удачные. Это к тому, что Геннадий Георгиевич всегда выполнял свои работы от души, от всего сердца. Поэтому-то он и стал академиком.

Добрый реалист

Проезжая мимо села Боргой, на повороте в село Инзагатуй внимание каждого человека притягивают скачущие лани-косули. Скачущие в сторону горы Бурин-хан прекрасные 5 ланей гармонично вписываются в окружающую степь, сливаются с природой, как бы с глубокой древности обитали, бегали здесь, которых и видел, согласно легенде, Великий Чингис-хан. Васильев - реалист, и добиться сходства с натурой для него не проблема. Не все, наверное, знают, что легендарные «Олени» над Селенгой - это работа Васильева и что его чуть было, не убили за это. А поставили композицию в 70-х годах прошлого века. Тогда построили новый мост через Селенгу, и высокая скала над ней удачно подошла на роль постамента. В момент, когда завершалась установка композиции, раздался выстрел. Пуля чиркнула о скалу и рикошетом ушла в сторону реки. Автор и рабочие залегли. Оказалось, это проезжавший мимо водитель вытащил винчестер. Увидев скульптуры в лучах восходящего солнца, он принял их за живых оленей!

Эти изваяния монументальны, внутренне устойчивы, основательны. Они твердо стоят на земле, словно выросшие из нее. Эта земная привязанность скульптурных образов - характерная черта творчества Васильева. Она проявляется даже в таких темпераментных сюжетах, как бегущие лани, как бегущие лошади, - к ним особенно привязан мастер.

Творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств вот уже более трех десятилетий, действительно, заслуженно занимают ведущее место в изобразительном искусстве республики. Как говорит искусствовед Маргарита Хабарова: «Диапазон его творчества широк и разнообразен. Работы, созданные Васильевым, современны, самостоятельны и оригинальны. Он не подражает слепо старым образцам, не заимствует у древности ни форм, ни манеры, ни стиля, и в то же время в его скульптурах нет формального любования пластическими объёмами».

Его работы рядом с нами. Они украшают наши природные ландшафты, знаменуют мемориальные места Джидинского района.

Заключение

Выполнив работу, я пришла к такому выводу. Бесспорно, Доржи Банзаров, является одним из выдающихся деятелей российского монголоведения первой половины XIX века, чьим именем бурятский народ всегда должен гордиться. Но также мы должны гордиться теми людьми, кто вложил все силы, весь свой талант для нас, для будущего поколения, оставляя после себя великие творения. Мы должны во все века высоко чтить память своего первого учёного Доржи Банзарова, также память великого человека, мэтра скульптурного жанра республики Геннадия Васильева, равняться на них, широко изучать и пропагандировать их жизнедеятельность и творческое наследие.

Использованная литература

  1. Богомолова И.И. « Выставка, посвященная 70-летию со дня рождения бурятского скульптора Г. Васильева». Материал с Интернета
  2. Кончин Е. «Легенды мудрого Будамшуу». Материал с Интернета
  3. Материалы с Интернета
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На Джидинской земле Путеводитель Произведения Васильева Геннадия Георгиевича

Скульптор Геннадий Васильев фигура известная в художественном мире. Родился 2 февраля 1940 года в селе Хандагай Голумецкого района Иркутской области. Жил и работал в Улан-Удэ. В 1962 г. окончил Ломоносовскую школу художественной резьбы по кости (Архангельская обл.). Республиканская премия Бурятской АССР 1981 г. за скульптурные произведения "Дети тайги", "Рабочие ЗММК", «Встреча» и «Сказитель». Премия Бурятии 1975 г. за скульптуры "Укрощение огня», «Голова бурята» . Почетная грамота Президиума Верховного Совета Бурятской АССР 1982 г. за оформление интерьеров Бурятского академического театра драмы им. X. Намсараева. Среди основных работ также скульптурные композиции: "Материнство" (1978), "Мать" (1987), " Арканщик " (1990), " Чабанка " (1990), "Кто победит?" (1990), "Танцующие лошади" (1996). Член-корреспондент АХ СССР (1988), Отделение "Урал, Сибирь, Дальний Восток". Заслуженный художник РСФСР (1986). Народный художник Бурятской АССР (1979). Председатель правления Союза художников с 1991 года.

