Где купить ювелирные украшения около Костромы: Красное-на-Волге. Где купить ювелирные украшения около Костромы: Красное-на-Волге Поселок городского типа красное на волге

Из Костромы мы решили съездить в село Красное-на-Волге (~35км). Мы предполагали забежать там в местный музей скани и посмотреть на церковь Богоявления. Представляли себе небольшое сельцо, музей в деревянной избушке, не более того. Встретило нас село красочным транспарантом: «Добро пожаловать! Отмечаем 800 лет нашему красносельскому ювелирному промыслу». Оказалось, что село очень богатое и крепкое, благодаря местным ювелирным заводам: одному государственному и нескольким коммерческим. Магазинчики, где продают разнообразные золотые ювелирные украшения, есть от каждого предприятия.


Вот, к примеру, госзавод и при нём магазин «Карат», с интерьером шикарным даже по московским меркам; завод «Аквамарин» и одноимённый магазинчик в кирпичном особнячке; завод «Платина» и магазин от него; завод «Диамант» и магазин и т.д. Но об этом после. Богатое село, здесь и пристань есть, летом сюда плавают теплоходики из Костромы.

Музей скани или Музей ювелирного искусства красносельских мастеров располагается в одном из краснокирпичных корпусов ювелирного госзавода и работал по укороченному графику до 15 часов. Поэтому мы поспешили туда. Экспозиции находятся в нескольких залах и мы обходим все, любуясь дивными украшениями из скани. Какие же мастера их делали! Все Герои соцтруда, а ведь раньше такие звания давали не просто так. Что не изделие, то просто сказка - душа в них вложена. Посмотрели на крошечный сервизик на таком же малюсеньком столике, где чашечка размером с божью коровку…

Фото из Музея Скани отlat

Скань - это проволочные кружева.
По-древнерусски слова «скручивать, скатывать» звучали как «скать».
Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют, сортируют по толщине. Проволоку долее либо скручивают, либо оставляют гладкой, а потом прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях «вальцах».
Обязателен эскиз будущего изделия в натуральную величину. Рисунок из проволоки называется - сканные узоры (мозаика), и выполняется подетально. Детали выгибаются согласно по эскизу. Крупные - пальцами, а мелкие - инструментами. Формы деталей самые разные: завиток, спираль, квадратики, колечки, косички, змейки, огурчики, зубчики и пр. Гладкую и крученую проволоку сочетают, добиваясь определенного эффекта.
Сканные узоры бывают ажурными и накладными. Ажурные сначала наклеивают на эскиз, а потом на нем паяют. Накладные приклеивают к фону (металлической пластинке), а потом припаивают.
Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют.

Фото от bor1

В последнем зале Музея оказалась выставка картин. Сначала я лично, как-то даже не хотела переключаться со скани на какие-то провинциальные пейзажи, а потом, присмотревшись, не могла оторваться. Художница - молодая местная женщина, к сожалению, не запомнили фамилию. Сюжеты деревенские, но настолько светлые, солнечные и позитивные, что если бы позволяли материальные возможности, купила бы не задумываясь, сразу картин пять.
Вот, к примеру: вечер, речка, тоненькая девочка сидит на мостике и из пригоршни умывается. Или натюрморт: в саду на столике на самом солнцепёке стоит в вазе охапка ромашек и васильков. Написано так солнечно, что буквально чувствуешь июньскую жару и слышишь, как жужжат пчелы.
Еще вот: деревянный деревенский домик, пышный куст цветущего шиповника под резным окошком и малышня гоняет мячик. Очень легкие картины.
Бабушки-дежурные с гордостью нам сообщили, что «Ленка, художница наша, краснОсельская. Усе люди хОдят и усем нравится, усе вОсхищаются» . Они же нам сказали, что небольшие ее картины можно купить в фойе. Мы выскочили туда, но, к сожалению, там продавались такие не совсем удачные этюды от 3 т.р., а лучшие ее работы были, бесспорно, на выставке.

Потом подъехали к церкви Богоявления . Она тоже была закрыта, но место, где она находится, действительно, как написано в путеводителе, удивительно спокойное, благодатное. Мы почувствовали.

