Оао "нпо "сатурн". ОАО «Рыбинские моторы Жмз в составе рыбинского производственного объединения моторостроения

ОАО «Рыбинские моторы» - это русская машиностроительная компания, которая специализируется на производстве и разработке газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, а также судов военно-морского флота. Основное производство и главное управление расположены в городе Рыбинск, Ярославская область. Это единственная компания Ярославской области, которая вошла в Список системообразующих организаций Российской Федерации.

Структура

  • Конструкторское бюро
    • Первое опытно-конструкторское бюро в Рыбинске;
    • Технически-научный-центр в Санкт-Петербурге;
    • Инженерный центр в Перми;
  • Производственные площадки
    • Первая производственная площадка в Рыбинске;
    • Опытный завод в Рыбинске;
    • Инструментальное производство ЗАО «Сатурн - Инструментальный завод» в Рыбинске;
    • Изготовитель и разработчик и малоразмерных газотурбинных двигателей ОАО ОМКБ в Омске;
  • Совместные предприятия с целью воплощения в жизнь международных программ
    • Проектно-конструкторские работы ЗАО «Смартек»;
    • Управление программой SaM146, SA «PowerJet» в Франции;
    • Производство узлов двигателя и деталей SaM146ЗАО «ВолгАэро»;
    • Испытание авиационных двигателей ЗАО «Полуево-Инвест»;
    • Совместное российско-чешское предприятие по модернизации и ремонту оборудования ЗАО «РеМО».

Общий объём площадей производства составляет свыше 1 миллиона квадратных метров. В производстве участвует свыше 12 тысяч экземпляров оборудования.

Численность работающих на предприятии по состоянию на 01.01.2006 - 17,9 тысяч человек. Объём продаж производства в 2006 году был 8 миллиардов рублей, чистый убыток - 183 миллиона рублей.

В начале 2011 года американская газета «Fast Company», которая специализируется на теме современных технологий, опубликовало рейтинг ведущих компаний России по инновационным технологиям; ОАО «Рыбинские моторы» в этом рейтинге заняло девятое место.

Выручка предприятия в 2012году составила 13 миллиардов рублей. Численность персонала на этот момент 12 тысяч человек. Консолидированная выручка (с учетом зависимых и дочерних обществ) около 20 миллиардов рублей.

В 2008 году на предприятии запущен АЛ-100, самый мощный суперкомпьютер в промышленности не только России, но и Содружества независимых государств. Название ему дали в честь столетия со дня рождения учредителя компании, конструктора и учёного Люльки Архипа Михайловича, двигатели которого также называли «АЛ». Эксплуатация и запуск суперкомпьютера мощностью 14,3 терафлопс (за одну секунду происходит с 14,3 триллионов операций плавающей точкой) - результат совместной работы компаний IBM, Intel, КРОК инкорпорейтед, American Power Conversion и ОАО «НПО „Сатурн“».

Вслед за столетием ПАО «НПО «Сатурн» в нынешнем 2017 году отметит свой вековой юбилей знаменитый немецкий концерн «БМВ» . Компания официально была зарегистрирована в июле 1917 года, а ее основателями стали Карл Рапп и Густав Отто.

Зарождение марки BMW исторически совпало с революционными переменами в России и стало для баварской марки знаковым: судьба Bayerische Motoren-Werke оказалась неразрывно связана с Россией.

Сегодняшний мировой лидер в производстве легковых автомобилей и внедорожников в начале своей деятельности сделал ставку на Россию: 5 июня 1924 года был заключен первый контракт на поставку в Советский Союз 50 рядных шестицилиндровых авиамоторов BMW . Их испытание проводили на стендах в Научном автомобильном и моторном институте (НАМИ). Руководил работами Владимир Яковлевич Климов, позднее назначенный главным конструктором рыбинского завода.

НПО «Сатурн» заменит украинские двигатели >>

Двигатель BMW-IV показал на стенде мощность всего 230–240 л. с., вместо заявленных 300 л. с. Результаты первых испытаний привели к охлаждению интереса к изделиям Баварского завода. Однако 19 октября 1925 года совместное заседание представителей Авиатреста и Управления Военно-воздушных сил РККА (УВВС) вынесло следующее решение: «Признать безусловно желательным привлечение первоклассных иностранных моторостроительных фирм как к техническому содействию нашему моторостроению, так и к непосредственной работе в СССР... ». И в феврале 1927 года в Германию для переговоров с фирмой BMW о строительстве в СССР авиамоторного завода и закупке лицензии на авиадвигатель BMW-VI выехала делегация Авиатреста.