Скульптор среди своих произведении

Статуя Будды Шакьямуни Описание: Статуя Будды на границе с Селенгинским районом. Автор скульптуры: Геннадий Георгиевич Васильев Время создания: октябрь 2008 года Автор фото: Аркадий Зарубин

Описание: Лани бегущие в сторону горы Бурин-Хан Автор скульптуры: Геннадий Васильев Время создания: август 2009 года Автор фото: Аркадий Зарубин « Инзаганууд »

Описание: Памятник первому бурятскому учёномуДоржи Банзарову Автор скульптуры: Геннадий Георгиевич Васильев Время создания: 11 июня 2010 года Автор фото: Аркадий Зарубин Памятник первому учёному

Работу выполнила: Малакшинова Дарима, ученица 7-го класса МБОУ « Цагатуйская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района РБ.

представляет свою работу «Хранитель Байкала» . Это древнее дерево, с засохшим стволом, в короне из рогов сакрального животного. Сейчас оно застыло, но проснется в тот момент, когда озеру будет угрожать опасность. Цель скульптуры – обратить внимание всего мира на экологические проблемы Байкала, чтобы помочь сохранить чистоту и первозданный вид озера. Даши планирует установить подобную скульптуру, только высотой 7,5 м, на берегу Байкала, на самой высокой точке – мысе Хобой, где открываются прекрасные панорамные виды на озеро. И эти виды доступны посетителям выставки, только в виртуальной реальности. Вы перенесетесь в то место: подойдете к краю мыса, зайдете в дупло дерева и увидите его изнутри…Впечатляет!

Для Даши Намдакова очень важна связь человека с природой: «Мы не должны отрываться от своих корней, от сил природы. Земля, вода, воздух… Любви к стихиям не научишь. Их надо чувствовать и черпать в них силы» . Но художник тоже пришел к этому осознанию не сразу. Его подтолкнуло одно событие – немного удивительное, мистическое: будучи подростком, Даши сильно заболел. Медицина была бессильна перед его заболеванием. Исцелить художника смогла лишь шаманка, проведя сложный обряд. Она объяснила ему потом, что болезнь является платой за разрыв связей с природой. Именно с этого момента начинается новый этап в жизни и творчестве художника. Кстати, имя Даши Намдакова в переводе с тибетского означает «удачливое солнце».

В работах Даши Намдакова отчетливо видны образы древнего мира. Художник словно «вдыхает» новую жизнь в забытые сюжеты и формы прежних эпох, перенося их в современный мир, наполняя силой и энергией. По вероисповеданию Даши – буддист. В свое время его отец вырезал из дерева буддийские символы, фигурки божеств и лам. Традиционные образы работ Даши Намдакова – это кочевники, всадники, воины, сакральные фигуры, тотемные животные, мифологические существа. Его персонажи, как правило, с изогнутыми, вытянутыми, непропорциональными частями тела, и почти все из них обладают азиатскими чертами лица. По словам Даши, он часто видит будущее творение во сне.

Скульптуры Даши Намдакова находятся в частных коллекциях В. В. Путина, М. Ш. Шаймиева, Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. А его ювелирные украшения носят многие звезды, в том числе и голливудская актриса Ума Турман.

В чем секрет успеха бурятского скульптора? Некоторые зрители, разглядывавшие работы Даши, утверждают, что его работы обладают необычайно сильной энергетикой, которая притягивает. В них есть что-то «мистическое», «колдовское», «шаманское».

О 7-й московской биеннале современного искусства написано

Феномен Даши Намдакова как художника в том, что он сохранил национальные традиции, но представил их в совершенно новом, авангардистском стиле.

«Даши, я думаю, это такой азиатский Дали, потому что это вызов, это сумасшедшая энергетика, огромное знание этнических своих собственных корней, но переработка в современных западных ценностях. Он уникальный художник...» (Ирина Хакамада, политик)

Его почерк нельзя повторить: ощущение формы, пластики, движения, чувство пропорции и гармонии академичны, но наполнены самобытным характером и смыслом.

Воссоединение классического, традиционного Востока с привычной европейской цивилизацией придает работам Даши неповторимую индивидуальность, стиль, своеобразие.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

Биография

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя - Дашинима («Даши Нима») - «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.

Семья скульптора принадлежит к древнему роду кузнецов-дарханов «дархатэ», из которого выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

По вероисповеданию Намдаков - буддист. Отец художника выреза́л из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств.

Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос.

На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником.