* А дальше мы подъезжали, останавливались и заходили в ювелирные магазинчики. Если у вас есть желание озолотиться, то без покупки не уедете. Мне понравились серебряные ложечки в магазине от госзавода. Их там большой выбор, цены в районе 600 рублей. Говорят, если малышей кормить с серебряной ложечки, то не будут болеть ангиной. На крестины тоже дарят ложечки. Изделий из скани не было вообще, только видели сувенирных коняшку и яичко. Ничего особенного, (а какие были в музее!), и неподъёмно дорого. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но я поняла, что у каждого завода свой стиль украшений. У государственного наиболее традиционные, а лично мне больше всего понравились изделия в «Диаманте» - это красный кирпичный особнячок прямо на въезде в село. Модные типа.
Вообще мы искали крестик для моей второй половины. Просмотрели их преогромное количество, но так ничего и не выбрали, хотя видели очень красивые. Половина моя все время говорила «Нет. Не буду, не хочу, не нравица» . Ну что поделаешь!
** После приезда из Костромы как-то случайно посмотрели фильм о «криминальном костромском золоте». Мне поплохело. Получается, что я пропиарила ювелирные точки очень мутного происхождения. Поэтому доверять надо всё-таки классическим золотым изделиям государственного завода «Карат». Не зря муж отворачивался от прилавков, не зря!

По дороге из Красного решили сделать остановку в селе Поддубном , в нашем путеводителе было написано, что там надо обязательно посмотреть старинный храм Николы Угодника . Что мы и сделали.

Остановились, подошли, но церковь была закрыта. Стоим расстроенные, вдруг мимо топает женщина с продуктовыми сумками.
Остановилась, улыбается и спрашивает окая: «Здравствуйте. ЧегО-тО хОтите?».
Мы говорим: «Да вот хотели в храм попасть, а он закрыт».
Она интересуется: «А вы храм хОтите пОсмОтреть, или свечки пОставить?»
Мы отвечаем: «Вот хотели бы и то, и то сделать»
Женщина говорит: «Так я сейчас сбегаю, ОткрОю вам. Ключик у меня».
Она забежала в соседнюю избу, принесла ключи и открыла нам церковь. По дороге рассказывает, что сельские люди вот собирали долго денежку, и, наконец, накопили нужную сумму, и батюшка, Слава Тебе Господи, провел тёпло в центральную часть храма.

Вошли, любуемся росписями. Мы заметили, что основным фоновым цветом костромских храмов является сочно-синий или темной-голубой, как цветки льна. Ведь, предположили мы, в Костроме выращивают лён, а у него именно такие сине-голубые цветочки. Чтобы поставить свечки, женщина подвела нас к двум древним иконам в серебряных окладах - Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Огоньки наших свечек осветили их темные лики. И так мне по сердцу пришлась Параскева , не знаю как сказать словами. Вот на душу легла. Добрая.

* Уже дома прочитала, что оказывается в стародавние времена славяне поклонялись богине, защитнице женщин - Мокоши. Она помогала собирать урожай, правильно вести хозяйство, шить и прясть, готовить еду, управляться с мужем и детьми. После принятия православия Мокошь стали называть Параскевой Пятницей и праздновали день в её честь - 27 октября. Вот как!

Поедете в Красное?

А что там?

А почему бы и нет. Всё на месте не сидеть…

Вот с такой мотивацией отправились мы в село Красное-на-Волге. Ничего о нём не знали. Думали, поглядим на пыльный маленький сельский музей при школе или доме культуры. Поэтому то, что мы увидели там, изумило, ошеломило, потрясло. Но обо всём по порядку.

Красное-на-Волге - посёлок в Костромской области, райцентр. В нём около восьми тысяч жителей. Но село это имеет богатую историю. Оно гораздо старше первого документального упоминания о нём. Археологические изыскания и исследования культурного слоя говорят о том, что люди жили здесь ещё до Х века. Местность на берегу Волги была слишком хороша, чтобы долго пустовать.

Название села связывают с событиями прошлого: по преданию, здесь произошла битва с врагами, в которой пролилось столько крови, что Волга текла кровавая и земля стала красной. Согласно другой версии, места здесь были "красны", "красивы". По третьей версии, посёлок получил имя благодаря красоте продукции местных народных промыслов, которыми издревле славился.

Красное-на-Волге всегда было большим и зажиточным. Первое упоминание о нём в документах относится к 1569 году, когда оно принадлежало Годуновым. В 1592 году в селе появился Храм Богоявления, построенный Дмитрием Ивановичем Годуновым по благословению первого российского патриарха Иова. В начале XVII века к Богоявленской церкви были пристроены два придела, а в конце того же столетия возведена колокольня. Храм стоит до сих пор и является уникальным памятником шатровой каменной архитектуры XVI века.