14 октября 1927 года договор на лицензионное производство моторов BMW- VI в СССР был подписан. Один экземпляр этого документа хранится в Рыбинском филиале Госархива Ярославской области (РбФ ГАЯО. Фонд Р-39, оп. 3, д. 28). «...Авиатрест в лице председателя правления М. Г. Урываева, действующего на основании постановления СНК СССР от 27 сентября 1927 года (протокол № 227, п. 11), с одной стороны, и Германское Акционерное Общество «Баварские Моторные Заводы» («Байрише Моторен-Верке»), Мюнхен, в дальнейшем именуемое «БМВ», в лице директоров Франца Иосифа Поппа и Рихарда Фойгта... заключили настоящий договор о нижеследующем: ...«БМВ» предоставляет Авиатресту право пользования как всеми имеющимися у них в настоящее время патентами и дополнительными патентами, которые будут заявлены, зарегистрированы или приобретены «БМВ» в течение всего срока действия настоящего договора и которые «БМВ» будут использованы в области производства авиамоторов типа БМВ-VI. «БМВ» предоставляет в пользование Авиатреста все конструктивные и рабочие чертежи, а равно весь свой технический опыт, относящийся к производству моторов типа БМВ-VI... в частности «БМВ» обязуется передать Авиатресту все рабочие чертежи деталей ».

Сатурновский двигатель SaM146 отработал 100 тысяч циклов >>

Срок действия договора составлял 5 лет. Авиатрест заплатил по договору 50 000 долларов и после приемки первых моторов должен был отчислять в пользу БМВ 7,5 % стоимости каждого двигателя, в целом не менее 50 000 долларов в год. По договору, специалисты БМВ обязывались обучить советских специалистов на немецких заводах.

Среди откомандированных специалистов были инженеры завода № 26 Фохт, Брискин, Бычков и Зарудный. Рыбинский филиал ГАЯО хранит их подробный – в несколько десятков страниц – отчет об этой командировке (РбФ ГАЯО. Фонд Р-39, оп. 3, д. 49.). Перелистаем этот документ, инженеры пишут, что «в исполнение договора на заводе № 26 были получены из Германии все рабочие чертежи мотора с указанием допусков, спецификация деталей с указанием марок материала, листы планов механической обработки деталей, чертежи приспособлений, фотографии деталей мотора в обработке и прочие материалы. Ко времени командировки они были изучены ».

Задание командированным было сформулировано так: «получить все данные о медных и алюминиевых сплавах, применяемых заводом БМВ; изучить методы формовки и плавки алюминиевого и бронзового литья; получить данные по термической обработке деталей; ознакомиться с организацией производства... ».

Статус программы самолета МС21 >>

«Вся администрация завода БМВ относилась к нам чрезвычайно любезно и внимательно, – пишут в отчете рыбинские инженеры. – На заводе нам были предоставлены отдельное помещение для занятий и полная свобода в посещении всех цехов, кроме опытного... За время пребывания мы получили дополнительно около 200 чертежей приспособлений и инструмента, из коих большинство было выпущено после декабря 1928 года, когда была произведена приемка материала от БМВ, около 40 фотографий деталей и моделей в обработке... около 30 эскизов приспособлений и кокилей... получены формы документов по организации управления производством... »

Общая характеристика немецкого завода начинается с расчетов его прибыли. Завод производит две марки мотора БМВ, две марки мотоциклов БМВ, ведет ремонт этих изделий. В то же время, предприятие ведет подготовку серийного производства недавно закупленного в Канаде двигателя Пратт-энд-Уитни мощностью 525 л. с. Годовая прибыль завода составляет 7 млн долларов в год. При этом на заводе трудятся 2000 рабочих и 400 служащих.

Организации управления технической части предприятия посвящена значительная часть отчета рыбинских инженеров: «Во главе производства стоит технический директор, подчиненный генеральному... Ему подчинен «заведующий производством», «в распоряжении которого имеются: бюро предварительной калькуляции, бюро приспособлений, бюро заказов, бюро труда, расчетный отдел, все цеха, кроме литейного и модельного... Во главе каждого цеха – обер-мастер... Все управление производством поражает своей простотой, четкостью, отсутствием формализма, минимальным количеством документов, их простотой и чрезвычайно коротким путем их прохождения... Сопроводительная карта является в то же время и накладной для сдачи изделий по их изготовлении... Между мастерами различных цехов наблюдается чрезвычайно тесная связь и чрезвычайная сплоченность в работе всего технического персонала... »

Как испытывают МС-21 перед первым полетом? >>

«Столь простая схема управления производством возможна лишь при наличии высококвалифицированного, опытного, чрезвычайно дисциплинированного и технически культурного рабочего и технического персонала, как на заводе БМВ... Рабочий день уплотнен до предела. Время начала и окончания работы считается не с момента прохода рабочего через проходную, а с момента фактического начала и окончания работы, время переодевания, мытья рук и т. п. в число часов рабочего дня не входит. На проходной учет прихода и ухода не ведется... Мастера внимательно следят за заработками своих рабочих, собственноручно каждый раз проверяя ведомости... ». Это описание и сегодня, 90 лет спустя, читается с интересом.