Ника Долидович , CC BY-SA 3.0

Традиционные образы его работ видны сразу - это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа.

Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:

« У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошёл в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине».

Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

В 1988 году он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова, А. Х.Боярлина, Э. И.Пахомова.

После окончания института в 1992 году Даши возвращается в Улан-Удэ, где продолжает работать.

В 1990-х годов Даши Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. «Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, - вспоминал он позднее, - мы тратили на бронзу. А ведь литьё из этого материала - целая технология. Одному это сделать невозможно - нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».

В 2000 году прошла первая персональная выставка Даши Намдакова в Иркутске.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

По словам Даши, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До неё он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходят в странах Европы и Азии, в Америке.

Творчество

Работы Д. Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева.

Могучий Носорог будет скоро отлит в бронзе, а пока — пластилиновая модель Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе - в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване.

Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

Работами Д. Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 г. установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова.

Скульптуры Д. Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002 г., 2003 г.), а скульптура «Хозяин» - Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002 г.). В 2003 г. он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.

С 2004 г. Д. Б. Намдаков живёт и работает в Москве, с 2014 года в Лондоне.

Открытие скульптуры «Хранительница» в Лондоне Dashi Art Studio , CC BY-SA 3.0

В 2007 г. он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 г. Д. Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».

30 июля 2008 г. мастерскую скульптора обокрали (причём, унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления). «Всё, что у нас было за пять лет наработано, - утверждал Д. Б. Намдаков, - унесли в одну ночь.

Некоторые люди, конечно, очень разбогатели - дай им бог здоровья. Сначала у нас была паника, но потом мы успокоились. Ведь это был не только мой труд, но и моих коллег - ювелиров и мастеров по камню. Но мы поставили задачу и в срок исполнили коллекцию заново».

Даши Намдаков, выставка в Нью Йорке

Признание

Даши Намдаков в 2015 году избран почетным академиком Флорентийской Академии искусства рисунка.

Выставки

2015


Музей скульптуры г. Ордос
Ордос, КНР. Персональная выставка

Душа Азии
Галерея В.Бронштейна
Иркутск, Россия. Групповая выставка

Трансформация
Академия изящных искусств
Флоренция, Италия. Персональная выставка

Путешествие в мистическую страну: воспоминания Даши Намдакова об Азии
Галерея Щукин

Искусство создавать
Галерея Хэлсион, Лондон, Великобритания. Групповая выставка.

Кочевник. Произведения Российского скульптора Даши Намдакова
Музей провинции Хэнань
КНР. Персональная выставка

2014

Кочевник. Произведения Российского скульптора Даши Намдакова
Пекинский музей мирового искусства
Пекин, КНР. Персональная выставка

Даши Намдаков. Между небом и землей
Галерея Хэлсион, Лондон, Великобритания. Персональная выставка.

«Аватар»
Галерея Хэлсион, Лондон. Групповая выставка

Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова
Красноярский Художественный Музей имени В.И.Сурикова

Кочевник. Между небом и землей
Государственный исторический музей, Москва

2013

Волшебные видения: ювелирные изделия и скульптура Даши Намдакова
Галерея Жильбера Альбера, Нью-Йорк, США.
Персональная выставка.

Мистерия
Бурятский республиканский художественный
музей им. Ц. С. Сампилова.
Групповая выставка

Номад: воспоминания об будущем
Национальное общество искусств, Нью-Йорк, США.
Персональная выставка.

«Мир мифов»
Художественный музей г. Тампере, Финляндия. Персональная выставка

2012

«Преображение»
Государственный Центр науки и культуры. Прага, Чехия. Персональная выставка

«Вселенная кочевника»
Галерея Хэлсион, Лондон. Персональная выставка.

Ювелирный колледж Хико Мицуно
Токио, Япония. Выставка ювелирных изделий и графики «25»
Иркутский областной художественный музей и Союз художников. Иркутск. Групповая выставка.

2011

«Бронзовая Азия Даши Намдакова»
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева. Персональная выставка, участие в программе «Байкальского экономического форума»

«Вселенная кочевника Даши Намдакова»
Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан, галерея «Хазине», Казанский Кремль. Персональная выставка

2010

«Ностальгия по истокам: вселенная кочевников Даши Намдакова»
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Персональная выставка

Российская национальная выставка в Париже
Дворец Гран – пале. Участие.