Из более поздних документов известно, что Красное было взято в опричнину, а потом Екатерина II в 1762 году на основании указа Сената передала село своей фрейлине: «… бывшей при дворе нашем фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату её родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами». В дальнейшем село снова перешло в казну, а в начале XIX века Красное с окрестными деревнями было подарено отцу поэта Петра Андреевича Вяземского за заслуги перед Отечеством. В августе 1827 года случился страшный пожар, выгорело всё село, в том числе и усадьба Вяземских. Пётр Андреевич выдал всем пострадавшим от пожара большое денежное пособие, благодаря которому село возродилось вновь. Однако усадьбу свою поэт восстанавливать не стал.

В 1864 году рядом с Богоявленской церковью был возведён Петропавловский храм.

Вместе они составили прекрасный ансамбль в центре села. Его обнесли оградой, перед ней установили памятник императору Александру II.

Теперь всё это можно увидеть только на старых фотографиях. Летом 1919 года в Красном вспыхнуло восстание. Карательный отряд Ярославской ГубЧК под командованием Френкеля жестоко расправился с местными жителями: было расстреляно без разбору около 400 человек. Среди жертв - священнослужители местных церквей. Петропавловская церковь и памятник царю были взорваны, Богоявленский храм приспособлен под складское помещение, даже старое кладбище разорено.

В 1950—1960 годах под руководством архитектора И. Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы, и храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века. А в 1990 году храм вернули РПЦ. Это самая главная архитектурная достопримечательность поселка.

Сегодня село Красное встречает нас красными маками,

внимательными взглядами местной «братвы»,

и осторожным обнюхиванием.

Да ещё как-то подозрительно из-за ёлок подсматривает Владимир Ильич.

В центре села живописный зелёный пруд.

В нём местные мальчишки ловят рыбу.

Что ловят?

Вот таких рыбок. И клёв хороший.

А потом село раскрывается перед нами с другой стороны. В здании за спиной мальчика раньше располагалась пробирная палата - организация, осуществляющая клеймение ювелирной продукции и государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов указанным на них пробам.

Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора более 120 лет. Она является лидером в России не только по объёмам, но и по качеству выполняемых услуг. Сейчас она занимает это здание.

И то, что крупнейшая пробирная палата расположена в этом селе, - отнюдь не случайность. Красное - лидер России по количеству ювелиров. На территории городского поселения расположено 10 крупных предприятий (заводы «Диамант», «Красносельское ювелирное производство», «Яшма», «Платина», «Аквамарин», «Росса», «Бижеръ», «Серебро России», «Золотые узоры», «РОСТ»), средних - 5, малых -8, зарегистрировано 98 индивидуальных предпринимателей. Есть в Красном-на-Волге и Красносельское училище художественной обработки металлов.

Как случилось, что обычное волжское село стало центром ювелирного дела? Драгоценные металлы или камни здесь не добывают, все сырьё привозное. Возможно, связано это с тем, что земля в этих местах неплодородная, климат нетёплый. Чтобы прокормить семью, нужно было искать другой, не сельскохозяйственный заработок. Археологические изыскания позволяют говорить о том, что в Х веке здесь уже плавили медь и серебро, изготавливали украшения.

Об этом мы узнаём в музее ювелирного и народно-прикладного искусства.

История местного крестьянского быта открывает выставку. Наряду с традиционными вещами, которые можно увидеть в краеведческих музеях всей страны (прялки, утюги, полотенца,

бочки, упряжь),

каждая семья Красного имела и нечто особенное, чего в других местах не увидишь. Вот такое устройство, например.

Это волочильный станок. Использовался он для изготовления проволоки. Работали на нём примерно так:

Этот станок тоже использовался для протяжки проволоки.

А такое приспособление - для изготовления штампованных ювелирных изделий.

Есть в музее и набор ручных инструментов, с помощью которых производили ювелирные украшения.

Домашнюю утварь, мелкие металлические предметы, а также различные украшения изготавливали прямо в домах, где жили. Старые фотографии сохранили повседневный труд ювелиров Красного: семья за работой.

Из века в век от отца к сыну передавались традиции и секреты работы с металлом.