В отчете есть подробное описание двигателя и некоторых механических и термических процессов, в частности, описание нарезки резьбы на 4 листах, а также описание термической обработки главных деталей двигателя. Рядом – технология изготовления различных по назначению сплавов. Обращает на себя внимание список цехов, «большая часть зданий – старые, расположенные на окраине Мюнхена», – отмечают авторы отчета. При этом они составляют списки оборудования каждого из цехов, особенное внимание уделяя маркам станков и приспособлений. Так, в сборочном цехе «21 верстак, 4 быстроходных сверлилки, 1 гидравлический пресс, 2 ручных пресса, 1 токарный станок, 1 печь для нагрева поршней, 2 ванны для промывки, 1 машина для притирки поршневых колец, трубопровод сжатого воздуха, станок для испытания помп ». Трудятся в сборочном цехе 70 рабочих.

Перспективы «Ильюшина» >>

Любопытно устройство испытательной станции: она «открытого типа, углублена в землю, кругом обнесена земляным валом, вокруг которого устроен трек для испытания мотоциклов. Станция имеет 10 испытательных станков (балансирных), причем станки невыкатные, т. е. станция открытая. Станки расположены под полом станции так, что мотор на станке расположен на уровне пола станции. Станки отделены друг от друга каменными стенами. Площадь, занимаемая каждым станком, – 10 ×15 м. ...Станция соединена с монтажной подземным туннелем, по которому моторы подаются на станцию и возвращаются с нее. Строя станцию, углубленную в землю, завод надеялся избежать шума при испытаниях, но цели этой не достиг, – пишут рыбинские инженеры. – Для наших условий такой тип станции непригоден, т. к. она открытая и зимой при нашем климате работать невозможно – испытательная площадка и котлован будут заноситься снегом... ».

С точки зрения рыбинцев, заслуживающая внимания особенность производства на заводе БМВ в Мюнхене – организация транспорта. «Транспорт, межцеховой и внутрицеховой, осуществляется при помощи аккумуляторных электрических тележек и ручных с подъемными платформами. Передача грузов с этажа на этаж производится на трех лифтах. Указанные транспортные и подъемные механизмы вполне обеспечивают бесперебойную подачу материалов и полуфабрикатов из цеха в цех.

«Пермские моторы» готовы к серийному производству двигателя 5-го поколения >>

Надо заметить, что завод не придает большого значения внутризаводскому транспорту, т. к. стоимость его, учитывая высокую стоимость материала и обработки, занимает весьма малую долю в общей стоимости изделия. Тем не менее, с нашей точки зрения он налажен прекрасно и работает безукоризненно ». «Всего за границей мы пробыли 64 суток, из них в пути 4 суток, в Мюнхене на заводе БМВ – 50, в Берлине – 10. ...В Берлине нами были осмотрены заводы Л. Леве и Ф. Вернера, уточнены заказы мерительного и режущего инструмента для завода № 26. Кроме того, Зарудный выезжал на один день на завод Демага для выяснения вопросов, связанных с заказом этому заводу электроцугов для завода № 26... ».

Реферат на тему:

Сатурн (НПО)



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Собственники и руководство
  • 3 Структура
  • 4 Деятельность
  • 5 Продукция
  • 6 Суперкомпьютер
  • Примечания

Введение

ОАО «НПО „Сатурн“» (ОАО «Научно-производственное объединение „Сатурн“» ) - российская машиностроительная компания, специализирующаяся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, судов военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. Штаб-квартира и основное производство расположено в городе Рыбинске Ярославской области. НПО «Сатурн» - единственная компания области, вошедшая в Перечень системообразующих организаций России.


1. История

В 1916 году на основе государственного кредита создан автомобильный завод в городе Рыбинске - АО «Русский Рено». В 1918 году завод был национализирован, в 1920-23 годах числился как Государственный автомобильный завод № 3, специализируясь на ремонте автотранспорта. В 1924 году завод передан в систему предприятий авиационной промышленности и годом позднее получил наименование «завод № 26». В 1928 году начат выпуск первой серии двигателей М-17 для самолётов-разведчиков Р-5 и тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3; ремонт и испытание авиамоторов «Лорен-Дитрих».

В 1935 году создано ОКБ под руководством главного конструктора В. Я. Климова. В 1938 году разработана серия двигателей М-103, М-105 (главный конструктор В. Я. Климов) для истребителей Як-1, Як-3, Су-1, Су-3, ЛаГГ-3 и бомбардировщиков СБ-3, Пе-2, Ар-2.

В 1939 году создано конструкторское бюро В. А. Добрынина. В 1941 году Рыбинский завод, КБ В. Я. Климова и Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе эвакуированы в Уфу. В 1943 году КБ В. А. Добрынина переведено в Рыбинск. В 1944 году возобновлён серийный выпуск продукции на заводе. Создано КБ под руководством А. М. Люльки.