«Преображение: скульптура и графика Даши Намдакова»
Вилла Версилиана, г. Пьетрасанта, Италия. Выставочный проект

2009


Бурятский республиканский художественный музей им. Ц. С. Сампилова. Персональная выставка

“Стихия” Даши Намдакова
Омский областной художественный музей им. М.Врубеля. Персональная выставка

“Стихия” Даши Намдакова: скульптура, графика, ювелирная коллекция"

Московский государственный выставочный зал «Новый манеж». Персональная выставка

2008

«Бронзовая Азия Даши»
Музей города Далянь, КНР. Персональная выставка

«Преображение: скульптура, графика и ювелирная коллекция Даши Намдакова»
,

«Преображение: скульптура, графика и ювелирная коллекция Даши Намдакова»
Галерея «Дом Нащокина», Москва. Персональная выставка

2007

Государственная Третьяковская галерея
Москва. Персональная выставка

«Бронзовая Азия Даши»
Музей города Чжуншаня, КНР. Персональная выставка

«Бронзовая Азия Даши»
Музей изобразительных искусств, Гуанчжоу, КНР. Персональная выставка

«Бронзовая Азия Даши»
Выставочный центр г. Дунгуаня, КНР. Персональная выставка

«Экспрессия духа»
Государственный центральный музей современной истории России совместно с галереей «Дом Нащокина», Москва. Групповая выставка

2006

«Всадник под небесным сводом»
Центр искусств, Тайчжун, Тайвань. Персональная выставка.

«Вселенная кочевника»
Пекинский музей мирового искусства (Музей Миллениум «Китайский Алтарь»)

Пекин, КНР
Выставочный проект совместно с Музеем истории Республики Бурятия и Иркутским областным краеведческим музеем

China International gallery exposition
Пекин, КНР. Участие

«Открытая Россия»
Национальный Музей изобразительных искусств

Участие в групповой выставке Российских художников
Пекин, КНР. Международный проект.

2005

«Всадник под небесным сводом»
Национальный исторический музей, Тайбэй, Тайвань. Персональная выставка

Арт-Тайбэй
Тайбэй, Тайвань. Участие

«Всадник под небесным сводом»
Исторический музей, Гаосюн, Тайвань. Выставочный проект.
Совместно с А. Иващенко, коллекционером буддийских икон-тангка

Галерея «Сунцзин»
Сингапур. Персональная выставка (ювелирное искусство, скульптура)

Галерея «Ханарт»
Гонконг. Персональная выставка (ювелирное искусство, скульптура)

Галерея «Джефф Хсу Арт»
Тайбэй, Тайвань. Персональная выставка

Сингапурская ювелирная выставка
Сингапур. Участие

Московский международный салон изящных искусств
ЦВЗ «Манеж», Москва. Участие

Los Angeles International Antique
Fine Art and Jewelry Fair, г. Лос-Анджелес, США. Участие

Chicago Contemporary and Classic
Чикаго, США. Участие

Арт-Майами, г. Майами-Бич
США. Участие

Pal, Beach Connaisseurs
Уэст-Палм-Бич, США. Участие

2004

Международный выставочный центр
Гонконг. Закрытый показ в рамках международной конференции РБК

Галерея Герцева
Атланта. Персональная выставка

«Вселенная кочевника»
Государственный музей искусства народов Востока, Москва.
Выставочный проект совместо с коллекциями Бурятского научно-исследовательского центра и сибирских коллекционеров

Tibet Hous US
Нью-Йорк, США. Персональная выставка

Русская неделя, Palace hotel GSTAAD
Швейцария: Групповая выставка

Центральный дом художника
Москва. Групповая выставка

2003

Музей изобразительных искусств
Екатеринбург. Персональная выставка

Российский этнографический музей
Санкт-Петербург. Персональная выставка

Государственный музей искусства народов Востока
Москва. Персональная выставка

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Иркутск. Персональная выставка

Красноярский культурный и исторический музейный комплекс
Музейная биенале. Персональная выставка.

2002

Галерея искусств Зураба Церетелли
Москва. Персональная выставка

Центральный дом художника
Москва. Групповая выставка

2001

Галерея "Классика"
Иркутск. Персональная выставка

Музей истории республики Бурятия
Улан-Удэ. Персональная выставка

Галерея союза художников в Монголии
Улан-Батор

2000

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Иркутск. Персональная выставка