Кто-то занимался самостоятельно ювелирным делом, кто-то нанимался в подмастерья. В середине XIX века в поселке Красном и его окрестностях ювелирным производством занимались 2000 кустарей. Появились и скупщики, и крупные мастерские. В селе перерабатывалось около 2, 5 тысяч пудов серебра в год, что для того времени было весьма масштабным.

К концу XIX века продукция красносельских ювелирных мастеров встречалась на всех крупных ярмарках России. Основной ассортимент был ориентирован на небогатых покупателей — недорогие медные и серебряные украшения, крестики, штампованные образки, мелкая серебряная посуда.

С приходом Советской власти в 1919 году было решено создать артель для производства различных ювелирных изделий для нужд страны. Но немногие сельчане обрадовались такому обороту дела. Занимаясь ювелирным делом, народ жил богато и не желал расставаться со своим добром. Артель была создана в апреле месяце, а в июле того же года село взбунтовалось, не желая принимать порядки новой власти. В истории эти события остались как "Красносельский мятеж".

Но восстание подавили, а производственное объединение " Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий" (более известное её название "Красный кустарь") начала работать. В 30-е годы артель стала промколхозом. Местные жители, помимо своего основного ювелирного производства, занимались сельским хозяйством. А в годы Великой Отечественной войны многие мастера ушли на фронт, а само предприятие стало выпускать металлические изделия для нужд фронта.

В конце 50-х годов артель была переименована в "Красносельский ювелир". А в 1960 году организована "Красносельская ювелирная фабрика", куда влились другие артели ("Металлист", " Красный ювелир" и "Промкомбинат"). В 1973 году фабрика получила название "Красносельская ювелирная фабрика", которая впоследствии стала головным предприятием производственного объединения "Ювелирпром".

С восьмидесятых годов ХХ века ювелиры России получили возможность официально работать с драгоценными металлами. В Красном открылось множество частных ювелирных мастерских, выпускающих разнообразную продукцию из золота и серебра.

Вся история Красного-на-Волге нашла отражение в экспозициях музея. Так же, как и развитие разных видов обработки металлов.

Один из древнейших видов - чеканка.

С помощью таких инструментов - чеканов - изготовлялись оклады для икон, а иногда и сами иконы.

Наряду с чеканкой использовались литье и штамповка.

Иногда в одном изделии использовали разные техники обработки металла. Особенно хорошо это заметно на переплётах книг.

Настоящие произведения искусства!

Кроме культовых атрибутов, с древних времен изготовляли из серебра посуду (братины, чарки, солонки) и инструменты, декоративные фигурки и ювелирные украшения.

Использовали для декорирования эмаль,

а иногда и камни.

Литые фигурки меня просто заворожили.

Но широкую славу красносельским мастерам принесла скань, проволочные кружева.

Слово «скань» восходит к древнерусскому глаголу «съкати» - «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей». Наряду с этим словом используется и «филигрань» (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно»). Обозначают они одно — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой проволоки, гладкой или свитой. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра, платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер.

Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют, сортируют по толщине. Потом либо скручивают (в виде верёвочки, шнурка, косички, ёлочки, дорожки, глади и т. д.), либо оставляют гладкой, прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях - «вальцах».

Детали выгибаются (согласно эскизу) крупные - пальцами, а мелкие - инструментами. Формы деталей самые разные: завиток, спираль, квадратики, колечки, змейки, огурчики, зубчики... Гладкую и кручёную проволоку сочетают, добиваясь определенного эффекта.

Сканные узоры бывают ажурными и накладными. Ажурные сначала наклеивают на эскиз, а потом на нём паяют. Накладные приклеивают к фону (металлической пластинке), а потом припаивают.

Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют.

Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики, создающие игру светотени) и камнями, хрусталём, перламутром.

Когда смотришь на эти вазочки, солонки, шкатулки, портсигары, подстаканники, миниатюрные скульптуры, понимаешь, сколько труда и любви вложено в каждое изделие.

Мы восхищались каждым.

Изделия, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни, очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) серебрят или золотят. Выглядит потрясающе.

Вот этот чайный столик легко может уместиться на ладони. А чашечки-ложечки вообще малюсенькие.

Возможно, для этой семьи он будет в самый раз.

Но, наверное, как и для многих, для меня слово «ювелир» связано в первую очередь с женскими украшениями. В музее их множество. И все разные. Невольно замечтаешься, как это будет выглядеть на тебе.