В 1945 году в Рыбинске начат выпуск двигателя АШ-62ИР для многоцелевого самолёта Ан-2 и военно-транспортного Ли-2. В 1947 году начат выпуск первого советского турбореактивного двигателя ТР-1, начато производство поршневого двигателя АШ-73ТК конструкции А. Д. Швецова для самолётов Ту-4 и Ту-70. В 1949 году создан двигатель ВД-4К конструкции В. А. Добрынина для стратегического бомбардировщика Ту-85. В 1954 году начат серийный выпуск турбореактивных двигателей конструкции В. А. Добрынина: ВД-7Б для стратегического бомбардировщика 3М; ВД-7М для сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 и М-50. В 1957 году под руководством А. М. Люльки создан турбореактивный двигатель АЛ-7Ф-1 для истребителей Су-7, Су-9 и Су-17; выпускался серийно в Рыбинске в 1960-1974 годах.

В 1960 году директором завода назначен П. Ф. Дерунов. В 1961 году главным конструктором КБ моторостроения в Рыбинске назначен П. А. Колесов, под руководством которого создавалась серия авиационных двигателей РД. В 1963 году создан турбореактивный двигатель РД36-35 для самолётов МиГ-21, МиГ-23 и Т-58ВД. В 1968 году начат серийный выпуск двигателя РД36-51А для пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144Д. В 1970 году под руководством А. М. Люльки создан двигатель АЛ-21Ф-3 для самолётов Су-17М, Су-20, Су-24 и МиГ-23Б. В 1972 году в Рыбинске начат серийный выпуск двигателей П. А. Соловьёва Д-30КУ для Ил-62М и Д-30КП для Ил-76. В 1976 году создан военный двигатель АЛ-31Ф для Су-27 (главный конструктор А. М. Люлька). В 1979 году создан двигатель РД-38 П. А. Колесова для палубного истребителя Як-38М. В 1980-е годы созданы ракетно-турбовальный двигатель РТВД-14 и турбопривод ТП-22, прошедшие лётные испытания в ракетно-космической системе «Энергия-Буран». В 1983 году начат серийный выпуск двигателя Д-30КУ-154 П. А. Соловьёва для среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154М. В 1988 году создан двигатель АЛ-31ФП (генеральный конструктор В. М. Чепкин) для истребителей-перехватчиков Су-30МК, Су-30МКИ, Су-37. В 1990 году начато создание двигателя РД-600В для вертолётов Ка-62 и двигателя ТВД-1500 для самолётов местных воздушных линий.

В 1992 году Рыбинский моторостроительный завод преобразован в открытое акционерное общество «Рыбинские моторы». В 1997 году завершено объединение ОАО «Рыбинские моторы» и Рыбинского конструкторского бюро моторостроения. Начат выпуск газовых турбин для энергетической и газовой отраслей. В 1999 году рыбинский Волжский машиностроительный завод вошёл в состав ОАО «Рыбинские моторы». В 2000 году успешно проведены испытания и получены сертификаты соответствия на теплоэлектростанцию ГТЭС-2,5 и турбовинтовой газотурбинный двигатель ТВД-1500Б. В 2001 году успешно проведены испытания двигателя 36МТ для беспилотных летательных аппаратов.

В 2001 году произошло слияние ОАО «Рыбинские моторы» и ОАО «А. Люлька-Сатурн», образовано ОАО «НПО „Сатурн“». В 2002 году двигатель SaM146 выбран для установки на региональный самолет RRJ (Sukhoi Superjet 100). В 2003 году открыто совместное предприятие НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs - PowerJet для управления маркетингом, производством, сертификацией и послепродажным обслуживанием двигателя SaM146. В 2003 году проведены испытания ГТЭ-110 - первой российской газовой турбины мощностью более 100 МВт. В 2003 году получены сертификаты на вертолётный двигатель РД-600В и на двигатель Д-30КУ-154 с малоэмиссионной камерой сгорания. В 2003 году проведены испытания на энергетическую установку ГТА-6РМ; в 2004 году - газоперекачивающего агрегата ГПА-4РМ. В 2004 году двигатель АЛ-55И выбран для установки на учебно-тренировочный самолёт HJT-36. В 2005 году открыто ВолгАэро - совместное производственное предприятие ОАО «НПО „Сатурн“» и Snecma Moteurs. В 2005 году открыты научно-технический центр в Санкт-Петербурге и инженерный центр в Перми. В 2005 году в состав ОАО «НПО „Сатурн“» вошло ОАО «ПАО „Инкар“». В 2006 году проведены испытания энергетической установки ГТА-8РМ и первого российского корабельного газотурбинного двигателя М75РУ; в 2007 году - газоперекачивающих агрегатов ГПА-6,3РМ и ГПА-10РМ.

В начале 2011 года американское издание Fast Company, специализирующееся на теме инноваций, составило рейтинг ведущих инновационных компаний России. В этом рейтинге НПО «Сатурн» заняло 9-е место.


2. Собственники и руководство

84 % акций НПО «Сатурн» принадлежит государству, 16 % - физическим лицам.

В соответствии с указом Президента РФ от 16 апреля 2008 года ОАО «НПО „Сатурн“» входит в состав создаваемой ОПК «Оборонпром» двигателестроительной интегрированной группы - «Объединённая двигателестроительная корпорация».

Управляющий директор - Илья Фёдоров. Генеральный конструктор - Юрий Николаевич Шмотин.


3. Структура

Здание НПО «Сатурн»

  • Центры создания газотурбинной техники
    • Опытно-конструкторское бюро-1 (Рыбинск)
    • Опытно-конструкторское бюро-2 (Рыбинск)
    • Научно-технический центр им. А. Люльки (Москва)
    • Научно-технический центр (Санкт-Петербург)
    • Инженерный центр (Пермь)
  • Производственные площадки
    • Производственная площадка № 1 (Рыбинск)
    • ОАО «Сатурн - Газовые турбины» (Рыбинск)
    • Лыткаринский машиностроительный завод (Московская область)
    • ПАО «Инкар» (Пермь)
    • ОАО «Русская механика» (Рыбинск)
  • Совместные предприятия в рамках реализации международных программ
    • СП «Смартек» (проектно-конструкторские работы)
    • СП «Пауэрджет» (управление программой SaM146)
    • СП «ВолгАэро» (производство деталей и узлов двигателя SaM146)
    • СП «Полуево-инвест» (испытание авиационных двигателей)

НПО «Сатурн» принадлежит 19,98 % акций Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО), с которым его связывает соглашение о партнёрстве.


4. Деятельность

Общий объём производственных площадей составляет около 1 млн м². В производстве задействовано более 12 тыс. единиц оборудования.

Численность персонала на 1 января 2006 года - 17,9 тыс. человек. Объём продаж компании в 2006 году составил 8 млрд руб., чистый убыток - 183 млн руб.

Выручка (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.) - 4,8 млрд руб., чистая прибыль - 218,9 млн руб.

5. Продукция

«Изделие 117С», двигатель поколения 4++, одна из последних разработок компании

  • Военные двигатели.
    • Авиационные IV поколения: АЛ-31Ф, АЛ-31ФН, АЛ-31ФП, Изделие 117С.
    • Авиационные V поколения для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) .
    • Семейство двигателей АЛ-55.
    • Двигатели для беспилотных летательных аппаратов: 36МТ, 37-01Э)
    • Морские корабельные двигатели: М70ФРУ, М75РУ, М90ФР.
  • Гражданские авиационные двигатели: SaM146, Д-30КП Бурлак, Д-30КУ, Д-30КУ-2, Д-30КП, Д-30КП-2, Д-30КУ-154, РД-600B, ТВД-1500Б.
  • Энергетическое оборудование.
    • Газотурбинные двигатели для энергетики: ГТЭС-2,5, ГТА-6РМ, ГТА-8РМ, ГТЭС-12, ГТЭ-110, ПГУ-170, ПГУ-325.
    • Газоперекачивающие агрегаты: ГПА-4РМ, ГПА-6,3РМ, ГПА-10РМ.
    • Трубопроводная арматура.
  • Двигатели для снегоходов «Буран»: РМЗ-640-34.

6. Суперкомпьютер

В 2008 предприятием запущен самый мощный суперкомпьютер в промышленности России и СНГ АЛ-100. Название дано в честь 100-летия со дня рождения основателя компании, учёного и конструктора Архипа Михайловича Люльки, двигателям которого традиционно присваивалась марка «АЛ» . Запуск в эксплуатацию суперкомпьютера мощностью 14,3 терафлопс (триллионов операций в секунду с плавающей точкой) - результат совместной работы ОАО "НПО «Сатурн» и компаний КРОК инкорпорейтед, IBM, Intel, American Power Conversion.


Примечания

  1. missiles.ru:: НПО Сатурн - www.missiles.ru/Saturn-muzey-2010.htm // missiles.ru
  2. Яндекс, ABBYY и "Роснано" возглавили рейтинг инновационных компаний РФ | Новости | Лента новостей "РИА Новости" - www.rian.ru/nano_news/20110317/354819349.html
  3. 1 2 3 Алексей Никольский . «Все рычаги у государства есть и сейчас», - Юрий Ласточкин, генеральный директор НПО «Сатурн» // Ведомости, № 243 (2017), 24 декабря 2007
  4. http://www.npo-saturn.ru/!new/index.php?pid=51 - www.npo-saturn.ru/!new/index.php?pid=51
  5. Новости российской промышленности - В ЧЕСТЬ АРХИПА ЛЮЛЬКИ - news.rosprom.org/news.php?id=5475
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 21:12:43
Похожие рефераты: Минский моторный завод , Пермский моторный завод ,

История завода началась в разгар Первой мировой войны с Высочайшего утверждения императором Николаем II положения Совета министров о выдаче крупного заказа для военного ведомства пяти русским автомобильным заводам, в числе которых было и АО «Русский Рено». Завод в Рыбинске был построен с нуля в кратчайшие сроки. Основная производственная площадка акционерного общества располагалась в Санкт-Петербурге (ныне завод имени Климова). Уже в 1917 году там стали собирать авиационные двигатели «Рено» для самолетов «Илья Муромец». Тогда же Управление военно-воздушного флота предлагало разместить в Рыбинске заказ на производство нескольких сотен авиационных моторов. Но этим планам помешали революционные события 17-го года.