Каждый ювелир - художник. Перед тем как создать вещь, мастер рисует ее, прорабатывает все детали на бумаге. Поэтому не удивительно, что часть экспозиции музея занимает живопись красносельских художников.

Так выглядит «Пятидесятый псалом».

А так путь к вершинам мудрости.

У каждого предприятия в Красном-на-Волге есть свой магазин. В один из них мы отправляемся после экскурсии.

Он не самый большой, есть и побольше. Но мне и одного магазинчика было много. Потому как в таких ювелирных магазинах я еще не бывала. Если представить обычный супермаркет («Магнит» или «Пятёрочку»), все прилавки, витрины, холодильники которого заставлены образцами (неповторяющимися) ювелирных изделий из золота, серебра и платины, то это будет похоже на то место, где мы оказались.

Голова закружилась от драгоценного блеска. Сюда надо приходить, четко представляя, что ты хочешь приобрести. Я не знала. Вообще не была готова к тому, что окажусь в таком месте. Поэтому металась по магазину, прикидывая, что можно купить себе и в подарок родным, да ещё и не переплатить. До тех пор, пока не увидела ионизаторы.

Это серебряное изделие на цепочке, которое опускаешь в стакан с водой на некоторое время, и ионы серебра проникают в воду. Вода становится полезной для человека. Кроме того, серебро убивает бактерии. По крайней мере, так говорил продавец-консультант. Мне показалось это хорошим выбором для подарка. На каждый ионизатор давался сертификат. В общем, мы приобрели для себя и в подарок такое изделие (время показало, что это был не самый лучший выбор).

Пока ожидали нашу группу, побродили ещё по посёлку. Вглядываясь в лица прохожих, подумалось: вот они какие, ювелиры. Ничем от нас не отличаются. Ходят в магазины, возделывают огородики, гуляют по этим улицам. Это совсем не похоже на «ортодоксальный» образ ювелира, созданного в нашем киноискусстве.

Вот такое интересное место есть в Костромской области. Теперь я точно знаю, куда надо ехать, если захочется приобрести что-нибудь потрясающее.

Название поселка (бывшего села) происходит от красивого (красного) места на берегу реки Волги, где в древности была пристань, здесь приставали волжские струги.

Красное упоминается с 1569 г., когда им владел стольник Иван Дмитриевич Воронцов - потомок знаменитого Ф.Воронцова-Вельяминова, тысячника-воеводы, происходившего из рода мурзы Чета. Он приехал в XIV веке из Орды на службу к московскому великому князю и основал в Костроме Ипатьевский монастырь. Мурза Чет крестился на Руси под именем Захария, получил земли под Костромой и стал родоначальником фамилий Вельяминовых, Годуновых и Зерновых. Впрочем, об этом уже говорилось. Когда костромской уезд в 1567 г. был взят в опричнину, старых вотчинников из уезда выселили, в том числе и Воронцова.

Село Красное с деревнями было взято в опричнину, а И.Д.Воронцов в компенсацию получил в Бежецком уезде село Наместково, которое позже отдал в дар Троице-Сергиеву монастырю. В грамоте 1569 г. записано: «Се аз Иван Дмитриевич сын Воронцов, дал в дом Троицы сельцо Наместково в Бежецком верху а меня Ивана пожаловал царь и великий князь тем сельцом Наместковым с деревнями вместо моей вотчины села Красного с деревнями, что взял государь у меня то село Красное в Костромском уезде». С тех пор Красное было дворцовым селом и управлялось из приказа Большого Дворца.

В 1648 г. по указу царя дьяк И.С.Языков с подьячим Г.Богдановым отме-жовывали земли дворцового села Красного от соседних поместий: «Лето 7157 (1648 г.- Д.Б.) по государеву указу и грамоте из Приказа Большого дворца за приписью дьяка Ивана Федорова, Ивана Семеновича Языкова, да подьячего Григория Богданова государева дворцового села Красное в деревни да в вотчину Ипатьевского монастыря села Нефедова, села Ивановского, да села Приско-ково в деревни ездили и те деревни государева дворцового села Красного от вотчин Ипатьевского монастыря отмежовывали, а на межевании были дворяне: Павел Карцев, Илья Бедарев, Андрей Бутаков, да крестьяне князя Василия Волконского, Андрея Головина. Да к той же подписи села Красного Богоявленский поп Григорий вместо крестьян руку приложил».

Богоявленская церковь

Реконструкция И.Ш. Шевелева

Сохранилось описание села Красного 1717 г.: «В Костромском уезде великого государя в дворцовом селе Красном церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего каменная да три церкви деревянные: Похвалы Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Пророка Ильи.

При тех церквях три двора поповых а людей в них мужского пола 10 человек, женского 16 человек, да двор дьячка, двор пономаря, да 14 келий а в них 6 стариц да 25 вдов и девок кормятся при церквях божиях подаянием мирским. У попа Гаврила на огородней земле в избе живет нищий Петр Вах-рамеев - 76 лет, вдов и у него сын Спиридон 30 лет хром в селе же Красном Конюшенная слобода а в ней живут того села Красного приказчики и Красносельской кобыличьей конюшни подъячие и стадные конюха, два двора подьячих да 13 дворов стадных конюхов в том же селе Красном не пашенных крестьян 63 двора а в них мужского полу 175 человек женского 235.

В том селе Красном рыбных ловцов 6 дворов людей в них мужеского полу 11 человек женского 14. К селу Красному дворцовая Красносельская волость: приселок что слывет деревня Абрамова да деревня Сухари-Выметъ, дер. Руси-ново, дер. Карташиха, дер. Новое-Медведково, дер. Черемисская, дер. Глинищи, дер. Горелово, дер. Ликиново».

Как видно из переписи 1717 г., основное занятие жителей села Красного было разведение лошадей для царского двора и рыбный промысел на Волге. Каменная Богоявленская церковь построена в 1592 г.

В 1762 г. указом Сената от 30 ноября Екатерина II пожаловала «бывшей при дворе нашей фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату ее родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами».

Пришедший к власти после смерти Екатерины II ее сын Павел в 1797 г. пожаловал тайному советнику Храповицкому, бывшему секретарю Екатерины, 600 душ в Костромском уезде и в том числе село Подольское и деревни Кузнецово, Остафьевское, Даниловское, Ильино - всего 16 деревень и 17 крепостных душ в самом селе Красном.

В начале XIX века село Красное с деревнями принадлежало Петру Андреевичу Вяземскому - поэту, критику и другу А.С.Пушкина.

Россия, Костромская область, Красносельский район, посёлок Красное на Волге

Фотографии

Добавить фотографию

Описание места

В 30 км к юго-востоку от Костромы располагается бывшее село, а ныне посёлок городского типа Красное-на-Волге, повсеместно именуемое просто Красным. Ювелирный промысел в здешних краях известен с IX века (ещё до славянской колонизации). В XIX веке этим промыслом занимались в округе не только в селе Красном, но и в полусотне сёл и деревень по обе стороны от Волги. Красносельские изделия из скани (тончайшее витое серебро-паутина) со вставками из различных камней широко распространены на российском рынке, так же, как и отдельные камушки-брелоки, поделки из них и иные украшения с применением драгоценных металлов.

Красное-на-Волге лежит на левом берегу реки Волги, в 35 километрах к юго-востоку от Костромы. Посёлок входит в Перечень исторических городов России. Планировка Красного радиально-кольцевая, аналогичная столичной - центром служит Красная площадь, от которой лучами расходятся улицы: Советская, Ленина, Луначарского и К. Либкнехта. Все достопримечательности можно объединить в один простой маршрут.

Местная легенда гласит, что название населённого пункта происходит от кровавой битвы с иноземными войсками. После заключения мира женщины «подолом слезы вытирали». По другой версии поселок получил имя благодаря красоте продукции местных народных промыслов, которыми издревле славился. Местные жители зовутся красносёлами.

В нынешнее время Красное - уютный зелёный населённый пункт, явно старинный с виду: помимо пятиэтажек здесь полным-полно частных деревянных домиков, а также больших каменных особняков, бесспорно представляющих собой памятники архитектуры. Последние наиболее интересны и необычны. В советское время Красное входило в Золотое Кольцо, но не из-за своей ювелирной направленности, а из-за редкой архитектурной достопримечательности - Богоявленской шатровой церкви 1592 г., стоящей аккурат в центре посёлка, на Красной площади. До 1930-х гг. рядом с ней стоял пятиглавый белоснежный собор, позже взорванный. Сейчас на этом месте нет ничего напоминающего о его существовании - лишь разбит небольшой сквер.