Строительство первых корпусов завода АО «Русский Рено» в Рыбинске, 1916 г.

Летом 1918 года завод был национализирован, и стал выполнять работы по восстановлению автомашин для обеспечения Красной армии. Но уже 10 мая 1924 года вышло правительственное постановление о передаче завода в систему предприятий авиационной промышленности, где он и получил свое историческое обозначение: «завод №26». Так началась история рыбинского авиамоторостроения. В конце 1926 года было решено наладить в СССР производство двигателя BMW-VI, ставшего прототипом советского двигателя М-17 для самолетов-разведчиков Р-5 и тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. За 10 последующих лет на заводе было произведено около 8 тысяч М-17, что позволило советскому правительству отказаться от закупки двигателей за границей.


Занятия по изучению мотора М-17 на курсах мастеров завода

В 1930 году в Рыбинске началось опытное производство двигателя М-34, благодаря которому Валерий Чкалов совершил первый 56-часовой беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 по маршруту Москва-Заполярье-Дальний Восток. В 1935 году конструкторское бюро завода возглавил Владимир Яковлевич Климов, под руководством которого было создано семейство «сотых» двигателей М-100, М-103, М-105, за что завод был награжден высшей наградой советского государства - орденом Ленина. Однако все эти успехи не помогли работникам завода избежать кровавого 37-го года. Завод тогда потерял много ведущих специалистов, в числе которых и директор завода Г.Н. Королев, который был снят с должности и расстрелян. Увы, официальная хроника старалась не упоминать о тех событиях. Архивные документы содержат немало информации о том, насколько тяжелая тогда была атмосфера на предприятии. Так, например, в процессе воссоздания полной истории предприятия к 100-летнему юбилею, работники завода в архивах неожиданно обнаружили имена ещё 3-х «утерянных» директоров завода.


В.Я.Климов, В.П.Баландин, П.Д.Лаврентьев, Д.И.Голованев, А.М.Мыздриков, 1939г.

Затем наступили тяжелые сороковые. Накануне войны правительство требовало значительного увеличения выпуска моторов. С начала 1941 года руководство завода ежедневно направляло руководству страны отчет о количестве выпущенных двигателей. Но осенью фашистские войска подошли к Твери и было принято решение об эвакуации завода в Уфу. Практически за две недели 14500 рабочих, 1700 инженерно-технических сотрудников, 1300 служащих со всем оборудованием и 300 комплектами моторов, демонтировав даже силовые кабели, на баржах, поездах, автомобилях организованно покинули Рыбинск. При этом, операция прошла настолько скрытно, что позже немецкая авиация ещё долгое время осуществляла авианалеты на пустые заводские корпуса, думая, что завод продолжает работать. Более половины авиабомб (1026), сброшенных на Ярославскую область за годы войны, упали на территорию завода.


Разрушенные корпуса завода, 1942г.

Вместе с рыбинцами в Уфу был эвакуирован и завод из Ленинграда. В короткие сроки в Уфе был построен завод-гигант, с созданием которого началась история и прославленного уфимского моторостроения. Но в 1942 году гитлеровцы были отброшены от Москвы и завод в Рыбинске стал восставать и пепла. Уже в апреле из Уфы в Рыбинск прибыл первый эшелон с людьми и оборудованием. Просто поразительна воля и вера людей тех лет в победу на врагом, которые в самый разгар войны были уверены, что враг больше не вернется. Ещё не было ни Сталинграда, ни Курской Дуги, ленинградцы умирали от голода в блокадном городе, а в Рыбинске уже шла работа по восстановлению цехов предприятия. В 1943 году в Рыбинск из Уфы было переведено ОКБ-250 под руководством В.А. Добрынина. В 1944 году в холодных цехах завода, полуголодными работниками предприятия был собран первый двигатель М-62ИР для самолетов Ли-2, который авиаторам более известен как двигатель легендарного «кукурузника» - АШ-62ИР (конструктор А.Д. Швецов). Как это ни удивительно, но самолеты Ан-2 выпускались аж до 2002 года и до сих пор в строю.


Производство двигателя АШ-62ИР

В послевоенные годы в Рыбинске началась разработка двигателя ВД-4К (конструктор В.А. Добрынин) для стратегического бомбардировщика Ту-85 и освоение серийного выпуска поршневого двигателя АШ-73ТК (конструктор А.Д. Швецов) для дальнего стратегического бомбардировщика Ту-4. Но завод не ограничивался лишь авиационной тематикой. Здесь выпускался и дизельный двигатель Д-36 для трактора «Беларусь», и лодочный мотор МЛ-20 «Чайка», и даже троллейбусные детали и узлы. Однако неумолимо приближалась реактивная эра, что потребовало создание на заводе технологически совершенно новых производств. В 1955 году было освоено производство созданного рыбинскими конструкторами турбореактивных двигателей серии ВД-7 (конструктор В.А. Добрынин), впоследствии устанавливавшихся на стратегические бомбардировщики 3М, М-50, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22.


Первый трактор "Беларусь" с рыбинским дизелем, 1954г.

В 1960 году директором завода был назначен П.Ф. Дерунов, а главным конструктором КБ П.А.Колесов, с именами которых связаны самые славные годы истории рыбинского предприятия. Началось серийное производство турбореактивных двигателей АЛ-7Ф-1 (конструктор А.М. Люлька) для истребителей бомбардировщиков Су-7Б, истребителей-перехватчиков Су-9. Под руководством Колесова были созданы уникальные авиационные двигатели для самолетов, опередивших свое время, таких как бомбардировщик-ракетоносец Т-4 «Сотка», сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144Д («Дальний»), многоцелевой истребитель вертикального влета-посадки Як-141 и других. Одновременно расширяется производство дизельных моторов. Изделия с рыбинскими дизелями поставляются в 53 страны мира. В 1966 году заслуги завода были отмечены вторым орденом Ленина.

70-е годы - очередная знаменательная веха в истории предприятия - освоение производства двигателей пермского КБ под руководством П.С. Соловьева Д-30КУ и Д-30КП для пассажирского дальнемагистрального самолета Ил-62М и транспортного Ил-76. Параллельно выпускались детали и для двигателей подводных лодок, и изделия для вертолетов, и снегоходы «Буран». 80-е обозначились началом серийного выпуска турбореактивного двухконтурного двигателя Д-30КУ-154 (конструктор П.А. Соловьев) для среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154М, созданием двигателя РД-38 (конструктор П.А. Колесов) для палубного штурмовика Як-38М, и других двигателей для перспективных, в том числе и беспилотных образцов авиатехники.

Однако в конце 80-х на предприятии уже заметно ощущалось нарушение хозяйственных связей в стране. А последовавший затем развал СССР поставил перед коллективом завода вопрос о выживании в условиях политической и экономической нестабильности. 17 февраля 1992 года собранием Совета трудового коллектива было принято решение о преобразовании предприятия акционерное общество. В том же 92-м году рыбинский моторостроительный завод и рыбинское конструкторское бюро моторостроения были преобразованы соответственно в АООТ «Рыбинские моторы» и АООТ «РКБМ». Последнее позже было определено в качестве основной базы по созданию отечественных морских ГТД. Новым направление деятельности рыбинского завода также стало создание и производство газотурбинных двигателей для выработки электроэнергии, что и сегодня является одним из основных направлений деятельности предприятия. Начался выпуск газовых турбин малой и средней мощности для энергетической и газовой отраслей.

В 2001 году произошло слияние ОАО «Рыбинские моторы» (в которые на тот момент уже входило ОАО «РКБМ») и московского ОАО «А.Люлька-Сатурн», и образование ОАО «НПО «Сатурн». Сегодня НПО «Сатурн» в кооперации с другими предприятиями ОДК реализует целый ряд масштабных проектов в гражданской и военной сферах. Компания является головным предприятием дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» — бизнес-единицы ОДК. Совместно с компанией Safran Aircraft Engines в Рыбинске производится российско-французская силовая установка SaM146 для пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100. Для реализации проекта в 2005 году состоялось открытие ЗАО «ВолгАэро» - совместного производственного предприятия ОАО «НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs. Российское ПАО «НПО «Сатурн» отвечает за разработку и производство вентилятора и компрессора низкого давления, турбины низкого давления, общую сборку двигателя и его испытания, Safran Aircraft Engines - за компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления, коробку агрегатов, САУ и интеграцию силовой установки.

SaM146, созданный на основе сочетания опыта и новых технологий российского и западного двигателестроения, является первым производимым в России газотурбинным двигателем, получившим международный сертификат типа EASA. Сегодня рассматривается возможность участия «НПО «Сатурн» и в программе создания двигателя ПД-35. Также, предприятие продолжает выпуск двигателей Д-30КП для самолетов семейства Ил-76. КБ НПО «Сатурн» разработан двигатель АЛ-55И, устанавливаемый на индийский учебно-боевой самолет HJT-36. Другое направление работы рыбинских моторостроителей - малоразмерные газотурбинные двигатели, устанавливаемые на крылатые ракеты авиационного и морского базирования. В рамках ОДК НПО «Сатурн» определено и в качестве центра морского газотурбостроения.

Генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов : «Вековая история НПО «Сатурн» вызывает уважение и искреннее восхищение. Предприятие прошло трудный, но славный путь становления отечественного двигателестростроения. За освоением каждой новой марки уникальной техники стоит напряженная работа многих поколений специалистов - конструкторов, инженеров, рабочих, зачастую целиком подчинявших свой жизненный уклад интересам производства и укреплению обороноспособности страны. Так было и в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенное время, когда наша страна стремилась занять лидирующие позиции в этой высокотехнологичной отрасли».

Сейчас предприятие выпускает около 600 газотурбинных двигателей в год различной тематики - для неба, земли и моря. География заказчиков продукции предприятия охватывает 30 стран мира. В целом в структуре бизнеса ПАО «НПО «Сатурн» (по итогам 2015 года) 70% занимает авиационная продукция, 6% - продукция наземного промышленного применения, 20% - НИОКР, 4% - прочая продукция. Всего же за историю существования рыбинским моторостроительным комплексом было спроектировано порядка 40 видов изделий, выпущено почти 50 тысяч авиационных двигателей для истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолетов и пассажирских лайнеров. Сегодня в состав предприятия входят: производственная серийная площадка, опытно конструкторское бюро и опытный завод в г. Рыбинск, инженерный центр в г. Пермь, филиалы НТЦ в Санкт-Петербурге и НТЦ в Омске, а также дочерние и совместные предприятия в рамках реализации международных программ.

За последние годы на предприятии был проведен целый комплекс мероприятий по технологической модернизации и техническому перевооружению производства. Так, были введены в эксплуатацию новые производственные подразделения, занятые обработкой лопаток компрессора, лопаток турбины с применением прогрессивных технологических процессов и современного оборудования. НПО «Сатурн» проводит активную инновационную политику - используются аддитивные технологии, 3D-моделирование, проводится внедрение деталей из полимерных композитных материалов и т.д. В НПО «Сатурн» создан инновационный «Центр аддитивных технологий» (ЦАТ). В нем представлены все наиболее перспективные и востребованные промышленностью направления аддитивных технологий.

В этом году в НПО «Сатурн» был запущен в эксплуатацию разработанный одной из российских компаний новый специализированный программно-аппаратный комплекс (СПАК) производительностью 114 Тфлопс. Суммарный объем оперативной памяти суперкомпьютера СПАК составляет 14,5 ТБ, суммарное количество процессоров вычислительного поля - 204, суммарное количество ядер - 2808. За счет объединения высокопроизводительных вычислительных ресурсов - кластеров АЛ-100 (в 2008 году данный суперкомпьютер был признан самым высокопроизводительным в промышленности России и СНГ) и нового СПАК в единый вычислительный кластер, в НПО «Сатурн» создан уникальный суперкомпьютерный центр. Он будет использоваться для осуществления сложных длительных, ресурсоемких вычислений, для оптимизации конструкторских разработок основного спектра продукции предприятия.

И, конечно же, отдельно стоит упомянуть вклад заводчан в развитие социальной сферы, причем, не только заводской. Помимо собственной развитой социальной и спортивной инфраструктуры, благодаря предприятию в Рыбинске все годы активно развивались социальные программы: заводом были построены дворец культуры, футбольный и воднолыжный стадионы, плавательный бассейн, детские сады, базы отдыха, миллионы квадратных метров жилья и множество иных объектов социальной и промышленной инфраструктуры региона. Сегодня ПАО «НПО «Сатурн» это свыше 12 000 работников, 12 000 единиц оборудования, 1 млн. кв. метров производственных площадей. Всего же численность персонала с учетом дочерних компаний и зависимых обществ составляет 14 000 человек.

В соответствии со стратегическими планами развития и соответствующей плановой потребностью в персонале НПО «Сатурн» реализует планы взаимодействия с профильными учебными заведениями и профориентационные программы с целью привлечения потенциальных будущих работников. Ежегодно на предприятие трудоустраивается порядка 200 молодых специалистов (из них 66 % - выпускники высших учебных заведений). В настоящее время молодые сотрудники в возрасте от 16 до 35 лет составляют около трети работников предприятия.

Заместитель генерального директора - управляющий директор ПАО «НПО «Сатурн» Виктор Поляков: «За этой впечатляющей юбилейной датой стоят десятки тысяч выпущенных двигателей, судьбы нескольких поколений людей, их каждодневный великий труд на благо страны. Деятельность рыбинского моторостроительного завода неоднократно удостаивалась высших государственных наград Советского Союза и сегодня получает высочайшую оценку российского государства за вклад в укрепление обороноспособности, энергетической и транспортной безопасности нашей Родины».

Редакция портала поздравляет коллектив НПО «Сатурн» с юбилеем
и благодарит пресс-службы «ОДК» и предприятия за помощь в подготовке материала.